Прп. Елена Сербская, икона |
Елена Сербская, Анжуйская
, в монашестве
Елисавета
(+ 1314), сербская королева, святая благоверная Память 30 октября
Родилась во второй четверти XIII века, год и место рождения св. Елены неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют [1]. Прозвище Анжуйская
применительно к Елене употребляется в научной литературе с конца 1950-х гг., начиная со статьи Г. Суботича.
Получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию за Стефана Уроша I, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в монастыре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.).
На протяжении большей части жизни сохраняла приверженность Римско-католической церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера [2]. Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола [3]. Основала францисканские монастыри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским монастырям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Елены, Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) [4].
Около 1291 года принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза.
Вложила православные иконы в собор св. ап. Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия).
Поддерживала тесные связи с католич патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло [5].
Совместно с мужем дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей которого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) [6].
В то же время королева покровительствовала Православной Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе.
Получив власть в 1276 году, старший сын Елены король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены в это время был г. Скадар).
После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Елена участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани.
Около 1284 г. (?) приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре.
В 1309 г. младший сын Елены король Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым.
Святая Елена была первой женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задушбину» — Градацкий монастырь. Приглашенные ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки.
Скончалась 8 февраля 1314 года в Брняке (Косово). Была погребена в Градацком монастыре, заупокойную службу по ней совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф св. Елены) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта.
Почитание
Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через три года после кончины св. Елена явилась во сне некоему иноку монастыря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен монастыря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в монастырь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» [7].
Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря [8].
С именем св. Елены связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в монастыре до 1430-х годов, а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, которые носили их в шелковых мешочках на шее [9].
Центром почитания св. Елены Сербской является монастырь Градац, в котором празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая) [10]. Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела».
Память св. Елены отмечается 30 октября вместе с памятью ее детей, свв. Милутина и Драгутина.
Отдельная служба св. Елене отсутствует. Она упоминается в службе королю Милутину (30 октября), написанной в кон. XIV — нач. в. патриархом Сербским Даниилом III, в первой стихире на великой вечерне как мать двух святых, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей [11].
До последнего времени отсутствовали свидетельства почитания св. Елены Сербской за пределами Сербии и были неизвестны посвящения ей храмов.
3 октября 2016 года в Сергиевском соборе Троице-Сергиева Варницкого монастыря состоялось освящение придела в честь прп. Елены Сербской [12].
Рекомендации
- Маргарет Игар, Шесть лет при русском дворе,
, alexanderpalace.org - Питер Курт, Анастасия: Загадка Анны Андерсон,
1983. - Роберт К. Мэсси, Николай и Александра,
1967 - Раппапорт, Х. (2008) Екатеринбург: Последние дни Романовых
, St. Martin’s Press: Нью-Йорк. ISBN 978-0-099-52009-2. - Зеэпват, К. (2000) Романовская осень
: Sutton Publishing: Страуд, Великобритания. ISBN 0750944188. - Зеэпват, К. (2004) Камера и цари: Семейный альбом Романовых
, Sutton Publishing: Страуд, Великобритания. ISBN 075094210X.
Агиография
Житие св. Елены, написанное около 1317 г. архиеп. Печским Даниилом II, и документальные источники рисуют два образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Житие Даниила включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в котором это единственное женское житие). Тот же текст в качестве самостоятельного жития содержится в хиландарском сборнике № 482, переписанном в 1536 г. [13].
Автор жития, близко знавший св. Елену и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христианским добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности.
Ряд сведений о Елене Сербской содержится также в житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. [14]. Краткое житие св. Елены, «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе библиотеки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г. на Афоне [15].
Ранние годы
Сильная, целеустремленная Хелен, мать которой умерла, когда она была маленьким ребенком, родилась в Цетинье, Черногория, и воспитывалась в основном под опекой своих тётей Станы и Милицы. Она получила образование в Россия на Смольный институт, школа в Санкт-Петербург для рожденных девочек. «Она была очень милой, но простой девушкой, с красивыми темными глазами, очень тихой и любезной манерой», — писала Маргаретта Игар, гувернантка дочерям Царь Николай II. Игар писал, что Хелен, которой тогда было семнадцать, часто приходила к чаю с другой своей теткой. Принцесса Вьера Черногории, и кузены. Молодой Великая княгиня Ольга Николаевна России очень любил ее.[2]
Иконография
Прижизненные и посмертные изображения св. Елены довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Ватикане [16], и вместе с Милутином — на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари [17]. Изображения св. Елены в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в монастыре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях монастыря Градиште (1620) св. Елена изображена с короной в богатом облачении.
История Елены равноапостольной и появление иконы
Святой происходит из Вифании, относительно небольшого города в Малой Азии, на который распространялось римское господство. Благодаря этому девушка в юном возрасте сумела полюбить римского солдата (по имени Костанцо Хлоро) и родила сына Константина.
Со временем его супруге предложили важный пост правителя римских земель, но для этого ему нужно было оставить нынешний брак и обручиться с дочерью императора. Констанций согласился и в конце концов стал правителем западных территорий Римской империи. Этот титул унаследовал его сын Константин, который также стал воином.
В результате Константин вступает в противостояние с правителем восточных земель — Максимилианом и становится правителем всей империи. Его указом узаконено христианство.
В будущем она обращается к матери, чтобы та стала императрицей. Именно поэтому икону Святой Елены и иконы Святого Константина часто совмещают. Их также чествуют в праздник Воздвижения Креста Господня.
На иконе часто изображается царица Елена с приобретенным крестом, который находится на земле более трехсот лет. Именно благодаря этой заслуге царица почитается во многих отношениях.
Литература
- Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107
- Миjатовић Ч. Ко jе краљица Jелена. Нови Сад, 1902;
- Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске // Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12;
- Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска — ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148;
- Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88:
- Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975 (по указ.);
- Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.);
- Jиречек J. К. Историjа Срба / Прев. J. Радониh. Београд, 19782. Књ. 1, 2 (по указ.);
- McDaniel Gordon L. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena // Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50:
- Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171.
- Dominika Gapska. «Dni pamięci świętych władczyń w kalendarzu serbskiej Cerkwi prawosławnej» // Latopisy Akademii Supraskiej, red. M. Kulczycka, U. Pawluczuk, Białystok 2013, vol. 4, s. 52-53:
Примечания
- Роберт К. Мэсси, Николас и Александра, 1967, стр. 198
- Игар, Маргарет (1906). «Шесть лет при русском дворе». alexanderpalace.org
. Получено 3 января 2007. - ^ аб
Зеэпват, стр. 56. - Александр Боханов, доктор Манфред Кнодт, Владимир Устименко, Зинаида Перегудова и Любовь Тютюнник, переводчик Людмила Ксенофонтова, Романовы: любовь, сила и трагедия,
1993, стр. 127. - ^ аб
Хелен Раппапорт, стр. 34 - Питер Курт, Анастасия: Загадка Анны Андерсон,
1983, стр. 43. - Шарлотта Зеепват, Фотоаппарат и цари: Семейный альбом Романовых,
2004, стр. 213.
Примечания[править | править код]
- Шевцова Г.И. Организация помощи больным и раненым сербским воинам в период Первой Балканской войны её королевским высочеством княгиней Еленой Петровной (1912 — 1913) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. — Серия Гуманитарные науки. — 2015. — № 3. — С. 25
- Шевцова Г.И. Организация помощи больным и раненым сербским воинам в период Первой Балканской войны её королевским высочеством княгиней Еленой Петровной (1912 — 1913) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. — Серия Гуманитарные науки. — 2015. — № 3. — С. 26
- Хрусталёв В. М.
Романовы. Последние дни великой династии. — 1-е. — М.: АСТ, 2013. — 861 с. — (Романовы. Падение династии). — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-079109-5. - Пчелов, 2004, с. 412.
- Даниэль Орлов.
Последний свидетель царской России | Русская Культура (рус.)
(неопр.)
. Дата обращения: 25 декабря 2022. - ↑ 12Шевцова Г.
Искреннее сочувствие сербам. Гуманитарная помощь из России пострадавшим от первой Балканской войны // Родина : журнал. — 2012. — Вып. 11. — С. 8-10. - Пчелов, 2004, с. 411.
О чем просят перед образом
При жизни королева Сербская заботилась о нищих, убогих, одиноких. Ее принято просить о самом разном. Чаще всего молитвы посвящены просьбам о даровании семейного благополучия.
К королеве Сербской обращаются с разными молитвами:
- Просят как мать за своих детей. Она помогает защитить ребенка, направить его на истинный путь, облагоразумить.
- Умоляют о даровании детей. К мощам едут женщины со всего света, которые не могут зачать ребенка. Прикосновение к раке дарует утешение и смирение.
- Женщины просят дать хорошего мужа, счастливую и спокойную семейную жизнь. Тем, кто уже замужем, преподобная помогает наладить атмосферу внутри семьи.
Перед ликом просят об исцелении родных и близких. Особенно милостива святая к тем, чьи родственники больны неизлечимо. Она помогает облегчить муки перед смертью.
Святую Елену очень любят монахини, они склоняют голову перед ликом наставницы, чтобы обрести веру в собственные силы, подкрепиться примером благочестивой и праведной жизни.
Житие
Святые Стефан Милютин, брат его Драгутин (в иночестве Феоктист) и мать их Елена
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана – Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
Отрывок, характеризующий Елена Петровна Сербская
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры. – Sire! L’Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений. – Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать. Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман. Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос. – Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой. – Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев. – За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева. Балашев почтительно наклонил голову. Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате. – Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры. Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии. – Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра. Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью. Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания. – Говорят, вы заключили мир с турками? Балашев утвердительно наклонил голову. – Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди. – Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l’aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом. – Quel beau regne aurait pu etre celui de l’Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!] Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его. – Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l’armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем. – Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет… – Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием… – Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d’honneur que j’ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку. На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
Ссылки
- [pages.prodigy.net/ptheroff/gotha/russia.html Романовы на сайте Gotha]
- [pages.prodigy.net/ptheroff/gotha/yugoslavia.html Карагеоргиевичи на сайте Gotha]
Карагеоргиевичи | ||||||||
Карагеорге Петрович 1762—1817 жена Елена Йованович | Алекса Карагеоргиевич 1801—1829 | Георгий Карагеоргиевич 1827—1884 | Алекса Карагеоргиевич 1858—1920 | |||||
Божидар Карагеоргиевич 1862—1908 | ||||||||
Александар Карагеоргиевич 1806—1885 жена Персида Ненадович | Пётр I Карагеоргиевич 1844—1921 жена Зорка Черногорская | Елена Петровна Сербская 1884—1962 муж Иоанн Константинович Романов | см. далее: Романовы | |||||
Георгий Карагеоргиевич 1887—1972 | ||||||||
Александр I Карагеоргиевич 1888—1934 жена Мария Гогенцеллерн | Пётр II Карагеоргиевич 1923—1970 жена Александра Олденбург | Александр Карагеоргиевич 1945 первая жена Мария-Глория (брак: 1972—1983) вторая жена Катарина Батис | Пётр Карагеоргиевич 1980 | |||||
Филип Карагеоргиевич 1982 | ||||||||
Александр Карагеоргиевич 1982 | ||||||||
Томислав Карагеоргиевич 1928—2000 | ||||||||
Андрей Карагеоргиевич 1929—1990 | ||||||||
Арсен Карагеоргиевич 1859—1938 жена Аврора Павловна Демидова | Павел Карагеоргиевич 1893—1976 | Александр Карагеоргиевич 1924—2016 | ||||||
Никола Карагеоргиевич 1926—1954 |
Молитвы
Тропарь преподобной Елене Сербской, королеве, глас 4
От страны́ за́падныя/ святоро́дней лозе́ се́рбстей совоку́пльшися,/ доброра́сленная ве́твь яви́лася еси́,/ благове́рная княги́не Еле́но./ Плода́ кра́сная святу́ю сы́ну дво́ицу/ принеся́ Бо́гови и ро́ду се́рбскому,/ на коне́ц вся́ су́етная ми́ра оста́вила/ и преподо́бным приложи́лася еси́:/ со дерзнове́нием Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и сыново́м слове́нским спасти́ся.
Перевод: Из западной страны привитая к святой лозе сербской, прекрасно выросшей ветвью ты стала, благоверная княгиня Елена. Как прекрасные плоды, ты принесла Богу и сербскому роду двоих святых сыновей, под конец все суетное в мире оставила и присоединилась к преподобным, с дерзновением Владыку всех моли мир земле даровать и сынам славянским спастись.
Источник статьи: https://azbyka.ru/days/sv-elena-serbskaja