Храмовая Россия: подмосковный Никольский храм святителя Николая Чудотворца

В житии борца с язычеством Николая Чудотворца описаны многочисленные чудеса, сотворенные им с божественной помощью во время земного пути. И после преставления святой приходил на подмогу страждущим христианам в трудную минуту.

С древних времен епископ Мирликийский почитался на Руси. Божий Угодник покровительствует морякам, путешественникам и первопроходцам. На помощь Святителя уповали и земледельцы. По всей земле русской возводились храмы в честь святого Николая. И в старинном селе Кляпово появился Никольский храм.

Московская область Одинцовский район Никольское Церковь Николая ...

История храма

Церковь во имя Николая Чудотворца находится в поселке Никольском, расположенном в 4 км севернее городка Кубинка Одинцовского района Московской области. Первоначально, как свидетельствуют летописи XIV века, деревня называлась Кляпово. Затем после постройки храма село стали именовать Никольским-Кляпово. В казенных записях, датируемых 1852 годом, населенный пункт именуется просто Никольским.

Первое упоминание о Николиной церкви встречается в духовном послании князя Ивана Красного, завещавшим в 1385 году московские владения супруге Александре. В 1586 году царь Федор Иоаннович передает Кляпово во владение Троице-Сергиеву монастырю. Иноки описывают приходскую церковь как четырехстенный деревянный сруб.

В книгах обители записано, что храм обеспечен святыми образами, свечами и лампадами, богослужебными книгами. В звоннице подвешены разноголосые колокола. На территории церкви проживали священник Карп, дьякон и пономарь. Здесь же находился странноприимный дом для нищих.

московская область село никольское храм

Историческая судьба

В 1764 году Екатерина II проводит в Российской империи секуляризационную реформу. Часть монастырских владений перешло под государственное управление. Никольское стало светским селом. В 1805 году на месте деревянного храма возводится каменное здание. В ведомости казенного имущества от 1852 года упоминается кирпичная церковь святого Николы.

В 1933 году по распоряжению большевистских руководителей с колокольни снимают колокола. Через три года закрывают и сам храм. Часть церковной утвари и драгоценные иконы конфискуются. Оставшееся имущество разворовывается. Во время войны помещение используется кавалерийскими частями как конюшня. Затем здесь устраивается зерновое хранилище.

До 90-х годов прошлого века здание пустовало. Без дверей, с выбитыми окнами, заброшенная церковь постепенно разрушалась. На стенах осыпалась штукатурка, а пол из мраморных плит местные жители растащили на хозяйственные нужды.

церковь никольское

Современное положение

В 1999 году начинается восстановление храма. У истоков возрождения стоял протоиерей Георгий (Студенов) и уроженец Никольского М. В. Ванин. Первые богослужения проводились в окружении строительных лесов. Отец Георгий обратился к Святейшему Патриарху с просьбой об изменении статуса церкви. По распоряжению Алексия II бывшая приходская церковь причисляется к московской епархии как патриаршее подворье.

28 декабря 2003 года — знаменательная дата в жизни Никольской церкви. В этот день после Божественной литургии, которую отслужил епископ Сергиево-Посадский Феогност, состоялось архиерейское освящение отремонтированного храма. На церемонии присутствовал Патриарх Алексий II, передавший церкви икону Казанской Божией Матери с дарственной надписью на киоте.

С 10 января 2013 года настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского служит отец Кирилл (Ошаров).

Московская область Подольский район Никольское Церковь Николая ...

Архитектура и убранство сооружения

Храм Николая Чудотворца в Никольском построен на средства московского купца Т. Петрова. Для отделки и украшения помещения использовались пожертвования прихожан. На купол был нанесен лик Спаса. В подклете здания установили печь, которая прогревала пол зимой. Рядом с церковью возвели двухэтажный дом, где разместилась богадельня и приходская школа. Церковный двор окружала кованая ограда на массивных каменных столбах.

Внешний вид

Здание, построенное в начале XIX века, соответствует правилам классического стиля. Одноэтажное здание покрывает шатровая крыша, увенчанная одной главкой на барабане. Над притвором возвышается четырехъярусная колокольня. Главный алтарь освящен во имя Божьего угодника Николая Мирликийского.

В 1904 году помещение расширили по плану зодчего Н. Н. Благовещенского. Размеры трапезной увеличились. Слева и справа достроены приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и библейского пророка Илии. Внутренние стены каждого придела покрыты росписями на сюжеты из жизни святых праведников.

На двух верхних этажах звонницы были подвешены восемь колоколов разного размера и веса. Каждый колокол носил свое имя. По древнему обычаю на светлой седмице любой прихожанин мог подняться на колокольню и на время стать звонарем.

Самые крупные колокола Никольской церкви:

  • «Большой» — 5176,08 кг;
  • «Родительский» — 1801,8 кг;
  • «Пожарный» — 655,2 кг.

московская область село никольское храм

Святыни храма

В каждой русской церкви сохраняются и оберегаются реликвии, которым поклоняются православные прихожане и паломники. Церковь Божьего Угодника в Никольском не исключение. На церковном дворе находятся два памятника. Поминальный крест установлен на месте перезахоронения останков, обнаруженных во время реставрации храма. Летом 2013 года установлена и освящена гранитная плита с именами духовных наставников, служивших в церкви.

Почитаемые святыни в храме святителя Николая:

  1. Икона Мирликийского епископа, обретенная в XVI веке.
  2. Образ Божьей Матери «Андрониковская».
  3. «Смоленская» икона Девы Марии с Младенцем.
  4. Местночтимая икона священномученика Александра (Цицерова).

Образ Николая Угодника украшают кольца, крестики и бусы. Это дары прихожан, которые получили помощь от Святителя. Иконы Божьей Матери сохранялись в церкви до момента закрытия в эпоху большевистских гонений. Благочестивым сельчанам удалось уберечь реликвии от поругания. С возрождением православных традиций божественные лики вернулись в храм.

Последним настоятелем перед закрытием церкви коммунистами был отец Александр (Цицеров). Постановлением Священного Синода от 16 июля 2005 года священник причислен к лику исповедников и новомученников российских. 9 сентября 2012 года, в день памяти святого, икона отца Александра, на которой закреплен его наперсный крест, была установлена в храме.

Никольская церковь

Никольское — древнее, с богатой многовековой историей село. В наши дни Никольское – живописный уголок средней России, не отягощённый вычурными постройками, не оглушённый рёвом бесконечного потока машин. Жителей в селе немного и всё больше пенсионного возраста. Оживает село летом, с приездом дачников – дети, молодёжь… Главным центром сельской жизни – в летнюю пору и в период осенне-зимнего межсезонья является храм. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца. На протяжении почти столетия, с момента его возведения и освящения, люди шли со своими горестями и радостями под своды храма, к образу святого Николая, Николы Вешнего, как зовут в народе всеми любимого и почитаемого чудотворца. А потом свершилась Великая октябрьская революция. Последующие годы, как кровавая лавина, сметали с лица земли святыни земли Русской. Не уцелел и Святоникольский храм.

Село Никольское, лежащее среди пышных заливных лугов, на берегу живописной реки Молохты, никогда не считалось бедным. Вблизи села проходили торговые пути в Иваново-Вознесенск и из Нерехты в Шую, что, конечно, благоприятствовало развитию крестьянской торговли. К тому же от Никольского до Иваново было 15 верст, неподалеку стояли Плес, Шуя – там проходили богатые ярмарки, базары, куда сельчане привозили продовольственные продукты и произведения местных ремесел.

Местные крестьяне занимались скотоводством, также приход был земледельческим, крестьяне высевали по весне рожь, овес, ячмень, картофель. На карте костромской губернии это было одно из тех редких мест, где при хорошем урожае дотягивали до новой жатвы на своем хлебе. При неблагоприятных летах прихожане закупали хлеб «на хлебной пристани в Плеса», а «с проведением Шуйско-Ивановской и Ивановско-Кинешемской железных дорог» получили возможность делать закупки в Иванове.

Из дополнительных к земледелию занятий имело распространение ручное ткачество миткаля, которым занимались все женщины прихода. Со временем в Широковской волости, частью которой был Никольский приход, появилась своя прядильно-ткацкая фабрика (в д.Олюново) и большинство прихожан-мужчин, занимавшихся промыслами, стали работать на этой и соседних мануфактурах. Кроме прядильно-ткацкой фабрики в волости действовали овчинная мастерская и кирпичный завод.

Ещё до 1854 года, когда в селе была построена Церковь Николая Чудотворца по заказу помещика Молчанова В.А., в девятнадцатом веке породнившимся с родом А.С. Пушкиным по материнской линии, Никольское уже значилось селом, а следовательно, в нём уже был храм. Какой – к сожалению, мы вряд ли узнаем, так как многие документы о Никольском не сохранились в архивах. — Впервые мы приехали в село Никольское 2006 году открывать Храм восстанавливать его, и приходскую жизнь в селе.

Род Молчановых был достаточно известен в Костромской губернии, в том числе и потому, что в начале XIX века породнился с родом А.С. Пушкина, через брак его двоюродного дяди – Александра Юрьевича с дочерью галичского помещика, тит. Советника Лариона Васильевича Молчанова – Александрой Ларионовной. Потомки Лариона Васильевича (в том числе дети и внуки А.Л. Пушкиной) достаточно хорошо изучены костромскими краеведами, но документы по ветвям параллельным его линии, практически, не поднимались (по крайней мере, публикаций об этих Молчановых не выявлено). Понятно, что все затмевало имя Пушкина, и пускало исследователей вновь и вновь по одному и тому же следу. В поисках информации о Владимире Андреевиче Молчанове, устроителе храма в селе Молохта, дополнительно к уже перечисленным, были просмотрены документы фонда Костромского губернского дворянского собрания, именные указатели к описям фонда Костромского губернского предводителя дворянства, поколенная роспись Молчановых, карточки на представителей этого рода, собранные в личном фонде А.А. Григорова – положительного результата это не принесло. Александр Александрович Григоров – историк костромских дворянских родов подробно этот род не изучал, в других фондах данная информация была утрачена во время пожара в архиве (1982г.).

В церковной жизни каждого прихода особое место отводилось старосте. В этом смысле Никольскому приходу повезло, может быть, более, нежели другим. Мы имеем в виду Иваново-Вознесенского купца Григория Кузнецова, неутомимого и заботливого опекуна Никольского храма, бывшего старостой в кон.XIX в. Он завершил и дополнил работу, начатую В.А. Молчановым. В 1986 г. он подал на имя епископа докладную записку «о приобретении им в церковь разных вещей» и прошение о благоустройстве храма, в котором, в частности, сказано: «Никольский храм был устроен в 1854 году. При устройстве его предположено, чтобы в теплом храме были два Алтаря, по правую и левую сторону прохода в холодный храм. По недостатку средств, в свое время, устроен был один Алтарь, на правой стороне. Движимый усердием ко храму божию и желая увековечить память о царе-миротворце Александре 3-м, я изъявляю готовность на собственные средства с доброхотодателями устроить алтарь (и иконостас) с левой стороны теплого храма в честь Покрова Божией Матери, сверх сего, желаю вместо разрушившейся печи устроить новую изразцовую печь» и «снять старый колокол в 50 пудов с колокольни», «как иззвонился и плохова качества …». Старый колокол предполагалось продать на завод, а вырученные за него деньги пустить на устройство нового дома для Николаевской церковно-приходской школы. Добавим, что во время подания прошения, купцом уже был приобретен новый церковный колокол весом в 101 пуд 5 фунтов, вовсю шло и «устройство дома для школы», производимое на земле никольских крестьян.

Школу Василий Григорьевич строил «по случаю исполнившегося трехсотлетия со Дня Рождения царя Михаила Федоровича, родоначальника благополучно царствующего Дома Романовых» и заранее испросил дозволения епископа по устройстве ее «поставить в помещении Икону во имя Феодоровской Божией Матери и два портрета – царя Михаила Федоровича и ныне благополучно царствующего императора Николая 2-го» (12.07.1896 г.).

Колокол местный настоятель, благочинный округа, а за ним и епархиальное начальство продать не позволили, чем причинили обиду и ввели в еще больший расход купца А.Г. Кузнецова. Тем не менее, после разрешения недоразумений, были сделаны и новый иконостас и новая школа. Согласно акту освидетельствования произведенных работ: «Придел был устроен в левой стороне теплого храма, иконостас для него устроен новый из сосны, украшенный по местам резьбой, трехярусный, царския двери резныя. Престол устроен вышины 1 арш …, длины и ширины 1 арш. 6 вершк.; жертвенник … высоты , 1 арш. 4 верш. длины и ширины. Печь устроена из белого кирпича, круглая, крытая листовым железом. Здание для школы устроено на крестьянской земле, в 35 саж. от церкви, деревянное, 13 аршин … 9 –ти ширины, 5 аршин высоты, крыто тесом … нет; высота комнаты 4 аршина, в левой стороне отгорожено тесом помещение для учителей, печь русская с подтопком – из классной комнаты выложена изразцом, окон в доме 10 – все имеют по две рамы, дверь одна столярной работы. Все работы сделаны надлежащим образом и из доброкачественного материала».

Освидетельствование было произведено в ноябре 1897 года и, надо полагать, около того же времени новый предел был освящен, а школьный дом заполнился голосами юных прихожан Никольского, что на Молохте, храма, стоявшего в селе Никульском Нерехтского уезда тогда еще Костромской губернии.

В 1917 году свершилась Великая Октябрьская революция. В архивном фонде Уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви по Ивановской области имеются сведения, что церковь как культовое здание не использовалась с января 1930 г. Заявлений от нового общества верующих, желающих взять церковь в аренду, не поступало. Никольский сельсовет ходатайствовал перед Иваново-Вознесенским горсоветом о закрытии храма и передаче здания… местному колхозу под склад. На заседании комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при облисполкоме Ивановской промышленной области 15 апреля 1932 г. (протокол №5) по вопросу о закрытии церквей в с.Сидоровском и С.Никольском Ивановского района постановили: «Принимая во внимание, 1. что верующие отказались от пользования этими церквями, 2. что ст.35 постановления «О религиозных объединениях выполнена, 3. что колхозы этих сел нуждаются в помещении для склада сельскохозяйственных продуктов, для чего эти могут быть использованы -договора расторгнуть и церкви, как молитвенные здания, ликвидировать с передачей их колхозам под зернохранилища» (Ф.Р-2953. Оп.З. Д.83. Л.8,15-16 об., 43).

Удивительно, что у тех, кто родился в этом селе и даже был крещён под сводами этого храма в младенчестве, не дрогнула рука, замахнувшаяся на старинную святыню. Понятное дело, что часть церковной утвари, имеющая хоть какую-то ценность, была разграблена, а сам храм осквернён. И всё же Святитель Николай уберёг храм своими святыми молитвами: ведь храм могли просто разрушить подчистую.

Однако на этом злострадания святыни не закончились. Выстояв Великую Отечественную войну, храм уже в 1960 году подвергся сильнейшему пожару. А затем местный председатель, рьяный коммунист, отдал приказание разрушить колокольню, после чего обгорелые остовы стен и груды битого кирпича – всё, что осталось от некогда прекрасного храма – были окончательно преданы забвению.

Как проходят богослужения

Для любого человека в просторном храме найдется уютный уголок, где появляется ощущение неба на земле. Красота и великолепие Никольской церкви призывает прихожан к покаянию. Очищение от грехов делает душу прекрасной, какой Бог создал ее при сотворении мира.

В Никольском храме богослужения проходят не ежедневно, а по расписанию, составленному на текущий месяц:

  1. В будние дни литургия начинается в 9 часов утра. Вечерняя служба — в 17 часов.
  2. По воскресеньям с 8:00 проходит Божественная литургия и молебен, а в 13:00 совершается обряд крещения. Огласительная беседа перед обрядом проводится накануне в полдень.

Церковь участвует в общественной жизни прихода. В воскресной школе детей старше 5-ти лет обучают основам православия, музыке и рисованию. Занятия, которые проходят по субботам с 15:30, проводят священники храма. Воспитанники учебного заведения выступают на сельских праздниках.

Православным военно-патриотическим клубом организуются паломнические поездки в подшефные воинские части, где юноши призывного возраста знакомятся с армейской жизнью. Особенно запоминаются посещения Кантемировской танковой дивизии. Почетное наименование часть получила за освобождение поселка, которым при Петре I владел Дмитрий Кантемир.

Схема Никольского кладбища

Телефоны

+7.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных проводятся службы:

  • соборование;
  • исповедь;
  • причастие на дому или в больнице.

С содействием Ritual.ru при подготовке православных похорон можно подать записки об упокоении, заказать службы и требы:

  • отпевание на дому, в храме, а также заочное;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Комплект для погребения в православной традиции:

Покрывало (саван), венчик на голову, нательный крест, крест в руку, лист с текстом разрешительной молитвы, крест надгробный восьмиконечный.

Средняя сумма пожертвования на отпевание в храме

Согласно обычаю, при отпевании делают добровольное посильное пожертвование. В среднем оно составляет 2 – 5 тыс. руб.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Как добраться до церкви

Кубинка — ближайший к деревне Никольское транспортный узел. Через городское поселение проходят железнодорожная и автотранспортная магистрали. На юге населенный пункт огибают Можайское и Минское шоссе. Смоленское направление Московской железной дороги разделяет город на северную и южную части.

Адрес храма: Московская область, село Никольское, Кубинский проезд. Здание расположено между домами № 53 и № 63.

На собственном автомобиле нужно проехать по Можайскому шоссе от МКАД до Кубинки 45 км. В городе после дорожного указателя на пансионат «Солнечная поляна» поворачивают направо. По Никольскому проезду путешественник выезжает из Кубинки и через полтора километра, минуя дачные поселки, попадает на Заводскую улицу в поселке Старый городок. Главная дорога в две полосы переходит в Кубинский проезд села Никольское. С левой стороны проезжей части перед мостом через реку Сетунька располагается храм святителя Николая.

В Кубинку ходят электрички со столичных вокзалов. На Белорусском вокзале можно купить билеты на электропоезда, которые или проезжают через Кубинку, или делают здесь конечную остановку. Стоимость поездки 154 рубля.

Из Москвы в Кубинку можно добраться общественным автотранспортом.

  1. От станции метрополитена «Парк Победы» с 7:30 ежечасно ходит маршрутное такси №457.
  2. Отсюда также отправляется по расписанию рейсовый автобус до Можайска с остановкой в Кубинке. Билет стоит 190 рублей. Дорога занимает 40 минут.
  3. От метро «Тушинская» в Кубинку едут за 165 рублей на автобусе, следующим до автостанции «Верея». На маршруте придется провести 1 час 25 минут.

В село Никольское из поселка Кубинка следуют автобус № 28 и маршрутное такси № 83. Остановка находится на железнодорожном вокзале. Время поездки 9–12 минут. В Никольском транспорт останавливается напротив храма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: