Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия?

Наверное, нет ни одного человека, особенно среди русскоязычного населения, кто бы не слышал этой фразы. Возможно, кто-то имеет об этом своё представление, а кто-то совсем не имеет. Но хотелось бы, на самом деле, узнать точно и подробно — что же это такое? Чтобы это понять, нужно будет заглянуть в историю, и непросто как эпоху, а в историю церкви. Заглянуть в те времена, когда люди имели глубокую веру в Бога и, благодаря вере, совершали удивительные дела.

Мощи святых, что же это такое?

Итак, что же означает само слово «мощи»? Всё очень просто — это останки умершего человека. Но почему же «мощи»? Ведь это слово относится к значению огромной силы. Но, как раз об этом и говорилось, что те люди глубокой веры, совершали необычные дела, подвиги и даже сверхъестественные чудеса, как будто бы за ними стояла великая сила. И поэтому после смерти, их тела трудно было назвать просто останками, но называли мощами святых. Тем более, люди верили, да и сегодня верят, что та невероятная сила, которая сопровождала их при жизни, осталась и присутствует в останках!
Вот теперь можно дать точное определение — это останки святых людей, могущие совершать необычные действия. В истории церкви и в настоящее время можно услышать множество свидетельств таких чудес возле мощей!

Христианские священники, объясняют это явление, тем, что у святых и праведных людей не только святая душа, но и тело. Поэтому их почитают непросто как память, но и почитают их останки и сохраняют их, считая источником Божественной благодати, к которому можно обратиться в молитве.

Храмы Духа Святого

Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? Что вообще главное при обращении ко святому? За ответами на эти часто задаваемые и волнующие многих вопросы мы обратились к священникам.

Фото: patriarchia.ru

Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов

Протоиерей Олег Стеняев:

– Всякий раз, когда Господь проявляет Свое присутствие через материальные предметы: землю или целый город, помещение, какую-нибудь вещь и даже останки святых, – происходит освящение этого источающей благодатью. И в Библии тому множество примеров. Здесь важно понять, что Господь не мерою дает Духа (Ин. 3: 34).

Некогда Моисею сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Очевидно, земля стала святой не потому, что изменился ее химический состав, а потому, что Господь освятил ее Своим общением с пророком. Может стать святым и целый город. Так, в Евангелии о Иерусалиме прямо сказано: святой город (Мф. 4: 5). А Давид восклицает: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8). Вещи апостолов источали благодать исцеления. Читаем: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 11–12).

Протоиерей Олег Стеняев

Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5: 14–15). И останки мертвых угодников, их мощи приносили утешение, чудеса и защиту. Читаем: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13: 21). Из Писания мы точно знаем, что все 40-летнее скитание по пустыне, когда Господь чудесами и знамениями оберегал Свой народ, в стане народа Божия сохранялись мощи Иосифа Прекрасного, и он сам заповедал, чтобы они унесли его мощи с собой, когда будут выходить из земли Египетской в Землю Обетованную.

Как видим, действительно, не мерою дает Бог Духа (Ин. 3: 34), Он действует многоразлично и многообразно. Но всякий раз, когда совершается соприкосновение с чудесным, это может усилить нашу веру, а сомневающегося – поддержать, потому что чудо имеет великой целью оказать помощь нуждающемуся, в жизни которого это чудо может стать началом чего-то нового, неожиданного, с чем этот человек не сталкивался ранее.

Мощи – это соприсутствие святых с нами

Священник Валерий Духанин:

– Мы чтим мощи святых, потому что нам дороги сами святые. Всё, что связано с близким и дорогим для тебя человеком, само становится дорогим и ценным. И обычно люди хранят вещи тех, кого любят. Это не просто память, а в каком-то смысле связь и причастность тому, кого любишь. Поэтому нам так дороги вещи святых людей.

Что же касается мощей святых, то это не просто память о давно жившем подвижнике, не реликвия древних времен, а соприсутствие святого с нами. Своими мощами святой человек пребывает с нами и помогает тем, кто молится возле святых мощей.

Священник Валерий Духанин

Помню, когда я впервые приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поступил в духовную семинарию, то посещение Троицкого собора, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, было сокровенной встречей с самим аввой Сергием. Это ни с чем невозможно сравнить. Ты идешь не просто к мощам – ты идешь к самому преподобному Сергию, который видит скорбь твоей души, слышит твою молитву и помогает. Такая горячая молитва была именно там. И это бывает всякий раз, когда ты подходишь к мощам любого угодника Божия.

Расскажу одну историю из жизни близкого человека. Ксения, преподаватель и переводчица, в 2012 году упала и сильно повредила левую руку. Врач-травматолог, проведя обследование, неутешительно сообщил, что в области плеча пять разрывов мышц. Разрывы располагались настолько глубоко, что исправить их простым хирургическим вмешательством почему-то не представлялось возможным. Руку Ксении закрепили специальным приспособлением и объявили, что через год мышцы срастутся и только тогда это приспособление можно будет снять. Вскоре Ксению пригласили сопровождать в качестве переводчика приехавшего из Греции владыку Николая, митрополита Месогейского. А владыка очень чтит блаженную Матрону Московскую и каждый раз, как приезжает в Россию, непременно спешит приложиться к ее мощам. В Покровский монастырь владыка поехал вместе с Ксенией. Подошли к раке святой угодницы. Прикладываясь, Ксения почувствовала в левой руке в области плеча легкое покалывание, как от иголочек. При выходе из храма покалывание усилилось. Оно усилилось даже настолько, что, когда с владыкой они сели за трапезу, Ксения не могла ничего есть. А потом, еще через небольшое время, она вдруг что-то взяла левой рукой и только тогда заметила, что нет ни травмы, ни покалывания в плече. Когда она пришла к травматологу, который предвещал год лечения, тот сказал, что такое вообще невозможно, и стал расспрашивать, как это произошло. Выслушав об исцелении, травматолог посетовал: хотя он и ездил недавно на Афон, но не придавал большого значения святыням и не догадывался, что Господь может так наглядно помочь человеку.

Самое же главное, наверное, в том, что у святых людей и самое тело их стало богоносным. Это не останки умерших, а святыня, телесное одеяние тех, кто всем своим сердцем был со Христом.

Тела святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через их мощи

Мощи святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через мощи святых. Как души святых людей, так и тела их – это Божий удел. Святые и душу, и тело подчинили Духу Святому, и потому Бог действует через них как через что-то Свое.

Посредством мощей святые продолжают действовать и поныне, они не покидают нас, и через них проявляет неизреченную милость Свою любящий нас Небесный Отец.

О почитании мощей или как научиться разговаривать со святыми

Протоиерей Андрей Овчинников
Протоиерей Андрей Овчинников:
– Нам всегда дорога память о любимых людях. После смерти близкого человека хочется поставить на видное место его портрет или фотографии, перебирать его письма и книги, прикасаться к его вещам… В Церкви такая память о святом сохраняется через его останки – святые мощи. Душа святого уходит в небесные обители, а тело остается на земле. Оно много потрудилось и теперь покоится, через него душа приобрела ангельские свойства и наследовала вечную жизнь. Тело – как одежда для души, а точнее – дом, где душа жила земные годы. Тело – часть самого человека, его мировоззрения, интересов, ценностей… Тело отображает и хранит в себе очень многое – как плохое, так и хорошее. Оно помнит, что человек любил, о чем больше всего думал и что переживал, с кем дружил, на кого хотел быть похожим. Оно может о многом рассказать. Просто с усопшими, а особенно со святыми, нужно уметь разговаривать. На особом языке и необычными словами, но самое главное – с верой в этот реальный и живой диалог.

Опыт молитвы доказывает, что человек бессмертен и умереть не может. Так же, как не может умереть и разрушиться любовь. Любви всегда свойственно себя выражать и проявлять – через помощь другим и заботу о них. Естественно, забывая себя и своё. Этим духом жили святые. В центре их жизни был Христос, а во Христе – всякий человек: ближний и дальний. Отдавать себя другим они не перестают и после ухода отсюда. Мы в это верим и потому лобызаем их мощи и возносим у гробниц святых свои сугубые молитвы. Святые нам всегда помогают, как старшие братья младшим. Но они хотят нам многое сказать – и об этой жизни, но больше всего о другой, о той, которая явилась, которую они видели своими очами и осязали своими руками… – сию вечную жизнь они возвещают нам (ср.: 1 Ин. 1: 1–3). Больше всего святые хотят быть с нами на земле, а точнее, чтобы мы были с ними на Небе – вечно и близко.

Мощи святых – как пустой и чистый сосуд из-под мира – благоухающий и ароматный. Источник благоухания для души и тела один – благодать Божия. И как одинаково пахнет цветок или целый букет, так нет и разницы, какого размера частица мощей.

Приложиться к мощам всё-таки нужно, как и постоять несколько часов вместе с теми, кто с тобой в одной Церкви. Лучше всего постоять одному и молча, всматриваясь в себя и переживая о других. Не только взывая из сердца к святому, но и слыша его ответы – ведь он совсем близко, и ему всё слышно. Будем просить, ждать и верить и никогда не посрамимся, ибо получим за временное и земное – вечное и небесное.

Божественная Благодать распространяется от мощей соразмерно с верою и благочестием поклоняющихся

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин:

– Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию. И хоть эти качества являются духовными, поскольку Сам Бог есть Дух (см.: Ин. 4: 24), но и тело человека призвано к освящению и к участию в Божественной жизни, насколько это возможно для человека.

Вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слово, Господь наш Иисус Христос Сам благоволил облечься в плоть человеческую и, освятив, преобразив ее святым Своим воскресением, вознесся с телом на небо, положив начало человеческой жизни в Царствии Божием. Жизни – во святом единстве тела, души и духа.

Святые отцы говорят, что «телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть»[1]. Вот почему тела святых, освященные благодатью Духа Святого, почитаются нами как мощи – то есть тела, в немощи которых во всей полноте совершается сила Божия.

Благоговейно поклоняясь мощам святых, мы просим их заступничества и ходатайства перед Богом в деле спасения, но при этом должны и сами прилагать усилия к покаянию и исправлению жизни.

Если же говорить о частицах мощей, об их размере, то это, конечно, не имеет принципиального значения, потому что благодать Божественная распространяется от мощей на поклоняющихся соразмерно с верою и благочестием последних.

Священник Павел Коньков

Священник Павел Коньков:

Размер частицы мощей неважен. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне

– Господь создал человека из праха. В прах мы все и перейдем. И в конце времен, как мы знаем из видения пророку Иезекиилю, Господь нас всех соберет из праха земного. То есть связь тела и души сохраняется и после смерти. Если человек при жизни явным образом стяжал благодать Святого Духа, то эта связь с Богом не прекращается и после смерти: душа святого до Второго Пришествия Христова переходит в райские селения, но не теряет своей связи с телом, с которым соединится к Страшному Суду. Именно это дает нам возможность получать видимым образом благодать Божию как при жизни святого, так и после его блаженной кончины, именно на этом основано почитание мощей святых. И при этом неважно, когда жил святой – в прошлом веке или же это мученик или апостол первых веков христианства. Поскольку для измерения благодати нет специальных приборов, то и измерить благодать Божию мы не можем. Но точно можно сказать, что размер частицы святого не влияет на духовные дары. И неважно, к какой частице мощей мы прикладываемся – большой или маленькой. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне. Если мы требуем от святого, принуждаем его нам помочь и при этом не стараемся даже вести богоугодную жизнь, то хоть перед нами будут лежать все мощи мира, Господь может и проигнорировать нашу просьбу. Все дело в нашей вере, и важна только она, а размер святыни или место, откуда она привезена, не играют никакой роли.

Единство во Христе

Священник Александр Сатомский:

– Мы привыкли воспринимать человека как нечто сложносоставное. Теологи спорят о дву- или трехсоставности человека, только ли в нем душа и тело или же еще присутствует дух. Но мы забываем, что Писание не знает такой проблемы, для него человек не равен сумме частей, а являет собой удивительное целостное творение. Поэтому и почитание тел святых – мощей – столь распространено в христианской традиции. Ведь это не прах, не тлен, нечистота или что-то еще, а сияющий храм, в который однажды вселился Святой Дух.

Священник Александр Сатомский

Второй важный тезис, который нам нужно помнить, обращаясь к святым: это возможность единства с ними лишь во Христе. Поясню. Церковь – Тело Христово, призванное являть присутствие Бога в мире. Но являет она это присутствие лишь в Боге находясь, как бы объединяясь в Нем и Им: именно через Причастие Богу, Его Телу и Крови мы и становимся частью Его Тела, то есть Церкви. А становясь ею как клеточка организма, обретаем единство с остальными частями – верующими всех времен и народов, жившими тысячи лет назад или живущими сейчас на другом краю земли. Святые – наши братья, члены того же Тела, уже сияющие славой, но в ней не отдалившиеся от нас, а, наоборот, максимально приблизившиеся!

Интересно, какое определение даёт википедия?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.

Какой вид у святых мощей?

Главное, понять, что они могут выглядеть по-разному. Это необязательно целое тело или нетленное, потому что такое слово часто можно слышать. Но в истории церкви, святых сжигали за веру, бросали на растерзание львам, мучали, распиливали. Об этом можно даже прочитать в библии, например, послание к Евреям, 11 глава. Поэтому видом мощей — могут быть кости, части тела, пепел, то есть разные останки. Но есть и нетленные мощи, например, Сергия Радонежского. Но самое главное, не то, как выглядят останки, а главное, это сопровождение чудесами, только такие называются святыми.

Оче­реди к мощам?

Послед­ний вопрос, кото­рый хоте­лось бы затро­нуть, – это мно­го­ки­ло­мет­ро­вые оче­реди, выстра­и­ва­ю­щи­еся вокруг наших храмов, в част­но­сти мос­ков­ского храма Христа Спа­си­теля, когда при­во­зят для покло­не­ния мощи святых. Как оце­нить это явле­ние? Нужно ли стоять мно­го­ча­со­вую оче­редь, если вокруг мощей – а значит, и храм, и тер­ри­то­рия вокруг него – и так все про­ник­нуто бла­го­да­тью? С одной сто­роны, каза­лось бы, не нужно. Гораздо лучше пред­при­нять палом­ни­че­ство, заста­вить себя совер­шить какой-то труд и при­ло­житься к мощам свя­того там, где они почи­вают. Но такая воз­мож­ность, понятно, есть не у всех. А с другой сто­роны, три раза обер­нуться вокруг храма Христа Спа­си­теля – это тоже труд, осо­бенно для ста­рень­ких, боль­ных бабу­шек и мату­шек. Есть в этих оче­ре­дях и другая боль­шая правда. Эти оче­реди – не что иное, как про­дол­же­ние древ­ней рус­ской тра­ди­ции крест­ных ходов. Рус­ская Цер­ковь всегда уде­ляла особое вни­ма­ние этой форме все­на­род­ного молит­вен­ного подвига. Десятки и сотни боль­ших и малых крест­ных ходов совер­ша­лись еже­годно на Руси: к Кур­ской Корен­ной иконе Божией Матери, к Николе Вели­ко­рец­кому… Вся Россия вста­вала и шла крест­ным ходом. Так и здесь: отправ­ля­ясь в храм Христа Спа­си­теля к мощам, мы должны не маги­че­ского воз­дей­ствия ждать от них, а стре­миться поучаст­во­вать в народ­ном крест­ном ходу. И тогда мно­го­ча­со­вое сто­я­ние в оче­реди пре­вра­тится в насто­я­щую радость.

журнал «Нескуч­ный сад»

Где и как хранят мощи святых?

Из-за обладания такими чудесными свойствами останков, их не хоронят.

Когда где-то находят останки праведника, их переносят в храм. При этом совершают целый обряд и это называется «обретение мощей». Дальше помещают в ящик, который называется «рака».

Иногда мощи выставляют напоказ, особенно на большие религиозные праздники, чтобы люди могли почтить их. В этом случае, делают особенный ящик из дорогих пород деревьев, драгоценных металлов, по форме напоминающий гроб. Он украшается красивыми тканями. Мощи должны быть в каждом православном храме. Так как богослужения можно проводить только там, где есть мощь. Это было введено в седьмом веке. Как будто служение происходит в присутствии святых. Для этого мощи могут разделять на частицы, чтобы хватало на все места богослужений. Люди верят, что неважно, целая это часть или частица, там одинаково присутствует божественная сила и благодать.

Мощи Мотроны

Такое массовое помешательство можно наблюдать в Храме Матроны Московской, где хранятся Мощи Матроны. Ежедневно туда выстраивается очередь материалистов-попрошаек, желающих поклянчить здоровье, ребеночка, денег, славы, богатства и т.п

Даже лютый мороз не может остановить наш доверчивый люд в очереди, достигающей нескольких часов, чтобы добраться до заветного гробика. Какой кошмарный обман наших доверчивых граждан. Вот вам и идеальный бизнес! Непрерывный поток благ мирских, добровольно приносимые доверчивыми людьми лжецерквям. А как иначе! По другому вас как еще заставить отдать свои кровные денежки? По праву одна из лучших бизнес идей нашего тысячелетия. Такой вот гнилой бизнес

И это не стеб какой то над верующими, мне искренне больно наблюдать за всем этим дурдомом, который охватил весь мир, но когда не помогает шепот любви, не слышен голос разума, тогда Всеблагой использует рупор страданий. Возможно именно в такой форме выражения мысли, я смогу хоть как-нибудь разбудить Божественных людей, готовых проснуться, отрезвиться и начать мыслить самостоятельно, остальные пусть закидают меня камнями.

Почему мощи святых не тлеют?

Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.
Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться. Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком греха, его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

Одна из самых почитаемых православных святых

Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.
Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки Матроны хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии. Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях, что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»

Откуда у мощей «ноги растут»

Начало было положено еще в древнем Египте, но сейчас мы не будем разбирать до атомов всю линию зарождения и трансформации рабской религии. Возьмем за точку отсчета дату 33г от Р.Х. когда появился первый христианский мученик Стефан, происходивший из диаспоры евреев. После его смерти, начались страшные гонения христианской церкви. В христианских общинах того времени имена мучеников заносились в списки местных церквей. В некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.

В дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому ещё не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвлённым членам общины и просить их ходатайства пред Богом. В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным.

Второй Никейский собор (787 г.) утвердил поклонение останкам мучеников, наперекор Священному Писанию и отцам церкви.

И что мы видим теперь в результате?

Как всегда, нам следует здесь задать один очень важный вопрос! Кому и зачем все это было выгодно? Вообще этот вопрос следует всегда задавать себе при рассмотрении различных тем и мифов, потому что ответы на такие вопросы могут привести нас к шокирующим выводам.

Мы также можем услышать из разных источников о чудесных исцелениях, изменении жизни людей и т.д и т.п после соприкосновения с мощами, а также многочисленные чудеса, сопровождающиеся различными историями, но неужели вы думаете,что это кости делают? Только вы сами создаете с собой эти чудеса, это вообще человеческая природа такая, творить. Захотел — заболел, захотел-выздоровел. Но я продолжу абсолютно все ставить под сомнение!

Смотрите же ныне, что только Я Бог, и нет Бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, Я ранил и Я исцелю, и никто не может избавить от Моей руки. Второзаконие 32:39 – Втор 32:39: https://bible.by/verse/5/32/39/

Откуда, от кого именно вы узнали, услышали, увидели о чудесных исцелениях? Лично вы видели? испытали? у вас на глазах что-то произошло?Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными 2-е послание Фессалоникийцам 2:9 – 2Фес 2:9: https://bible.by/verse/60/2/9/

Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

Представьте, что к вам домой, например, зашла очень набожная соседка в гости и вдруг увидела, что у вас икона «мироточит», а если вы еще и легенду к этому придумаете красивую и расскажете ей, то будьте уверены, то на следующий день к вам организуется целое паломничество. Кто будет проверять чем вы ее там смазываете, пока на ночь паломничество прекращается?

Вот так и здесь!А если от этого зависит финансирование прихода, представляете? Чудеса есть — люди идут, чудес нет — не идут и деньги не несут. Что остается? Творить чудеса, а что еще делать!

Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

  1. Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
  2. Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
  3. Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации, у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: