Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

  1. Икона Всех Святых — история образа
  2. Значение иконы Всех Святых
  3. В чём помогает святыня?
  4. Молитва Всем Святым

Православная иконография – удивительная область искусства, в которой выразительные метафорические образы из Библии и житий Господних угодников зримо воплощаются с помощью стилизованных техник и неординарных приёмов работы. Именно подобное сочетание позволяет создавать лучшие сакральные произведения, к которым справедливо причислены иконы всех святых — фото и их значение, а ещё то, с какими просьбами обращаются к данной реликвии, изложены в нашей статье!

Симеон Богоприимец

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

Святой Симеон — один из 72-х ученых, которые переводили Священное Писание с еврейского на греческий по заказу еги­пет­ского царя Пто­лемея II Филадельфа (285–247 до Р. Х.). Работая, Симеон не поверил словам пророка Исаи о том, что Дева родит Спасителя и хотел написать слово «Жена», но явившийся ангел остановил его и сказал, что Симеон не умрет, пока лично не увидит Его. Это и произошло возле Иерусалимского храма, куда Иосиф с Богородицей принесли Младенца Христа по иудейскому обычаю. По преданию, Симеон Богоприимец прожил 360 лет. Эти Евангельские события описывает апостол Лука (Лк 2:25-35).

Новозаветная Троица

Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки эти изображения очень спорны, так как, во-первых – разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14). Однако, всё же богословы всегда были против подобных изображений и неоднократно предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался.

Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда. Действительно, так, на одной из икон, именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его — Христос Эммануил (Младенец), имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой. И у Отца, и у Сына на этой иконе крестчатые нимбы, и на одеждах выписан клав – атрибуты, характерные лишь для образа Спасителя. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в., греческие миниатюры XIII века). Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС. ХС», иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.

Зачатие Иоанна Предтечи

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

Церковный праздник, отмечается 6 октября. Родители пророка Иоанна, праведные Захария и Елисавета, долго не могли иметь детей и были уже в преклонном возрасте. Явившийся ангел предсказал Захарии рождение сына, но священник не поверил и за это лишился речи до появления Иоанна на свет. Об этом пишет евангелист Лука (Лк 1:5-22).

Святые мученики

Мученики — к которым относится большинство святых — те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Преподомученник Корнилий Псково-Печерский

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Борис и Глеб

Первообраз мученичества — Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Преподобный Николай исповедник, игумен Студицкий

Мария и Елисавета

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

Встреча Девы Марии и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Она произошла в Иерусалиме после Благовещания, когда архангел Гавриил сказал Богородице о рождении Спасителя от нее и Святого Духа. В знак того, что Бог может совершить любое чудо, ангел рассказал Деве Марии о ее двоюродной сестре, праведной Елисавете, которой даже в преклонном возрасте удалось впервые забеременеть. Встретившись, будущие матери приветствовали друг друга пророческими словами, которые Церковь переняла в свои песнопения: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем…» (Лк 1:39-56).

Где захоронены и где хранятся мощи

Чудесная история перемещения в один гроб после смерти может быть и легенда, но факт остается фактом – похоронены князь с княгиней вместе. Их мощи хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в г. Муроме. Это главная святыня и именно здесь чувствуется наибольшее присутствие. Если прихожанам нужна очень большая помощь, то они должны приехать именно сюда.

Кроме того, в Москве есть несколько храмов, где расположены иконы с частицами святых мощей. Это храм Вознесения Господня на Б. Никитской улице, храм преподобных Сергия и Германа Валаамских и храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Сюда также едут со всей России, чтобы помолиться и испросить милости у святых заступников. Есть икона с частицею мощей в с. Федосеевка Белгородской области в храме Покровы Пресвятой Богородицы. Посещая эти храмы, есть больше шансов, что молитвы будут услышаны.

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

Два очень разных по характеру и происхождению человека: Петр — простой рыбак из Иудеи, последовавший за Христом; Павел — интеллигент и прекрасный оратор, изначально гонитель христиан. Они и не проповедовали вместе, но часто изображаются на иконах вдвоем, так как называются «первоверховными» за свои труды. Также предание говорит о том, что апостолы были казнены за проповедь Христа примерно в одно время — Петра распяли, а Павлу отрубили голову.

LiveInternetLiveInternet

Мы составили каталог, благодаря которому вы научитесь опознавать святых на средневековых католических изображениях по их основным атрибутам

Михаил Майзульс. Историк-медиевист

Иллюстратор Денис Филин

Камни, башмаки, стрелы — каталог, благодаря которому вы научитесь узнавать святых по их атрибутам

Зачем святым атрибуты

К позднему Средневековью множество европейских святых обзавелись инди­видуальными атрибутами. Словно гербы, они позволяли идентифи­цировать своих владельцев в длинных рядах заступников, которые выстра­ивались вокруг порталов готических соборов или смотрели на прихожан с золоченых алтарных образов. Атрибуты заменяли подписи (или дополняли их), и не просто помо­гали узнать святого, а напоминали об обстоятельствах его мученической смерти, главных чудесах, целительской специализации или духовных дарах. Это были не просто подписи, а своего рода визитные карточки, представляв­шие святого зрителю.

При этом атрибуты никогда не распределялись централизованно и не фиксировались в каких-либо кодексах (наподобие гербовников). Они варьиро­вались от страны к стране; у одного святого могло быть множество разных атрибутов, а одни и те же атрибуты (книги, лилии, звезды, не говоря уже об орудиях пыток) принадлежали разным святым. Это была живая система, где легенды приводили к появлению новых символов, а символы порой порождали легенды, призванные объяснить, что они означают и как появились.

Само собой, не нужно думать, что, изображая того или иного святого, средневековые мастера обязательно вручали ему атрибут (в одних регионах или мастерских такие «визитные карточки» применялись почти повсеместно, другие использовали их лишь время от времени), или что без помощи атри­бутов святых было не отличить. Не менее, а то и более значимыми оставались различия в чертах лица, прическах (например, святого Павла привыкли представ­лять с лысиной), одеждах (святой Иоанн Креститель часто облачен в шкуры) и т. д. Да и подписи — под или над фигурами, на нимбах, на свитках и т. п. — со счета списывать не стоит. Однако хотя атрибуты и не были единственным опознава­тельным знаком святых, в позднее Средневековье они были одним из важных инструментов, помогавших сориентироваться в разветвленной церковной иконографии.

История атрибутов

Хотя изображения святых стали по

Не рыдай Мене Мати

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

«Не плачь по Мне, Мама» — так на русский язык можно перевести слова Христа, адресованные Богородице. Источник иконографии — одноименное церковное песнопение, которое исполняется в Великую субботу накануне Пасхи: «Не рыдай по Мне, Мать, / видя, как в гробу лежит / Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: / ибо восстану Я, и прославлюсь / и, как Бог, вознесу во славе всех, / с верою и любовью / непрестанно Тебя величающих».

На иконе изображают снятого с креста Спасителя, которого уже положили в гроб, и Богородицу, обнимающую в последний раз Его тело.

Значение иконы Всех Святых

Согласно посланию апостола Павла к Ефесянам, каждому человеку дана благодать по мере дара Господнего, и сподобиться её можно как праведной жизнью, так и смертью во славу Творца. Из этого следует, что святость не зависит от того, был ли подвижник признан церковью – существуют безвестные мученики и страстотерпцы, сведения о которых не дошли до наших дней. Не менее важными были деяния просветителей, мудрецов, миссионеров и правителей, внёсших свой вклад в распространение христианской веры – икона всех святых напоминает и о них.

Иконы Всех Святых

Кроме того, реликвия является олицетворением Церкви Торжествующей, или Небесной. Это собрание всех праведных последователей Иисуса, возглавляемое самим Спасителем. Такая конгрегация свободна от недоразумений, конфликтов и разногласий, пронизана любовью, миром, взаимопониманием и радостью. Иными словами, образ демонстрирует идеальный пример самозабвенного служения Творцу, когда утрачивает смысл любое неравенство и земные различия.

Сладкое Лобзание

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

«Сладкое Целование», по-гре­че­ски «Гли­ко­фи­лу­са». Чудотворная икона, которая хранится в Афонском монастыре Филофей (Греция). По преданию, икона попала на монашеский полуостров по морю из Константинополя (Стамбул, Турция) в IX веке во время правления императора-иконоборца Феофила. Икона принадлежала жене одного из его приближенных, который в угоду начальнику уничтожал иконы и однажды потребовал того же от своей супруги. Но она не отдала образ и пустила его по морю. Так икона попала на Афон.

История благочестивой пары

История жизни и любви Муромского князя Петра и Февронии стала известна миру благодаря «Повести о Петре и Февронии Муромских», произведению, которое вышло из-под пера монаха-летописца Ермолая-Еразма (XVI в.). Этот рассказ о святости брака, о бесконечной верности избранницы, о смирении истинных христиан мгновенно покорил сердца народа и вошел в века, как пример того, как нужно любить и почитать свою семью и Бога.

Младший князь Муромский Петр помогал своему старшему брату князю Павлу избавиться от Змея, который, когда того не было дома, принимал его облик и прилетал к его жене на блуд. Жена хитростью выяснила, что погибель Змей свою получит лишь от рук Петра. Однажды, вернувшись домой, Петр увидел Павла сразу в двух местах и понял, что один из них – это Змей. Он сразился с окаянным и убил его. Змей, умирая, превратился в самого себя, и обрызгал кровью своей Петра. От этого у младшего брата все тело пошло страшными язвами. Многие пытались вылечить его, но безрезультатно. Только когда Петр смирился со своей участью, ему ниспослал Всевышний видение. В нем привиделось, что есть лишь один человек в мире, который может вылечить мужчину – дочь рязанского простого бортника Феврония.

В рассказе девушка выступает с первой минуты, как очень мудрая и много знающая. С гонцом она говорит строго и соглашается помочь юному князю. Взамен она просит Петра на ней жениться, тот соглашается, ведь красивая и умная девушка пришлась ему по сердцу. Однако, когда Петр выздоравливает, то, боясь гнева бояр, которые не одобряли союз княжича и простолюдинки, отказывается выполнять уговор.

Через время его снова поражает странная хвороба, и Петр посылает гонца к Февронии. Та не отказывается помочь. Когда она вновь вылечила мужчину, тот выполняет свой договор и женится на простолюдинке, не боясь более гнева других.

После смерти Павла, Петр становится князем, однако бояре не забыли, что он пошел против их воли, а по велению сердца и по указке свыше женился на простой крестьянке. Они ставят князя перед выбором: или изгнание с женой, или княжить и отказ от Февронии. Но на этот раз Петр проявил себя как верный и любящий муж. Он выбрал изгнание. На корабле он отплывает с женой по Оке. Предание гласит, что именно там на них нисходит божественная благодать.

Через время в Муроме начались волнения, освободившийся престол никак не могли поделить. Бояре вынуждены были просить князя вернуться. Так Петр и Феврония воцарились на своем месте.

В старости они приняли постриг и жили в монастыре. Как гласит предание, умерли они в один день. Они завещали похоронить их в одном гробу, но монахи решили, что это противоречит христианским законом и разнесли их в разные храмы, но наутро их тела были снова вместе. После столь чудесного вмешательства, никто не решился их переносить.

История православной иконы

На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.

В России этот образ известен как «Трех радостей». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.

Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.

Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.

Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.

Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.

Пожалуй, всем полезно знать о том, какие иконы должны быть в доме.

Праздник иконы

Празднуется день памяти канонической иконы «Трех радостей» 8 января.

Множество прихожан стекаются в Троицкую церковь на Грязях в Москве в этот день. Верующие стремятся лицезреть святой лик и помолиться о заступничестве, мире и крепком союзе.

К сожалению, оригинал иконы был утерян во времена сталинских гонений на церковь, в церкви хранится список, сделанный со святыни. Известны и другие чудотворные копии.

Святые благоверные

Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).

Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их — не по существу, но по благодати и действию».

Молитва перед иконой

Чтобы вознести прошение Богу перед святым образом, необходимо уединиться, зажечь свечу или лампаду, немного постоять в тишине. Это поможет настроиться на молитвенный лад. Женщины должны быть одеты в длинные свободные одежды, голова – покрыта платком.

Молиться перед иконой можно о том, чтобы:

  • найти себе верного и достойного спутника жизни;
  • укрепить отношения в семье;
  • отвадить врагов семейного благополучия;
  • наладить финансовое положение;
  • развеять клевету вокруг своего имени;
  • вернуть в семью любовь и добрые отношения.

Не следует забывать, что перед иконой можно возносить только те молитвы, которые просят благ законным, праведным семейным узам.

Икона Спас Вседержитель в коллекции музея

В настоящее время икону «Спас Вседержитель» можно встретить не только в храмах, но и в музеях. Полотна старинных художников представляют для историков культурную ценность.

Русский государственный музей

Интернет позволяет не выходя из дома посмотреть иконы, находящиеся в различных музеях. Образ «Спас Вседержитель» выставлен в Русском Государственном музее, является исторической и культурной ценностью. Это произведение написано в 1728 году великим иконописцем Кириллом Улановым и считается его последней работой. Художник умер предположительно в 1731 году.

Образ был создан в Юрьевце-Повольском, на территории Богоявленской церкви, расположенной рядом с Троицко Кривозерской пустыней. Здесь игумен Кирилл(Корнилий) провел несколько лет, создал множество икон, которыми была украшена Сретенская церковь.

РЕКОМЕНДУЕМ: Полное собрание молитв к Господу.

Первоначально икону Спас Вседержитель расположили по правую сторону от Царских врат Сретенской церкви в местном ряду. Композиция сходна с образом «Пантократору», написанному Симоном Ушаковым в 1668 году по заказу церковнослужителей Московского храма Святого Григория Неокесарийского. На страницах раскрытой книги читается фрагмент из 25 главы Евангелия от Матфея. Он рассказывает о Спасителе, представляя его Владыкой мира, имеет эсхатологическое звучание.

В верхней части изображены архангелы Гавриил и Михаил с орудиями Страстей в руках. Благодаря архаичному языку иконы, образ лишен «живоподобия». Упрощенные приемы письма придали лику Спасителя особенную выразительность.

Икона была вывезена на время с церкви и реставрирована в РГМ в 1955-56 годах. С 1957 года она размещена в экспозиции музея.

Государственный Эрмитаж

Место создания образа – Ростовская провинция. Первое место нахождения – деревянная церковь погоста Вазенцы имени Пророка Илии, на реке Онеге. Техника исполнения темпера. Время создания – начало 14 века.

Спас Вседержитель являлся центральным образом в диесусном ряду – основной части иконостаса. Спаситель изображен в красных одеждах, с раскрытой книгой и поднятой в благословении правой рукой. Образ Христа символизирует заступничество святых во время Страшного суда за души человеческие.

Посмотреть икону можно в 146 зале Зимнего дворца. Или набрав в поисковике Эрмитажа категорию «живопись», раздел Русское искусство и культура.

Молитвы перед иконой Спас Вседержитель избавляют от искушений и греховных помыслов, исцеляют душу, защищают от нападения врагов и бед. У молящегося укрепляется дух, появляются силы достойно пройти все испытания.

Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: