20 самых странных икон мира. Такие могут навсегда сломать хрупкую психику!


Святой Христофор Ликийский, Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита, Символ Веры, Троица Новозаветная «Отечество», Собор китайских мучеников.

Перейти к Оглавлению.

Внимание: изображения кликабельны.

Святой с песьей головой

0
Эту икону с изображением святого Христофора в 18 веке официально запретили распоряжением Святейшего Синода как «противную естеству». Иными словами, святой с собачьей головой выглядел слишком уродливо. Иконы с ним, как правило, уничтожались, но до наших дней дошло несколько экземпляров. Старообрядцы, к примеру, все еще продолжают почитать изображенного Христофора-кинокефала.

Есть несколько версий, почему мученика Христофора, жившего в 3 веке, начали изображать с головой пса. От теории, что он страдал редким видом генетической мутации, гипертрихозом, от которой тело человека почти полностью покрывается густыми волосами, до версии, что так было истолковано его прозвище и свирепый, звериный характер. Есть даже представление что Христофор был из племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых часто встречается еще с античных времен. Так или иначе, после запрета Синода Христофора начали изображать как всех нормальных людей.

“Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных”

Этот редкий образ Пресвятой Богородицы появился не так давно. Он был написан на Украине, где духовенство впервые выступило с инициативой проведения крестных ходов и молебнов за детей, умерщвляемых во чреве матери.

На иконе изображены Царица Небесная и Богомладенец, плачущие о душе ребёнка, принесённой к божественному престолу ангелом.

Подлинность иконописного изображения

Оценка икон в лаборатории

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

“Звезда Пресветлая”

Авторство иконы приписывают иконописцу А.И. Казанцеву. Редкий образ был создан в 1700 году и размещён в Муроме в храме Рождества Богородицы.

Здесь Богородица изображена стоящей со Спасителем на руках на фоне солнца. Лучи солнца отделяют друг от друга клейма с изображением различных евангельских событий. На земле Царице Небесной и Господу с молитвой кланяются святые.

Определение авторства

В древние времена мастеров в области иконографии называли изографами. Считалось, что эти люди получили свой дар от Бога. Они избранные и достойны своего звания. Вплоть до начала 18-го века изографы не оставляли своих подписей на иконописных образах. Считалось, что они посредники Господа на земле. И именно Господь создает уникальные образы их руками.

Несмотря на это обстоятельство, современному человечеству стали известны имена нескольких выдающихся иконописцев. Это Андрей Рублев, Феофан Грек, Григорий, Дионисий, Алипий и т. д. Самые дорогие иконы принадлежат кисти именно этих иконописцев. Изображения этих изографов уникальны и неповторимы. Они хранятся в государственных музеях и галереях. Любой желающий может их увидеть. Более того, согласно сохранившимся летописям, византийский художник Феофан Грек занимался росписью нескольких русских церквей. Существует множество икон других, неизвестных авторов. Они не менее ценны.

В основном эксперты определяют авторство по технике и стилю написания. Многие иконописцы подписывали названия икон или имя святого, изображенного на них. Данный фактор играет огромную роль в определении автора работы.

Создатели самых дорогих икон в мире давно известны человечеству. Стоимость антикварного образа напрямую зависит от известности иконописца.

Собор китайских мучеников.

Сюжет данной иконы относится к самому началу XX века. События, которые произошли в Китае, поражают своей жестокостью, ведь о том, что такое может произойти в цивилизованное время, никто даже не догадывался. В поднебесной в 1900 году, были убиты тысячи христиан различных конфессий, среди них были и 222 человека китайской национальности, которые исповедовали православную веру. В тот день, когда претерпели мученическую смерть христиане, на улицах китайских городов появились плакаты, призывающие убивать иностранцев христиан. Массовые убийства происходили в столице государства — Пекине, когда созданные отряды буддистов — националистов убивали христиан, отрубали им головы, вспарывали животы, сжигали в собственных домах и на кострах за городом. Среди пострадавших за веру Христову, были и 222 китайских мученика, духовным наставником у которых был священник китаец — отец Митрофан-Цзи. Все они были преданы мучениям, а потом казнены, каждый по-разному, но у всех смерть была мучительна. Перед преставлением Господу, мученики китайские поведали своим мучителям, что за Христа страдать не больно. Икона «Святые китайские мученики» очень редкая, поэтому для нее, православной Церковью не установлен специальный день почитания.

Продолжение статьи: часть 3-я.

Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита.

Православный образ «Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита» — уникальная икона большой редкости, сюжет которой основан на Ветхозаветном событии, произошедшем в VIII веке до Рождества Христова. В один из дней, пророк Иона услышал глас Божий, повелевший ему отправиться в страну Ассирийскую и призвать ее жителей, творивших всяческие злодеяния, к покаянию пред Богом. Пророк Иона ослушался Господа, пробрался на рыбацкий корабль в надежде уплыть подальше от Ассирии. Для вразумления пророка Ионы, Истинный Бог повелел большому киту проглотить его. Иона провел в чреве огромного Кита трое суток, глубоко раскаялся и искренне молился Господу, дабы Всевышний спас его. Отец Небесный услышал душевную молитву Ионы, и на третий день кит изверг пророка на сушу. Пример из жития Ветхозаветного Пророка Ионы, показывает нам смертным, что для Истинного Бога нет ничего не возможного, это и показано на данной иконе, очень необычной, но не менее значимой в православии. Всевышний непременно услышит всех взывающих к нему, не оставит нас своей милостью, поможет во всех делах и начинаниях, наставит на путь истинный и укрепит в вере христианской, главное, не отказываться от пути нам предначертанного. Православной Церковью Христовой совершаются празднования в честь пророка Ионы один раз в год — 5 октября.

“Млекопитательница”

Этот образ Божией Матери долгое время находился в Святой Земле в лавре преподобного Саввы Освященного. Когда Иерусалим и Палестину спустя несколько веков посетил святитель Савва Сербский, по завещанию основателя лавры, его благословили этой иконой в обратный путь.

Святитель Савва привёз эту чудотворную икону в Хиландарский монастырь на Афоне и оставил на Святой Горе. Образ также известен необычной иконографией и несколькими чудотворными списками.

Многоликая икона

0
Еще хуже пришлось иконам с образом трехликого Христа. Римско-католическая церковь осудила такие образы на век раньше, чем это сделала православная церковь. «Неканоническая и уродливая» — объявил Синод в 1764-м, и запретил образ. Однако до отдаленных уголков страны новости шли не быстро, и многоликие иконы продолжали появляться в приходах.

Одна голова, три лица, четыре глаза — этот пугающий образ был всего лишь одним из наглядных представлений догмата о Троице (отец, сын и святой дух). Традиционно их изображали в виде трех идентичных фигур с ликом Христа, но идея получила развитие и в таком ключе. На некоторых иконах Троица вообще имела одно туловище, но три головы с одинаковыми лицами.

Спящий с открытыми глазами

0
Для незнакомых с канонами иконописи «Спас Недреманное Око» — очень необычный экземпляр. На нем Христос изображен юношей, который то ли подпирает свое лицо от скуки, то ли собирается вздремнуть.

На самом деле, Иисус на этом образе уже спящий, но спит он с открытыми глазами, что является аллюзией на льва. В средневековье считалось, что лев спит именно так. Истоки образа — всего из нескольких строк в Библии, где Иисус назван «львом из колена Иудина» (то есть храбрым человеком). В иконографии этот образ появился в Византии, а потом распространился на Руси.

Символ Веры.

В самом начале зарождения христианства, в далеком 325 году, на первом Вселенском соборе в Никее, была принята к почитанию молитва — «Символ Веры», которая содержит краткое и понятное изложение догматов православного учения. Считается, что первый духовный образ необычной и уникальной иконы именуемой «Символ Веры», был написан в начале XV века от Рождества Христова, а спустя несколько десятилетий, он появился и в России. В 1489 году, данную икону самолично передал в Благовещенский Собор Московского Кремля, русский князь инок Василий Иванович Мамырев. К большому сожалению эта икона затерялась и не сохранилась для потомков. В XVII веке, на русской земле были созданы несколько списков иконы «Символ Веры», которые получили широкое распространение по всей Великой Руси. В это же время, образ иконы «Символ Веры», появляется в храмовых росписях Архангельского Собора Московского Кремля и московской Церкви Григория Неокесарийского. Для иконы «Символ Веры», Церковью Христовой не установлен специальный день ее почитания, ввиду большой редкости данной иконы.

Традиционный состав клейм иконы. Верхний ряд (слева направо):

1. Сотворение мира.

I — «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

2. Преображение Господне.

II — «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от От Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

3. Благовещение. Рождество.

III — «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

4. Распятие.

IV — «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна».

Второй ряд:

5. Воскресение. Сошествие во ад.

V — «И воскресшаго в третий день по Писанием».

6. Вознесение.

VI — «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца».

7. Страшный суд.

VII — «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

8. Сошествие Святого Духа.

VIII — «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго».

Нижний ряд:

9. Люди внимают пророчеству о пришествии Господа.

VIII — «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки».

10. Апостолы крестят людей.

IX и X — «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов».

11. Воскрешение мертвых в день Страшного суда.

XI — «Чаю воскресения мертвых».

12. Вертоград Заключенный — Небесный Иерусалим

XII — «И жизни будущаго века. Аминь».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: