На жизненном пути множество испытаний. Перед иконой Пресвятой Богородицы люди молятся о защите родных и близких, о помощи в трудной ситуации, о том, что невозможно решить ни деньгами, ни умом. По мнению искусствоведов, в мире существует около 700 вариантов святого образа Пречистой Девы и даже разработана их классификация. Вот почему Богородицу изображают по-разному.
Традиционное написание иконы Богородицы
По словам церковных историков Никифора Каллиста и монаха Епифания, существует около двух с половиной сотен икон Божьей Матери. Однако есть главные традиции в написании классических икон Богородицы. Например, обязательное наличие мафория — покрывала замужней женщины и туники — длинного платья синего цвета. Мафорий обычно украшают звездами. Самый яркий пример таких икон — Оранта.
Разновидностью таких классических икон являются также «Неупиваемая Чаша», Владимирская икона Богоматери, Елеуса или Умиление, Почаевская.
Также есть еще один распространенный тип икон Богородицы — Одигитрии. К ним относятся, например, Казанская, Всемилостивая, Всецарица.
Следующий тип икон с Божьей Матерью — Агиосоритисса. На них Богородица повернута в сторону в молитве. К таким иконам относится, например, Боголюбская.
Это лишь немногая часть икон Богоматери, их на самом деле огромное множество. Не следует теряться, обращайтесь с молитвами к тем иконам, которые у вас имеются. Главное — верить в душе в их силу и искренне желать очиститься духовно, морально.
Православная Жизнь
Мнение священника Андрея Чиженко.
Фото: ekaterinburg-eparhia.ru
Действительно, если мы посмотрим православный календарь, то увидим, что практически на каждый день припадает день памяти той или иной иконы Пречистой Божией Матери или исторического действия, связанного с Девой Марией. Как, например, 31 августа по старому стилю (13 сентября н. ст.) празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Напомним о данном событии вкратце. После Успения Божьей Матери Она телесно была взята на небо. В гробнице остались только Ее риза и пояс. До начала V столетия пояс хранился в Иерусалиме. Позднее его перенесли в Констанополь. Из «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского известно, что византийский император Лев VI использовал пояс для своей больной, страдающей от козней злого духа жены Зои. После лобызания святыни императрица исцелилась. Ризу и пояс Пресвятой Богородицы положили в храме северо-западного района Константинополя – Влахерне. Здесь же в начале X века святому блаженному Андрею Юродивому и ученику его святому Епифанию явилась Пресвятая Богородица и распростерла Свой покров-омофор (мафорий – длинное женское покрывало с головы до пят) над молящимся во время нападения неприятелей народом в храме (праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Сегодня части пояса Девы Марии находятся в афонском монастыре Ватопед, в Грузии и в нескольких иных местах.
Почему же так много икон Девы Марии и празднований, посвященных Ей?
Вспомним Святое Евангелие. Умирая на кресте, Господь произнес следующую фразу, обращенную к Пресвятой Богородице и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! Се, сын Твой! Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26, 27). Святые отцы говорят, что тогда у Креста Спасителя произошло усыновление Пресвятой Богородицей не только святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, но и всего человечества. То есть Пречистая стала Матерью всем нам. Мы же стали Ее детьми. Это также подтверждается словами, сказанными Ею после Своего Успения, когда Она явилась скорбящим святым апостолам. «Радуйтесь! Ибо я с вами – во все дни», – говорила Дева Мария.
В замечательном памятнике византийской агиографии (описания житий святых) «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея юродивого Христа ради» есть воспоминание о том, как в одну зиму этот удивительный подвижник Божий был восхищен святым ангелом в рай. Во время путешествия по Царствию Небесному небесный посланник сказал Андрею: «Госпожа наша светозарная, Царица небесных сил и Богородица не пребывает сейчас здесь, ибо Она находится в том бренном мире ради поддержки и помощи тем, кто призывает Сына Ее единородного, и Слово Божие, и Ее Всесвятое имя». Церковное Предание сохраняет сведения о том, что Пресвятая Богородица пребывает в непрестанной молитве о страждущем человечестве.
Потому все множество икон Девы Марии является символами-отражениями различных граней и способов Ее благодатной помощи. И причем многие иконы имеют чудесное, удивительное происхождение. Вспомним, например события обретения Казанской иконы Божьей Матери. После пожара 1579 года в Казани по указанию девочки Матроны, которой во сне явилась Пречистая, на пожарище нашли икону Пресвятой Богородицы, ставшей чудотворной и известной во всем православном мире. Кто Ее написал? Как она там взялась? Неизвестно. Божье чудо.
Примерно та же история и с образом «Неупиваемая Чаша». Бедному мужчине, отставному солдату, живущему в Тульской губернии и исстрадавшемуся от тяжелого и, увы, распространенного в славянском обществе недуга пьянства, явился во сне старец и повелел идти в Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Солдат пришел в обитель, но там, как оказалось, никто не знал такой иконы. Начали поиски. Образ нашли в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно было написано «Неупиваемая Чаша». Отслужили молебен, и страждущий исцелился. Разве не чудо Божье? Пречистая Сама указала и прославила Свои иконы.
Или, к примеру, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из главных святынь Киево-Печерской Лавры, полученная греческими зодчими для вышеупомянутой обители из рук Девы Марии.
Существует в народе благочестивая традиция молиться о спасении от пожара иконе «Неопалимая Купина», от недуга пьянства «Неупиваемой Чаше», для исцеления от рака пред образом «Всецарица», а над дверями в доме вешать Остробрамскую икону или Семистрельную и т. д. Так ли это?
Мне кажется, ответ здесь двоякий. Как и во всем в Православии, нужен путь по золотой середине. Без крайностей. С одной стороны, Пресвятая Богородица явила в Своих образах вполне конкретную помощь по конкретной проблеме, так сказать (пример – «Неупиваемая Чаша»), потому, конечно же, как мне мажется, можно и нужно молиться перед этой иконой Деве Марии о ниспосылании благодатной помощи в столь нелегком и трудном деле, как избавление от алкогольной, наркотической, табачной или иной зависимости. То же самое и в других случаях. Ведь недаром в этих иконах была явлена чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Но с другой стороны – не стоит молитву Пресвятой Богородице превращать в какое-то псевдоцерковное язычество: «мол, если помолимся перед иконой “Неупалимая Купинаˮ, то пожара не будет, а если перед Казанской, то вполне может быть. Потому что не перед той иконой помолились».
Это неверный подход. Главное, чтобы молитва была искренней и совершалась с пониманием, Кому и зачем мы молимся. Важно, чтобы она шла от чистого сердца, как призыв дитя к своей Матери. А Небесная Мать не замедлит помочь Своему попавшему в беду ребенку. И в данном случае можно помолиться и перед Казанской, и перед Владимирской, и перед Почаевской или перед любой другой православной иконой Божьей Матери. Главное, чтобы молитва была не сухой формальностью, но живой и искренней потребностью души. А Пресвятая Богородица, как любящая мать, всегда ответит на зов. Ведь Она находится здесь, на земле, среди нас и готова прийти на помощь Своему заплутавшему плачущему чаду.
Иерей Андрей Чиженко
Икона Рождество Божией Матери
Фото: Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.
Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.
«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все».
Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.
В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.
Сюжеты богородичных икон
В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».
По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.