Ксения Петербургская: сумасшедшая любовь, которой хватит на всех

Ксения Петербургская: жизнь до трагедии

Информации о жизни Ксении до того, как она стала городской сумасшедшей, сохранилось не так много. Известно, что она родилась в Санкт-Петербурге в 1719-1730 г.г., а ее отца звали Григорием.

Некоторые выводы можно сделать из последующих фактов ее жизни. В 23 года Ксению выдали за муж за полковника Петрова Андрея Федоровича, который, к тому же, пел в церковном хоре при дворе императрицы Елизаветы. Молодой человек был очень респектабельным, придворные певчие при веселой императрице делали головокружительные карьеры.

Стоит только вспомнить графа Разумовского, который из днепровских свинопасов стремительно попал в высший свет и стал фаворитом матушки Российского государства.

Учитывая, что при бракосочетании в те времена строго соблюдались сословные рамки, можно предполагать о знатном происхождении и самой Ксении. Скорее всего, девушка была не только религиозной, но и довольно хорошо образованной.

Супружеская чета поселилась на 11-й линии (нынешняя Лахтинская улица), на которой раздавались земельные участки для военнослужащих Капорского полка.

Жила Ксения с Андреем Федоровичем хорошо. Любовь и согласие в молодой семье порой вызывали зависть у соседей.

Тихое счастье не вызывает особого интереса у обывателей, а потому народная память ничего более не сохранила о той жизни Ксении.

«Я смолоду занимался реставрацией»

– Николай Владимирович, а можно немного рассказать о себе?

– Я родился в Петербурге, но корни у меня вологодские, родители приехали из Череповца. И кстати, я могу рассказать историю, связанную с Провидением. Быть может, благодаря моей бабушке наша семья не умерла с голоду. Она была очень верующим человеком, и было ей перед войной видение – железная дорога, паровоз, теплушечки. А из последнего вагона выглядывает старец в чёрной одежде, поднимает пальчик и говорит: «Анна, суши сухарики». Поезд ушёл, а бабушка начала сушить сухари, благодаря которым они жили всю войну. Я родился уже после её смерти.

– А как вы пришли к нынешнему роду деятельности?

– Я смолоду занимался реставрацией. Однажды, в 70-х, мне сказали, что раз я работаю с иконами, хорошо бы креститься. Мы пришли на берег реки Великой в Пскове, две девушки пели, ну вроде хора было, батюшка окунул меня трижды в реку. Так я стал крещёным.

Однажды один мой знакомый, который жил в тех краях, сказал, что есть такой храм замечательный, к настоятелю которого приехал человек, предложив: «Батюшка, давайте уберём этот ветхий иконостас, резьбу старую. У меня есть хорошая бумага – блестящая. Мы ею всё обклеим. Вот вам образцы. Всё замечательно будет у вас блестеть». Меня позвали, и я сказал: «Молодцы, что не стали этого делать, сохранили старину. Здесь нужна реставрация». После чего поселился в церковной сторожке и начал работать. Это было в интересном таком месте – Теребени, где похоронены родители Кутузова. Настоятелем на этом бедном приходе был отец Елевферий (Попов), насельник Печорского монастыря. Он был не слишком разговорчив, я даже местоимения «я» от него ни разу не слышал: «я пошёл», «я сделал» – он этого не говорил.

Реставрацией занимаюсь всю жизнь, то есть довольно долго, мне ведь 67 лет. Работал с монументальной живописью, преподавал, но главное – реставрация.

Историй с этим связано много. Горькие воспоминания остались о реставрации в костёле Святой Екатерины. После войны там хранилась трофейная немецкая литература, но произошёл пожар. Религиозная живопись была повреждена очень серьёзно – она буквально вскипела пузырями, которые лопались. Часть краски осыпалась. Однако всё это подлежало восстановлению. Кроме картин, там сохранился лучший орган в Петербурге, целиком собранный из дерева. Даже трубы были не металлические, а деревянные. Мы долго работали, а когда более-менее всё закрепили, случился – в день похорон Андропова – новый пожар, который выжег уже всё и безвозвратно.

Очень интересной была работа в Сампсоньевском храме Петербурга, где мне пришлось восстанавливать февральский месяцеслов. Это такая икона, где было много-много маленьких изображений – миниатюры святых на каждый день. Чем была сложна эта работа? Предыдущие реставраторы сместили фрагменты, красочный слой начал подниматься и частично осыпался. К сожалению, нередко реставрации приносят много проблем, хотя часто я просто любуюсь тем, что делали предшественники.

Переломный момент: внезапная смерть мужа

Людское внимание привлекают сенсации, неважно — трагедия это, или триумф.

Жизнь Ксении изменилась в одночасье: спустя 3 года совместной жизни, внезапно скончался ее любимый муж, не успев принять последнего покаяния и отпущения грехов.

Считается, что Андрея Федоровича убил тиф. Однако поговаривали, что молодого человека сгубило вино, как и многих артистов при царском дворе.

На момент смерти мужа Ксении было 26 лет, детьми семейная пара обзавестись не успела.

Внезапная кончина мужа потрясла молодую женщину, родственники и соседи опасались за ее рассудок. И этим опасениям были серьезные причины.

На похороны Ксения одела военную форму мужа красно-зеленого цвета. Женщина заявила, что она — «Андрей Федорович», а Ксения скончалась. Каждый переживает смерть близкого по-своему, однако «причуды» Ксении не прекращались. Женщина решила отдать свой дом знакомой Прасковье Антоновой, которая арендовала комнату в их доме, с единственным условием: новая владелица должна была пускать на ночлег нуждающихся.

Родственники, опасаясь столь неблагоразумного разбазаривания нажитого добра, пригласили комиссию из бывших начальников покойного Петрова, чтобы подтвердить сумасшествие Ксении и определить ее в лечебницу. Однако, после длительной беседы, высшие чины сочли женщину вполне адекватной.

Ксения Петербургская. Художник Александр Простев

Выводы

Есть протоколы обработки материалов и техники живописи, которые составили сотрудники отдела исследования музея. Затем был проведён искусствоведческий анализ. После всех этапов исследования художники и реставраторы сделали вывод, что портрет очень берегли. Также стало известно, что прижизненный портрет Ксении Петербургской был написан спонтанно. Возможно, даже за один прием. Художник детально прорисовал черты лица.

Таким образом, становится понятно, что портрет этот — вовсе не фантазия. Вероятность того, что с полотна на нас смотрит Ксения Григорьевна, очень высока.

Пришло время людям увидеть прижизненный портрет блаж. Ксении Петербургской. На полотне запечатлен образ человека, из которого рождался миф о городе на Неве. Вот такое удивительное преображение произошло с Ксенией Григорьевной в жизни, благодаря которому ее портрет стал еще и иконой. Смерть мужа была для нее огромным ударом, перевернувшим все ее сознание.

Городская сумасшедшая — или святая?

Со смертью мужа в жизни Ксении начался новый этап длиной в 45 лет. Одетая в мужскую одежду и откликающаяся только на «Андрея Петровича», Ксения бродила по улицам. Бедную женщину обижала бездомная детвора, ее гнали даже с собственного прихода, храма апостола Матфея (Покровская церковь), дабы не портить вид при приезде иностранцев. Невнятное бормотание блаженной люди принимали за бред.

Но, несмотря на плохое обращение, Ксения никогда не показывала злость или обиду, смиренно принимая выбранную ею же участь.

Кто-то жалел юродивую, предлагая ей одежду и обувь. Обмороженные ноги Ксении опухли, но она отказывалась менять свои лохмотья. Некоторые давали ей деньги. Блаженная Ксения принимала только медяки с изображением Георгия Победоносца — и то не от каждого.

Ксения Петербургская. Художник Александр Простев

Порой, отказываясь, она говорила: «Не возьму твои деньги, ты людей обижаешь».

Но и ту, поданную ей мелочь, убогая тут же раздавала другим страждущим.

Постепенно люди привыкли к городской сумасшедшей, и стали замечать, что Ксения приносит благодать. У тех, от кого она принимала мелочь, внезапно случалась радость. Продавцы с сытного рынка стали ее угощать, а извозчики — подвозить, чтобы работа в этот день принесла хороший достаток.

Ксения стала своеобразным талисманом удачи.

Однако, возникла и другая примета: если блаженная что-то попросила, у того человека в скором времени случалось горе. Юродивая предсказала смерть императрицы, крича накануне: «Пеките блины. Скоро вся Россия будет блины печь». Вскоре Елизавета скончалась.

Ксения Петербургская. Художник Александр Простев
К слову, традиция печь блины ассоциировалась с Масленицей и похоронами.

Подобное пророчество касается и персоны Иоанна VI. После долгих рыданий блаженной и причитаний «кровь, реки крови» Петербург узнал об убийстве Иоанна Антоновича.

А в России императоров, как правило, убивали бестолково, жестоко и кроваво.

Убогая Ксения не только предупреждала людей о предстоящих радости или горе. Женщина помогала при любом житейской бедствии, но — только добрым и порядочным людям. Так, Прасковью Антонову она направила на кладбище, где сбитая экипажем женщина родила малыша и умерла, а бездетная Прасковья обрела сына. В другой раз Ксения, дав медяк даме, помогла той избежать полного уничтожения дома в пожаре.

Заболевшая Ксения. Художник Александр Простев
Лишь однажды она разозлилась на детей, издевающихся над ней. Однако этот момент напоминает нам лишь о том, что убитая горем женщина — такой же человек, и так же подвержена греху.

Список чудес Ксении огромен.

Совпадения ли это, или божий промысел — решать не нам. Главное — блаженная Ксения, слоняющаяся в районе Смоленского кладбища (место захоронения ее мужа), стала местной знаменитостью. К ней приводили деток на благословение, просили совета в житейских делах и замужестве.

Городской нищенкой заинтересовались полицейские — и проследили, куда скрывается бездомная по ночам. Стражи порядка выяснили, что сумасшедшая уходит за город, и всю ночь молится в поле, несмотря на ненастье.

Еще один невероятный случай из жизни блаженной Ксении. На Смоленском кладбище только началось строительство Троицкого собора. Рабочим приходилось с трудом поднимать камни по лесам. Каждое утро они обнаруживали, что кто-то за ночь поднял им камни наверх.

Просидев в ночном карауле, они увидели, как местная нищенка Ксения таскала тяжелые заплечные носилки — и аккуратно складывала кирпичи в стопки. На тот момент женщине было больше 60 лет.

Судьба портрета веком ранее

На протяжении всего XIX века прижизненный портрет Ксении Петербургской из Эрмитажа находился в часовне на Смоленском кладбище. Перед ним находилась лампада, а может, и свеча, поэтому на изображении образовался слой копоти. Полотно было очень темным. Работникам музея стало известно, что портрет пережил несколько непрофессиональных реставраций.

Таким образом, вернуть первоначальный вид изображению было крайне сложно. До профессиональной реставрации портрет был достаточно темным, а одеяние блаженной — мешковатым. Кое-где в волосах проступала седина. В ходе работы художники исправили форму плеч. Благодаря этому портрет стал интереснее и выглядел законченным.

Раньше никто бы не мог и представить, как выглядела Ксения Петербургская. Увидеть лик святой стало возможно благодаря работе реставраторов. Они придали полотну лакировку и идеальное тонирование. Узнать более подробно о процессе создания портрета сегодня никому не представляется возможным.

прижизненный портрет блаженной ксении петербургской

Ксения и церковь: долгий путь к святости

Ксения Петербургская скончалась в возрасте 71 года на могиле мужа. От Покровской церкви на Смоленское кладбище ее провожала половина города. Десятки лет землю с ее могилы, и даже могильные камни, растаскивали паломники, верящие в их чудодейственную силу. В 1830 г. над ее могилой построили часовню, в которую и сейчас стекается множество верующих.

Ксения Петербургская. Художник Александр Простев
Мраморное надгробие над могилой сооружали на деньги паломников.

Народная любовь уберегла последнее пристанище блаженной от разорения большевиками. Однако во время войны на святом месте устроили оружейный склад, а в 60-х г.г. часовню отдали под скульптурную мастерскую.

Только в 1978 г. церковь признала святость блаженной Ксении. Ее именем названы десятки храмов в России, Белоруссии, Украине, Эстонии, Казахстане и Болгарии. Можно услышать тысячи историй, как молитва Ксении исцелила, подарила радость материнства, спасла в тяжелых ситуациях.

Не осталось ни одной вещи, принадлежащей Ксении, нет и прижизненных портретов святой (возможно есть один, найденный совсем недавно в архивах Эрмитажа портрет Ксении — но это утверждение пока не имеет доказательств).

В именном доме-музее выставлены картины Александра Простева — однако это лишь субъективное суждение художника об облике святой.

Ксения Петербургская. Художник Александр Простев
На иконах Ксения Петербургская всегда изображена в зеленой и красной одежде, цветам военного мундира блаженная оставалась верна всю жизнь.

Есть и документальные фильмы о Ксении Петербургской — однако, большая их часть рассматривает Ксению с религиозной точки зрения.

Образ петербургской блаженной стал поводом для создания в Александринском театре спектакля. Это — уникальный случай переноса жития святого на театральную сцену. При этом упор сделан не на чудеса, творимые Ксенией, а на тему любви: из столкновения с жестоким миром Ксения сумела вынести и приумножить любовь до всеобъемлющих широт.

Исследования

Работникам Эрмитажа пришлось хорошо потрудиться. Реставраторы провели лабораторные исследования, в ходе которых было выявлено, что перед ними самая настоящая реликвия. Технико-технологическая экспертиза провела анализ грунта, который показал, что холст выполнен в конце XVIII или в начале XIX века. Исследования конструкции рамы подтвердили выводы химического анализа. Портрет является художественным произведением эпохи, в которую жила святая. Прижизненный портрет Ксении Петербургской содержит в себе образ Божьего человека, который несет христианский подвиг.

блаженная ксения петербургская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: