История написания иконы
Эту удивительную икону написал митрополит Московский Петр в 1320 году.
После Брестской унии икона была помещена в Елецкий Черниговский монастырь. Именно этой иконой было благословлено строительство Суражской обители. Когда же устроился монастырь Суражский при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону.
В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская.
В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею.
Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским, предположительно в 1320 году.
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке; их главы украшены венцами.
Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским.
После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.
Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса.
Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетья был утерян.
Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре.
В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители.
В храме мучеников Адриана и Наталии есть список Новодворской иконы. В дару храму его принесла в 1969 году прихожанка Елена Михайловна Соколова. По рассказу Елены Михайловны, её предок, турок Ахмед Оглу, попал в плен во время Русско-турецкой войны. Он остался в России и принял Православие. Его крёстный отец чудесным образом обрёл этот список и передал новообращённому христианину.
Икона находится на южной стене храма, слева от входа в притвор для святой воды.
Память иконы – 2 января (20 декабря по старому стилю). По сложившейся традиции, в нашем храме икона также чтится 1 января (21 декабря). В этот день перед ней служится молебен с акафистом.
Чудотворный список иконы в Каменском Успенском монастыре
Особенно чтимая древняя копия иконы находилось в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда.
Она была дана в благословение монастырю при его основании в 1687 году архиепископом Лазарем Барановичем.
26 июня 1889 года от грозы сильно пострадал Успенский храм в Каменской обители. Много вреда причинила молния внутри храма, но Новодворская икона осталось совершенно невредимой.
В память этого 26 июня совершается крестный ход со свято чтимой иконой.
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Описание иконы Новодворская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в […]
Икона Новодворская — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
По преданию, икона написана святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси около 1320 года, когда он ещё жил на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец. Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – «СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ УТОПАЮЩИХ» (ЛЕНЬКОВСКОЙ) В советское время икона была утрачена. В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему нахо[…]
Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви[…]
Список иконы в Киевсвком Златоверхо-Михайловском монастыре
В Киевском Златоверхо-Михайловском монастыре также находится почитаемая Новодворская икона — точная копия с чудотворной. На Новодворской иконе Божья Матерь, держащая Спасителя на левой руке, изображена в венце, на голове Богомладенца также венец.
В настоящее время неизвестно, где находится икона Божьей Матери, писанная митрополитом Петром и пребывавшая в Суражицком монастыре. И сам Благовещенский мужской Суражицкий монастырь был упразднён в 1786 году. Празднование 20 декабря(2 января по новому стилю).
Автор:
Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь
Икона Божией Матери СУРАЖСКАЯ
Икона Божией Матери СУРАЖСКАЯ
Икона Божией Матери Суражская (Новодворская)
(XIV век, празднование 20 декабря/2 января)
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Новодворская, написана СвятителемПетром, Митрополитом Московским и всея Руси, около 1320 года, когда он был на Волыни вмонастыре, устроенном им на берегу реки Рати, на урочище Новый Дворец. Когда Новодворскиймонастырь был захвачен униатами, иеромонах Иаков перенес икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. В 1677 году 14 августа образ был перенесен Белорусским ЕпископомФеодосием из старого храма в новый Крестным ходом перед Божественной Литургией.Святитель Димитрий Ростовский (+1709), прибывший в это время на поклонение чудотворномуобразу, разсказывал, что 16 августа Никодим, Епископ Целерский, оглашал в храме послеБожественной Литургии чудеса, бывшие во время Крестного хода от иконы Божией Матери.В 1720 году, по благословению Архиепископа Черниговского Антония (Стаховского, 17131721), иеромонахом Симеоном (Лущинским), вышедшим из Польши, и обозным полковымСтародубским Афанасием Есимонтовским был основан Благовещенский мужской монастырьпри новоучрежденном городе Сураже Черниговской губернии, за рекой Ипутью.
Преосвященный Антоний отдал Новодворскую икону строителю монастыря иеромонахуСимеону, и она была поставлена им в соборном храме.В 1786 году Благовещенский монастырьбыл упразднен, его деревянный храм был перенесен в город Сураж и стал приходским.Чудотворная Новодворская икона была перенесена в Новгород-Северский Спасский монастырь.Для Суражского храма была написана копия Новодворской иконы, которая находилась налевой стороне иконостаса в старинном серебряном позолоченном киоте и очень почиталасьприхожанами. По другим сведениям, в Суражском храме остался сам чудотворный образ.
Особо чтимая древняя копия с этой иконы находилась в Каменском Успенскомженском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовский районБрянской области). Эта обитель была основана в 1687 году иеромонахом Ионой. АрхиепископЧерниговский Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенной обители своюкеллейную Новодворскую икону Божией Матери. В 1899 году Успенский храм обители, вкотором находилась Святая икона, значительно пострадал от удара молнии, но икона осталасьневредимой. В память этого чудесного события ежегодно 26 июня совершался в обителиКрестный ход с чтимой иконой Божией Матери. При советском режиме монастырь былпочти полностью разрушен. Другой особо чтимый список с Новодворской иконы находился вКиевском Златоверхом Михайловском монастыре.
Теперь неизвестно, где находится икона Божией Матери, писанная Святителем Петром.Суражский Благовещенский храм после большевистского переворота был варварски разрушен.На его месте теперь находится танцплощадка в парке. Улица, на которой находился храм, такженазывалась Благовещенской (ныне имени Ворошилова). При разрушении храма одна из иконбыла спасена кем-то из жителей города. Когда началась Великая Отечественная война, многиесуражане эвакуировались, оставляя дома. Благочестивая раба Божия Наталия, оставшаяся вгороде с матерью, разсказывает: «Купили мы дрова в одном из оставленных домов, и когда грузилиих, то обнаружили заложенную в дровах икону Божией Матери и шитые золотом Церковныепокровцы. Покровцы мы отдали в храм, который тогда еще существовал и находился на месте,где теперь районная администрация. А с иконой я никак не могла разстаться. Упросила мать,чтобы она разрешила оставить ее дома. От времени образ потемнел, стали трудно различимылики. В начале 1990-х годов икона начала светлеть и стала видна надпись».
Во вновь построенный в Сураже храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицыбыла принесена аналойная икона Божией Матери Новодворская, на которой сохраниласьследующая надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемойНоводворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражскойцеркви. 1866 года февраля 17 дня».
LiveInternetLiveInternet
Рождественский пост
Пища без масла
Небесная Покровительница
Икона Божией Матери Новодворская и Леньковская (Новгород-Северская),
именуемая «Спасительница утопающих»
день празднования: (1751) 20 декабря ст.ст. (2 января)
Название иконы говорит само за себя. Предание гласит, что на реке Десне есть весьма опасный водоворот. Часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычею бездны: круговращение воды своею стремительною силою увлекало их вместе с сопровождающими их людьми. И вот на этом опасном месте однажды была обретена икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Против гибельного места, на горе, поставили сначала икону, а затем Богородичный храм у села Леньково. Было замечено, что со времени явления иконы Богоматери несчастья стали случаться редко, а потом и совершенно прекратились.
Иконе Пречистой Девы «Спасительница утопающих» поклоняется множество верующих, в особенности те, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии. Перед иконой «Спасительница утопающих» верующие молятся от потопления на воде плавающих и от бури на море.
Икона Божией Матери Новодворская и Леньковская (Новгород-Северская),
именуемая «Спасительница утопающих»
Молитвослов
Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
пред Ея иконою Леньковская, именуемой «Спасительница утопающих»
Молитва
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим.
Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя.
Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых.
Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
*******
Серия сообщений «Новодворская»:
Икона Божией Матери Новодворская. День празднования: 2 января (20 декабря ст. ст.)
Часть 1 — Сегодня верующие вспоминают… (дни памяти святых) Часть 2 — «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление…» (Небесная Покровительница)
Серия сообщений «несчастные случаи, катаклизмы, катастрофы»:
Часть 1 — Икона Божией Матери «Спасительница утопающих» (1751; 20 декабря ст. ст./2 января) Часть 2 — Молитва («О святая всеблаженная мати Ксение!..») … Часть 19 — «О, святителю Христов, Иоасафе, чудотворче Белоградский!..» (молитвослов) Часть 20 — «О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся…» (молитвослов) Часть 21 — «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление…» (Небесная Покровительница) Часть 22 — «Избранная угоднице и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксение…» (молитвослов)
Серия сообщений «Спасительница утопающих»:
Часть 1 — Икона Божией Матери «Спасительница утопающих» (1751; 20 декабря ст. ст./2 января) Часть 2 — Сегодня верующие вспоминают… (дни памяти святых) Часть 3 — «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление…» (Небесная Покровительница)
Престольный праздник в честь чудотворной иконы «Новодворская»
2 января в обители Престол – празднование иконы Божией Матери «Новодворская». Чествуемая монастырская святыня уже более полутора сот лет являет чудеса по молитвам с верою и надеждою к ней притекающих. Праздничная служба совершалось соборно. Накануне на всенощном богослужении на утрени был по традиции пропет акафист Божией Матери. За литургией почти весь храм – сестры и прихожане – причащались.
По церковному преданию, икона, именуемая «Новодворской», была написана около 1320 года святителем Петром, митрополитом Московским и всея Руси. В это время святитель Петр находился на Волыни, в монастыре на реке Рати, в урочище Новый Дворец (отсюда название иконы). Этот образ имеет множество почитаемых списков. Один из старинных списков, считающийся чудотворным, находится в Курском Свято-Троицком женском монастыре.
Сохранилось устное предание о чуде, бывшем от списка с этой иконы. Первоначально образ находился в нижней Смоленской церкви. Однажды в монастырь явилась странница, которая, увидев эту икону, приблизилась к ней со слезами, и Царица Небесная явила дивное знамение Своей милости. Святая икона опустилась по стене к молившейся со своего места. Все присутствовавшие сестры, пораженные чудом, окружили странницу, которая тогда же получила исцеление от своей болезни и рассказала следующее. Много лет она была больна и потеряла уже надежду на выздоровление, но однажды в сонном видении она увидела икону Богоматери. Божия Матерь, как бы живая, обещала ей полное исцеление, если она разыщет Её чудотворный образ, который та видела во сне. Тогда же, получив облегчение от недуга, женщина долго странствовала, разыскивая виденную икону Богоматери. Наконец нашла её здесь и получила обещанное полное исцеление. После этого чуда святая икона перенесена была в верхнюю церковь Святой Троицы и поставлена на правой стороне. В 1836 г. по ходатайству игуменьи Тавифы к архиепископу Илиодору, с разрешения Святейшего Синода, к западной стене Троицкой церкви был пристроен каменный одноэтажный теплый храм. Престол в новом храме был освящен в честь иконы Божией Матери «Новодворской». Святую икону решено было перенести в новый храм и поставить на правой стороне за клиросом, где она находилась до закрытия обители.
После октябрьского переворота в 1923 г. монастырь закрыли, а чудотворную икону перенесли в Сергиево-Казанский кафедральный собор. Матушки, уже бывшие насельницы девичьей обители, около 100 человек, ежегодно собирались в кафедральном храме в день празднования «Новодворской» иконы Божией Матери. В этот день специально служилась литургия в честь чтимого образа. До открытия монастыря в 1994 г. дожила последняя из старых монастырских матушек монахиня Сергия (Сухочева), которая служила алтарницей в Сергиево-Казанском соборе. Благодаря ее стараниям чудотворную икону возвратили в обитель, а матушка Сергия стала одной из первых насельниц возрождающегося монастыря. 22 октября 2006 г. монахиня Сергия скончалась на 87 году жизни.
Пресвятая Богородица! Спаси нас!
КУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1631 гг.: «…на посаде, за большим старым острогом, Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновленного храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге осадной двор, что купила игумения Сундулия с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина» (Ларионов. 1786. С. 19). Мон-рь владел деревнями в 26 крестьянских и бобыльских дворов, в городе ему принадлежали 2 слободы, в к-рых было 131 и 119 дворов, где насчитывалось 304 чел. муж. пола. Население слобод состояло из ремесленников (кузнецов, гончаров, портных, сапожников) и торговцев (Курск: Очерки. 1957. С. 17). Упомянутая игум. Снандулия являлась, вероятно, 1-й настоятельницей обители (Емилия (Лебедева). 1912. С. 19). В 1634 г. монастырская слобода была сожжена польск. войсками под командованием кн. Иеремии Михаила Корибута-Вишневецкого, но уже в 1646 г. насчитывала 119 дворов.
Курский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Курский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
По преданию, в пожаре 1680 г. сгорели все постройки монастыря, но в 1681 г., при игум. Пелагии, в К. м. был выстроен деревянный храм во имя Св. Троицы с приделом в память Обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. в К. м. был заложен и вскоре возведен каменный 2-этажный собор Св. Троицы с нижней ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Нек-рое время монастырский храм был приходским: миряне ходили только в верхнюю Троицкую ц., а монашествующие — в нижнюю.
В 1722 г., согласно рапорту игум. Варвары в Синод, в К. м. проживала 41 насельница, в т. ч. 35 монахинь, казенного жалованья, руги, мон-рь не имел (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 406-407); в 20-х гг. XVIII в. упоминаются 2 схимонахини: Мариамна (77 лет) и Таисия (79 лет) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 215. Л. 273). По данным ревизии 1744 г., в монастырской вотчине — с. Покровском — проживали 464 крестьянина, к-рые поставляли в обитель конопляное масло, яйца, лен. Монастырская пашня составляла 72 дес. Крестьяне ловили для монастыря рыбу в р. Семь (Сейм) (Дюдина. 2008. С. 104). В 1787 г. имп. Екатерина II при посещении Курска пожертвовала обители 300 р. В 2 кварталах от К. м. стоял дом купцов И. И. и А. Ф. Мошниных, которые, вероятно, посещали обитель вместе с сыном Прохором (прп. Серафимом Саровским).
В 1764 г. К. м. был зачислен в разряд третьеклассного. При настоятельнице (1762-1765) игум. Митродоре (Долгинцевой; † 31 дек. 1765) в К. м. проживали 15 монахинь, служили 2 священника: Иоанн Матчин и Михаил Нифонтов, дьячок Михаил Матчин, пономарь Василий Калмыков, а также плотник Дмитрий Сойников, бондарь Федор Сойников и портной Василий Гусельников. В 70-х гг. ХVIII в. Троицкий храм был отремонтирован, убранство украшено лепными изображениями: в куполе — Господа Саваофа, по сторонам — ангелов и 4 евангелистов в парусах. В 1773-1774 гг., при игум. Епистимии, нижняя ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери была обновлена; в кон. XVIII в., при игум. Афанасии, с зап. стороны монастыря выстроена каменная ограда; в 1818 г., при игум. Анфии (Навроцкой), отлит для монастырской колокольни взамен разбитого колокол в 194 пуда; в 1829 г., при игум. Досифее, выстроены настоятельские кельи. По плану 1822 г. владения К. м. простирались на 40 саж. в длину и 53,5 саж. в ширину. В 1824 г. коллежский секретарь С. Г. Гладков пожертвовал в пользу К. м. дом и сад, прилегавшие к мон-рю с юго-вост. стороны. В 1827 г. Е. М. Спешнева передала мон-рю земли с сев. стороны, на к-рых впосл. сооружены просфорная и игуменский корпус, в 1829 г. Е. К. Коптева пожертвовала 2 дома с флигелем. В 1832 г., при игум. Тавифе, были выстроены каменная ограда и св. врата при въезде в обитель с 2 небольшими кельями по сторонам.
В 1836 г. по инициативе настоятельницы (1831-1849) игум. Тавифы († 1867) к зап. стене Троицкого храма была пристроена теплая церковь в честь монастырской святыни — Новодворской иконы Божией Матери. С сев. и юж. сторон теплого храма были устроены коридоры, служившие входом в верхнюю Троицкую холодную ц. Курская купеческая вдова А. И. Гладкова пожертвовала 5000 р. ассигнациями на постройку теплой церкви. По преданию, однажды К. м. посетила странница, которая, взглянув на монастырскую Новодворскую икону, со слезами упала пред ней в молитве. Затем женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды во сне увидела икону Богородицы, Которая обещала ей полное исцеление, если она разыщет образ. Получив облегчение от недуга, женщина странствовала в поисках и, найдя эту икону в К. м., окончательно исцелилась. В память о чуде, явленном от Новодворской иконы, был освящен престол новопостроенного храма, а образ разместили за правым клиросом. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены 2 придела: северный — в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный — во имя прп. Мирона. Под храмом размещалось неск. келий. При игум. Алевтине были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской ц.
В 1849-1865 гг. К. м. возглавляла игум. Алевтина (Недельская), постриженица Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря, келейница игум. Анатолии (Яновской), ученицы оптинского старца Льва (Леонида) (Наголкина). В 1851 г. К. м. занимал пространство длиной 71 саж. и шириной 37 саж. «На сем весьма ограниченном участке земли,- писала игум. Алевтина в прошении на имя Курского архиеп. Илиодора (Чистякова), — стоит каменный двухэтажный храм во имя Живоначальной Троицы и 37 келий, в коих помещаются 398 душ женского пола, посвятивших себя на служение Богу уединенною жизнью». В 1860 г. к Троицкой ц. пристроили приделы: в южном освятили престол в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а в северном устроили ризницу.
27 сент. 1852 г. по ходатайству игум. Алевтины при К. м. была открыта монастырская больница на 10-12 мест, в организации которой участвовало Курское попечительство о бедных духовного звания, приславшее 1 тыс. р. на покупку дома и ежегодно переводившее в пользу больницы по 300 р. Курский архиеп. Илиодор пожертвовал 500 р., помещик А. А. Нелидов завещал на нужды больницы выплачивать по 200 р. ежегодно. 29 июня 1853 г. в К. м. была открыта богадельня на 8 престарелых сестер. Первоначально она располагалась в кельях под теплой церковью, позже была переведена в новый монастырский корпус.
Сохранилось 18 писем оптинского старца прп. Макария (Иванова) игум. Алевтине (РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 11). В 1865 г. игум. Алевтина была погребена в сев.-зап. углу Смоленского храма.
29 авг. 1865 г. в сан игумении была посвящена мон. София (Ступина; 1817-1909), ученица оптинских старцев, в т. ч. прп. Леонида (Наголкина). Во время ее настоятельства, к 1892 г., в К. м. проживало 425 сестер, обитель достигла наибольшего расцвета. Здесь подвизались слепая старица Рахиль (в схиме Серафима), имевшая дар прозорливости, ризничная мон. Пиама († 1878), мон. Еликонида, отличавшаяся необычайно кротким отношением к сестрам, схим. Александра († 1895) и мон. Ангелина († 1895). В сев.-вост. угловой башне ограды К. м. проживала юродивая Евдокия Алексеевна Расторгуева (1790-1870).
В 1870 г. в К. м. был пожертвован список Тихвинской иконы Божией Матери, принадлежавший роду Трубицыных. По преданию, однажды Трубицыны переезжали из одного имения в другое и везли с собой Тихвинскую икону, которая была закрыта полотном. Дорогой пошел дождь, поднялся сильный ветер, стекло на иконе разбилось, и мокрое полотно ударяло о лик Богородицы. По приезде на место обнаружилось, что лик Богоматери смыт. Немедленно был приглашен живописец, к-рого поместили в комнате, где стояла икона. Ночью он проснулся от света, исходящего от образа Богоматери. Живописец потерял сознание, а когда очнулся, свет исчез. Подойдя к образу, он увидел, что лик Божией Матери уже не нуждается в исправлении: икона сама обновилась. Николай Трубицын отдал чудотворный образ в Курскую Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. После смерти Николая его жена, Е. Н. Трубицына, поступила в К. м. и приняла постриг в рясофор с именем Леонида. Старинная икона находилась в Новодворском храме с правой стороны. 15 июня 1881 г. с Афона в Курск была привезена икона Божией Матери «Достойно есть». По благословению игум. Софии она была поставлена в Новодворском храме с левой стороны в резном вызолоченном киоте, в 1883 г. украшена серебряной вызолоченной ризой.
В 1883 г. в дер. Шуклинка, в 7 верстах от Курска, на земле, пожертвованной купцом Д. Созоновым, был устроен Александро-Невский скит. 26 авг. 1891 г. в скиту Курским еп. Иустином (Охотиным) была освящена каменная ц. во имя св. Александра Невского и равноап. Марии Магдалины с колокольней (в память избавления имп. Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 окт. 1888 на ст. Борки). В качестве благодетелей церкви-памятника выступили курские дворяне, собравшие деньги на покупку напрестольного убранства, а также инокиня Лидия, пожертвовавшая 3 тыс. р. на постройку храма. Свой вклад внесли и курские учебные заведения. На освящении присутствовали директор муж. гимназии Д. Г. Жаворонков (1821-1901; почетный гражданин г. Курска, похоронен в ограде мон-ря), ген. Н. И. Чагин и др. 25 сент. 1903 г. был освящен скитский теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сент. 1898 г. освящена скитская монашеская богадельня на 10 престарелых насельниц. В 1909 г. в скиту был устроен колодец.
14 февр. 1869 г. в К. м. была открыта 2-классная (старшее и младшее отд-ния) школа для девочек, в 1888 г. преобразованная в церковноприходскую одноклассную с 3 (позже с 4) отд-ниями. Школа считалась приготовительным учебным заведением для поступления в старшие классы епархиального жен. уч-ща или в Мариинскую жен. гимназию. Обучение было бесплатное и сначала сословное (для девиц духовного звания, в т. ч. сирот, заботу о к-рых полностью брал на себя мон-рь), позже стали принимать детей всех сословий. Забота о воспитанницах, а также содержание в чистоте и порядке помещения поручались сестрам обители. Преподавание велось монастырским священником и теми насельницами, к-рые получили образование до поступления в мон-рь. Преподавали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику, географию, рукоделие. В 1874 г., при игум. Софии, монастырскую школу посетил архиеп. Литовский и Виленский Макарий (Булгаков).
Игум. София была попечительницей 2 приютов для детей-сирот (для мальчиков и девочек), помогала пожертвованиями Курской ДС, являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела ИППО, принимала активное участие в работе Имп. Археологического об-ва. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. игум. София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. Под ее опытным руководством в лазарете трудились усердные сиделки. В 1883 г. 12 сестер, в т. ч. и игум. София, были награждены почетным знаком «Красного Креста». В течение 29 лет игумения была начальницей жен. епархиального уч-ща и ежегодно жертвовала свой годовой оклад (500 р.) в его пользу. Из воспитанниц сформировался один из лучших хоров города. Училищная б-ка являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом женское уч-ще посещали обер-прокуроры Синода.
За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игум. София была удостоена многочисленных наград от Синода, религиозно-просветительских и научных об-в. Она также была награждена 3 наперсными драгоценными крестами из Кабинета царей Александра II и Александра III. Кроме того, игум. София получала благодарности от имп. Александра II, имп. Марии Александровны, вел. кн. Сергея Александровича.
За время настоятельства игум. Софии К. м. посетили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев вместе с тайным советником В. К. Саблером (28 авг. 1890), св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (21 апр. 1893), к-рому игумения подарила пояс и портфель для бумаг, вышитые золотом по бархату. 19 окт. 1888 г., когда имп. Александр III с семьей возвращался после крушения царского поезда на ст. Борки, игум. София впервые встретилась с ним и преподнесла икону Спасителя (по др. источникам, Ярославскую икону Божией Матери). 1 сент. 1902 г. в кафедральном Сергиево-Казанском соборе состоялся молебен по случаю посещения Курска имп. св. Николаем II Александровичем. В храме игум. София встретилась с императором, поднесла ему от имени обители икону Св. Троицы и образ мц. Александры для царицы св. Александры Феодоровны.
Сохранилось «Духовное завещание» м. Софии, к-рое заканчивается словами: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!» Скончалась подвижница на 92-м году жизни. Считается, что по смерти игум. София обрела у Господа дар хранить родную обитель (Пузикова. 2007).
22 окт. 1909 г. настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была назначена мон. Емилия (Лебедева; † 1947). При ней 2 дек. 1909 г. Курское епархиальное управление рекомендовало духовенству епархии обращаться с заказами по шитью верхней священнической одежды (ряс, подрясников) и головных уборов (скуфей, камилавок) в К. м., где имелась специальная мастерская. В 1911 г. в Троицкой ц. был освящен сев. придел во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского; ризница переведена в зап. часть храма. По инициативе игум. Емилии был построен и 25 сент. 1911 г. архиеп. Курским Питиримом (Окновым) освящен 3-этажный корпус, в к-ром разместилась церковноприходская школа, рассчитанная на 100 детей. 21 апр. 1915 г. ученицами церковноприходской школы при К. м. для раненых воинов, находящихся на лечении в епархиальном Знаменском госпитале-санатории, была представлена пасхальная литературно-муз. композиция. Игум. Емилия являлась членом комиссии по заведованию госпиталем и заботилась о пожертвованиях для больных воинов. Послушницы трудились в госпитале сестрами милосердия. 2-3 дек. 1915 г. К. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна.
В 1905 г. в К. м. проживали 44 монахини и 426 послушниц, в 1916 г.- 85 монахинь и 615 послушниц; обитель владела 170 дес. земли. В нач. XX в. в мон-ре 2 года жила послушницей буд. эстрадная исполнительница Н. В. Плевицкая. После эмиграции певицы в Париже вышла книга ее воспоминаний, в которой рассказывалось и о повседневной жизни К. м. рубежа XIX и XX вв.: «Монастырский двор был выстлан красным кирпичом в елочку. У каждой кельи цветов было множество… Монахини живут здесь на свои средства, это не общежительный монастырь, все работают сами для себя, и каждая по своим способностям имеет достатки; только уж очень престарелые живут за счет монастырский. Мне средства к жизни доставляли из дома. Чтобы постричься в монахини, нужно прожить в монастыре не меньше трех лет, неся послушание, а потом сделать вклад в триста рублей» (Плевицкая Н. В. Дежкин карагод: Восп. СПб., 1994. С. 29, 58). Постриги по традиции совершали архимандриты и иеромонахи курского Знаменского муж. мон-ря.