— Екатерина, просмотрев перед интервью Ваше резюме, я поняла, что человек Вы очень активный. Так было всегда? Расскажите о себе.
— Я родилась и выросла в Ржеве. Мой отец работает на железной дороге, мама — в филиале № 2 библиотеки, брат — пожарный. Я жила, училась и сейчас живу и работаю здесь, в микрорайоне кирпичного завода и мебельного комбината. Окончила школу № 5 в 2014 году, а в школьные годы участвовала везде и всюду: во всех школьных кружках, от спортивного до театрального и Школьного молодежного центра, точно так же занималась во всех секциях Станции юных техников. Неугомонность — это с детства (смеется).
— А почему пошли в педагогику?
— Если честно, случайно. Никогда не видела себя в этой профессии, хотя учителя и окружающие порой мне говорили, что такая деятельность мне подходит. Но нет, я мечтала работать в структуре МЧС, а поскольку понимала, что поступить в профильные вузы у меня, скорее всего, не получится по зрению, нашла единственную подходящую специальность — судебную экспертизу. У меня даже было целевое направление от пожарной части, но в итоге медкомиссию я все-таки не прошла. И тогда мы стали искать, куда поближе поступить с моими довольно высокими баллами по ЕГЭ. Была уже середина августа, и в ТвГУ, куда мы подали документы, оставались места только на педфаке, причем на заочном отделении. Вот так я и стала обучаться по профессии «учитель начальных классов».
— На заочном отделении?
— Да. И на 3 курсе пришла воспитателем в детсад, который находился совсем близко от дома.
— И каково без опыта и без мечты о работе с малышами было попасть в такую профессию?
— Это было… экстремально! Я пришла в июле, а в августе проходил набор малышей в экспериментальную группу — впервые детсад набирал полную группу полуторагодовалых детей. И заведующая решила мне сразу дать именно эту группу.
— Боевое крещение?.. Но рядом с Вами, наверное, был опытный наставник?
— Совсем недолго, около года, а потом она ушла в декретный отпуск. И вторым воспитателем со мной стала бывшая учительница, тоже без опыта детсадовской работы, со своим маленьким ребенком. И нянечка тоже с малышом. То есть когда они садились с детьми на больничные, на группу я оставалась одна!
Помню, как в первые недели формирования группы мне нужно было уложить спать одновременно четверых малышей, причем все четверо в один и тот же день на тихий час остались впервые. Эксперимент так эксперимент, вероятно, решила заведующая, и сказала мне: нормально, справишься! И если мальчик спокойно ложился сразу, то три девочки показывали характер. Мы укладывались с ними спать таким образом: на кроватку кладу одну девочку, сажусь с ней рядом, на руках держу другую, а третья лежит у меня на коленках… Сижу и понимаю, что в любом случае я с ними одна, помощи ждать неоткуда, и значит, должна справиться. Вот это и было, наверное, боевое крещение, после которого уже было не так страшно!
А теперь мои малыши — выпускники детсада. Мы с ними вместе шесть лет, и это тоже часть эксперимента, ведь раньше ребята посещали детсад пять лет, придя позже, а мои — с полутора лет, ходят сюда шестой год.
— Сколько их у вас?
— Семнадцать человек сейчас.
— А было?
— Было двадцать.
— Двадцать полуторагодовалых малышей? Они же как молекулы, как уследить?
— Сложно. Но нужно.
— Какие они, ваши дети?
— Вся группа — «с изюминкой», как говорят у нас в детсаду. Как нарочно подобрались: живые, любознательные, очень умные. Иногда такие вопросы задают, что сначала в ступор входишь, а потом лезешь в Гугл — надо же отвечать!
И дети, и родители в группе очень активные. Несмотря на то, что многих мам и пап я моложе в два, а то и почти в три раза, они меня слушают и слышат, обращаются с инициативой и за советом, уважают. У нас с ними с 2022 года организован детско-родительский клуб «Растем вместе». Вначале он был при нашей группе, а теперь в него вовлекаются дети и родители из других групп. И мы в этом клубе проводим массу интересных мероприятий! В декабре в составе 44-х человек ездили в тверской ТЮЗ, и получили массу впечатлений и дети, и родители. На апрель запланировали поездку в «Эксперимент-лэнд». Мы постоянно что-то придумываем, изобретаем, общаемся в чате и очно.
— А откуда взялась идея создания такого клуба?
— Идея была моя. Поначалу родители включались неохотно, но потом стали активнее, а теперь сами проявляют инициативу. У нас такие мероприятия чудесные проходят! Например, придумали и сделали парад шляп «Безумный шляпник». Родители вместе с детьми своими руками создавали шляпы, причем по стилистике и материалу никаких ограничений не было. Кто-то шил, кто-то делал из папье-маше, кто-то клеил… Такие шедевры получились!
Новый год мы тоже праздновали в необычном стиле. В прошлом году придумали тематический праздник «Алиса в стране чудес», а нынче — пиратскую вечеринку с квестом, поисками Деда Мороза и Снегурочки и, конечно, костюмами. Все без исключения дети и воспитатели были пиратами!
А в ближайших планах — пижамная вечеринка «День непослушания, или День кувырком», когда ребята придут в сад в пижамах и домашних тапочках, и мы даже конкурс на лучшую пижаму подведем. И в этот день можно будет играть, шалить и даже не ложиться спать днем!
Дети во все включаются очень охотно — я же говорю, они у меня такие все, любопытные, живые. Даже в Выставочном зале, куда мы недавно ходили смотреть картины ржевских художников и скульптуры Анатолия Бурова, отметили, какие активные ребятишки. Большая часть из них пойдет в школу № 5, и хочется, чтобы они и там не растеряли своего интереса ко всему.
— Екатерина, мне кажется, что они просто берут пример с Вас — своего воспитателя, поэтому они такие. Вы ведь и сейчас активны не только в детсаду, но и стали активным общественником! Членство во Общероссийском Профсоюзе образования, победа в конкурсе «Молодёжный профсоюзный лидер-2021», участие в автопробеге молодых педагогов ЦФО… И это не полный перечень! Расскажите, как Вы попали во все это?
— Все началось со вступления в профсоюз, когда я собиралась получать категорию. Но руководит отделением в Ржеве Наталья Смирнова, это мой учитель начальных классов, которая меня прекрасно помнит. Мы до сих пор общаемся.
Вообще, Наталья Кадыровна — человек, которого я считаю своим наставником. Именно у нее я проходила практику во время учебы. Именно она дала мне базовые знания и пример педагогической работы.
Наталья Кадыровна и предложила однажды поехать на профсоюзную молодежную конференцию в отель «Барская усадьба». А я же — за любую активность, собираюсь в один момент. Поехала. А потом было участие в автопробеге в составе тверской команды из восьми человек (причем все, кроме меня, оказались из областного центра). В этом мероприятии участвовало полтора десятка регионов. Нашей группе и еще трем выпало писать гимн молодых педагогов. В итоге мы написали слова, музыку и сделали студийную запись всех четырех гимнов. Вот так я и стала активным участником подобных мероприятий. А в декабре прошлого года, уже в качестве председателя молодежного совета, подготовила презентацию и по итогам конкурсной программы, включавшей несколько этапов, заняла второе место по области в конкурсе «Молодежный лидер».
— Каково следующее мероприятие?
— Весь год готовить тесты, проекты для участия, а в декабре поехать на съезд «Старт-резерв» в Сочи.
— Екатерина, недавно Вы вошли в состав Молодежной палаты при Заксобрании Тверской области. Как это получилось? Уже есть намерения внести туда какую-то инициативу?
— Мою кандидатуру предложили в администрацию родители детей моей группы. Меня пригласила для беседы заместитель главы Елена Ямщикова, составили резюме, в декабре я подала заявление и была утверждена. Заседаний пока не было ни разу, видимо, в связи с ковидом. А что касается инициатив — пока их нет. Сначала нужно посмотреть… И, если честно, сегодня я занята участием в конкурсе «Воспитатель года».
— Когда он стартовал?
— С начала месяца, а 24 февраля уже будут подведены его итоги.
— Что включает в себя конкурс?
— Заочная часть — подготовку эссе, визиток, видеоролика. Очный — проведение открытого занятия, защиту педагогического опыта и круглый стол по актуальным вопросам образования.
— Участники такие же молодые, как Вы?
— Да, и среди участников конкурса «Учитель года», который идет параллельно, и в нашем конкурсе много молодых педагогов.
— Это очень хорошо, что есть такое активное молодое поколение. А кого Вы назвали бы своими наставниками?
— Наталью Кадыровну, конечно. Мне очень повезло с учителями. Это и Татьяна Владимировна Максимова, которая в годы моей работы вела у нас русский язык и литературу и руководила ШМЦ. Ее уважал весь наш класс, беспрекословно слушался — а мы были такие же шебутные, как моя группа. Только при ней мы вели себя идеально. Она общалась с нами на равных, не ругала, а убеждала и мотивировала. Мы после уроков не спешили домой, нам хотелось остаться и просто поболтать на разные темы. И даже когда она ушла на другую работу, а нам оставалось пару месяцев до экзаменов, приходили к ней домой на чай… Сейчас таким наставником и единомышленником, который поддерживает коллектив во всех начинаниях, стала заведующая Марина Владимировна Иванова — при ней детсад расцветает. Ну и, конечно, я всегда благодарна за поддержку Елене Николаевне Ямщиковой и руководителю отдела молодежной политики Диане Ивановне Каменской.
— Екатерина, буквально вчера Вы стали участницей «Прямого эфира» губернатора Игоря Рудени с инициативой о строительстве в Ржеве Дворца бракосочетаний.
— Да. Не могу сказать, что это моя идея, но озвучила ее я с удовольствием. Нельзя не согласиться, что существующего ЗАГСа нам недостаточно, нужно более просторное помещение с хорошим расположением и подъездными путями. Игорь Михайлович, конечно, пригласил проводить торжественные церемонии в новом Дворце бракосочетаний в областном центре, и пообещал найти в Ржеве подходящее место для нового ЗАГСа. И я надеюсь, что и в Ржеве появится свой Дворец бракосочетаний, тем более глава города Роман Сергеевич Крылов на своей страничке в соцсетях спросил мнения жителей по этому поводу, и обсуждение уже идет.
— Спасибо Вам, Екатерина, за разговор. И удачи в конкурсе «Воспитатель года» и других проектах!
Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прозрение очес»(Ржевско-Оковецкой)
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!
Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти, и злых клевет, и от неправеднаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да, спасеннии Тобою, славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
(Накануне Петровских реформ)
В конце XVII в. на русский престол взошел Пётр I, который прославился как великий новатор и реформатор, «прорубивший окно в Европу». Действуя из соображений государственной пользы, он радикально переформатировал государственно-церковные отношения и оказал существенное влияние на религиозную сферу жизни русского общества.
Накануне реформ тверская земля в XVI-XVII вв. находилась в составе Московского государства. В этот период на ней прославились чудесами несколько икон Божией Матери и началось общецерковное прославление тверских святых, открылись новые монастыри.