Житие Прокопия Устюжского
В 13 столетии в городе Любек в Восточной Пруссии жил один купец. Звали его Джекобом (Якобом) Потарстом. После смерти отца и в силу некоторых обстоятельств купец решил, что оставаться ему в Любеке опасно. Он собрал все свое добро, погрузил на корабль и отправился в Великий Новгород. В те времена купцы из Любека часто бывали в России.
В Великом Новгороде путешественник из Восточной Пруссии впервые побывал на православном богослужении в местном храме. Ему понравились церковное песнопение и проводимая священнослужителями литургия. Купец решил принять православие и остаться в России.
Он отправился в Хутынский монастырь, расположенный вблизи Великого Новгорода. Игуменом обители в те времена был Варлаам Прокшинич. Все свое добро, согласно легенде, купец пожертвовал монастырю и раздал нищим. Хотя, возможно, его обокрали. В монастыре купец стал зваться Прокопием. Иностранец выучил русский язык, православные молитвы. Прокопий жил в монастыре, ежедневно приходил на службу, помогал монахам по хозяйству.
Вскоре молва о странном человеке, приехавшем из Пруссии и поселившемся в Хутынской обители, разнеслась по всей округе. Новгородцы стали приходить в монастырь, чтобы посмотреть на иностранца. Тогда Прокопий решил уйти из Хутынской обители.
Не имея копейки за душой, вышел чужеземец из монастыря и отправился куда глаза глядят. Прокопий шел по полям и лесам на северо-восток России, спал под открытым небом, питался растительной пищей. Иногда ему встречались люди. Крестьяне давали Прокопию хлеба. Правда, были и такие люди, которые смеялись над нищим и даже били его.
Вскоре Провидение привело Прокопия в Великий Устюг. Местные жители сразу заметили появление в своем городе нищего, плохо говорящего на русском языке. Над Прокопием стали смеяться, некоторые горожане даже били его. Нищий не обижался на местных жителей. Ежедневно он приходил в храм Успения Пресвятой Богородицы, молился Богу. Остаток дня Прокопий скитался по городу, выпрашивал еду, правда, у богачей ничего не брал. Ночевал, где придется: летом — на траве под деревом, зимой — на теплой куче навоза.
В России купец из Восточной Пруссии в статусе нищего и юродивого прожил около 60 лет. Блаженный иностранец ничего не требовал от людей. Он был счастлив, что может молиться Богу и посещать церковные богослужения. За свое бескорыстие и чистоту души Прокопий получил от Господа дар предвидения. Он предрек жителям Великого Устюга страшное стихийное бедствие.
Прожив тяжелую жизнь в нищете и голоде, Прокопий умер 8 июля 1303 в Великом Устюге. В день его смерти с неба посыпался снег, хоть на дворе стояло лето. Над телом покойника образовался снежный сугроб. Вскоре снег растаял. Жители Великого Устюга нашли мертвого Прокопия, перенесли в церковь и совершили отпевание. Горожане плакали у гроба юродивого, вспоминали его предсказания, молитвы об их спасении. Похоронили Прокопия на берегу речки Сухоны.
Кончина
Было у него излюбленное место – на высоком берегу реки Сухоны, недалеко от собора. Юродивый любил смотреть с обрывистого берега вдаль и всегда молился Господу, чтобы тот уберег людей, переплывающих широкую неспокойную реку. Все в городе знали, что, пока сидит Прокопий над обрывом, можно смело идти в воду и плыть на другой берег: даже если плаваешь как топор, неведомая сила поддержит тебя на воде, поможет одолеть реку. На этом полюбившемся ему месте юродивый просил похоронить себя, когда придет его час предстать перед Господом.
Однажды летом, молясь по привычке ночью, почувствовал Прокопий знакомое прикосновение к щеке. Поднял глаза – стоит перед ним белый ангел и говорит:
– Готовься, Прокопий, кончается твой подвиг земной, 8 июля Господь тебя к Себе возьмет.
Сказал и исчез. Прокопий на следующий день рассказал всем о чудесном явлении и с нетерпением стал ожидать назначенный день.
Ночь на 8 июля была теплой, Прокопий вышел за стены городские, встал на колени и помолился в последний раз, лег на бок, свернулся калачиком и тихо скончался.
Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.
Чудесные деяния святого
При жизни Прокопий Устюжский не раз предсказывал жителям Великого Устюга их будущее. Предсказаниям нищего вначале не верили, правда, вскоре устюжане убеждались в правдивости слов юродивого. Существует легенда о том, как святой предрек падение метеорита в 1290 году в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до стихийного бедствия Прокопий стал ходить по городу, призывая жителей покаяться перед Богом в своих грехах, иначе город погибнет от огненного града. Однако устюжане решили, что нищий просто бредит. Местные жители не обратили никакого внимания на слова юродивого. Прокопий, предвидя страшную катастрофу, в одиночку молился в церкви и плакал несколько дней подряд. Нищий просил Бога уберечь город от небесной кары.
В полдень воскресенья в один из дней 1290 года в Великом Устюге послышался страшный грохот, все вокруг объяло огнем, небо над городом заволокло черным тучами. Устюжане прибежали в храм, где уже находился Прокопий, и стали молить Бога о спасении. Юродивый читал молитвы перед иконой Благовещения Богородицы. Пренепорочная Дева и Господь услышали просьбы верующих, пожар начал стихать. Вскоре устюжане узнали причину страшного грохота — в Котовальской волости, в 20 верстах от Устюга, с неба на землю упало несколько раскаленных камней.
Падение метеоритов вызвало шум, грохотанье и сильный пожар. Жители Великого Устюга не пострадали. Устюжане вспомнили, что за неделю до катастрофы Прокопий часто плакал и просил людей молиться Христу Спасителю. Местные жители поняли, что нищий обладает даром предвидения.
Великий Устюг
Долго скитаясь по городу, везде гонимый и оскорбляемый, праведный Прокопий избрал наконец местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного соборного храма Успения Божией Матери, срубленного из дерева. Здесь стал он пребывать лето и зиму, не опуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.
Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью… Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины.
– А почем ты знаешь, что я раньше тебя не откинусь? – спросил клирик. – Не знал бы, не рассказывал, – ответил юродивый. – Я теперь много чего наперед знаю.
Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопии, где изложил и это событие из жизни святого.
Принятый в Устюге весьма негостеприимно, он с трудом перебивался скудным подаянием, в холода лютые спал на навозной куче, часто ночевал на каменных плитах паперти соборной церкви. Однажды в особенно сильный мороз он пришел просить приюта все у того же Симеона. Двери ему открыла трехлетняя дочь клирика. Увидев ее, обычно суровый на вид Прокопий просиял, вошел в дом и предстал перед Симеоном «светлым видением и сладким смехом». Он обнял и поцеловал хозяина, приветствуя его словами: – Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай! – Отчего бы мне в непрестанном веселии пребывать? – удивился клирик. Вместо ответа Прокопий взял за руку его трехлетнюю дочь, вывел на середину комнаты и низко поклонился ей, сказав родителям: – Вот мать великого святого! Действительно, дочь клирика Симеона стала впоследствии матерью святителя Стефана Пермского.
Клирик почему-то сразу поверил Прокопию, принимал его в доме, оказывал ему уважение. Но другие устюжане никак не воспринимали всерьез нелепую фигуру юродивого, их раздражали его бесконечные попытки наставлять их.
Почитание святого юродивого чудотворца Прокопия Устюжского
После смерти нищего прорицателя жители Великого Устюга поняли, сколько добра, человеколюбия было в его сердце. Устюжане приходили на могилу Прокопия, молились, просили спасти их и защитить от врагов. Прошло несколько веков, а имя нищего предсказателя осталось в памяти народной.
В 1547 на Московском Соборе Прокопия Устюжского причислили к лику святых. Его канонизировали в лике блаженных Православной церкви. В честь святого установили праздник, который ежегодно отмечается 8 (21) июля. Прокопий Устюжский — первый в православии святой, которого прославили в лике юродивых. В 16 столетии сын игумена Сольвычегодской обители написал произведение «Житие Прокопия». В честь святого назвали город Прокопьевск в Кемеровской области.
Блаженный Прокопий Устюжский. Иконы
Иконография, сформировавшаяся не позднее середины — второй половины XVI в., продолжает русскую традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Максима Московского, Исидора Ростовского и Иоанна Устюжского. Святой Прокопий изображается в рост, в повороте, в молении перед образом Божией Матери с Младенцем.
Блаженный Прокопий Устюжский с Житием. 1602 год. Из Прокопьевского собора в Великом Устюге. ВУИАХМЗ Блаженный Прокопий Устюжский. Сольвычегодск, XVI век Блаженный Прокопий Устюжский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 8 июля (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову
Блаженный Прокопий Устюжский. XVII век. Принадлежала дому Романовых (по свидетельству надписи в музее Великого Устюга). В 1930 поступила из ГИМа в ГТГ
Святые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Середина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусств
Святые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Вторая половина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусств
Святитель Василий Великий, блаженные Василий Московский, Прокопий Устюжский и Максим Московский. Створки киота. Последняя четверть XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Середина XVII века. ГМЗК Прокопий и Иоанн Устюжские, Христа ради юродивые. Вторая половина XVII века. Германия, Музей икон, Реклингхаузен Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Конец XVII века. Архангельский музей изобразительных искусств
Молитвословия
В честь святого юродивого чудотворца ежегодно в день его памяти в церкви совершается богослужение. Верующие прославляют Прокопия, молятся ему, просят о ходатайстве.
Тропарь
В тропаре верующие прославляют Прокопия, сохранившего веру в Христа до конца своей жизни. Христиане просят святого помолиться за них Богу и попросить у Спасителя для них прощения.
Тропарь, глас 4-й
Просветився божественною благодатию, богомудре, и весь разум и сердце от суетного мира сего к Зиждителю неуклонно возложив целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак
В кондаке говорится о юродивом нищем, заслужившем у Бога право попасть в Царство Небесное. Верующие вспоминают, как при жизни святой молился в Великом Устюге и просил Богородицу спасти жителей от беды. Христиане молят Прокопия испросить у Бога для них прощения.
Кондак, глас 4-й
Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно пришед, Царского достиг еси Престола и Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.
Канон
В каноне вспоминается жизнь святого, отрекшегося от богатства, пожелавшего нищенствовать, молиться Богу за спасение людей. Верующие прославляют Прокопия и просят ходатайствовать за них перед Господом.
Кано́н свята́го Проко́пия, гла́с 2
Пе́снь 1
Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.
Высоко́ житие́ име́я и восхожде́нии боже́ственными ве́сь све́тел бы́в, просвеще́ние ми́ испроси́, похваля́ющу честны́я твоя́ по́двиги, и́миже до́бре пожи́в, получи́л еси́, и́хже наде́ялся еси́, блаже́нне Проко́пие.
Мироуха́нная любя́ уче́ния и во чте́нии Святы́х Писа́ний упражня́яся, сласте́й уклони́лся еси́, блаже́нне, смра́дных и безче́стных и облагово́нился еси́, Боже́ственными дарова́ньми удобря́яся.
Дрема́ние ве́ждома от души́, блаже́нне, отгна́л еси́, бдя́ и Бо́гу приединева́яся всено́щными стоя́нии, непрекло́нен ну́ждами есте́ственными, те́мже ко дню́ невече́рнему прише́л еси́.
Богородичен: Яко черто́г одушевле́нный Бо́жий и кади́льницу разу́мнаго и светоно́снаго Угля, приснора́дованную блажи́м Богоро́дицу, зову́ще: ра́дуйся, Хода́таице спасе́ннаго воззва́ния.
Пе́снь 3
Ирмос: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.
Глаго́лом живото́чным внима́я, испи́л еси́ во́ду спасе́ния, возгнуша́вся го́рькаго греха́, и, поя́, глаго́лал еси́ Бо́гу, Проко́пие, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.
Ми́лование стяжа́л еси́ христоподо́бно, разда́л еси́ бога́тство тре́бующим, небе́сное бога́тство, хода́тайствующее тебе́, его́же и получи́л еси́, вопия́, Проко́пие: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.
Присво́ився Зижди́телю любо́вию боже́ственною, прия́л еси́ небе́сное насле́дие. Дре́ва живо́тнаго получи́ти сподо́бился еси́, блаже́нне, боготворе́нием обожа́яся и поя́, сла́вне, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.
Богородичен: Су́щи Ангел святе́йши, Зижди́теля Ангелов во Твою́ боку́ носи́ла еси́ и родила́ еси́, Богома́ти, на избавле́ние челове́ком, пою́щим Ти́, я́ко не́сть пречи́сты, ра́зве Тебе́, Влады́чице.
Седа́лен, гла́с 4
Благоволи́в благи́ми дея́нии, искуси́лся еси́, я́ко зла́то в пещи́, напа́стьми, Проко́пие сла́вне. Те́мже и по сме́рти источа́еши чудеса́ бога́тно, я́ко во́ды, неду́ги уставля́еши, о на́с при́сно моли́ся, я́ко да согреше́ний проще́ние прии́мем.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен
Чи́стая, Всенепоро́чная, и Неискусому́жная, Яже еди́на Безле́тнаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия в ле́то ро́ждши, Сего́ со святы́ми и честны́ми патриа́рхи, и му́ченики, и проро́ки, преподо́бными моли́ дарова́ти на́м очище́ние и ве́лию ми́лость.
Пе́снь 4
Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни Ангел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Повеле́ния оте́ческая храня́ невреди́мо, правове́рным смы́слом, ты́ от ю́ности име́л еси́ житие́ чи́сто и ми́лостивен нра́в, досточу́дне.
Ни смуще́ние мирско́е, ни вла́сти держа́ние, ни сла́ва вре́менная твоего́ к Бо́гу раче́ния, Проко́пие, преврати́, но благоволи́л еси́ вои́стинну боже́ственным дея́нием.
Возне́сся боже́ственными поуче́нии вы́ну, врага́ смири́л еси́, исцеле́ния де́тель прия́л еси́, Проко́пие, судо́м пра́ведным вся́ческая Пра́вящаго.
Богородичен: Препе́тая, во́инствы горе́ препе́таго Бо́га родила́ еси́, Челове́ка вои́стинну бы́вша, Его́же за рабы́ Твоя́ моля́щи не преста́й, Присноде́во.
Пе́снь 5
Ирмос: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.
Све́том чи́стым Святы́я Тро́ицы просвеще́н, зако́ном же Сея́ огражде́н, но́щь жите́йскую без претыка́ния преше́л еси́, виде́нии боже́ственными возвыша́яся, блаже́нне, в боже́ственный живо́т всели́лся еси́.
Ны́не на тебе́ чу́до ве́лие ви́дится и у́жаса испо́лнено: ка́ко по погребе́нии вои́стинну надо́лзе соблюда́ется невреди́мо, блаже́нне, твое́ те́ло, во гро́бе лежа́що, судо́м, и́мже ве́сть Бо́г, прославля́яй тя́.
Блаже́нне Проко́пие, твое́ дерзнове́ние к Бо́гу и любо́вь, ю́же от се́рдца к Тому́ име́ти благоволи́в, и́стинно имени́то же возсия́в пресла́вно, Боже́ственными светлостьми́ просвети́ ве́рных со́нмища.
Богородичен: За ны́ из Тебе́ вопло́щшагося, Де́во Ма́ти, всегда́ моли́, благоче́стно Тя́ блажа́щим изба́витися бе́д, душетле́нных страсте́й и печа́лей и ве́чнующаго пла́мене муче́ния.
Пе́снь 6
Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.
Ка́пли сла́дкия иска́павше, блаже́нне, по́т твои́х сла́дость и исцеле́ний сия́ния, на хвалу́ Христа́ Бо́га на́шего.
Во дво́рех Бо́га процве́л еси́, виногра́д многопло́ден прозя́б, и доброде́телей гро́здие Де́лателю душа́м оби́лие пода́в.
Ца́рства Бо́жия возжеле́л еси́, над страстьми́ ца́рствовав, Проко́пие, и, по произволе́нию лу́чшему, ра́дость пра́ведных получи́л еси́.
Богородичен: Избра́нно Бо́гу бы́вши я́ко прекра́сное селе́ние и простра́нное Сему́, Де́во, была́ еси́, и черто́г, и све́щник, и трапе́за.
Конда́к, гла́с 4
Христа́ ра́ди юро́дством возду́шная мыта́рства на рука́х Ангельских неприкоснове́нно преше́д, ца́рскаго дости́гл еси́ престо́ла и от Царя́ все́х Христа́ Бо́га да́р прие́м благода́ть исцеле́ний, мно́гими бо чудесы́ твои́ми и зна́мением стра́шным удиви́л еси́ гра́д тво́й Вели́кий Устюг: лю́дем твои́м ми́лость испроси́, мѵ́ро от честна́го о́браза Пресвяты́я Богоро́дицы моли́твою изве́л еси́ и неду́жным по́дал еси́ цельбы́. Те́мже мо́лим тя́, чудоно́сче Проко́пие: моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.
Икос
Ка́ко возмогу́ гре́шный и скве́рный а́з душе́ю вку́пе и те́лом исписа́ти во пло́ти су́щее равноа́нгелом житие́ твое́ и пресла́вная чудеса́? Аще у́бо мно́зи прему́дрии не дости́гнут испове́дати мно́гаго твоего́ терпе́ния, и смире́ния, и те́плыя ко Христу́ любве́, но, оба́че наде́яся на твое́ беззло́бие, о блаже́нне, си́це вопию́ ти: ра́дуйся, пресве́тлая звездо́, от восто́ка доброде́телей возсия́вшая и вселе́нную чудесы́ озари́вшая; ра́дуйся, возненави́девый роди́тельскую любо́вь, Христа́ же еди́наго, над все́ми су́щаго Бо́га, все́м се́рдцем возлюби́вый и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довавый; ра́дуйся, я́ко бу́йственное и юро́дственное, е́же по апо́столу, жи́тельство избра́вый; ра́дуйся, премени́вый тле́нная и настоя́щая наде́ждею бу́дущих бла́г; ра́дуйся, дре́внему Иову уподо́бивыйся терпе́нием; ра́дуйся, страстоте́рпче Христо́в непобеди́мый, но при́сно победи́вый диа́вола твои́м смире́нием; ра́дуйся, я́ко дре́вний о́н Ла́зарь ни́щий, ны́не почива́еши в не́дрех Авраа́млих; ра́дуйся, и́же по отше́ствии ми́ра сего́ су́щим в беда́х и искуше́ниих гото́в обрета́яйся предста́тель и засту́пник; ра́дуйся, везде́ призыва́ющия тя́ бы́стро предваря́яй, мо́лиши бо Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.
Пе́снь 7
Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.
Кре́постию возмо́г Живода́вца, плотско́е удержа́л еси́ жела́ние, пребога́те, и у́м возвы́сил еси́ на небе́сная, поя́ кре́пко: Сы́й благослове́н и препросла́влен.
Са́м неблагоро́ден сотвори́вся, благоро́дны нра́вы стяжа́л еси́ умо́м це́лым, поуче́нием же упражня́яся Богодохнове́нных писа́ний, все́ жела́ние твое́ к Бо́гу Всеви́дцу, блаже́нне, возложи́л еси́.
Го́рнее Ца́рство, вы́шний гра́д, Бо́жий ра́й, пра́ведных наслажде́ние и пи́щу несоде́янную, бога́тство некра́домое, Све́т невече́рний, обрести́ сподо́бился еси́, блаже́нне Проко́пие.
Богородичен: Его́же породила́ еси́, Влады́чице, при́сно моли́, от рабо́ты изба́вити мя́ страсте́й, и осужде́ния, и стужа́ющаго ми́ лю́таго окамене́ния, и оскорбля́ющаго, Чи́стая, одержа́ния, Богора́дованная.
Пе́снь 8
Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.
Огнь помышля́я стра́шный, пред престо́лом Христо́вым хотя́щ изы́ти, умиле́нием се́рдца те́плы пролива́еши пото́ки сле́зныя, погаша́я те́ми страсте́й пе́щь, Проко́пие богому́дре.
Любо́вию предложи́л еси́ твою́, му́дре, к Бо́гу ду́шу и к Тому́ прилепи́лся еси́, вопия́ пе́сненно: Христе́ мо́й, Ты́ ны́не мя́ изба́ви страсте́й смертоно́сных во ве́ки.
Терпе́нием пожда́тель и се́рдцем смире́н, ты́ ви́ден бы́л еси́, ми́лостив тре́бующим, обы́чай при́сно бла́г име́я и нра́в доброде́тельный, всече́стне, в ни́хже до́бре пожи́в, чуде́с то́чиши благода́ть.
Богородичен: Ада́мов Соде́тель от крове́й Твои́х чи́стых зи́ждется и млеко́м пита́ется, пита́яй вся́ко дыха́ние, Де́во Богоро́дице. Те́м я́ко Ма́терь Тя́ Бо́жию прославля́ем.
Пе́снь 9
Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.
Ви́дети жела́я сла́ву Бо́га на́шего, доброде́тельми богоразу́мия себе́ удобри́л еси́ и, свещу́ нося́, вше́л еси́ во све́тлый черто́г, со Ангелы живы́й ясне́е наслажда́яся Божества́.
Яко у́треннее со́лнце, взы́де па́мять твоя́, су́щия во мра́це сердца́ просвеща́ющи: ты́ бо све́та и дне́ яви́лся еси́ вои́стинну сы́н, богому́дре Проко́пие, сего́ ра́ди тя́ почита́ем.
Му́дростию украша́яся и ра́зумом просвеща́яся, смире́нием се́рдца красу́яся, высото́ю жития́, досточу́дне, в разу́мныя дворы́ вше́л еси́, иде́же на́с помяни́, чту́щих тя́, блаже́нне Проко́пие.
Богородичен: Све́та жили́ще, вся́ озари́вшаго, и се́нь ви́дена была́ еси́, Богоблагода́тная, мо́ст и ле́ствица, на высоту́ земны́я возводя́щи, Де́во, те́м Тя́ ублажа́ем и ве́рно велича́ем.
Свети́лен
Удали́лся еси́, бе́гая мирска́го сожи́тельства, и Христу́, су́щему над все́ми Бо́гу на́шему, непоро́чным житие́м благоугоди́л еси́, всеблаже́нне Проко́пие. Его́же и ны́не моли́ о на́с, рабе́х твои́х, ве́рою пра́зднующих всечестну́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен
Прему́дрость Ипоста́сную, Сло́во Отчее присносу́щное, врача́ челове́ком Христа́ ро́ждшая, Де́во Пречи́стая, я́звы и стру́пы се́рдца моего́ исцели́, лю́тыя и многовре́менныя, и страстна́я взыгра́ния утиши́ пло́ти моея́.
Молитва
О, великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко всемилостивому Богу и Спасу нашем Иисусу Христу, да проявит милость Свою к нам недостойным и дарует нам вся к животу и благочестию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благом благое поспешение. Вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла.
Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, комуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим поможение, унывающим ободрение, нищим снабдение, сирым призрение. Нам же всем дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно временное сие житие скончавше, сподобимся благую христианскую кончину получити и царствие небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, при смерти и по смерти нашей; да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас, во веки веков. Аминь.
Прокопий Жнец: традиции и приметы на 21 июля
Казанская икона Божией Матери связана с великими событиями на Руси. 28 июня 1579 года в Казани произошел страшный пожар, истребивший часть города. Начался он около церкви Николая Тульского, обратил в пепел часть города и истребил половину Кремля. В это время в Казани проживало немало мусульман и язычников. Обратить их в веру было нелегко. После пожара они начали злорадствовать, говоря, что Господь прогневался на христиан. Постепенно вера Христова стала притчею и поруганием. Но, несмотря на это, пожар предзнаменовал падение ислама и установление Православия.
Город постепенно восставал из руин. Недалеко от места пожара стрелец Даниил Онучин возводил себе дом. Во сне его девятилетней дочке Матроне явилась Богоматерь и попросила достать икону, зарытую в земле. Изначально на слова девочки никто не обратил внимание. Трижды во сне Матроне являлась Богородица и указывала место, где зарыта чудотворная икона. Матрона с матерью решили самостоятельно её отыскать. Они стали рыть в указанном месте и обрели святой образ. Иоанн Грозный приказал на этом месте построить храм в честь Казанской иконы Богоматери и основать женский монастырь. Матрона и её мать приняли постриг в этом монастыре.
Великомученик Прокопий Кесарийский происходил из знатной римской семьи, проживающей в Иерусалиме. Его отец был христианином, а мать – язычницей. Отец рано ушел из жизни, поэтому воспитанием мальчика занималась мать. Прокопий поступил на военную службу. В 303 году император Диоклетиан назначил его проконсулом в Александрию. Мужчина должен был преследовать местных христиан. По дороге ему явился Иисус Христос и обратил его в христианскую веру.
Прокопий начал бороться с язычниками, о чем скоро узнала его мать и написала жалобу императору о том, что сын не почитает языческих богов. Святому вручили послание от императора, который требовал, чтобы он поклонился римским богам. Однако Прокопий разорвал послание, за что был арестован и подвергся истязанию. Стойкость великомученика во время многочисленных пыток обратила в христианство немало людей. По распоряжению прокурора он был усечен мечом. Тело святого тайно было погребено местными христианами.
Устюжский чудотворец Прокопий и Прокопий Устьянский – отечественные святые, связанные с Русским Севером, где их культ был очень распространен. Скорее всего, в сознании местных жителей все три Прокопия, почитаемые в этот день, слились в единый «праведный» образ. На Русском Севере Прокопьев день был обетным (пивным) праздником.
Традиции и обычаи
Наступает самая жаркая летняя пора. В старину Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. 21 июля делался первый «зажин» ржи. Крестьяне брали с собой хлеб, соль, яйца и всем миром жали «бабку» – ставили 9 снопов. После этого на жнивной полосе садились за трапезу. Сено собирали в копны и складывали«зароды». Жницы первые колосья скручивали и затыкали за пояс, чтобы не болела спина и не было ломоты в пояснице.
Перед началом работы было принято служить молебен. Первый сноп обвязывали рушником и хранили до Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в переднем углу избы. На Покрова сено скармливали домашней скотине. Верили, что если так не сделать, то животные не захотят кушать корм, заготовленный для них на зиму. Также считалось, что первый сжатый сноп поможет изгнать из дома тараканов и мух.
Крестьяне верили, что в поле на Прокопия можно встретить комаху (кумаху) – лихорадку из теплых стран, которая свивается в клубок и катается по земле. Для человека, которому под ноги попадёт такой клубок, ближайший год будет благополучным. Поэтому многие отправлялись в поле в надежде встретиться с комахой.
К этому дню обычно поспевает черника:
На Казанскую черника поспевает.
Поспела черника – поспела и рожь.
Эта чудесная ягода – не только лакомство. В народе издавна её плоды и листья употреблялись как эффективное лекарственное средство, особенно при сахарном диабете, расстройстве желудка и кишечника, подагре и ревматизме. Особенно полезно в больших количествах есть чернику в жаркое летнее время.
Прокопьев день земледельцы рассматривали как среднюю дату между Петровым днем (12 июля) и Ильиным (2 августа) Крестьяне устанавливали сроки разных сельскохозяйственных работ, ориентируясь на эти даты:
С Петрова до Прокопьева дня сенокос, с Прокопьев до Ильина дня сев озимых.
Знахари в этот день гадали, читали заговоры на успешную работу, от боли в спине и от укуса насекомых.
Приметы
- Если в лесах поспела черника, то можно приступать к уборке озимой ржи.
- Какая погода на Прокопия, такая будет и 2 августа на Ильин день.
- Если в этот день новолуние, то по погоде можно определить, каким будет август.
- Купаться в этот день нельзя, так как можно потревожить Водяного, за что он утащит купальщика в воду.
- Если колосок на Прокопия заткнуть за пояс, то до конца лета спина болеть не будет.
- Пчелы злее стали – скоро начнется жара.
По материалам