Слободской С. Закон Божий. О храме. Благословение священника. О святых иконах. Как изображается Бог на святых иконах. Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах. О святых ангелах. О святых людях. О


Символика икон

Ска­чать в фор­ма­те Microsoft Word

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии жесты, цве­та, пред­ме­ты в сим­во­ли­че­ском зна­че­нии не носят без­услов­ный характер. Как и Свя­щен­ное Писа­ние, ико­на име­ет несколь­ко мето­дов тол­ко­ва­ния: бук­валь­ный, алле­го­ри­че­ский, нрав­ствен­ный, духовный.

Про­стран­ствоПро­стран­ство в иконе отоб­ра­жа­ет­ся при помо­щи обрат­ной (зри­тель­ная пози­ция пере­но­сит­ся как бы внутрь про­ис­хо­дя­ще­го), сфе­ри­че­ской и пря­мой перспективы.
Вре­мяДля части икон харак­тер­на еди­но­вре­мен­ность изоб­ра­же­ния: все собы­тия про­ис­хо­дят сра­зу, чем под­чёр­ки­ва­ет­ся их общее духов­ное единство. Часто ико­на пока­зы­ва­ет собы­тия несколь­ких дней или даже целой жиз­ни свя­то­го, после­до­ва­тель­но изоб­ра­жая собы­тия на самой иконе или в клеймах.
Ком­по­зи­цияВне­вре­мен­но­му и вне­про­стран­ствен­но­му вос­при­я­тию ико­ны спо­соб­ству­ет и её ком­по­зи­ция, отли­ча­ю­ща­я­ся пол­ней­шей завер­шен­но­стью и отре­шен­но­стью от все­го внеш­не­го и свое­об­раз­ной мело­дич­но­стью. Замкну­тая ком­по­зи­ция и рит­мич­ность при­да­ют иконе отре­шен­ный от зем­ной жиз­ни харак­тер, про­ти­во­по­лож­ный гру­бо­му натурализму.
ФонЗоло­той фон ико­ны пред­став­ля­ет сия­ние сла­вы Бога, как погру­жен­ность мира в дей­ствен­ную силу Боже­ствен­ных энергий.
СветСвет – одно из имён Бога. В мире гор­нем нет теней. Ико­на явля­ет свя­тых, освя­щен­ных боже­ствен­ной бла­го­да­тью, а не чув­ствен­ным светом. Луч с небес­ных сфер – сим­вол боже­ствен­ной благодати. Три луча – ука­зы­ва­ют на то, что в любом боже­ствен­ном дей­ствии сле­ду­ет видеть уча­стие всех боже­ствен­ных Лиц.
Сим­во­ли­ка цветаВ каж­дой иконе сим­во­ли­че­ское реше­ние цве­та быва­ет раз­ным и под­чер­ки­ва­ет­ся дру­ги­ми изоб­ра­зи­тель­ны­ми сред­ства­ми. Поэто­му для того, что­бы понять, что сим­во­ли­зи­ру­ет тот или иной цвет, надо ори­ен­ти­ро­вать­ся не толь­ко на общую тен­ден­цию, но и на смыс­ло­вой и ком­по­зи­ци­он­ный кон­текст каж­дой кон­крет­ной иконы.
Сим­во­лы святостиСия­ние в фор­ме кру­га вокруг голо­вы — нимб. Нимб – отоб­ра­же­ние сия­ния нетвар­но­го Боже­ствен­но­го све­та, кото­рый пре­об­ра­жа­ет чело­ве­ка, соеди­ня­ю­ще­го­ся с Богом. Крест в ним­бе Спа­си­те­ля (кре­ща­тый нимб) – ука­за­ние на Его Крест­ную жерт­ву. Ино­гда на ико­нах Тро­и­цы кре­ща­ты­ми ним­ба­ми наде­ля­ют­ся все три Анге­ла, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие Три Лица Пре­свя­той Троицы. Квад­рат­ный нимб – в запад­ной тра­ди­ции у дона­то­ров (кти­то­ров). Ман­дор­ла – мин­да­ле­вид­ное сия­ние, сре­ди кото­ро­го изоб­ра­жа­ют Хри­ста и Бого­ма­терь, когда хотят пред­ста­вить их во славе.
Сим­во­ли­ка жестовРука, при­жа­тая к гру­ди – сер­деч­ное сопе­ре­жи­ва­ние, сокрушение. Рука, под­ня­тая вверх – при­зыв к покаянию. Рука, про­тя­ну­тая впе­ред с рас­кры­той ладо­нью – знак пови­но­ве­ния и покорности. Две руки, под­ня­тые вверх – уси­лен­ная молитва. Руки, под­ня­тые впе­ред – моле­ние о помо­щи, жест просьбы. Руки, при­жа­ты к щекам – знак печа­ли, скорби.
Сим­во­ли­ка предметовДуб – на ико­нах Тро­и­цы сим­во­ли­зи­ру­ет дре­во жиз­ни, бук­валь­но – мам­врий­ский дуб. Дом – сим­вол домо­стро­и­тель­ства, руко­твор­но­го мира, церк­ви, рай­ские обители. Гора – сим­вол духов­но-нрав­ствен­но­го восхождения. Золо­той венец – сим­вол духов­ной победы. Крас­ный крест – сим­вол муче­ни­че­ства, цар­ско­го достоинства. Цве­ток ане­мо­на – знак скор­би Бого­ро­ди­цы (обыч­но на ико­нах «Рас­пя­тие» и «Сня­тие с Креста»). Юно­ша с тру­бой – ветер (на ико­нах Страш­но­го суда). Копье в руках свя­то­го – побе­да над тем­ны­ми силами. Ука­зу­ю­щий перст (дес­ни­ца) нис­хо­дя­щая с неба – Боже­ствен­ный промысл. Лест­ни­ца – духов­ное воз­вы­ше­ние и стрем­ле­ние к Богу. Пеще­ра часто явля­ет­ся алле­го­ри­ей преисподней. Лоза – Хри­стос и Его Цер­ковь. Гроз­дья вино­гра­да – сим­во­лы церк­ви и евхаристии. Посох у анге­ла – сим­вол небес­но­го посланничества. Жезл в руках анге­ла – это сим­вол вла­сти и достоинства. Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла или Миха­и­ла мож­но уви­деть на ико­нах с гло­бу­сом (часто свет­лым и про­зрач­ным, как стек­лян­ный шар или сфе­ра) или зер­ка­лом, обо­зна­ча­ю­щи­ми небес­ную сфе­ру, сим­во­ли­зи­ру­ю­щую миро­зда­ние или щит. Тру­бы в руках анге­лов – сим­во­лы зву­ка и вет­ра. Во вре­мя Страш­но­го суда анге­лы, в том чис­ле и архан­гел Миха­ил, тру­бят в трубы. Ино­гда анге­лы изоб­ра­жа­ют­ся с ору­ди­я­ми Стра­стей Хри­ста. Чаще все­го крест, копье, чашу и трость с губ­кой дер­жат архан­ге­лы Миха­ил и Гавриил. Раз­вер­ну­тые свит­ки в руках анге­лов содер­жат сло­ва при­вет­ствия, хва­леб­ные гим­ны, поуче­ния для вхо­дя­щих в храм.
Обра­зы из Свя­щен­но­го ПисанияЗоло­той крест, якорь и серд­це – вера, надеж­да и любовь. Кни­га – Еван­ге­лие, Кни­га Жиз­ни, дух премудрости. Золо­той под­свеч­ник – Свя­той Дух (семь све­чей – семь даров Св. Духа). Рог – сим­вол крепости. Гро­мо­вые стре­лы – дух гне­ва Божия. Голу­би­ца, дер­жа­щая во рту ветвь – сим­вол мира и мило­сти Божией.
Сим­во­лы местонахожденияУка­зы­вая, так же как и пей­заж, на то, что про­ис­хо­дя­щее в иконе дей­ствие исто­ри­че­ски свя­за­но с опре­де­лен­ным местом, архи­тек­ту­ра всю пол­но­ту это­го дей­ствия нико­гда в себе не вме­ща­ет. Она лишь слу­жит для него фоном, ибо по само­му смыс­лу ико­ны дей­ствие не замы­ка­ет­ся, не огра­ни­чи­ва­ет­ся местом, так же, как явлен­ное во вре­ме­ни, оно не огра­ни­чи­ва­ет­ся вре­ме­нем. Поэто­му собы­тие перед хра­мом или зда­ни­ем, где сня­та перед­няя сте­на, озна­ча­ет, что оно про­ис­хо­дит внут­ри хра­ма или зда­ния. Собы­тие перед пеще­рой – может зна­чить в пеще­ре. Два-три дере­ва может сим­во­ли­зи­ро­вать лес. Если мы срав­ним то, как пере­да­ет­ся в иконе чело­ве­че­ская фигу­ра и как пере­да­ет­ся зда­ние, то уви­дим меж­ду ними боль­шую раз­ни­цу: чело­ве­че­ская фигу­ра, за ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, все­гда пра­виль­но постро­е­на, в ней все на сво­ем месте; то же и в одеж­де. Архи­тек­ту­ра же, как по сво­им фор­мам, так и по их рас­пре­де­ле­нию под­черк­ну­то ало­гич­на. Две­ри и окна часто про­би­ты не на месте, раз­мер их не соот­вет­ству­ет их назна­че­нию и т. д. Смысл это­го явле­ния в том, что архи­тек­ту­ра – един­ствен­ный эле­мент в иконе, при помо­щи кото­ро­го мож­но ясно пока­зать, что про­ис­хо­дя­щее перед наши­ми гла­за­ми дей­ствие — вне зако­нов зем­ной логи­ки, вне зако­нов зем­но­го бытия.
Пра­вая и левая сторонаМожет ука­зы­вать на пра­вед­ность и гре­хов­ность. Напри­мер, сле­ва от Хри­ста – девы нера­зум­ные, спра­ва – разум­ные. Или люди на ико­нах Страш­но­го Суда.
Сим­вол прис­но­дев­ства БогородицыТри звез­ды на мафо­рии Бого­ро­ди­цы – сим­вол Её дев­ства до, во вре­мя и после Рож­де­ства Христова.
Склад­ки на одеждеНе слу­чай­ны и бес­по­ря­доч­ны, а под­чи­ня­ют­ся общей гар­мо­нии обра­за свя­то­го, их рит­мич­ность под­чёр­ки­ва­ет и движение. Харак­тер рас­по­ло­же­ния скла­док на одеж­дах свя­тых сви­де­тель­ству­ет о вре­ме­ни напи­са­ния ико­ны. В VIII–XIV веках склад­ки рисо­ва­лись частые и мел­кие. Они гово­рят о силь­ных духов­ных пере­жи­ва­ни­ях, об отсут­ствии духов­но­го спо­кой­ствия. В XV–XVI веках склад­ки рису­ют пря­мы­ми, длин­ны­ми, ред­ки­ми. Через них как бы про­би­ва­ет­ся вся упру­гость духов­ной энер­гии. Они пере­да­ют пол­но­ту упо­ря­до­чен­ных духов­ных сил.
Поло­же­ние фигур на иконеСвя­тые повер­ну­ты к нам пря­мо или на три четверти. Ико­на – сред­ство для молит­вен­но­го обще­ния, молясь, мы встре­ча­ем­ся со свя­ты­ми лицом к лицу. Про­филь озна­ча­ет отсут­ствие непо­сред­ствен­но­го обще­ния и исполь­зу­ет­ся лишь в ком­по­зи­ци­ях, обыч­но у несвя­тых лиц – волх­вов, пастухов.
Живот­ныеПели­кан – сим­вол веч­ной жиз­ни, вос­кре­се­ния, чадолюбия. Сим­во­лы Еван­ге­ли­стов чаще: Мат­фей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Сим­во­ли­ка цер­ков­ных ТаинствСосуд с водой – Таин­ство Крещения. Ала­васт­ро­вый сосуд (сосуд с длин­ным гор­лыш­ком) – Таин­ство Миропомазания. Чаша и дис­кос – Таин­ство Причащения. Сосуд с еле­ем – Таин­ство Елео­освя­ще­ния (собо­ро­ва­ния).
Сим­во­ли­ка небес­ных телИзоб­ра­же­ния све­тил под­чёр­ки­ва­ют, что они явля­ют­ся лишь частью тво­ре­ния; небес­ные тела участ­ву­ют во «все­лен­ском бого­слу­же­нии» и под­чи­ня­ют­ся воле Творца. В сцене Рас­пя­тия почти все­гда при­сут­ству­ют два дис­ка. Это зна­ки солн­ца и луны.
Дви­же­ниеФизи­че­ское дви­же­ние на иконе под­чи­не­но обще­му смыс­лу ком­по­зи­ции и част­но­му смыс­лу дан­но­го пер­со­на­жа. Зато осо­бы­ми сред­ства­ми пере­да­ет­ся дви­же­ние духа – позой фигу­ры, рук, склад­ка­ми одеж­ды, цве­том и глав­ное – гла­за­ми. Там сосре­до­то­че­на вся сила нрав­ствен­но­го подви­га, вся сила духа и его власть над телом.
Оде­я­нияОде­я­ния поз­во­ля­ют под­черк­нуть ста­тус того, кто изоб­ра­жен на иконе. Шуба или пур­пур­ная ман­тия явля­ют­ся атри­бу­том свя­тых кня­зей, плащ – вои­нов, а белый гима­тий сим­во­ли­зи­ру­ет мученичество. Анге­лы на ико­нах обла­че­ны в рос­кош­ные одеж­ды визан­тий­ских при­двор­ных (что сим­во­ли­зи­ру­ет их служ­бу Царю Небес­но­му). Бесы, напро­тив, пишут­ся голы­ми, так как «обна­же­ны от вся­ко­го бла­га» (этот сим­вол сле­ду­ет вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, посколь­ку обна­жён­ны­ми изоб­ра­жа­ют­ся и пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева в Эде­ме, но в этом слу­чае это озна­ча­ет невин­ность и чисто­ту помыс­лов до грехопадения).
Сим­во­лы, поз­во­ля­ю­щие пер­со­ни­фи­ци­ро­вать цен­траль­ный образ иконыПре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го при­ня­то писать дер­жа­щим на ладо­ни осно­ван­ный им мона­стырь, пра­вед­ный Ной дер­жит в руке ков­чег, про­рок Мои­сей – скри­жа­ли Заве­та, цели­тель и вели­ко­му­че­ник Пан­те­лей­мон тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жа­ет­ся с коро­боч­кой лекарств, прп. Андрей Руб­лев – с ико­ной Свя­той Тро­и­цы, а прп. Сера­фим Саров­ский – со свит­ком изре­че­ний и молитв.

См. так­же:

  • Сим­во­ли­ка ико­ны диа­кон Андрей
  • Ико­но­по­чи­та­ние и ико­но­пись в бого­слу­жеб­ной жиз­ни Церк­ви Настоль­ная кни­га священнослужителя
  • Фото­вик­то­ри­на “Сим­во­ли­ка иконы”
  • Тест: Хри­сти­ан­ская символика

Теория христианской иконы

Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.

Образы имели свою иерархию:

  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.

Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.

Цвет в русской иконографии

Символика цвета в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.

Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками, а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.

Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.

Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти, ада; в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.

Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.

Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.

Пространство в иконе

Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона. Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:

  • прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
  • параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
  • обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи

Эта перспектива отображала суть догматических положений, когда икона понималась не окном в реальный мир, как картина Ренессанса, а способом «проявления» мира горнего. Здесь не художник смотрит на изображаемое им, а персонаж иконы на верующего. Само же пространство в нем – символично:

  • холм может отображать гору,
  • кустик – целый лес,
  • луковицы церквей – целый город.

Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: