Символика икон
Скачать в формате Microsoft Word
В православной иконографии жесты, цвета, предметы в символическом значении не носят безусловный характер. Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования: буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.
Пространство | Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы. |
Время | Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство. Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах. |
Композиция | Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму. |
Фон | Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий. |
Свет | Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом. Луч с небесных сфер – символ божественной благодати. Три луча – указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц. |
Символика цвета | В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы. |
Символы святости | Сияние в форме круга вокруг головы — нимб. Нимб – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом. Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) – указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы. Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов). Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе. |
Символика жестов | Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение. Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию. Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности. Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва. Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы. Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби. |
Символика предметов | Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб. Дом – символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, райские обители. Гора – символ духовно-нравственного восхождения. Золотой венец – символ духовной победы. Красный крест – символ мученичества, царского достоинства. Цветок анемона – знак скорби Богородицы (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Юноша с трубой – ветер (на иконах Страшного суда). Копье в руках святого – победа над темными силами. Указующий перст (десница) нисходящая с неба – Божественный промысл. Лестница – духовное возвышение и стремление к Богу. Пещера часто является аллегорией преисподней. Лоза – Христос и Его Церковь. Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии. Посох у ангела – символ небесного посланничества. Жезл в руках ангела – это символ власти и достоинства. Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом (часто светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера) или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание или щит. Трубы в руках ангелов – символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы. Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил. Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм. |
Образы из Священного Писания | Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь. Книга – Евангелие, Книга Жизни, дух премудрости. Золотой подсвечник – Святой Дух (семь свечей – семь даров Св. Духа). Рог – символ крепости. Громовые стрелы – дух гнева Божия. Голубица, держащая во рту ветвь – символ мира и милости Божией. |
Символы местонахождения | Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес. Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия. |
Правая и левая сторона | Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда. |
Символ приснодевства Богородицы | Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова. |
Складки на одежде | Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. |
Положение фигур на иконе | Святые повернуты к нам прямо или на три четверти. Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов. |
Животные | Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия. Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл. |
Символика церковных Таинств | Сосуд с водой – Таинство Крещения. Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – Таинство Миропомазания. Чаша и дискос – Таинство Причащения. Сосуд с елеем – Таинство Елеоосвящения (соборования). |
Символика небесных тел | Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца. В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны. |
Движение | Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. |
Одеяния | Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество. Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения). |
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы | Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь, праведный Ной держит в руке ковчег, пророк Моисей – скрижали Завета, целитель и великомученик Пантелеймон традиционно изображается с коробочкой лекарств, прп. Андрей Рублев – с иконой Святой Троицы, а прп. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв. |
См. также:
- Символика иконы диакон Андрей
- Иконопочитание и иконопись в богослужебной жизни Церкви Настольная книга священнослужителя
- Фотовикторина “Символика иконы”
- Тест: Христианская символика
Теория христианской иконы
Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.
Образы имели свою иерархию:
- Бог – это первообраз
- Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
- Человек – третий вид
Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.
Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.
Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.
Цвет в русской иконографии
Символика цвета в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.
Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками, а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.
Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.
Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.
Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти, ада; в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.
Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.
Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.
Пространство в иконе
Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона. Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:
- прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
- параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
- обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи
Эта перспектива отображала суть догматических положений, когда икона понималась не окном в реальный мир, как картина Ренессанса, а способом «проявления» мира горнего. Здесь не художник смотрит на изображаемое им, а персонаж иконы на верующего. Само же пространство в нем – символично:
- холм может отображать гору,
- кустик – целый лес,
- луковицы церквей – целый город.
Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.