Проведя в Петергофе все свое детство, я перестала относиться к основным достопримечательностям с каким-то безумным восторгом. Да, Нижний парк с его великолепными садами, фонтанами и дворцом прекрасен, но ведь он окружен такими чудесными и малоизвестными местами, которые точно тоже заслуживают внимания. И одним из таких мест является собор Святых Петра и Павла, расположенный в непосредственной близости от именитого ансамбля.
Не могу не сказать, что, наверное, мое восхищение перед этим собором предвзято. Во всех путешествиях для меня одними из самых важных достопримечательностей являются храмы, соборы, церкви и так далее. То ли это из-за особой ауры, царящей в зданиях, то ли из-за того, что такие места много рассказывают о культуре нации, страны или города. И все-таки собор Петра и Павла поражает разум: он величественный, огромный и истинно славянский во всех смыслах этого выражения. Сочетание цветов здания, купола, размах, умеренная роскошь, внутренняя роспись на церковнославянском языке на стенах внутри и аромат ладана… Понимаю, что я не говорю ничего нового для жителей России. Но особенная комбинация этого всего в соборе Святых Петра и Павла делает его другим, не похожим на все остальные.
Собор Петра и Павла в Петергофе сегодня
Храм расположился на береговой линии Ольгина пруда на территории Нового Петергофа (Санкт-Петербургский проспект) поблизости легендарного архитектурного творения «Петергоф». На сегодняшний день настоятелем этого святого места является протоиерей Терюшов Михаил.
Собор Петра и Павла в Петергофе получил свое название в честь первоверховных апостолов –известнейших учеников Христа Спасителя, которые благодаря ярому служению Богу получили уважение в христианской среде.
Храм состоит из нескольких приделов, которые посвящены Петру и Павлу, Ксении Миласской, Александру Невскому и Ксении Петербуржской. В наши дни церковь является местом культурного достояния Российской Федерации регионального уровня и записан в соответствующем реестре.
История основания, строительства, чья задумка
В 1892 году к императору поступило обращение о начале возведения храма в Петергофе, который был бы способен поместить в своих стенах множество обычных прихожан. Инициатором послания оказался на тот момент протопресвитер Иоанн Янышев. Александр III провёл конкурс среди зодчих и в итоге выбрал проект Николая Султанова в 1893 году.
А еще через несколько месяцев началась подготовка непосредственно к строительству: был вырыт глубокий котлован, возведены сараи, дом инженера. Собор Петра и Павла в Петергофе был заложен 6 августа 1895 года, а руководителем проекта был назначен Василий Косяков.
Уже через 4 года возвысилось главное здание, а еще спустя 3 года провели отделочные работы, смонтировали обогрев помещения и систему вентиляции. На последнем этапе строительства был установлен иконостас и проведена роспись храма, а также посажен сквер. В этот же период построили при церкви школу, котельную и электрическую станцию.
25 июня 1905 года собор окропили святой водой. На этом мероприятии присутствовала императорская чета. К храму дополнительно приписали и помещение часовни имени Иосифа Песнописца, которую разрушили чуть более полувека спустя. В 1938 году здание хотели подорвать, а через 3 года уничтожили украшение его глав.
Собор получил сильные повреждения во время войны, однако уже в 1974 году его перевели под опеку государства.
В 1987 году были закончены реставрационные работы, после чего в 1989 году сооружение вернули в структуру церкви, а ещё спустя год начался новый ремонт: осушили подвальные помещения, восстановили электро- и водоснабжение, очистили двор. 9 июня 1994 года святыня была освящена Алексием II.
Немного истории
Постройка собора началась в конце 19-го века. О необходимости постройки этого места говорил тот факт, что практически все церкви Петербурга и Петергофа были сделаны исключительно для царской семьи, таким образом ставя простых прихожан в очень неудобное положение. Приказ возвести собор именно в этом месте был отдан самим царем Александром III. Работы велись с 1894 по 1905. Освящен новый собор был уже в присутствии императора Николая II.
Вплоть до 1934 года в собор собирались жители всей округи на службы, венчания, крещения и молитвы. Затем под влиянием антирелигиозной политики СССР здание было закрыто и подверглось разграблению. Золотая облицовка куполов была содрана, были вынесены кресты и иконы. То, что когда-то радовало глаз любого проходящего мимо человека, привлекало каждого зайти внутрь, превратилось в печальное зрелище. Во времена войны здесь укрывались немецкие войска, поэтому северная сторона, с которой выглядывал на Финский Залив наблюдатель за передвижениями судов, была полностью разрушена.
Лишь в 80-х годах начались работы по реставрации храма. К 1989 году они были завершены. В том же году верующие добились того, что здесь приказали учредить церковь. В начале 90-х годов было восстановлено убранство. Тем не менее, некоторые остаточные реставрационные работы ведутся и по сей день.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Собор Петра и Павла строили в формате русских зодчих периода XVI—XVII веков. Сооружение спроектировано на одновременное пребывание в нем 800 человек. В Петергофе это здание одно из самых высоких – 70 м. Внешне церковь обладает формой, похожей на пирамиду, увенчанной 5 шатровыми главами. Облицовка стен из красного и жёлтого кирпича.
На фасадах разместили изображения святых людей – защитников семьи престолонаследников. Само здание окружено закрытой галерей, оборудованной специализированными комнатами для выполнения обряда освящения.
Все 4 входа в здание имеют сени для хранения верхней одежды. Фасады, расположенные по бокам, оснащены лестничными пролетами для хора. К главному входу присоединены два крыльца, звонарня, часовня.
Внутреннее убранство собора
Интерьер собора получил свое украшение благодаря иконописцам Сафонову и Колупаеву. Главный иконостас возвели по примеру церкви Святого Георгия, расположенной в Венеции. По центру здания внутри установили в арке Распятие из серебра.
Собор Петра и Павла, Петергоф внутри.
Иконостасы же часовни, а также приделов выполнили их каррарского мрамора. Сами же образы написал художник Гурьянов. Исповедальня расположилась на северо-востоке здания, а часовня для усопших – на северо-западе.
Олимпиада и перестройка
Только в 1974 году по инициативе Общества охраны памятников собор был признан памятником истории и архитектуры и взят под охрану государства. Тогда же началось постепенное обновление храма. Свою роль сыграло приближение Олимпиады-80 — в преддверии множества иностранных гостей надо было навести внешний лоск, показать сохранность архитектурных памятников, продемонстрировать заботу о них. Согласно этой концепции, собор был отреставрирован только снаружи — восстановлены и позолочены все пять куполов, на них с помощью вертолетов водружены кресты. Интерьер же храма остался нетронутым реставраторами -они ждали решения властей о том, чем станет теперь бывший главный собор Петергофа — музеем или концертным залом.
И в третий раз за вековую историю промедление властей принесло пользу храму: пока решался (или, скорее, лежал под сукном) этот вопрос, наступила эпоха перестройки. В 1989 году, ободренные торжественным празднованием 1000-летия крещения Руси, верующие жители Петергофа обратились с просьбой о возвращении собора Петра и Павла Русской православной церкви — и получили положительный ответ. В последующие пять лет были восстановлены интерьеры храма, и 9 июля 1994 года возрожденный собор Петра и Павла был заново освящен.
Духовенство и наставники
За весь период существования собора в его стенах служило несколько священников.
Их список приведён в таблице:
Дата | Духовники |
лето 1905 – осень 1906 | Налимов В.А. |
осень 1906 – осень1918 | Дьяконов М.А. |
осень 1918 – зима 1919 | иеромонах Николай |
весна 1934 —зима 1937 | Горемыкин И. Ф. |
1938—1989 | Храм был закрыт |
зима 1990 —весна 1990 | Виктор И.Г. |
весна 1990 —лето 1990 | Курьянов С. |
осень 1990 —лето 1991 | Кочмарук А. |
лето 1991 — зима 1992 | Ковальчук Г.В. |
зима 1992 —лето 1996 | Фортунатов В.А. |
лето 1996 — 2013 | Кудряшов А.В. |
2013 —осень 2017 | Кудряшов П.А. |
осень 2022 — настоящее время | Михаил Терюшов |
Социальная работа и повседневная жизнь сегодня
Петергофская церковь Петра и Павла никого не оставляет в беде. Два дня в неделю здесь работает специальный социальный работник, задачей которого является оказание помощи людям, оказавшимся по разным причинам в сложной жизненной ситуации.
Молодёжи тоже уделяется пристальное внимание и для нее открыт клуб «Ангелос». Кроме того, регулярно проводится работа и с теми, кто только начал свой путь в православии или же начинает искать дорогу в храм. Для этого в соборе всегда находится как минимум один священник.
Каждую субботу во время Божественной Литургии поют исключительно любители, а каждый желающий может принять участие в этом песнопении.
Богослужения и другие возможности посещения
Двери храма открыты для всех страждущих в любое время суток. Каждую субботу проводится Божественная литургия, в которой поют только непрофессиональные певцы. В ней могут принять участие все желающие.
Также существует расписание мероприятий на каждый день:
- 9:00 — исповедь;
- 9:30 — Божественная литургия;
- 17:00 — вечерняя служба.
Воскресная школа
Буквально 100 лет назад святой отрок Цесаревич Алексий принял мученическую смерть, из-за чего был причислен к лику святых. Для многих молодых людей его вера, мужество и смирение сегодня являются назидательным примером.
Воскресную школу при Соборе Петра и Павла посещают порядка 60 детей, а обучение они проходят в трех возрастных группах. Сами же занятия проводятся с 12.30 до 16.00 каждое воскресение.
Обучение проходит по следующим дисциплинам:
- Священное писание.
- Основы православного учения.
- Закон Божий.
- Церковный хор.
- Художественная студия «Образ».
- Театральная студия.
Также каждую субботу с 19.30 до 21.00 проводятся занятия и для взрослых, руководит которыми протоирей Иоанн. Пост директора школы занимает Репина Елена Владимировна.
Что посмотреть поблизости
Помимо всемирно известного нижнего парка Петергофа с его каскадом фонтантов, шутихами, дворцом с золочеными фасадами, лабиринтом и прочими достопримечательностями, Петродворец так и лопается от памятников архитектуры и истории царской семьи Романовых.
Обязательным для посещения в Новом Петергофе я считаю парк Александрия, в котором находится невероятно красивая готическая капелла, уникальная в своем роде для нашего региона. Помимо этого, недалеко от собора, в пешей доступности располагаются Императорские конюшни. Увидев только их, можно понять, в каком величии и роскоши жила правящая семья. Ведь если только для их лошадей отводилось столько места, вкладывалось столько усилий и средств, что говорить о самом императоре?
К западу от Нового Петергофа располагается Старый, к которому я питаю особые теплые чувства из-за его аутентичности и затерянности во времени. В Старом Петергофе намного труднее найти достопримечательности, не все они находятся на карте. Главной из них является парк Сергиевка и парк Собственной дачи, про которые я писала здесь. Если же вы захотите покорить весь регион южного побережья Финского залива, максимально прочувствовав быт Романовых и старину, то прокатитесь до Ломоносова, где находится великолепный Ораниенбаум – изумительный дворцовый ансамбль.
Престольные праздники
Собор Петра и Павла в Петергофе – место, где почитается память сразу же нескольких святых.
Поэтому в храме отмечаются такие праздники:
- 29 января – Поклонение честным веригам.
- 6 февраля – Преподобной Ксении Миласской.
- 5 июня – Собор святых Ростова и Ярославля.
- 6 июля – Собор святых города Владимир.
- 7 июля – Собор Санкт-Петербургских святых.
- 12 июля – Петра и Павла.
- 13 июля – 12 апостолов.
- 12 сентября – Перенесение мощей из Владимира в Петербург.
- 1 декабря – Собор святых земли Эстонской.
- 6 декабря – Погребение во Владимире в Рождественском монастыре.
Режим работы для посетителей
Любой православный христианин, или тот, кто хочет быть окрещённым в православном храме, может посетить Петропавловский собор Петергофа ежедневно, поскольку богослужения в этой святыне проходят каждый день. В 9 утра начинается исповедь, а через полчаса – Литургия.
Вечерние богослужения проводятся с 17.00. Каждое воскресенье также читаются акафисты Христу Спасителю и Божьей Матери (попеременно), а каждый четверг – Николаю Чудотворцу и святым апостолам Петру и Павлу.
Интересные факты про собор
Во времена работы правительства под руководством Сталина храм хотели снести. Однако поскольку он был одним из самых удобных и значимых ориентиров для судоходства, демонтаж здания был отменен, и чиновники задумались о его реставрации.
Именно благодаря этому в наши дни церковь радует своих гостей и прихожан. В 1993 году басовые колокола были переданы немецкой четой Бахман из города Аахен.
Трем этим литым гигантам присвоили имена:
- «Дух святой».
- «Архангел Михаил».
- «Дева Мария».
Собор Петра и Павла в Петергофе также удивителен еще и тем, что он имеет крытую галерею и сени для одежды, а такими особенности может порадовать людей далеко не каждый храм России. Собор насчитывает 16 крестов, а главный крест весит 450 кг.
Расстрелянный храм
Какая-то неведомая сила уберегла храм. Лишь одна его стена с куполом, обращенная к заливу, была разрушена…
Много лет назад мне дали командировку в Ленинград на целых три дня! Поселилась я в «Октябрьской», рядом с вокзалом. В ту пору в гостиницах обычно висела на стене радиоточка, по которой можно было услышать местные новости. И в последний день командировки я услышала утром по радио любопытную беседу.
Изготовление лестниц из бетона — сложный технологический процесс, сопряженный со множеством нюансов (дизайн, конструкция помещения и т.п.), поэтому без консультации специалистов обойтись весьма сложно. На сайте компании Mercury Forge mercury-forge.ru можно не только получить такую консультацию, но и выбрать бетонную лестницу из множества типовых предложений или разработать индивидуальный проект.
Реклама на веке Как разместить
Разговор шел о реставрации Петродворца. Так в те годы назывался Петергоф, который переименовали 27 января 1944 года. Прислушалась. Ленинградский журналист брал интервью у какого-то чиновника из горисполкома. Говорилось, что уже многое в Петродворце удалось возродить. Пора бы взяться и за восстановление главного храма города. Ведь это не просто культовое сооружение, а замечательный памятник архитектуры. И вдруг исполкомовец сказал: «Помню, когда я в войну служил в Кронштадте, пришлось мне вести по собору огонь, чтобы «выкурить» из этой точки вражеских корректировщиков». — «Ну, так теперь помогите восстановить его!» — воскликнул корреспондент. — «Да, восстановить надо, — ответил собеседник. — Обещаю посодействовать».
У меня оставался последний день командировки, и я, быстро закончив дела по работе, помчалась в Петродворец, чтобы увидеть расстрелянный собор и разыскать стрелявшего. Там мне удалось узнать, что человек, голос которого я слышала по радиоточке, — заместитель председателя Ленгорисполкома Михаил Дмитриевич Филонов, бывший морской офицер. Живет он в Ленинграде, а сюда лишь наведывается. Однако поездка моя не была напрасной. Я узнала номер телефона Филонова и проникла на территорию собора Петра и Павла.
Он стоял за забором без крестов, с ободранными куполами, в куче мусора и старых ржавых бочек, с выбитыми стеклами и разрушенной стеной… Это по ней лупили наши снаряды с корабля Михаила Филонова. Позвонила ему из гостиницы, но застала только поздно вечером, всего за час до моего отъезда в Москву. Однако успела его разговорить и узнать, что собор обстреливали два наших линкора — «Марат», на котором служил Михаил Дмитриевич, и «Октябрьская Революция». И что он, Филонов, все эти годы тяжело переживал о содеянном. «А что было делать? Ведь эта точка доставляла нам немало хлопот. Фашистские снаряды били по Кронштадту и Ленинграду точно в цель. Надо было ее уничтожить».
Мы договорились, что я еще приеду в Ленинград, он много чего расскажет, а я напишу. Но в редакции мне тогда объяснили: восстановление церкви — тема для газеты неактуальная, и давать ради этого снова командировку в Ленинград — непозволительная роскошь!
Но я уже заболела этой темой. В те годы Интернета не было — пришлось узнавать о соборе по книгам, благо, что была записана в Ленинскую библиотеку.
Петергофский собор Петра и Павла
…Сооружение Петергофского собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла началось с обращения горожан к императору Александру III — старый храм уже не вмещал всех верующих. Император лично определил место для нового храма в центре города около Царицынского (Ольгина) пруда. Устроил конкурс среди лучших архитекторов ивыбрал проект Николая Владимировича Султанова — в стиле московского церковного каменного зодчества.
Портрет архитектора Н.Султанова (из архива)
Султанов — русский архитектор, искусствовед, историк архитектуры, реставратор, преподаватель, директор института… Поражает количество обязанностей, которые он выполнял. Строил и реставрировал здания в Петербурге, Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде, Владимире, Угличе, Ростове Великом… Мечтал возродить допетровское церковное зодчество. Петергофский собор в его проекте –-яркий, нарядный, напоминал очертаниями московский храм Василия Блаженного.
Сначала в соответствии с проектом был выполнен раскрашенный макет из гипса. Новому царю — Николаю II все понравилось, и работы пошли полным ходом. Возводились и штукатурились стены, настилались полы, прокладывалась вентиляция. В постройке храма Султанов использовал последние достижения технического прогресса.
Одновременно с собором строились здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.
Работы началиcь в 1894 году, ровно сто двадцать лет назад. Закончились через десять лет. 12 июня (по старому стилю) 1905 года в присутствии императорской семьи собор Петра и Павла освятили. Он стал главным религиозным храмом для жителей Петергофа.
А в 1934 году его закрыли. Сняли кресты, колокола, содрали позолоченную облицовку глав, вынесли всю утварь и иконы. И даже намеревались взорвать, но передумали, и устроили в храме склад тары. В 1941 году фашисты устроили в нем казарму, столовую, а на самом верху — наблюдательный пункт…
Я несколько раз звонила из Москвы Филонову. К большому сожалению, встретиться нам так и не удалось по разным причинам. Но он успел выполнить свое обещание — по его инициативе руководители районного и городского исполкомов приняли решение о восстановление собора. Были выделены средства и материалы. Тогда же государственная инспекция по охране памятников выдала задание на реставрацию.
Она началась с возведения строительных лесов. Как только они появились, мои знакомые ленинградцы сообщили мне об этом, и я поехала за свой счет в Петергоф. Местные жители по-прежнему так называли свой город. Спустя годы старое название ему вернули.
Восстановлением собора руководил заслуженный архитектор Евгений Павлович Севастьянов. Он родился в Петергофе и немало сделал для возрождения города и его уникального дворцово-паркового комплекса. И вот теперь под его руководством трудилась творческая группа «Реставратор», которая восстанавливала Петергофский собор.
Первые чертежи для реставрации были готовы к 1974 году, а потом все замерло. Собор по-прежнему стоял в лесах, с разбитыми куполами, выбитыми окнами и разрушенной стеной… Не хватало средств.
Толчком к интенсивным действиям стали Олимпийские игры 1980 года. Закипела работа. Заблестели позолотой пять отреставрированных куполов. На них надо было водрузить вызолоченные латунные кресты, изготовленные реставраторами, — тяжелые и сложные по рисунку. Главный крест весит 400 килограммов. Остальные поменьше.
Наверх их поднимали по очереди с помощью вертолета и с ювелирной точностью ставили на прежние места. За установкой крестов наблюдала огромная толпа — жители и гости Петродворца. Люди радовались, кричали «ура!», поздравляли друг друга, надеясь, что совсем скоро собор восстановят. Вот только что будет в нем — музей или концертный зал?
Однако с окончанием Олимпиады работа снова остановилась и снова из-за отсутствия финансирования. Евгений Павлович Севастьянов бил тревогу, обращался за помощью. Храм ведь не охранялся, и его окна еще не были застеклены, поэтому погибала настенная живопись, растаскивались иконостасы. Собор — великолепный памятник церковного зодчества, в котором все, начиная от архитектурного решения и убранства интерьеров до богослужебной утвари и облачений, было выдержано в едином стилистическом ключе.
Роспись храма выполнялась по эскизам самого Султанова московскими мастерами знаменитого села Палех. По замыслу архитектора храм не должен быть заурядным произведением, должен наполняться уникальными, а не рыночными произведениями, поэтому вся церковная утварь: паникадила, бра, лампады, кресты также были выполнены по акварельным рисункам архитектора. В соборе три иконостаса. Центральный — многоярусный, облицован уникальными голубовато-дымчатыми полихромными изразцами. Два боковых — из белого мрамора. И вот теперь все это гибло…
Многие годы храм стоял в лесах, и на вопросы туристов — иностранных и наших — экскурсоводам из года в год приходилось что-то невнятно объяснять про сложные реставрационные работы.
— Евгений Павлович надорвал свое здоровье, бегая по инстанциям, — сказала мне Елена Павловна Логунова, тогда председатель общественной организации «Возрождение Петергофа». — Он 18 лет жизни отдал восстановлению этого собора и мечтал, чтобы его возвратили верующим.
Мечта архитектора сбылась лишь в 1989 году после празднования 1000-летия крещения Руси. Теперь восстановительные работы продолжило Ленинградское епархиальное управление. Специалисты объединения «Реставратор» передали ему здание храма, воссоздав фасады практически полностью.
Сам Севастьянов воспроизвел в эскизах рисунки Султанова, по которым мастера Высшего художественного училища имени Веры Мухиной изготовили более 40 видов изразцов. Началось восстановление интерьера.
19 января 1990 года после 55 лет молчания прошло первое богослужение под открытым небом — Петергофский храм не мог принять всех желающих.
А в 1994 году, двадцать лет назад, реставрация была полностью закончена, и патриарх Алексий II освятил собор. К большому сожалению, и Севастьянов, и Филонов не дожили до этого дня, хотя оба сделали немало, чтобы он наступил.
В отреставрированном храме мне довелось побывать несколько раз, в том числе и совсем недавно. Он выглядит замечательно. Удивительной красоты и стройности! Каждый человек, независимо от его отношения к религии, не может не любоваться этим произведением искусства.
— Кто не знает историю храма, вряд ли поверит, какие испытания на него выпали, — сказала мне в нашей долгой беседе Елена Павловна Логунова, которая много знает про этот храм, многое сделала со своими коллегами для его восстановления и написала о нем книжечку, посвятив ее Евгению Павловичу Севастьянову.
Елена Павловна Логунова
Собор виден в Петергофе издалека. Здание пирамидальной формы увенчано пятью главами в форме шатров с золочеными луковицами.
Фасад облицован красным и отделан желтым кирпичом. Декорирован многоцветными изразцами, которые изготавливались по рисункам Султанова. Зеленый тон изразцов и шатров, золото главок и коньков на колокольнице, серовато-белый цвет песчаника, светло-желтый цвет отделки… Выглядит очень живописно! Внешне похож и на собор Василия Блаженного, и на храм Спаса-на-Крови.
За часовней храма, не нарушая пирамидальной формы собора, возвышается колокольница, по виду напоминающая терем. В древнем зодчестве колокольни были разнообразны по форме и размерам. Часто их ставили отдельно от храма, были они выше или ниже его. Но Султанов создал не высокую, а широкую с аркадами колокольню. Такой тип существовал на Руси ранее. Это позволило разместить большой набор различных колоколов.
К огромному сожалению, все старые дореволюционные колокола не сохранились. Те, что висят сейчас, — современные. О них мне подробно рассказала Елена Павловна Логунова.
Первый набор колоколов собору подарила в 1990 году церковная община Мариенбурга, что под Гатчиной. Вскоре бывший директор Пушкинского заповедника на Псковщине, почетный гражданин Петергофа С.Гейченко подарил собору колокол-дискант.
— Он наш земляк, здесь родился, работал, отсюда ушел на фронт, — подчеркнула Елена Павловна.
В 1991 году супруги Бахман из Германии купили для Петергофского собора стальные колокола на знаменитом колокольном заводе Аахена. В 1993-м они прибыли в Петергоф. Самый большой из них — баритон, весит 1750 кг. Второй колокол — тенор, его вес 1100 кг. Третий колокол — альт, весит 900 кг. Голоса колоколов подобраны по звукам песни «Дубинушка» и слышны очень далеко.
5 октября 2003 года в Белом зале Большого Петергофского дворца состоялся необычный концерт классической музыки под названием «Дар». Так было отмечено десятилетие, когда на звоннице собора Петра и Павла зазвучали три самых главных, басовых колокола. Даритель из Аахена — музыкант-виолончелист, преподаватель музыки Дитрих Бахман тоже участвовал в концерте.
Внешне храм величав, но внутри кажется небольшим, уютным. Я вошла в него с удивительно красивого, ну просто сказочного крыльца! Утренняя служба уже закончилась, в храме прихожан не было. Только батюшка в парчовом одеянии стоял возле иконостаса. Я попыталась его сфотографировать, но он не позволил.
— Я ведь не фотомодель! Вы лучше храм поснимайте. Посмотрите, какая красота! Походите, посмотрите, поднимитесь наверх. Увидите много интересного. Такого храма нет нигде больше.
Действительно, Султанов придумал здесь много оригинального.
При входе — большая круговая галерея. Теплая и высокая, она идет по периметру здания, огибая помещения за алтарем. По замыслу архитектора предназначена она для крестных ходов в ненастное время «без всякого вреда для здоровья их участников». Там же спроектированы специальные места для освящения яиц, куличей и пасхи, «чтоб не ставились на землю, в грязь».
Николай Владимирович Султанов о. Архитектор продумал все аспекты удобств и для священнослужителей, и для прихожан. В обычных храмах такого не было.
Забота зодчего о людях проявилась во всем. В храме не бывает сквозняков, так как при выходе на улицу построены теплые сени. Спроектированы были даже помещения для верхней одежды.
Для отпевания усопших предусмотрено особое помещение. Для духовенства — отдельный вход в ризницу, где хранятся церковная утварь, книги, облачения священнослужителей.
Для естественного освещения собора в каждом шатре-чердаке прорезаны световые окна, так называемые «слухи». Внутри собора — винтовая лестница. Следуя совету батюшки, я поднялась по ней наверх, одолев 143 ступеньки. Она выводит в шатер малой главы. По мосткам можно обойти собор вокруг, побывать в остальных главах, не поднимаясь в главный шатер. Здесь на стенах можно увидеть много исторических снимков, на которых запечатлен храм до реставрации, во время проведения работ и после восстановления. Трудно переоценить помощь, которую оказали сами горожане при возрождении собора. И верующие, и неверующие убирали мусор, чистили, скребли… Вносили денежные пожертвования. В храме можно увидеть имена и фамилии всех, кто добровольно поддержал материальную жизнь собора.
Запечатлены на снимках подъем и установка крестов. Кресты эти можно рассмотреть из слуховых окон. К сожалению, первоначальные не сохранились, и в 1980 году по старым чертежам были изготовлены великолепные копии. Эти узорчатые кресты с особыми завитками, лучами, звездами являются замечательными образцами прикладного искусства, выполненными русскими мастерами-кузнецами.
Один из удивительных крестов храма (фото автора)
По наружной лестнице можно подняться еще выше, в шатер главного купола, и увидеть панораму не только окрестностей Петергофа. Отсюда виден Кронштадт, Финский залив, Васильевский остров Петербурга. Где-то здесь в войну, на колокольнице, возле этих окон, враги корректировали свой артиллерийский огонь. А вон оттуда, со стороны Кронштадта, меткий залп наших орудий «выкурил» корректировщиков, разрушив колокольницу. Это была вынужденная мера и, по большому счету, сравнительно небольшая потеря для здания. Но чудо, что немцы в отместку не взорвали храм, и его удалось восстановить!
Любуясь сегодня собором и возрожденным Петергофом, мы едва ли найдем те раны, что нанесла им война. Город прекрасен как прежде. И даже лучше! С высоты — дух захватывает от этой красоты! Недаром многие туристы, приезжающие в Петергоф, стремятся подняться на смотровую площадку Петропавловского храма.
Архитектор Султанов с самого начала мечтал сделать обзорную площадку доступной для всех желающих как в Исаакиевском соборе. Кстати, Николай Владимирович прочил своему собору роль второго Исаакия.
Это — лебединая песня зодчего. Петергофский собор завершил его творческий путь. Он умер на чужбине в 1908 году. Покоится на погосте русской церкви в Висбадене, а возрожденное творение его рук продолжает восхищать каждого, кто ценит настоящее искусство.
В этом году храму с такой нелегкой судьбой исполняется 110 лет.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Точный адрес собора: Санкт-Петербургский проспект, 32/4, берег Ольгина пруда, Петергоф. Храм возвышается на берегу Красного пруда. Из верхних окон здания, которые сегодня эксплуатируются как смотровые площадки, есть возможность насладиться изумительным видом на все окрестности: Финский залив, Кронштадт, Бабигон и сам Петербург.
Доехать до собора можно на такси или же общественном транспорте. Неподалёку от святыни расположена остановка под названием «Торговая площадь», на противоположной стороне от которой и стоит храм. Подъехать сюда можно на автобусе № 200 или 210. Либо же воспользоваться автобусами 344, 351Б, 351А, 352, 355, 356, 356Б и выйти на остановке «Правленская».
Обзорная площадка
Незаслуженно малоизвестная особенность собора заключается в том, что в нем можно подняться на колоннаду. Разумеется, высота ее далеко не такая, как будет, скажем, в Исаакиевском соборе, но для обзора Петергофа много и не надо – город-то маленький. Обойдя по кругу унылый и обшарпанный коридор, вы сможете увидеть Ольгин пруд, у которого стоит собор, Верхний парк и золотой купол царской церкви, где-то вдалеке, в хорошую погоду, вы сможете разглядеть Кронштадт. Помимо всего этого, вокруг вас будут рассыпаны тут и там невысокие жилые домики Петергофа.
Вход на колоннаду открыт с 10:00 до 18:00. Билет обойдется вам в 100 рублей (детям скидка, вроде бы, в 50 рублей).
Информация для паломников
Основные правила посещения собора достаточно просты и полностью перекликаются с православными канонами.
Соблюдение их происходит в такой последовательности:
- Входя в храм обязательно перекреститься.
- Мужчинам головные уборы необходимо снять, женщинам – надеть.
- Одежда должна быть скромной и закрытой (мужчинам запрещается заходить в шортах и майках, женщинам – в мини-юбках или штанах).
- Запрещается разговаривать во время богослужений, пользоваться мобильным телефоном внутри храма, вести фото- или видеосъемку без разрешения священника.
- Женщинам прикладываться к иконам и другим святыням накрашенными губами.
Внутри собора Петра и Павла прихожане, паломники и туристы могут приобрести различные иконы, в том числе и апостолов. Также есть возможность купить нательные кресты, религиозную литературу, свечи. В непосредственной близости от храма находятся несколько отелей, среди которых особо стоит о, «Самсон», «Hotel Nadezhda».