«К гробу шли всю ночь». Священника Дмитрия Смирнова похоронили за алтарём в родном храме


Людей, отдавших свою жизнь служению Богу, в православии хоронят особым образом. Чин погребения, совершаемый над ними, отличен от чина, который проводится над обычными прихожанами Церкви. Мало того, обрядовые действия зависят от статуса усопшего: для послушников творится последование мертвенное одно, а для священнослужителей – другое.

Происхождение обычая закрывать лицо покойного церковнослужителя

В Большом Требнике Петра Могилы, митрополита Киевского (XVII век) указано, что при погребении послушника на лицо умершего возлагается специальный укрой, а голову почивших священников надлежит закрыть литургическим платом, «воздухом».

Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.

Православные похороны

Эта традиция исходит из того, что при погребении Христа лик Его был прикрыт отрывом ткани. Позднее появилось объяснение, что лицо покойного священнослужителя следует скрыть потому, что после кончины оно обращается только к Богу.

Подготовка тела к погребению

В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую — Евангелие.

Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы.

Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма.

Постоянные молитвословия

Молитвенные обращения сопровождают практически все стадии подготовки и проведения похорон православного духовенства. Священные тексты поют и читают в следующем порядке:

  • при омовении;
  • после облачения;
  • при выносе из храма гроба с телом;
  • перед погребальным шествием.

При этом молитвословия отличаются от тех, которыми сопровождаются православные похороны мирян. В храме совершается заупокойная литургия. Она завершается разрешительной молитвой, текст которой влагается в руку умершего.

Завершение чтений и песен

На завершающей этапе церемонии священнослужителями поются стихиры – гимнографические песнопения, которые приурочены к определенному церковному событию или празднику. Тексты стихир на стиховне делятся на восемь частей, которые называются гласы, а каждый глас состоит из псалмов. Чтение каждого отрывка из гласа обязано предваряться чтением конкретного стиха. На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. Наконец, читается разрешительная молитва. По окончании её чтения свиток с её текстом сворачивается и вкладывается в руку покойного.

Погребальное шествие и колокольный звон

Гроб с телом усопшего священника переносят только служители церкви. Участники похорон, идущие перед гробом, несут в руках Писание, крест и хоругви. Это шествие, по сути, представляет собой крестный ход, и сопровождается колокольным звоном, который должен доноситься со стороны любой церкви, мимо которой идёт такая процессия. Во время шествия звучит лития, а также канон «Помощник и покровитель».

Звонарь также ударяет в колокол троекратно, когда тело вносят в храм или опускают в могилу. Во время заупокойной литургии число колокольных звонов точно соответствует номеру произносимого псалма.

Омовение и облачение

Омывают умершего мирянина обычно родственники или специально приглашенные лица. Подготовить тело священника к встрече с Господом поручается только священнослужителям. Втроем они отирают тело умершего влажными губками, совершая крестообразные движения.

Как и мирянина, священника одевают в исключительно новые одежды – рубаха, штаны, сапоги. Но затем мирскую одежду закрывают облачением священнослужителя, соответствующим церковному статусу почившего. Если священнику при жизни было по какой-то причине запрещено служить, облачать его в богослужебные одеяния можно лишь при разрешении архиерея.

В руки умершего священника вкладывают крест, символизирующий спасение живых и мертвых, а также Евангелие в знак того, что человек возвещал людям о жизни Господа и наступлении Царства Божия.

Вопрос и ответ

Где хоронят умерших священнослужителей?
На участке, отведённом рядом с церковью, в клир которой входил покойный. Если такой возможности нет, погребение проводят на территории обычного городского или сельского кладбища.

Есть ли в Минске церкви с участками, где похоронены духовные лица?

Да, такие могилы можно найти, например, на Военном кладбище по ул. Козлова.

Могут ли хоронить священника по мирской традиции?

Так бывает только в том случае, если покойный был отстранён от дел церкви. Однако, с разрешения архиерея, даже при подобных обстоятельствах допускается погребение, предусмотренное для духовенства.

Крестный ход и колокольный перезвон

Тело мирянина принято выносить близким людям, но не родственникам. А вот тело иерея несут обязательно священники в белых одеяниях. Перед гробом священнослужителя несут Священное писание, хоругви и крест, что делает похоронную процессию похожей на крестный ход.

Колокольный перезвон совершается на похоронах и мирян, и священников. Но если при погребении мирян звучит сначала перебор малых колоколов, а потом вступает большой колокол, а каждый круг такого перебора завершается одновременным ударом во все колокола, что символизирует конец земной жизни человека, то похороны иерея сопровождаются иным колокольным перезвоном. При чтении Евангелия во время отпевания в колокол ударяют столько раз, сколько раз прочитано Евангелие. При внесении гроба в храм, а также после разрешительной молитвы и погребения звучит трезвон.

Отзывы

Читать все отзывы >>>

22 февраля 2022

Большая благодарность Яковлеву Артуру Дмитриевичу за хорошую организацию и тактичность в этот сложный для меня период.

Олег

19 февраля 2022

Большое спасибо Юрию Александровичу Пустоходу и команде Городской Ритуальной Службы. Мама умерла вечером 30 декабря. Я звонила в несколько служб. Многие просто не работали в предпраздничные дни…

Наталья

Оценить материал

Следующая >>

Литургический плат

Во времена земной жизни Иисуса Христа традиция погребения включала покрытие лица умершего особым платком. Такой обычай доныне сохраняется при похоронах священства. Лицо покойного прикрывают воздухом — вышитым платом, возлагаемым на Священные Дары во время богослужения. Так обозначается особая причастность священнослужителя к совершению Святых Тайн Тела и Крови Христовых. С этим вышитым платом покойного и отпевают, и хоронят.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Организация похорон

Отпевание священнослужителя

Перед похоронами священника положены пять чтений из Апостола, за которыми поочерёдно следуют пять чтений из Евангелия. Особые молитвы об упокоении следуют за первым, вторым и третьим чтением Евангелий. После четвертого чтения Евангелия поются тропари на «Блаженны». Вслед за пятым чтением Евангелия идёт 50-й псалом: «Помилуй мя Боже…»

После шестой песни канона, вслед за кондаком: «Со святыми упокой…», читаются 24 икоса, каждый их которых оканчивается пением: «Аллилуйя». Когда славословие оканчивается, поются по три стихиры на каждый из восьми гласов: «Кая житейская сладость…». Затем читается молитва разрешительная, и свитый текст её влагается в руку усопшего.

Перенесение гроба с телом в церковь

Переносят тело священника также священнослужители. Когда следуют в церковь на отпевание, и после отпевания к могиле, перед гробом шествуют с крестом, хоругвями и Священным Писанием. Процессию сопровождает особый колокольный звон. Если по пути следования расположены другие храмы, в них также звонят в колокола.

Перед храмом, где будет совершено отпевание, шествие останавливается, проводится заупокойная лития. Звучит канон «Помощник и покровитель» (вступительные стихи). В церкви при гробе с четырёх сторон ставят по подсвечнику.

«К гробу шли всю ночь». Священника Дмитрия Смирнова похоронили за алтарём в родном храме

Здесь похоронили отца Дмитрия. Прямо за алтарём его родного храма.

Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

Храм Христа Спасителя не закрывал двери всю ночь с четверга на пятницу. Здесь стоял гроб с телом почившего священника Дмитрия Смирнова. Он ушел в эту среду в возрасте 69 лет. После коронавируса у отца Дмитрия обострились хронические болячки. Батюшка последние месяцы жизни не мог ходить и передвигался на инвалидной коляске.

У гроба Дмитрия Смирнова

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В гробу тело отца Дмитрия одето в белое облачение. Такая христианская традиция. Смерть не горе, а праздник. Потому что умерший встретится со Спасителем. Его ждёт Царствие Небесное и вечная жизнь.

Лицо батюшки Дмитрия укрыто белым платом. Ещё одна наша православная традиция на похоронах священников и монахов. Откуда это пошло? Когда Христос лежал во гробе, его тело было не только обвито плащаницей, но на лице лежал сударь. Это платок для утирание пота. По другой версии считается, что священник предстоит в эти минуты Богу, и его лицо обращено к Господу, потому и закрыто оно от людей.

Похороны священника Дмитрия Смирнова

Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

Всю ночь над отцом Дмитрием читали Псалтирь и Евангелие. А люди всё шли и шли. И в два, и в три, и в четыре часа. Бесконечная очередь ко гробу священника. Она не заканчивалась до самого утра пятницы.

Люди идут отдать последний поклон священнику.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм полон народа.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А уже ранним утром здесь собралась целая толпа. Многие взяли отгулы на работе за свой счёт и приехали в ХХС на отпевание отца Дмитрия.

— Он говорил эти резкие слова, иногда грубые, от боли своего сердца, от любви, — утирая слёзы сказал после чина прощания епископ Пантелеимон (Шатов). — Повезло Папе Франческо, что отец Дмитрий скончался до того, как услышал, что тот сказал об однополых браках. А то Папе не поздоровилось бы.

Похоронили батюшку Дмитрия Смирнова. Царствия Небесного! Вечная память.

Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

Епископ вспомнил, что отец Дмитрий не боялся никого со своей богатырской силой.

— Он однажды спас мою жизнь. Я ждал электричку, ко мне пристал пьяный, а отец Дмитрий защитил меня, — поделился владыка Пантелеимон. — У него было христианство не лайт, а подлинное. Я его побаивался при жизни. От него можно было в любую секунду ждать чего угодно. Теперь он, как спящий лев, лежит в гробу. И хочется попросить у него… Если он найдёт дерзновение перед Богом, а дерзновения у него всегда хватало, попросил, чтобы мы были верны этой правде и ничего не боялись.

Отпевание в храме

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Из храма Христа Спасителя гроб с телом отца Дмитрия повезли в храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это родной храм для отца Дмитрия. Тут он был настоятелем.

Гроб вынесли из автобуса под звон колоколов. Потом пронесли крестным ходом вокруг храма. И опять бесконечная очередь из людей на прощания — паства отца Дмитрия. Тут же в толпе скромно стоят актёр Иван Охлобыстин и журналист Аркадий Мамонтов.

В храме на прощании

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

— Я ходила к отцу Дмитрию ещё мусульманкой, — рассказывает мне одна из женщин. — Батюшка мне говорит: «Ты мне зубы не заговаривай. Когда креститься будешь?» Я ахнула и отвечаю: «С вами — хоть завтра». И покрестилась у него. У батюшки была сила подталкивать людей к Богу.

Пришедшие проститься с батюшкой

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Похоронили отца Дмитрия на территории храма. Прямо за алтарём. Это тоже древняя традиция — хоронить священников у их родных храмов. Ну, если место позволяет. Чтобы он всегда оставался со своим приходом. До самого воскресения.

На ступенях храма.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Теперь к отцу Дмитрию можно прийти в любое время. Поделиться горем. Поплакать о проблемах. Приходите к нему, как к живому. Ведь смерти, как говорил отец Дмитрий, нет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: