Лидер движения «Сорок сороков» ответил на обвинения в экстремизме

Русская пословица гласит: «Продли Бог веку на сорок сороков». В обиходе это выражение используется редко и считается устаревшим фразеологизмом. Но благодаря созданию одноименной общественной организации, которая существует уже на протяжении пяти лет, это выражение получило вторую жизнь.

40 сороков

Что значит фразеологизм Сорок сороков

Современные исследователи вкладывают разный смысл в это словосочетание. Одни из них считают, что это число, имеющее неопределенно большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Другие склонны понимать буквально «40 раз по 40», то есть число 1600. Третьи предполагают, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счета сороками.

Некоторые исследователи склонны считать, что слово «сорок» обозначает церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной Церкви в 1551 году.

Согласно ему, было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми:

  • Кремлевское;
  • Сретенское;
  • Никитское;
  • Китайгородское;
  • Замоскворецкое;
  • Ивановское;
  • Пречистенское.

Каждый сорок имел главную церковь (приход), руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов. Другими словами, это выражение употребляли для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то, что такого количества церквей в Москве не было за всю ее историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов.

Общественная православная организация не случайно выбрала себе такое название. По словам одного из создателей Движения, «изначальное значение этого словосочетания — множество, множество воинства Христова». Хотя большинство ассоциирует это название с количеством московских храмов.

значит

Движение Сорок сороков

Для увеличения количества церквей в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Программа «200 храмов» была задумана для обеспечения густонаселенных районов столицы храмами в шаговой доступности. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 года.

Через два года родилось общественное православное движение «Сорок сороков», как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви (РПЦ) 2012 года, а также на скандал с «Pussy Riot». В этот момент движение видело себя, прежде всего, защитниками нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов».

Цели и задачи

Движение «Сорок сороков» (ДСС) объединяет лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией.

Цели, которые определили создатели движения, предельно просты:

  1. Защита Русской Православной Церкви.
  2. Защита прав и свобод православных христиан.
  3. Защита традиционных для большого Русского мира православных ценностей.

Движение также направляет свою деятельность для привлечения пассионарной православной молодежи.

Основные задачи, которые ставит перед собой ДСС:

  1. Помощь Русской Православной Церкви в реализации патриаршей программы «200 храмов» в городе Москве, а также помощь православным общинам, по каким-либо причинам не вошедшим в эту программу, но желающим построить Храм для своего прихода.
  2. Пропаганда здорового образа жизни в рамках направления «Православие и спорт».
  3. Разрушение мифов о православии как «религии слабых», которая, якобы, себя идеологически исчерпала.

На сегодняшний день Движение выросло и реализует большое количество направлений и проектов.

кормухин андрей борисович

Идеология организации

Лидеры движения убеждены, что на фоне идеологического, экономического и демографического краха происходит распад территории страны и унизительное положение на международной арене. Времена атеизма прошли, но кризис сознания сохраняется: православие до сих пор считается чем-то периферийным для жизни страны.

Православные христиане России — очень большая социальная группа, готовая отстаивать свое видение модели будущего (цивилизацию Бога), которая основана на духовно-нравственных ценностях. Основатели ДСС уверены, что Россия может существовать только как православная страна, ибо только православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и конфессии.

Идеологи организации «Сорок сороков» считают, что глубинной причиной национальных бедствий является разрыв союза с Богом, который был заключен нашим народом тысячелетие назад. Восстановление этого союза, возвращение Его заповедей в публичную жизнь позволит не только остановить самоуничтожение внутри страны, но также предложить всему миру проект будущего, в основе которого лежит идеал Богочеловека, который нам явил Христос.

Мировым сообществом Россия воспринимается как последний оплот традиционных консервативных ценностей, в основе которых лежат евангельские заповеди. Поэтому все христиане нашей страны должны стоять на защите православных ценностей и стремиться сохранить Россию такой, какой оставили ее наши предки, с ее тысячелетней историей и культурой.

По мнению лидеров ДСС, в следующем десятилетии наше государство ждет глубокая демографическая яма. В ближайшие годы снизится число женщин репродуктивного возраста, в результате чего упадет и число новорожденных (не менее чем на 40% от нынешнего уровня). При этом экономически активное население уже к 2025 году сократится на 10 миллионов человек. Если за 20 лет в России не увеличится количество многодетных семей с 7 до 50%, то к концу века цивилизация исчезнет вместе с ее носителями. Остановить вымирание народа и сохранить Россию как страну, государство, цивилизацию — вот фундаментальная задача, которую необходимо осознать и решить. Не вернувшись к православию, Россия вымрет. По сути, вопрос уже стоит ребром: православие или смерть.

40 сороков

Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”»

1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:

Выйти за ограду

Андрей Кормухин

– Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, – просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании, политике, искусстве – появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите.

Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?

– Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot», стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.

Андрей Кормухин и движение Сорок сороков

Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели

Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в Великой Отечественной войне мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» – наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, – с ее тысячелетней историей и культурой.

Как складывался пазл

Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.

– В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по программе «200 храмов». Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно – выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.

Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…

– Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.

Православный код

Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?

– Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?

Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, – «Индекс счастья российских городов», – и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…

– Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».

Синергии нет

Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?

– Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.

Что является двигателем процесса объединения православных?

– Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом – хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20–30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».

Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных

Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?

Спасение в смирении?

Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…

– Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина – Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.

К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым

Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева, озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке – подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого – сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.

К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?

– Если для тебя Православие и вера имеют первостепенное значение, если ты христианин, то для тебя патриотизм играет теми красками, которые нам позволили стать 1/6 частью суши. Если же ты либерал и при этом патриот, то ты захочешь, чтобы Россия стала европейской державой с либеральными ценностями, чтобы можно было заключать однополые браки и подобное. Это та ловушка, в которую очень легко попасть. Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами. Я же уверен, что нельзя родину ставить выше Бога, потому что нас создал Бог-Отец. Отношение к родине как к созданию Божиему правильное. Только в этом случае ты будешь ее защищать как Богом данную тебе страну. А если у тебя Бога нет, то начинается винегрет: каждый воюет за свою родину, у всех она какая-то своя.

Патриотизм и молодежь

Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?

– Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.

Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье

В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.

Страница Патриарха Кирилла в социальной сети Вконтакте

Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?

– То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», – тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.

Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?

– Неоязычество – это технология. Причем чистой воды деструктивная технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри. Вспомним, что было в начале 1990-х годов. На Россию спускались многие религиозные проекты: протестантизм, сайентология, свидетели Иеговы. Да, кто-то попал в секты, но в целом, учитывая то, что в русских людях всё же православный код, все эти секты начали постепенно отторгаться обществом. Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье. А вот язычество включило другие коды, чем оно и опасно. Они по сути сделали подмену понятий: евангельское начало заменили национальным, этническим, которое подразумевает, что племенная кровь выше Крови Христовой. При этом они говорят, что Православие – это хорошо, это вера предков. Получается, что человек может декларировать себя христианином, но в практической жизни быть язычником.

Фото: AP/Sergey Ponomarev

Неоязычество – это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри

Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория – это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».

Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд – 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги – это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси – это цивилизация, равной которой практически нет.

Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. Я очень счастливый человек!

Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?

– Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое – быть православным человеком, а есть счастье маленькое – семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок – это одно счастье, два ребенка – два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!

История сообщества

«40 сороков» — это общественное движение, состоящее из православных христиан, но открытое для всех, кто стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности. Оно объединяет людей разных профессий, социального статуса, которые объединились вокруг Нового Завета и стремятся быть православными не только на словах, но и на деле, беря пример с выдающихся героев нашей истории. Широкую известность движению принесли события в московском парке Торфянка и протесты против фильма «Матильда».

Организация и создание

Инициаторами создания движения выступили композитор Андрей Кормухин и боксер Владимир Носов.

Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов».

По словам одного из инициаторов создания ДСС, Андрея Кормухина, «пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры. Люди пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях».

Кормухин утверждает, что деятельность ДСС стала их собственной инициативой. Охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.

По словам Кормухина, вступить в движение довольно сложно:

«Нужно долго себя показывать».

Принимают новых членов в движение коллегиально. Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками.

На сегодняшний день нет точной статистики вступивших в ряды ДСС. Андрей Кормухин утверждает, что в организации насчитывается несколько тысяч сторонников, а подписчиков «ВКонтакте» — более 22 тысяч человек.

кормухин андрей борисович

Дальнейшая судьба

Уже через год после создания, летом 2014 года, выяснилась «востребованность» молодой организации, которая ощутила на себе массовый приток новых членов, состоящий в основном из верующих спортсменов.

До определенного момента основу движения составляли братья. Но время шло, и задачи, требующие в первую очередь мужского участия, стали чередоваться с задачами, которые больше подходят женщинам. Вскоре было принято решение открыть сестринское крыло организации.

Сестричество занимается следующими направлениями:

  • добровольчество;
  • благотворительность;
  • ярмарки;
  • мастер-классы;
  • работа с детскими домами, сиротами и другими социально незащищенными группами людей.

За пять лет существования ДСС при их непосредственном участии построены или находятся в стадии строительства 15 храмов города Москвы.

В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле Храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации Патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма).

В ноябре 2014 года Патриарх Кирилл на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией».

В феврале 2015-го Патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».

В мае 2015 года сторонники движения напали на московский гей-парад.

В июне 2015-го сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.

В конце июня 2015 года бойцов «40 сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты. Против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. В руководстве пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты, но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми».

21 августа 2015 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность Движения и ликвидировать его.

«Данная организация активно взаимодействует с радикальными экстремистскими группировками, в том числе с радикальными группами футбольных фанатов. По сути, сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорилось в заявлении.

Обращение осталось без ответа.

В сентябре 2022 года православное общественное движение организовало всероссийскую акцию «Остановим Матильду!» в форме пикетов, крестных ходов и молебнов царственным страстотерпцам, в которой приняли участие около тысячи человек по всей России. По мнению участников акции, фильм «Матильда» должен быть запрещен, так как он угрожает национальной безопасности, разрушают семью и фальсифицируют историю.

В ноябре 2022 года у входа в Госдуму РФ прошла антиабортная акция «Остановите мясорубку!», которая закончилась задержанием лидера движения Андрея Кормухина.

движение сорок сороков

Современное положение

Деятельность ДСС сопровождается противоречивыми отзывами, включая резко отрицательные. Критики утверждают, что имели место неоднократные случаи насильственных действий со стороны членов движения.

По словам критиков, ДСС — типичная неофашистская организация, прикрывающая свастику иконами и хоругвями. Сюда стекаются бывшие и нынешние футбольные фанаты, ультраправые скинхеды и прочая подобная публика. «Этакая армия опричников господина Гундяева, готовых за „дело Христово“ раскроить кому-нибудь череп». Его члены отнюдь не случайно сокращают пышное наименование организации до СС и носят футболки цветов флага нацистской Германии. Их основное занятие — охрана мероприятий с участием Патриарха, прокладывание ему пути через толпу. По особому распоряжению — «охрана» стройплощадок, запугивание активистов протеста.

На сегодняшний день ДСС открыло отделения в регионах, охватив кроме Москвы и Подмосковья такие крупные города России, как:

  • Санкт-Петербург;
  • Омск;
  • Новороссийск;
  • Екатеринбург;
  • Красноярск;
  • Петропавловск-Камчатский.

Кроме того, имеются отделения движения в Сербии, Черногории, Приднестровье, Австрии.

Деятельность Движения была отмечена грамотами Правительства Москвы, Русской Православной Церкви и личным вниманием Патриарха Кирилла. ДСС внесло большой вклад в молодежное служение Церкви и в создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи.

Оценки деятельности

Деятельность Андрея Кормухина и возглавляемого им движения оценивается крайне разноречиво.

Свою оценку деятельности Андрея Кормухина выразил, в числе прочих, Патриарх Кирилл, который лично вручил ему на 45-летие подарок — икону Николая Чудотворца, а также поблагодарил участников движения «Сорок сороков» за их деятельность[16].

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Общественно-политическая деятельность

Культурная и спортивная сферы

Движение регулярно организует и проводит мероприятия для повышения культурно-образовательного уровня, а также для пропаганды здорового образа жизни.

Традиционные мероприятия, проводимые ДСС:

  • Еженедельно проводятся Сороченские встречи в Новоспасском монастыре с участием видных представителей духовенства, общественных деятелей и спортсменов.
  • Ежегодный фестиваль «Православие и спорт» привлекает все большее число участников и гостей, и по праву считается народным. Целью его является духовно-нравственное и физическое развитие молодежи.
  • Ежемесячные спортивные турниры «Православие и спорт», проводимые в городах Подмосковья.
  • Марафон «40×40».
  • Акция «Трезвый Новый год».
  • Проект поддержки здорового образа жизни «Муромская дорожка».

Юбилейный фестиваль «Православие и Спорт» пройдет в Нагатинском ...

Гуманитарная помощь

Осуществляется по следующим направлениям:

  1. Помощь бездомным. Проходят ежедневные кормления на Киевском и Ярославском вокзалах.
  2. Проект милосердия «От темницы к свету» осуществляет помощь и посещение находящихся в заключении. Снабжение детей, родившихся в заключении, необходимыми материальным обеспечением. Духовная поддержка оступившихся людей.
  3. В рамках акции «От храма к храму! От души к душе!» организация занимается гуманитарной помощью жителям Донбасса и детям Сирии.

40 сороков

Помощь паломникам

Молодежный отдел Московской городской епархии неоднократно выражал благодарность Движению за сопровождение верующих, прибывающих на поклонение православным святыням.

ДСС оказывала помощь паломникам во время пребывания:

  • в Георгиевском храме-памятнике десницы (кисти правой руки) святого великомученика Георгия Победоносца, доставленной из Афона в Москву к 70-летию Победы над фашизмом;
  • в Москве части мощей святителя Николая.

Участники движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Киеве (поездка в Киев была в разгар Евромайдана).

Организация мероприятий

Каждый понедельник в трапезной Высоко-Петровского монастыря проводятся Сороченские чаепития, где встречаются братья и сестры, участники и сторонники движения. На этих встречах каждый желающий может познакомиться с участниками ДСС. Здесь обсуждаются новые проекты движения, происходит непринужденное общение между братьями и сестрам во Христе, отмечаются дни рождения или поминаются близкие.

Движение регулярно устраивает встречи с протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при патриархате. Смирнов известен своими радикальными заявлениями: он предлагал атеистам кончать жизнь самоубийством, призывал громить секс-шопы кирпичами и бороться с ювенальной юстицией при помощи огнестрельного оружия.

значит

Другие виды деятельности

Движение проводит и другие акции и флешмобы:

  1. Проекты защиты материнства: «Схватка» и «Остановим мясорубку!».
  2. Проекты поддержки традиционных ценностей: «Россия с Богом», «Многодетная Россия», съезд родителей России.
  3. Проекты милосердия: помощь детским домам, помощь Тарусскому Дому престарелых, помощь нуждающимся семьям и матерям.
  4. Проекты служения: обеспечение порядка на Патриарших Богослужениях, кормление паломников в Троице-Сергиевой Лавре, ежегодное участие в Александро-Невском крестном ходе.
  5. Музыкальные проекты: концерты хора, флешмоб «Споем вместе» на Киевском вокзале в Москве, в Тирасполе и Дамаске.
  6. Просветительские проекты: «Пресс Зона» (открытый лекторий на фестивале «Православие и спорт»), конференции и секции Рождественских чтений, православно-просветительская деятельность в соцсетях.

движение сорок сороков

Традиции празднования

Основная традиция праздника в день Сорока сороков заключается для христиан в посещении особой службы. Литургия в честь 40 мучеников проходит в торжественной обстановке.

Но есть у этого дня и другие традиции, признанные в народе. Ведь его еще называют Сороками. А чествуют 22 марта приход весны, увеличение продолжительности светового дня. На Сороки – название праздника произошло от подвига 40 мучеников, выпекают «жаворонков». Это особые булочки в форме тела птицы. Считается, что они символизируют летящие к богу души праведников, пострадавших за веру.

Традиционно на Сороки встречают птиц, возвращающихся из теплых краев. А вместе с этим проводили особые обряды: на счастье, богатый урожай. Дети и взрослые зазывали весну, забираясь на деревья, крыши для запуска испеченных «жаворонков». Пели особые песни.

После этого жаворонков съедали, отдавая головки домашнему скоту, чтобы тот не болел, хорошо плодился. Также была распространена традиция одаривать окружающих жаворонками на Сорок. А оставшиеся крошки раскидывали во все стороны на полях, имитируя посев – на большой урожай.

Лидеры движения

Андрей Кормухин

Андрей Борисович Кормухин родился в 1970 году. Родной брат певицы Ольги Кормухиной. Композитор в молодости занимался водным поло и боксом. Отец девятерых детей, кавалер медали «Родительской славы», бывший лидер движения «Многодетная Россия». Занимается бизнесом. На него зарегистрировано две коммерческие и «Аногри». Первая занимается фактически всем — от продажи мотоциклов и кормов для животных до инженерных работ, а основной род деятельности второй — озеленение и облагораживание территорий.

Является координатором ДСС. По мнению Кормухина, «Россия не может существовать вне Православия, в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадется на части». Рассматривает неоязычество как деструктивную технологию, запущенную для подрыва «русского мира» изнутри. Полагает невозможным ставить Родину выше Бога.

Андрей Кормухин о ситуации на Ходынке - Движение Сорок Сороков

Владимир Носов

Владимир Александрович Носов родился в 1981 году. Мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России по боксу, победитель первенства Европы. С 2004 года активно занялся тренерской работой, с 2011 года работает тренером в клубе «Торпедо».

Является координатором православного ДСС, цель которого — создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи. Соорганизатор ежегодного фестиваля «Православие и Спорт» и других массово-оздоровительных мероприятий ДСС. Считает, что «православие — очень мужская религия, вера сильных людей. В первую очередь, конечно, духовно сильных. Важно не просто быть сильным, а в правильном направлении эту силу использовать».

Машину чемпиона России по боксу пытались сжечь за его позицию по ...

Православная деятельность организации взбудоражила сравнительно спокойную жизнь россиян. Многие молодые люди усиленно вступают в ряды ДСС, где получают или развивают навыки разных видов борьбы. Деятельность движения, основные проекты, интервью и мнения лидеров ДСС освещаются телеканалами Спас и Царьград, а также радиостанцией Радонеж.

Примечания

  1. 1234567Александр Кондратенко.
    Стражник храма // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.
  2. 1234
    ДВИЖЕНИЕ СОРОК СОРОКОВ (ДСС) ОТМЕТИЛО 2-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ // Православие.Ru, 8 июня 2015 г.
  3. Кормухин Андрей получает медаль Владимира Крестителя // YouTube, 12 июля 2015 г.
  4. 12
    Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  5. 12
    Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  6. Православные просят Нарышкина открыть храм в Госдуме и поддержать закон об НКО // Интерфакс-религия, 06 июля 2012 г.
  7. 123456789
    Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”» // Православие.Ru, 17 июня 2015 г.
  8. Андрей Кормухин: «Ядерное оружие русского народа — это его духовность» // «Православный Взгляд».
  9. Результаты поиска
  10. Результаты поиска
  11. Православные усмотрели в «Оке Саурона» проект по внедрению в Москве «царства зла» // Интерфакс-религия, 10 декабря 2014 года г.
  12. Православные просят запретить деятельность астрологов, ужесточить ответственность за гей-пропаганду и кощунство // Интерфакс-религия, 14 августа 2015 г.
  13. 1234
    Движению «Сорок сороков» исполнилось два года // «Фома», 9 июня 2015 г.
  14. Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков». // «Радонеж», 30 июля 2014 г.
  15. Владислав Мальцев.
    Храмострой увяз в «Торфянке» // Независимая газета, 01 июля 2015 г.
  16. Патриарх Кирилл подарил координатору движения «Сорок сороков» на 45-летие икону // Интерфакс-религия, 24 февраля 2015 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: