Святой Кирилл Александрийский. Икона святого равноапостольного Кирилла

Святой Кирилл внес огромный вклад в развитие православной культуры и утверждение христианства на Востоке. Он родился в семье благочестивого купца в греческом городе Салоники. Он был младшим из семи детей, при крещении его звали Константин, имя Кирилл он получил во взрослом возрасте, когда был пострижен в монахи. С детства отличался исключительными умственными способностями, за что получил прозвище Константин-философ.

Святой Кирилл в то время знал несколько языков, имел познания в различных областях науки. Но главным занятием всей его жизни было создание славянской азбуки вместе с братом Мефодием. Раньше богослужения в христианских церквях проводились исключительно на древнегреческом и латинском языках. Перед отъездом в Македонию в 863 году братья-миссионеры перевели на славянский язык молитву «Отче наш» из Евангелия от Матфея и из начала Евангелия от Иоанна «В начале было слово…».

Икона преподобного Кирилла Ангела Хранителя

Святой Кирилл с детства отличался умственными способностями и учился вместе с молодым императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у будущего патриарха Константинополя Фотия. По окончании учебы святитель Кирилл был рукоположен в священники и назначен главой патриаршей библиотеки при церкви Святой Софии, но через несколько лет тайно покинул столицу и ушел в монастырь.

Пение церкви и евангельское слово благодаря святым Кириллу и Мефодию сразу прозвучало на понятном для каждого славянина языке

Духовное начинание святого Кирилла, которого позже Православная церковь канонизировала как святого «владыки словенского», равного апостолам, имело большое значение для формирования славянской культуры и письменности. Они раздавали людям литургическую литературу, Священное Писание, полный перевод которых практически совпадает с оригиналом. Это был первый значительный шаг в передаче всех религиозных знаний нам, славянам.

Праведники с именем Кирилл

Православной Церковью, начиная с IV века, к лику святых причислено три десятка праведников, носивших это имя и живших на территории Византии, Западной Римской империи и России. Одним из первых в этой персоналии значится Кирилл, патриарх египетского города Александрии. Он был прославлен ориентировочно в 451 году. Наиболее известные наши соотечественники — это преподобный Кирилл Радонежский, отец Сергия Радонежского, принявший в конце жизни монашеский постриг, и Кирилл Белозерский. Святой Кирилл является основоположником идеи просвещенного монашества и всеобъемлющего социального служения церкви.

Чаще всего мальчиков при крещении называют древним христианским именем в честь святого Кирилла, просветителя славян. Каждый святой в обязательном порядке имеет свой иконографический образ. День празднования небесного покровителя именуется днем Ангела. Да и самого небесного покровителя иногда именуют ангелом-хранителем. Термин этот условный и не совсем корректный. Это совершенно иная личностная нематериальная сущность. Одним из проявлений почтения к своему небесному покровителю является молитвенное обращение посредством его иконописного образа. Икона – это окно в высший мир. Она должна способствовать внутренней концентрации человека.

Осторожно, фетишизм

На деле получается совсем другая картина. На бесчисленном количестве сайтов предлагается приобрести иконы святых и Богородицы с подробной инструкцией, от чего именно тот или иной образ помогает. Более того, можно встретить якобы компетентных верующих, которые посоветуют, кому и в каком случае следует молиться. Этим принижается возвышенный смысл иконы до обыденного предмета религиозного культа. Причинами являются как невежество духовенства, так и банальное стремление к наживе: клиенты платят за результат. В некоторых храмах можно увидеть ценник, аналогичный предложениям в светской сфере услуг, предлагающий отслужить молебен святому едва ли не с гарантированным результатом: о потерянной вещи, об удачном поиске жениха, чтобы не болели зубы и т. п. Этому способствует и некомпетентность верующих, которые отождествляют святой образ с медикаментозным средством в аптеке. Купил парацетамол, проглотил — и стало легче. Весьма пагубное заблуждение, способное со временем повлечь негативные последствия. Ведь огонь может не только согреть, но и жестоко обжечь. Можно всю жизнь иметь при себе огромные сокровища и не суметь ими правильно воспользоваться. От огромного количества икон не добавится благодати, но, напротив, небрежное и недостойное к ним отношение может быть наказано. Священный образ требует соответствующего почитания. Следует знать, что молитва перед любой иконой может помочь в облегчении всякой неприятности.

Совместимость и брак

Считается, что гармоничной взаимосвязи Кирилл может добиться с девушками по имени Алла, Марго, Оксана, Эльвира, Елена. При этом несовместимыми зачастую Кирилл остается вместе с Валерией, Екатериной, Майей, Надеждой, Элеонорой. Примечательно, что в обоих случаях наблюдается некоторое благозвучие при произнесении имени Кирилл с каждой из перечисленных вариаций. В первую очередь из-за присутствия идентичных букв. Кстати, имя Ксения, не является производным от Оксаны, как считают многие. Более того, Ксения и вовсе не является подходящей парой Кириллу.

Совместимость и брак

Отношения между людьми в браке зависят от многих факторов. Характер ребенка во многом вкладываются родители и раскрывают в нем положительные и отрицательные стороны, на человека влияет и его окружение. Люди по-разному ведут себя с носителями различных имен. Все зависит от духовной и ментальной совместимости персон. Нельзя предугадать и наличие однозначных характеристик у партнера при рассмотрении значения его имени. Неизвестно какой именно отпечаток на человека наложило не только имя, но и судьба вместе с жизненными обстоятельствами.

Значение имени Кирилл говорит о том, что его владелец станет ведущим членом семьи. Ее главой. Независимо от перекосов характера в какую-то сторону. Поэтому ему не подойдет бойкая и конфликтная по натуре женщина, отвоевывающая равные права с мужским полом.

Как правильно почитать иконы святых

К иконе не должно быть отношение подобно книге или фотографии, хранящейся на полке, которой можно время от времени пользоваться. Уж если приобрели святой образ, то даже самая маленькая икона требует соответствующего благоговейного отношения. Почитая иконы святых, прежде всего нужно изучать земную жизнь архетипа. Это сближает внутренний мир молящегося человека с небесным покровителем. А с другой стороны, находящаяся в ином измерении личность расположена несколько особым образом к микрокосмосу земного человека, проявляющему к ней благоговейное внимание.

Икона небесного покровителя

Непременно следует иметь в доме икону своего небесного ходатая, то есть того святого, в честь которого назван человек. Не просто хранить где-нибудь в серванте за стеклом, как некий сувенир. При взгляде на икону ежедневно следует обращаться с молитвой к покровителю, хотя бы краткой. Предпочтительно также проявить внимание к близкому по роду занятий праведнику – покровителю трудовой деятельности. Например, святой Кирилл, просветитель славян, в силу понесенных трудов при земной жизни, традиционно считается покровителем учителей и учащихся. Равно как и апологет древней церкви, патриарх Александрии Кирилл заслужил славу великого проповедника и писателя. Икона святого Кирилла – ангела-хранителя и покровителя православных теологов, пользуется трепетным почитанием у богословов.

Характер судьба

Однозначные черты, свойственные каждому носителю этого имени, выявить сложно. Ведь каждый из нас формирует свой характер также, исходя из условий взросления, то есть социализации. Многое, как уже упоминалось, зависит от вложенных родителями ценностей. Но считается, что такие люди характеризуются как целеустремленные и радующиеся жизни, а также окружающим людям. Главное помочь раскрыть эти положительные характеристики в период воспитания ребенка. При неверных шагах родителей малыш может развить в себе излишнюю самоуверенность и эгоизм.

Руководящая работа

Что касается сферы деятельности, то Кирилл способен заниматься разнообразными вещами. При этом он может с легкостью нести ответственность за работу и людей на руководящих позициях или даже создать свой собственный бизнес. Не завися от работодателя.

Выдающаяся личность Ближнего Востока

Святой Кирилл был неординарным церковным деятелем, а с другой стороны — типичным представителем своей эпохи. Точная дата его рождения неизвестна. Происходил он из знатной греческой семьи. В Александрии существовала своеобразная династическая преемственность в иерархии. Начало традиции было положено патриархом Афанасием, преемником которого стал его племянник Петр. Так и Кирилл занял кафедру после смерти своего дяди Феофила. Как сообщает церковный историк Сократ Схоластик, интронизация Кирилла сопровождалась массовыми беспорядками в городе. За престол боролись многие партии, в том числе и еретики. Утихомирить граждан получилось только благодаря вмешательству войск. Святой Кирилл был весьма деятельной личностью и, обжившись на кафедре, стал претендовать на обладание полномочиями светского властителя. Тогда это было велением времени. Первые христианские общины не только занимались проповедью учения среди иноверных и духовным окормлением паствы, но и несли громадную нагрузку социального служения обществу.

В V веке Церковь боролась с многочисленными еретическими учениями. По повелению Кирилла в Александрии были закрыты все приходы новациан. Современники свидетельствуют, что святой Кирилл не только вел бескомпромиссную борьбу с ересями и остатками языческой идеологии, но и отличался агрессивным антисемитизмом. Преследование иудеев привело к столкновениям с римским наместником Орестом. Авторитет Египетской кафедры позволил патриарху открыто бороться с ересью Нестория, который в 428 году занял Константинопольскую кафедру. Именно по инициативе Кирилла был созван III Вселенский собор, утвердивший почитание Пресвятой Девы Богородицей. Александрийской поместной Церковью он управлял в течение 32 лет и скончался в 444 году. Кириллом было написано немало догматических трактатов. Самыми выдающимися экзегетическими трудами являются толкования книг ветхозаветных пророков, Евангелия от Луки, Иоанна Богослова и послания апостола Павла.

Житие Кирилла Чудотворца

Кирилл Новозерский родился в Галиче. Еще в юные годы, утаив от родителей, он отправился в обитель в Вологодском лесу. По дороге он встретил загадочного старца, от которого получил благословение на путешествие в обитель святого Корнилия. Старец после благословения исчез.

По прибытию Кирилл принял постриг инока. Родители отчаялись его искать, решили, что тот мертв. Однако отец Кирилла узнал местоположение своего сына через одного инока. Приехав в обитель, тот не узнал Кирилла, так он изменился. Отец тоже принял постриг. Перед смертью его приняла и мать.

Кирил Чудотворец

После кончины отца Кирилл ничего не оставил себе из его имущества, все отдал нуждающимся. Он отправился на север в глухие леса, где стал жить в полном уединении. Питался он скудно, из еды были только растения, да кора деревьев. Иногда он выходил из своего уединения, но только для молитвы на святых местах.

Осознавая, что здоровье начинает подводить, а силы покидают тело, Кирилл начал молиться Богу. Он просил указать место, где он может дожить свои годы. Усиленные молитвы указали путь к Белоозеру. Во сне он увидел ангела, который указал ему на Красный остров. Подвижник приобрел остров и соорудил там две церкви и келию. Тут он получил сан священника.

Тяжело было Кириллу. То и дело его церковь пытались обворовать. Однажды вовсе сняли колокол. Но на святой земле у воришек никак не получалось завершить начатое. Они плутали в лесах или сдавались под натиском высокой нравственности Кирилла. Подвижник же в свою очередь хоть и обличал воров, но с большой любовью и терпением относился к своим испытаниям. Воров, укравших колокол он накормил и отправил с миром. Говорят, что те больше не воровали.

Характер у Кирилла был сильный. Он сам следил за хозяйством, копал землю, рубил дрова. Его не останавливал сильный мороз и ветер. Он отказывался от любых благ, не баловал себя.

Кирил Чудотворец

Однажды его ученик рассказал, что во время службы видит, как рядом молится диакон, который после словно растворяется в воздухе. Кирилл не разрешил кому-либо рассказывать о таком чуде.

Молитвы старца спасли от верной смерти одного князя. Князь в свою очередь отблагодарил Кирилла щедрыми дарами в виде ржи, масла и соли.

Кирилл умер 04.02.1532. Перед смертью он предрек будущее Русской земли. Объявил, что на землях будет мятеж и беды, однако Бог устроит мир и царство на земле.

Даже после смерти он приходил к инокам во снах и излечивал их от болезней.

Мощи старца заложены в храме, который строил боярин Морозов.

Дни памяти святого празднуются 7 июля, 20 ноября, 5 и 17 февраля.

Иконографический образ Кирилла Александрийского

Традиция христианской живописи имеет древнейшие корни сиро-палестинского происхождения. На иконах принято изображать святых в соответствии с образом их земной жизни. Как правило, живописный образ создается к моменту церемонии причисления к лику святых. Иногда между преставлением праведника и его канонизацией проходит не один десяток лет, и образ на иконе не вполне может соответствовать портретному сходству. К сожалению, в связи с бушевавшей в VIII веке на территории Византии иконоборческой ересью, многие древние иконы были безвозвратно утрачены. Не сохранились и древнейшие образы, на которых изображен великий патриарх Александрии, святой Кирилл. Икона в современном исполнении изображает святого в богослужебном облачении, соответствующем его архиерейскому служению. Обязательной деталью композиции является Евангелие в руках. В соответствии с иконографической традицией, подчеркивая благоговейное отношение к Священному Писанию, святой держит книгу не открытой рукой, а через ткань облачения.

Значение имени Кирилл

Значение имени Кирилл сводится к понятиям «владыка», «господин» и пр. Тем не менее ассоциировать такие характеристики с термином о власть имущих людях, коих мы представляем на высоких должностных политических позициях, не следует. Изначальная смысловая нагрузка здесь несколько иная и, если так можно выразиться, более положительная. Имя Кирилл, имеющее греческие корни, попало на территорию Руси из Византии. По сведениям советского лингвиста А.Никонова, известного на весь СССР, имя распространялось в первую очередь в городской черте. Для сельчан оно было диковинным и непривычным. Имя оставалось редким вплоть до конца 20-го века. Набрало большую популярность в 21-ом.

Владыка господин

Святые Афанасий и Кирилл Александрийские

Память святого Кирилла, патриарха Александрийского, празднуется 22 июня по новому стилю. Однако церковь установила еще одно почитание — 31 января. В этот день празднуется торжество Кирилла совместно с другим выдающимся учителем церкви, его предшественником на кафедре Афанасием Александрийским. Совместное празднование определено в память признания их заслуг и подвигов в защиту догматического учения Церкви. Святые Афанасий и Кирилл — два великих представителя александрийской богословской школы. Их труды имеют важное значение не только для внутрицерковного пользования, но и весьма актуальны для социологов, историков и психологов.

Производные имени Кирилл

Большинство производных имеют смысл уменьшительно-ласкательных прозвищ. По заключению некоторых родителей они звучат несколько не респектабельно. Здесь фигурируют такие примеры, как Киря, Кирюша, Кирюня, Кирюха и т.д. По звучанию этих неофициальных псевдонимов сложно представить, что стандартная форма связанна по смыслу с господством и властью.

Что касается вариативов с написанием прямого имени Кирилл, то корректным считается наличие сдвоенной буквы «л». Хотя на самом деле это не регулируется нормативно никоим образом, поэтому родители могут нарекать младенца как им угодно.

Апостол Восточной Европы

Величайший вклад в культуру нашего отечества внесли два брата, Кирилл и Мефодий. Святой равноапостольный Кирилл до принятия монашеского пострига носил имя Константин. Он и его родной брат Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи. Их отец был военачальником в греческом городе Солунь (совр. Салоники). Константин получил блестящее классическое образование при дворе императора, за что получил прозвище философа. Прославились они в связи с беспрецедентными трудами по просвещению восточнославянских племен. Для эффективного воздействия христианской проповеди ими была составлена и введена в обращение новая азбука для славянских племен, говорящих на родственных языках. По имени одного из создателей, этот памятник был назван кириллицей. На славянский язык братьями были переведены многие богослужебные книги и Евангелие. Для возможности совершения богослужения на понятном для славян наречии Константин был посвящен в сан епископа. Незадолго до смерти, последовавшей в 869 году, он принял монашеский чин.

Следует отметить, что духовенство русской, сербской, болгарской и некоторых других восточнославянских церквей вот уже более тысячелетия пользуется оригинальной письменностью. И если современные языки родственных народов уже малопонятны друг для друга, то язык богослужений абсолютно идентичен. Подвиг проповеднической деятельности Константина-Кирилла приравнивается церковным сознанием к подвигу апостолов, поэтому при канонизации святому был присвоен титул «равноапостольный», а дни празднования на установлены 24 мая и 27 февраля. В каждом православном учебном заведении на почетном месте находится икона святого Кирилла, ангела-хранителя и покровителя учащихся и преподавателей.

24 мая Православная Церковь празднует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, которые считаются создателями славянского алфавита и литературного языка.

Ежегодное проведение Дней славянской письменности и культуры стало причиной появления многочисленных и разнообразных изображений Солунских братьев. Это и традиционная иконописная техника, и скульптура, и различные графические изображения. Но прежде, чем начать рассказ о изображениях святых братьев, обратим внимание на то, что считала важным в их житии и трудах Церковь. Общеизвестно, что почитание их началось вскоре после преставления. Современники не сомневались в святости жизни Кирилла; уже в материалах, после его кончины собранных братом, содержатся несомненные свидетельства его святости, в частности, что славянская азбука была получена им как откровение Божие. Всеобщее признание святого было подтверждено и написанием иконы, помещенной над его гробом. Житие Мефодия, составленное в ближайшие к его смерти десятилетия, содержит первый текст, имеющий богослужебное звучание, — это завершающее житие обращение, напоминающее тропарь: Ты же, святая и честная главо, свыше молитвами твоими призирая на ны, возлюбившие тя, избавляй от всякой напасти ученики своя, да учение распространяя, а ереси прогоняя, да звания нашего достойно зде поживши, станем с тобою, твое стадо, одесную Христа Бога нашего, вечную жизнь приемлюще от Него, Тому бо слава и честь во веки веков… Древнейшие сохранившиеся источники содержат упоминания о «преподобном отце нашем Константине Философе, пореченном в чернечестве именем Кирилла» (достаточно часто) и Мефодии, епископе Моравском (реже). Это месяцесловы Остромирова и Ассеманиева Евангелий, месяцеслов Апостола из Охридского монастыря и другие. Первые богослужебные тексты были составлены учениками равноапостольных братьев еще в Моравии. В Похвале и службе святому Кириллу отмечаются его добродетельное житие, ревность о святых иконах и миссионерские труды. Роль святого в просвещении славянского мира отмечена, но только наряду с его другими просветительскими подвигами; он сравнивается с апостолом Павлом, не является просветителем какого-либо одного народа. Заслуги его в создании славянской азбуки отмечены, но главным образом он восхваляется за своим сочинения (богословские беседы). Составленная вскоре после преставления Мефодия служба называет его «великим пастырем славян». После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, уже в Болгарии, они прославляли святых братьев прежде всего как просветителей славян. В богослужебных текстах этого времени подчеркивается, что славянская письменность является священной, открытой Кириллу Самим Богом. Особенно явно эта сторона деятельности святых братьев подчеркивается в эпоху правления болгарских царей Бориса и Симеона. Вскоре после Крещения Руси здесь начинается почитание солунских братьев; об этом свидетельствует уже первая наша летопись — «Повесть временных лет». Интересно, что в повествовании русского летописца роль Мефодия в создании азбуки больше, чем Кирилла.

А в Болгарии в Х веке почитание равноапостольных братьев неуклонно возрастало и в духовной, и в культурной жизни; святые братья стали для Болгарской Церкви ее духовными предтечами. Охридский кафедральный собор святой Софии был перестроен и заново расписан в середине XI века. Архиепископ Охридский Лев составил программу росписи храма, именно благодаря ему в нижних ярусах росписи алтаря и жертвенника появились изображения славянских иерархов — равноапостольных Климента Охридского и Кирилла Философа. Считается, что фреска XI в. в Охридской церкви святой Софии является одним из наиболее ранних известных изображений равноапостольного Кирилла. К сожалению, сохранность ее неважная.

Есть упоминание о том, что вне славянского мира, в римской базилике святого Климента IX века, было изображение равноапостольного Кирилла. Датируются эти изображения XI веком. Появление их в храме святого Климента связано с обретением равноапостольными братьями в Херсонесе честных мощей священномученика Климента, Папы Римского, во время их миссионерского путешествия в Хазарию. На стенах храма святого Климента изображено не только перенесение его мощей святыми солунскими братьями, но и суд над ними. В этом последнем сюжете изображены святые братья, стоящие на коленях перед Спасителем, а два ангела, апостол Андрей и священномученик Климент свидетельствуют в защиту славянских просветителей.

В связи с последним сюжетом представляется уместным обратить внимание на памятник чешской литературы Х века, известный под условным названием «Легенда Кристиана». Он представляет собой повествование о первых чешских святых — Кирилле и Мефодии, Вячеславе и Людмиле. Повествование это начиналось с рассказа о деятельности Кирилла и Мефодия, обративших в христианство население Великой Моравии (св. Кирилл) и Чехии (св. Мефодий), при этом отмечалось, что Кирилл был по происхождению грек, хорошо знавший греческую и латинскую письменность. Важное место в этом рассказе занимает тема, связанная с созданием славянской письменности. Здесь говорится о создании Кириллом славянской азбуки, переводе с латыни и греческого на славянский Ветхого и Нового Заветов и «многих других» текстов, о совершении богослужения на славянском языке и конфликте, возникшем в этой связи между Кириллом и латинским духовенством. Рассказ заканчивается словами, что Кирилл сумел убедить Папу в своей правоте, доказав, что лишь таким образом он мог приобщить к христианству столь диких и «не знающих путей Божьих людей».

Существует предположение, что в Святой Софии Охридской рядом с изображением славянского апостола Кирилла и Климента Охридского был представлен и другой славянский апостол — Мефодий, лик которого был закрыт более поздним слоем фресок. Еще одно замечательное изображение равноапостольного Кирилла сохранилось в небольшой церкви близ столицы Болгарии; относится оно к XIV веку. Этот период — от начала царствования Ивана Александра (1331г.) до завоевания Тырновского царства турками-османами (1393 г.) — считается «вторым золотым веком» болгарской культуры. Мастерство провинциальных мастеров этого периода восходит к лучшим образцам «палеологовского ренессанса». Именно к этому времени относятся росписи церкви в селе Беренде, расположенном близ города Годеч (Софийский округ); в этих росписях для нас особый интерес представляет изображение чтимых святых, среди которых хорошо сохранившееся равноапостольного Кирилла. Святой изображен в полиставрии, в руках у него свиток с текстом: Благословляй благословящия Тя и освящаяй на Тя уповающия… Надписано изображение «святой Кирилл Философ». Считается, что именования «Философ» славянский просветитель Константин-Кирилл был удостоен скорее всего из-за того, что был преподавателем философии в «Магнаурской школе» в Константинополе. В предисловии к пространному житию он назван «Константином Философом». Уже в ранней богослужебной литературе в связи с канонизацией его с именем (в схиме) Кирилл, он называется Кириллом Философом, например, в месяцеслове Ассеманиева Евангелия XI века, в Минее апрель XI-XII в., в Триоди Григоровича XII-XIII в., в Синодике «Бориловия» XIII века.

На Руси почитание святых просветителей славянских известно уже в XI веке; древнейшие службы им, дошедшие до нашего времени, датируются XIII веком. Древнейших изображений святых сохранилось немного. В Кирилловском монастыре в Киеве на фресках около 1170 г., возможно, под влиянием македонских художников, был изображен ряд святых, которых особенно почитали в Македонии и Салониках: святые Кирилл, Мефодий, Климент Охридский, Иоанн Македонский, Иосиф Солунский.

Цикл миниатюр, изображающих святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, содержится в Радзивилловской летописи, созданной в начале XV века и содержащей начальную историю Древней Руси от ее истоков до 1206 года. Подлинник Радзивиловской (названной так по имени последнего владельца) летописи, попавший в середине XVII века в Кенигсбергскую библиотеку, вернулся в Россию в качестве трофея Семилетней войны в 1761 г. С 1818 г. рукопись хранится в Библиотеке Академии наук (БАН) в Санкт-Петербурге. Среди 613 миниатюр этой летописи нашлось место и для изображения славянских просветителей. Весь текст Радзивиловской летописи — русский, а не переводной с греческого; его начальную часть составляет «Повесть временных лет». Текст летописи, а вслед за ним и содержание миниатюр освещают главным образом политическую историю Руси. Отсюда — преобладание изображений битв, военных походов, княжеских переговоров, посольств и т.п. Однако здесь присутствует и с определенной последовательностью, декларативной отчетливостью раскрывается другой, как бы параллельный аспект истории — христианский. Причем Русь, в соответствии с концепцией составителей, с первых листов повествования, предстает как неотъемлемая часть общехристианского мира, изначально связанная с обращенной к ней апостольской проповедью и пророчеством о ней. Следом за миниатюрами, в которых словно бы зримое воплощение получает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита середины XI века Иллариона (говорящее об изначальной причастности Руси к мировому христианству), начинается цикл миниатюр, посвященных миссионерской деятельности святых равноапостольных учителей словенских, Константина-Кирилла и Мефодия. Этот цикл носит программный характер. В соответствии с текстом «Повести временных лет» изложение деятельности святых братьев-просветителей славян следует как вставной эпизод после перечисления покоренных уграми народов под 898 г. Упоминание в этом ряду моравов дает автору летописи повод для следующей записи: Сим бо первое переложена книга мьраве, яже прозвася грамота словеньска, яже есть в Руси и в болгарех Дунайских… Далее следует известие о посольстве крещеных славянских князей к императору Михаилу III (842—867), возвращающее читателя летописи к истории создания славянской грамоты. Цикл миниатюр открывает сцена совета византийского императора с философами в Константинополе (слева) и сцена беседы императорского посланника с отцом святых братьев Львом в Солуни (справа), объединенные в одну миниатюру (№30). Ниже на том же листе рукописи представлена, также двойная, сцена создания «письмен азбуковных словенских» и одновременно перевода на славянский язык Евангелия, Апостола, Псалтири и Октоиха (№31) — и «преложиста Апостол и Евангелие» и, добавляет летописец, «рады быша словяне, яко слыша величие Божие своим языком». Затем, продолжает летописец, братья «преложиша Псалтирь, Октоих и прочия книги». Зрительно акт создания — как бы чудесным образом мгновенен. В процессе работы над оформлением рукописи миниатюра подвергалась серьезным переделкам, следы их хорошо просматриваются. В итоге иллюстраторы избрали наиболее традиционный вариант в виде привычных «авторских» портретов. И хотя самый текст изобретенной «азбуки» представлен крайне схематично, возвышенный характер труда братьев очевиден. На обороте того же листа следует миниатюра (№32) с изображением поставления святого Мефодия Папой Адрианом II в 869 г. в епископа Паннонии. Сцена эта — своего рода кульминация цикла. Ее триумфальный характер (также в рамках иконографического канона) делает очевидными великие заслуги просветителя-иерарха, наследовавшего апостольскую кафедру. Завершает эту серию миниатюра (№33), которую принято интерпретировать как сцену продолжающейся просветительской деятельности святого Мефодия — перевода им книг с греческого на славянский и их переписки двумя скорописцами. Эта интерпретация действительно соответствует тексту «Повести временных лет», зафиксированному на л.13 об. Радзивиловской летописи. Однако характер парных сцен, составляющих миниатюру, позволяет поставить ряд вопросов. Прежде всего потому, что все три персонажа имеют нимбы, и это неожиданно: на предшествующей миниатюре нимбами снабжены только сам Мефодий и Папа Адриан II. Не исключено, что перед нами слева — собственно переписка книг по распоряжения святого Мефодия. Справа — «портрет» святого Кирилла в образе инока, принявшего постриг незадолго до смерти. При этом допустимо полагать, что справа в предшествующей сцене представлен также Кирилл, но в качестве переписчика. Иными словами, миниатюра №33 как бы суммирует деятельность братьев, сообщая изображению — при всем простодушии, если не примитивности, столь же триумфальный характер. Деятельность братьев здесь уподобляется, с вполне четкими иконографическими параллелями, подвигу святых отцов — творцов Литургии.

Уместно здесь привести слова еще одного летописца (из Новгородской летописи старшего извода): Муж мудр, не имея книги, подобен есть оплоту без подпор стоящую, аще будет ветр, то падется… — новгородский летописец включил в свою летопись эти слова преподобного Ефрема Сирина не случайно: в православном сознании Древней Руси мудрость неразрывно была связана с книгой. Именно как основоположников славянской книжности почитали наши предки Солунских братьев.

Ко времени создания иконописных подлинников иконография святых Мефодия и Кирилла почти утрачивает связь с ранними их изображениями, что хорошо видно из приведенного ниже текста: \\\\\\\»Мая 11 дня — святые равноапостольные Мефодий и Константин, в иночестве Кирилл, учители словенские: типа болгарских славян. Св. Константин, в схиме Кирилл — средних лет, т. е. 42, с более чем средней величины окладистой и на конце раздвоенной бородой, с проседью; можно его писать как епископа в фелони и омофоре; и как схимника в схиме, в мантии со скрижалями; в руках хартия с надписью его изречения: \\\\\\\»Создал Бог человека, между небом и землею, между ангелами и скотами разумом, убо и смыслом отлучи от скотов, гневом же и похотью отлучи от ангелов, и даде вольную волю, да еже хощет, творит, и к чесому приближается, тому и обрящется: или ангелом обрящется, работая Богу, якоже просвещенный его разум учинит; или несмысленным скотом общник бывает, работая похотем плотским без воздержания\\\\\\\».

Можно писать его и с книгой Евангелия. Скончался он в 869 году.

Святой Мефодий — старший брат святого Кирилла: старец, сед, с большой, но узковатой бородой; волосы не длинны, в фелони и омофоре; в руках книга с буквами: А, Б, В, — так как он изобрел азбуку и грамоту для славянского языка. Можно писать ему и хартию, по житию: \\\\\\\»Обыдоша страну ту всю, и вся люди укрепиша и увериша, а жиды прогнаша\\\\\\\». Или: \\\\\\\»Яко изящный борец, пророческими словесы и апостольскими реченьми, яко воин на обе руце стреляя на жиды, и на еретики, и препре их\\\\\\\». Скончался в 885 году\\\\\\\».

Обращаясь к образам просветителей славян, при создании новой иконографии, несомненно, следует учитывать не только общие рекомендации иконописных подлинников, но и то неразрывное духовное единство равноапостольных братьев с вселенским Православием, которое старались показать авторы их ранних изображений — и в росписи храмов, и в книжной миниатюре.

В рукописной Минее конца XVI века из собрания Софийской библиотеки (РНБ) есть замечательное примечание, сделанное писцом: \\\\\\\»Писал сию книгу раб Божий Тимофей — рука моя, письмо наше\\\\\\\». Во все времена славянская письменность была, есть и будет нашей, т. е. духовно объединяющей людей славянского мира — и не только славянского, всего православного мира, — культурой, историей и, конечно, верой. А у истоков нашей письменности видим мы равноапостольных солунских братьев, и, не имея портретного их изображения, ясно представляем их духовный облик.

Источники и литература: Ангелов Д. Кирил и Методий и византийската литература и политика. — Хиляда и сто години славянска писменост. София. 1963. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т.1-2. М.,1963. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Томск-М., 2004. Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Берендее. София, 1976. Василиев Ас. Образи на Кирил и Методий в чуждото и нашето изобразително изкуство. — Хиляда и сто години славянска писменост. София. 1963. Гранстрем Е.Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли \\\\\\\»философом\\\\\\\». — ТОДРЛ, т.25. Грозданов Ц. Портретите на Климент Охридски во средневековната уметност. — Словенска писменост. Охрид, 1966. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1. М., 1986. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965. Попов Г.В. Тема славянского просвещения в миниатюрах Радзивиловской летописи. — Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002. Тахиаос А-Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005. Флоря Б.Н. Христианство в Древнепольском и Древнечешском государстве во второй половине Х — первой половине XI века. — Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. Харисијадис М. Минијатуре и орнаменти Октоиха р.64 Градске библиотеке у Загребу. — Зборник на ликовне уметности. Нови Сад, 1968, бр.4. Чиркович С. Сербия. Средние века. (Славяно-византийский свод). М., 1996.

.

НИКОЛАЙ ПОГРЕБНЯК. Кирилл и Мефодий в иконографии.

https://artpolitinfo.ru/kirill-mefodiy-v-ikonografii/

Изображения просветителя славян

Художественные образы великого учителя имеют широкое распространение. В православных храмах Восточной Европы можно встретить аутентичные фрески, на которых изображен святой Кирилл. Икона имеет несколько канонически утвержденных изводов. Константин-Кирилл чаще всего изображается в облачении монаха-схимника. Монашеский постриг он принял особой строгости – схиму. При совместном написании двух братьев-просветителей Кирилл изображается только в монашеском облачении. Поскольку святой был посвящен в духовный сан, встречаются иконы, где он пишется в богослужебных одеждах епископа. Неизменно в руках святого находятся либо свиток со славянской азбукой, либо открытая книга, чаще всего Евангелие от Иоанна с первыми строками писания. Кирилл преставился, будучи 42 лет от роду. В современной традиции примерно в таком возрасте он и изображается. На немногих сохранившихся древних иконах славянский ангел-хранитель святой Кирилл представляется в виде старца с довольно длинной, раздвоенной на конце бородой.

День тезоименитства

Предстоятель Русской Церкви, Святейший патриарх всея Руси Кирилл принял это имя при монашеском постриге. Новое имя нарекается в знак отречения от прошлой жизни и начала новой, аскетической, подчиненной совершенно другим мировоззренческим принципам. При этом небесным покровителем будущего иерарха в иночестве стал просветитель славян святой Кирилл. Патриарх Московский показывает пример почитания своего небесного покровителя. Согласно христианским канонам, в день своего Ангела непременно следует причаститься святых Христовых Таин. 24 мая православный мир отмечает праздник славянской письменности и культуры. В день своего небесного покровителя святейший патриарх Кирилл в обязательном порядке совершает Литургию, по возможности в храме, посвященном святому. Также и всякий верующий, носящий имя Кирилл, если он действительно желает чтить своего небесного покровителя, должен в этот день принять участие в общественном богослужении или хотя бы зайти в храм, чтобы поставить свечку.

Духовный разговор

Независимо от того, верует человек или нет, законы духовного мира действуют. Аналогию можно провести с законами физики. Даже если человек никогда в жизни не слышал о законе Ньютона и константе ускорения свободного падения, всемирное тяготение действует, и пренебрегающие им могут сильно пострадать. Мир метафизики еще ждет своих исследователей и первооткрывателей, а пока следует прислушаться к тысячелетнему опыту церкви. Обращение к святым принято именовать молитвой. Существуют канонические молитвы для богослужебного употребления, которыми могут пользоваться верующие и в домашнем обиходе. В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия. Сохранение и распространение веры невозможно без проповеди. Успех оратора зиждется на таланте, всестороннем образовании и преданности делу. Таковым в церковном сознании и представляется для всех стремящихся к просвещению святой Кирилл — ангел-хранитель. Молитва к равноапостольному праведнику выражает просьбы о даровании помощи в преодолении братских раздоров между народами и сохранении отеческих преданий и традиций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: