7 печатей апокалипсиса и к чему приведёт их снятие

Тема конца света во все времена привлекала внимание людей. Именно ей посвящен «Апокалипсис» Иоанна Богослова, самая загадочная из библейских книг. В Библии и до него упоминались события, которые рассматриваются как предшественники апокалипсиса.

Так, в Евангелии от Луки говорится:

Когда вы все это увидите, знайте: царство Божие близко.

Однако лишь Иоанн, который был любимым учеником Христа, подробно описал события, характеризующие конец мира.

Печатей именно семь, потому что это важное для Библейской традиции число

Стоит ли говорить, что 7 печатей апокалипсиса — это не случайная цифра. В еврейской традиции мы встречали её регулярно: 7 дней творения, 7 лет труда Иакова за Рахиль, пост в 7 семь дней и прочее.

Но сама семёрка куда старше Библии. Она фигурирует во многих важнейших элементах культуры и окружающего нас мира:

  • 7 дней недели;
  • 7 нот;
  • 7 цветов радуги.

7

число, которое часто встречается в нашем мире и проникло во множество культур

Восточные традиции расскажут о семи чакрах и т.д., и т.п. Важно не это, а то, что люди издревле решили, что 7 — особое число в нашем мире, а потому и относились к нему с почтением.

Книга Откровения Иоанна Богослова выстроена из цепочек семёрок:

  • Семь печатей;
  • Семь ангелов, которые трубят;
  • Семь чаш.

Нам последовательно описывают, чему же соответствует каждый элемент из этих семёрок. Другими словами, скажем, ангел вылил чашу — что-то произошло.

После каждого шестого элемента идёт небольшое композиционное отступление, а каждый седьмой запускает следующую семёрку. Вот так интересно устроена книга Откровения.

Буквальный перевод слова Апокалипсис

Апокалипсис

Икона Откровение Иоанна Богослова

В переводе с греческого это слово означает «откровение». В более узком смысле, как Книги Священного Писания – это особое откровение Божие, данное апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Поэтому в русском переводе эта Священная Книга так и называется: «Откровение святого Иоанна Богослова». Именно о сей Священной Книге и будет идти речь в данной публикации.

Но в предисловии также следует заметить, что наименование апокалипсис в миру прилагается к разным природным катаклизмам, особенно носящим чудовищный характер. Кроме того, под этим наименованием часто подразумевается еще и конец света. Что стимулирует фантазию нынешних фантастов, особенно из области кинематографии.

Отсюда один из излюбленных голливудских сюжетов – кинокартины о мире пост апокалипсиса, т.е. о том, что, якобы, будет после конца света. Вызванного то ли какими-то природными явлениями, то ли, что чаще бывает в кино, — третьей мировой войной с применением ядерного оружия.

Как правило, этот пост апокалиптический мир выглядит очень непрезентабельно. Какие-то дикие, плохие парни, выжившие после всемирной катастрофы, на таких же нелепых автомобилях или мотоциклах гоняются за несчастными, также выжившими, но хорошими парнями и девушками с целью их ограбить, поработить или убить; а иногда и с целями каннибализма. Но, естественно, чаще всего хорошие в Голливуде побеждают…

Правда, скептики, реально оценивая эту фантастику, совершенно резонно отмечают хотя бы тот факт, что в случае такой всемирной катастрофы нефтеперерабатывающая промышленность, в силу своей крайней уязвимости, первая же и будет уничтожена. А поскольку бензин может храниться не более пяти месяцев, после чего превращается в какое-то желе, совершенно непригодное для автотранспорта, ездить дикарям-людоедам в случае реальной катастрофы будет не на чем; ну может кроме горячей (или горючей?) фантазии голливудских сценаристов и режиссеров.

Примечательно еще вот что. Хотя свои сценарии и фильмы сего рода эти деятели называют пост апокалиптическими, имея в виду конец света, но на самом деле они совершенно не соответствуют настоящему Апокалипсису св.ап.Иоанна Богослова. Кстати говоря, этому же не соответствуют другие апокалиптические предсказания и прогнозы более серьезных, чем голливудские, деятелей: политиков; социологов; футуристов и тому подобных личностей.

У всех их человечество может погибнуть от какой-то всемирной катастрофы, например, экологической, глобального потепления или падения гигантского метеорита, эпидемии и т.п. Но чаще всего в качестве такого конца света, как уже было сказано, преподносится третья мировая война с массированным применением ядерного оружия.

В настоящем же Апокалипсисе действительно говорится о страшных бедствиях и войнах. Однако отнюдь не они станут причиной кончины мира, а всеобщее и глубочайшее нравственное падение человечества, приведшее к подчинению его антихристу и вследствие сего к существеннейшему повреждению человеческой природы. Впрочем, о сем более подробно будет сказано несколько ниже.

В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги

Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.

В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.

Агнец изображает Христа, ибо животные издревле ассоциировались с Богом.

Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.

Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.

Книга, с которой снимают печати, — это свиток

Мы привыкли представлять книги такими, какими их видим. Но стоит вспомнить, что переплетённые книги, кодексы появились позднее, чем записали Откровение Иоанна Богослова. Автор, увидев переплетённую книгу, вряд ли бы вообще назвал её книгой. Очевидно, что он подразумевал именно свиток, на котором находятся печати.

Ну а печать — это, конечно же, не чернильный знак, который ставят для подтверждения подлинности документов. Печать — это обычно восковые замочки, которые не дают вскрыть свиток, не оставив следа. То есть подразумевается, что открыть ту самую Книгу из Откровения может лишь один достойный — Иисус Христос.

Теперь, когда мы оговорили все эти моменты, не возникнет сложностей понять, о чём пишет автор:

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»

(Откр. 5:4–6)

Подобные свитки использовали в античном мире, именно на такой книге находятся печати в Откровении Иоанна Богослова

Предвестниках конца света

В Книге Откровений, которая сильно выделяется среди других текстов Священного Писания, наблюдается следующая последовательность событий:

  1. Появляется Иисус Христос с посланием к семи Церквям.
  2. Иоанн поднимается к святому престолу и встречается со святыми старцами.
  3. Снимаются печати со священной книги.
  4. Появляются семь ангелов, несущие на Землю катастрофические события.
  5. Происходит встреча с персонажами Откровений.
  6. Бог посылает на Землю чаши гнева.
  7. Приходит нечистый и свергается в огненное озеро.
  8. Вершится Суд Божий.
  9. Создаются новые небо и земля.

О том, когда именно произойдет конец света, в «Откровении» не говорится. Однако есть упоминание о тысячелетнем царстве. В связи с этим события апокалипсиса обычно связываются с переходом тысячелетий.

Из жилого района во Флориде поймали трехметрового крокодила (видео)

Apple выпустит свой новый iPhone 13 в конце сентября

Мужчина узнал, что успешно привился от Covid, хотя не участвовал в вакцинации

В книге содержится огромное количество символов, смысл которых люди пытаются разгадать на протяжении веков. Вот толкования некоторых из них.

Первая печать — появление первого всадника апокалипсиса

Каждая печать не только приближает рассказчика и раскрытию загадочного свитка, но и раскрывает перед ним ужасающие события книги Откровения. Снятие первой печати приводит к появлению загадочного персонажа:

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить»

(Откр. 6:1–2)

Белый цвет ассоциируется с чем-то божественным. Да и сам персонаж описан довольно привлекательно. Многие толкователи поддерживают друг друга в том, что это Иисус Христос. Но в то же время, разве это может быть Он, если в то же самое время Мессия на небе занят снятием печати?

Филипп Якоб Лютербург младший, «Открытие второй печати». Картина изображает первого всадника апокалипсиса, а за ним появляется второй — его обычно отождествляют с войной

Если подумать, то да. Ведь христианство чаще всего представляет Христа Богом или Сыном Божьим, но не человеком. Разве законы времени и пространства могут Его ограничить? Да и вообще Откровение Иоанна Богослова — книга символическая, правильно ли оценивать её факты рационально?

Но раз уж четыре всадника апокалипсиса упомянуты вместе, не логично ли, что все они — единой природы? Три последующие — явно опасные для человека явления. С чего бы всадника на белом коне считать чем-то хорошим? Его богоподобный облик может быть обманом, а потому немало толкователей считают этого всадника антихристом.

Десять видений и их толкование

Семь золотых светильников

Первое видение апостола Иоанна Богослова – это семь золотых светильников, символизирующих семь Церквей «находящихся в Асии: в Ефесе, и в Смирне, и в Пергаме, и в Фиатире, и в Сардисе, и в Филадельфии, и в Лаодикии» (ср.Откр.1: 11). Среди этих светильников он видит Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа, Который открывает ему тайну этих семи Церквей, восхваляя верных в них и обличая заблуждающихся.

С одной стороны, все эти Церкви реально существовали в то время, и поэтому речь в этом откровении идет о реальных событиях того времени. Так, например, Господь прославляет епископа Пергамской Церкви священномученика Антипу (Откр.2: 12-13). Который действительно пострадал за Христа в то время, в гонение Нерона, около 68 года он мученически скончался.

Но с другой стороны, некоторые толкователи Священного Писания видят в этих семи Церквях символическую историю христианской Церкви, которая делится на семь периодов. Причем, последний период (Лаодикиская Церковь) характеризуется полным оскудением христианского благочестия. И Господь только обличает Ангела сей Церкви, не находя ни одного слова хвалы хотя бы некоторым ее членам.

Что очень даже соответствует настоящему времени всеобщей апостасии, т.е. отступлению от Бога. Интересная деталь: Господь обличает этого ангела так:

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3: 15-16).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин объясняет это место в том смысле, что в природе падшего человека происходит борьбы плоти с духом. Это попущено Богом для того, чтобы мы духом побеждали плоть, к чему, в основном, и призваны христиане. Но когда они стремятся сохранить, так сказать, равновесие между духом и плотью, угождая и тому, и другому, то тогда и становятся «ни горячими, ни холодными»! Что весьма неугодно Богу и, заметим, очень даже соответствует облику христианства нашего времени.

Престол Божий, старцы, звери и кристальное море

Второе видение апостола Иоанна Богослова – это престол Божий и Восседающий на нем, а также вокруг двадцать четыре престола, на которых восседают двадцать четыре старца, и четыре крылатых животных, кои непрестанно воздают славу Богу. Перед престолом кристалловидное стеклянное море (Откр.4: 1-11).

По толкованию святых отцов сие море, чистое как кристалл, — это купель христианского крещения, ибо прийти к престолу Божию человек может только чрез нее. Так пришли к нему и сии избранные старцы, по-видимому, как ветхозаветные, так и новозаветные. Ведь и апостолам Господь сказал:

«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19: 28).

А четыре животных – это явный символ четырех Евангелий, посредством коих весь мир был приведен к подножию престола Божия.

Книга, запечатанная семью печатями

Третье видение апостола Иоанна – это книга, «в деснице у сидящего на престоле, запечатанная семью печатями»», которую никто из живущих не мог открыть. Открыть ее дано лишь Агнцу Божию, как бы закланному — Господу Иисусу Христу (Откр.5: 1-14).

Можно высказать мнение, что здесь более подробно говорится о Превечном Совете Пресвятой Троицы (Быт.1: 26) перед творением человека. Совет – это всегда некоторое колебание перед тем или иным действием. В Боге, конечно, нет такого колебания, но человекообразно, для нашего понимания сей Превечный Совет свидетельствует, что Бог не творец зла. Поэтому, провидя грехопадение вместе с прародителями Адамом и Евой всего человечества, Господь перед творением его как бы пребывает в нерешительности.

Но Крестная Жертва Агнца Божия (закланного от сложения мира, ибо решение о сей Жертве и было принято на сем Превечном Совете), искупившая человечество, содеяла не только наше спасение, но и возможность творения человечества ради этого будущего его искупления и спасения.

Отсюда ясен и смысл семи печатей сей книги, которые смог открыть лишь Агнец. Они означают поврежденность земного мира злом, о чем прямо сказано по поводу третьей печати – «не повреждай» (Откр.6: 6). Почему, собственно, эта печати книги бытия рода человеческого и не могли быть никем, кроме Христа открыты.

Открытие печатей и всадники Апокалипсиса

Четвертое видение апостола – это постепенно открытие сих печатей. Некоторые выделяют здесь четырех всадников апокалипсиса, но, думаю, что это лишь фрагмент данного процесса открытия печатей. Да, всадники, конечно, весьма символичны и зловещи, но, повторяю, это лишь хотя и очень важный, но фрагмент.

В этой связи, думается, первый, белый всадник – это не Второй Адам Христос, как мнят некоторые, но лишь первый Адам, «вышедший как победоносный, чтобы победить» (Откр.6:2). Но по гордыне восхотевший стать «как боги» (Быт3: 5), и из-за этого совершивший грехопадение, в кое ввел и весь человеческий род.

Вторая печать и второй всадник на рыжем коне, из-за сего грехопадения взявший мир от земли (Откр.6: 3-4) не только в смысле бесконечных войн, но и положивший вышеупомянутую борьбу между духом и плотью в самой человеческой природе. Это также все другие виды войн: язычников или атеистов против христиан; войны семейные между, например, свекровью и невесткой и т.д.

Третья печать и третий всадник на вороном коне – это также следствие грехопадения прародителей, состоящее в введение товарно-денежных отношений. Пока прародители жили в раю, у них все было в изобилии, и они, не трудясь, ни в чем не нуждались. После же изгнания из рая, когда изобилие закончилось и, чтобы жить, надо была трудиться (Быт.3: 17-19), тогда мерой того или иного продукта стал вложенный в него труд. Отсюда возникают товарно-денежные отношения и эта разница в цене пшеницы и ячменя (Откр.6: 5-6).

Вино же и елей здесь – это символ милостыни, ведь их возлил на раны пострадавшего милосердный самарянин (Лк.10:34). А в целом это (Откр.6: 6) значит, что милостыня стоит выше товарно-денежных отношений и не повреждается ими.

Наконец, грехопадение прародителей ввело в мир и смерть:

«Посему, как одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5: 12).

О чем свидетельствует снятие четвертой печати и всадник на бледном коне – смерть (Откр.6: 7-8).

Это и есть основные беды падшего человечества, касающиеся каждого человека без исключения. Поэтому, по-видимому, они и представлены именно в виде этих страшных апокалиптических всадников.

Что же касается пятой печати, то повреждение злом этого мира относится не ко всем людям, но лишь ко святым (Откр.9: 9-11). Поэтому ее снятие обходится уже без зловещего всадника, и означает то, что Господь сказал своим апостолам и всем истинным христианам:

«В мире будете иметь скорбь» (Ин.16: 33).

И что апостол Павел более подробно сказал о святых так: они «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11: 36-38).

Как видим, еще одно следствие поврежденности мира грехопадением. Те, которых не был достоин весь мир, по злобе этого мира испытывали величайшие скорби и беды. Достаточно вспомнить хотя бы мучеников Христовых!

Наконец, снятие шестой печати по всем признакам означает светопреставление или конец сего грешного мира ((Откр.6: 12-17). Однако и в нем есть нечто благое, а именно святые люди, коих запечатлевает «печатью Бога живаго» Ангел (Откр.7: 2). И хотя в этой главе речь идет о запечатлении людей из всех колен Израилевых (Откр.7: 4), но на самом деле такой является печать дара Духа Святаго, даваемая верным в Таинствах Крещения и Миропомазания. А те, упоминаемые тут сто сорок четыре тысячи – это самые великие святые. Имена и жития которых мы знаем лишь отчасти, а все их имена и жития знает один лишь Бог (Откр.7: 1-17)!

Отсюда понятно, почему после снятия седьмой печати «сделалось безмолвие на небе, как бы на пол часа» (Откр.8: 1). Молитвы святых утишают гнев Божий (Откр.8: 3-4), но из-за наших грехов – ненадолго, «как бы на пол часа». И снова гнев Божий обрушивается на падшее, греховное человечество в образе семи Ангелов, имевших семь труб. После возгласа каждой из них на людей обрушиваются те или иные стихийные бедствия и войны (Откр. Главы 8-я и 9-я), заканчивающиеся концом света и Страшным Судом Божиим (Откр.11:15-19).

Два свидетеля Божия: Енох и Илия

Пятое видение апостола – это два свидетеля Божии, которые будут проповедовать 1260 дней (Откр.11: 3), т.е. приблизительно время царствования антихриста. Согласно святоотеческому преданию, эти святые – Енох и Илия (некоторые считают, что с ними будет проповедовать и сам св.Иоанн Богослов), которые живыми были взяты в рай. Но когда придет антихрист, они сойдут с неба и будут его обличать, в частности, предостерегая людей от принятия его печати.

Наконец, антихрист победит и убьет их, но через три с половиной дня они воскреснут и взойдут на небо; притом, сие будет сопровождаться страшным землетрясением; видя эти чудеса, многие люди покаются (Откр.11: 7-13). Тайна этой победы антихриста, возможно, в том, что Енох, Илия и, может быть, ап.Иоанн Богослов, по смерти, подобно Христу, сойдя в ад, и там будут проповедовать, уже перед концом света изводя души грешных, но поверивших их проповеди людей, из ада. Впрочем, это лишь частное мнение, которое может быть и неверным.

Жена, облеченная в солнце

Шестое видение апостола – «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12: 1-2). По толкованию святых отцов эта жена – Церковь воинствующая, и рождает она нового человека. О чем Господь сказал так:

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16: 21). Рождает она его в скорбях, ибо по слову апостола Павла «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14: 22).

Рождает она чад Божиих, тех, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1: 13).

Война Церкви с древним змием

А воюет Церковь с драконом, «древним змием, называемым диаволом и сатаною» (ср.Откр.12: 3-6; 9; 13-17), — и это уже седьмое видение апостола. В коем изображена древняя история о том, как первый из ангелов — Денница, возгордившись, отпал от Бога, провозгласив самого себя богом, и увлек за собой треть всех ангелов (Откр.12: 4), чем нарушил стройность ангельских чинов.

Против него стал архангел Михаил, чье имя переводится «кто как Бог», — с этими словами архангел Михаил и другие верные Богу ангелы воевали против сатаны и его ангелов, победив их и низвергнув их на землю (Откр.12: 7-12).

Диавол и антихрист

В ярости диавол, попав на землю, порождает свое подобие – антихриста (Откр.13: 1-10) и его лжепророка (Откр.13: 11-18). И это уже восьмое видение апостола. Заметим, что семь диадем на головах диавола и десять на головах антихриста – это те венцы, которыми увенчиваются святые, победившие их. Как видим, венцов за победу над антихристом дается больше.

Впрочем, главное, что волнует верующих всех времен, особенно нашего, так это следующее действие лжепророка:

«Он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13: 16-18).

По поводу это начертания, которое еще иначе называется печатью антихриста, имеется очень много домыслов. В частности, споры об этом велись во время введения идентификационных кодов. Некоторые мнили, что эти коды и есть эта самая печать.

Но согласно учению святых отцов, скорее это место Священного Писания (Откр.13: 16-18) следует понимать в контексте предыдущих 14-15-го стихов сей главы Апокалипсиса:

«И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13: 14-15).

По своей природе человек есть образ и подобие Божие (ср.Быт: 1: 26). Основное же действие лжепророка состоит в том, чтобы заменить образ Божий в человеке образом антихриста, для чего и служит эта его печать. По всей видимости, представляющая собой будущее биоэлектронное устройство, условно говоря, внедряемое на чело (т.е. контролирующее умную силу человека) и на руку (контроль над его деятельной силой).

Это устройство будет способно, с одной стороны, подавлять естественные действия человека, особенно, касающиеся каких-то даже самых простых проявлений христианского благочестия. Например, захочет кто-то пусть даже инстинктивно перекреститься, как его рука будет блокирована этой печатью, и он не сможет это сделать. Точно также будет блокирована его умная сила, когда он, к примеру, попытается в уме произнести хотя бы «Господи помилуй». Возможно, что при этом такие инстинктивно-эфемерные попытки естественного благочестия будут в наказание еще сопровождаться болевым шоком, также получаемым от этой поганой печати.

С другой стороны, она будет транслировать в человека, добровольно, точнее, своевольно принявшего ее, образ антихриста, который сам является образом отца своего – диавола. И такой человек начнет думать, действовать, чувствовать не самостоятельно, как человек, а как антихрист. Другими словами, начнет жить уже не он, а в нем начинает жить антихрист, а чрез него – диавол.

Собственно, так свитые отцы и объясняют действие этой окаянной печати, под действием которой принявшие ее, становятся бесоподобными, превращаются в своего рода бесов во плоти. Так, к примеру, описывает это темное будущее человечества преподобный Нил Мироточивый в своих посмертных пророчествах.

Или, к примеру, другое место из сих пророчеств. Когда Енох и Илия будут предостерегать людей от принятия печати антихриста, — говорит преп.Нил, — некоторые будут им возражать, что, мол, сами, принявшие эту печать, очень ее хвалят. На что эти святые скажут: «Это не они (эти люди) говорят, но антихрист в них говорит».

В чем мы видим очередное заимствование сатаны из христианства. Он, не обладая творческой потенцией, ничего сам сотворить не может, но, как вор, крадет что-то у Бога. В данном случае очевидна кража, ведь христиане стремятся, чтобы в них начал жить Христос. Чего достигают самые совершенные из нас, как, к примеру, апостол Павел, сказавший о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христов» (Гал.2: 20). А сатана по аналогии с помощью той печати постарается, чтобы в принявших ее жил антихрист, а через него и сам диавол!

Причем, очевидна и разница между теми, в ком живет Христос, и теми, в ком будет жить антихрист. Первое происходит духовным образом и без нарушения свободы человека, второе – электронно-механическим путем, не просто грубо нарушая свободу человека, но полностью ее отменяя. Принявший печать антихриста становится его электронным рабом, притом, рабом абсолютным. Поэтому, что наиболее удручающе, покаяние для него уже невозможно. Но самое главное человек: сравни благого Христа Бога и мерзкого злого сына сатаны антихриста, и станет понятно, кого же избрать для жительства в своей душе!

Несколько слов о уже упомянутых идентификационных кодах. Из всего вышесказанного очевидно, что печатью антихриста они не являются. Поскольку пока не способны что-то внедрять в человека. Подобный прибор, эта самая печать, пока еще не создана. Но можно не сомневаться, что многие ученые мира косвенно или даже прямо работают над ее созданием. Ведь полностью контролировать человека – это мечта всех тиранов и тоталитарных режимов, а печать это сможет, чем и воспользуется в свое время антихрист. Ну, а его лжепророк, очевидно, будет, кроме всего прочего, еще и большим ученым.

Так что же с кодами? РПЦ соборно и совершенно правильно постановила, что принятие их не является грехом. Но, учитывая очень и очень сомнительную составляющую этих кодом (например, число 666, в них имеющееся), можно сказать, что их принятие, не являющееся грехом, также и не является добродетелью. А вот их неприятие православными христианами по этой причине их сомнительности – это уже добродетель. Но только в том случае, если такой христианин, подчиняясь Церкви, не считает их принятие грехом и поэтому не осуждает их принявших.

Великая блудница

Девятое видение апостола – это великая блудница (Откр.17: 1):

«И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17: 5).

Речь идет о Вавилонской блуднице, думаю, олицетворяющей собой плотское человечество. Которое, хотя и служит Богу, но лицемерно, заботясь более о своей плоти, чем о Нем. Да и само это их, якобы, «служение» Богу, они осуществляют плотским образом. А это само по себе – и омерзительно, и богопротивно!

Так уже оба основных события, давших наименование Вавилонской блуднице, свидетельствуют о сем. В самом прямом смысле это имя означает храмовую проституцию, осуществляемую в вавилонских храмах разврата. Согласно религиозных понятиям этих вавилонских язычников каждая девушка или женщина, начиная с царской семьи и заканчивая самыми последними простолюдинами, должна была хотя бы раз побывать при таком храме в качестве блудницы, «воздавая таким отвратительным образом поклонение своему блудному божеству». Что же может быть омерзительнее такого «служения богу» столь гнусным плотским способом?!

А второе событие того же рода – это строительство печально знаменитой Вавилонской башни (Быт.11: 1-9). Когда люди с помощью последней в качестве кирпичной лестницы, восхотели таким самым простым, по их мнению, образом, в грязных сапогах и с грязными душами, — взойти на небо. Как видим, такая же религиозная попытка плотским образом взойти на небо.

Все же частные проявления Вавилонской блудницы, например, еврейский народ, часто в Библии блудницей и называемый; римо-католическая или другая какая обмиршвленная церковь; нынешний Запад, особенно, Америка и др. – это лишь частные проявления сей великой блудницы в истории человечества.

Интересен и конфликт этой блудницы и зверя-антихриста, на котором она первоначально сидела: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр.17: 16-17). Действительно, здесь антихрист, который от начала до конца есть богопротивник, по отношению к блуднице прав, посему ее побеждает и искореняет. Ибо нельзя служить Богу лицемерно, по плоти, надобно Его любо возлюбить, либо возненавидеть (ср.Мф.6: 24), — последнее без всякого лицемерия и делает зверь, в отличие от лицемерной блудницы.

Победа Христа

И, наконец, после победы Христа над антихристом и диаволом (Откр.19: 11-21; 20: 7-10), после конца света и Страшного Суда Божия (Откр.20: 11-15), следует десятое видение св.Иоанна Богослова – брак Агнца Христа с Его невестой, которая есть Церковь торжествующая (Откр.21: 1-27). Это же означает величайшее блаженство верных со Христом в Царстве Небесном, к чему призван каждый христианин (Откр.22: 1-21).

Вторая печать — прибытие второго всадника апокалипсиса

Если с первым всадником возникли вопросы, то в отношении второго никаких сомнений обычно нет. Его отождествляют с войной:

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч»

(Откр. 6:3–4)

Вот такие ужасы последнего времени обещает Слово Божие — а ведь это только начало!

Третья печать — явление третьего всадника апокалипсиса

Снятие третьей печати предсказуемо завершается прибытием третьего всадника:

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай»

(Откр: 6:5–6)

Этого персонажа отождествляют с голодом.

Третий всадник. Он явился после снятия третьей печати. Иллюстрация XIII века из Apocalypse de Douce

Послание семи Церквам

В прологе «Апокалипсиса» описывается явление Сына Божьего. Он облечен в подир — старинную еврейскую верхнюю длинную одежду, которую носили цари и ветхозаветные священники. Он находится среди семи светильников и держит семь звезд в руке. А также имеется послание семи Церквам:

Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.

Семь светильников символизируют семь Церквей, то есть семь христианских общин, существовавших на территории Малой Азии. Основателем Эфесской общины был апостол Павел. Согласно другому толкованию, упомянутые Иоанном семь Церквей- это семь этапов, характеризующие жизнь Церкви. Семь звезд — это ангелы, через которых Христос управляет Церковью.

Четвёртая печать — приход четвёртого всадника апокалипсиса

Четвертая печать открывает дорогу для последнего из всадников апокалипсиса:

«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»

(Откр: 6:7–8)

В оригинале цвет его коня бледно-зелёный, но переводчики сочли, что для русского читателя бледный будет больше ассоциироваться со смертью, так как именно этот цвет соответствует тому впечатлению, которое на античных читателей производил бледно-зелёный конь.

Ад — неправильный перевод. В оригинале — хадес, то есть царство мёртвых в принципе, а не место, где томятся грешники.

Кстати, это единственный всадник, чьё имя (значение) названо.

На Полиптих св. Иоанна (1470-е годы) Ганс Мемлинг изобразил вместо ада, который следует за 4-ым всадником апокалипсиса некого демона — персонификацию ада. Это иллюстрация к снятию четвёртой печати. Фото: fermer.ru

Пятая печать — наблюдение убиенных за слово Божие

Закономерность перестаёт работать для тех, кто ожидал за пятой печатью увидеть очередного всадника. Автор изображает убитых за слово Божие. По контексту похоже, что это люди, которым ещё предстоит быть убитыми на момент написания книги, хотя прямо об этом не сказано. Возможно, что подразумеваются вообще все пострадавшие за веру.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»

(Откр: 6:9–11)

Австрийский художник Карл Россинг изобразил ужасы откровения в современной ему Вене 40-х

Автор, место и время написания Апокалипсиса

Иоанн Богослов в молчании Школа или худ. центр: Русский Север Вторая половина XVI в. Дерево, темпера. 102 × 85 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 12055 См. в «Галерее»:

Иоанн Богослов в молчании Школа или худ. центр: Русский Север Вторая половина XVI в. Дерево, темпера. 102 × 85 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 12055 См. в «Галерее»:

О сем сам апостол Иоанн богослов говорит так:

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1: 9).

Таким образом, местом написания Апокалипсиса был остров Патмос, куда апостол был сослан во время гонения на христиан.

Это интересно: Раскрыл все тайны через слово святой Апостол Иоанн Богослов

Вопрос, какое это было гонение, до сих пор вызывает споры церковных историков. Так в житиях свт. Димитрия Ростовского говорится, что это было при императоре Домициане (правил с 81 по 96 г.г.). Но, скорее всего, это было во времена Нерона (54-68 г.г.), устроившего необычайно лютое, зверское, можно даже сказать, звериное гонение на христиан! Поэтому многие в то время считали его апокалиптическим зверем-антихристом.

Исходя из этого можно предположить, что время написания Апокалипсиса – это конец правления Нерона, т.е. 68 или 69 год по Р.Х. Согласно житию, св. ап.Иоанн был схвачен асийским правителем и отправлен в Рим, где сам кесарь подверг его мучениям. Однако, когда апостол испил чашу со смертоносным ядом и затем, будучи ввергнут в котел с кипящим маслом, но хранимый Господом, остался жив, суеверные язычники решили, что он – безсмертен. Поэтому в качестве превентивной меры его и отправили в ссылку на упомянутый остров. Впрочем, все это Господь заранее предрек своему возлюбленному ученику. Явившись ему во сне, Он сказал: «Много подобает тебе пострадать, и будешь изгнан на некоторый остров, который весьма в тебе нуждается».

Итак, отсюда можно судить о, так сказать, качестве того времени, когда был написан Апокалипсис. Как уже было сказано, это время лютого нероновского гонения на христиан. Для характеристики последнего следует заметить, что сей император отличался не только крайней развращенностью своего нрава, но также невероятным сумасбродством и самодурством.

Так, к примеру, он мнил себя «величайшим поэтом всех времен и народов», равным Гомеру или даже превосходящим его. Но как «плохому танцору» ему все время что-то мешало написать поэму равную «Илиаде». Наконец, этот император-поэт решил, что вся проблема в том, что Гомер видел гибель Трои собственными глазами, а вот он, Нерон, не видал.

Поэтому, как сообщают довольно достоверные исторические источники, он решил лично организовать нечто вроде гибели великого города Рима, приказав его поджечь. А сам при этом наблюдал за пожаром, сидя на одном из близлежащих холмов, и там по случаю строчил свои нелепые вирши, пытаясь сравниться с Гомером. Когда же его самого заподозрили в поджоге Рима, то вину за это он спихнул на христиан, обвинив их в этом преступлении.

Это ложное обвинение и послужило формальной причиной необычайно лютого нероновского гонения. Когда христиан подвергали самым изощрённым пыткам, какие только могли выдумать озверевшие язычники.

Эта борьба христианства и язычества, света и тьмы, добра и зла, где, несмотря на кажущееся временное торжество зла, силой Божией побеждает добро, — нашла свое отражение в Апокалипсисе.

Но кроме прямого, так сказать, физического гонения на христианство, язычество явило и другую, куда большую опасность для Церкви Христовой. Речь идет о гностических сектах или гностической ереси. Они возникли задолго (за шесть веков) до появления христианства. И представляли собой смесь язычества с иудейством, исповедуемую рядом сект, с весьма разнообразным вероучением, нравоучением и обрядами. Их объединяли лишь некоторые общие признаки.

Можно высказать более или менее достоверное предположение, что гностицизм был задуман сатаной как будущий основной противник христианства, о грядущем появлении коего сей враг рода человеческого знал из ветхозаветных пророчеств. Поэтому это сатанинское лжеучение должно было стать чем-то вроде «самонаводящейся торпеды», которая сама должна была поразить церковный корабль, как только тот появится на горизонте истории.

Так, в сущности, и произошло, но отнюдь без фатального исхода для христианства. А первое его столкновение с гностицизмом было связано с именем Симона волхва, который первоначально был одним из довольно значительных гностических лжеучителей (ср.Деян.8: 9-12). Однако увидев чудеса, которые творили апостолы, Симон сам крестился (Деян.8: 13), но чистоту веры не сохранил, создав свое новое лжеучение, в коем пытался связать христианство с гностицизмом, став основателем ереси, так сказать, «христианского» гностицизма. За что и был осужден как первый христианский ересиарх (ср.Деян.8: 23).

Впоследствии, христианско-гностические секты, как гнилушки после дождя, размножились. И гностицизм на долгое время (до середины второго века) стал основным соперником христианства. Эта борьба нашла свое отражение и в Апокалипсисе.

Так, например, когда там идет речь о драконе, который собирался пожрать младенца, рожденного «женой, облеченной в солнце» (Откр.12: 1-6), а затем говорится: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12: 9), — то здесь речь идет не только об извечной борьбе сатаны с Церковью Христово, но и о вполне конкретных событиях.

Дело в том, что сам гностицизм возник как сатанинская секта змее поклонников. Причем, поклонялись именно тому «древнему змию», который соблазнил в раю Адама и Еву (Быт.3: 1-7), считая его вполне приличным существом. Поэтому первые гностические секты назывались офиты или наасены, что, собственно, значит одно и тоже – змее поклонники, только первое на греческом, а второе – по-еврейски.

Притом, основным приемом втягивания христиан в свои секты у гностиков было именно соблазнение новообращённых и еще неопытных неофитов, т.е. этих самых младенцев, рожденных Церковью. Что и нашло отражение в сем месте Апокалипсиса.

Или вот, например, другое его место:

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр.2: 24-25).

Здесь, а также в контексте сего места Священного Писания (Откр.2: 18-27), речь явно идет о какой-то гностической секте в среде христиан Фиатирской Церкви.

Поскольку «глубина» или по-гречески «пафос» — это один из основных эонов (истечений из гностического «божества») в лжеучениях гностиков. Вероятно, сектанты во время своих «радений» впадали в какие-то прелестные состояния, испытывая при этом блудное возбуждение. Но, однако, считающие что таким образом они соединяются с этим эоном-глубиной, т.е. своим «божеством». В противовес коему заблуждению св.ап.Иоанн Богослов называет этот «эон» не божественным, а сатанинским – «глубины сатанинские».

Когда книга Откровения вошла в канон Нового Завета

Хотя ссылки и цитаты из Откровения св.ап.Иоанна Богослова встречаются у церковных писателей уже второго века (Тертуллиана и святителя Иринея Лионского), но включена эта Книга в канон Нового Завета значительно позже. Даже в 60-м правиле Лаодикийского поместного собора (364 г.), перечисляющем канонические новозаветные Книги, ее нет. И лишь на Иппонском (383 г.) и, главное, Карфагенском соборе (419 г.) – правило 33-е, она окончательно была включена в новозаветный канон.

Такое замедление с признанием каноничности Апокалипсиса было связано как раз с деструктивной деятельностью гностиков. Которые, мнимо считая себя «апостолами», составили множество подложных сочинений, которые они выдавали за настоящие «новозаветные книги». Так, в частности, известно, например, «евангелие от Фомы».

Кстати говоря, мне еще на заре моей христианской молодости привелось его прочитать. И хотя я тогда был еще совсем неопытным христианином, но существеннейшую разницу почувствовал сразу. Ибо когда читал истинные, канонические Евангелия, то чувствовал свет Христов, просвещающий мою душу. Когда же читал это сочинение, якобы, «Фомы», то (несмотря на то, что там полным-полно цитат из канонических Евангелий) чувствовал, как тьма окутывает душу

Какие толкования и руководства к изучению Апокалипсиса можно порекомендовать современному читателю

Разумеется, непреходящим образцом сего является «Толкование на Апокалипсис св.Иоанна Богослова», данное святителем Андреем Кесарийским. Хотя оно написано почти полторы тысячи лет тому назад (между 563 и 614 годами), но представляет собой единственный пример полного святоотеческого истолкования Апокалипсиса. Послужившее основой для других толкований.

Из более современных сочинений сего рода следует сослаться на Толковую Библию А.П.Лопухина (издавалась в конце девятнадцатого начале двадцатого века), где также дается общее толкование на Откровение св.ап.Иоанна Богослова.

Из наиболее более современных православных сочинений сего рода можно указать на «Толкование Апокалипсиса» протоиерей Иоанна Павловцева, изданное в 2022 году.

Теперь самое время непосредственно обратиться к толкованиям сей наиболее таинственной новозаветной Священной Книги.

Шестая печать — катаклизмы

Снятие шестой печати запускает страшные катаклизмы:

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?»

(Откр: 6:12–17)

Хотя читатель может ждать, что сейчас предстоит ещё одно описание, и семь печатей закончатся, автор следует строгой композиции, где за каждым шестым элементом происходит отступление. Вся седьмая глава посвящена описанию событий у престола Божьего, а также ангелов по четырём концам земли.

Четыре животных

Число «четыре» в данном случае символизирует четыре стороны света и четырех разных живых существ, что вместе говорит о полноте тварного мира, который объединен в поклонении Творцу:

Красно-белый бисквитный торт с кокосовым кремом: рецепт праздничного десерта

Пастель и цветы: как носить самые модные оттенки и принты весны женщинам 50+

Малахов отказался от московской прописки и зарегистрировался в городе Апатиты

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Речь идет о четырех животных, под которыми понимают высшие чины ангелов. Их описание содержит в себе черты херувимов с серафимами. Первые отмечены пророком Иезекиилем, а вторые — пророком Исайей. Наличие множества глаз, четырех ликов присуще херувимам, тогда как шесть крыльев и возглас «свят, свят, свят» — от серафимов.

Седьмая печать — переход к семи чашам

Каждый седьмой элемент списка — это переход к следующему списку из семи элементов. Поэтому седьмая печать несёт не только сюжетную, но и композиционную функцию. Вот, что происходит, когда снимают седьмую печать:

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса»

(Откр: 7:1)

Выражение «как бы» предостерегает от буквального понимания промежутка времени. Затем автор пишет:

«И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб»

(Откр: 7:2)

Так от печатей мы переходим к семи трубам, а от них перейдём к семи чашам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: