Православные традиции в современных семьях
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова Владимира Михайловича»
Реферат
Православной культуре
Обучающегося 22 группы
Панфилов Эдуард
Тема: «Православные традиции русской современной семьи»
Вейделевка
2020
Введение
Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.
После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.
В итоге многие наши традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.
Поэтому цель исследования — изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.
Задачи исследования:
— сравнить современную и православную модели семьи;
— выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;
-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.
Для достижения цели я использовал методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.
Православные традиции в современных семьях
Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью».
Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.
Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.
Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.
Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.
Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.
Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.
В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.
Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться на глубинные богословские канонические традиции Церкви, которые заключаются:
1. В высоком статусе семьи. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Система ценностей православного современного семьянина такова:Бог- семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы.
2. В правильном укладе семьи.Все в этом мире и духовном Господь создал иерархично. И в семье это просто необходимо. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии.
Бог – отец – мать – дедушка – бабушка – старшие дети – младшие.
3. Связь поколений.Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Ребенок с малолетства должен впитывать трудолюбие родителей.
Как помочь современным молодым людям найти правильный путь в достижении счастливого брака?
Во – первых, бить тревогу и неустанно бороться с растлением детей через средства массовой информации. Желательно было бы чтобы вернули в школьные программы предмет «Этика и психология семейной жизни», наполненный православным содержанием.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;
— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов
);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
— утрачен традиционный уклад семейной жизни;
— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
— культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); — увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; — не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; — утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
— нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
— духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
— у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; — в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
— тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании программ образования;
— в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: — в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова Владимира Михайловича»
Реферат
Православной культуре
Обучающегося 22 группы
Панфилов Эдуард
Тема: «Православные традиции русской современной семьи»
Вейделевка
2020
Введение
Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.
После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.
В итоге многие наши традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.
Поэтому цель исследования — изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.
Задачи исследования:
— сравнить современную и православную модели семьи;
— выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;
-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.
Для достижения цели я использовал методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.
Православные традиции в современных семьях
Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью».
Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.
Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.
Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.
Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.
Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.
Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.
В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.
Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться на глубинные богословские канонические традиции Церкви, которые заключаются:
1. В высоком статусе семьи. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Система ценностей православного современного семьянина такова:Бог- семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы.
2. В правильном укладе семьи.Все в этом мире и духовном Господь создал иерархично. И в семье это просто необходимо. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии.
Бог – отец – мать – дедушка – бабушка – старшие дети – младшие.
3. Связь поколений.Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Ребенок с малолетства должен впитывать трудолюбие родителей.
Как помочь современным молодым людям найти правильный путь в достижении счастливого брака?
Во – первых, бить тревогу и неустанно бороться с растлением детей через средства массовой информации. Желательно было бы чтобы вернули в школьные программы предмет «Этика и психология семейной жизни», наполненный православным содержанием.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;
— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов
);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
— утрачен традиционный уклад семейной жизни;
— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
— культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); — увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; — не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; — утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
— нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
— духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
— у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; — в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
— тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании программ образования;
— в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: — в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
Духовные основы православной семьи
Игумен Георгий (Шестун)
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.
По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе (Лев.20:10), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:3–6).
Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.
«Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит о святости брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужу жена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.
Святое христианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным в Слове Божием (Мф.19:11–12; 1Кор 7:7–10). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого. Об этих двух путях благочестивой жизни свидетельствовал уже в I веке святой Игнатий Богоносец в своем письме к святому Поликарпу Смирнскому: «Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия». Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, запрещающих вступать в брак, которые явятся в последние времена. До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви – христианской семье. «Боже сил! обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе» (Пс.79:15–16).
Завершая чин обручения, прежде чем начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью – чин венчания, священник предлагает жениху и невесте перед лицом всей Церкви подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак, спрашивая: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (женой) этой (этого) (имя невесты или жениха), которую (которого) видишь здесь перед собою? Не связан ли обещанием другой (другому) невесте (жениху)?» Как непривычно звучат эти вопросы для человека малоцерковного, привыкшего слышать в загсе другой вопрос, который задают жениху и невесте: «Любите ли вы друг друга?» Понимая, что любовь есть великое таинство и благодатный дар Божий, который необходимо заслужить чистой, целомудренной, жертвенной супружеской жизнью, Церковь устами священнослужителей задает свой, особый, вопрос, она вопрошает юношу и девушку, мужчину и женщину: «Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом с тобой?» Народная мудрость устами благословляющих родителей вторит уже своими словами: «Мир вам да любовь!» Будет мир, будет и любовь. «Стерпится – слюбится!», а не будет терпения – не дожить до любви.
Протоиерей Борис Ничипоров пишет о том, что в истоке, в начале любого брака лежит встреча. Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. Встреча – это абсолютно не случайное, но промыслительное событие в жизни двух людей. Встреча – это не первое знакомство, хотя эти два события, встреча и знакомство, могут совпадать, и тогда происходит любовь с первого взгляда. Встреча – это некое уязвление, зарождение чувства, это начало откровения, которое мы и называем любовью. Встреча в ее мистико-психологическом смысле может состояться и после многих лет знакомства.
Если брак строится на правильных духовных основаниях, то момент встречи как переживание постоянно обновляющегося чувства всегда присутствует у супругов. Обновление чувства встречи возможно, как правило, только в Боге. В одном церковном песнопении говорится: Святым Духом всяка душа живится. Если же этого нет, то между супругами возникает дурное привыкание и сглаживается переживание встречи как абсолютно уникального и неповторимого события в их жизни.
Завершением встречи является брак. Но не всегда соблюдается такая последовательность. Церковные браки по благословению очень часто даруют подобную встречу уже после венчания. И в этом открывается слава Церкви Христовой!
Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости, никто не сверял параметры совместимости. Чудо брака состоит еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое. И оказывается, что два таких человека – мужчина и женщина, юноша и девушка, – сочетавшись браком в Боге, не могут не полюбить друг друга. Если они не оставят путь духовного самораскрытия, то они обязательно будут любить друг друга все больше и больше.
Тайной и одновременно ядром личности является образ Божий в человеке. Событие узнавания образа Божия в супруге и вообще в человеке называется откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь – это тождество. Не может быть познания и откровения при отсутствии любви. Вне любви порождается ложное знание. Откровение может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. Откровение есть отблеск вечного. Само действие браковенчания и благословение Божие на брак имеют силу вечного воссоединения супругов в Боге.
В любом счастливом браке есть эмоционально-чувственная антиномичность. Супруги всегда чувствуют некую неизъяснимую печаль, и эта печаль – о грядущем расставании по завершении земной жизни. Во вневременном залоге расставание уже совершилось. Оно будет через 10 лет или через час – это безразлично. Но эта печаль всегда светла в Боге.
И другой полюс – это предощущение вечности. Именно в этом смысле святитель Иоанн Златоуст пишет, что первые христиане имели такую полноту откровений и веры, что хоронили своих близких в состоянии тихой, светлой печали.
Источник: образовательный портал «Слово»