Православные традиции российской семьи. Взаимоотношения в семье


Православные традиции в современных семьях

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова Владимира Михайловича»

Реферат

Православной культуре

Обучающегося 22 группы

Панфилов Эдуард

Тема: «Православные традиции русской современной семьи»

Вейделевка

2020

Введение

Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.

В итоге многие наши традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Поэтому цель исследования — изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.

Задачи исследования:

— сравнить современную и православную модели семьи;

— выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;

-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.

Для достижения цели я использовал методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.

Православные традиции в современных семьях

Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью».

Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.

Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.

Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.

Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.

Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.

В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.

Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться на глубинные богословские канонические традиции Церкви, которые заключаются:

1. В высоком статусе семьи. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Система ценностей православного современного семьянина такова:Бог- семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы.

2. В правильном укладе семьи.Все в этом мире и духовном Господь создал иерархично. И в семье это просто необходимо. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии.

Бог – отец – мать – дедушка – бабушка – старшие дети – младшие.

3. Связь поколений.Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Ребенок с малолетства должен впитывать трудолюбие родителей.

Как помочь современным молодым людям найти правильный путь в достижении счастливого брака?

Во – первых, бить тревогу и неустанно бороться с растлением детей через средства массовой информации. Желательно было бы чтобы вернули в школьные программы предмет «Этика и психология семейной жизни», наполненный православным содержанием.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов

);

— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

— утрачен традиционный уклад семейной жизни;

— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);

— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); — увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; — не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; — утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

— нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

— духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

— у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; — в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:

— тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании программ образования;

— в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: — в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова Владимира Михайловича»

Реферат

Православной культуре

Обучающегося 22 группы

Панфилов Эдуард

Тема: «Православные традиции русской современной семьи»

Вейделевка

2020

Введение

Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.

В итоге многие наши традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Поэтому цель исследования — изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.

Задачи исследования:

— сравнить современную и православную модели семьи;

— выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;

-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.

Для достижения цели я использовал методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.

Православные традиции в современных семьях

Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью».

Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.

Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.

Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.

Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.

Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.

В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.

Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться на глубинные богословские канонические традиции Церкви, которые заключаются:

1. В высоком статусе семьи. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Система ценностей православного современного семьянина такова:Бог- семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы.

2. В правильном укладе семьи.Все в этом мире и духовном Господь создал иерархично. И в семье это просто необходимо. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии.

Бог – отец – мать – дедушка – бабушка – старшие дети – младшие.

3. Связь поколений.Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Ребенок с малолетства должен впитывать трудолюбие родителей.

Как помочь современным молодым людям найти правильный путь в достижении счастливого брака?

Во – первых, бить тревогу и неустанно бороться с растлением детей через средства массовой информации. Желательно было бы чтобы вернули в школьные программы предмет «Этика и психология семейной жизни», наполненный православным содержанием.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов

);

— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

— утрачен традиционный уклад семейной жизни;

— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);

— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); — увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; — не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; — утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

— нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

— духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

— у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; — в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:

— тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании программ образования;

— в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: — в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовные основы православной семьи

Игу­мен Геор­гий (Шестун)

Рож­де­ние пра­во­слав­ной семьи про­ис­хо­дит в таин­стве бра­ка. Брач­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны уста­нов­лен Самим Твор­цом в раю после созда­ния пер­вых людей, кото­рых Гос­подь сотво­рил муж­чи­ной и жен­щи­ной и бла­го­сло­вил сло­ва­ми: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею…» (Быт.1:28). В Вет­хом Заве­те мно­го­крат­но выра­жа­ет­ся воз­зре­ние на брак, как на дело, бла­го­слов­ля­е­мое Самим Богом.

По при­ше­ствии Сво­ем на зем­лю Гос­подь Иисус Хри­стос не толь­ко под­твер­дил непри­кос­но­вен­ность бра­ка, отме­чен­ную в Законе (Лев.20:10), но и воз­вел его в сте­пень таин­ства: «И при­сту­пи­ли к Нему фари­сеи и, иску­шая Его, гово­ри­ли Ему: по вся­кой ли при­чине поз­во­ли­тель­но чело­ве­ку раз­во­дить­ся с женою сво­ею? Он ска­зал им в ответ: не чита­ли ли вы, что Сотво­рив­ший в нача­ле муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их? И ска­зал: посе­му оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» (Мф.19:3–6).

Вый­дя в мир на Свое откры­тое слу­же­ние роду чело­ве­че­ско­му, Он явил­ся с Мате­рью Сво­ею и уче­ни­ка­ми на брач­ный пир в Кане Гали­лей­ской и сотво­рил там пер­вое чудо, пре­тво­рив воду в вино, и при­сут­стви­ем Сво­им освя­тил этот и все брач­ные сою­зы, заклю­ча­е­мые вер­ны­ми и любя­щи­ми Бога и друг дру­га супругами.

«Сам Бог соеди­ня­ет освя­ща­е­мых таин­ством и посре­де их при­сут­ству­ет», – гово­рит о свя­то­сти бра­ка Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. «От Тебе бо соче­та­ва­ет­ся мужу жена», – ска­за­но в молит­ве чина обру­че­ния. И там же: «Сам, Гос­по­ди, нис­посли руку Свою и соче­тай». Гос­подь освя­ща­ет соче­та­ние супру­гов в таин­стве бра­ка и сохра­ня­ет нетлен­ным союз их душ и телес во вза­им­ной люб­ви по обра­зу Хри­ста и Церкви.

Свя­тое хри­сти­ан­ское дев­ство и свя­тое таин­ство бра­ка – вот два пути, ука­зан­ные вер­ным в Сло­ве Божи­ем (Мф.19:11–12; 1Кор 7:7–10). Цер­ковь бла­го­слов­ля­ла все­гда оба эти пути и осуж­да­ла, как извест­но, пори­ца­те­лей того и дру­го­го. Об этих двух путях бла­го­че­сти­вой жиз­ни сви­де­тель­ство­вал уже в I веке свя­той Игна­тий Бого­но­сец в сво­ем пись­ме к свя­то­му Поли­кар­пу Смирн­ско­му: «Вну­шай сест­рам моим, что­бы они люби­ли Гос­по­да и были доволь­ны сво­и­ми супру­га­ми по пло­ти и по духу; рав­ным обра­зом сове­туй и бра­тьям моим, что­бы они во имя Иису­са Хри­ста люби­ли сво­их супруг, как Гос­подь любит Цер­ковь. А кто может в честь пло­ти Гос­под­ней пре­бы­вать в чисто­те, пусть пре­бы­ва­ет, но без тще­сла­вия». Апо­стол Павел при­зы­ва­ет не слу­шать лже­учи­те­лей, запре­ща­ю­щих всту­пать в брак, кото­рые явят­ся в послед­ние вре­ме­на. До кон­ца вре­мен будут совер­шать­ся бра­ки пра­во­слав­ных хри­сти­ан во сла­ву Божию и на поль­зу чело­ве­че­ству, и бла­го­сло­вен­ная семей­ная жизнь будет еще про­цве­тать, ибо бла­го­сло­ве­ние, кото­рое испра­ши­ва­ет­ся на всю Цер­ковь, дает­ся и малой Церк­ви – хри­сти­ан­ской семье. «Боже сил! обра­тись же, при­з­ри с неба и воз­зри, и посе­ти вино­град сей; охра­ни то, что наса­ди­ла дес­ни­ца Твоя, и отрас­ли, кото­рые Ты укре­пил Себе» (Пс.79:15–16).

Завер­шая чин обру­че­ния, преж­де чем начи­на­ет­ся таин­ствен­ное освя­ще­ние супру­же­ства Боже­ствен­ной бла­го­да­тью – чин вен­ча­ния, свя­щен­ник пред­ла­га­ет жени­ху и неве­сте перед лицом всей Церк­ви под­твер­дить сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак, спра­ши­вая: «Име­ешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть мужем (женой) этой (это­го) (имя неве­сты или жени­ха), кото­рую (кото­ро­го) видишь здесь перед собою? Не свя­зан ли обе­ща­ни­ем дру­гой (дру­го­му) неве­сте (жени­ху)?» Как непри­выч­но зву­чат эти вопро­сы для чело­ве­ка мало­цер­ков­но­го, при­вык­ше­го слы­шать в загсе дру­гой вопрос, кото­рый зада­ют жени­ху и неве­сте: «Люби­те ли вы друг дру­га?» Пони­мая, что любовь есть вели­кое таин­ство и бла­го­дат­ный дар Божий, кото­рый необ­хо­ди­мо заслу­жить чистой, цело­муд­рен­ной, жерт­вен­ной супру­же­ской жиз­нью, Цер­ковь уста­ми свя­щен­но­слу­жи­те­лей зада­ет свой, осо­бый, вопрос, она вопро­ша­ет юно­шу и девуш­ку, муж­чи­ну и жен­щи­ну: «Жела­ешь ли ты дожить до люб­ви с чело­ве­ком, кото­рый сто­ит рядом с тобой?» Народ­ная муд­рость уста­ми бла­го­слов­ля­ю­щих роди­те­лей вто­рит уже сво­и­ми сло­ва­ми: «Мир вам да любовь!» Будет мир, будет и любовь. «Стер­пит­ся – слю­бит­ся!», а не будет тер­пе­ния – не дожить до любви.

Про­то­и­е­рей Борис Ничи­по­ров пишет о том, что в исто­ке, в нача­ле любо­го бра­ка лежит встре­ча. Встре­ча юно­ши и девуш­ки, муж­чи­ны и жен­щи­ны. Встре­ча – это абсо­лют­но не слу­чай­ное, но про­мыс­ли­тель­ное собы­тие в жиз­ни двух людей. Встре­ча – это не пер­вое зна­ком­ство, хотя эти два собы­тия, встре­ча и зна­ком­ство, могут сов­па­дать, и тогда про­ис­хо­дит любовь с пер­во­го взгля­да. Встре­ча – это некое уязв­ле­ние, зарож­де­ние чув­ства, это нача­ло откро­ве­ния, кото­рое мы и назы­ва­ем любо­вью. Встре­ча в ее мисти­ко-пси­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле может состо­ять­ся и после мно­гих лет знакомства.

Если брак стро­ит­ся на пра­виль­ных духов­ных осно­ва­ни­ях, то момент встре­чи как пере­жи­ва­ние посто­ян­но обнов­ля­ю­ще­го­ся чув­ства все­гда при­сут­ству­ет у супру­гов. Обнов­ле­ние чув­ства встре­чи воз­мож­но, как пра­ви­ло, толь­ко в Боге. В одном цер­ков­ном пес­но­пе­нии гово­рит­ся: Свя­тым Духом вся­ка душа живит­ся. Если же это­го нет, то меж­ду супру­га­ми воз­ни­ка­ет дур­ное при­вы­ка­ние и сгла­жи­ва­ет­ся пере­жи­ва­ние встре­чи как абсо­лют­но уни­каль­но­го и непо­вто­ри­мо­го собы­тия в их жизни.

Завер­ше­ни­ем встре­чи явля­ет­ся брак. Но не все­гда соблю­да­ет­ся такая после­до­ва­тель­ность. Цер­ков­ные бра­ки по бла­го­сло­ве­нию очень часто дару­ют подоб­ную встре­чу уже после вен­ча­ния. И в этом откры­ва­ет­ся сла­ва Церк­ви Христовой!

Свя­тые отцы гово­ри­ли, что в бра­ке надо ста­рать­ся избе­гать гру­бых несо­от­вет­ствий в воз­расте, обра­зо­ва­нии, внеш­них дан­ных. Но вме­сте с тем никто нико­гда не углуб­лял­ся в такие тон­ко­сти, никто не све­рял пара­мет­ры сов­ме­сти­мо­сти. Чудо бра­ка состо­ит еще и в том, что Гос­подь часто соеди­ня­ет, каза­лось бы, несо­еди­ни­мое. И ока­зы­ва­ет­ся, что два таких чело­ве­ка – муж­чи­на и жен­щи­на, юно­ша и девуш­ка, – соче­тав­шись бра­ком в Боге, не могут не полю­бить друг дру­га. Если они не оста­вят путь духов­но­го само­рас­кры­тия, то они обя­за­тель­но будут любить друг дру­га все боль­ше и больше.

Тай­ной и одно­вре­мен­но ядром лич­но­сти явля­ет­ся образ Божий в чело­ве­ке. Собы­тие узна­ва­ния обра­за Божия в супру­ге и вооб­ще в чело­ве­ке назы­ва­ет­ся откро­ве­ни­ем. Этот про­цесс все­гда вза­им­ный. Откро­ве­ние и любовь – это тож­де­ство. Не может быть позна­ния и откро­ве­ния при отсут­ствии люб­ви. Вне люб­ви порож­да­ет­ся лож­ное зна­ние. Откро­ве­ние может сужать­ся или сгла­жи­вать­ся вовсе, если супру­ги (или кто-то из супру­гов) схо­дит со сте­зи духов­ной жиз­ни. Откро­ве­ние есть отблеск веч­но­го. Само дей­ствие бра­ко­вен­ча­ния и бла­го­сло­ве­ние Божие на брак име­ют силу веч­но­го вос­со­еди­не­ния супру­гов в Боге.

В любом счаст­ли­вом бра­ке есть эмо­ци­о­наль­но-чув­ствен­ная анти­но­мич­ность. Супру­ги все­гда чув­ству­ют некую неизъ­яс­ни­мую печаль, и эта печаль – о гря­ду­щем рас­ста­ва­нии по завер­ше­нии зем­ной жиз­ни. Во вне­вре­мен­ном зало­ге рас­ста­ва­ние уже совер­ши­лось. Оно будет через 10 лет или через час – это без­раз­лич­но. Но эта печаль все­гда свет­ла в Боге.

И дру­гой полюс – это пред­ощу­ще­ние веч­но­сти. Имен­но в этом смыс­ле свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет, что пер­вые хри­сти­ане име­ли такую пол­но­ту откро­ве­ний и веры, что хоро­ни­ли сво­их близ­ких в состо­я­нии тихой, свет­лой печали.

Источ­ник: обра­зо­ва­тель­ный пор­тал «Сло­во»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: