Икона «Преображение Господне» — описание святого лика

19 августа в Русской православной церкви празднуется великий праздник, который называется Преображение Господне. Этот праздник относится к двунадесятым и считается одним из важных праздников.

…Он (Господь) преобразился пред ними (учениками): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет…

(Мф. 17:2)

История праздника Преображение Господне описана во всех евангелиях

Иисус Христос говорил своим ученикам, что Ему уготована смерть, и через три дня после нее Он воскреснет. Ученики не могли поверить в такие слова, ведь считали Его Мессией, Который должен освободить Израиль.

Через несколько дней после данного пророчества, Иисус взошел для молитвы на гору Фавор вместе с Иоанном, Петром и Иаковом. Это были его самые близкие ученики. Считается, что именно здесь и произошло событие, которое можно увидеть на иконе.

Вот что об этом событии написано в Евангелии Матфея: «Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2). Но на этом чудо не закончились. Рядом с Иисусом Христом появились Илия и Моисей. Это ветхозаветные пророки, которые говорили с Ним.

На учеников Иисуса Христа это событие произвело огромное впечатление. Особенно их потрясло, когда из облака раздался Божий глас:

…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.

(Мф. 17:5)

Когда это облако исчезло, Иисус остался вместе со своими учениками. Он сказал Своим ученикам, чтобы они никому не говорили о том, что видели и слышали.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

Особо почитают икону «Преображение Господне» Феофана Грека

Преображение Господне. Что необычного можно увидеть каждый год на горе Фавор?

Феофан Грек — известный выдающийся иконописец. В изображен Иисус. В обычное время одет Он в скромные одежды, но здесь он явлен в Своем величии и силе. Внизу на иконе мы видим павших в испуге учеников Христа.

Икона разделена она на 2 части. В верхней части мы видим небесную часть, которая изображена в светлых тонах. Нижняя показана в темных тонах. Такой контраст символизирует Божественное чистое небо и греховное земное существо.

Значение

Значок разделен на две равные части по воображаемой горизонтальной оси. Верхняя половина изображает совершенный новый мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как нижняя часть изображает нашу временную земную реальность, представленную учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

преображение-Господне икона

В центре наверху стоит Иисус Христос, благословляющий обеими руками, одетый в белое. Его туника белая (нежный голубой тон), а шерсть с оттенком красного (едва уловимый красноватый или скорее розовый оттенок). Эти цвета могут символизировать божественную природу, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече на тунике есть полоса: клавус, символ царского достоинства Иисуса, который подчеркивает силу его благословения. Серьезное и благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, прямыми, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым нимбом, внешнее кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, внизу, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким красно-оранжевым кругом с зубчатым краем, выходящим из фигуры. Христа.

Тонкие золотые лучи из ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, свет мира), равномерно и густо излучаются во всех направлениях. Рядом с круглым нимбом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и конечными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (Исход 3:14).

Фон значка имеет оранжевый оттенок. Оранжевый получается путем смешивания красного и коричневого. Красный цвет на заднем плане иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

На праздник Преображения Господня икона выносится в центр храма

На праздник Преображения Господня икона выносится в центр храма. Перед ней совершаются молитвенные песнопения.

В чем помогает икона Преображение Господне (Христово)? Икона помогает очистить душу от грехов, укрепить свою веру.

Две крайности современной иконописи

— Чем отличается современная икона от древней, если она, конечно, отличается?

— Даже десятилетия в XIV и XV веке отличаются. Так что, если говорить о современной иконе, то я могу спросить вас в ответ: а какая современная икона? Икона 1980-х годов имеет свое лицо, 90-х годов — свое. Удивительно не то, что один мастер отличается от другого, а то, что между ними есть что-то общее. Например, у мастеров 90-х годов есть что-то общее, что отличает их от иконописцев 2000-х годов.

— Как отражается в иконе наш, XXI век? Вообще, как можно увидеть в иконе отражение времени?

— Пока что это можно только почувствовать, а осмыслить все детали сможет только следующее поколение. Такие вещи виднее издалека. Видимо, каждое время ставит свои задачи, у каждого времени свои искушения.

Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, но художник хочет ответить на какие-то вопросы.

Мне лично кажется, что сейчас, в связи с распространением электронных средств массовой информации, икона стала более аутентичной, более академичной.

Сегодняшние иконописцы даже представить себе не могут, в каком неведении художники жили даже 20 лет назад. Сейчас все это стало доступнее, и в этом есть как плюсы, так и минусы.

Древний иконописец не мог, например, взять и увеличить фрагмент работы своего предшественника. А мы все это можем видеть, и это настолько высокое искусство, что хочется покориться его влиянию и как можно точнее подражать.

Сейчас в иконописи есть две крайности: либо сильная подражательность, либо сильное индивидуальное начало.

— А в чем именно творчество иконописца, если он пишет в рамках канона? Как в иконе проявляется его личность, что делает его стиль узнаваемым?

— Вы знаете, есть такой Канон Духу Утешителю, который написал Максим Грек в заточении. Когда я прочел его в первый раз, я очень удивился, что там Духа Утешителя просят в первую очередь о покаянии. Не о духовных дарах, в том числе и в творчестве, а именно о покаянии.

Мне думается, что церковное творчество должно исходить из этого. Если покаяние понимать как признание своих недостатков, просчетов, неудач, то это не совсем точно. Сокрушение сердечное, то есть соединение ума и сердца – вот это важно. Если оно хоть как-то проявится в иконе, то она станет проповедью для большего числа людей.

На людей больше действует проповедь, исходящая от сокрушенного сердца. Цвет и рисунок здесь не так важны.

— Можно ли сказать, что икона чем-то похожа на молитву, в которой человек встречается с Богом?

— Тут нужно уточнить, какая молитва и какая икона. Знаете, Алексей Федорович Лосев в своей книге «Очерки античного символизма и мифологии» отмечает, что в античности тоже была и молитва, и аскеза, и монашество. Единственное, чего не было, с точки зрения Лосева, — покаяния и сокрушения. То есть, если молитва идет с сокрушением сердечным, то можно сказать, что древняя икона была похожа на молитву, в которой «личность встречается с Богом». А мы еще хорошо, если в самом начале пути находимся.

Вечером накануне праздника перед иконой Преображения Господня читается канон

Вечером накануне праздника перед иконой Преображения Господня читается канон. В этот день канон можно читать и дома.

Молитвы канона должны быть прочитаны искренне, от чистого сердца.

Канон:

Песнь 1

Ирмос: Лицы израильтестии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты враги видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Глаголы животныя другом Христос, и о Божественнем наказуя Царствии, рече: во Мне Отца познайте; Светом яко облистая неприступным, в радости поюще: поим Богу нашему, яко прославися. (Дважды.)

Слава: Силою язык облечетеся, друзи ученицы, чудни же будете в богатстве их, яко славы наполнитеся, яко явлюся светлее солнца, облистая в радости поющих: поим Богу нашему, яко прославися.

И ныне: Днесь Христос, на горе Фаворстей просияв ясно Божественною зарею, якоже обещася, учеником обнажи зрак; светоносныя же наполнившеся Божественныя зари, в радости пояху: поим Богу нашему, яко прославися.

Песнь 3

Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси древле естество и изменением зрака Твоего богосоделал еси. (Дважды.)

Слава: Столпом огнезрачным, и облаком древле, Иже в пустыне Израиля ведый, днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия.

И ныне: Столпом огнезрачным и облаком древле Иже в пустыне Израиля ведый, днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 4-й

На горе Фаворстей преобразился еси, Иисусе, посреде Илии и Моисея премудрых, со Иаковом, и Петром, и Иоанном. Петр же, сопребывая, сия Тебе глаголаше: добро зде есть сотворити три сени, едину Моисею, и едину Илии, и едину Тебе, Владыце Христу. Иже тогда Свет Твой сим возсиявый, просвети души наша.

Слава, и ныне, тойже.

Песнь 4

Услышах славное смотрение Твое, Христе Боже, яко родился еси от Девы, да от лести избавиши зовущия: слава силе Твоей, Господи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Закон в Синаи писанием воображая, Христе Боже, во облаце, и огни, и мраце, и в вихре явился еси носим: слава силе Твоей, Господи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Да увериши славное строение Твое, Христе Боже, яко Сый прежде век и Тойже на облаце восхождение положивый, на Фаворе неизреченно просиял еси.

Слава: Соглаголюще, предстояху раболепно Teбе, Владыце Христу, к нимже парою огня и мрака и тонким хладом беседовал еси: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Возвещаху славное Креста ради Твоего, на Фавор пришедше, иже во огни Тя и купине древле предвидевый Моисей и взятый на колеснице огненней Илия, Христе.

Песнь 5

От света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, во свете Твоем пути наша направи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Пред лицем Твоим горы уклонишася; свет бо и пред ногами неботечныя лучи, Христе, солнца прииде, зрак землен яко прияти благоволил еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Се Спас, − вопияху Моисей и Илия учеником, на горе святей Фаворстей оглашаемым, – Христос, Егоже древле провозвестихом Сущаго Бога.

Слава: Неизменное естество, человеческому примешся, обильно невещественнаго Божества Свет изобнажив апостолом, неизреченно возсия.

И ныне: Тя, присносущное сияние, во Отечестей славе ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: во свете Твоем пути наша направи.

Песнь 6

Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Сияния паче солнца Свет яснейший, Спас, просияв на Фаворе, нас просветил есть. (Дважды.)

Слава: Возшед на гору Фаворскую, преобразился еси, Христе, и, лесть всю омрачив, нас просветил еси.

И ныне: Тя Бога познавше славнии апостоли, на Фаворе же, Христе, удивльшеся, колена преклониша.

Кондак, глас 7-й

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Икос

Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего, глас же услышим, егоже свыше слышаша, и проповедаша Отчее сияние.

Песнь 7

Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Облиставшеся Светом неприступныя славы на Фаворстей горе, апостоли Христу вопияху: отец наших Боже, благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Сиянием Божественнаго шума и росодательным облаком, Христе, и зарею Твоею наслаждаеми, апостоли пояху: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: В неприступном Свете, яко виде Тя Петр, на Фаворстей горе облиставша, Христе, возопи: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: С Начальником жизни Христом суще, дети Зеведеевы, яко испусти зрака Свет, возгремеша: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

В Вавилоне отроцы, Божественною распалаеми ревностию, мучителя и пламене прещение мужески попраша, и, посреде огня ввержени, орошаеми, пояху: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Мановением вся носяй, ногами пречистыми на гору взыде Фаворскую Христос, на нейже паче солнечныя лучи облиста лицем, иже закону старейшия и благодати показа поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Неприступною славою на горе явлься неизреченно Фаворстей, неодержимый и незаходимый Свет, Отчее сияние, тварь уяснив, человеки обожи, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Священнолепно стояще Моисей же и Илия на горе Фаворе, Божественныя начертание ясно Ипостаси видевше, Христа, во Отечестей облиставша славе, воспеваху: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Иже во зраце Божественнаго ради явления лице прославися иногда Моисеово, Христос же, яко ризою, Светом и славою одевается, Света бо самодетелен Сый, озаряет поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: От светородна облака Христа ученицы объята зряще на Фаворе и ницы на землю падше, ум просвещше, со Отцем Сего пояху и Духом: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Припев: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа.

Ирмос: Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.

Ужасни новым светолитием внезапу ученицы освещшеся, друг друга зряху, удивльшеся же и к земли преклоньшеся, Тебе, Владыце всех, поклонишася.

Шум из облака посылашеся богогласен, извествуя чудо: Отец бо Светов, − Сей есть Сын Мой Возлюбленный, – апостолом вопияше: Того послушайте.

Новая видевше и преславная, глас Отеческий внушивше, на Фаворе Словесе слуги, изображение Первообразнаго, Сей есть, − вопияху, – Спас наш.

Образе непременный Сущаго, недвижиме, печать неизменна, Сыне, Слове, Мудросте и мышце, деснице Вышняго, Сило, Тя воспеваем со Отцем же и Духом.

Светилен

Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, Светом наставляющаго всю тварь. (Трижды.)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: