Сретение господне — что это за праздник
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».
В чем суть праздника?
Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
Суть Сретения в том, что это библейское событие символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов.
«В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»
Епископ Феофан Затворник
В чем помогает образ
Пресвятая икона в честь Встречи, то есть встречи Сына Божьего с праведным Симеоном, является символом прихода нового порядка и спасения всего человеческого рода. Новый Завет соответствует Ветхому Завету. Иисус, Сын Всевышнего, в образе человека пришел в наш мир, чтобы дать людям христианское учение. Верующие могут помолиться иконе и поблагодарить Бога за данные знания.
Симеон, встретив Христа, вскоре отправился в ад, чтобы возвестить душам собравшихся там мучеников о скором освобождении и спасении. Ведь благодаря жертве Сына Божьего все грешники получили прощение. Иисус очистил весь мир от греха.
Спаситель дал людям учение, благодаря которому язычники обратились в христиан и получили благодать Божью, Христос открыл человечеству глаза на истину.
Сын Божий дал людям истину, научил, как жить, что делать, чтобы получить благодать Божью при жизни и после смерти, чтобы войти в Царство Небесное. Христиане могут молиться образу и просить Бога освободить разум и освятить душу чистотой христианского учения.
Изображение под названием «Представление Господа» помогает верующим укрепить свою веру, получить защиту Господа. Молитвы Иисусу спасают людей от болезней, проблем, голода, несчастий. Верующие просят Святого Сына Божьего защитить их от видимых и невидимых врагов, помочь им в безвыходной ситуации.
Значок «Сретение Господне» помогает:
- укреплять веру во Христа;
- просите у Бога прощения за ваши грехи;
- смягчить гнев Божий;
- получить спасение от болезней, несчастий, врагов;
- найти выход из сложной ситуации;
- заново обрести безмятежность после потери, смерти родственника, друга.
Сретение — история и суть праздника
Прочтя краткую историю Сретения, вы легко узнаете все пять персонажей, изображенных на иконе.
Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый. По преданию, царь Птолемей II Филадельф поручил ему перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова:
«Се Дева во чреве примет и родит Сына»,
он счел слово «Дева» ошибкой и собрался было исправить на слово «Жена». Но ангел остановил руку святого Симеона и пообещал, что тот не умрёт, покуда не убедится в истинности пророчества.
По преданию, старец Симеон прожил ~300 лет. Однажды по зову Святого Духа явился он в храм в тот самый момент, когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса.
Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Лк. 2:29—32
Эти слова святого Симеона стали затем молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».
В тот момент в храме чудом оказалась и благочестивая вдова Анна-пророчица. Долгие годы до того дня она молилась и постилась, а когда узрела младенца Девы Марии, то узнала в нем Спасителя. Анна поклонилась Богородице и Иисусу, и всю оставшуюся жизнь продолжала проповедовать в городе весть, что пришел на землю Мессия.
История появления
Икона «Сретение Господне» написана в честь праздника, посвященного Христу. В основе композиции священного образа лежит реальное событие из жизни Спасителя. В свой сороковой день рождения маленького Иисуса привели в храм для посвящения Богу. Этот обычай существовал в древнем Иерусалиме, и пророк Моисей был его основателем.
Встреча — это встреча праведного Симеона с Иисусом, Святого Младенца принесли в храм Дева Мария и святой Иосиф. Только в четвертом веке в честь этого события был учрежден праздник. Церковь начала отмечать Встречу 2 (15) февраля каждого года.
Позже, в IX-X веках, на основе текстов Евангелия от Луки иконописцы создали икону, композиция которой основана на моменте встречи Сына Божьего с Симеоном, принимающим Бог.
С рождением Иисуса начались новые времена с законами, которые легли в основу Нового Завета. Старый порядок, ревностным слугой которого был Симеон, отступил. В древнем Иерусалимском храме в день 40-летия Христа произошла своеобразная встреча Нового Завета с Ветхим Заветом.
Икона Сретение
Икона Сретение. Музей Опера-дель-Дуомо, Сиена, Италия.
Сюжет и смысл иконы
Икона «Сретение» изображает библейский сюжет встречи человека, старца Симеона, с Богом — младенцем Иисусом Христом. Иосиф и Святая Дева Мария (слева) и благочестивая вдова Анна-пророчица (справа).
Молитва Песнь Симеона Богоприимца
Самая сильная молитва тогда, когда она вознесена перед иконой. Эта молитва укрепляет веру и вселяет надежду.
Текст молитвы на церковнославянском
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ; я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ніе Твое́, е́же еси́ угото́валъ предъ лице́мъ всехъ люде́й, светъ во открове́ніе язы́ковъ, и сла́ву люде́й Твои́хъ Изра́иля.
Молитва Песнь Симеона Богоприимца на церковнославянском
Текст молитвы на русском
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Молитва Песнь Симеона Богоприимца на русском
Что нужно делать на Сретение
Как и в любой православный праздник, церковь призывает придти в храмы и помолиться, написать церковные записки и подать милостыню. В Сретение будет торжественное церковное богослужение и молебен.
Что нужно делать особенно в Сретение Господне
- Освятить в храме свечи и принести домой в качестве оберегов. Зажигать такую свечу нужно только в особых случаях.
- Пригласить родных и друзей на праздничный обед, где основное и обязательное блюдо — блины.
- Еще одно важное занятие на Сретение — помощь ближним и благотворительность.
Вспомните о родителях!
Чего нельзя делать в Сретение Господне
Священники порицают в Сретение те же проступки, что и в другие церковные праздники. Некоторые запреты связаны с призывом к мирянам освободить свое время от рутины, чтобы уделить его общению между христианами и соблюдению православных традиций. Например, запрет топить баню явно устарел: у всех есть душ, и оставаться чистым сегодня можно и в Сретение. А вот что делать не нужно:
- гадать, заниматься магией, астрологией и любыми оккультными ритуалами;
- злоупотреблять алкоголем;
- париться в бане;
- на Сретение нельзя браниться, ссориться и драться;
- заниматься уборкой и другими домашними делами;
- венчаться. Сретение предшествует Великому посту. Свадьбы лучше играть уже после Пасхи.
Верующие считают, что если нарушить эти запреты, то можно навлечь беду на себя, на родных и близких.
Приметы на Сретение
Народные приметы потому и важны, что помогали людям принимать верные решения. Например, когда не было Гидрометцентра, погодные приметы были единственным способом спрогнозировать дождь, снег или солнце. Сегодня нужно критически относиться к приметам, но, если они помогают вам поднять настроение или укрепиться в благом решении, на здоровье!
В народе говорили
- На Сретение цыган шубу продает.
- В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
- На Сретение зима с весною встретилась.
- На Сретение кафтан с шубой встретился.
Для чего освящают свечи на Сретение?
Освященные в храмах свечи — громницы — оберегали дома от грозы и пожаров, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней.
- Вода на Сретение считалась целебной и ценилась наравне с крещенской. Изначально сретенскую воду не носили в церкви, а собирали с тающих капающих сосулек.
- В славянской традиции праздник сопровождался народными гуляньями. Женщины пекли блины.
Блины на Сретение
Погодные приметы на Сретение
- Если в сретенский вечер закат яркий, это к скорой весне.
- Если же в этот день вообще нет солнца, жди власьевских морозов.
- Оттепель предвещает раннюю весну. Ее пророчил ранний петух, напившийся воды в этот день.
- Если днем на Сретение холодно — быть и весне холодной, с заморозками и снегопадами.
- Ветер предвещал о плодородии фруктовых деревьев.
- Снег на Сретение — к холодной и дождливой весне и неурожайному лету.
Приметы на Сретение, связанные со здоровьем
- Заболеть на Сретение — знак того болеть в этом году будете часто.
- Узнать о состоянии своего здоровья поможет цвет пламени церковной свечи, принесенной домой.
Денежно-финансовые приметы
- На Сретение нельзя ни занимать, ни одалживать деньги, это сулило скорые финансовые проблемы.
- И наоборот, вернуть долг соседу (или ссуду банку) или если вам вернули займ — это хорошая примета к богатству!
- Нельзя класть деньги на кухонный стол — так можно прогнать удачу из дома.
- Случайная потеря денег на Сретение — «выгодный убыток», который сулит денежный успех в будущем.
- А вот ссора в Сретение на почве денег пошатнет финансовое положение.
- На Сретение нельзя поднимать случайно найденные деньги.
Как привлечь на Сретение удачу
- Испеките блины и угостите друзей.
- Покормите бездомных животных.
- Пожертвуйте нищим или сделайте донат.
- Благодарите окружающих за добрые поступки.
Сретение является Богородичным или Господским праздником?
Главные церковные праздники подразделяются на Господские и Богородичные. Сретение — богородниченый праздник или Господский? Споры не утихают. Почему?
- С одной стороны, Сретение раскрывает учение о Христе как Истинном Боге и Истинном Человеке, и это признаки Господского праздника.
- С другой стороны, в римско-католическом праздновании Сретения центральное место занимает обряд очищения Девы Марии. И сам праздник стал называться «Очищение Блаженной Девы Марии».
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно близко праздникам Богородичным. Впрочем, само разделение на Господские и Богородичные праздники возникло много позже. Поэтому некоторые теологи и литургисты предлагают считать Сретение Господско-Богородичным христианским праздником.
Светлана Липатова, Православие.Ru
Сюжет иконы основан на тексте Евангелия от Луки (II, 22-38). Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Христа Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону Моисея, посвятить первенца Богу. Иисуса принял в свои руки старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. При встрече (сретении) присутствовала также пророчица Анна, жившая много лет в Иерусалимском храме. Симеон и Анна славили Бога и пророчествовали о грядущей судьбе Спасителя. На иконе обычно изображены Богоматерь и Иосиф, держащий в руках голубиных птенцов, (слева), Симеон Богоприимец с Младенцем Христом и пророчица Анна. На заднем плане в центре — престол под киворием.
Древнейшие изображения Сретения известны с раннехристианских времен. В XI-XII веках складывается наиболее распространенный вариант иконографии с двумя симметричными группами персонажей, стоящих по обе стороны от храмового престола (этот мотив символически указывает на грядущую искупительную жертву Спасителя, предсказание которой содержится в пророчестве Симеона Богоприимца).
Один из вариантов подобной трактовки этого сюжета мы можем видеть во фресках Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке. Содержание фресок восточного рукава пространственного креста юго-западной капеллы (кельи) однозначно указывает на то, что в этом храме-мемориале совершались поминальные заупокойные богослужения. Тему искупительной жертвы, связанной с заупокойными службами, развивает изображенное над Деисусом «Распятие», фланкированное «Введением во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретением», которые в данном контексте понимаются как евангельские прообразы жертвы Христа. (Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. Сарабьянов В. Д. Москва: Северный паломник, 2007)
В византийском искусстве был выработан канон, позволяющей передать в живописи главные черты этого события: достоверные обстоятельства принесения во храм и свершившуюся во время этого принесения встречу. Это и встреча Ветхого и Нового Завета, и личная встреча человека с Богом. Чрезвычайно выразительны древнейшие, до монгольские образы Сретения, сохранившиеся в стенописи и в убранстве древних храмов, по существу опирающееся на один очень простой и ясный вариант извод. И в дальнейшем в русском искусстве изображения Сретения Господня следовали древним изводам, не добавляя новых деталей, так как каких-либо апокрифов и преданий о Сретении не существовало и литературным источником всегда были лишь евангельский текст и следующее ему песнопения службы. Сохранение этой иконографии мы видим и в работах западных мастеров и, отчасти, даже в более поздних картинах.
И. Потеряхина
Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.).
В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543 г.), по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.
Древнейшим историческим свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое «Паломничество ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской),[1] датируемое концом IV века. Однако, в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова.
В армянском Лекционаре, содержащем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, день Сретения тоже не имеет установившегося названия — соответствующая ему богослужебная статья озаглавлена «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Из этого видно, что в это время праздник не имел самостоятельного значения и воспринимался как завершающий цикл праздников, посвященных явлению в мир Сына Божиего. Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI века — установить точную дату не представляется возможным. Существует версия, что это произошло при Юстиниане I (527-565). Однако, в хронике Георгия Амартола (IX век) отмечалось, что праздник Сретения был учрежден еще при предшественнике Юстиниана — императоре Юстине I (518-527).
В иерусалимской традиции VI-VII веков встречается два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения Блаженной Девы Марии (Purificatio Beatae Mariae Virginis). Именно эти названия доминируют, разделяясь в последующей традиции Востока и Запада[2].
Название праздника «Очищение» доминирует в средневековых латинских текстах и фиксируется римским Миссалом 1570 г., закрепившем церковные реформы Тридентского собора (1545-1563). В последующее, уже более позднее время, в католической церкви произошла замена названия праздника — Praesentatio Domini (дословно: Представление, Приношение Господа) вместо Purificatio Beatae Mariae Virginis, что акцентирует не богородичный, а христологический аспект события.
В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай.
Дело в том, что у иудеев женщина, родившая ребенка, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения, как об этом говорится в книге Левит: «По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех» (Лев. 12, 6). «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 8). Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Пресвятая последовала установленному правилу.
Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово «дева» на слово «жена». В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем — конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией.
В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду — «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «…живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).
Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22-39). На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже — трех) голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.
Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии — Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки.
Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Эти мозаики, созданные 432-440-ых годах, в эпоху Третьего Вселенского собора, стали своего рода памятником победы над несторианской ересью. В них Спаситель прославляется как Богочеловек, а Дева — как Богородица, что опровергалось Несторием. Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный праведный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За спиной Симеона представлены трое мужчин. Как считает Н.В. Покровский, художник изобразил здесь священников и книжников, бывших при храме.[3] Интересно отметить, что изображения ангелов в сцене Сретения уникальны и в других памятниках не встречаются.
Если в римских мозаиках Богоприимец был представлен с короткими волосами и бородой, то на фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (VII — IX века), он изображен ветхим седым старцем с длинными волосами — по преданию, св. Симеон в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом прожил более трехсот лет. В рассматриваемой сцене еще нет изображения престола, которое присутствует в других византийских и древнерусских памятниках.
В миниатюре из Менология Василия II (около 986 г., Ватиканская библиотека) Сретение изображено на фоне архитектурного ограждения с закрытыми дверями. Внутри виднеется алтарь и изящным навесом-киворием на колонках. Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа, ножками в сторону св. Симеона. Точно так же Он представлен и в иллюминированном армянском Евангелии Монги 11 века (хранится в Ереване).
На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены.
Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни.
На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках.
Евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией «Благовещение». Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор была помещена сцена «Рождество Христово». Цикл продолжался на северной стене, где в пятом регистре находилось Сретение, а на противоположной, южной стене — Крещение. Таким образом, прочтение первых четырех сцен цикла, располагавшихся по центральным осям церкви, было подчинено логике организации архитектурного пространства крестово-купольного храма, четко выявляя его осевую ориентацию по сторонам света. При этом сцена Сретения была расположена рядом со сценой Введения во храм Богородицы.[4] Основу для сопоставления композиций дала 7-ая глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества — как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон узнает в Младенце Спасителя.
Интересные примеры размещения сцены Сретения во внутрихрамовом пространстве дают балканские памятники. В церкви Вознесения в Милешеве (до 1228 г.) Сретение располагается на западных пилястрах под куполом в качестве пары к Благовещению на восточных пилястрах. Художники руководствовались тем, что обе эти сцены можно легко разделить на две части. Так, Богоматерь с Младенцем и Иосифом изображены на одной пилястре, а Симеон и пророчица Анна — на другой. В Сопочанах (1236-1268) евангельские сцены располагаются по хронологическому принципу — сюжеты, иллюстрирующие события, следующие друг за другом по времени, представлены на противоположных стенах храма. Так, друг напротив друга, на северной и южной стенах находятся Сретение и Крещение. В храме св. Николая в Кастории Сретение расположено напротив «Входа в Иерусалим».
Уникальный вариант иконографии Сретения в средневековом грузинском искусстве выделила французская исследовательница Сюзи Дюфрен.[5] В шести отмеченных ею памятниках в композиции Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него изображена горящая свеча (в нескольких случаях — две свечи) как символ жертвы Богу.
Американская исследовательница Д. Шорр классифицировала многочисленные образы Сретения, основываясь на том, как показан Спаситель. [6] Действительно, позы Христа могут быть различны. Он может находиться на руках Марии (как на фреске Кирилловской церкви; фреске XIV века из собора Снетогорского монастыря в Пскове) или на руках у Симеона (как на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове, середина XII века; в миниатюре Менология деспота Дмитрия Палеолога 13 века из Бодлеанской библиотеки Оксфорда и многих русских иконах XV — XVI веков). Однако, все перечисленные примеры показывают лишь разные моменты передачи Младенца с рук на руки, описывающиеся в различных источниках. Так, в 5 песне канона празднику Космы Маюмского говорится, что Иисус был на руках у Пресвятой Девы: «Разумев, божественный старец проявленную древле пророку славу, руками слово зря матерними держимо. О, радуйся, вопияше, чистая, яко престол бо держиши Бога». А в одном из апокрифических евангелий указывается, что Симеон принял Младенца в свой плащ.
Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений возможно также выделить два других варианта иконографии праздника — Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон.
К первому варианту относятся икона из иконостаса Троицкого собора Троице — Сергиевой Лавры[7], икона из собрания Павла Корина (обе — XV в.), икона Сретения из праздничного чина церкви Николы в Любятове (к.1530-х — 1540-е гг.). В последней на престоле изображены ветхозаветные скрижали, что указывает на исполнение ветхозаветного законодательства и подчеркивает значение события как связи Ветхого и Нового заветов. Многочисленны примеры изображений на престоле Евангелия. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление Новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. (ил.3) В Сретении на Васильевских вратах, выполненных в сложной технике золотой наводки по медным пластинам (1336 г., Троицкий собор г. Александрова), на престоле находится не только Евангелие с крестом на лицевой стороне, но и другие богослужебные предметы — потир и звездица.
Чаще всего изображенный алтарь покрыт красной тканью. На новгородской иконе XVI века из собрания икон в Амстердаме на ткани изображен семиконечный крест. Уникальность иконографии образа заключается в трогательной подробности — в руках, сложенных на груди в знак смирения, Христос держит одного из жертвенных голубей. В древнерусском искусстве известен еще один пример изображения Младенца Христа с птицей в руке. На чудотворной Коневской иконе Божией Матери, известной в России с XIV века и, по преданию, принесенной св. Антонием с Афона, Иисус в левой руке держит голубя.
Что же касается другого варианта иконографии Сретения, то он пользовался на Руси не меньшей популярностью. На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород, середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытыми дверями, ведущими в Святая святых. Пророчица Анна с развернутым свитком с текстом на греческом языке «Сей Младенец сотворил небо и землю» изображена стоящей не за его спиной, как это было принято, а между Богоматерью и св. Иосифом в левой части сцены. На иконе Сретения из Спасо-Преображенского собора Твери (около 1450 г.), хранящейся в Государственном Русском музее, и иконе — таблетке из Сергиево-Посадского музея (конец XV — начало XVI в.) Мария держит Младенца на руках, а Симеон изображен встречающим их у входа в храм. Поскольку старец стоит на высоких ступенях, он с благоговением наклоняется к Младенцу как можно ниже. (ил. 5)
В XVII веке древнерусская иконография Сретения станет более детализированной и дополнится новыми сценами. Так, на иконе «Сретение» из Ярославского художественного музея в верхней части изображена Новозаветная Троица, а в нижней части — взывающие ко Христу из адской пасти ветхозаветные праведники. На иконе 1680-ых годов из праздничного ряда, приписываемого кисти Гурия Никитина (находится в том же музее), основная композиция «Сретения» дополнена в верхней части изображением благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исайи, и изображением явления ангела с орудиями страстей Богоматери, держащей на руках Христа.[8]
Сретение. Икона конца 16 века. Нижний Новгород. Иконография памятника имеет оригинальную деталь: младенец, сидящий на руках Симеона Богоприимца, благословляет двуперстно обеими руками, обратив взор к Богородице. Тем самым он соединяет своим благословением Ветхий и Новый заветы. Эта подробность традиционна для икон развернутой иконографии Сретения, распространившихся с XVII в. Колорит иконы, построенный на сочетаниях глинистых красок, сближает ее с произведениями иконописи Нижнего Новгорода и, в меньшей степени, Костромы. Композиция и рисунок фигур, личное письмо иконы позволяют датировать ее 1580-1590-ми годами. Памятник представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность; в силу редкости иконографических деталей имеет научное значение. Библиотекарь.Ру
[1] О сочинении «Паломничество ко святым местам», в котором описывается богослужение иерусалимской церкви конца 4 века см.: Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004. С. 138-144.
[2] См.: Рубан Ю.И. Сретение Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб.,1994.
[3] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 195.
[4] Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 72-73.
[5] Дюфрен С. Свеча в сцене Сретения в грузинском искусстве. Тбилиси, 1983.
[6] Dorothy C. Shorr. The iconographic development of the representation in the temple // Art Bulletin, 1946, March; переиздано в: Литвинов А.Е. Открытие иконы «Сретение» Андрея Рублева. М., 2000. С. 168-169.
[7] Этому памятнику посвящена отдельная статья М.В. Алпатова. См.: Алпатов М.В. Икона «Сретения» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Труды отдела древнерусской литературы. Т.14. 1958. С. 557-564.
[8] Костромская икона / Сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. Кат. № 130, ил. 218.
Картинки и поздравления
Сретение. Картина неизвестного художника по мотивам библейского сюжета «Сретение Господне»
Поздравления со Сретением
В языке нет каких-то устойчивых оборотов, подобных пасхальному поздравлению «Христос Воскрес!», которые были бы установлены православными обычаями. Поэтому, учитывая суть Сретения и ритуальное значение свечей в этот день, поздравление может обыгрывать тему пламени свечи, опираться на надежду на Господское благоволение и пожелание мирских благ. Например:
- Пусть свет свечи озарит вашу жизнь благословениями Господа. Желаем счастья и мира в жизни. Поздравляю вас со Сретением!
- Как человек в этот день встретил Бога, желаю и тебе встретить свою любовь, и благословит тебя Господь!
- Пусть Божий свет осветит путь к успеху и процветанию для всех вас!
- Пусть сегодня Господь изольет Свои благословения и вызовет улыбки на ваших лицах.
- Пусть каждый день будет ярким, как свет свечи. Пусть Богоматерь сохранит и защитит вас от невзгод и укажет путь счастья и процветания.
- Я желаю, чтобы в этот особенный день вы были осыпаны бесчисленными благословениями счастья и улыбок, роста и успеха, любви и тепла. Прекрасного праздничного дня!
- Посылаю тебе свои теплые пожелания, моя дорогая подруга! Желаю, чтобы каждая свеча, которую зажжешь в этом году, приносила больше радости и счастья! Позитива и духовного роста всем твоим друзьям! Счастливого Сретения!
- Мои молитвы на Сретение за тебя и за твоих близких. О любви и счастье, о здоровье и благополучии. Пусть каждый день твоей жизни будет ярче и счастливее прошлых. Сердечно поздравляю тебя и твою семью со светлым праздником!
- Шлю самые сердечные пожелания тебе, моя дорогая, по случаю Сретения… Отметь этот прекрасный день со своими близкими… Зажгите свечи с молитвами о счастье и благополучии!
Вспомните о родителях!
- Поминальные дни Родительская суббота и Радоница
- Как создать страницу памяти?
Текст молитвы
Перед иконой читается особый молитвенный текст «Сретение Господне». В молитве упоминается библейское событие из жизни Иисуса: Святого Младенца отвели в языческий храм и доставили праведному Симеону. В этот момент произошла встреча старого и нового религиозных движений. Христиане благодарят Всевышнего за Сына Божьего, прославляют Иисуса и Непорочную Деву.
Молитва на Сретение Господне
Господь Иисус Христос, Единородный Сын и Слово Божье, ранее виденное в пророке. Видимое как зеркало в предсказании, в последние дни этой плоти непорочной Пресвятой Девой Марией и в этот сороковой день в Святилище на Собрании всего мира Тобой, как Дитя, мы несем в объятиях праведного Симеона для спасения всех существ, носимых Адамом!
Если славно и славно твое жертвоприношение на руку Богородицы в храме Господнем и твое божественное собрание святым старцем! Сегодня радуются небеса и радуется земля, как если бы видели твои шествия, о Боже, шествия нашего Царя Бога, Который во Святом. В древние времена Моисей вознесся, чтобы увидеть вашу славу, но невозможно увидеть ваше лицо, когда вы открыли ему свою спину.
В самый яркий день вашей презентации вы проявили себя как человек в святилище, сияющее невыразимым Божественным Светом, и вместе с Симеоном они видят вас лицом к лицу, и своими руками они хватают и обнимают вас, так что они знают вашего воплощенного Бога, Который Он пришел.
За это мы прославляем невыразимое снисхождение и великую любовь вашего человечества, ибо своим приходом вы принесли небесную радость древнему падшему человеческому роду: своим праведным судом вы изгнали наших предков с небес на сладости в этом мире; и Ты превратил наш плач в радость, так что падший Адам больше не будет стыдиться твоего преступления, и твое лицо, которое ты призвал, не будет скрыто, потому что теперь ты пришел, так что возьми его грех на себя и омой его своей кровью и да, одень ее обнаженное тело в одежду спасения и одежду радости и укрась его как невеста красоты.