Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?


Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются? Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение. Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого — то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия. Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие — то добрые поступки… Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто — то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много — много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь. Так почему все — таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных. Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога. Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой — то не душевной, а духовной отдачи от него. Как — то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком — это один из 3 — х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение… Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь — бросить его и не встречаться ни с кем? — ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем — то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет…

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов — ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее: Самое первое, что тебе нужно сделать, — это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны. Второе — нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба — это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе. А если уже совершен какой — то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище — целомудрие. (Слово “целомудрие” — церковно — славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” — крепкий, здоровый — и от глагола “мудрствовать” — рассуждать, размышлять). Ответственность — один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно. О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом — победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене? — Что ты, батюшка, грех — то какой! — был ответ. Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
17.09.2004

Кремация

Кре­ма­ция – осо­бая тема. Сей­час в обще­стве актив­но обсуж­да­ет­ся этот, нетра­ди­ци­он­ный для пра­во­сла­вия, обы­чай сжи­гать (кре­ми­ро­вать) тела умер­ших. Вокруг него тоже мно­же­ство домыс­лов и суеверий.

Этот новый для Рос­сии обы­чай, кото­рый ста­но­вит­ся попу­ля­рен из-за отно­си­тель­ной деше­виз­ны, при­шел к нам с язы­че­ско­го Восто­ка. Восточ­ные рели­ги­оз­ные уче­ния содер­жат в себе идею реин­кар­на­ции (пере­во­пло­ще­ния), соглас­но кото­рой душа мно­го­крат­но при­хо­дит на зем­лю, меняя при этом телес­ные обо­лоч­ки. Поэто­му язы­че­ство видит в теле не храм души, а ее тем­ни­цу. Закон­чен срок пре­бы­ва­ния в оче­ред­ной тюрь­ме – нуж­но сжечь ее и пепел раз­ве­ять по ветру.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь доз­во­ля­ет кре­ма­цию толь­ко при обсто­я­тель­ствах непре­одо­ли­мой силы – отсут­ствии мест на клад­би­щах или край­ней ску­до­сти средств на погре­бе­ние. Все погре­баль­ные молит­вы, вклю­чая отпе­ва­ние, совер­ша­ют­ся над кре­ми­ру­е­мым без изме­не­ний. Перед сожже­ни­ем тела ико­ну или рас­пя­тие нуж­но вынуть из гро­ба, а вен­чик и лист с раз­ре­ши­тель­ной молит­вой оставить.

Сре­ди хри­сти­ан суще­ству­ет боязнь, что сожже­ние неми­ну­е­мо обре­ка­ет усоп­ше­го на адские муки (про­во­дят­ся парал­ле­ли меж­ду огнем кре­ма­то­рия и геен­ной огнен­ной). На сей счет еще во вто­ром веке апо­ло­гет хри­сти­ан­ства Мину­ций Феликс ска­зал: «Мы не боим­ся… ника­ко­го ущер­ба при любом спо­со­бе погре­бе­ния, но при­дер­жи­ва­ем­ся ста­ро­го и луч­ше­го обы­чая пре­да­вать тело зем­ле». В кни­ге мона­ха Мит­ро­фа­на «Как живут наши умер­шие и как будем жить и мы по смер­ти» чита­ем: «Каким бы спо­со­бом ни раз­ру­ша­лось наше тело, но эле­мен­ты его не уни­что­жа­ют­ся; и для все­мо­гу­ще­ства Божия из суще­ству­ю­щих эле­мен­тов воз­мож­но вос­кре­сить тело, будет ли оно сожже­но или съе­де­но зве­ря­ми. Эле­мен­ты, услы­шав глас Твор­ца, собе­рут­ся для испол­не­ния сво­е­го назна­че­ния соста­вить тело чело­ве­че­ское; собе­рут­ся точ­но таким же обра­зом, как услы­ша­ли глас Сына Божия рыбы и немед­лен­но собра­лись в сети, свя­ты­ми апо­сто­ла­ми по пове­ле­нию Иису­са Хри­ста в море опу­щен­ные. Сие есть вели­кая тайна».

Сле­ду­ет заме­тить при этом, что кре­ма­ция, с точ­ки зре­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви, – дей­ствие не нази­да­тель­ное; оно все­ля­ет в душу, ско­рее, отча­я­ние, неже­ли надеж­ду на вос­кре­се­ние. Посмерт­ная же участь каж­до­го усоп­ше­го нахо­дит­ся в руках Божи­их и не зави­сит от спо­со­ба погребения.

Заочное отпевание

В послед­нее вре­мя сло­жи­лось мно­же­ство суе­ве­рий вокруг чина заоч­но­го отпе­ва­ния. Этот вопрос заслу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния. В свя­зи с этим нуж­но пояс­нить ниже­сле­ду­ю­щее. Прак­ти­ка совер­шать отпе­ва­ние “заоч­но” может быть оправ­да­на толь­ко в том слу­чае, когда доста­вить усоп­ше­го в храм Божий не пред­став­ля­ет­ся возможным.

Ранее заоч­ное отпе­ва­ние допус­ка­лось Цер­ко­вью толь­ко в том слу­чае, когда тело усоп­ше­го было недо­ступ­но для погре­бе­ния (пожа­ры, навод­не­ния, вой­ны и дру­гие чрез­вы­чай­ные обстоятельства).

Сей­час это явле­ние ста­ло рас­про­стра­нен­ным: во-пер­вых, из-за отсут­ствия хра­мов во мно­гих горо­дах и селах; во-вто­рых, из-за доро­го­виз­ны транс­порт­ных и дру­гих похо­рон­ных услуг, вслед­ствие чего род­ствен­ни­ки умер­ше­го хри­сти­а­ни­на реша­ют сэко­но­мить на отпе­ва­нии. Послед­нее крайне при­скорб­но, так как луч­ше отка­зать­ся от поми­нок, вен­ков, над­гроб­но­го памят­ни­ка, но при­ло­жить все уси­лия и при­вез­ти тело в храм, в край­нем слу­чае, позвать свя­щен­ни­ка домой или на клад­би­ще. Тем не менее, Цер­ковь идет навстре­чу людям и в осо­бых слу­ча­ях совер­ша­ет заоч­ный чин отпе­ва­ния, несколь­ко сокра­щен­ный по срав­не­нию с обычным.

Заоч­ное отпе­ва­ние нуж­но зака­зать в день похо­рон, не забыв взять в цер­ковь сви­де­тель­ство о смер­ти. Доста­точ­но, что­бы в хра­ме молил­ся хотя бы один из род­ствен­ни­ков почив­ше­го. Свя­щен­ник даст ему вен­чик, сви­ток бума­ги с тек­стом раз­ре­ши­тель­ной молит­вы и куле­чек с зем­лей. Как уже гово­ри­лось, вен­чик нуж­но поло­жить на лоб усоп­ше­го, молит­ву – в пра­вую руку, а зем­лю рас­сы­пать по телу кре­сто­об­раз­но от голо­вы к ногам и от пра­во­го пле­ча к левому.

Быва­ет, что заоч­ное отпе­ва­ние совер­ша­ет­ся спу­стя какое-то вре­мя после похо­рон. Тогда погре­баль­ную зем­лю нуж­но рас­сы­пать по моги­ле, а вен­чик и молит­ву зарыть в могиль­ный холм на неболь­шую глу­би­ну. Если моги­ла очень дале­ко или в неиз­вест­ном месте, то вен­чик и молит­ву сжи­га­ют, а зем­лю рас­сы­па­ют на любой моги­ле, на кото­рой уста­нов­лен пра­во­слав­ный крест.

Отпе­ва­ние, как и Кре­ще­ние, совер­ша­ет­ся один раз. Но если нель­зя допод­лин­но уста­но­вить, был чело­век отпет или не был, нуж­но, не сму­ща­ясь, зака­зать заоч­ное отпе­ва­ние, и чем ско­рее, тем луч­ше. Верить в пред­рас­суд­ки – зна­чит быть в кон­фрон­та­ции с Церковью.

Поминальная служба и колдовство

Чтобы творить ворожбу, необходимы церковные атрибуты или то, что к ним приравнивается. Поэтому оккультисты стараются забрать себе воду после обмывания покойника, а также веревки и платки, коими его связывали.

Родственники, согласно суеверию, после выноса тела переворачивают табуретки из-под гроба, чтобы никто из живых случайно не сел. Зеркала завешивают темной плотной материей, чтобы душа покойного не увидела себя. Иначе она останется неприкаянной на земле.

А поминальная служба по живому человеку обязательно станет причиной его гибели. Это яркий пример магической манипуляции. Люди верят, что через церковные таинства возможно добиться определенных эффектов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: