Сколько зарабатывают служители церкви с 2022 года, или почему в России так много храмов

Чтобы понять, что собой представляют нынешние «монастыри», — разрушающиеся, ибо люди в монахи идут, мягко говоря, неохотно, расстриг становится все больше — полезно обратиться к мнению жителей поселков, проживающих по соседству.

Предлагаем вашему вниманию расшифровку видеоинтервью с жителем пос. Соловки (Соловецкие острова), 25 авг. 2018 г.

1,5 млн просмотров, более 5 тыс. комментариев (10:00, 30 августа 2022 г.)

Обращаем внимание на то обстоятельство, что начиная с 2009 г. в судьбе современной Соловецкой обители деятельное участие принимал валаамский наместник епископ Панкратий Жердев, внедривший в этот и другие угасающие монастыри свое изобретение — «Вахтовый монастырь». Предполагалось, что монахи будут перемещаться из монастыря в монастырь «по кругу».

Видно, не помогло: по словам соловецкого жителя в монастырской трапезной питаются всего 8 (восемь) монахов — маловато! На коллективных фото 20–30 монахов и иноков насчитывается, без трудников, разумеется. Но местным людям виднее!

На самом деле, соловчанин рассказывает о типичных монастырских нравах и обычаях.

«Уважаемые участники совещания, главной проблемой Соловков является отсутствие комплексного подхода к сохранению культурного и природного наследия архипелага»

Из выступления патриарха Кирилла на Попечительском совете по возрождению Соловецкого монастыря

Сколько зарабатывают церковнослужители

В больших городах зарплаты высокопоставленных священников могут достигать доже миллиона рублей, а вот в глубинке нередко можно встретить служителей, которые вовсе не получают деньги за свою службу в церкви и зарабатывают на жизнь мирским трудом.

Как правило, размер заработной платы для служителя церкви – это определенный процент от пожертвований. Следовательно, в разных храмах можно получать разные деньги.

Так как церковь не является коммерческой организацией, она должна самостоятельно заниматься своим обеспечением. У РПЦ есть ряд своих предприятий, которые за счет прибыли содержат 34,5 тысячи храмов и 293 епархии. При этом «убыточные» церкви могут обращаться в вышестоящие епархии и просить финансовую помощь.

Смотрите также:

Сколько зарабатывают полицейские разных стран

В России

В Москве обычный священник может получать около 80 тыс. рублей, в Петербурге – около 50 тыс., а вот в глубинке он может жить на минимальную зарплату, или даже ниже. Все зависит от прихода, ведь в больших городах и региональных центрах больше людей, они более обеспеченные, кроме того, у многих храмов есть свои богатые покровители. В глубинке же и людей меньше, и их доходы, как правило, не позволяют делать весомые пожертвования.

Настоятели храма считаются своеобразными начальниками над священниками: они следят за порядком, исполнительностью и воспитанием своих подчиненных. При этом их зарплата в больших населенных пунктах вполне может достигать миллиона.

Епископы – это высший сан в православной церкви. Доходы такого церковнослужителя могут исчисляться даже несколькими миллионами, но точных цифр никто не знает.

Оценить состоятельность можно разве что по внешнему виду и предметам роскоши, которые они имеют. Например, давний скандал с невероятно дорогими часами патриарха Кирилла ясно дал понять, что он богат не только духовно.

За рубежом

Есть страны, в которых священники считаются государственными сотрудниками и получают заработную плату на общих условиях. Такая система действует в Германии, Бельгии и Франции. К примеру, бельгийский священник поучает не больше 2 тыс. евро, а епископ – около 6 тыс. Французы же более скромные, и у них священник получает 950 евро (что ниже минимальной зарплаты), но при этом у него есть возможность пользоваться бесплатным жильем и всеми льготами госслужащих.

В Италии для выплаты пенсий и зарплат священникам существует специальный фонд, и средний доход обычного церковнослужителя колеблется в районе 800 евро. В США духовенство может рассчитывать на 1-2 тысячи долларов.

«Острова Преображения»: попьют тут, погуляют, побесятся — и улетели!

— Соловки называют еще как «острова Преображения». У вас произошло «преображение» как-то души?

— Преображение — как? Вот в данный момент, сейчас, чувствуется упадок Соловков. Упадок. Соловков.

— Но ремонтируют ведь столько! Строят.

— Ну, это все, понимаете ведь, что строят? Строят только один кремль [Соловецкий кремль] — [и] все!

— А вот гостиницу эту?

— Вот эту вот гостиницу? Это частные руки сделали. Вот эти гостиницы, одна и вторая — вон там изба — это построили депутаты Государственной думы. Пять депутатов Государственной думы скинулись: миллионы, которые наворовали, куда-то надо девать, вот они и построили. Вот сейчас сезон кончится, они прилетят на чартерном самолете из Домодедово [московский аэропорт], попьют тут, погуляют три дня, кругом охрану поставят, закроются, побесятся — и улетели! Вот и вся эта власть. Вот и вся эта власть. И много тут такой власти.

Какими льготами пользуются служители церкви

Православное духовенство в России официально освобождено от подоходного налога от своего бизнеса. Это право действует только на производство и реализацию церковной атрибутики, например, свечей.

Если же приход решит, что на территории церкви уместно было бы торговать мягкими игрушками или продуктами питания, налог от такой торговли все же нужно будет отдавать государству.

Также каждый представитель церкви имеет право на отпуск от 20 до 30 дней, но для церковнослужителя он особенный. Даже на отдыхе он должен выполнять свои главные обязанности: молиться, причащаться, исповедовать.

Смотрите также:

Сколько зарабатывают депутаты разных уровней в России в 2022 году и почему нам так не жить

Верные и неверные

В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.

— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.

Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».

— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.

Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.

— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки… Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».

Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.

Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому

Получают ли священники пенсии

В советское время они не могли претендовать на пенсию, но с 2004 года церковь официально делает отчисления в Пенсионный фонд за каждого из своих сотрудников. Суммы, как и зарплаты, напрямую зависят от каждой отдельно взятой церкви. Монахи же, как правило, даже получая пенсию, отдают ее на нужды обители.

Как оказалось, церковная карьера мало чем отличается от мирской. Священники так же занимают разные должности, ходят в отпуск, получают фиксированный оклад и премии. Да и карьеру им тоже всегда нужно начинать с малооплачиваемой работы, постепенно увеличивая опыт и, соответственно, оклад.

Власть: футбол с пацанами. Сход подождет

— Сюда приезжал губернатор. Прилетел. На четырех самолетах прилетел губернатор! Привез Валуева, Третьяка, привез там еще шушеру, все правительство Архангельской области. На кой вы сюда приехали? За чей счет? И здесь футбольные баталии организовали с пацанами. Бабки ходили, наши жители, плевались, *я…. А потом его [губернатора] попросили: Вы хоть сделайте сход, люди хотят, чтобы вы всех собрали, претензий много у людей. А он этого не сделал — сел и улетел! Это что, власть?! Кому нужна такая власть?! Все о себе, тот же Третьяк, Валуев. Валуев обещал школьникам: мы вон там стадион построим, вот там за школой, будете в хоккей с мячом играть. До сих пор играют и его вспоминают: привез, там, где-то штук с тридать клюшек, мячиков этих оранжевых «Хоккей с мячом», форму, форму подарил, а где играть-то? На дорогах? На снегу?! Где играть-то?!

— Ну, патриарх-то приезжал на Соловки?

— Патриарх приезжает каждый год. Ну и что? У него одно дело — о политике. Он прилетел, он прилетает, — к нему не подступиться. Его хлеще, чем Путина охраняли в 2001 году. Я возил [тогда] овчарок Путина, охрану возил, когда он приезжал в 2001 году. Как раз он сюда приехал 20 августа 2001 года.

Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг.*

ГодЧис­ло богаделенКоли­че­ство мест
184121363
185119438
186123709
187136687
1881511050
1891731606
19001231774
19141692252

[] Пре­об­ра­жен­ский И. Указ. Соч. Все­под­дан­ней­ший отчет обер–прокурора Св. Сино­да… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг.*

ГодЧис­ло больницКоли­че­ство мест
1841377232
1851435500
1861464739
18714771086
1881445990
18914501386
19005032027
19145502698

[] Пре­об­ра­жен­ский И. Указ. Соч. Все­под­дан­ней­ший отчет обер–прокурора Св. Сино­да… за 1900 год. То же за 1914 год.

Численность монашествующих в 1825–1914 гг.*

ГодМона­хиПослу­шникиМона­хиниПослу­шницыИто­го
1825372720151882345611080
1840512232592287458315251
1850497850192303623018530
1860564855542931766921802
18705750571032261141226098
18806481290247591407128213
18907189552373062026840286
190085788090100823153358283
19141184594851728356016

[] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Пре­об­ра­жен­ский И. Оте­че­ствен­ная цер­ковь по ста­ти­сти­че­ским дан­ным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да К. Побе­до­нос­це­ва по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1914 год. Пг., 1916.

Из каких сословий выходило монашество (на примере 1843 г.)*

Сосло­вия и социаль­ные группыМуж­ское попол­нение (кол-во чел.)Жен­ское пополнение (кол-во чел.)
Духо­вен­ство133 (51%)19 (20%)
Дво­рян­ство19 (7,3%)15 (15,7%)
Отстав­ные ниж­ние чины2 (0,7%)
Раз­но­чин­цы34 (13,1%)25 (26,3%)
Купе­че­ство и мещанство54 (20,6%)19 (20%)
Лица сол­дат­ско­го звания1 (1%)
Воль­но­от­пу­щен­ные3 (1,1%)8 (2,1%)
Кре­стьяне14 (5,4%)14 чело­век (14,7%)
Все­го монашествующих25995
Ито­го354

[] Извле­че­ние из отче­та обер–прокурора Св. Сино­да за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.

Количество монастырей в 1825–1914 гг.*

ГодМуж­ские мона­сты­риЖен­ские монастыриВсе­го монастырей
182537799476
1840435112547
1850464123587
1860477136613
1870445154599
1880450168618
1890496228724
1900503325828
19145504751025

[] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Пре­об­ра­жен­ский И. Оте­че­ствен­ная цер­ковь по ста­ти­сти­че­ским дан­ным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да К. Побе­до­нос­це­ва по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1914 год. Пг., 1916.
[] В том чис­ле архи­ерей­ские домы.

Разрешённые религии

В основной закон страны (конституция) заложена свобода вероисповедания. Отсутствует уполномоченный государственный орган по контролю над деятельностью религиозных организаций.

Данное положение вещей может измениться – в 2008 году была внесена соответствующая поправка в закон о религиозных объединениях. Первый прецедент – создание управления по делам религий в Татарстане (на основе преобразования профильного совета при каб.мин. республики).

Государственная религия

Россия является светским государством, не одно из вероисповеданий не может быть признано государственной религией на официальном уровне. Православие являлось частью национальной идеологии страны с момента объединения русских княжеств в единое Московское царство.

После революции семнадцатого года и преобразования Российской Империи в Советский Союз, утратило свое значение на государственном уровне. При этом, для значительной части населения устоявшиеся религиозные традиции сохранились. Именно православие стало основным вероисповеданием для большей части народов страны по ряду причин:

  • Костяк Российской империи составляли русские княжества с православным большинством.
  • Дальнейшее расширение государственных границ привело к поглощению целого ряда небольших национальных образований.
  • Постепенно происходило смешивание местного населения с основной титульной нацией империи – ассимиляция. Процесс развивался на этническом и культурном уровнях.
  • У целого ряда малых народов долгое время сохранялись традиционные верования (в природу, предков, многобожие). Такие направления не имели проработанной теоретической базы, потому быстро замещались православием, как более структурированным учением.
  • Многие страны, вошедшие в состав империи уже позже, изначально выбрали православие основной верой (Пример: религия грузин, армян).
  • Присоединение в состав страны крупных наций, не имевших государственности (православное большинство населения современной Украины тогда не имело собственного государства).

Перечислены ключевые факторы становления православия государственной религией Российской империи. Культурная ассимиляция целого ряда народов сохранила значение этого направления христианства после потери государственного статуса.

Религия – основа этики взаимоотношений между людьми в обществе, между человеком и государством. Это закладывается на подсознательном уровне, формирует традиции и нормы жизни. Эти причины создают возможность для возвращения православию статуса государственной религии России на официальном уровне.

Большинство населения вероятно поддержит подобный вопрос на референдуме, если таковой состоится. Но существуют риски: множество малых народов на территории страны исповедуют другие направления веры. Выделение какой-либо одной религии, может привести к межнациональным конфликтам, сепаратизму отдельных территорий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: