Как себя вести после причастия? Как правильно причащаться?


Когда появился ритуал?

В истории мало сведений о том, каким образом все происходило в те далекие времена. Но известно, что ритуал причастия был утвержден именно Иисусом Христом во время празднования еврейского праздника — Пасхи, перед скорым Его распятием.

благословение Христа

На Тайной вечере Иисус объяснил своим ученикам новый смысл традиционных, всем привычных, блюд. Взяв приготовленный для празднования хлеб, Он благословил его и назвал Телом Своим, предложил им отведать вина, назвав ее Своей Кровью.

Здесь высказано желание Христа к регулярному проведению Таинства Причастия.

После причастия употребляют запивку и съедают просфору, но это не обязательно

Запивка (теплота) — это тёплый напиток, которым принято запивать Причастие. Смысл в том, что хлеб, который называется Плотью Христа, должен попасть внутрь человека целиком. Если какие-то крошки человек сплюнет или выкашляет, это считается не лучшим тоном со стороны верующего.

Конечно, грехом это не назвать, но сама идея Причастия состоит в том, чтобы употребить частицу Христа, а не раскрошить её. Дабы избежать неудобных ситуаций, придумана запивка. В каждом храме это может быть разный напиток:

  • Тёплая святая вода;
  • Ягодный морс;
  • Вино, разбавленное тёплой водой.

Идея в том, чтобы полностью промыть рот от остатков евхаристического хлеба. Но здесь нет никакой принудиловки. В само церковное Таинство Причастия запивка не входит, так что от неё вполне можно отказаться.

Можно даже запить чем-то своим. В этом ничего страшного нет.

Значение Таинства

Причастие в христианстве представляет собой Таинство освящения пресного хлеба и вина для применения их при проведении церковной службы. В храмах оно занимает основную часть богослужения. Таинство дает возможность приблизиться к Богу, присоединиться к Нему.

чаша и хлеб

Нельзя понимать слова Христа про кровь и плоть, потребляемые в пищу, в прямом смысле этих слов — поедать. Ведь говорил Он это будучи живым. Понимать надо так: Иисус Христос соединился с продуктами, став с ними единым целым, и съедать их надо осознанно, понимая, что это частица Бога, которая будет в нас, при этом души наши словно присоединяются к жизни вечной в Царствии Небесном.

При причастии создаются условия для единения природы Творца с Его творением. Это единство было до вкушения запретного плода. Евхаристия — попытка снова оказаться в когда-то утраченном раю. Желательно каждому христианину чаще причащаться, чтобы присоединиться к Божеству, принять жизнь вечную и спастись — это есть высшая цель таинства.

О пользе сна и сиесте

Современный человек прежде всего должен определить, какой образ жизни он ведёт. Если он имеет семью и работу, ему необходимо достаточно спать. Что касается дневного сна, то давайте вспомним южные народы, в жизни которых есть обязательная сиеста — время, когда они отдыхают днём. Испокон веков люди отдыхают в период после полудня, потому что в тех краях это самое жаркое время. Этой традиции — не год и не пять, а столетия, причём она распространена и среди христианских народов, при этом не мешает их духовному развитию.

Святой Иоанн Лествичник говорит о сне как и о пище и питье: они плохи тогда, когда мы позволяем себе излишества в них. Однако сон — это не та сфера, в которой легко излишествовать. Человеку сложно спать больше, чем нужно. Сон, как правило, цикличен, и запросто привычную меру сна изменить очень сложно. Это заметно по выходным дням, когда возможность поспать подольше есть, но воплотить её в жизнь не получается: человек просыпается в привычное время, проспав привычное количество часов.

Святой Иоанн Кронштадтский в своих дневниках писал о пользе сна, святой Феодорит Кирский призывал не только трудиться, но обратить внимание «на сон как на утешение от трудов». То есть даже у святых говорится о необходимости достаточно отдыхать, чтобы подкреплять силы. Всё должно быть соразмерно нашим силам и образу жизни. Если мы сокращаем время сна, надо понимать, для чего мы это делаем, и стараться придерживаться адекватного режима. Если человек чувствует необходимость днём отдохнуть, потому что вечером ему нужно заниматься семьёй, чистить, гладить и так далее, то как можно отказывать ему в желании подкрепить свои силы? Кто его осудит?

Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

благословение даров

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Как надо?

Отвечу с уверенностью: спать днём — не грех. Сон — это такое же естественное состояние человека, как и бодрствование. Физиология сна циклична, и если человек спит, это ему необходимо. Сон вообще не греховен. Вспомним книгу Бытия, в которой говорится, что Господь, создавая Еву, ввёл в сон Адама. Бог не может делать ничего греховного. Если говорить о функции сна в физическом мире, то она очевидна: сон даёт отдых живому организму. Спят млекопитающие, птицы, рыбы, рептилии и даже насекомые.

Гигиена сна предполагает, что здоровый сон человека длится 8-10 часов в сутки. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что идеальное время для сна — с 22:00 до 06:00. В этот период организм человека восстанавливается наиболее полно. Но не всегда у людей получается соблюдать эти условия, да что там — мало у кого на планете есть возможность спать в таком режиме. Существует даже такое явление, как депривация сна — недостаток или полное отсутствие сна и всевозможные расстройства, связанные с этим.

Впервые в Церкви

К человеку, впервые пришедшему в храм, отношение менее строгое, чем к церковному. Долгое время прожив с грехами, без Бога, под старость лет можно раскаяться, захотеть улучшить себя, изменить жизнь, покаяться. Такой человек приходит за спасением к Богу, и запретив причастие на длительный срок, можно потерять его совсем. Ведь он просто не доживет до конца запрета, или, посчитав себя отвергнутым Церковью, будет жить прежней жизнью, забыв о Боге.

Исповедь и причастие в первый раз часто разрешаются священником даже без соответствующей подготовки. Все зависит от тяжести грехов этого человека. Молитвы человек почитает потом, получив все наставления и разъяснения о том, как себя вести после причастия. Здесь всю ответственность за этого человека священник берет на себя.

Монашеская аскеза в жизни мирян

С другой стороны — недостаток сна может быть обусловлен жизнью человека, стать его осознанным выбором. Бывает, что верующий отказывается от сна добровольно — для того, чтобы посвятить это время молитве или другим духовным подвигам. Если говорить о православной традиции, то важно понимать: все святые отцы, рекомендующие ограничение сна, говорили прежде всего о монашеской жизни. Непонятно, почему человек, обременённый семьёй, имеющий работу, требующую, как правило, внимания и ответственности, решает ориентироваться на монашескую аскетику. Представим, что ограничивать себя во сне начнёт водитель транспортного средства, хирург, токарь. К чему это приведёт? — ответ очевиден. Как говорит апостол Павел, любая добродетель должна быть с рассуждением. Бдение, то есть сокращение сна, — это не цель жизни христианина, а лишь одно из средств духовного совершенствования — предназначенная, ещё раз подчеркну, не для мирского человека.

Более того: святые отцы утверждают, что новоначальный инок должен спать не менее семи часов в сутки. И не говорится, сколько времени человек может пребывать в этом статусе новоначального — год, два или десятилетия, ведь у каждого своя мера, свои возможности. Мне вспоминается в этой связи юноша Досифей, которого духовно окормлял преподобный авва Дорофей. По наблюдению братии, «они действительно не видели, чтобы Досифей особенно подвизался или вкушал пищу через день, как делали некоторые из бывших там, или чтобы он бодрствовал прежде обычного бдения, но и на самое бдение вставал не к началу; также не видели, чтобы он имел особенное воздержание, но, напротив, примечали, что если случайно оставалось от больных немного соку или рыбьих голов или чего-нибудь подобного, то он ел это», — и всё же за пять лет Досифей прошёл путь от неверующего человека до святого.

Перед причастием

Причастие совершается только после исповеди. Исповедь, или покаяние, — это церковное таинство, когда человек осознанно раскрывает все грехи перед Богом, имея намерение расстаться с ними навсегда, и свидетелем здесь является священник, который молится о помиловании исповедующегося.

исповедь на коленях

Глубоко осознав свое греховное поведение, полностью раскаявшись, надо сразу приступать к изменениям, соблюдая правила поведения после исповеди и причастия. Только так можно получить Божью милость.

Как правильно причащаться?

Право на причастие в Церкви имеет крещенный священником православный христианин, обязательно принимающий Священное Писание.

Для правильного причастия человек должен заранее хорошо подготовиться. Он обязан несколько дней поститься, читать молитвы ко Святому Причастию и исповедаться.

исповедь в храме

Поститься — значит не принимать в пищу мясо животных, молочные продукты, яйца, а иногда и рыбу. Надо отказаться от всех видов развлечений, также и от супружеской близости, воздерживаться от злости, ругани. Посвятить свое время изучению церковной литературы, Евангелия, хождению в Церковь и домашнему чтению молитв.

Обязательным считается чтение молитв утром и вечером, включая специальные тексты перед проведением причастия. Прочитать каноны можно за несколько дней, а Последование читается перед причастием.

Без покаяния причастие недопустимо. Грехом является все, что направлено против решений Бога. Господь дал заповеди с выражением воли Его. Готовясь к исповеди, желательно вспомнить притчу о Страшном Суде и Нагорную Проповедь Иисуса. Надо вспомнить все тяжелые и мелкие грехи, не отпущенные ранее, а идущим впервые — начиная с семи лет. Прося прощения себе, самим простить всех обидевших вас.

Церковь рекомендует мирянам исповедаться каждый месяц. Это позволяет осознанно относиться к окружающему миру, находиться в христианской вере.

Во время Причастия можно не пить вино, а употребить виноградный сок, но это не приветствуется

Одна из самых болезненных тем для Церкви — это нежелание многих людей пить вино, которое символизирует Кровь Христа. Происходит это по двум причинам:

  1. Сомнение в том, что нужно именно вино. В пасхальную ночь в Иерусалиме не должно было быть на столе ничего квасного, так что вряд ли Христос использовал напиток с дрожжами и алкоголем. Он и сам говорит: «Буду пить от плода сего виноградного», а не «Буду пить вино». Многие убеждены, что Спаситель пил виноградный сок. В Библии 15 разных слов переведены как просто «вино».
  2. Отказ от употребления алкоголя. Тут могут быть и идеологические, и медицинские причины. Скажем, у человека болезнь, язва. Неужели ему так обязательно пить алкоголь. Не уж-то Бог не причастит чем-то иным?

Часто одна причина наслаивается на другую. На самом деле Богу всё равно, каков уровень брожения в напитке. Библия не даёт никаких рекомендаций. В годы гонений священники причащались водой в тюрьмах, и ничего страшного.

Другое дело, что не просто подыскать приход, где батюшка согласиться отказаться от традиции и пойти навстречу. Но богословских препятствий для этого нет.

Мозаика, на которой Иисус совершает первое Причастие — даёт апостолам свою Кровь

Как себя вести после причастия?

Причастившись, человек получил Божий дар, удержать который в себе очень сложно. Пренебрежительное отношение к нему может обернуться неприятностями. Надо просить Бога помочь удержать в себе этот дар как можно дольше, не вернуться к бывшим грехам.

В этот день надо особо следить за своими словами и мыслями, беречь свое сердце от всевозможного зла. Благодарить Бога за допущение к причастию. Мы не всегда довольны всем в жизни. Но ведь Всевышний всегда делает то, что лучшее для нас, поэтому надо чаще благодарить его за все, что имеем в этой жизни.

Весь день надо поддерживать в себе чувство любви, умиротворения, спокойствия. Лучше отказаться от тех дел, которые нарушают ваше мирное душевное состояние. Если возможно, надо, уединившись, заняться чем-то полезным для души, ведь дьявол именно в этот день прилагает больше усилий к введению человека в искушение. Желательно несколько раз в день читать молитвы после причастия. Они не длительные и не займут много времени, но увеличивают чувство благодарности Богу, способствуют желанию причаститься снова.

Бывают случаи, когда ребенок после принятия святого таинства срыгивает, тогда надо салфеткой убрать все и потом сжечь и закопать в землю. То же надо сделать и с одеждой, на которую попали капли Крови Господней, чтобы никто не смог осквернить их. Можно это сделать, принеся вещи в Церковь, и там их сожгут. Это повод для покаяния.

исповедь девушки

Существует множество суеверий по поводу правильности своего поведения в день причастия. Дело в том, что издано немало литературы о том, как подготовиться, а вот что делать после причастия, — практически нет.

Некоторые считают недопустимыми поцелуи, даже детей и икон, в боязни потерять благодать. Этого нет в церковных книгах. В день причастия можно целовать и иконы, и руку священника, и детей, и родителей.

Земные поклоны лучше оставить до вечера, но если на церковной службе надо становиться на колени, причастившийся тоже имеет право и даже должен делать это. В Священных Писаниях нет ограничений на домашние дела. Важно сохранять в себе радость и благодарность Всевышнему.

Надо постараться до обеда отстраниться от дел и посвятить это время своему душевному состоянию, но если причащались в рабочий день, то должны трудиться.

Много суеверий связано с едой. Что есть, как и вообще можно ли есть после причастия? Существует поверье, что нельзя есть рыбу, так как придется вынимать кости изо рта, нельзя грызть семечки, дабы не плеваться. Относится это к плодам и ягодам с косточками. Просто люди боятся с шелухой выплюнуть и частицу Тела Господня.

причастие ребенка

Все это не имеет никакого смысла. Частички Святых Тайн нельзя выплюнуть, растерять. Ведь, причастившись, вы съели антипод, выпили запивку и еще съели просфору, во рту нет уже частичек Тела и Крови Христовой. Если человек очень уж опасается, то может воздержаться от еды с косточками.

Некоторые считают невозможным после принятия Святых Тайн употреблять мясо. Перед причастием Церковью назначен пост для того, чтобы мы через воздержание смогли настроиться на благоговейное принятие величайшей святыни. Если нет поста, то после причастия можно есть всю пищу, данную Богом. В церковных правилах имеется ограничение только на количество пищи и вина, чтобы не стошнило в этот день. Надо быть умеренным в еде и вине.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

К Чаше человек должен подходить со скрещенными на груди руками. Эта традиция связана с тем, чтобы одновременно всем своим телом выражать благоговение перед Святыней и в то же время избавить человека от излишних движений руками, которые могут выбить Чашу из рук священника. После причащения Святых Христовых Таин человек должен с закрытым ртом, не целуя иконы или руку священника, отойти к специальному столику, где поставлена так называемая запивка, т. е. чашечки с вином, разбавленным водой, и лежат нарезанные просфоры. Причастнику необходимо скушать просфору, выпить «запивку» (желательно тщательно прополоскать рот и глотнуть), чтобы остатки частички Святых Даров попали в кишечник, а не оказались выплюнутыми на храмовый пол случайно по небрежности. После этого человек вправе и иконы целовать, и под благословение подходить, и приветственно лобызаться с братьями и сестрами.

Сам же день, в который вы причастились, желательно провести благоговейно: в молитве, чтении духовной литературы, без пьянства и чрезмерного объедения.

Все же остальное, как то: не целовать иконы, крест, руку священника, не обниматься (имеется в виду братское приветствие, принятое в наших храмах с древнейших времен), «чтобы не была отобрана от причастившегося Божья благодать», является выдумкой и суеверием. Не церковной, но околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом.

Нужно понять, что во всех Таинствах и обрядах Церкви присутствует здравый смысл, которым во многом и нужно руководствоваться. Церковные обряды лишены магизма, надуманности и фантазирования. Они четко построены на вероучительных догматах и Богооткровенных истинах, а не на «бабьих баснях», как писал святой первоверховный апостол Павел. Почему же после Причастия, когда уже запил, нельзя целовать крест? Разве крест это не святыня? Или икона не святыня? Таким образом, человек, считающий так, имеет суетную веру. Ведь он собственное или чужое фантазирование ставит выше канонов церковных.

Печальным фактом является то, что иногда подобными традициями внешнего обрядового благочестия, не имеющими ничего общего с церковными канонами, «заражены» целые приходские общины.

Грустный результат подобных выдуманных своевольных традиций – своеобразный околоцерковный магизм, пытающийся превратить богослужение в некую выхолощенную форму движений, поворотов и поклонов.

Но Православие это свобода, это Дух истины в первую очередь.

Тем более печально, когда человек не хочет уделить после Причастия внимание своему ближнему (если, конечно, это не постыдное грешное какое-нибудь дело), боясь, что тот отберет у него благодать. Это совсем уже языческое представление. Так как языческая магия основана на эгоизме – на приобретении благ для себя.

В основе же христианства – жертвенность, жертвенная любовь. Именно она угодна Богу. В житии преподобного Кукши Одесского есть эпизод, когда киевский епископ Антоний сподобился в торбочке с сухарями передать ему в сибирский лагерь, в заключение сто частичек Святых Даров. Преподобный Кукша мог бы сам Ими причащаться почти полгода. Но он поступил иначе. С ним на лесоповале находились десятки священников и монахов. Он поделился с ними. В одно утро причастилось около ста человек. Многие из них – в последний раз в жизни.

Мне кажется, что именно за такую жертвенную братскую любовь нас друг к другу Всевышний удостоил его святости.

И нас он тоже может удостоить этой святости, если мы будем в храме искать Бога, искать любви друг к другу.

Мне кажется, что подобные вопросы должны стать темами воскресных школ в рамках изучения церковного Устава. Со священнической стороны, хочется сказать, что нельзя нам, пастырям, оставлять людей один на один с такими вопросами. Нужно вести разъяснительную работу, чтобы выдуманное одним человеком и подхваченное другими и (даже!) целыми поколениями не затвердело, не превратилось в устойчивую традицию, не приводящую людей к Богу, но, наоборот, уводящую их от Него.

Иерей Андрей Чиженко

От чего надо воздержаться?

Что нельзя делать после причастия, чтобы не навредить своей душе, не навлечь на себя беды? Православная церковь советует сохранять чистоту телесную и занять мысли молитвами.

Придя из церкви, не стоит спать, ведь нам надо сохранить полученную благодать. Надо бодрствовать, читать Священные книги, занять свои мысли думами о Боге, ведь это самое благодатное время для восприятия нашим умом тайн Господних. Так чувство душевного праздника останется в нас на больший срок.

Нельзя в этот день устраивать шумных развлечений, вступать в интимные супружеские отношения. Надо воздержаться от гнева, злости, ссор, а время и силы направить на изучение Евангелия.

Молитвы после

Вечером читаются Благодарственные молитвы после причастия. Установлена важная последовательность при чтении этих пяти молитв, это дает возможность верно освободиться от греховности, поможет в следующих прошениях, верно поблагодарить святых.

В начале идет прошение к Всевышнему, которое позволяет полностью исцелиться и оградит от недоброжелателей. Можно читать молитву после причастия и на русском языке.

Следующей читать надо молитву Святому Василию. Она благодарит Бога за все нам данное. Третьей читается молитва Симеону Метафрасту. Он обращается к Всевышнему с просьбой защитить православных от греха и оградить от дурного.

Следующей молитвой идет прошение с глубоким смыслом. В ней просят Бога быть милостивым к нам на Страшном Суде и даровать душам нашим вечную жизнь.

Заключительная молитва посвящена Пресвятой Богородице. Дева Мария считается символом праведности и основной нашей заступницей. Только она может сделать невозможное, упросив сына своего простить грешных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: