Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда люди, именующие себя христианами, утверждали, что достаточно верить в Бога, а хождение в храм – это слишком.
В таких случаях у меня на языке постоянно крутятся вопросы: «В какого Бога вы верите? Кто такой Христос? Зачем Он пришел на землю, пострадал, умер и Воскрес? Почему Иисус Христос назван Спасителем?» и т. п. Вот и получается, не имея возможности, хотя бы для самих себя, ответить на эти вопросы, «христиане» верят вообще непонятно в кого, а в таком случае действительно в храм ходить незачем. Вера – это не какая-то абстракция, не вопрос вкусов или эстетических предпочтений, она должна быть конкретной, определенной. Одними из важнейших вопросов, имеющих непосредственное отношение к вечной участи человека, являются вопросы: «Почему Христос Спаситель? Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? От чего Он нас спас?». Ответ на них формирует наше мировоззрение и напрямую влияет на преображение из «христиан» в христиан.
О Христе как Спасителе кратко
Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:
- греха;
- проклятия;
- смерти.
Раскрытие каждого из этих пунктов можно найти в Священном Писании, ведь именно Библия является одним из основных источников христианских догматов. В Послании к ефесянам апостол Павел указывает, что во Христе, по изобилию благодати, мы обретаем искупление и прощение грехов (Еф. 1, 7). В послании к Галатам читаем, что Иисус «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Свят. Григорий Богослов здесь поясняет, что Господь испытал проклятие человечества на Себе, понеся наши страдания и болезни, возникшие в результате беззакония. В послании же к Евреям находим указание, что Сын Божий воспринимает наши плоть и кровь, дабы Своею Смертью упразднить того, кто владеет смертью, т.е. дьявола, а также избавить нас от его власти, как подверженных страху смерти (Евр. 2, 14-15). Получается, что дьявол и смерть связаны и в спасении от смерти мы подразумеваем также спасение от власти «князя мира сего». У прп. Ефрема Сирина, как и многих других отцов, можно встретить, скажем так, расширение этой мысли до понимания вечной смерти, простирающейся далеко за границы земного пути человека.
Бог любит человека и желает ему только счастья.
В чем заключается счастье? Какого человека можно назвать счастливым?
Счастливым можно назвать человека радостного, которому хорошо, которого любят, защищают…
Человек счастлив, когда он находится в любви, в радости и под защитой. Еще счастливого человека называют блаженным. Бог стремится дать человеку счастье, блаженство, которым обладает Сам. Ради этого Он (Бог) стал человеком и пришел на землю к людям.
Слово «счастье» происходит от слова «часть», по-другому его можно произнести как «соучастие», т.е. совершение чего-либо вместе, сообща. Бог, став человеком, сделался частью человечества, одним из людей. Он, таким образом, подарил Себя людям, чтобы они могли видеть и слышать Бога-Творца, учиться у Него добру, радости, любви – тому, что необходимо для счастья.
Став человеком, Господь приобрел человеческие свойства, в том числе собственный человеческий облик. Родившись среди людей, Бог получил человеческое имя – Иисус Христос.
Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы спасти всех людей от самого большого зла. Христос пришел спасти людей от смерти. Он Своим собственным примером показал, как нужно жить, чтобы воскреснуть и жить вечно и счастливо. Никто и никогда больше этого не сделал, только Христос. Поэтому Его называют Спасителем.
Каковы были самые важные моменты жизни Христа?
Рождество Христово
Так случилось, что Мария — мать Господа Иисуса Христа, будучи беременной, оказалась вдали от своего дома — в городе Вифлееме. Она пришла туда вместе со святым старцем Иосифом, который охранял Ее и Младенца, находившегося в Ее утробе. Но в этом городе не нашлось места в домах людей, чтобы приютить Марию, готовую вот-вот родить. Они устроились в пещере, расположенной вблизи города. По-славянски пещера называется вертеп.
Новорожденного Младенца завернули в пеленки и уложили на свежее сено в кормушку для овец, ведь пещера эта являлась хлевом, где в непогоду пастухи прятали своих животных.
В кормушку заглянули вол и ослик. Они первыми встретили рожденного Младенца.
По-славянски кормушка называется «ясли». С тех пор и само место, где воспитываются младенцы, называется яслями.
Неподалеку от Вифлеемского вертепа пастухи пасли стадо овец. Вдруг ночное небо осветилось ярким светом, и в нем явился ангел. Пастухи в испуге упали на землю, но услышали голос: «Не бойтесь, я принес радостное известие! В пещере, где вы прячете овец в непогоду, родился Спаситель, которого люди ожидают много веков! Идите и поклонитесь Ему!»
Ангел исчез, а пастухи отправились приветствовать Младенца Спасителя.
А потом поклониться Младенцу принесли волхвы — мудрецы из далеких восточных стран. Они принесли подарки Младенцу Христу. Им от Бога было открыто, что родился Спаситель и, чтобы найти Его, необходимо идти прямо на звезду, которая зажглась над Вифлеемской пещерой. Эта путеводная звезда тоже называется Вифлеемской. Она была такой яркой, что виднелась на небосводе не только ночью, но и днем. Вифлеемская звезда напоминает нам о славном Рождестве Христовом.
Преображение Господне
Однажды Иисус Христос с тремя Своими учениками (апостолами) взошел на гору Фавор, чтобы помолиться. Вдруг лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег. На Него невозможно было смотреть.
Так и мы не можем смотреть на солнышко в ясный день.
Ученики испугались, упали, закрыв глаза руками и одеждами.
В это время Иисус беседовал с двумя святыми людьми, спустившимися с небес, — пророками Илией и Моисеем.
Так продолжалось несколько минут. Ученики услышали голос Иисуса: «Не бойтесь, встаньте». Они подняли головы, света уже не было.
Это событие носит название Преображение Господне. Оно является великим праздником христиан. Преобразившись, просияв на горе Фавор, Христос показал всем людям то, какими станут тела воскресших праведников. Такими же светящимися, чистыми, в белых одеждах, преображенными, как и тело Иисуса Христа в этот замечательный момент.
Распятие
В древности была страшная и мучительная казнь — распятие на кресте. Человека прибивали гвоздями в руки и ноги к деревянному кресту, который врывали в землю, и оставляли так умирать без воды и пищи под палящими лучами солнца. Но самым мучительным было то, что все тело было растянутым, и невозможно было свободно дышать, человек задыхался.
И Христа подвергли этой страшной казни.
У Креста стояли Пресвятая Богородица, любимый ученик Христа Иоанн Богослов, другие ученики (апостолы) и ученицы.
Почему люди убили (распяли) безгрешного Иисуса?
Люди были злы. Они позавидовали чистоте и праведности Иисуса Христа, но сами исправляться не хотели, считая себя праведниками. Своим присутствием Он мешал им жить так, как им нравилось.
Иисус пришел на землю к тем, кто хотел стать лучше и добрее, чем он есть.
К кому пришел Иисус на землю?
Иисус пришел на землю ко грешникам, чтобы спасти их.
Как можно спасти грешников?
Грешников можно спасти, только если они пожелают исправиться.
Представим следующую ситуацию. Мальчику или девочке говорят: «Посмотри, как нехорошо ты поступаешь. Ты не слушаешь родителей, тебе учитель говорит одно, а ты делаешь наоборот, ты обижаешь других…»
Часто ли человек, к которому так обращаются, поймет и поблагодарит: «Спасибо тебе за то, что ты обратил мое внимание на мои дурные дела. Спасибо за такую заботу, за то, что ты хочешь, чтобы я исправился и стал лучше»? Многим ли людям могло понравиться, что Иисус Христос стал говорить об их ошибках, злых делах, мыслях и чувствах? Нет, мы такое встречаем редко. Такое не могло понравиться многим.
Люди очень ждали Спасителя. Но они ждали такого спасителя, который станет земным царем, даст всем богатство, прекратит все войны, всех очень вкусно накормит и напоит… А Христос, оказывается, пришел спасти людей от их же собственных злых дел, мыслей и чувств, которые приводят к вечной смерти.
Обращаясь к людям, Христос некоторых из них называл сосудами, которые сверху красивые, разукрашенные, а внутри грязные и дурно пахнущие. Это Он говорил о людях, которые могут быть очень вежливыми и широко улыбающимися, даже говорящими, что веруют в Бога, но внутри у них живет зло.
Вместо того чтобы одуматься, покаяться, перестать делать зло и исправиться, многие люди возненавидели Его и убили.
Распятие Иисуса Христа, как и Преображение, произошло на горе, на горе Голгофе. Над Его головой прибили табличку, где было написано, что это Иисус, и в насмешку, что Он царь иудейский.
Но Иисус Христос любил всех людей: и добрых, и злых, и праведных, и неправедных, а любовь не имеет в себе никакого зла.
Имея любовь, мог ли Иисус Христос испытывать ненависть к тем, кто Его убивал? Желал ли Он отомстить за свои невинные страдания?
Нет, Иисус Христос не хотел мстить. Он не испытывал ненависти. Он любил всех людей.
Иисус Христос любил даже тех, кто его убивал. Он молился за них к Своему Небесному Отцу: «Господи, прости им их грехи, они не ведают, что творят!»
Воскресение Христово
Иисуса Христа распяли, и Он умер на кресте в пятницу. На третий же день после этого Он воскрес. День недели, в который воскрес Христос, называется воскресением, воскресным днем.
Так Иисус Христос показал людям, что у них есть прекрасная цель в жизни — воскресение и вечная жизнь, и чтобы достичь этой цели, человек должен научиться верить, терпеть, любить, не отвечать злом на зло, не бояться пострадать за правду.
О Христе как Спасителе более углубленно
Итак, почему Иисуса Христа называют Спасителем, мы вкратце выяснили, теперь стоит сказать об этом немного подробнее.
В приведенных местах Священного Писания встречается понятие искупления, без которого разговор о спасении человечества невозможен. Вообще христиане часто говорят об искуплении. Значение этого слова для нас не просто схоластика, оно буквально пропитано живой верой в Спасителя, особенно в дни Страстной седмицы, когда мы сопереживаем Страданиям Христа. Т. е. большинство православных христиан на интуитивном уровне, чувствуют, что такое искупление, но стоит все-таки дать ему более отчетливые очертания. Думаю, не станет неожиданностью указание, что слово искупление в Священном Писании встречается многократно. Буквальный его перевод с греческого языка означает «освобождение за определенный выкуп». Известный богослов Владимир Николаевич Лосский указывает, что отвлеченное понятие искупления носит юридический характер, с чем сложно не согласиться. Однако в христианстве оно приобретает более глубокий смысл. Сын Божий нас спасет, потому что именно Он совершил «выкуп», освобождающий нас от последствий грехопадения. Вспомним, что грех, проклятие и смерь стали поработителями человека, раб же может рассчитаться сам за себя и остается в заключении до тех пор, пока кто-то его не выкупит.
Иисус Христос — Спаситель мира воскрес
Подумайте о том, каков Бог. Он взял наихудшее проявление человеческой жестокости — крест и сделал его средством спасения людей. Бог возложил все осуждение на Своего Сына с тем, чтобы оно не пало на людей. Иисус умер не кресте, Бог воскресил Его из мертвых в третий день. Царь воскрес! Бог дал Израилю еще один шанс. Он послал Петра проповедовать Израильтянам и три тысячи приняли спасение в день пятидесятницы. Через несколько глав после этого, пять тысяч человек спаслось. Как хорошо, что народ откликнулся на проповедь Евангелия. Бог давал им шанс за шансом.
Положительная и отрицательная стороны искупления
Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.
Иисус Христос — Спаситель мира
Израиль был под законом, и Бог разбирался с ними, пока они не впали в идолопоклонство, то есть, они обратились к языческим богам. Тогда Бог позволил прийти язычникам. Сначала Вавилонянам, затем Персам и Мидянам, а затем Грекам и Римлянам.
В то время, когда над Израилем владычествовал Рим, в маленьком городе Вифлеем, родился Христос — Спаситель мира.
Бог посмотрел на народ Израильский и сказал: «Я давал вам священников, но вы отвергали их и убивали».
Бог сказал: «Я пошлю вам пророков». Но они отвергли пророков и не послушали слов Божьих, переданных через уста пророков. Тогда они захотели царя. Бог сказал им: «Хорошо, Я дам вам царя».
Но они хотели царя не от Бога, а своего. В результате царь Саул потерпел ужасный провал.
Священник, пророк, царь — ничего не удалось.
Объективная и субъективная стороны спасения
Однако, как мы понимаем, не все будут спасены и награждены. Апостол Павел в своих довольно известных словах (1 Кор. 2, 9) указывает, что Господь уготовил невероятные дары «любящим Его». И проблема здесь не в том, что кого-то Бог не наградит по собственному произволению, а в том, что Божественную любовь еще нужно принять в ответном действии любви. Насильно любить невозможно, потому нелюбящие Господа сами откажутся от даров и попросту будут неспособны их впустить в себя. Поэтому в деле спасения человека нужно выделять объективную и субъективную стороны. Объективная – заключается в том, что Бог уже сделал все возможное для нашего спасения, ее я и стараюсь раскрыть в этой статье. Субъективная же сторона зависит от самого человека, от желаний, устремлений и, как следствие, тех или иных действий, выстилающих дорожку либо к вечной жизни, либо к вечной погибели.
Христос — Спаситель мира, Сын Божий, Священник, Пророк и Царь
(Мф 12:24)
Фарисеи же, услышав
сие
, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.Хула на Духа СвятогоСодержимое подсказки
Иисус проповедовал руководителям Израиля. Они отвергали Его. В этой главе фарисеи произнесли хулу на Духа Святого и окончательно отвергли Иисуса Христа в Его славе, состоящей из трех частей. Иисус говорит о Себе: «Здесь Тот, Кто больше храма».
Храм — это место, где служат священники. Таким образом, Он больше, чем все священники. Руководители постоянно отвергали Его. Иисус проповедовал о Царстве, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Иисус пока еще не проповедовал Евангелие о благодати, хотя и был полон благодати и истины. Полнота откровений еще не открылась. Иисус открывал уши глухим, открывал глаза слепым. Очищал прокаженных, воскрешал мертвых и любил детей. Он приумножил две рыбки и пять хлебов и было такое изобилие, что осталось двенадцать корзин пищи. Иисус Христос — Царь, Спаситель мира посреди них. Несмотря на все это, они Его отвергли. Но Иисус все равно любил их.
(Мф 13)
Иисус вышел из дома и пошел к морю, и в первые произнес семь притч о Царстве Божьем.
Притчи скрывают истину от тех, кто не ищет ее. И открывает ее чудесные сокровища тем, кто жаждет ее.
Теории искупления
Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:
- юридическую;
- нравственную;
- органическую.
Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.
Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.
Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.
Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.