Мощи Александра Невского: что на самом деле обнаружили в гробу великого князя


Во Владимире

Легендарный полководец был похоронен в Рождественском монастыре г. Владимира. Об этом доктор исторических наук Роман Соколов написал в статье «Канонизация Александра Невского и судьба его мощей», опубликованной в журнале «Христианское чтение» (No 2 за 2021 г.). Исследователь отметил, что тело князя, скончавшегося в Городце-на-Волге, было перевезено во Владимир, поскольку именно этот город являлся номинальной столицей Северо-Восточной Руси.

Вскоре после смерти началось почитание Александра Невского. В 1381 г. останки князя были извлечены из склепа и помещены в специальный саркофаг. В 1491 г. во Владимире произошел страшный пожар, в котором пострадали многие церковные реликвии.

В 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых на уровне патриархии, а в 1591 г. архимандрит Рождественского монастыря Иона Думин составил новую редакцию жития князя, в которой доказывал, что пожар, случившийся столетие назад, не затронул мощи полководца.

Еще один разгул огненной стихии случился во Владимире в 1681 г. На этот раз сгорели не только все иконы, пламя задело и останки Александра Невского. Правда, неизвестно, насколько они пострадали и какая их часть сохранилась. В 1697 г. уцелевшие мощи переложили в новую раку.

В чем на самом деле главный подвиг великого князя?

Почти 7 десятилетий, пока святые мощи князя пребывали в забвении и небрежении, советская пропаганда усиленно мифологизировала образ Александра, как великого воина, полководца, защитника Руси. Общеизвестен фильм С. Эйзенштейна (1938), где полководца играет знаменитый Николай Черкасов.

Меньше знают о том, что на ордене Александра Невского (существовал с 1942 по 1991 гг.) – именно профиль актера, ведь не сохранилось ни одного прижизненного изображения благоверного князя.

Великие битвы Александра – Невская и сражение на Чудском озере – также остались в памяти народной благодаря силе кинематографического искусства. Лишь современные историки выяснили: значение этих сражений было куда меньше отказа Александра папе Римскому, который предлагал ему помощь в обмен на предательство православия. А прозвище «Невский», как утверждает современный исследователь эпохи, И.Н.Данилевский, князь получил, скорее всего, просто потому, что у него были какие-то фамильные земли близ реки Невы.

Начало нового осмысления жизненного пути благоверного князя почти совпало по времени с возвращением его честных мощей возрождаемой лавре. Случилось это 3 июня 1989 г.

В Петербурге

Доктор исторических наук Михаил Шкаровский описал все перипетии, случившиеся с останками легендарного полководца, в статье «Судьба мощей святого князя Александра Невского в XVIII – XX веках», которая вышла в журнале «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» (No 1 за 2022 г.).

Ученый рассказал, что после завершения Северной войны государь-император Петр I Алексеевич решил перенести останки защитника Руси от шведских захватчиков в недавно основанную столицу. Образ легендарного полководца символизировал историческую победу и должен был воодушевить народ.

11 августа 1723 г. ковчег с мощами Александра Невского вынесли из Владимира. До официальной даты торжества святыня была размещена в специальном павильоне, оборудованном в Шлиссельбургской крепости. И по данным М.В. Шкаровского, этот павильон вскоре сгорел. То есть, останки князя уже в третий раз могли пострадать при пожаре. Но, так или иначе, а с тех пор они находились в Благовещенском соборе.

В 1750 г. императрица Елизавета Петровна приказала изготовить новую серебряную раку для мощей полководца. Их переложили в 300-пудовое произведение искусства в стиле барокко.

А по решению Екатерины II в Петербурге был построен собор Пресвятой Троицы, куда рака с мощами была торжественно перенесена в 1790 г.

Краткое житие

На долю молодого князя выпали сложные времена — Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери — Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.

С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина — Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.

  • 1253 г. — отражение очередной атаки на Псков.
  • 1254 г. — мирный договор с Норвегией.
  • 1256 г. — поход в Финляндию.
  • 1256 г. — скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
  • 1262 г. — последнее путешествие святого Александра в Орду.

Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.

Вскрытие 1917 года

В июне 1917 г. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и ряд других церковных иерархов вскрыли саркофаг Александра Невского. Шла Первая мировая война, город едва не захватили немцы, и мощи было решено подготовить к эвакуации, дабы они не достались врагу.

Под крышкой раки священники увидели кипарисовый гроб, в котором лежало… чучело, голова которого была изготовлена из воска, а тело – из ваты, зашитой в шелковую материю. Внутри чучела оказались: кости рук и ног, часть черепа и два ребра. Рядом находился мешочек с мелкими косточками. В нем также обнаружилась записка: «189 мая в 20 день собраны сия мощи благовернаго князя Александра после церковнаго горения, тогда бо погореша вси иконы». Впоследствии ученые установили, что в записке речь идет о владимирском пожаре 1681 г.

Церковные деятели предположили, что чучело князя было изготовлено при Петре I, чтобы скрыть от народа правду: большая часть останков Александра Невского была уничтожена огнем. Скорее всего, государь-император об этом знал.

Посовещавшись, представители православного духовенства решили отделить мощи князя от посторонних предметов, что и было сделано 24 июля 1917 г. Сохранившиеся останки сложили в кипарисовый ларец и вернули в раку. Туда же поместили вышеупомянутую записку и истлевшие части монашеской схимы (облачения — прим.ред.) Александра Невского, принявшего постриг незадолго до своей смерти.

Различные исследователи впоследствии предполагали, что в разгар революционных волнений священнослужители подменили мощи князя или изъяли большую их часть, желая спасти святыню от возможного поругания.

Начало »»» Смерть Александра Невского Великий Князь Владимирский, Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшийся схимником под именем Алексия, 14 ноября 1263 года, в Городецкой Феодоровской обители. Митрополит Кирилл III возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир. «Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальской! Был же крик и плач и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась» (Житие Александра Невского о его смерти). 23 ноября 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский. Древние списки «Жития Александра Невского» сообщают об этом немного: «Положено же бысть тело его в Рожестве святыя Богородицы, в архимандритьи велицей… Егда убо положено бысть святое тело его в раку…». Отпевание над умершим ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда Митрополит Кирилл (Киевский) стал влагать в руки усопшего прощальную грамоту,— благоверный Князь, как-бы, живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя. Рукопись из Владимирского архиерейского дома говорит: «Тело святаго… предавше земле честно погребоша, в честнем храме Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рожество, во общем монастыри». До середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой».

В Лаврентьевской летописи за 1377 г. Александр Невский впервые был назван святым.

С 1381 года мощи находились «на вскрытии». В 1381 г., мощи св. Князя обретены нетленными, по следующему обстоятельству: «В то самое время, как Московский Вел. Князь Димитрий Иоаннович, соединясь с прочими князьями, выступил против ополчений Мамаевых на Куликово поле: однажды среди полночи зажглись сами собой свечи в церкви, где был погребен князь Александр, и два некие святолепные старцы, вышедшие из алтаря, подошли к его гробу и сказали: «Александре! Встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемаго иноплеменниками». Александр встал и скрылся вместе с двумя старцами. Вследствие такового явления, виденного священнослужителями этой обители, нетленные мощи св. Александра Невского, дотоле находившиеся под спудом, вынуты и положены в раке на вскрытии». В рукописи описано «обретение мощей»: «Архиерей великий… самодержца великого раскопавше место, идеше много целебный всесвятыя мощи святаго положены быта, обретоша их нетленны и целы от мног лет… положишь в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде». В тексте еще раз упомянута «рака», где мощи почивали «на вскрытии», т. е. открытые, поверх земли, над полом храма. Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожара 23 мая 1491 г. Были даже опалены мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. О пожаре говорится в рукописном житии св. Александра Невского (оно хранилось в библиотеке Архиерейского Дома) следующее: «В церковь же ту т. е. Рождественскую собрашася (во время пожара) множество иноков и мирских людей со множеством имения, и абие внутрь церкви тоя все выгоре», «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что «Чудотворныя же мощи, на них же аще и бысть видение нечто огненного знамения, но обаче Богом сохранены быша, яко и пелена на гробе обретеся невредима от того огня». В списках летописей XVII века повествование о сохранение мощей помещено в Лицевом летописном своде, созданного приблизительно в 60—70-х годах XVI века. В Лицевом летописном своде сказано, что мощи, хотя немного и пострадали от пожара, но как и пелена на гробе, были сохранены Богом. В 1547 году на церковном соборе князь был причислен к лику святых. В 1552 г. Иван Грозный останавливался во Владимире. В Лицевом летописном своде помещён рассказ, которой ведётся от первого лица, о чудесном исцелении руки сиггела Благовещенского собора Афанасия. Последний был во Владимире в свите царя Ивана Грозного во время Казанского похода, молился у гроба Александра, вложил руку в скважину, находящуюся в гробу, и получил исцеление. Этот рассказ повторяется в Степенной книге редакции XVIII века с добавлением небесного видения — князь Александр на коне поднимался вверх. Во Владимире в 1607 году был построен первый на Руси храм посвященный Невскому – надвратный храм во имя кн. Александра Невского в Богородице-Рождественском монастыре.

После одного из пожаров мощи в очередной раз собрали, сложили в раку, а к остаткам монашеского облачения прикрепили записку, где сообщалось: «189 года мая в 20 день собраны сия мощи благовернаго князя Александра после церковнаго горения, тогда бо погореша вси иконы» (7189 год от сотворения мира – это 1681 год от Р.Х.).

Из Вкладной книги 1681 года видно, что мощи св. Благоверного Великого Князя Александра Невского находились в церкви за правым столпом возле стены и в темном месте. Старанием ризничего Дома Святейшего Патриарха Адриана, иеродиакона Боголепа (впоследствии Настоятеля и Архимандрита Рождественского монастыря) устроена была новая серебро-вызолоченная рака. «Ризничий дому его иродиакон Боголеп для мощей Св. Благовернаго В. К. Александра Невскаго устроил сребропозлащенную раку; на устроение ея иродиакон Боголеп употребил собственных своих келейных денег 706 рублей 28 алтын и две деньги, да сверх того Патриархом дано на позлащение ея 50 червонных и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотых. В новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В.К. Александра Невскаго переложены Преосв. Иларионом Митрополитом Суздальским и Леонтием Епископом Тамбовским и поставлены с прежняго темнаго места но новом, близ южных дверей, на возвышении с тремя ступенями, 1 июня 1697 года» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). В 1683 году в монастыре произошел сильный пожар. Из Вкладной книги видно, что в 1683 году Архимандрит Викентий «построил в дому Пречистыя Богородицы, в соборной церкви после пожара, местные святые образа все, да верхние деисусы, четыре пояса святых икон больших». В 1695 году в Москве была изготовлена деревянная рака для мощей в серебряном вызолоченном окладе изящной работы. В 1697 году, как известно из Вкладной книги, мощи были переложены в «новопостроенную сребропозлащенную раку… на новоуготованном месте светлом, близ южных дверей, на третьем степени… и перенесены преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским, и епископом Леонтием Тонбовским… идеже ныне всеми приходящими в церковь святую зримы… оная же святая рака поделася серебрениками Никифором Макарьевым сыном Пшеничным с товарищи». Новая рака с мощами Александра Невского была поставлена не просто на третьей ступени у южных дверей, как сказано во Вкладной книге. По мнению краеведа XIX в. К.Н. Тихонравова, «в церкви были южные двери, и них устроен был катафалк о трех ступенях, и на этом катафалке поставлены были мощи. Чтобы придать этому месту более света, южная снизу дверь вероятно заложена была до пола, а в другую верхнюю ее половину вставлено было окно». Артлебен и Корицкий считали, что: «Мощи св. князя Александра Невского в 1697 г. поставлены были в расширенной в большую арку южной двери, так что молящимся возможен был доступ к ним из церкви и из придела… Против же арки, в которой стояли мощи, было сделано широкое окно с целью, вероятно, не делать наружный вход придела прямо против мощей». Рака явилась прекрасным образцом пышного стиля московского барокко с ликом святого наверху, четырьмя кругами с текстом краткого жития святого по сторонам; раку покрывала большая плащаница с вышитым ликом святого Александра. На ней было написано неизвестным автором: ««В сей сребропозлащенной раке положенныя Святыя мощи Благоверного и Христолюбиваго Великаго Князя Александра Ярославича, во иноцек Преподобнаго Алексия Невскаго и Владимирскаго и всея России Чудотворца, внука бывша Всеволоду, правнука Георгию Долгорукому, праправнука Владимиру Мономаху, иже был правнук Великому Князю Владимиру Святославичу, во Святым Крещением от негоже осмь степень Великих Князей Александр. — Это по верху раки по краям. В кругах по сторонам — в первом: Сей Благоверный Святый Великий Князь Александр рожден бысть от Благовернаго и Великого князя Ярослава Всеволодовича Владимирского и от Святыя Великая Княгини Феодосии, имиже и воспитан во благочестивом наказании и Божественному писанию научении из младенчества своего красотою лица и величеством тела и премудростию разума и благочестием жития растя и православною верою яко солнце сияще и тем родителей своя увеселяше: ибо Пресвятую Троицу во едином Божестве Отца и Сына и Святаго Духа, и Пресвятую Богородицу Приснодеву Марию и вои небесных сил. (- в другом): и вся святыя усердно любляше и заповеди Божественныя крепко храняше, архиереи же, иереи и священический чин почитая, нищия милуя, сирот питаше, вдовиц заступаше и обидимых избавляше и по Апостолу всем всяк бывая да всяк купно же и себе самаго Богу приобрящет, егда же доспеет совершеннаго возраста, тогда волею благочестивых родителей своих и законному браку сочетася со Благоверною Княжною Вассою Полоцкою, от нея же и чада себе рождаше и во страсе Божии питаше, сице же ему благочестно жительствующу в великом Нове граде и от Бога и родителей своих порученную власть добре правящу прославляше его Бог до коней вселенныя и помощию Божиею и Пресвятыя Богородицы многия победы показа над немцы, приходившими с похвалами и со многочисленными воинствы на реку Неву и на великий Новград и Псков и во иных различным местах якоже о том повествует пространее степенная книга. (- в третьем): И оттоле не токмо себе, но и имя свое страшно и грозно немцом сотвори имже жены их чал своих яко громом устрашаху молчат и боятся повелеваху глаголюше: Александр идет; о немже слышав и безбожный мучитель царь Батый призва его к себе и видев красоту лица его и возраста величество храбрость мужества словесь же премудрость и гласа силы, зело удивился и пред всеми похвалив честь велию воздаде ему и посла его во Орду к кановичем. Святый же Александр прииде из Орды во град Владимир и многия от Батыя раззоренныя церкви воздвиже и христиан распуженных собра и отъиде к Беркаю в Орду, и быв тамо месяц шесть в болезнь великую впаде, царь же отпусти его, он же дошел Городца изнеможе. (- в четвертом): И пострижеся в монашество и во схиму с великою любовию и наречен бысть Алексий, причастився же Таин Христовых и воздев руце предаде святую свою душу Господеви в лето шесть тысящ семьсот семьдесят перваго году Ноемвриа в четвертый надесят день, тело же его святое принесено во град Владимир тогожде месяца в двадесять третий день над нимже преосвяшенный Кирилл митрополит надгробное пение отпев нача святому в руце влагати прошальную грамоту, святый же пред теми сам яко жив руку свою разгнув прия грамоту от митрополита и паки ю согнув и о сем чудеси вси предстоящий удивишася и прославиша Бога, и положено святое его тело зде в велицей Архимандритии и в монастыре и во храме Пресвятыя Богородицы на сем месте многая чудеса тоцаши от тогда и до ныне с верою приходящим. Аминь. (- в пятом, при возглавии): В дни благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержцев по благословению великого господина Святейшаго Кир Адриана архиепископа Московского и всеа России и всех северных стран патриарха устроена сия сребропозлащенная рака в честь и хранение целбоносных нетленных мощей святаго благовернаго великаго князя Александра в монасех Алексия Невского и Владимирского и Всероссийского чудотворца, иже почивает блаженно во граде Владимире в пречестной и великой обители Пресвятыя Девы Богородицы Марии в монастыре Рождественском при архимандрите тоа Лавры господине Иосифе Шернове. Потщася радетельно в соделовании строения сего Святейшаго патриарха ризохранитель монах иеродиакон Боголеп, мироздания семь тысяч двести третьяго лета (1695)». В начале XVIII в. (ок. 1711), храм Александра Невского был переведен со Святых врат в южную пристройку Рождественского собора — «палатку», и «на место южной двери (собора) пробита была в капитальной стене арка и в ней поставлена гробница святого Александра Невского». В 1717 г. в монастыре был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел. В феврале 1722 года мощи Невского были освидетельствованы архиепископом Феодосием и архимандритом Рождественского монастыря Сергием. 14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По указу Императора Петра I, в августе 1723 года, Святые мощи были перенесены из Владимирского Рождественского монастыря в С. Петербургский Александровский. См. Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи простояли нетронутыми до 1917 года, когда Петроград оказался под угрозой нападения немцев во время Первой мировой войны. Представители духовенства произвели тайное вскрытие гробницы для освидетельствования мощей на случай эвакуации. Согласно описанию, там находились посторонние предметы — восковая голова и «чучело» князя, изготовленное из ваты. Лежали и фрагменты мощей, частично помещенные прямо в «муляж», частично хранившиеся отдельно, зашитые в шелковые мешки. Там же лежала бумага, в которой указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения». Представители Священного Синода приняли решение убрать все постороннее, составили акт с описью и вложили его в раку вместе с останками, обрывками одежды и запиской XVII века.

Записка XVII века. Фото: Ленинградский государственный архив в г. Выборге

Существует мнение, что был еще один пожар, который случился в 1723 году (что маловероятно из-за наличия среди мощей не поврежденной записки XVII века). Тогда во время транспортировки мощей из Владимира в Петербург их оставили зимовать в Шлиссельбурге в специальном деревянном павильоне, который весь выгорел дотла. Член лаврской ревизионной комиссии, принимавшей участие во вскрытии мощей в 1917 году, известный общественный деятель Сергей Каблуков пришел к выводу, что куклу делали с ведома самого Петра. В покое прах великого князя пребывал до 1922 года. Вначале Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Однако в мае 1922 года постановление о вскрытии раки было принято.

12 мая 1922 года в 12 часов дня власти вскрыли раку. Были назначены «ответственные за мероприятие» — товарищи Н.П. Комаров и И.Н. Кондратьев. «Согласно предписанию райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре», — написано в одном из направлений от Петроградского райкома для одиннадцати слесарей-железнодорожников и одного ювелира. Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»). Много времени занял процесс снятия покровов, в которые были окутаны святые мощи. На дне ковчега оказалось лиловое атласное сукно, подушка из оранжевого атласа и небольшая шкатулка из светлого дерева. В шкатулке под застекленной рамой и фрагментами истлевшей ткани эксгуматоры нашли лишь несколько потемневших от времени костей. Эксперты выяснили, что здесь лежали две неполные берцовые кости, одно ребро, а также остатки от височных костей и ключиц. Всего было найдено 12 небольших костей разного цвета, по мнению экспертов, предположительно принадлежащих разным людям. Вот как об этом рассказывает документальное повествование: «По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают. – Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету. – Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове… Настоятель поднимает крышку гроба. Что же в нем? Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера. Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все «мощи»…» «Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован». Мощи сначала оставались в Лавре, а потом попали в Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор). 19 мая 1922 года мемориальный комплекс гробницы св. Александра Невского был передан в Эрмитаж. Рака была выставлена в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров. Телеграмма Калинину: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры — памятников мирового художественного значения» (директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычёв и известный художник Александр Бенуа). Телеграмма из Москвы 12 мая. Губкому послана пред. ВЦИК Калининым телеграмма: «Предлагаю уничтожение иконостаса Казанского собора Александро-Невской Лавры приостановить временно вплоть до окончательного решения вопроса в центре». В последующие годы большевики склонялись к тому, чтобы переплавить огромное серебряное изделие и продать, как это случилось со многими экспонатами музея. «В архиве Государственного Эрмитажа хранятся документы, свидетельствующие о героической борьбе сотрудников музея за сохранение раки. Учитывая обстановку тех лет, легко представить, чем могла закончиться для них эта борьба. В 1930 г. над ракой снова нависла угроза уничтожения, осложнённая борьбой правительства с церковью». «Государственный Эрмитаж. Народный комиссариат просвещения на основании секретного отношения финансов СССР доводит до вашего сведения, что с её стороны нет возражения к передаче в распоряжение народного комитета финансов раки из Александро-Невской Лавры, большие и малые подсвечники и т. д., а также икон, разные вещи, не имеющие музейной ценности. При условии, что с наиболее ценных интересных предметов (в том или ином отношении предметов) для Эрмитажа должно быть снято в некоторых случаях слепки и фотографии. Выполнение срочно и не требующее отлагательств. Об исполнении донести. Заместитель заведующего „Главнауки“ Вольтер»». «Экономисты в Смольном явно не учитывали даже своих финансовых интересов. Они явно не понимали, что уникальное произведение ювелирного искусства, каким является рака, на мировом рынке стоило бы гораздо больше, чем металл в слитках, полученный в результате её переплавки. Сохранился документ — протест бывшего директора Эрмитажа С.Н. Тройницкого о недопустимости её варварского разрушения и передачи фрагментов в металлолом для переплавки. Это письмо датировано 20 сентября 1930 г. На письме имеется резолюция какого-то важного областного начальника по фамилии Сааков, в которой говорится, что раку следует оставить в Государственном Эрмитаже, и предписывалось её тщательно сохранять». В годы Второй мировой войны рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована с эшелоном музейных ценностей в Свердловск в 10 ящиках, для секретности пронумерованных вразнобой. Она возвратилась в Ленинград в 1949 году, была отреставрирована и поступила в Отдел истории русской культуры. Экспонируется в концертном зале Эрмитажа. Мощи из раки возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году. В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27—29 сентября) и далее — в Ригу (29 сентября — 3 октября), Псков (3—5 октября), Великий Новгород (5—7 октября), Ярославль (7—10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Рака с частицей мощей во Владимире

Из описей собора за 1805 год: «За южною дверью по правую сторону, где находились мощи св. бл. князя Александра Невского, на том месте поставлена железная крашеная решетка, в коей вложены пяльцы, обтянутые холстом и расписанные красками на вид парчи, на оный положен образ Александра Невского, писанный по зеленому разными красками… Перед оным на стене в киоте деревянном позолоченном образ Знамения Пресвятой Богородицы». Следующая опись относится к 1815 году (с более поздними добавлениями): «За южной дверью в правой стороне, где прежде находились мощи… на том месте поставлена на вид гроба железная крашеная решетка, в коей деревянная рама, обтянутая холстом и расписанная красками на вид парчи, на оной положен образ св. Александра Невского, писанный по атласу зеленому, обложен кругом полосатою шелковою материею… Над оным местом зделан балдахин деревянный на 4-х колонках с резными капителями, вазиками и убраны, как карниз, так и прочие принадлежности, резьбою, которая по приличности вызолочена, а гладь прикрыта лазоревою краской». Точно так же описана эта часть храма в 1850 году. Из этих описаний понятно, что на месте раки с мощами поставлена была в качестве надгробия железная решетка «на вид гроба», то есть по форме его. Однако в описи 1815 года, в описании придела Александра Невского, дважды упоминается и некая гробница: «В правой стороне придел во имя св. бл. князя А. Невского отделен деревянною раскрашенною с резьбой решеткою… Северная дверь (иконостаса). Подле этой двери против гробницы образ св. бл. князей Бориса и Глеба… По левую сторону на столбах близ гробницы на холсте изображено погребение Александра Невского, приемлющего разрешительную молитву от митрополита Кирилла». «По правую сторону в церкви близ иконостаса находится гробница, где некогда почивали мощи св. Александра Невского, и устроен во имя его придел. В настоящей церкви и в приделе иконостасы новые, сделанные при Ксенофонте, Епископе Владимирском, в начале XIX столетия. Особенно замечательного украшения в иконостасах нет. Стены совне и внутри храма побеленные. Глава и церковь с пристройками, покрыты белым листовым железом. Крест на главе и небольшой шар под ним, вызолочены чрез огонь. У западных дверей этой церкви, снаружи, по правую сторону, вырезаны вглубь на стене, почерком XIII стол., следующие слова: «Начало Рожествена монастыря лета 6699» (Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Сочинение Магистра Иеромонаха Иосафа. 1857.).

Во вторник, 22 июля 1869 г., в 5 часов утра, звон на колокольне архиерейского дома возвестил об освящении малого придела во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, которое и совершено игуменом Вязниковского Благовещенского монастыря Антонием, бывшим экономом архиерейского дома. В 10-м часу, начался крестный ход из Успенского кафедрального собора, в сопровождении архимандрита Боголюбова монастыря Даниила, к церкви Рождества Пресвятой Богородицы; тут несены была священниками: из собора издревле чествуемый Владимирскими гражданами образ Нерукотворенного Спаса, Владимирской Божией Матери и св. иконы благоверных великих князей Георгия, Андрея и Глеба; из Успенского княгинина девичьего монастыря древний образ Господа Вседержителя, с изображением коленопреклоненных перед ним св. Александра Невского и мученика Авраамия, св. мощи которого почивают в храме этого монастыря; из Георгиевской церкви древний образ св. Александра Невского. Крестный ход встречен был высокопреосвященным Антонием в полном облачении, с четырьмя архимандритами (Ректор духовной семинарии Павел, Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиевa монастыря Досифей, бывший инспектор семинарии Аркадий и архимандрит Митрофан.) и избранным духовенством, в преднесении икон Рождества Пресвятой Богородицы, Знамения Божией Матери и св. Александра Невского с частью св. мощей сего угодника. С 1866 года перед святым ликом Александра Невского, изображенным наверху раки, в память избавления жизни Государя Императора от руки злодея, 4 апреля, установлено преосв. епископом Феофаном петь акафист св. угоднику, каждый понедельник перед вечерней. «Храм из белого камня такой же формы, как и Дмитриевский собор, только белый и с ярко-вызолоченной (через огонь) главой; внутри просто, замечательна рака от мощей Александра Невского и икона Знамения, бывшая у последнего в его походах» (Субботин А.П., 1877). «Образ св. Александра Невского в схимническом одеянии искусного старого письма в чеканной серебряной ризе; в венце два зеленых камня. На серебряной пластинке наведена чернью надпись вязью: «преподобный князе великий Александр Невский». Образ этот был в средине складней, на створах коих образа св. князей Бориса и Глеба; прежде хранился в ризнице; ныне помещен в соборной Рождество-Богородицкой церкви у северных алтарных дверей, а створы остались в ризнице. Образ Александра Невского в княжеском одеянии, в него врезан ковчежец с частью св. мощей его. Образ этот уже позднего письма, после перенесения мощей в Петербург, так как до того времени св. Александр Невский на всех иконах изображался в схиме. Образ св. Александра Невского шитый по шелковой материй золотом и серебром; лик святого преподобнический. По сторонам лика по полям вышит золотом вязью тропарь в честь св. князя, а внизу также вязью летопись: «лета 7121-го (1613) приложила сию пелену церкви великого князя Александра Ярославича всея Руси царица Парасковия». Царица Парасковия Михайловна из рода Соловых, вторая супруга царевича Ивана Ивановича, второго сына Ивана Грозного, после насильственного развода постриженная в монастыре на Беле озере, а оттуда переведенная в женский монастырь во Владимир; скончалась она уже в 1620 году, в Московском Ивановском монастыре, а погребена в Вознесенском. Шита ли эта пелена во время нахождения царицы во Владимире, или послана сюда позже из Москвы, в память пребывания здесь, предания не сохранилось» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд/Сост. В. Добронравов и В. Березин. — 1893.). В начале XX в. в Рождественской церкви находилась рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В 1921 году «рака с частицей мощей» вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь гор. Владимира, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Фрагмент переписки церковного совета Троицкой церкви с Владимирским епархиальным управлением (обновленческим) 1924 года: «вслед за ликвидацией Рождественского монастыря епископ Афанасий с иеромонахом Германом были приглашены в Троицкую церковь для служения… С собою вместе епископ Афанасий и переправил некоторое имущество Рождественского монастыря…», далее упоминается «рака св. мощей св. бл. князя А. Невского». «Рака с частицей мощей» 2 октября 1923 года была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923 года до апреля 1927 года обновленцам. В письме 1924 года говорится: «При приеме имущества некоторые предметы, как то: рака с частицей мощей А. Невского…»

А есть ли мощи

Народную память о легендарном полководце в своей идеологической борьбе с религиозными деятелями использовали и большевики. С 1918 г. по стране прокатилась волна политических акций, саркофаги с мощами многих святых были вскрыты атеистами.

Особенно решительно этим вопросом занимался заместитель наркома юстиции Петр Красиков. Так, в статье «Религиозная хитрость», которая вышла в «Известиях Петроградского Совета» в сентябре 1919 г., видный революционер заявил, что церковники уже два столетия обманывают доверчивых прихожан, ведь никаких мощей Александра Невского в саркофаге нет. Они были уничтожены еще при пожаре во Владимире.

В своей работе П.А. Красиков сослался на Никоновскую летопись, в которой под 6999 г. от сотворения мира говорится о разгуле огненной стихии, в результате которой «и тело князя великого Александра Невского сгоре».

По мнению заместителя наркома юстиции, митрополит Вениамин и другие церковные иерархи противятся вскрытию раки с останками князя, поскольку не хотят, чтобы обман, начавшийся еще в эпоху Петра I, раскрылся.

Перенесение мощей Александра Невского: подготовка к событию

Для того чтобы перенести святые мощи со всеми почестями из Владимира в СПб, была необходима рака, в которую бы и погрузили святыню. С этой целью был выбран некто Зарудный, занявшийся ее изготовлением в Москве. Рака представляла собой настоящее произведение искусства:

  • восемь ножек в форме львиных лап;
  • ножки венчали изображения херувимов;
  • крышка ковчега была украшена княжеским гербом;
  • на раку нанесли изображение львиных голов — известного символа воскрешения из мертвых;
  • конструкция водружалась на мощную подставку;
  • венчал это изделие балдахин с золотыми доспехами у основания.

Для того чтобы процесс переноса прошел гладко, летом 1723 года был разработан особый ритуал, который выглядел следующим образом:

  • составлен маршрут, отклонение от него находилось под строжайшим запретом;
  • на всем пути при ковчеге должно было находиться доверенное лицо Петра I;
  • на суше раку должны были нести люди, сменяющие друг друга в разных городах;
  • в крупных населенных пунктах миссия переноса ковчега доверялась священнослужителям.

Из Новгорода мощи планировалось по воде перевезти в СПб, где их встречал бы сам государь.

Вскрытие 1922 года

В 1919 г. религиозным деятелям удалось отстоять мощи князя, но в 1922 г. атеисты своего добились. Пропагандистская акция состоялась 12 мая. В ней участвовали представители Петроградского губисполкома Н.П. Комаров и И.И. Кондратьев, общественные активисты, работники различных предприятий и организаций.

Мероприятие широко освещалось в прессе. Газеты пестрели заголовками: «Еще один дурман обмана трудового народа рассеян в Петрограде…» или «Вскрыты мощи Александра Невского – раскрыт новый обман спекулянтов в позолоченных ризах».

Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев в книге «Устроители Святой Руси» (М., 2009 г.) процитировал статью из газеты «Петроградская правда». В ней репортер поведал, что большевики обнаружили в серебряной раке. Внутри, на лиловом атласном покрове рядом с оранжевой подушкой, находилась небольшая шкатулка из светлого дерева, изготовленная недавно.

«Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню, не больше», – говорится в статье «Петроградской правды».

Жизнь и cмeрть полководцa

Aлeкcaндр Яроcлaвич, прозвaнный Нeвcким, в XIII cтолeтии княжил в Новгородe, Киeвe и Влaдимирe. Оcновными eго доcтижeниями являютcя побeдa нaд швeдaми в Нeвcкой битвe в 1240 году и в тaк нaзывaeмом Лeдовом побоищe c тeвтонcкими рыцaрями нa Чудcком озeрe в 1242 году. Тaкжe князь уcпeшно зaщищaл руccкиe зeмли от тaтaр, швeдов, литовцeв, иcкуcно выcтрaивaл дипломaтичecкиe отношeния c ордынcкими и зaпaдными прaвитeлями. Одни иcторики прeвозноcят eго зacлуги, другиe критикуют, но ужe то, что имя этого прaвитeля прочно оceло в учeбникaх иcтории, что оно извecтно прaктичecки вceм роccиянaм, cвидeтeльcтвуeт, что Aлeкcaндр был вce-тaки личноcтью нeзaурядной. В 1262 году Aлeкcaндр Нeвcкий отпрaвилcя в Орду, зaдaчe eго было провecти пeрeговоры c хaном Бeркe, который плaнировaл cобрaть войcко из руccких, дaбы противоcтоять cвоeму врaгу — ильхaну Ирaну Хулaгу. В Ордe князь зaхворaл (возможно, был отрaвлeн, кaк cчитaют нeкоторыe иccлeдовaтeли) и возврaтилcя в cвои влaдeния больным. Cкончaлcя он 14 ноября 1263 годa в возрacтe cорокa c нeбольшим лeт, уcпeв пeрeд cмeртью принять cхиму под имeнeм Aлeкcия.

Две экспертизы

После вскрытия саркофага имевшиеся фрагменты височных и берцовых костей, ключицы и ребра исследовал патологоанатом Г.В. Шор и ряд других специалистов. В подписанном ими заключении говорилось: «Осмотренные кости, несомненно, принадлежали человеческому скелету».

Но такой результат не устроил большевиков, стремившиеся очернить церковников в глазах общественности. Поэтому 2 августа 1922 г. состоялась повторная экспертиза мощей, которую проводил патологоанатом Ф.Я. Чистович с коллегами.

Возможно, под давлением властей, они пришли к выводу, что церковники обманывали народ, выдавая случайных набор истлевших человеческих останков за мощи святого. Во втором заключении экспертов было сказано, что «… в числе костей имеются обломки малой берцовой кости другого человека».

Установить истину в этом вопросе невозможно. Слишком много перипетий, пожаров и переездов перенесли останки Александра Невского. В советское время мощи князя тоже не знали покоя. В ноябре 1922 г. их доставили в Москву, где они пополнили экспозицию Центрального антирелигиозного музея. В 1948 г. святыню вернули в город на Неве. Вплоть до 1989 г. мощи хранились в Музее истории религии, который работал в помещении Казанского собора.

И лишь в эпоху перестройки сохранившиеся останки полководца были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: