Олег Рогозин Культура 10 сентября 2021
Великий князь и большой полководец, одержавший победы в таких важных сражениях, как Невская битва и Ледовое побоище… Об этих двух ипостасях Александра Невского повествуют летописцы Древней Руси. Но Александр Ярославич прославлен еще в одном звании – он святой Русской православной церкви, имя которого носят сотни храмов в России и во всем мире.
ФОТО из архива редакции
Как князь и полководец стал святым, почему канонизирован, об этом в своей книге рассказывает кандидат богословия, священник петербургского храма святителя Петра митрополита Московского Дмитрий Пономарев. Его книга так и называется: «Александр Невский. Почему великого князя мы почитаем святым?».
Статья по теме:
В РНБ представили книги о деяниях Александра Невского
– Вместе со служением в храме я также преподаю в лицее № 299 Фрунзенского района предмет «Основы православной культуры». В год 800-летия великого князя этот вопрос – на уроках в лицее, в беседах с прихожанами – возникал не раз. А я такой человек, что всегда хочу дойти до самой сути. Поэтому мы с отцом Артемием, настоятелем нашего храма, и посчитали: если вопрос есть, надо постараться на него ответить. Скажу сразу: кроме того что человек, которого хотят канонизировать, должен обладать определенными духовными качествами, святым его должны признать в первую очередь люди. Если они приходят на его могилу с молитвами, если получают утешение и помощь – это главное свидетельство святости, которое уже затем узаконит чином канонизации Православная церковь,
– говорит автор книги.
С Александром Невским так и произошло. Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет.
– Даже если Александр Невский сумел бы собрать объединенное войско от всех русских княжеств, оно насчитывало бы 7 – 8 тысяч воинов. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим – полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение – две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь
, – рассказывает Дмитрий Пономарев.
Икона XXI века. Фото Алены ВИНКЛЕР
Обороняя Русь с запада, нанося поражения шведам и рыцарям Тевтонского ордена, полководец Александр Невский раз за разом едет на поклон к Батыю в Орду. Каждый такой визит – испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, – защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.
В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос – о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог. Его посольство остановилось в Городце-на-Волге. Здесь, в Федоровском монастыре, умирающий князь принял монашеский постриг с именем Алексий.
– Такая благочестивая традиция была в те времена. Постриг в монашество и тогда, и сейчас — это «смерть» человека, уход от мирской жизни к служению Богу. Поэтому, предчувствуя близкую кончину, в Средневековье люди принимали монашество, оставляя все мирское за пределами этого чина. Тело князя перевезли в Рождественский монастырь города Владимира. Было составлено его житие, причем со слов очевидцев – участников его походов, известных сражений. К раке с мощами князя в Рождественском монастыре приходили сотни паломников. В 1381 году, через несколько месяцев после того, как русское воинство сразилось с Ордой на Куликовом поле, митрополит Киприан открыл мощи князя для всеобщего поклонения. Многие тогда считали, что святой помог своему праправнуку Дмитрию Донскому одержать победу. Таким образом его уже прославили в лике святых, но пока только во Владимире. При Иване Грозном собор Русской православной церкви причислил князя Александра Невского к лику святых уже на всероссийском уровне,
– поясняет отец Дмитрий.
Это было большим событием: к тому времени во всей Руси было признано лишь 19 святых, позднее процесс канонизации принял более масштабный характер, особенно в конце ХХ века. Сегодня, к примеру, только в Псковской, не самой большой, епархии прославлены 67 святых.
#книга #писатель #Александр Невский
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «За землю русскую, за веру».
Поделиться ВКонтакте Facebook
Класснуть
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского
Фото Никеричева Андрея / Агентство «Москва» |
При жизни он был прославлен как полководец, а после смерти князя Александра Невского возвели в святые — заступники Земли Русской. За что его любят и почитают русские люди, чем так ценны для нас его победы и почему много веков перед самыми важными сражениями российские воины молятся перед его образом?
На защите Отечества
Князь Александр Ярославич прославился в самые тяжелые времена, когда на нее нападали сразу с двух сторон – с Запада и с Востока. Два его сражения стали особо значимыми для народа. К концу 30-х годов XIII века большинство русских городов уже были взяты татаро-монголами, разорены и сожжены. Новгород и Псков уцелели – враг до них не дошел, но они чуть не стали легкой добычей для объединившихся шведов и немцев. Но этого не допустил 20-летний князь, вставший на их защиту.
В 1240 году шведы высадились в устье Невы, готовясь напасть на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Александр решил не дожидаться нападения и с небольшой дружиной напал на шведский лагерь. Застав врага врасплох, он нанес ему сокрушительное поражение. Эта победа навсегда закрепила за Александром прозвище Невский.
Спустя два года, 5 апреля 1242 года, на льду Чудского озера новгородцы и суздальцы под его предводительством разбили войско Ливонского ордена. Победа была безоговорочной, а 50 рыцарей были взяты в плен. Победив в Ледовом побоище, молодой князь Александр Невский пресек дальнейшее продвижение рыцарей вглубь русских земель.
Но не одни только военные победы сделали имя Александра Невского святым для каждого русского. Главная его победа – в том, что в страшные и тяжелые времена он сумел сохранить идентичность русского народа, основу его самобытности.
Движение с Запада на Русь было не только военной экспансией. Епископы, сопровождавшие рыцарей, нужны были не только чтобы окормлять и исповедовать воинов, но и чтобы закреплять будущие победы, устанавливая католицизм на захваченных землях. Но Александр Невский этого не допустил, не поколебался в собственной вере, а народ понял и принял это. И через триста лет на Московском Соборе 1547 года он был канонизирован Русской Православной церковью как святой и заступник Земли Русской.
Курс на Восток
Многие из тех, кто открывает для себя эпоху Александра Невского, задаются вопросом: почему такой выдающийся полководец даже не попытался противостоять главному врагу – Орде?
Многие историки считают, что князь сознательно сделал свой судьбоносный выбор между Востоком и Западом – ведь одновременно воевать со всеми врагами невозможно.
Противостоять татаро-монголам обескровленные русские княжества тогда не смогли бы. И в этом имел возможность убедиться сам Александр Невский: во время долгой поездки по степям (1247 — 1249 гг.) он увидел военную мощь монгольской империи. А еще он понял, что монголо-татарам не нужны захваченные земли, им достаточно признания вассалитета и сбора дани. Но никто из них не будет насаждать на Руси чужую веру, от крестоносцев ордынцы сильно отличались своей веротерпимостью.
Не прибавила желания дружить с Западом и недавняя история сближения с Римом князя Даниила Галицкого. Все договоренности остались пустым сотрясением воздуха, а обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.
В 1249 году шведы с благословения папского легата начали завоевание земли еми (на месте нынешней Финляндии), которая с древних времен входила в сферу влияния Новгорода. Вдобавок к этому, в папской булле от 15 сентября 1248 года прозвучало упоминание об учреждении в Пскове католической епископской кафедры.
Князь Александр Невский посчитал это явными знаками агрессии и окончательно осознал – Запад русичам не союзник. Все это повлияло на решение князя прекратить контакты с папой Иннокентием IV. Даже просто с позиции здравого смысла – зачем? Папа явно преследовал исключительно выгодные ему цели и использовал для этого все средства.
Князь Александр Невский выбрал свою особую тактику, которая приносила пользу его народу – воевать с Западом и договариваться с Востоком. Это позволило русским княжествам выжить в тяжелые годы и дождаться лучших времен.
Александр Невский и Дмитрий Донской
Дело Невского продолжил праправнук великий князь владимирский и московский Дмитрий Донской. Он впервые решился на противостояние Орде, а Куликовская битва в 1380 году стала сражением, которое объединило русский народ. По словам писателя Льва Гумилёва, «на Куликово поле пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы… а вернулись – русские».
Удивительно, но великий прапрадед словно хотел поддержать Дмитрия Донского накануне знаковой битвы. Перед выступлением войска против татар во Владимире произошло чудесное событие: открылись святые мощи Александра Невского. Пономарь церкви, спавший недалеко от гробницы святого князя, внезапно проснувшись, увидел, как загорелись сами собой свечи перед иконами, появились два старца со светлыми лицами, которые призвали Александра Невского встать и отправиться на помощь своему правнуку. Это сочли чудом, а наутро обнаружили нетленные мощи. А спустя еще шесть сотен лет, в 1988 году, его праправнук великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви.
Перед его иконой молились солдаты и офицеры
Икона святого князя Александра Невского – одна из самых важных для православных христиан. Этот святой олицетворяет собой доблестного защитника и мудрого правителя, который ревностно защищает свою веру и отечество.
Благоверный князь стал небесным покровителем воинов и дипломатов. Его просят о смелости, стойкости и мудрости для выполнения долга перед Отечеством. А во время военных конфликтов верующие просят у него защиты для себя и своих близких.
В годы Великой Отечественной войны слова князя Александра из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» «Если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет русская земля!» стали девизом советских солдат.
Предок московских князей
Надо отметить, что все московские князья – прямые потомки князя Александра Невского. Его младший сын Даниил (1261 —1303) стал первым удельным князем Московским и родоначальником московской линии Рюриковичей — московских князей и царей. За время его княжения под юрисдикцию Москвы перешел весь бассейн реки Москва, город Коломна, Переславль-Залесский. Даниил строил дороги, которые помогли Москве стать перекрестком торговых путей, архиерейские дома, церкви и монастыри – это позже привело к перенесению церковной верховной власти в Москву. В 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Символ защиты государственности
Потомки высоко оценили то, что было сделано Александром Невским. Историк, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин писал: «Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства»
Историк, публицист и общественный деятель Николай Костомаров о.
Русский историк; профессор Московского университета, ректор Московского университета Сергей Соловьев подчеркивал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Удивительно, что в XIII веке русский князь едва ли не первым в Европе выдвинул идею нерушимости границ. Действуя в соответствии со своим главным жизненным правилом «Не в силе Бог, но в правде», Александр Ярославич призывал правителей других стран не вступать в чужие пределы, не искать в войнах личной выгоды. Он всеми силами старался не допустить объединения недругов Руси для одновременного выступления против родной земли. Александру Невскому было присуще государственное мышление, отличительной чертой которого была феноменальная дальновидность.
Еще одно свидетельство почитания князя Александра Невского – вечно живая память о нем. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году и стал одной из высших государственных наград. После революции все имперские награды были упразднены, но только одна из них — орден Александра Невского — вновь появилась в тяжелейшем 1942 году. После 90-х годов ушла в прошлое и советская наградная система – но орден Александра Невского в 2010 году занял почетное место среди государственных наград новой России. Так образ Невского передается сквозь века, от поколения к поколению.
Достойное место для Александра Невского
Сейчас в Москве горожане выбирают, памятник кому нужно установить на Лубянской площади – на портале «Активный гражданин» и сайтах СМИ идет голосование по этому вопросу. По словам художественного руководителя «Геликон-Оперы» Дмитрия Бертмана, на месте советского символа должен появиться герой с более давней историей. «Я с детства люблю фильм «Александр Невский», моего папу звали Александр, мои любимые композиторы похоронены в Лавре Александра Невского, я обожаю кантату Прокофьева,— отметил Дмитрий Бертман. — А сегодня я слушаю, что идет голосование, какой из памятников ставить на Лубянской площади. Я зашел на сайт mos.ru и проголосовал за Невского», — отметил режиссер.
«Александр Невский был и выдающимся государственным деятелем, и дипломатом, и воином, — говорит научный директор Российского Военно-Исторического общества Михаил Мягков. -Как воин он фактически отразил свирепый западно-европейский натиск, в то время как Русь лежала в руинах после нашествия Батыя. Как государтсвенный деятель он многое сделал для восстановления хозяйства. Все его деяния фактически сформировали нашу сегодняшнюю духовную культуру. Делать выбор, в любом случае, должны сами москвичи: это их город, они в праве выбирать сами те символы, которые наиболее хорошо отражают как нашу историю, так и наши культурные и духовные ценности. На мой же взгляд, фигура Александра Невского всё же более многогранная и более историчная».
Княжение во Владимире
После побега Андрея княжество во Владимире перешло Александру Невскому. Скептически настроенные историки считают, что Александр намеренно договаривался с Батыем и новым ханом Орды Мунке о карательном набеге на город. Однако ученые не располагают прямыми свидетельствами данного предположения.
Историк Андрей Горский также отмечает значительные сдвиги в политическом устройства Руси:
- Владимир обретает значение общерусской столицы.
- Значимость Киева в период правления Александра Невского ослабевает.
- На передний план истории выходит Великокняжеский престол во Владимире.
- Новгород признает власть своего князя после согласования с Владимиром.
Централизация власти в средневековой Руси одновременно способствовала развитию и укреплению православной веры. Поход на Андрея Ярославича историк считает сугубо татарским планом, поскольку князь был против интересов Батыя в Каракоруме. А сам Александр Невский в значительной мере поспособствовал незначительному характеру карательного нападения.