Как распознать, что человек в прелести?


Святые отцы о состоянии прелести

По определению святых отцов, прелесть духовная делится на два вида: умственная и сердечная.

К первому относится мечтательность, рождающаяся от неправильного умственного деяния. Это сновидения, ложные ощущения или какие-либо видения во время молитвы.

Второй вид духовной прелести в православии называется мнением. При ее возникновении человек начинает мнить себя великим молитвенником, стяжавшим дары Святого Духа. Во время молитвенного бдения он испытывает ложные благодатные ощущения.

По определению святых, духовная прелесть — повреждение человеческого естества ложью. Самый великий самообман — считать себя свободным от такового. Все люди находятся в прелести, осознать это — величайшее предохранение от данного состояния. Так учил святитель Игнатий Брянчанинов.

Согласно учению преподобного Григория Синаита о прелести, она имеет три главные причины — гордость, зависть со стороны бесов, попущение Господне для наказания человека.

Причиной для гордости, в свою очередь, является тщеславие, зависть бесовская возникает от преуспеяния, а попущение Господне — от греховной жизни. Последнее может навсегда остаться с человеком, вплоть до его смерти.

Вот что еще говорят святые отцы о прелести духовной. Приведем мнение святителя Феофана Затворника: нельзя преувеличивать значение данного состояния, равно как и бояться его. Прелесть случается с возгордившимися, решившими, что их сердца коснулась теплота. Тут-то и подстерегает их состояние прелести, ибо не дремлют нечистые духи, желая обольстить человека.

Феофан Затворник

Симеон Новый Богослов предостерегает верующих словами о дьявольских происках. Лукавый всегда подбирается к человеческой душе таким образом, чтобы верующему и невдомек было о его происках. Он старается возмутить все стремления и движения души, направить на деяния, выгодные Лукавому. Внутри человека идет смятение и буря, он становится страстным, произволения души делаются непотребными. Это и есть то состояние, называемое православием духовной прелестью.

Иоанн Кассиан Римлянин говорил о духах нечистых, что их великое множество всюду. Летают между небом и землей, но люди не видят их. Господь по своему милосердию сделал бесов невидимыми для глаз человеческих. Ибо они настолько безобразны, что люди поражались бы ужасом при виде их, а со временем стали бы злее, наблюдая за нечестивым поведением бесов, побуждаясь к безрассудству еще большему и разжигая в себе страсти многочисленные.

Значение этого слова — нечто, чем ты обольстился на духовном пути

Прелесть — это нечто, что тебя обольщает. А что такое лесть вообще? Это некая похвальба, внушение человеку ложного чувства гордости. Сама гордость — это плохо, а если она ещё ни на чём не основана, вообще кошмар.

То есть прелесть — это заблуждение человека, его неверное представление о себе.

Подразумевается, что прелесть — это не чьё-то действие по отношению к человеку, а его лесть самому себе. То есть самообман, излишнее самомнение — вот, что такое прелесть.

Как избавиться от гордыни

Проявление прелести

Мы говорим об основных характеристиках данного состояния, но ни разу не упомянули о том, как оно проявляется.

Все просто и сложно одновременно: человек начинает терять контроль над своими мыслями и рассуждениями, нередко отворачивается от Истины, принимая за нее ложные учения. Легко догадаться, кто подталкивает человека к ознакомлению с ними.

Когда омрачается волевая душевная сфера, люди становятся ярыми приверженцами зла. Прежде добрый и рассудительный человек превращается в дьявольскую игрушку, не имея возможности противостоять злу, отказаться от него. То же самое происходит, когда бесы овладевают раздражительной силой человека. Он, не в силах противостоять искушению, сразу же забывает о том, что такое творить добро. У прельстившегося не хватает сил на добрые дела, однако стоит ему услышать о чем-то плохом, как он тут же загорается поддержать это начинание.

Прелесть — грех, ибо она влечёт за собой другие страшные грехи

Мало того, что прелесть ведёт нас по неправильному пути, так она ещё постепенно втягивает в жизнь человека всё новые грехи.

Преподобный Григорий (Синаит) рассказывает, как это происходит:

«Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление из ума.

Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным».

Григорий (Синаит)

православный святой

Чтобы не пришлось бороться с прелестью, полезно знать её природу:

«Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости — суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти — преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь. — Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная, — предание сатане за грех, — часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов). Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Если кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя».

Особенно уязвимы для прелести неопытные христиане:

«Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных, новых в подвиге, как еще обладаемых демонами. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений. Город новоначальных — все существо каждого из них — находится еще в обладании варваров… По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим рассмотрением, и отвергая лукавое… Знай, что действия благодати — ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

Почему возникает данное состояние у верующих?

Выше написано, что духовной прелести подвержены люди, далекие от Бога и храма. Но и ревностные христиане, монахи и духовенство тоже вполне могут впасть в прелесть.

Все начинается с ярого усердия в молитве, когда монах или обычный мирянин берет на себя подвиг, не благословившись у духовного наставника. Один священник метко выразился о таких подвижниках: читают по двадцать акафистов в день, а потом у них иконы светятся.

Благодать Божья действует через смирение, на излишние подвиги нас толкает гордыня. В замечательной христианской книге «Пасха красная» есть рассказ о том, как открывалась Оптина Пустынь (ныне мужской монастырь под Калугой). Понаехала православная молодежь, скорее переоделись во все черное, а один паломник вырыл себе землянку в Оптинском лесу и ушел в затвор. Конечно, ничем хорошим этот затвор не закончился, но автор книги не стала писать о большом конфузе, связанном с землянкой в лесу и «подвигом» паломника. С одной стороны, перед нами — смешной рассказ, с другой — легкая форма прелести. Объясним, что затвор — высшее духовное состояние, при котором подвижник отрекается от всего, полностью погружаясь в молитву. Монахи отказывают себе даже в самых скудных вещах, смиряя плоть. Разве мог молоденький мирянин легко отречься от всего, что прежде окружало его, не имея должной духовной подготовки? Едва ли, он просто вообразил себя подвижником и молитвенником, это ли не духовная прелесть?

Зрительные галлюцинации

Сердечная молитва

Молитва бывает… во-первых — устная, во-вторых — внутренняя, сердечная, в-третьих — духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная мо­литва несравненно выше внутренней, сердечной. Имею­щие ее начинают познавать тайны природы, они смотрят все со внутренней стороны, на смысл вещей, а не внешнюю их сторону. Они постоянно бывают охвачены высоким ду­ховным восторгом, умилением, от которых их глаза часто источают слезы. Их восторг для нас непонятен. Доступный нам восторг самых великих художников в сравнении с их духовным восторгом есть ничто, ибо он душевен. А пре­подобный Исаак Сирский говорит еще о четвертом роде молитвы, молитвы, выходящей за пределы нашего созна­ния… Что это за молитва, я не знаю. Быть может, ее и имел только один Исаак Сирский… (преп. Варсонофий).

Состояние до получения внутренней молитвы… хаоти­ческое, ужасно тяжелое. Игра на скрипке, если кто умеет играть, очень приятна, но при учении игре на скрипке — убийственные звуки. Так и это состояние есть как бы настраивание инструмента, начальные гаммы. Инструмент есть, рояль раскрыт, готов, перед нами ряд белых клавишей, игрока нет. Кто же этот игрок? — Бог. Нам должно подвизаться, а Господь по обещанию Своему: «Приидем к нему и обитель у него сотворим» (Ср.: Ин. 14, 23), придет к нам, и наш инструмент заиграет… Про эту музыку часто говорится в псалмах: «Крепость моя и пение мое Господь…» (Пс.117, 14). «Пою и воспою Господеви…» (Пс.26, 6). «Пою Богу моему дондеже есмь…» (Пс. 145, 2). Это пение неизглаголанно. Чтобы его получить и идут в монастырь и получают, но один через 10, третий через 15, а четвертый через 40 лет (преп. Варсонофий).

Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бываю­щих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не мо­жешь молиться сердечною молитвою, молись умом или ус­тами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настой­чивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердеч­ное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и по­казывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближне­му (преп. Амвросий).

Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молит­вы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против дру­гих, которые по своему неразумию, а вместе, по наущению вражию, мешают нам проходить внимательную жизнь. Блаженный Илия Екдик пишет: «егда помолишься, якоже подобает, ожидай онех, яко не подобает», т. е. гневного возмущения (Добротолюбие, ч.4) (преп. Амвросий).

Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобною молитвою. Полезнее молиться со сми­рением так: «Господи! якоже веси помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой о мне полезное!» Нам заповедано Господом молиться: «Отче наш! да будет воля Твоя». Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: «да будет воля наша!» А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно, чтобы было по-твоему, или по вну­шению вражию (преп. Амвросий).

Состояние прелести у мирян

Многие люди очень далеки от Бога, в храм заходят несколько раз в год, про домашнюю молитву не слыхали. Но наступает момент, когда они попадают на исповедь и не знают, чего от них хочет услышать «поп».

Батюшка начинает задавать наводящие вопросы, исповедующийся смотрит на него огромными глазами, искренне недоумевая, почему священник обвиняет его в чем-то. Человек живет не хуже других: работает, семьей занимается, старается добро творить, никого не обижать. Какие такие грехи ему приписывают?

Исповедующийся хотел со священником о жизни поговорить, а получились недопонимание и обида. Человек, оскорбленный в лучших чувствах, покидает храм и рассказывает знакомым, какие «попы» плохие, заставляют безгрешного святого в чем-то каяться.

Это самая настоящая прелесть — духовная болезнь, поразившая современное человечество. А все почему? Да потому, что вместо трезвенной и покаянной жизни люди тяготеют к расслабленности и наслаждениям. Гонятся за земными благами и богатством, совершенно забывая о Боге и церкви.

Православный крест

Пристрастие к частому причастию

Благочестивые читатели не удивятся, а иным представлена информация к размышлению.

Одним из видов духовной прелести является частое причастие. Перед читателями две истории, рассказанные священномучеником Арсением (Ждановским) в своей книге «Духовный дневник».

Одна женщина причащалась ежедневно. Духовенство обратило на это внимание, поручив священнику, у которого она исповедовалась, проверить барышню. Тот, в свою очередь, велел ей исповедоваться каждый день и не допускал до причастия, когда считал это полезным для своего чада.

Только женщина равнодушно относилась к запретам духовника, она принялась переходить из церкви в церковь, продолжая ежедневно причащаться. В конечном итоге духовное руководство отследило ее и запретило приступать к таинству.

Но героиню рассказа это не смутило, она решила, что может причащаться и дома. Господь давно дал ей право претворять хлеб и вино в свои тело и кровь. Женщина начала совершать «литургию» самостоятельно, причащаясь на дому.

Закончилось это печально: дама сошла с ума, ее забрали в соответствующее заведение.

Еще одна женщина, находящаяся в духовной прелести, требовала ежедневного причастия. Священник здраво отнесся к ее требованиям и задал вопрос: достойна ли дама приступать столь часто к таинству? Та, разумеется, была «достойна», ибо «не имела грехов», о чем и сообщила батюшке.

Как часто необходимо причащаться? Точный ответ на заданный вопрос может дать только священник, у которого исповедуется человек. Как быть тем, кто не имеет духовного наставника и приступает к таинству исповеди у разных батюшек?

Минимум, согласно которому необходимо причащаться, составляет 5 раз в год. В каждый пост по одному разу и в собственный день именин. Всего четыре длительных поста, соответственно столько же раз человек приступает к таинству причастия.

Кто-то причащается раз в месяц, иные — два раза. Есть люди, приступающие к причастию раз в неделю, но они являются прихожанами какого-либо храма, а не редкими его посетителями.

Православное причастие

Церковная молитва

О церковной же молитве знайте, что она выше домаш­ней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются (преп. Макарий).

…Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен (преп. Макарий).

Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви силь­нее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь тем­ный уголок и молиться Боженьке. «Горе имеем сердца!» — возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим (преп. Варсонофий).

Во время пения «Честнейшей» <�преподобный Амвросий> стоял, наклонив голову почти к земле. Когда окончи­лось пение, батюшка строго сказал г-же Н.: «Отчего ты не клала поклонов, а стояла так?» Она ответила: «В миру я всегда кладу шесть поклонов, когда поют «Честнейшую Херувим», а тут опасаюсь — никто не кладет». Батюшка опять строго сказал: «Чтобы вы с дочерью всегда клали поклоны! Какое вам дело, что никто не кладет? Вы знаете, один видел, как во время пения «Честнейшей» Сама Цари­ца Небесная явилась и подходила к Своей иконе. Вы всегда кладите» (преп. Амвросий).

Казалось бы, нам в молитве довольно один раз ска­зать: «Господи, помилуй», а мы говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: «Господи, помилуй». Вот Церковь за них и молится (преп. Нектарий).

Как бороться с прелестью

Можно ли избавиться от духовной прелести самостоятельно? Нет, человек не в силах бороться к нечистыми духами без помощи Божьей. Необходимо прибегать к Спасителю и оружию, оставленному им для духовной борьбы.

  • Молитва и пост отгоняют род лукавый. Разумеется, что молитва должна быть трезвенной, под руководством опытного священника. Начнет неофит самостоятельно устанавливать себе молитвенные правила, класть многочисленные поклоны и вычитывать огромное количество акафистов, так еще больше впадет в состояние прелести. То же касается и поста, во всем должны быть мера и опытное руководство.
  • Посещение церковных служб, обязательное участие в таинствах исповеди и причастия, а Великим постом — соборования. Как часто причащаться, написано выше. Что касается исповеди, то совет может быть один — чем чаще, тем лучше для души.
  • Трезвенная жизнь, строгое наблюдение за собой. Все мы ленивы, склонны к расслаблению и праздности. Последняя является матерью всех пороков, ее необходимо избегать, находить себе занятие. Это не значит, что отдыха быть вовсе не должно, но заменять им труд нельзя.

Таинство исповеди

Духовную прелесть связывают с восточной мистикой, но это неверно

Радикальные православные любят критиковать буддизм и индуизм за мистические практики. Упрекают в том, что там люди достигают сверхъестественных способностей. Такие учения называют эгоцентричными и видят в них проявление прелести.

Но это от незнания чужих традиций. Состояние человека во время медитации и сверхъестественные силы, которые он может получить, — это побочные результаты духовного пути. Сама же цель там такая же, как и у христиан, — сближение с Богом.

Стигматы православная церковь чаще всего относит к признакам духовной прелести. На фото — Падре Пио из Палестины, ныне покойный святой римской католической церкви. Критики полагают его шарлатаном.

Состояние прелести на Востоке называют другими словами, но суть остаётся та же. Что же касается сверхъестественных сил, что в католической и православной церкви известны такие же примеры:

  • Стигматы;
  • Прозорливость;
  • Левитация;
  • Общение с животными;
  • Способность исцелять.

И многое другое. Но как бы ошибся человек со стороны, если бы сказал, что цель православного христианина — это достичь прозорливости или научиться изгонять бесов. То же самое и в Восточных учениях.

О жалости к себе и унынии

Не жалейте себя — эти слова произносят многие священники, давая напутствие мирянину. Люди склонны заниматься тем, что жалеют себя, рассматривают свою жизнь с самой негативной точки зрения. Отсюда рождается уныние, человек ничего не хочет. Какой там храм, исповедь и причастие? Христианин лежит на диване с потухшим взором, у него возникает апатия и равнодушие ко всему. Нечистые духи рады, кружатся вокруг страдальца и подсовывают ему грустные мысли. Поддаваться унынию — последнее дело для христианина.

Время в праздности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: