Распознать и исполнить (О соотношении воли Божией и человеческой)


Распознать и исполнить (О соотношении воли Божией и человеческой)

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Псалом 36:4)

Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить.

Господь всё подает для жизни: одежду, еду, кров.

И если вдуматься, то и саму жизнь Господь хранит человеку, чтобы тот успел обратиться к Богу, покаяться и спастись.

Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле

Апостол Павел так и сказал: «.. любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Промысел Божий хранит всех. Он и ходатайствует за нас (Рим. 8 : 34)

И по слову апостола . Павла: «.. благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей для верующего..

Наблюдая человеческую жизнь, можно сказать вместе с царем Давидом: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век; Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечистивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Пс.36:28-29).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2:17).

Таким образом с праведными — всё случается. только по воле Божией

Блажен человек, имеющий веру Божию, веру живую и действенную. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте..»,- говорит апостол Павел (2 Кор. 13,5). Живая вера — это такая вера, когда первой мыслью нашей будет стремление к Богу; первым чувством — желание приблизиться к Богу, первым движением воли — готовность исполнять Божественную волю.

С теми же, кто не живет по воле Божией всё происходит по попущению Божию.

Проявление и реализация воли Божией может осуществляться двояко: существует действие воли Божьей как содействующее, а есть попускающее.

Воля Божия содействующая — содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией и действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает.

Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает — вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, а другой и не помогает и не запрещает, стоит как бы в стороне, и в этом не участвует — вот так действует воля Божия попускающая.

Во всех наших проявлениях наша человеческая воля может и должна соединиться с волей Божией, чтобы было одно с Богом по подобию Сына Человеческого Иисуса Христа. «Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 4:1).

Если мы по этому подобию пребываем во Христе и Христос в нас, это единство вместе с единством Отца и Сына и соединяет нас с волей Божьей.

Воля Божья — это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля Божья — это не только требование, стоящее «над» человеком или «перед» человеком, но и таинственное внутреннее воздействие, которым Бог помогает человеку совершить то, что он должен совершить.

Когда человек исполняет требование Божьей воли, он совершает его не только своей собственной силой воли, но и той таинственной силой, или действием Бога, которое называется благодатью.

Воле Божьей предаем мы наши души и тела. «Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира да будет с вами» (Фил. 4. 8).

Отсюда следует, что воля Божия — это не только абсолютное нравственное требование, но и дар, достигаемый в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией.

Когда Бог открывает Свою волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16), но должен следовать тому, что требуется от него Божественным призванием.

«Итак умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»(Рим. 6:9).

Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божье о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божье о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости»(1 Фес. 4:3).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки»(1 Ин. 2:17).

Святые отцы говоря о воле Божией и воле человека употребляют понятие синергия

Синергия (греч. συνεργεια — совместное, согласованное действие) — концепция православного богословия, утверждающая необходимость соработничества, сообразованности, согласованного лада между Божественной энергией (благодатью) и энергией человека (волей) в деле спасения, соединения человека с Богом (1)

Св. Иоанн Кассиан весьма определённо выразил суть синергии: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше … оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы» (2).

Бог дал свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. .Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится об исполнении воли Божьей. . Сделать это невозможно, не отсекая свою волю (3)

Мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воли Божией.

Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами.

Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая всё же может колебаться между добром и злом. И здесь уже определяется сам человек.

Свободная воля изначально дана человеку, как образу и подобию Божию.

Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость.

Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него.

Без свободной воли не может осуществиться само спасение человека

Есть промысел Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире — жизнь по воле Божией.

Вообще то «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» — это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно — Церковь предоставляет нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией — это личный подвиг

Человек сам добровольно должен выбрать путь спасения — иметь Бога главной целью своей жизни.

Само спасение — это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер.

Как писал Михаил Лермонтов :

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинять нельзя ни в чем.

Конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божью, которая называется допущением.

Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.

Так как «нет праведного ни одного…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23). Только верою в Иисуса мы можем стать праведными: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Чтобы наша вера вменилась в праведность, нужны дела, так как «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вот суть эти дела: не грешить, слушаться Бога, искать Его лица, Царство Его.

Не грешить — это не иметь дела плоти: «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное…» (Гал. 5:19-21). А нужны дела: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5:22,23) — плоды духа.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице», пишет «..то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние».(4)

Иисус нас учит искать единственное — это волю Божию: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его»(Пс. 17, 30-31)

Парадоксально звучит, но знать волю Божию страшно.

Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание — колоссальная ответственность. Вспомним слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48) (5)

Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: «Не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36); «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38-40).

Ссылки

1. Хоружий С. С.Православная аскеза — ключ к новому видению человека lib.pravmir.ru/library/readbook/1478ib.

2. Св. Иоанн Кассиан. Собеседование XIII. 10,11 Писания. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

3. Что есть моя воля и воля Божия? — www.pravoslavie.ru/answers/6643.htm

4.ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ преподобного отца нашего ИОАННА

игумена Синайской горы www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm

5 .Протоиерей Михаил Шполянский Что такое воля Божия? 19.03. 2006 pravmir..ru

Александр А. Соколовски

Воля Божия

Христос молился один, но хотел, чтобы хоть избранные ученики были с Ним на молитве. Поэтому Он и говорит апостолам и через них нам: «Не смогли даже один час пободрствовать со Мною». Соборная молитва всегда сильнее. Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20). Замечательно и полезно для нас молиться со Христом словами Его молитвы: «Да будет воля Твоя!». Молиться ежедневно и минимум хотя бы один час, как Он потребовал от Своих учеников.

Только в молитве мы можем узнать Божию волю о нас, что нам делать в том или ином случае. «Преподобный Варсонофий учит нас, что, если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется – хотя бы немного – решение нашего сердца. А затем уж – соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода, подражая Господу, трижды за одну ночь молившемуся в Гефсимании – одними и теми же словами. Отцы учат нас: если мы [почти уже] верим, что наше решение соответствует воле Божией, но все же еще испытываем некоторые сомнения, то мы должны помолиться особенно усердно. И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы действуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно, и мы останемся с одним-единственным и ясным решением» (Большаков Сергей. Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)).

В молитве мы можем получить благодатное просвещение свыше и укрепление наших сил для принятия благой и спасительной воли Божией и несения нашего жизненного креста. Нам следует молиться о том, чтобы прийти к пониманию воли Божией многострадального Иова, с его готовностью принять все от Бога: «…Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» Духовно мудрые люди говорят: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей». «Скорби – добрый знак; показывают, что на тесном пути стоим», – отмечает прп. Иосиф Оптинский. «Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби», – поучает свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Однако даже твердая убежденность в благой воле Божией вместе с молитвой Богу не исключает обращения христианина за помощью к друзьям, к врачам, к юристам, к сотрудникам правоохранительных служб, к специалистам за консультацией… Подобные примеры мы также можем найти в Священном Писании. Христос сказал: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). Это значит, что из нескольких вариантов мы должны выбирать самый полезный и духовно спасительный для нас. Это непростая задача, но ее с Божьей помощью можно решить!

Епископ Иов (Смакоуз)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: