Житие святой Нины и обретение креста
Святая родилась в конце III века в благочестивой и знатной семье. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора. В 12 лет она вместе с родителями отправилась в Иерусалим, где по благословению епископа отец стал отшельником в пустыне, а мать, Сусанна — диакониссой. Девушку передали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Узнавая от наставницы все больше подробностей о земной жизни Господа, святая заинтересовалась историей Хитона — одеяния Христа, в котором Его распяли и ради которого воины бросали жребий. Нина узнала, что по преданию Хитон находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его. Так гласит распространенная версия жития святой Нины и так верят многие христиане. По другой версии Хитон находится в городе Трире.
Хитон Христа в Трире
Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест.
Мощи святой Нины в Бодбийском монастыре (Грузия)
Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нины приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов.
История
Для историографии Грузии известно несколько письменных источников, которые дают возможность определить происхождение современного флага Грузии. Известно, что грузинский царь Вахтанг Горгасали уже в V веке использовал белый флаг с изображением красного прямого креста Георгия Победоносца. Так-же при царице Тамар в XII веке поднимали белое знамя с красным крестом, только вдобавок еще и со звездой. Предположительно в 1320 году вовремя царствования Георгия V прозванного Блистательным появился пятикрестный флаг. Связанно это с возвращением Монастыря Святого Креста в Иерусалиме, а с также взятие Георгием V замков Иерусалимских, то есть Ключа от храма Гроба Господня. После этого факта на разных источниках встречается пятикрестовая композиция, которым фиксировалась Грузия. Пятикрестовый флаг изображает картографы Пьетро Висконти, братья Франческо и Доменико Пиццигани, Габриел Де Валлсека. Также часто активно встречается флаг в самой Грузии на средневековых храмах в виде барельефов, например: Некреси, Бочорма, Манглиси, Чхери.
История креста после кончины святой Нины
Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.
Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.
Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.
Болнисский крест
Болнисский Крест — это тип православного креста который широко используется в Грузии с V века. Впервые в Грузии такой крест нашли на фасаде Болнисского Сиони. Крест имеет равностороннюю форму и зачастую обведен кругом. В Грузии болнисский крест можно встретить в окрещенных домах, а так-же изображением на машине в качестве оберега. На фасадах храмов изображается, как два ангела возносят равносторонний крест. Именно болнисские кресты изображены на флаге Грузии по сторонам, в олицетворении четырех авторов Евангелий, чьи учения расходятся по всем сторонам частей света.
Как выглядит крест святой Нины
Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.
Крест святой Нины, современный вид. Фото Gábor Tikos_Flickr_CC BY-SA 2.0
Значение цветов и символика
Красная пятикрестовая композиция флага на белом фоне имеет христианскую символику. Белый цвет — это символ чистоты и непорочности, красный цвет — олицетворят храбрость и мужество. Большой прямоугольный крест в центре является олицетворением Сына Божьего Иисуса Христа, а расположенные по углам меньшего размера кресты — это четыре евангелиста.
О чем молиться святой Нино
Канонический текст молитвы святой Нино очень древний и представляется слишком «общим», содержит просьбы, могущие адресоваться в принципе любому из святых христианского мира — «охранять стадо», «вразумить врагов святыя Церкве Христовы». Но множество людей молится ей глубоко личным образом. Они просят ее:
- об избавлении от недугов, как телесных, так и душевных;
- о рождении детей (вспомните историю с лечением жены садовника!);
- о вспомоществовании в миссионерской деятельности;
- об утверждении в вере;
- о вызволении людей, угодивших в сети сектантов (увела же она целый народ от воинственного языческого божества ко Христу);
- о содействии в путешествии (Нина немало странствовала, пока не явилась в удел Богородицы).
По свидетельствам верующих, молитва перед иконой просветительницы Грузии равноапостольной Нины обладает особой силой — даже когда до решения проблемы очень далеко, люди ощущают облегчение на сердце.
Чудо на царской охоте
Но царь Мириан оставался глух к новому учению. Его можно понять — Нина была первой христианкой, которую он видел, с чего бы ему вообще доверять ее словам и предавать своего сияющего победительного Армази ради неизвестного Христа и менять меч на крест? Как это часто случается, обращению в христианство помогла чрезвычайная ситуация. Во время охоты на горе Тхоти царя «объяла тьма». По двум разным версиям, это была или темнота, внезапно наступившая белым днем, или поразившая царя слепота.
Армази на помощь испуганному правителю не торопился, и царь, вспомнив, должно быть, рассказы жены, призвал «бога Нино», клянясь в случае помощи с Его стороны уверовать в Него. Прагматичный царь, «ты мне — я тебе», но ведь помогло!
Далее Мириан признался в случившемся Нине, а затем написал о своем желании принять святое крещение самому Константину Великому и его матери св. Елене. Римский властитель, убежденный христианин, прислал ко двору Мириана епископа Иоанна, священника Иакова и диакона, чтоб провести обряд крещения царя и его двора «по всей форме». Позже у слияния рек Мктвари и Арагви был массово окрещен и народ. С 326 г. христианство стало государственной религией Грузии, а праздник ее Крещения ГПЦ отмечает 1 октября.
В поисках хитона Христа
С именем Иисуса Христа на устах Нина отправилась в дорогу. Путь ее не был легким — ей случилось стать свидетельницей мученичества за веру и чудом повезло не пострадать самой. В какой-то момент своего путешествия Нина познакомилась с невестой Христовой Рипсимией, ее наставницей в вере Гаианией и другими монахинями — и разделила с ними бегство от императора Диоклетиана. Тот, не испытывая к христианам личной неприязни, изгонял их, как подрывающих авторитет его власти. Поклонники бродячего иудейского проповедника Диоклетиана не впечатляли — он предпочитал, чтоб его самого приветствовали, как божество. Легенда же о том, что он воспылал страстью к деве Рипсимии, вряд ли правдива. Император был женат, причем на христианке — правда, он заставил ее приносить жертвы римским богам. Гаиания, Рипсимия и другие женщины пострадали за то, что не пожелали этого делать — христиан, не признавших над собою власть Юпитера, Диоклетиан приговаривал к смерти.
Христианки бежали в Армению, вотчину царя Трдата (или, в греческой традиции, Тиридата). Диоклетиан успел написать ему о них — и сообщил между делом о красоте Рипсимии. Так что бедной деве пришлось-таки испытать на себе страсть царя земного. Но она пожелала остаться верной Небесному. Разъяренный Тиридат казнил Рипсимию, старицу Гаианию и их спутниц (Армянская Православная церковь поныне чтит святых Рипсимэ и Гаянэ). Нина же чудом сумела укрыться от преследования и 1 июня ступила на грузинскую землю — вошла в удел Богоматери.
В Мцхете
Нина достигла Мцхеты — столицы языческой Иверии — накануне 5 августа, дня празднеств в честь Армази, языческого бога богов. Нина стала свидетельницей отправления культа — и царь, и народ молились статуе бога-воина в золотой броне. Нине только и оставалось помолиться Христу с просьбой обратить всех этих людей в иную веру. Легендарная версия о том, что по молитве Нины христианский бог уничтожил идола молниями вряд ли больше чем сказка — подобные истории рассказывают о множестве других христианских святых, взяв за основу рассказы о чудесах ветхозаветных пророков, вызывавших огонь с неба. Намного более интересна и своеобразна другая история о святой — о чуде на охоте царя Мириана.
В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада. Кроме проповеди веры занималась еще и целительством (она и покорила сердце садовника тем, что излечила его жену от бесплодия). Дар исцеления привлек к ней людей (проповедников много, а вот дар спасения жизни дается далеко не всякому). Первыми последовательницами Нины во Христе стали женщины: она исцеляла детей, спасла ребенка, тяжко болевшего с рождения — какую женщину оставит равнодушной такой поступок? Приняли Нину и дамы, занимавшие далеко не последние места в общественной иерархии Мцхеты — жена царевича Реви Саломея, жена эристави (титул, приблизительно соответствующий герцогскому на Западе) Пережавра и даже супруга верховного властителя — царица Нана (Нина исцелила ее от серьезного недуга).