Перенесение мощей святителя Николая
В этот день Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святителя в г.Бари. Произошло это событие по следующей причине. Как известно из его жития, св.Николай Чудотворец, прожив святую и праведную жизнь, изобилующую его добрыми делами милосердия и чудотворениями, отошел ко Господу 6/19 декабря (предположительно) 340 года. Его святые и мироточивые мощи долгое время находились в малоазийском городе Миры Ликийские, где он при жизни и проходил свое благодатное святительское служение.
Но в 11-м веке по Р.Х. византийская провинция Малая Азия подверглась нападению турок. Которые занимали один город за другим, опустошая их и частично истребляя, частично отводя в плен местных жителей. В частности, это же случилось и с Мирами Ликийскими. Сие было попущено Богом за грехи людей. Посему святой, согласно сему действию Божественного Промысла, также не помешал завоеванию родного города. Но Господу было неугодно, чтобы мощи такого великого светильника Церкви пребывали в забвении в запустевшем граде.
В итальянском городе Бари жил тогда один благочестивый пресвитер. Тут следует отметить, что, хотя сей град находился в Италии, и им тогда (1087 г.) владели норманны, но незадолго до сего (до 1071 года) он был под властью византийского императора. Поэтому и в это время еще многие церкви да монастыри этого города были в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Так что этот благочестивый пресвитер, очевидно, был не католиком, а православным.
Свт. Николай Чудотворец
И вот этому священнику во сне явился сам святитель и сказал:
«Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа».
С радостью подчиняясь такому благодатному повелению Господа и св.Николая Угодника, благочестивые мужи из г.Бари отправились как будто бы по торговым делам, а на самом деле ради мощей святителя в г.Миры Ликийские. Тут, опередив венецианцев, они с благоговением перенесли святые мощи и миро от них в свой корабль, и 9/22 мая 1087 года, в воскресенье, прибыли в Бари. Где были торжественно встречены жителями.
Притом уже на следующие день, в понедельник, святой Николай Чудотворец исцелил 47 больных; во вторник – 22; в среду – 29. Причем поток исцелений, мироточения и других чудес от святых мощей не прекращался и не прекращается до сих пор. О чем сам святой, явившись тогда некоему достойному сего иноку, сказал:
«Итак, волею Божию, пришел я к вам в страну сию, в день воскресный, в час девятый, и вот 111 человек исцелены мною».
Что нельзя делать на Николу Летнего
Если хотите жить в полном достатке, чтобы удача и везение сопутствовали в работе, а также был успех в любом деле в этот день нельзя:
- отказывать нуждающимся в милости на улице и возле церкви;
- нельзя сквернословить, ругаться и спорить по пустякам;
- не стоит давать пустых обещаний, лгать и обманывать ближних;
- нельзя в этот день шить, вязать и вышивать;
- нельзя вспоминать прошлые обиды, грустить и жалеть о том, чего не вернуть.
Угодника Николая в народе принято считать святым близким к Богу. Он обязательно услышит и поможет.
За годы жизни Святитель совершал чудеса – воскрешал усопших, спасал нищих, исцелял взрослых и детей, за что получил имя Чудотворец. Никольский храм можно встретить в каждом крупном городе, названный в честь Святителя.
Отношение к этому событию у греков, русских и католиков
Этот день 9/22 мая в г.Бари сразу же стал праздничным, а в католической церкви он и ныне считается местным праздником. Очень быстро (не позднее 1098 года) это событие и сей день стало праздничными и в Русской Церкви. Он, как день памяти св.Николая Угодника, празднуется наравне с 6/19 декабря; при этом русские называют первый праздник – «Николаем Вешним или Весенним», а второй – «Николаем Зимним».
Но что интересно, у греков таковой праздник отсутствует. Более того, в греческих церковных кулуарах считают, что мощи святителя, якобы, «украли». Что, однако, как следует из вышеприведенного, явно не соответствует Священному Преданию. Из коего ясно видно, что на перенесение мощей была воля Божия и самого великого святителя; причем очевидно, что без согласия такого величайшего святого никто его мощи «украсть» не смог бы!
Саркофаг с мощами свт. Николая
Более того, и сейчас, находясь в уже католическом г.Бари, они источают целебное миро и творят чудеса, между прочим, и перед православными русскими паломниками. Очевидно, если бы они действительно были «похищены», и если бы все это было неугодно Богу и Его Угоднику, то такое было бы невозможно.
Однако вопрос все же остается. Помню, когда я учился в Московской духовной академии, то один мой сокурсник – очень хороший и православный батюшка, настроенный резко анти католически, сильно интересовался этим вопросом. Он одно время никак не мог понять, почему же такой величайший святой Православия отдал свои мощи католикам?! Позднее он разобрался в этом вопросе, его аргументация была следующей:
Во-первых, как уже было сказано выше, г.Бари долгое время (до 1071 г.) принадлежал Византии. Но и после этого в нем была церковная юрисдикция Константинопольского Патриарха. Да, правда, греки затем все это утратили. Но мы знаем, что такие территориальные и церковные потери Византия несла по причине грехов ее правителей, церковнослужителей и народа. Так что грешить надо было меньше, тогда бы и мощи святителя не потеряли бы.
Во-вторых, есть еще и такой аргумент. Св.Николай Чудотворец, провидя будущее отступление католиков от Православия и раскол 1054 года, считал, что такая величайшая святыня, как его мощи, возможно, удержит Западную Церковь от сего раскола. К сожалению, эта возможность не была осуществлена. Но вина за это уже ложится на католиков.
Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.
Наконец, в-третьих, если бы, как, очевидно. хотели греки, святые мощи были бы перенесены в один из греческих анклавов, то со временем они все равно, как и Миры Ликийские, оказались бы под властью магометан. Ибо, как известно из истории, весь греческий мир к 1453 году был оккупирован турками. А это, по-видимому, не было угодно Богу и Его Угоднику. А вот г.Бари под властью нехристей никогда не был.
А теперь посмотрим еще:
Как это выглядит в свете нынешнего дня?!
А сегодня, по моему мнению, вырисовывается еще одна, очень важная причина, по которой св. Николай не захотел отдать свои мощи грекам. Как мы знаем, последние годы Православный мир потрясен расколом, который своими, прямо скажем, разбойничьими действиями учинил грек — Вселенский патриарх Варфоломей. Причем, этот раскол, в-основном, поддержан греками и греческими Церквями.
Основное лжеучение этого патриарха состоит в том, что он, по примеру папы римского, хочет усвоить себе власть не только над своим патриархатом, но и над другими Церквями. Хотя 2-е правило Второе Вселенского собора, да и вся тысячелетняя церковная практика Православия запрещает это делать.
Правда, Варфоломей ссылается на 3-е правило этого же собора, которым Константинопольский патриарх имеет преимущество чести. Хотя, очевидно, здесь речь идет совсем не о власти, а лишь о чести. Это значит, что Вселенский Патриарх, если ему придется служить Божественную литургию вместе с Патриархами других Церквей, по праву чести будет возглавлять такое служение. Но отнюдь не значит, что он при этом может давать какие-то свои повеления или распоряжения этим Патриархам, касающиеся жизни их Церквей, поскольку не имеет права власти на это.
Более того, 3-е правило Второго Вселенского собора указывает и причину, по которой Константинопольский Патриарх имеет и сие право чести. Эта причина состоит в том, что тогда Константинополь был новым Римом, т.е. столицей православного Царя. Но с 1453 года, т.е. почти 600 лет это уже не так. А держаться за букву предания, забывая о его духе, — это типичное жидовство. Ибо, как сказал апостол Павел, «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3: 6).
А из духа, а не буквы, сего 3-го правила следует, что, таким образом, Вселенский Патриарх должен быть при Православном Царе. После того же 1453 года такими белыми, т.е. свободными от власти магометан, были лишь Русские Цари. Поэтому с основания Русского Царства были идеи и даже некоторые практические действия с целью: либо перевести Вселенского Патриарха из Константинополя в Москву, либо провозгласить Вселенским Московского Патриарха.
Но от этих планов отказались по причине нашего обычного русского братолюбия. Дело в том, что Патриарх, находясь в турецком Константинополе, мог удобно поддерживать и благотворить (особенно с российской материальной помощью) прочим Православным Церквям, находящимся под властью турок. Если же его местопребывание было бы в столице России, постоянно воюющей с турками и их вассалами, то это автоматически превращало бы сего Патриарха в «персону нон грата» для Турецкой империи. И оказывать вышеозначенную помощь другим Церквям он бы не смог.
Так что исторически получилось, что наши в свое время отказались от высшей церковной власти, которая сама плыла в их руки. Отказались ради помощи своим православным братьям, в значительной степени благодаря чему те и выжили под гнетом мусульман.
А сейчас патриарх Варфоломей хочет сделать свой властолюбивый гешефт на чужом благородстве. Вот ведь как некрасиво! Но особенно от этого патриаршего безобразия страдает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Которую одним росчерком пера своей «левой» руки Варфоломей фактически объявил вне закона; объявил, как бы, несуществующей, создав при этом из групп украинских раскольников свою ПЦУ.
Хотя прекрасно знает, что по канонам на одной и той же канонической территории не могут быть одновременно две Православные Церкви! Поэтому и объявляет, что УПЦ МП, якобы, не существует! Это наша-то Украинская Церковь, объединяющая миллионы верующих и имеющая более 12 тысяч приходов, — не существует?! Зато в Константинопольском патриархате есть епархии, не имеющие ни одного прихода, так что, скорее, он сам не существует, а живет лишь за счет диаспоры!
Эти антиканонические действия патриарха Варфоломея, который, как вор и разбойник не дверями православных канонов входит в украинский двор овчий, а перелазит через его каноническую ограду (ср.Ин.10: 1), привели, хотя и к деструктивным, но пока, слава Богу, не к самым тяжелым последствиям. Пока лишь ПЦУ и ее руководитель Епифаний (Думенко), вовсю на словах распинающийся и болтающий об «агрессивности русских и их Церкви, т.е. УПЦ МП», на самом деле уже более двух лет проводит агрессивную политику фактически насильственного захвата наших приходов. Но пока, слава Богу, с достаточно ограниченными результатами.
Это «пока» связано с тем, что украинские власти боятся этому полностью потакать, не без оснований полагая, что сие может вызвать религиозную войну практически по всей Украине.
Причем в этой войне власть предержащие не смогут полностью опереться ни на полицию, ни на армию, поскольку многие их служащие сами являются нашими православными, прихожанами нашей Церкви. И как они поведут себя при попытке ее уничтожения – это только Богу известно! Не говоря уже о том, что, думаю, на Украине и сейчас найдутся тысячи, десятки или даже сотни тысяч активных православных, которые не пожалеют отдать свои жизни за Христа и Церковь. Да, возможно некоторые из них станут мучениками. Ну что же, как Господь показал еще первомученику Стефану (Деян.7: 56-57), таковым открыты врата Царствия Небесного, куда они входят, даже не проходя мытарства!
Вот к каким ужасающим последствиям для Православия (раскол и притеснения УПЦ) привели и к каким могут привести (уничтожение нашей Украинской Православной Церкви и религиозной войне на Украине) не просто неканонические, а разбойничьи (ср.Ин.10: 1) действия патриарха-грека Варфоломея и подыгрывающих ему греческих Церквей. Которые одна за другой признали варфоломеевское ПЦУ. Недаром наши предки говорили, что «греки лукави суть».
Вот потому-то я и думаю, что одна из основных причин, а, возможно, и самая основная, по которой великий Угодник Божий святитель Николай не захотел оставить свои мощи греках, состоит в том, что он провидел это их нынешнее лукавство! Поэтому, в конечном счете, предпочел оному даже католиков!
В заключение замечу: Священное Предание содержит указания, что в последние времена в России будет Православный Царь. Думаю, если это действительно произойдет, то он-то и решит проблему вышеуказанного нынешнего раскола в Православии. Указав константинопольскому патриарху и константинопольскому патриархата на его действительное место в диптихе Церквей. И что-то мне подсказывает, что это место будет отнюдь не первым и даже не первенствующим!
Молитвы свт. Николаю Чудотворцу на 22 мая
Молитва
О всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, те́плый наш засту́пниче, и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ ми, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы; и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь на перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, глас 4
Приспе день светлаго торжества, / град Барский радуется, / и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая, / якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
Ин тропарь, глас 4
Отечество свое, Миры Ликийския, не оставль духом, / во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае./ И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси/ и болящия исцелил еси./ Темже тя молим, святителю Николае, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.
История празднования
Благодаря добрым делам Никола получил статус святого. Но и при жизни, и после смерти он продолжал помогать людям. Николай Зимний — покровитель моряков. Он не раз воскрешал моряков после гибели в воде. Спасение моряков — не единственное чудо, совершенное святителем.
Он помог
девушки выходят замуж, защищают детей, спасаются и незаслуженно осуждаются.
День святителя Николая (19 декабря) начали отмечать значительно позже смерти Чудотворца, после 10 века нашей эры и. Позже, во времена Советского Союза, об этой дате забыли. Праздник был отменен, так как цель заключалась в том, чтобы предать забвению древние обычаи. После распада СССР атмосфера праздника 18-19 декабря (Николина) вернулась.