Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре

святитель Игнатий Брянчанинов

Келейное правило состоит из известного чис­ла поклонов, известного числа молитв и псалмов, из упражнения молитвою Иисусовою. Оно на­значается для каждого сообразно силам души и тела. Как эти силы разнообразны в человеках до бесконечности, то и правило предлагается под­вижникам в самых различных формах. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвиж­ника, не истощало этих сил, не расстраивало здо­ровья и этим не принудило подвижника отка­заться от всякого правила. Оставление молитвен­ного правила обыкновенно бывает следствием правила, принятого или возложенного превыше сил. Напротив того, умеренное, благоразумное правило остается достоянием инока на всю его жизнь, в концу жизни развивается и умножает­ся как бы естественно, принимая и по наружности и по внутреннему достоинству характер, со­ответствующий преуспеянию. От крепкого и здо­рового тела требуется при совершении правила большого числа поклонов и большого количества молитвословий, а от слабого тела — меньшего. Тела человеческие так различествуют между со­бою по отношению к крепости, что иные утом­ляются от 30 земных поклонов более, нежели другие от 300.

О поклонах

Поклоны разделяются на земные и поясные; полагаются обыкновенно на вечернем правиле, пред упокоением сном. Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, то есть поклонами начинать правило. От поклонов тело несколько утомится и согреется, а сердце при­дет в состояние сокрушения: из такого состоя­ния подвижник усерднее, теплее, внимательнее помолится. Ощутится совсем другой вкус в мо­литвах, когда они будут читаться после поклонов. Поклоны надо полагать весьма неспешно, одуше­вив этот телесный подвиг в плаче сердца и мо­литвенным воплем ума. Желая начать коленоп­реклонения, дай телу твоему самое благоговей­ное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его. Потом собери мысли от скитания повсюду и с крайнею неспешностью, вслух лишь самому себе, заключая ум в слова, произнеси от сердца, сокру­шенного и смиренного, молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго. Произнесши молитву, сотвори неспешно земной поклон, с благоговением и страхом Божиим, без разгорячения, с чувством кающегося и умоляю­щего о прощении грешника как бы к ногам Са­мого Господа Иисуса Христа. Не представь себе в воображении образа или изображения Господ­ня, но имей убеждение в его присутствии; имей убеждение в том, что Он смотрит на тебя, на твой ум и сердце, и что воздаяние Его — в руке Его: первое — непозволительная мечта, ведущая к гибельному самообольщению, а убеждение в присутствии вездесущего Бога есть убеждение во всесвятой истине127. Положив земной поклон, опять приведи тело в благоговение и спокой­ствие, и опять произнеси неспешно вышеуказан­ную молитву; произнесши ее, опять положи по­клон вышесказанным образом. Не заботься о количестве поклонов: все внимание обрати на качество молитвы, совершаемой с коленопрек­лонениями. Не говоря о действии на дух, на са­мое тело гораздо сильнее подействует небольшое число поклонов, исполненных вышесказанным образом, нежели большое, исполненное наско­ро, без внимания, для счета. Опыт не замедлит доказать это. Утрудившись от коленопреклоне­ний, перейди к поясным поклонам. Мера пояс­ного поклона определяется тем, когда при испол­нении его опущенная рука прикоснется земли или полу. Вменив себе в непременную обязан­ность при совершении поклонов обильное ду­шевное делание, состоящее из внимательности, неспешности, благоговения, намерения принес­ти Богу покаяние, подвижник усмотрит в тече­ние непродолжительного времени, какое коли­чество поклонов выносит его телосложение. Ис­ключив из этого числа несколько поклонов в ви­дах немощи своей и снисхождения себе, из ос­тального числа поклонов он может установить для себя ежедневное правило и, испросив на него благословение духовника или настоятеля или кого из иноков, к которому имеет доверенность и с которым советуется, может отправлять такое правило ежедневно. Для душеназидания возлюб­ленных братий наших не умолчим о нижеследу­ющем: поклоны, совершаемые для числа, неоду­шевленные правильным умным и сердечным де­ланием, более вредны, нежели полезны. Подвиж­ник, исполнив их, начинает радоваться. Бот, говорит он сам себе, подобно упоминаемому в Евангелии фарисею, и сегодня Бог сподобил по­ложить (примерно) триста поклонов! Слава Богу! Легкое ли дело? В нынешние времена триста по­клонов! Кто ныне несет такое правило? И так да­лее. Надо припомнить, что поклоны согревают кровь, а согретая кровь чрезвычайно способству­ет к возбуждению умственной деятельности; пришедши в такое расположение, бедный под­вижник единственно по той причине, что не име­ет понятия о истинном душевном делании, пре­дается душевредной умственной деятельности, предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиге, при посредстве ко­торого он думает преуспеть. Подвижник услаж­дается этими помыслами и мечтаниями, не мо­жет довольно насытиться ими, усвояет их себе, насаждает в себя гибельную страсть самомнения. Самомнение вскоре начинает проявляться в тай­ном осуждении ближних и в явном расположе­нии поучать их. Очевидно, что такое расположе­ние есть признак гордости и самообольщения: если б инок не счел себя выше ближнего, он ни­как не дерзнул бы учить его. Таков плод всякого телесного подвига, если он не одушевлен наме­рением покаяния и не имеет целию одно покая­ние, если подвигу самому по себе дается Цена. Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех человеков. «Брат сказал преподобному Сисою Ве­ликому: «Я вижу, что мысль моя находится по­стоянно при Боге». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя находится непрестан­но при Боге; велико то, когда инок увидит себя под всякою тварию»128. Таков был образ мыслей истинных служителей Бога, истинных иноков: он образовался в них от правильного душевного де­лания. При правильном душевном делании и те­лесный подвиг имеет огромное значение, будучи выражением покаяния и смирения действиями тела. Виждъ смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24:18), молитвенно вопиет к Богу святой Давид, соединявший в благочестивом подвиге своем телесный труд с глубоким покая­нием и с глубоким смиренномудрием.

В чём суть монашества

Иноческая жизнь предполагает сильное внутреннее стремление удалиться от благ светской жизни, полностью предаться служению Богу. Радости человеческой жизни для инока теряют смысл и ценность. Главным условием вступления на монашеский путь является твёрдое желание отречься от мира, воспитать в себе духовные силы, отказаться не только от собственного имущества, но и от данного при рождении имени. Суть монашества (иночества) — принять добровольное мученичество во славу Господа и ради блага всех православных христиан. Это уединённая, в трудах и лишениях жизнь.

Принимать монашество могут и женщины. Для них действуют те же правила, что и для мужчин. Женские монастыри действуют с давних времён.

О применении келейного правила к монастырскому правилу

В некоторых российских обителях, в весьма немногих, следующих уставу Саровской Пусты­ни, отправляется вечернее правило в церкви с поклонами; в некоторых общежительных мона­стырях отправляется правило без поклонов; в большей части монастырей вечернее правило предоставляется на произвол братства, отправ­ляется желающими в келиях. В Саровском Пус­тыни и других обителях, следующих ее уставу, труды так значительны, что едва ли кто из брат­ства может сверх церковного правила совершать и келейное. Но иные бывают очень сильны те­лом, и телесные труды даже Саровской Пусты­ни и Валаамского монастыря недостаточны для утомления их тела, изобилующего крепостью. Для тех, которые избыточествуют силою или живут в обителях, в которых правило не соеди­нено с поклонами или и вовсе нет общего вечер­него правила, предлагаем следующий убогий со­вет: вечернее правило надо совершать, применя­ясь к правилу, преподанному ангелом преподоб­ному Пахомию Великому. Применяясь, потому что в настоящее время и по слабости нашей, и по уставам, общепринятым в наших монастырях, нам невозможно исполнять вполне и в точности правило, преподанное ангелом сообразно древ­нему быту иноков. Сказанным не должно сму­щаться. И наше монастырское отечественное чиноположение благословлено свыше: оно соот­ветствует нашей немощи и нашему времени. Соображаясь с тем, как законополагает правило, преподанное ангелом , можно дать своему келейному правилу следующий порядок: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй —12 раз; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; затем молитва Иисусова: Господи Иисусе Хрис­те, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иные при этой молитве полагают 20 поклонов земных и 20 поясных, иные — 30 поклонов земных и столько же поясныых, другие 40 поклонов зем­ных и столько же поясных, и так далее. Полезно присовокуплять несколько земных и поясных по­клонов с молитвою Божией Матери: Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси меня грешна-го. По совершении положенного числа коленоп­реклонений и поясных поклонов, никак не дол­жно оставаться в праздности. Не должно предо­ставлять уму и сердцу свободы уклониться без­разборчиво в помышления и чувствования какие бы то ни было: должно немедленно переходить к молитвословию или молитве Иисусовой. Совер­шив телесный подвиг, согрев им тело и кровь, подвижник получает, как выше сказано, особен­ное расположение к душевному деланию, и, если не дать немедленно же душе делания правиль­ного и спасительного, то она легко может обра­титься к деланию неправильному и пагубному, к размышлениям и мечтаниям пустым и вредным. Надо хранить со тщанием и употреблять с поль­зою плод, приобретенный правильным телесным подвигом. Невидимые враги и тати не дремлют! Самое падшее естество наше не замедлит дать из себя сродные ему плевелы. Приобретенные при молитве с поклонами чистоту, живость ума и умиление сердца должно тотчас употребить для молитвы без поклонов, неспешно и тихо произ­носимой устами, вслух себе, при заключении ума в слова молитвы, при сочувствии сердца словам молитвы. Б обителях, где вечернее правило не отправ­ляется в церкви, а отправляется по келиям, дол­жно прочитывать после поклонов молитвы на сон грядущим. Произволяющие и чувствующие себя довольно сильными, читают сверх того ака­фисты, каноны, Псалтирь и помянник. Надо по­мнить, что сущность молитвенного подвига зак­лючается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтоб прочитанное было прочи­тано со вниманием, при сочувствии сердца, и ос­тавило на душе глубокое и сильное впечатле­ние130. Количество молитвословий, нужных для правила, узнается так же, как и количество по­клонов. Прочитай с должным вниманием и не­спешностью некоторые молитвословия, которые ты считаешь особенно питающими твою душу: заметив, сколько нужно времени для чтения их, и сообразив, сколько времени ты можешь отде­лить на молитвословие, иначе на псалмопение, составь для себя приличествующее келейное мо­литвенное правило. На новоначальных очень по­лезно действует чтение акафистов сладчайшему Иисусу и Божией Матери, а на преуспевших и ощутивших уже некоторое просвещение ума — чтение Псалтири. Для внимательного прочтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут. Святые отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою не­спешностью, необходимою для внимания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чте­ние назвали псалмопением. Псалмопение — от­нюдь не пение по гласам или по нотам, но край­не неспешное чтение, протяжностью своею под­ходящее к пению. В тех обителях, где вечернее правило соверша­ется в церкви без поклонов, должно в келии, по исполнении правила с поклонами, заняться уже не псалмопением, а молитвою, никак не попус­тив себе развлечься суетными и душевредными помыслами и мечтаниями. Те иноки, которые по каким-нибудь обстоятельствам принуждены бывают часто пребывать в келии безвыходно, со­вершают правило с поклонами, восстав от сна, пред утренними молитвами, по причине выше-объясненного благотворного действия поклонов на тело и душу.

Распечатать

27 января 2014 Источник: Приношение Современному монашеству

Кто такие монахи

Христианство стремительно распространялось, строгий порядок жизни начал слабеть. Подвижники удалялись жить в горные, пустынные местности, чтобы вдалеке от мирских соблазнов вести строгую жизнь. Уединившихся людей стали называть пустынниками или отшельниками. Это послужило началом монашества. В русском христианстве вместо монашества используется термин «иночество» — ведение иной жизни, не связанной с соблазнами мира.

Главная цель монаха

Цель иночества (монашества) — достижение нравственной духовной силы ради спасения души собственной и душ всех православных христиан. Монашество представляет великий подвиг нравственного служения миру. Оно оберегает мир, молится за него, молитвенно заступается за грешных людей. Главная, и неоценимая, цель и заслуга перед обществом монаха заключается в постоянной молитве о Церкви, об отечестве, о живых и умерших христианах. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Иноки — есть жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе отраду».

Присутствие в стране монахов, монастырей показывает нравственную силу православного народного духа. Русские люди всегда любили монастыри. Если где-то создавался монастырь — они селились вокруг него, возникал посёлок, который зачастую вырастал в большой город. Пример тому — Сергиев Посад, Кириллов, Суздаль и другие города.

Как живут монахи

Родиной монашества считается Египет, а его учредителем — преподобный Антоний Великий, основавший иноческое отшельничество. Монашество на Руси началось практически вместе с принятием христианства — в конце X века. Отшельники стали объединяться, жить, молиться и трудиться совместно, так появились монастыри. Обители, где проживают несколько сотен монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре действует свой распорядок жизни, свои правила. Отсюда появился термин — монастырский устав. Жизнь в монастыре размерена, однообразна. Все монахи трудятся во благо общего дела. Такие работы называются послушанием.

Уединяясь от мира ради обретения нравственного идеала, иноки оказывают благостное влияние на мирских людей. Они всегда помогают нуждающимся людям. Никогда не отказывают в духовной помощи. Обеспечивая собственным трудом свои нужды, монахи всегда делятся средствами пропитания с неимущими людьми. Самоотверженно жертвуют собственную жизнь Богу посредством усердной, искренней молитвы, праведных трудов.

Видео: Как живут современные послушники

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: