Понтий Пилат — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — один из ключевых персонажей «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова. Результатом действий этого героя стала гибель философа-проповедника Иешуа Га-Ноцри, послужившая в итоге причиной многовековых терзаний пятого прокуратора Иудеи. Примечательно, что образ Понтия Пилата в романе не только имеет реальный исторический прототип, но и практически полностью ему соответствует.

Характер прокуратора

Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:

  1. Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
  2. Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.

Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.

Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.

Описание в произведении

Булгаков в «Мастере и Маргарите» Понтия Пилата описывает как мрачного и сурового человека, ненавидящего аромат розового масла и страдающего сильными головными болями — гемикранией, или же мигренью. К моменту встречи с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, чьё дело Синедрион направляет на рассмотрение прокуратора, последний измучен недугом до такой степени, что начинает задумываться о самоубийстве. Кроме того, игемон выглядит сломленным, одиноким и глубоко несчастным. Единственное живое существо, к которому он по-настоящему привязан, — пёс по имени Банга, которого префект привык звать в трудные моменты.

Общение с Га-Ноцри производит на Пилата сильное впечатление — до такой степени, что прокуратор даже намеревается забрать философа в собственную резиденцию, расположенную в Кесарии Стратоновой, дабы иметь возможность беседовать с ним в любое время. Однако, узнав о том, что Иешуа вменяется в вину государственное преступление, игемон не решается пойти против кесаря и утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом.

Правда, впоследствии Понтий пытается ходатайствовать перед первосвященником за того, кого сам называет безобидным юродивым, однако его слова не имеют никакого действия — религиозная власть Иудеи непоколебима в намерении избавиться от проповедника. В итоге вместо Га-Ноцри на свободу отпускают бунтаря и убийцу Вар-раввана, философ же принимает смерть на кресте.

Кто такой Понтий Пилат в романе

Начать стоит с того, что Понтий Пилат и Иешуа — это главные персонажи романа Мастера, который находится как бы «внутри» основного романа. Понтий Пилат противостоит Иешуа, однако это противостояние не вполне соответствует христианской мифологии.

В христианстве Иисус для Понтия Пилата — это лишь один из многочисленных «разбойников», которых Пилат ежедневно казнит в больших количествах. А сам Пилат — лишь один из «главных злодеев» мира сего, жестокий, циничный и несправедливый правитель-беспредельщик. Судя по всему, имя Понтия Пилата в христианских текстах названо лишь с целью условной исторической привязки — как одно из «доказательств» существования Христа. Такими «доказательствами» с самого начала пользовались проповедники христианства с самых первых лет существования этой религии. Подобные ораторские приёмы хорошо действовали на людей простых и неграмотных, которые быстро принимали новую религию, и не помогали при общении с образованными римлянами, которые сразу понимали всю нелогичность и абсурдность построений христианских проповедников.

В романе Мастера Понтий Пилат — человек вполне мыслящий, философствующий и не лишённый определённых чувств. С Иешуа он долго спорит, и совсем не на тему религиозной веры и соблюдения ритуалов. А по окончании спора, отправив «преступника» на казнь, прокуратор постоянно вспоминает о нём и не может отделаться от слов, которые говорил ему Иешуа.

В романе Понтий Пилат описан как самый обычный человек, в котором ничто не выдаёт всесильного прокуратора Иудеи. У него лысеющая голова, он постоянно страдает от мигрени и не любит дело, которым ему приходится заниматься. Не любит он и тот город, которым управляет, и его жителей. Поэтому Понтий Пилат постоянно находится в раздражённом состоянии и срывает зло на окружающих.

Становится ясно, что Пилат — ограниченный человек, который не может повлиять на свою судьбу. Но появляется Иешуа, который пытается доказать прокуратору обратное.

Мотивы поступков

Утверждение смертного приговора Синедриона на самом деле не было неизбежным — как и любой человек, Пилат имел выбор и мог настоять на том, чтобы отпустили именно бродячего философа. Причём не факт, что это ударило бы по репутации игемона — если разобраться, освобождение Вар-раввана, открыто настраивающего народ против римской власти, могло оказаться в глазах верховного правителя более серьёзным проступком, нежели простое удаление Иешуа из Иудеи. Однако у прокуратора могло быть как минимум две причины для такого поступка:

  1. Нежелание обострять конфликт с Синедрионом и населением. Прекрасно понимая, насколько сильна ненависть народа и как велико влияние местной власти на людей, Пилат отдавал себе отчёт в том, что открытое противостояние может обернуться для него самыми плачевными последствиями. Маловероятно, что правитель принял бы сторону префекта при возникновении угрозы реального бунта — скорее, согласился бы на его отставку или даже казнь ради общего спокойствия.
  2. Обыкновенный испуг. Как совершенно справедливо замечал Иешуа, трусость — это один из самых страшных пороков человека. Прокуратор побоялся, что римская власть, подобно первосвященнику Каифе, усмотрит в проповедях философа более серьёзную угрозу, чем в действиях Вар-раввана, и заподозрит, что игемон разделяет мысли Га-Ноцри. А это означало не только конец карьеры Пилата, но и смертную казнь для него самого.

Правда, если верить церковному историку Евсевию Кесарийскому, с должности префект в конечном счёте всё же был смещён по доносу жителей Самарии, после чего был отправлен в ссылку, где почему-то покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пилата казнил римский император Нерон.

Бюст императора Тиберия. I в. н.э.

0
Источник:

Супруга Пилата Клавдия Прокула была внучкой Октавиана Августа, через неё он породнился с императором Тиберием. Благодаря своему высокому покровителю, никакие доносы, посылаемые в Рим в огромном количестве, не могли поколебать его положения. Как только император сменился, Пилата немедленно отстранили от должности префекта. Предполагается, что предком Пилата был Понтий Телезин — вождь самнитов, принявший активное участие в гражданской войне между Суллой и Гаем Марием. А в IV в. до н.э. некий Гай Понтий возглавлял самнитское войско, нанёсшее унизительное поражение римлянам в битве в Кавдинском ущелье. Неизвестно, был ли Телезин его потомком, но и он тоже прославился в битвах против римлян-сулланцев. Римский историк Веллей Патеркул считал его «в высшей степени мужественным, воинственным и столь же враждебным римскому имени человеком». Но Понтий Пилат столь же рьяно укреплял римскую гегемонию, как его предки — сражались против неё.

×

Раскаяние и кара

После смерти Иешуа прокуратор горько пожалел о принятом решении. Он терзался чувством вины за гибель невинного человека и собственное бездействие, глубоко раскаивался в трусости — этот порок игемон отныне считал наиболее страшным из всех возможных. Однако повлиять на ситуацию было уже невозможно.

Пилат попытался хоть немного заглушить муки совести, расправившись с Иудой Искариотом — алчным юношей, который донёс на Га-Ноцри властям, что и послужило в итоге причиной его смерти. Прокуратор заручился помощью начальника тайной стражи Ершалаима Афрания и подстроил убийство Иуды — предателя зарезали в Гефсиманском саду. Деньги же, вырученные им за содействие в поимке Иешуа, подбросили первосвященнику вместе с провокационной запиской.

После этого игемон разыскал Левия Матвея — бывшего сборщика податей, преданного последователя учений бродячего философа — и предложил ему должность библиотекаря в собственной резиденции. Но Левий не согласился и покинул префекта, попросив лишь дать ему кусочек чистого пергамента для дальнейших записей. Прокуратор не стал заставлять Матвея изменить решение.

В конце концов, Понтий вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и единственным преданным другом — собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино.

Однако мучения на этом не закончились — в наказание за трусость и бездействие префект был обречён на бессмертие. Более двух тысяч лет он сидел на площадке вместе с верным псом, терзаясь раздумьями и бессонницей, отчаянно желая покоя и встречи с Га-Ноцри, с которым так и не смог вдоволь поговорить четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Отпущение грехов

Когда Воланд заканчивает дела в Москве и улетает, забирая с собой Мастера и Маргариту, он предоставляет создателю романа о Понтии Пилате шанс встретиться с бессмертным всадником и закончить произведение так, как сочтёт нужным автор. Мастер, сам вдосталь настрадавшийся за время пребывания в психиатрической клинике, жалеет измученного игемона и дарует ему прощение.

Прокуратор освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. А вместе с ним — возможность вволю наговориться с бродячим философом, которого когда-то обрёк на смерть. Понтий по-прежнему терзается мыслями об этом и просит Га-Ноцри уверить его, что всё произошедшее на самом деле было лишь страшным сном. Иешуа охотно успокаивает префекта, подтверждая его слова, поскольку не держит ни зла, ни обиды — напротив, он рад встрече с Пилатом, возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете.

Кавалерийский всадник и безобидный юродивый примиряются и отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад. А за ними неотступно следует Банга — преданная собака, разделяющая судьбу своего хозяина и в горе, и в радости.

Вероятно, история могла бы закончиться иначе — ведь Воланд не требовал от Мастера прощать прокуратора, и автору ничего не стоило оставить его на площадке до скончания века. Однако творец, не понаслышке знающий о том, что значит страдание, проявил милосердие и счёл, что игемон полностью искупил вину за проявленную им трусость. И такой финал выглядит наиболее справедливым из возможных.

Вариант 2

Это один из самых важных образов в романе Булгакова, а если рассматривать часть «романа в романе», написанное Мастером, то один из двух главных героев.

Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника. И сам Понтий понимает, что совсем не прав… Всем известно, что Пилат бы предпочел отправить на заслуженную казнь преступника настоящего, а приходится этого головореза отпустить. И всё потому, что церковники чувствуют, что деятельность, речи, само существование Иешуа для их системы опасней. И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.

Но за это он наказан страшным одиночеством. Сразу рисуется этот образ с последних страниц романа, когда Пилата находят сидящим уже тысячи лет на стуле, а рядом с ним его верная собака – единственный друг… Он мучается, думает, жалеет о совершенном, ждёт… И он заслужил прощение.

Думаю, что образ этот достоин сочувствия. Такой уж человек этот Пилат, как я это вижу, военный. То есть он привык к дисциплине, к тому, что есть «черное и белое», правильное и неправильное. И что всё понятно! А тут зло прикидывается добром… И ещё нужно было сделать нечто, что разрушило бы систему. Не думаю, что герой боялся потерять пост, доход… Он бы всем рискнул ради этого искреннего и доброго «целителя». Пилат ведь так проникся уже тем, что Иешуа спас его от страшной головной боли. Их разговоры были настолько интересны для Пилата, так поражали его слова пленника. Он восхищался его спокойствием и стойкостью.

Но таких людей, как Пилат, не всегда может сбить с «их» пути даже любовь. Сильное чувство их может напугать, как не испугает любая физическая угроза. Ради любви оставить учёбу, бросить карьеру… А что скажут родители, коллеги? По-моему, Пилат чувствует ответственность за всё, ему кажется, что он не может нарушить заведенный порядок, при всей своей силе.

В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: