История строительства православных сооружений
Священные сооружения христианства изначально носили характер укрытия. Их устраивали в подземельях и различных убежищах. Катакомбы были местом захоронения первых христианских мучеников, тела которых необходимо было прятать от надругательства язычников и гонителей. Именно совершение тайных богослужений над могилами мучеников положило традицию служения литургии на Святых мощах.
Устраивали катакомбы в виде сложной сети переплетающихся коридоров и многоярусных галерей, соединяющих большие залы для трапез и собраний. При легализации и свободе исповедания христианства катакомбы утрачивают свое первоначальное значение. Над входами в них стали воздвигать памятные базилики, а захоронения начинают производить около них.
Первые храмы стали строить в IV столетии при византийском императоре Константине. Они имели форму продолговатого 4-угольного помещения с небольшим выступающим входом и закругленной апсидой в алтарной части. Эти первые христианские церкви назывались базиликами.
Священные сооружения христианства стали строить в IV столетии при византийском императоре Константине.
Первой купольной церковью стал знаменитый на весь мир Софийский Константинопольский собор, превзошедший своим размером все известные купольные строения античного времени. К IX веку уже сформировался крестово-купольный тип византийского храма с характерной тонкой дифференциацией сводов и пространств, что способствовало символическому миропониманию особенности места.
В христианстве храм объединяет в себе земную и небесную сферу, а купол и своды как раз служат ассоциацией с высшим горним миром. Позднее появляются другие архитектурные типы церковных зданий.
На Западе распространение получил готический стиль соборов с высокими шпилями. Русская церковная архитектура многое взяла от византийского строительства, но дополнила своими неповторимыми элементами.
Каменные шатровые церкви
Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.
Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.
В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.
Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.
Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.
Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.
Храм Василия Блаженного
Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм
Храм «Утоли мои печали». Саратов
Церковь Вознесения в Коломенском
Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.
Храм Василия Блаженного
Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм
Храм «Утоли мои печали». Саратов
Церковь Вознесения в Коломенском
Особенности христианских сооружений
Храмовое здание изначально отличалось от других строений. Оно строилось как дом Божий для совершения особенного ритуала богослужения.
Священные сооружения христианства всегда увенчивались сводчатым куполом, символизирующим небо, что создавало особенное созерцательное и возвышенное настроение для участвующих в богослужении. Завершением купола является крест, как утверждение и символ главы церкви Иисуса Христа.
Особенностью устройства русского купола стала форма, напоминающая пламя горящей свечи.
В исторически сложившейся форме христианский храм олицетворяет Царство Божие, пришедшее в силе.
От этого происходит 3-частное деление храма:
- Алтарь представляет собой сокровенную Божественную область бытия.
- Храм в основной его части знаменует духовное небо, горний мир, область ангельского служения.
- Притвор или трапеза олицетворяет земную жизнь.
Внутреннее устройство храма
Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:
- притвор;
- основная или средняя часть;
- алтарь.
Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.
Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом
В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.
Солея
Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.
Амвон
В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.
С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди
Клирос
Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.
Иконостас
Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.
Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.
Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.
Иконостас Благовещенского кафедрального собора
Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.
Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.
О молитве в храме:
- Почему недостаточно верить в душе и не ходить в храм
- Можно ли ходить в храм во время беременности
- Как правильно вести себя в храме детям
Символика
Священные сооружения христианства имеют свою особенную скрытую от непосвященного глаза символику. Многие символы зародились в раннюю эпоху христианства, в период страшных гонений, и несли в себе смысл узнавания посвященных.
Символика:
- Круглый купол символизирует вечность, покой, постоянство и умиротворение в Боге, преодоление и победу духовности над мертвой материей.
- Голубь является символическим изображением Святого Духа, а также знак мирности и одухотворения христианской души.
- Агнец стал символом жертвенной любви Святой Троицы и 2-го ее лица Господа Иисуса Христа.
- Лев символизирует могущество и силу.
- Оливковая ветвь стала символом победы и торжества вечного мира.
- Лилия считается цветком Богородицы и Благовещения, символизирует чистоту.
- Виноградные лозы и хлеб напоминают о евхаристическом общении верных христиан.
- Корабль изображает жизнь человека и Церковь как общество, обуреваемые страстями и волнениями окружающего житейского моря.
- Якорь символизирует твердость и опору.
- Лира стала образом Евангельского учения, услаждающего душу.
Примечания
- стр.128 «принадлежащий Господу, Господень»; славянскими языками заимствовано через посредство германских (Церковь: Этимологический словарь Фасмера).
- Храм христианский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Кирка в словаре Ушакова
- Костёл // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- Собор Архивная копия от 11 апреля 2015 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2085 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь, т.2. М.: Возрождение, 1992
- The biggest, longest, tallest…
- GUINNESS BOOK OF RECORDS WORLDS LARGEST CHURCH BUILDING
- World’s largest temple completed in Lagos (недоступная ссылка с 07-02-2018 [1482 дня])
- Taylor Berglund.
World’s Largest Church Auditorium Dedicated in Nigeria (англ.). Charisma News. Дата обращения: 23 декабря 2022. - Franklin Graham Preaches to 12,000 in Mainland China (англ.). Дата обращения 7 ноября 2022.
- Luis Palau Association.
Luis Palau Back in China to Meet with Officials, 14,000 Hear the Evangelist and Rev. James Meeks (англ.). www.prnewswire.com. Дата обращения: 7 ноября 2022.
Собор Святого Давида/St. David’sCathedral
Где: Сент-Дейвидс, Уэльс
Фото: pixabay.com
Расположенный на самом краю Западного Уэльса, собор Святого Давида будто бы «наблюдает» за бурными волнами на побережье острова Рамси и заливом Святой Невесты. С момента своего основания в VIIвеке он успел подвергнуться многократным нападениям викингов, побывать под патронажем Вильгельма Завоевателя и получить особые привилегии от папы Каликста II: два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к паломничеству в Рим.
На сегодняшний день собор поражает туристов разнообразием готических и средневековых стилей и атмосферой легенд и мифов, которую вполне можно ожидать от строения возрастом 1300 лет.
Особенности: Собор посвящен национальному покровителю Уэльса – Святому Давиду.
Церковь Ванг в Карпаче
Где: Карпач, Польша
Фото: pixabay.com
«Скандинавский эмигрант в польской глубинке» — именно так можно было бы назвать эту самую посещаемую в мире деревянную церковь. Она была построена в Норвегии – полностью из дерева, без единого гвоздя – а затем перевезена в Польшу в 1842 году, когда ее подарил местным протестантам прусский король Фридрих, пожалевший церковь, которую хотели снести.
Начало строительства церкви датируется XIIвеком; сама по себе она является одним из немногих оставшихся примеров старой архитектурной школы церковного строительства, которое было особенно популярно в странах Северной Европы в то время. Сегодня эту достопримечательность можно найти среди покрытых зеленью холмов и еловых лесов гор Крконоше.
Особенности: Церковь Ванг посещают более 2о0 000 туристов каждый год.На стенах церкви по-прежнему видны оригинальные надписи и руны эпохи викингов. Изначально костел был приобретен королем для берлинского музея, однако в 1844 году король подарил его польской протестантской церкви по просьбе графини фон Реден из Буковца.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)
Киев, Украина
Фото: pixabay.com
Живописнейшая Киево-Печерская лавра является одной из самых красивых христианских святынь Европы. Более всего, конечно же, туристам и паломникам известен главный собор лавры – храм Успения Пресвятой Богородицы, усыпальница киевских князей. Лавра была основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием как скромный пещерный монастырь в тогдашних традициях древнерусского монашества. Затем монастырь медленно разрастался, постепенно заняв два красивейших холма, возвышающихся над правым берегом Днепра. А сами древние пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса, сейчас не менее популярны среди паломников и туристов, чем Успенский собор лавры. Сейчас лавра — одна из главных достопримечательностей Киева и Украины.
Особенности: Подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер тянутся на многие километры — монахи копали на протяжении столетий. Пещеры представляют собой замысловатую систему коридоров высотой 2—2,5 м, расположенных на глубине от 10 до 20 м под землей. Однако для посещения паломников открыты в общей сложности лишь около 700 метров пещер лавры.
СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА (САГРАДА ФАМИЛИЯ)
Где: Барселона, Испания
Фото: pixabay.com
Самый известный «долгострой» мира — собор Святого Семейства в Барселоне, известный как Саграда-Фамилия, известен туристам лучше, чем любое другое здание в Барселоне. Даже несмотря на то, что это – так и не незавершенная по сей день постройка.
Знаменитый проект Антонио Гауди взлетает ввысь над равнинами Коста-Брава более чем на 160 метров. Он представляет собой такую симфонию архитектурных стилей, что посетители этого колоссального интерьера могут провести несколько часов, рассматривая каждую деталь. Именно за свой необычный вид он и стал одной из главных достопримечательностей Барселоны.
В укромных уголках собора таятся мрачные горгульи, в то время как огромные черепахи в своих панцирях цепляются за стелы. Внутри доминирует разноцветная «мешанина» из возвышающихся древовидных колонн. Модерн, готика, сюрреализм, романская архитектура – в Саграде-Фамилии есть все.
Интересные факты: Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.
Как устроены церкви и почему они стоят алтарем на восток
Ян Лейкен. Установка скинии собрания (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Скиния (фрагмент). XIX век. Изображение: wikipedia.org
Ян Лейкен. Скиния (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Прообразом православного храма стала ветхозаветная скиния. Этот походный шатер, по преданию, Господь повелел построить Моисею, чтобы во время стоянок помещать туда ковчег Завета. Скиния состояла из большого двора, где молился народ, и вытянутого помещения, которое завесой разделяли на святилище и святую святых. В святилище заходили только священники, там они утром и вечером сжигали на жертвеннике благовонную смолу — фимиам. Святая святых символизировала Небесное, Божие царство и была самым сакральным местом, где и хранили ковчег Завета. Входить туда мог только первосвященник — и лишь раз в году. Храм Соломона, который, по ветхозаветному писанию, был домом Бога на земле, имел такую же структуру.
В православном храме двору соответствует небольшая пристройка перед входом — притвор. Он олицетворяет еще не обновленный, грешный мир. В первые века христианства во время службы здесь стояли верующие, которых временно отлучили от Церкви из-за тяжких грехов, и те, кто только готовился принять крещение.
Святилище заменяет средняя часть храма — неф. Но, согласно Новому Завету, теперь Царство Божие открыто для всех, поэтому здесь молятся все верующие христиане. А вот в алтарь, который заменил святую святых, могут входить только священники. Считается, что там происходит главное событие богослужения — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа. Трехчастная композиция православного храма развивается с запада на восток, в сторону Иерусалима. Именно там, по преданию, должен вновь явиться Христос. А храм — это прообраз пути, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.
Снаружи алтарную часть закрывают обычно три полукруглые пристройки — апсиды. На противоположной стороне находится портал — главный вход в храм, а крыльцо перед ним называется папертью. Над храмом возвышается один или несколько барабанов. Это башни с окнами, через которые в храм попадает свет. Завершаются они шлемовидными или луковичными главами, их венчают кресты.
СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И МАРИИ (КЁЛЬНСКИЙ СОБОР)
Где: Кёльн, Германия
Фото: pixabay.com
Строившийся на протяжении шести веков (!), Кёльнский собор, посвященным святым Петру и Марии, входит во все рейтинги самых больших красивых и грандиозных церквей не только в Европе, но и во всем христианском мире. Он буквально взлетает на 157 метров над самым центром Кёльна, доминируя над горизонтом долины Рейна на много миль. Хотя Кельнский собор и не самый высокий в мире (собор в Ульме выше на 4 метра), он остается храмом №1 в мире по ширине фасада (61 м) и самым большим готическим собором всей Германии.
Это также самая посещаемая достопримечательность во всей Германии: чтобы поглядеть на величественные готические фасады, контрфорсы и скульптуры, и, разумеется, зайти внутрь полюбоваться витражами, каждый день сюда приходит около 20 000 туристов и гостей Кельна.
Особенности:Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор известен во всем христианском мире и тем, что здесь хранятся почитаемые реликвии, главная из которых – мощи Трех Волхвов, — тех самых, принесших Христу-младенцу дары в Рождество. Они лежат в золотом «Ларе трёх волхвов».