Как часто, преследуемые тяжелым и длительным недугом, мы впадаем в уныние и восклицаем: «За что мне это, Господи?». Но Всевышний безмолвствует, и человек начинает роптать.
Походы по врачебным кабинетам часто заканчиваются психотерапевтом, ибо «нервишки расшатались», а из церкви человек устремляет свои стопы прямо к шарлатанам: целительницам, экстрасенсам и колдунам, которые уверяют, что на человеке сглаз, порча либо он и вовсе одержим.
Исцеление расслабленного в Капернауме
За что же все-таки мы несем бремя болезней, и есть ли возможность избавиться от них, уповая лишь на молитвы и Святое Причастие?
Примеры из Библии
Канонические тексты не содержат специального рассуждения о болезнях. Однако указания на телесные недуги весьма многочисленны и в изобилии обнаруживаются в Ветхом Завете и апостольских посланиях. Лучше всего библейская мысль о болезни как наказании Господнем выражена в книге Исход:
«Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26)
Здесь прямо постулируется идея о том, что болезнь есть следствие греха и является воздаянием свыше. В ветхозаветных текстах встречаются названия десятков разнообразных хворей, которые Творец волен наслать на человека за отступление от заповедей. Так в 28 главе «Второзакония» упоминаются: засуха, чахотка, короста, моровая язва, лихорадка, лепра, сумасшествие, слепота и другие проклятия, которые будут ниспосланы на сынов Израиля, уклонившихся от воли Господней.
Полезные материалы
Проказой наказана Мириам за свою клевету на Моисея (Числ 12:1-14), массовой эпидемией – еврейский народ за блудодейство с дочерьми Моава и поклонение идолу: «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» (Числ.25:1-9). Целые города (Содом и Гоморра) были истреблены за мужеложство. Болезнь в этом случае – кара, и служит проявлением ярости Божией. «И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Числ.25:3)
В ряде ветхозаветных текстов встречаются слова: «мечь», «язва», «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), иллюстрирующих массовые бедствия, павшие на людей за совершенные ими беззакония. Но Бог, подвергающий казни дарует и жизнь. Ведь именно через болезнь Господь пытается достучаться до человека, наставить его на путь истинный и обратить к покаянию.
Неоднократно в псалмах мольба об исцелении соотноситься с исповеданием и пониманием человеком собственных грехов, по которым страдает тело:
«Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5).
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова поучает:
«Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).
Так описан грех чревоугодия, вызывающий малоприятные последствия для организма: тучность, ожирение, с которым связаны сердечные заболевания и проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Предающиеся греху любодеяния страдают от различных венерических заболеваний, а гнев способствует развитию гипертонических и нервно-психических болезней, ведь гневливые люди часто подвержены скачкам давления и вспышкам агрессии, которые истощают нервную систему.
«Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).
Книга Премудрости пытается уберечь человека и от напрасной печали, греха уныния, которому сопутствуют лень, маловерие и сомнения в Боге. В итоге развивается астено-невротический синдром, появляются тревога и апатия, приводящие к более тяжким заболеваниям – депрессии, неврозу и прочим недугам, лежащим в плоскости психосоматики.
«… утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30).
О таблицах «грех-болезнь»
Бывший протоиерей Алексий Мороз в своих трудах о происхождении болезней и путях исцеления приводит примеры того какая именно «духовная дыра» повлекла за собой сбой в работе нашей соматики (физиологии). Он апеллирует к трудам классических и современных клиницистов от психологии, подводя под саму науку православный фундамент.
Просторы интернета изобилуют целыми таблицами, в которых прописаны болезни и грехи, якобы повлекшие их за собой. Однако человеку, который только начал воцерковляться, следует быть особо осторожным и не доверять слепо всему, что излагают в своих книгах подобные религиозные авторы.
Интересный факт
К примеру, тот же протоиерей Алексий Мороз 14 сентября 2022 года был запрещен в служении и объявлен сектантом за нарушение церковных канонов, открытого выступления против патриарха Кирилла и всей администрации РПЦ.
Однако в сети его работы весьма популярны и могут легко «запудрить мозг» тем, кто только становиться на путь просвещения и любви к Господу.
Не стоит наивно полагать, что не совершая тот или иной грех, вы будете избавлены от телесного недуга, зависимости или психологического заболевания.
Всегда ли заболевание есть следствие греха?
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом
Новый Завет дает однозначный ответ на этот вопрос: нет, не всегда. Обратимся к Евангелию от Иоанна:
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,1-3).
«Дела Божии», Его могущество и слава, проявлялись на людях, которых исцелял Христос. Женщина, страдавшая кровотечением двадцать лет, избавилась от своего недуга, едва коснувшись края одежды Спасителя. Лазарь, восставший из мертвых по зову Христа, победил тлен. Десять прокаженных, слепые, расслабленные горячкой, калеки и прочие нужны были Господу, ибо «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.(Ин. 2:23).
Страдания праведников
Есть люди, которых Господь выбирает себе на служение, чтобы через них показать силу и торжество веры. Без своих телесных страданий и мук, переносимых за Христа, они не стали бы теми нерушимыми столпами духа и благочестия, которые поддерживают сотни христиан на нелегком пути к Богу.
Речь идет о болезнях праведников, которые нельзя считать ни карой, ни наказанием. Самым ярким примером испытания веры служит библейский Иов. Согласно Писанию Бог и Дьявол поспорили между собой на Иова, человека праведного, богатого и счастливого. Сможет ли он и дальше хранить верность своему Богу, если милость с неба не придет?
И вот Иов теряет все: имущество, положение в обществе, друзей, семью, собственное здоровье, но не веру. «Похули Бога и умри» (Иов 2:9), — советует ему жена. А пришедшие друзья пытаются уличить его в сокрытии тайных грехов, призывая покаяться и спастись тем самым от наказания. Страдания Иова были велики, но велико было и вознаграждение. Господь вернул Иову утраченное богатство и продлил его дни.
Даже апостол Павел, ревностный насадитель Слова Божьего в землях Малой Азии и Балканского полуострова, не избег печальной участи. Во Втором послании к Коринфянам он восклицает:
«…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2 Кор.12:7-10)».
Точно неизвестно, что за болезнь одолевала Павла и какую именно она имела природу, но из слов миссионера видим, что недуг уберегал святого от гордыни. Как и другие апостолы, Павел был наделен даром целительства, и по силе своей мог впасть в искушение и превознестись. Понимая это, святой охотно принимает немощь как милость, оказанную ради спасения его души.
Таким образом, основываясь на библейских текстах, можно выделить следующие причины болезни:
- Болезнь как проявление смертной природы падшего человечества.
- Болезнь как наказание за нарушение заповедей.
- Болезнь как призыв к покаянию и переосмыслению своего жизненного пути.
- Болезнь как испытание в верности.
- Болезнь как искупительная жертва.
Последнее во всей полноте осуществилось через добровольное страдание и крестную смерть Спасителя.
Примеры святых, которые переносили при жизни тяжелые немощи
Среди христианских святых всегда были люди, которых сегодня назвали бы инвалидами.
Преподобный Амвросий Оптинский, великий подвижник земли Русской, с 35-ти лет страдал заболеваниями желудочно-кишечного тракта: болями, рвотой, кровавым поносом. Он не мог участвовать в богослужениях, ходил с палочкой и много лежал.
Удивительно как мужественно переносил он свой недуг, не теряя веры в милость Господа, и окормляя при этом множество духовных чад. Из его переписок с последними видим, как святой относился к болезни:
«..За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов».
«Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его.
Гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу слова из псалма Давида: Благо мне, что ты смирил меня (Пс. 118, 71). А в другое время –
«Достойно и праведно сия вся, стражду грех моих ради».
Блаженная Матрона Московская, почитаемая ныне миллионами верующих, родилась слепой, а в возрасте 17-ти лет у нее вдобавок отнялись ноги. Всю долгую жизнь святая безропотно несла свой крест, за что удостоилась дара прозорливости и целительства. Сохранилось предание о том, что страстотерпица предвидела свою болезнь.
Ее доверие ко Господу было безграничным:
«Возят дитя на саночках и нет ему никакой заботы. Господь Сам все устроит!»
Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских учителей, с детства обладал хилым здоровьем. В молодости, вступив на путь аскезы, он удалился в пустыню и два года жил в сырой пещере. Оттуда вынес лихорадку и желудочно-кишечную хворь, от которых страдал до самой кончины. Несмотря на подорванное здоровье, он умудрялся заниматься делами Церкви, писать толкования на Евангелия, апостольские послания и при этом еще терпел великие гонения со всех сторон.
«Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить».
«Случаются болезни и для нашего испытания в добре».
Преподобный Антоний Оптинский, скитоначальник Оптиной пустыни, около тридцати лет страдал от болезни ног. Покрытые кровоточащими ранами икры доставляли жесточайшие страдания старцу. Почти полгода он не мог выходить из келии, а затем, болезнь, хотя и ослабла, но не отпускала праведника уже до самой смерти. Встречавшиеся с ним паломники даже не подозревали какие страдания терпит преподобный Антоний, ибо лицо его всегда было улыбчиво и светло.
«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»
В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения:
«Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет».
При всем при этом ни Священное Писание, ни святые отцы соответственно не отрицали необходимости обращения за медицинской помощью. Ведь часто Господь творит чудо исцеления именно через руки врачей. Святой Лука, архиепископ Крымский, был хирургом, а святого Пантелеймона Целителя изображают на иконах с ларцем, наполненным лекарствами, — прямая аналогия с врачебным служением святого, которое он нес при жизни.
Как относиться к книге Печенкина А.И. «Грехи-Болезни»
Александр Иванович Печенкин – один из религиозных писателей, который объединил в своих работах научные, религиозные и эзотерические учения о Боге, природе и человеке.
В частности, в книге «Грехи-Болезни» автор утверждает, что любая болезнь в человеке (будь она физическая или психическая) обусловлена наличием в теле разрушительной энергии, явившейся откликом на негативные мысли и поступки человека. Мысль материальна, подчеркивает автор, ведь человек создан по образу и подобию Божиему – творцом, а значит, может при помощи энергетики, заключенной в мыслях и желаниях, творить либо зло, либо благо. Негативные эмоции: гнев, злость, обида, зависть, выпущенные наружу, возвращаются потом как бумеранг в виде болезней.
«Какие энергии человек создаст в своих деяниях как на мысленном уровне, а так же и на физическом, то и получит в будущем как в этой земной жизни, так и в следующем воплощении», — вещает автор.
Печенкин постоянно обращается к Священному Писанию, ловко интерпретируя цитаты из Библии в той трактовке, которая необходима автору для подкрепления своих убеждений.
Однако содержание книги абсолютно не соответствует учению Православной Церкви о природе греха. «….не можешь ни одного волоса сделать белым или черным», — говорит Евангелие от Матфея, намекая на то, что человек бессилен повлиять на события, если на то не будет воли Божией. В книге Плач Иеремии Господь вопрошает у пророка:
«Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
По Печенкину же – человек сам творец своей судьбы.
Далее автор вещает о каких-то «иных воплощениях», что для православной религиозной концепции вообще нонсенс. Ничуть не смущаясь цитировать Христа, Печенкин тут же приплетает сюда колесо Сансары – понятие о круговороте перерождений, закрепившееся в индийской религиозной философии и буддизме.
В этом смысле Печенкин сильно напоминает Толстого – оба они в своем мировоззрении переплавили доктрины всевозможных религиозных учений, подвергнув канонические тексты смысловой переработке и выбросив из них все, что казалось авторам ненужным и лишним.
Таким образом, книга Печенкина «Грехи-Болезни» является абсолютной ересью с точки зрения РПЦ.
***
И когда снова ошибешься и падешь, снова кайся. Не отчаивайся, найди в себе отвагу и надежду. Говори: «Прости меня, Христе мой, снова каюсь!» Не говори: «Мне уготован гнев Божий». Не грех ли? Человецы есмы.
Старец Иосиф Афонский
Фото: А.Камальдинов/ Православие.Ru
В притче о талантах (см. Мф. 25, 14–30) господин раздает своим рабам таланты, кому – пять, кому – два, кому – один, каждому по силе его, и просит употребить их в дело. Говоря проще, нашим языком, это некая финансовая сделка, может быть, банковская операция, в которой человек должен вложить деньги и получить на них банковский процент.
Операция эта достаточно рискованная: вложишь не туда – и тебя обманут. Можно все деньги потерять, но ведь можно и что-то приобрести, если поступить правильно.
Раздавая деньги своим рабам, господин понимает, что рискует. Определенная доля риска заложена во всякой финансовой операции. Вложенные средства могут принести прибыль, но могут быть и убытки.
В притче не говорится прямо, но можно понять, что господин дает своим рабам право ошибиться, потерять эти деньги. Но он не дает им одного единственного права – эти деньги зарыть.
Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпaл (Мф. 25:24), – говорит господину раб. Вот сознание людей, которые боятся жить и поступать по-христиански. «Как же я возьмусь это дело делать, если за него придется отвечать на Страшном Суде! Как же я буду помогать близким или молиться за них… Как же я возьму на себя труд ухаживать за старушкой, а если я не смогу? Если не потяну? Как же потом отвечать перед Господом? Да я лучше вообще ничего делать не буду!»
Советуем изучить Молитвы Николаю Чудотворцу на удачу и везение
Но разве Господь человек жестокий? Отвечая на это, Господь говорит: «Вот только за то, что ты испугался жить, не захотел даже попробовать что-то сделать, испугался, вот за это Я тебя буду судить, раб ленивый и лукавый, а не за то, что ты потерял бы эти деньги, что ты мог бы их не сохранить».
С нами чаще всего так и бывает: Господь нам дает таланты, а мы их не сохраняем. Таинство исповеди как раз имеет своей целью примирение с Господом человека, который не сохранил свои таланты, не зарыл, а именно не сохранил. Ему дана была возможность их употребить, но он не смог этого сделать по своей глупости, по своей неловкости, по своему неумению, по своему легкомыслию, по какой угодно причине, просто по своей греховности. Он их растерял, но он их не зарыл. И поэтому он имеет возможность примириться с Богом через исповедь.
Но для человека, который зарыл свои таланты, исповедь как таинство может не состояться, потому что он перед Богом как бы ни в чем не виноват. Внутренний протест против Бога, как против человека жестокого, которого боишься, которого трепещешь только потому, что тебе придется отвечать за свои ошибки, не дает человеку возможности исповедовать свои грехи, даже если он часто приходит на исповедь.
Но вспомним, что говорит Господь Каину перед тем, как тот готовится убить Авеля. Он говорит: У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7).
Протоиерей Алексий Уминский, Тайна примирения (главы из книги)
Всегда ли человек может точно узнать, за что ему послана хворь
На этот вопрос дает ответ сама жизнь. Девочки, не знавшие еще мужчин и не повинные в грехе прелюбодеяния, страдают от женских болезней, а в очередях к гастроэнтерологу выстраиваются отнюдь не толстяки, а скорее, наоборот, чрезмерно худые люди… Пути Господни неисповедимы, и иногда нам не остается ничего, как просто смиренно принять свою участь.
Пытаясь вычислить грех, который по разумению болящего привел его к этому состоянию, человек рискует лишь усугубить болезнь напрасной маятой, бесконечными стенаниями и самоедством. Разбитый хворью человек начинает роптать, обвиняя Бога в своих злоключениях, а затем и вовсе отворачивается от Него.
Как было уже сказано выше, не всякая болезнь есть расплата за содеянное. Возможно, заключением в рамки телесного или психического недуга, Господь удерживает, таким образом, человека от ужасных дел, которые он мог бы натворить будучи здоровым.
«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье», — говорит Феофан Затворник.
Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь», — вторит его мысли святитель Иоанн Тобольский.
Говорят, что Господь никогда не дает человеку сверх меры его. Но вопрос, откуда тогда в мире столько самоубийц остается открытым…
Болезни не всегда посещают грешников
Иеромонах Иов (Гумеров) утверждал, что серьезные недуги часто возникают у праведников.
15 млрд руб.: именно таков долг россиян по кредитным картам
В чем секрет быстрого успеха Ольги Скабеевой? Принципы, которым она не изменяет
Апрель в столице будет теплый, но с двумя волнами холода: мнение синоптика
Так Господь проявляет заботу об их духовной чистоте.
Один старец, которого одолевали недуги, не болел целый год. Праведника это огорчало. Старец говорил, что его оставил Бог.
Бывает, что по попущению Всевышнего бесы насылают серьезные болезни на праведников. К примеру, святой Иов Многострадальный безропотно перенес все испытания. За это Бог даровал ему венец мученика.
Можно ли молиться об исцелении и как это делать
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма в Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, говорит, что к Богу «можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении».
Однако, когда тело изнурено длительной тяжелой болезнью, молиться очень тяжело. Ведь и дух в нас угасает, а вместе с тем и вера. Мы обращаемся к словам святых отцов, Библии и идем за толкованием своего состояния к священнику. Но ничего, кроме стандартных выражений: «искренне молитесь, причащайтесь, исповедуйте свои грехи» не слышим. В таком состоянии вообще трудно настроиться на молитву и прочитать даже «Отче наш» не то, что акафист или отстоять службу в храме.
Нас постоянно гложет вопрос: «Почему? За что? Когда же это кончиться?». Но, увы, чем больше мы будем противиться своему состоянию и воле Божией, тем вероятнее исход, что это вообще никогда не кончится. У нас один путь – смирение. Преподобный Амвросий о
И самая короткая молитва, которую наш мозг сможет воспринять в такое время и осилить: «Господи, спаси и помилуй!» может твориться многократно в течение дня и бессонной ночи.
Сейчас существует много аудиозаписей церковных песнопений, псалмов и молитв. Их можно просто включать и слушать, а в моменты облегчения становиться на молитву самому. Не стоит самобичевать себя, увеличивая ежедневное молитвенное правило. Смысл не в количестве молитв, а в их качестве.
Важно также понять зачем вы просите у Господа исцеления. Выше неоднократно говорилось, что Бог попускает нам болезнь, чтобы привести к спасению. Посылая нам недуг, Он хочет, чтобы мы оставили жизнь, которая нас привела к этой болезни, и в дальнейшем жили, служа Господу каждый на своем поприще. Большинство же людей, по словам протоиерея Алексия Потокина, об этом не думают. Желание исцелиться священник утрированно сводит к следующей формулировке:
«Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил».
По мнению священника просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежнему бессмысленному существованию – это как просить денег, чтобы пропить их.
Христос часто говорил, когда человек освобождался от болезни: «Вера твоя спасла тебя». А посему «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).
Галина Бочарова
Посылает ли Господь болезни?
Создатель помещает человека в те ситуации, которые максимально полезны для его спасения. Следовательно, Бог не посылает недуги, а попускает их. К примеру, человек, погрязший в пороках и бытовых проблемах, заболев, получает возможность задуматься о чем-то более важном, чем мирская жизнь. Эта ситуация нередко способствует духовному развитию, работе над собой.
Многие святые отцы видели людей, которые через телесные страдания освобождались от грехов, страстей. Феофан Затворник говорил, что для некоторых больных недуги служили защитой от бед, в которые они попали бы, имея крепкое здоровье.
Прически для весны 2022, которые легко сделать самостоятельно
Игрушки, фастфуд и не только: что россияне покупают по ночам
Бургеры и другие продукты, которые вызывают зависимость: от них лучше отказаться