Почему новые и старые иконы могут кровоточить, о чем они предупреждают

Мироточе́ние

— явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро[1]) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «
елеоточением
» или «
росоточением
»).[2]

Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся среди богословов.[3]

Проведению научного объективного исследования феномена мироточения препятствует тот факт, что комиссии[4] «не разрешают проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами

».

Содержание

  • 1 История мироточения
  • 2 Богословское объяснение явления 2.1 Церковная реакция на факты массового мироточения
  • 2.2 Процедура установления мироточения
  • 3 Рациональное объяснение природы явления
      3.1 Мошенничество 3.1.1 Криминалистическая экспертиза
  • 3.2 Eстественный процесс образования влаги в специфических условиях.
      3.2.1 Нанесения масла контактным путём
  • 3.2.2 Конденсация паров масла
  • 3.2.3 Капиллярный эффект
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • Фокусы священнослужителей

    Известен случай, произошедший во времена правления Петра I. Как известно, в те времена принималось немало революционных законов, значительно менявших уклад жизни общества, что, конечно же, не нравилось многим попам. И вот однажды в одном из соборов начала «плакать» икона богородицы. Попы немедленно поспешили заявить, что она оплакивает прежние порядки, разрушаемые Петром. И хотя Петр был верующим человеком, происходящее его не особо впечатлило. Более того, он отправил настоятелю данного собора письмо, в котором пообещал, что если подобное «чудо» произойдет еще раз, то кровь пойдет уже из «задниц» попов. Удивительно, но после этого ни одна из икон при правлении Петра I так и не «заплакала». Многие, конечно же, задаются вопросом, как же «чудотворцам» удается проделывать подобные трюки? На самом деле все очень просто. Все, что для этого необходимо сделать – это проделать с обратной стороны иконы небольшие каналы. Далее позади иконы размещаются специальные сосуды с кровью, постным маслом или любой другой жидкостью, которая при прохождении через канал будет просачиваться на лицевую часть иконы и затем скатываться по ней подобно слезе. По этой причине в сосуды никогда не заливается обычная вода, так как она не сможет сходить по иконе в виде естественной капли слезы.

    История мироточения

    Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относятся:[5]

    • благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно;
    • мироточение мощей апостола Филиппа (согласно апокрифу «Деяния апостола Филиппа
      », памятник II—III веков);
    • «Мученичество Феодота Анкирского» (III век) сообщает об истечении мира от останков мученика;
    • многочисленные сообщения об обильном мироточении мощей Димитрия Солунского (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века[6], но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году[7]);
    • мощи св. Николая Чудотворца, находящиеся с 9 мая 1087 года в крипте базилики святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро, которое ежегодно извлекается священниками через небольшое отверстие в крышке гробницы.[8]
    • истечение елея от мощей преподобной Феодоры в Солуни ок XIV—XV вв.«От неё постоянно миро источается, как от источника текущего, от левой ноги в лохань. Пройдет год, и снимают с нее порты смоченные, как в масле. Это миро раздают на благословение правоверным христианам, а на неё новые порты надевают»
      [9].

    Современные примеры:

    • Монреальская Иверская икона Божией Матери по многочисленным свидетельствам почти непрерывно мироточила в течение 15 лет (1982—1997).
    • В 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» замироточила с кровью[10].

    Как относиться к мироточению

    Как относятся верующие к тому, что замироточила икона? Что это такое? Многие относятся благовейно, такое явление для них – очередной знак благодати Божией. Другие относятся к такому явлению потребительски, возможно, даже оккультно. Они надеются, что именно это миро поможет исцелиться от болезни или достичь иной цели. Третьи относятся к этому вопросу с любопытством, но с некоторой отстранённостью.

    Как правильно относиться к тому, если в доме или храме мироточит икона? Что это значит? Главное – осторожность. Не стоит торопиться с выводами. Известно, что диавол также может творить чудеса. Внешне они выглядят так же, как и явления от Бога, но их последствия могут быть весьма печальными и привести к погибели души. Простой пример: владельцы мироточащих икон нередко начинают страдать от тщеславия и затем гордыни.

    Кроме того, святые отцы утверждают, что не стоит стремиться к чуду. Наша вера должна быть сильна сама по себе, независимо от того, соприкасаемся ли мы с чудесным явлением или нет. Осторожность в случае мироточения – лучший выход.

    Богословское объяснение явления

    Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего[11].

    Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Флоренский считает: «Не нужно сильно заострять внимание именно на чуде мироточения — ну есть и есть, и слава Богу. Более того, есть опасность, что кому-то хочется прославиться, и он симулирует чудо. Ну и ладно! Даже то, что есть такой дурак, который делает это — тоже чудо во славу Божию!»[12]. Он утверждает, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили. „Плачут“ лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах»[4].

    В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко сказано, что эпитет «мироточивый» означает «источающий чудотворное миро во исцеление болезней»[13]. Однако мироточение само по себе не является фактом, на основании которого икона считается чудотворной. Само же источаемое иконой или мощами миро почитается чудотворным. Характерен пример мира от мощей Димитрия Солунского — Иоанн Анагност, описавший захват турками города Салоники, где хранятся мощи святого, сообщает, что миро набирали даже мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней[14].

    Церковная реакция на факты массового мироточения

    Современные богословы призывают к трезвому отношению к фактам мироточения. Так, Андрей Кураев пишет:

    Мироточили даже языческие статуи. Мироточат иконы в жутчайшей секте по имени «Богородичный ). Поэтому само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа[15].

    Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на вопрос о мироточении икон ответил:

    У меня ничего не мироточит. Если мы хотим из пальца что-то высосать, то высосем. Должна существовать определённая комиссия, которая должна изучать подобные вещи. А это всё пущено на самотёк, спустя рукава. Объявили о мироточении, и все молчат. Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью[16].

    Процедура установления мироточения

    Из-за многочисленных сомнительных фактов появления мира на иконах Русская православная церковь определила специальную процедуру комиссионного освидетельствования мироточения. При обнаружении истечения мира на иконе о данном факте докладывается в епархиальное управление, которое направляет в храм специальную комиссию. В её функции входит опрос свидетелей, осмотр иконы (её местоположения, условий хранения). В случае положительного заключения направляется новая комиссия для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путём.

    В случае если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нём продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой[17].

    В «Московских епархиальных ведомостях» 2005 года об анализе фактов массового мироточения икон в доме В. М. Жучковой в Клину сообщается:

    Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

    1. мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;
    2. никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;
    3. никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм[18].

    Мироточащие иконы

    На иконах могут быть не только кровяные слезы или потоки, но и бесцветная жидкость. В таком случае говорят, что она «плачет». Жидкость действительно может быть прозрачной и очень похожей на обычные слезы. В некоторых случаях она благоухает и напоминает миро. Иногда она ничем не пахнет.

    Мироточение нельзя объяснить ни одним логическим доводом, потому что нет определенной закономерности. Такое явление происходит как с новыми, так и со старыми иконами. Они могут находиться у человека в доме или в каком-то храме. Даже список с иконы может начать кровоточить или благоухать. Слезы на некоторых образах могут идти против всех физических законов – снизу вверх или по горизонтальной линии.

    Считается, что мироточение – это способ высших сил подать человечеству знак. Важно верно его истолковать. Когда слезы икон благоухают, то отдают предпочтение версии, что грядут положительные перемены.

    До 20 века было зафиксировано историками всего 6 фактов, когда иконы мироточили. После этого рубежа явление стало происходить чаще, и было замечено, что процесс начинается в постные дни.

    В любом случае к мироточению или кровоточению относятся с осторожностью. Кто-то хочет получить жидкость для лечения, считая ее чудодейственной, а другие используют в качестве наживы. К истинному мироточению нужно относиться как к благодати, дарованной Богом, не проявляя потребительских качеств.

    Тема:

    • Православие

    Рациональное объяснение природы явления

    Выявлено несколько факторов обуславливающих возникновение «мироточения»:

    Мошенничество

    Известен случай публичного разоблачения императором Петром Первым искусственного мироточения[19]:

    «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала ещё неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. „Вот источник чудесных слёз!“ — сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

    Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слёз, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом.»

    Данная история получила легендарное[20] продолжение в виде вымышленного предписания Петра I: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица ещё хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью

    ».[21]

    Криминалистическая экспертиза

    Руководитель экспертной группы по чудесам при Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви Павел Флоренский в 2004 году в интервью о работе комиссии по описанию чудесных знамений в РПЦ сообщил, что при исследовании образцов вещества, взятого с различных икон, экспертами Института криминалистики ФСБ было сделано заключение: «…по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу…»[4]. При этом он отметил, что комиссии «не разрешают проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами».

    Eстественный процесс образования влаги в специфических условиях.

    Нанесения масла контактным путём

    Cледы от елея, которым помазывают верующих на полиелее (после помазания человек, поцеловав икону, оставляет на ней капли масла).

    Конденсация паров масла

    На иконы может попасть масло от лампад, висящих перед ними.

    В Торонто в 1996 году началось массовое паломничество к иконе Богородицы, объявленной мироточивой. Джо Никелл из Общества скептиков (США) по приглашению газеты «Toronto Sun» произвёл осмотр иконы и сделал вывод, что маслянистые пятна на её поверхности возникли от лампадного масла из лампы, висевшей перед ней[22].

    Капиллярный эффект

    10 марта 2012 года индийский рационалист и скептик Санал Эдамарукуruen вылетел в Мумбаи. Телеканал TV9 Maharashtraruen пригласил его расследовать «чудо мироточения» из ног статуи Христа, вызвавшее местный ажиотаж.

    Вместе со съёмочной группой он отправился в район Ирла в Виле Парле, пригороде Мумбаи, чтобы осмотреть распятие, стоящее перед Церковью Богоматери Веланканни. Это распятие стало центром притяжения для растущей толпы верующих, прибывающих отовсюду. Новость о чуде распространялась как лесной пожар: уже несколько дней с ног Иисуса стекали маленькие капли воды. Каждый день сотни людей приходили помолиться и собрать немного «святой воды» в бутылки и прочие емкости. Ирла превращалась в центр паломничества.

    Но благодаря Саналу Эдамаруку этого не случилось. За несколько минут он ясно установил источник воды (протечка канализационной трубы в соседней прачечной) и механизм, посредством которого вода достигала ног Иисуса (капиллярный эффект). Местные церковные лидеры, присутствовавшие при расследовании, были далеко не обрадованы[23].

    МОЛИТВА

    пред Кровоточащей Державинской

    иконой Спасителя

    Господи Иисусе Христе, на Голгофском кресте распятие претерпевший, кровь свою честную за спасение рода человеческого в неизреченных муках проливший, и ныне с иконы Твоей Святой в селе Державино кровь Свою за ны обильно изливаеши. Да будет это кровотечение от иконы Твоей нам не во осуждение, а в знамение Божией Милости, в призыв к покаянию и исправлению. Окамененное нечувствие сердец наших да смягчится от созерцания великой и страшной тайны Твоей Святой Крови, с Лика Твоего на иконе истекающей. Да будет это знамение: верным во утверждение и духовных сил приложение, малодушным в вере укрепление, отпавшим возвращение, не любящим Тя любовью к Богу и к ближним в воспламенение, Земле Нашей во обетование примирения с Богом и от ига безбожия избавления.

    Господи Иисусе Христе! На Твою Святую Кровь, на Голгофе истекшую, Ангелы не могли взирать без страха и трепета: Солнце позна запад свой и померкло в той час, когда на Кресте проливал Ты Свою Кровь за ны, а земная твердь восколебалась, как море, не выдержав тяжести капель бесценной Крови Твоей. Не дай нам, грешным, без страха и ужаса, и содрогания сердечного взирать на Кровь Твою, с Лика Твоего на иконе истекающую. Мы, рабы неключимые, пред иконой Твоей взываем: прости нас, грехами и беззакониями своими вновь и вновь Тебя, Спасителя нашего, распинающего. Как молил Ты Отца за Своих мучителей на Голгофском Кресте, говоря: «не ведают бо что творят», так прости и нас, распинающих Тебя своими страстьми и похотьми, но прощения у Тебя пред иконой святой просящих, и дай нашим душам спасение, а Державе Русской в грехе отступления от Святой Православной веры покаяние и прощение и от бед избавление. И да будет на нас милость Твоя, Твоего Отца и Святого Духа. Аминь.

    КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИКОНЕ

    Первое чудесное явление (образ Господа стал сильно благоухать и мироточитъ) началось 5 мая 1999 г. Хозяйки иконы, 68-летняя Антонина Владимировна Ефимова и ее дочь, 33-летняя Ольга Владимировна Ефимова из села Державино Бузулукского района Оренбургской области, заметив это, сразу же сообщили об увиденном духовенству. Весть о мироточении быстро разнеслась по Поволжью и Приуралью, в дом потянулись паломники. Икону стали приглашать в разные приходы.

    Ольга Ефимова, ставшая с того времени хранительницей чудотворного образа, стала возить его для молитвенного поклонения по приходам и монастырям разных епархий России. Некоторые иконы после того, как их клали рядом с чудотворной иконой, сами начинали мироточить.

    5 апреля 2000 г., в Великую среду, на поверхности иконы (на лике и благословляющей деснице, а затем и на лбу) неожиданно начали появляться мелкие пятна красной жидкости, которая вела себя как кровь: сгущалась, свертывалась и превращалась в струпья. В доме Ефимовых запахло кровью. Узнав об этом чудесном и страшном явлении, самарские священнослужители немедленно организовали проведение соответствующей биохимической экспертизы, которая подтвердила православных — икона чудесным образом выделяет настоящую человеческую кровь. Гематологи даже установили группу крови — IV, что совпадало с данными, полученными их итальянскими коллегами, исследовавшими кровоподтеки Туринской плащаницы. Между тем пятна крови, которые вначале были небольшими, чуть заметными, быстро просыхали и сгущались, стали увеличиваться в размере, медленнее сохнуть, а образовавшиеся на их месте струпья стали удерживаться на доске дольше прежнего.

    Как часто бывает в таких случаях, чудотворность образа подтверждается его целебными свойствами. За полтора года икона посетила более половины епархий России и других стран СНГ. И везде к чудотворному образу молитвенно прибегало много болящих, зафиксировано множество исцелений.

    6 октября 2011 произошло большое событие в духовной жизни православной Украины. Чудотворный, кровоточивый образ Господа Иисуса Христа прибыл, и теперь навсегда останется в Украине. Чудотворная икона «Кровоточивого Спаса» находится в женском монастыре Афонской иконы Божьей Матери в урочище Кипячее села Чоповичи Житомирской области Коростенского района. Знаменитую икону по благословению управляющего Овруцкой епархией митрополита Виссариона перевезли из белорусского Бреста на Житомирщину настоятельница монастыря Афонской иконы Божьей Матери игуменья Екатерина (Смычок) и опекун кровоточивого образа Спасителя, бывший глава Держкомзем Украины, Олег Николаевич Кулинич.

    В селе Чоповичи кровоточивый образ встречал управляющий епархией митрополит Овруцкий и Коростенский Виссарион, духовенство Овруцкой и других епархий, насельницы женского монастыря урочища Кипячее, мужская община строящагося монастыря преподобного Силуана Афонского, народный депутат Украины от Народной партии Николай Рудченко, а также верующие и паломники.

    В обители Афонской Иконы Богородицы перед чудотворным образом Господа был отслужен молебен с акафистом и елеепомазыванием. Молебное пение возглавил митрополит Виссарион и сонм клириков. После молебна владыка обратился к присутствующим с проповедью. В архипастырском слове митрополит сказал о великом событии обретения в обители епархии чудотворного образа Спасителя Господа Иисуса Христа, как живом свидетельстве в наше время о крестной жертве Спасителя, Его живом присутствии в нашей жизни и судьбах мира, как о чуде призывающем к покаянию.

    Такое событие стало возможным благодаря духовному завещанию смотрительницы кровоточивого образа монахини Ангелины (Ефимовой). Как стало известно из текста духовного завещания и слов ее родной дочери Ольги Ефимовой , еще в 2004 году, когда икону привозили в Украину, сестру милосердия Надежду Смычок благословили ухаживать за смотрительницей образа монахиней Ангелиной. Тронутая заботой сестер милосердия монахиня Ангелина решила передать чудотворный образ возрождающейся обители села Чоповичи. А позже, когда узнала, что сестра Надежда стала игуменьей Екатериной, завещала ей образ лично.

    После смерти матушки Ангелины два года образ находился на хранении у ее родной дочери Ольги Ефимовой.

    Кровоточивая икона Христа Спасителя из села Державино Оренбургской области (Россия) в начале сильно благоухала и обильно мироточила еще во второй половине 1999 года. 5 апреля 2000 года молящиеся заметили, что из благословляющей десницы Спасителя появилась бледно-розовая жидкость, напоминающая сукровицу. Вскоре из открывшейся ранки полилась кровь. Еще через некоторое время в волосах Господа набухли красные точки — как следы от тернового венца — и из них потекли струйки крови. Сливаясь со струями мира, они становились ярко-алыми. А на самих ранах образовались темно-коричневые корочки, как это всегда бывает с запекшейся кровью. В это время и сделана фотография, копия иконы, от которой люди так же получают исцеления от недугов душевных и телесных. Подложенная под икону марля тоже обагренная кровью Спасителя о чем засвидетельствовала богословская комиссия и многие архиереи в России, Украине и Белоруссии.

    За 10 лет святыня побывала в России, Белоруссии, Украине, Молдове, Румынии, Венгрии, Сербии. Её принимал епископ Марк в Берлине. Икона была в Болгарии и Турции. В Почаевской Лавре её встречал епископ Владимир. В Черновцах её встречал митрополит Буковинский и Черновицкий Онуфрий, он же составил молитву. Святой образ встречал митрополит Филарет в Минске. Митрополит Греческий Филофей, выступая по телевидению, показывал фотографию чудотворного образа с призывом к покаянию и очищению веры.

    https://pravoslavye.org.ua/201…

    Примечания

    1. Его следует отличать от мира, которое варится в каждой поместной Православной церкви и используется для совершения таинства миропомазания.
    2. Гришечкина Н. В. Обновление и мироточение икон (глава из книги «Чудотворные иконы на Руси»)
    3. Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? // Чудеса истинные и ложные. М. 2008. С. 11-36 ISBN 978-5-89101-269-1
    4. 123
      Павел Флоренский: «Мироточащие иконы „работают“ как ядерные электростанции»
    5. О мироточении святых мощей
    6. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
    7. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios
      // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 176.
    8. Официальный веб-сайт Базилики Святого Николая (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано 22 сентября 2013 года. (англ.)
    9. ХОЖЕНИЕ ЗОСИМЫ В ЦАРЬГРАД, АФОН И ПАЛЕСТИНУ (Путешествие и события грешного монаха Зосимы, дьякона Сергиева монастыря.) 1419-1422 // Книга хождений. Записки русских путешественников XI-XV вв.. — Москва: Советская Россия, 1984. — С. 305. — 448 с.
    10. Во время богослужения в Севастополе икона замироточила с кровью
    11. Любомудров А. А.
      Мироточение и плач икон.
    12. Мироточение: почему иконы плачут?
    13. Дьяченко Г., священник.
      Полный церковнославянский словарь. — М., 1900. — С. 325.
    14. Bakirtzis C.
      Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios // Dumbarton Oaks Papers. — Vol. 56. — 2002. — P. 187.
    15. диакон Андрей Кураев
      . Церковь в мире людей. Архивная копия от 1 февраля 2009 на Wayback Machine
    16. О властях и церкви Христовой (интервью митрополита Николая (Кутепова))
    17. Порядок приведён по Соколов В., диакон.
      О мироточении, подлинном и мнимом.
    18. Борис Балашов, протоиерей.
      О церковности чудес // Московские епархиальные ведомости. — 2005. — № 3—4.
    19. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
    20. Басов Д. Чудо мироточения. СПб., 2001. ISBN 5-88801-240-8. С. 40
    21. Цитируется по Дулуман Е. К. Миротечение — Ерунда на постном масле
    22. Аномалия № 16 (148), 1 сентября 1997 (по материалам журнала «Skeptical Inquirer», № 2, 1997) (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 февраля 2009. Архивировано 10 октября 2006 года.
    23. Санал Эдамаруку под угрозой после раскрытия католического «чуда»

    Что делать с плачущими иконами, кровоточащими крестами и другими чудесами

    В новостных заголовках время от времени появляются сообщения о слезах, каплях крови, которые чаще всего появляются на иконах или других религиозных предметах. Названия для этого явления бывают разными: мироточение, росоточение, елеоточение, кровоточение и прочее.

    Что это и как относиться к подобным случаям, читаем дальше.

    Лев Белов, пастор церкви «Свет миру», Тутаев (Россия)

    Да никак не относиться, пусть те, кому хочется жить в красивом обмане, продолжают этим заниматься. Вы же живите в присутствие Божьем, ищите Его лица, встречайтесь с Ним, и искатели чудес придут на место где вы уже были, потому что там было Присутствие Божье.

    Я живу в сердце «Золотого кольца» России и чудачеств понасмотрелся. Людям хочется чудес, и они ищут этих сверх естественных проявлений, на что и ловятся. Когда человек не знает Бога, он ищет Его проявлений, ищет хоть что-то, что свидетельствовало бы о Боге. Но Бог прост и гениален в Своей простоте. Бог однажды сотворил самое настоящее чудо – окружающий нас мир! Мир, любуясь которым не перестаем удивляться этому чуду, а ведь это чудо! Но искатели чудес не видят очевидного за простым. Находясь в поиске Божьего присутствия, они упускают из вида самого Бога. Бог же дал вернейшее пророческое слово – чистые сердцем Бога узрят!

    Архиепископ Сергей Журавлев, Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя РПЦХС, Киевская Архиепископия

    К теме «мироточений, «слезоточений» и «кровоточений» всякого рода идолов — религиозных и политических… «Замироточил» Николай II «Кровавый» на днях… «Мироточат», «кровоточат» и «слезоточат» иконы в храмах… Культ т.н. «чудотворных» икон — пример махрового идолопоклонства у нас в православии, увы. Идолопоклонство в крови падшего человека и только новое духовное перерождение, рождение свыше от Бога и Евангельское, Библейское переосмысление всего сущего — спасение от идолов.

    Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря

    Думаю, что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях, связанных с Церковью — презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай… Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно.

    Из книги Валерия Татаркина «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

    Пока остается загадкой происхождение «слез» на некоторых иконах. Однако, достоверно известные факты должны заставить задуматься здравомыслящих верующих. На Руси первое упоминание о мироточащей иконе по разным источникам датируется XI — XVIII веками. До этого почему-то иконы не плакали. После – относительно редко. А в конце XX века иконы заслезоточили более обильно. Сначала это были единичные случаи, которые были с восторгом приняты верующими. Соответственно, паломники сразу потянулись к чудесам. Затем число слезливых святынь начало увеличиваться. А после, иконы зарыдали десятками, причем не только деревянные, но и пластиковые и даже репродукции, фотографии и ксерокопии, к тому же не освященные в церкви. Уже доподлинно известно, что влага появляется сверху, а не исходит изнутри икон и других «святых» предметов, значит, она вполне может быть искусственно туда нанесена или с помощью химии вызваны физические процессы для ее конденсации. История даже знает факт фабрикации такого чуда непосредственно церковью. Рукотворность мироточения разоблачил Петр Первый. Он отодрал оклад от плачущей иконы и увидел с другой стороны доски у глаз специально положенное туда густое древесное масло, которое начинало вытекать из отверстий, нагреваясь от горящих свечей. После, как описано в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразителя России» (ч. 7), он сказал присутствующим:

    «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда».

    Митрополит Волоколамский Иларион

    Прежде всего, следует сказать о том, что мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению. Но одно дело — факт, другое — его истолкование.

    Когда в мироточении икон видят признак наступления апокалиптических времен и близости пришествия антихриста, то это не более чем частное мнение, никоим образом не вытекающее из сути самого феномена мироточения.

    Мне думается, что мироточение икон — не мрачное предзнаменование грядущих бедствий, а, наоборот, явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых.

    Богословское истолкование феномена мироточения требует особой духовной мудрости и трезвенности.

    Ажиотаж, истерика или паника вокруг этого феномена неуместны и наносят вред Церкви. Погоня за «чудом ради чуда» вообще никогда не была свойственна истинным христианам. Сам Христос отказывался дать иудеям «знамение», подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственное схождение во гроб и Воскресение.

    Пастор Игорь Шемигон, Евангелическо-лютеранская церковь Св.Мартина, Киев (Украина)

    Мироточение — это появление на иконах, статуях, мощах святых благоухающей влаги, в некоторых случаях крови. Оно наблюдается не только в исторических церквях, но и в языческих религиях, некоторых парацерковных движениях. Особенный ажиотаж вызывает оно в народном православии/католичестве. Так, в социальных сетях недавно активно обсуждалось заявление Наталии Поклонской, о якобы замироточившем бюсте Николая II.

    На проверку большинство случаев мироточения оказываются фальсификацией с целью привлечения доверчивых паломников. Бывают случаи естественного появления маслянистой влаги на реликвиях. Например, от поцелуев икон людьми после обряда елеепомазания или, когда масло появилось там от лампад, висящих рядом. С целью разобраться, является ли случай мироточения сверхъестественным или же речь идет о вполне рукотворном чуде, при исторических церквях действуют специальные комиссии. Именно по результатам их деятельности мы приходим к выводу, что большинство таких случаев не являются чудом свыше.

    Бывают ли случаи мироточения, которые можно назвать чудесами от Бога? Пока не видел. И потому однозначно назвать это явление злом не могу. Ведь Господь может творить, что Ему угодно. Но как христианина лютеранского исповедания, меня очень смущает отсутствие подобных случаев в Священном Писании. Если бы мироточение было важным свидетельством истинности веры и через него Бог являл Свою благодать, то Он зафиксировал бы это в Своём Слове. Но там этого с огнем не сыщешь. Мало того, из него мы знаем, что чрезмерный акцент на почитание реликвий уводит от Господа, являясь формой идолопоклонства. Это ненормально, когда народ толпами идет лобызать диковинную вещицу или на так называемые сеансы исцелений, но не на литургию, где совершается величайшее из чудес – рождение веры.

    Глава рабочей группы по изучению чудесных явлений Павел Флоренский

    Появление масла на разных почитаемых предметах — явление, очень распространенноево многих конфессиях, в шаманстве тоже. Лучше к этому относиться спокойно. Нас с комиссией очень беспокоит то, что появилась эта чудомания.

    INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

    Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: