Литургия и Причастие: как правильно подготовиться к воскресной службе в церкви?


Православная Жизнь

Есть две распространенные ошибки касательно причастия Тела и Крови Христовых. Эти две ошибки диаметрально противоположны друг другу.

Первая – отсутствие должного благоговения перед Святыми Дарами и какая-то «санитарная» брезгливость: «мол, все причащаются из одной лжицы и все из одной Чаши, тем более сейчас, во время пандемии». Эта ошибка характерна для новоначальных православных христиан в большинстве случаев.

Вторая ошибка – чрезмерный страх перед причастием. Не просто страх Божий, а надуманный еще страх, когда человек себя накручивает специально из романтических или экзальтированных соображений, стараясь довести себя до определенных экстатических состояний. Это уже ошибка в большинстве своем характерна для воцерковленных людей.

Но, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Так и с Таинством Евхаристии. Здесь тоже всё просто. Твое дело – распахнуть себя настежь перед причастием и принять Тело и Кровь Христовы. При этом соблюсти обряд определенный, который установлен в первую очередь для того, чтобы в суете, эмоциональности и спешке не выбить у священника Чашу или лжицу со Святыми Дарами или, не дай Бог, не выплюнуть их. Поэтому мы и скрещиваем руки диагонально на груди перед Чашей. Хочешь сделать земной поклон, сделай его на расстоянии, а перед самой Чашей не суетись, уже не надо поклонов. Скрести диагонально руки на груди (левую на правое плечо, а правую поверх левой – на левое плечо) и иди с Богом ко Святому Потиру. Крестообразно скрещенные руки – это тот же крест Христов, который мы, как православные христиане, накладываем на тело. И в то же время этим жестом мы словно бы убираем руки, чтоб они не двигались, как лопасти мельницы, мешая причаститься или создавая для священнослужителя, стоящего на амвоне со Святыми Дарами, дополнительную опасность.

Потом подойди к Чаше, назови свое имя и открой рот. Больше от тебя ничего не требуется. Проглоти Тело и Кровь Христовы, подожди, когда диакон или пономарь оботрет тебе уста, поцелуй нижний край Чаши (не руку священника, не крест его, но только нижний край Чаши) и далее, ничего не целуя, иди возьми просфору, скушай, запей запивкой, хорошо прополощи рот и проглоти всё это. Потом уже можешь свободно целовать иконы, крест и т. д.

Не брезгуй Телом и Кровью Христовыми. Пусть тебя не смущает, что ВСЕ подходят к Чаше. Потому что Господь наш Иисус Христос – Один и Тело Его Одно. И все мы объединяемся вокруг Него в одно целое. В этом и есть одно из главных выражений Единства и Соборности Церкви. Все одно. Все вместе, всем миром вкушают Тело и Кровь Христовы и спасаются. И ни один человек от этого еще не заболел. Это попросту невозможно. И ты прочь гони сомнения. И не дерзай сомневаться в спасительности и животворности Святых Даров. Вспомним Павловы слова: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29, 30). И «достойно» здесь означает со страхом Божиим и верою приступать. Ничего в этом мире нет выше и святее Тела и Крови Христовых! Посредством Их Господь соединяет тебя с Собой. Так чего же ты боишься? Не бойся!

С другой стороны, у некоторых воцерковленных людей есть противоположная ошибка. Они накручивают себя. Перед Чашей надо обязательно физически затрепетать, нужно обязательно заплакать, почувствовать себя мерзким. Или я не буду причащаться, потому что недостоин или недостойна. Но, дорогой мой, это огромное заблуждение! Никто недостоин! Нет ни одного человека в мире, достойного причастия. Оно – это милость Божия. Снисхождение в наше недостоинство. Смотри, не фарисействуй! Не актерствуй! Вспомни, что случилось перед первой Литургией в мире – на Тайной вечере: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:5–8). И если бы Петр не согласился, чтобы Спаситель умыл ему ноги, то Петр бы не имел части с Богом и не спасся. Так и ты не отнимай себя от Бога. Спаситель пришел, чтобы умыть тебе ноги, чтобы посредством священнослужителей послужить тебе. Не отнимай своих уст от Чаши, не размышляй чрезмерно: «Теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Твое дело подготовиться, почитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, поисповедоваться, попоститься. А остальное всё не твое дело, а Господа Бога.

Теперь насчет слез, дрожания и трепета. Не вымучивай, не выкручивай из себя тех состояний, которые являются не твоей заслугой и не твоими качествами, но благодатными Дарами Святого Духа. Твое дело – сокрушиться, прийти в покаянное чувство, смирить себя и в мире, спокойствии, со вниманием, безэмоционально, насколько это возможно, подойти к Телу и Крови Христовым. И пусть ваш страх Божий и вера будут примерно такими, как у священнослужителя. Т. е. предельная концентрация внимания не на своем состоянии, болезнях и прочем. Нет. Но только и исключительно на Святых Дарах: «Как бы не пролить, не выплюнуть, как лучше открыть рот, не капнуть, принять правильно Великую Святейшую Святыню». Вот о чем нужно думать, подходя к Чаше. Смотрите на священника в этот момент, на диакона или пономаря, взаимодействуйте с ними, слушайте их, а не себя. В этом тоже состоит послушание Церкви.

И также хочется обратиться вообще ко всем верующим. Момент причастия священников в алтаре – это не антракт в театре. Не расслабляйтесь. И не расслабляйте причастников. Этот момент сродни моменту Великой Субботы. Когда умолчит всякая плоть в преддверии Воскресения Христова. Когда отвалится камень от гроба, откроются Царские врата и вы узрите Воскресшего Христа Телом и Кровию Своими, Пребывающего с нами. Это очень великий момент!

Протоиерей Андрей Чиженко

Как себя вести возле Чаши с Причастием?

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет»

( 1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…»

— провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

  1. Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Поклон совершается не перед Самой Чашей, а в стороне;

  2. Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

  3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

  4. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

  5. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

  6. Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

  7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

  8. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

  9. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

  10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;

  11. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

  12. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

Азы Православия

Похожее

Как готовиться ко Святому Причащению?

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием

. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:

— Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу

— Канона молебного ко Пресвятой Богородице

— Канона Ангелу — хранителю

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост (пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак.). Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.)

В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения — стараться особо, вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Помощь сайту Православная-Библиотека.Ru

Литургия и Причастие: как правильно подготовиться к воскресной службе в церкви?

Что происходит утром в воскресенье в храме? Что надо знать, чтобы придти на службу в церковь в воскресенье?

Литургия и Причастие

Литургия и Причастие в чем разница?

Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.

Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии) правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться. — в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.» — вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут) — после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание). До этого времени надо:

  • быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
  • прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:
  • пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
  • подходим и целуем центральную икону.
  • ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся. — занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой. — Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие. — Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро. — Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову. — Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени. — Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

Что делать во время самого причастия?

  • Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
  • При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
  • На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
  • Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению«.

Что делать после того, как причастился?

  • на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
  • ждем конца службы и целуем крест священника.
  • читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
  • можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.

Тело и Кровь Христовы – это страшная и одновременно спасительная святыня. Если человек недостойно подходит к Чаше, то он может причаститься себе во вред.

Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:29–31).

Поэтому мы должны соделать из себя сосуды Божии, максимально по нашим силам очистив свои тело и душу для того, чтобы принять Тело и Кровь Христову. Это очищение, как правило, должно длиться несколько дней. В православной аскетической литературе оно называется говением. Православный христианин несколько дней (два, три, четыре, по силам человека) постится. Не вкушает пищу животного происхождения. Если нет великих постов (их четыре в году), то во время говения разрешается рыба и иные морепродукты. Если же христианин причащается в Великий пост и Успенский, то нельзя вкушать и рыбу. А в Рождественский и Петров не принято есть рыбу по средам и пятницам. Также во дни говения и в день причастия ограничены супружеские отношения. В день самого причащения нужно держать евхаристический пост. По Уставу, он длится шесть часов. Но в церковной практике обычно евхаристический пост начинается с двенадцати часов ночи дня причастия. С этого времени до момента самого причащения нельзя ничего есть и пить.

Пищевой пост сопровождается молитвенным говением. Человек за несколько дней до причастия обычно больше уделяет времени молитвенному общению с Господом, перед днем причастия накануне принято прочесть канон покаянный ко Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. В день причастия перед Литургией читается Последование ко Святому Причащению. Это общепринятые молитвословия.

Следует также перед Литургией в день причастия посетить вечернее богослужение, составляющее единое целое с Литургией, и подготовится к принятию причастия исповедью.

Если нет Великого или иного поста, то в сам день причастия после Литургии верующий может употреблять все виды пищи.

В определенных ситуациях ослабляются пост и чтение.

Совсем опускаются пост, молитвы и даже евхаристический пост, если человек находится на смертном одре, т. е. если есть угроза скорой смерти.

Определенные корректировки применимы для психически больного человека.

По совету с духовником пост и молитвенное правило могут быть послаблены и для тяжело больного человека.

Совсем опускается телесный пост для беременных. Но соблюдение евхаристического поста перед прияастием обязательно.

Недавно в Церкви появился замечательный документ «Об участии верных в Евхаристии», который был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года.

Вот несколько выдержек из него: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям».

Теперь актуальный вопрос касательно причащения мирян на Светлой седмице. Из того же документа:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: ‟От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Т. е. если человек постился в Рождественский пост и в Великий пост, то в Святки (от Рождества Христова до Крещения Господня) и в Светлую седмицу (от Пасхи до Антипасхи) он может не держать пищевой пост (такой пост в эти дни запрещен), однако должен держать пост евхаристический. Молитвенная же подготовка уместна всегда. В период Светлой седмицы традиционное молитвенное правило ко Святому Причащению изменяется. Вместо утренних и вечерних молитв поются или читаются часы Святой Пасхи. Вместо канонов – Пасхальный канон. Последование ко Святому Причащению остается неизменным.

Если же человек хочет причаститься в саму Пасхальную ночь, то ему следует традиционно поститься шесть часов, т. е. примерно с 19.00-20.00 субботы уже ничего не есть и не пить до момента причастия.

Часто у воцерковленных людей встречается мнение: «Я, мол, такой грешный (грешная), что недостойный подойти к Чаше». Напоминаю, что достойных подойти к Чаше людей на земле нет. Если вы понесли подвиг говения, то со страхом Божиим приступайте к Чаше, потому что Христос пришел на землю не к праведникам, но к кающимся грешникам.

А причащение, как говорят святые отцы, это максимально близкое соединение Бога и человека. В нем наше спасение, радость и блаженство.

Иерей Андрей Чиженко

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Пожертвовать

Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме

«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:

— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился.

Очень важно, чтобы человек молился осмысленно, внимал словам молитвы, не проявлял никакого недружелюбия к людям, которые стоят вокруг него. Есть такой порядок: когда причащается много людей, в очереди важно не лезть вперед других, не проявлять никакой агрессии, раздражения. Ждать со смирением. Как правило, многие делают земной поклон, но обычно это также делается накануне Причастия. Перед тем как подойти к Чаше, руки должно сложить на груди, правую положить на левую, открыть уста и принять Причастие. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. Бывают случаи, когда так делают, но это неуместно.

Перед тем как отойти, после принятия Причастия принято целовать край Чаши. Это русская традиция, в греческой традиции Чашу не целуют. После принятия Причастия уста прихожанину отирают. Еще одна деталь — перед тем как принять Причастие, человек называет свое имя. Есть определенные тонкости: если мирское имя и имя, с которым крестили, не совпадают, нужно произносить то имя, с которым человек принял крещение. После этого причастившийся отходит и идет в специально подготовленное место, где его ждет питье, чтобы частицы Тела Христова не оставались во рту. После этого человек должен достоять службу до конца, чтобы прочитать Благодарственные молитвы ко Причащению. Если человек спешит за святой водой или по делам, Благодарственные молитвы должно прочитать дома. В день, когда человек принял Причастие, нельзя увлекаться суетой, зрелищами, в том числе и телевизионными. Весь день следует находиться в мире, спокойствии, без страстей и эмоций.

Одеваться ко Причастию следует как на праздник, опрятно, но в то же время скромно, не вызывающе, чтобы у других прихожан не появилось каких-либо соблазнов. И вести себя в храме следует спокойно и сдержанно. Всегда, во всех случаях лучше руководствоваться здравым смыслом, разумением. В Храме нельзя судить себя и других. Ни по одежде, ни по поведению. Самое разумное для православного человека — руководствоваться смирением.

В связи со Святым Причастием появляется множество соблазнов, искушений. А после Причащения этих соблазнов становится еще больше. Важно помнить в такие моменты, что мы являемся Причастниками Христа.

Причастие часто обостряет важность выбора человека, с кем мы и кто мы. Почему причащаемся и зачем живем. Когда человек редко причащается, я специально делаю так, чтобы люди пугались Причастия. Чтобы относились к нему с должным трепетом и уважением. В день совершения Причастия людей больше, чем обычно искушает дьявол. Соблазны и искушения могут быть самыми разными, принимать любую форму. Нужно держаться изо всех сил, стараться не поддаваться лукавому. Именно поэтому очень важно хранить тишину и спокойствие. Если кто-то искушает, нужно сдерживаться, смиряться. Бороться с лукавым.

Очень важный вопрос: что делать прихожанину, если по тем или иным причинам он не был допущен ко Причащению. В этом случае нужно смириться, это главное. Вообще, идя к Причастию, нужно считать себя недостойным его. Эта мысль содержится в молитвах перед Причастием, является главной. Вспомните слова: «…Аки разбойник…» Надо смириться, победить в себе гордыню и постараться понять, что явилось причиной недопущения, надо всегда стараться победить в себе эти препятствия, которые не позволяют нам Причаститься, слиться с Телом Христовым.

Бывает и так, что священники руководствуются не церковными правилами или неправильно их понимают. Бывало, что не допускали к причастию супругов, которые состоят в браке, но не венчаны по какой-либо причине. К примеру, супруг неверующий, а жена — верующая христианка. В такой ситуации венчаться нельзя, об этом и говорить нельзя. Но это не является основанием к отказу в Причащении. Если происходит что-то подобное, можно поговорить со священником или пойти к другому священнику.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: