Православная Жизнь
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Попытка ответа на этот, казалось бы, простой вопрос приводит нас к одному из главных качеств Церкви – Она не от мира сего. Ее задача – вести человека, а с ним и весь тварный мир к спасению, в горняя – духовное Небо. Отсюда и цвет одежд служителей Церкви – священников и монахов. В основе своей он черный, за редкими исключениями. Оговорюсь, в данной статье мы не говорим о цветах богослужебных облачений, которые уже имеют в себе в литургическом смысле цветовую символику праздника. Здесь мы говорим скорее о повседневной одежде священнослужителя и монашествующего – рясе и подряснике. Греческое слово ράσον переводится на русский язык как вытертая, поношенная одежда. В таких одеждах ходили монахи древности, позже она стала повседневной одеждой и священнослужителя. Второй такой одеждой является подрясник, соответственно, по значению слова, он носится под рясой.
Черный цвет рясы и подрясника символизирует собой как раз вот эту неотмирность Церкви, то стремление ко спасению, к Отцу нашему Небесному, к Которому, в сущности, и должен вести пастырь Христовых словесных овец. Поэтому необычность священнической одежды – это тоже немая проповедь. И человек, который видит священника или монаха на улице, всё равно задумается о вечном, задумается о Боге. Черный цвет рясы имеет двойственное значение.
Во-первых, конечно, это смерть. Умирание для мира. И священник, и монах – это те люди, которые добровольно принесли себя в жертву Богу, чтобы стать Его служителями. И священник, и монах (каждый в своих обетах: есть монашеские обеты, есть священническая клятва) отрекаются от мира и признают Бога Центром своей жизни. Они спогребаются со Христом, словно бы умирают для мира, чтобы войти в жизни вечную и стать проводниками в нее и других людей.
Во-вторых, черный цвет священнических одежд – это еще словно бы отсутствие цвета, выход за рамки земного бытия, в надмирный Божественный покой.
Когда ты, священнослужитель, облачаешься в подрясник, это дисциплинирует тебя, приходит осознание, что ты воин и служитель Христов; что ты посредством Литургии и других Таинств сам входишь в невидимое Небо и вводишь туда людей, становишься ходатаем перед Богом за народ.
Об этом же пишет праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниковых записях: «Священнику молиться только о себе – грешно. – Молитва о пастве везде должна за ним следовать».
Поэтому мы видим, что в Церкви всё гармонично и стройно. И нет случайных даже самых маленьких деталей, включая и черный цвет рясы. Всё зовет человека в Небо.
Ведь всё не просто так. Обо всех милосердный Господь имеет Свое благое отеческое попечение. И когда ты в суетящемся и спешащем городе видишь священника в рясе, он всем своим видом напоминает тебе, что нужно каждому обрести свою дорогу в Церковь, войти в Нее, стать на молитву и, открыв дверь в храм, шагнуть в Небо.
Отличие паранджи от хиджаба
Хиджаб в классическом понимании подразумевает под собой непрозрачное, просторное одеяние, которое скрывает все тело женщины за исключением кистей рук и овала лица. Определенного внешнего вида у него нет, любая одежда, сочетающая в себе вышеуказанные требования, может называться хиджабом.
Особое внимание уделяется платку, которым мусульманки покрывают голову, плечи, волосы и шею.
Паранджа, в отличие от хиджаба, полностью скрывает лицо женщины от посторонних взглядов. Даже глаза покрываются сетчатой тканью. Нормы шариата не диктуют для женщин правил обязательного ношения паранджи.
Изначально этот атрибут одежды служил для защиты верующих слоев населения от сглаза, и не имел определенной гендерной принадлежности.
Интересно! 5 самых интересных фактов о Кавказе
Хиджаб же напротив, является неотъемлемой частью женского гардероба мусульманских стран. Ислам запрещает девушкам и женщинам открыто демонстрировать свою красоту. Но это не означает, что слабый пол обязан круглосуточно носить закрытую одежду.
Если женщина остается наедине со своим супругом или подругами, она имеет право одевать любую одежду, в том числе и откровенно демонстрирующую все части женского тела.
Наличие или отсутствие права показывать окружающим лицо зависит в первую очередь от устава семьи, в которой девушка выросла. Большая часть женщин, воспитывающихся в строгих нормах ислама, по собственной воле принимают решение скрыть лицо. Дело в том, что женское население мусульманских стран с особым уважением и трепетом относится к своим супругам. Поэтому право лицезреть красоту жены предоставляется только законному мужу.
Гурта – платок арабских мужчин
Облик арабских мужчин нераздельно связан с платком на голове. Но под ним они ещё носят шапочку (гафия) обычно белого цвета. Платок называется гурта и его ношение также исторически связано с образом жизни бедуинов. Ткань защищала всю голову, а также шею от песчаных бурь и жара солнца. В современной жизни, большей части протекающей в прохладных помещениях под кондиционером, гурта утратила свою прежнюю роль и её носят как дань традиции.
Гурту носят двумя способами. Первый, встречающийся наиболее часто, предполагает свисание концов платка вдоль тела. Согласно второму способу, края гурты закидывают на голову, при этом для её удержания не используют никаких заколок и булавок. Арабы, практикующие ношение гурты с детства, имеют для этого соответствующую сноровку и опыт.
Платок на голове арабских мужчин часто стягивает чёрное плетёное кольцо, которое называется игал.
Игал также имеет историю из прошлого. Бедуины связывали им ноги верблюдов во время ночевки, а также использовали в качестве кнута. А чтобы верёвка была под рукой в остальное время, повязывали её вокруг головы.
Сегодня игал сохранился лишь как декоративная часть национального головного убора арабов, он также помогает удерживать гурту, чтобы её не сдуло ветром.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Является ли многожёнство проблемой?
Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?
В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.
Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.
Интересные факты
В соответствии с нормами, паранджа должна быть сшита из черной ткани. К хиджабу таких жестких требований не выдвигается
Единственное правило – отсутствие чересчур ярких тканей, которые могут привлечь к женщине излишнее внимание
Для верующих женщин ношение хиджаба является обязательным после достижения совершеннолетия. В исламе девушка приобретает статус совершеннолетней с момента начала у нее менструации.
В Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане женщинам запрещено появляться в хиджабе в учебных и государственных учреждениях. До недавнего времени в число таких стран входила и Турция, но в 2005 году власти государства отменили этот запрет, посчитав, что подобное требование нарушает права женского населения.
Социальная роль женщины в исламе
Все, кто живут на территории арабских стран, придерживаются ислама. Женщина наравне с мужчиной соблюдает Рамадан, исполняет намаз. В социальном отношении женщина – хранительница очага, которая занимается воспитанием детей. Она должна почтительно относиться к своему мужу, который обязан взять на полное обеспечение свою жену и нести за нее ответственность.
Женщина, в свою очередь, обязана слушаться мужа, причем делать это безоговорочно. Она должна быть покорной и скромной. Ее начинают приучать к роли жены и хозяйки с детства.
Конечно, жизнь женщины не ограничивается только занятиями дома. Она может работать и учиться, но только в том случае, если эти занятия не мешают ее семейному счастью.
Уход за лицом
Для очищения кожи лица восточные красавицы используют природных тоник — розовую воду. Она же вполне может заменить мицеллярную воду. Средство обладает успокаивающим эффектом, снимает воспаления и покраснения кожи.
В то время как европейские девушки в любое время года стремятся к золотистому загару,восточные красавицы, наоборот, стараются свою кожу отбелить. Используют они для этого натуральный отбеливатель — лимонную кислоту. Хочешь свежую и сияющую кожу — протирай лицо соком лимона. И еще один бьюти-прием от восточных красавиц: мягкая сторона кожуры лимона может стать отличным скрабом.
Как ты, наверное, уже догадалась, маски для лица арабские девушки тоже предпочитают натуральные. Самый популярный ингредиент «домашних масок» — куркума. Сделать такую маску самой — легко и просто: смешай 2 ст.л. муки, щепотку куркумы, 2 ст.л. розовой воды и столько же молока. Нанеси полученную кашицу на лицо, подержи 20 минут и смой теплой водой.
Арабские женщины: образование и карьера
Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.
В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.
Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.
«Содержать себя в добром порядке во образ другим»
Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.
Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).
Светлая заутреня на рейде Порт-Артура. Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен
В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».
Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».
Уход за телом
Какая же восточная культура без хаммама! Влажные бани (они же турецкие бани) очень полезны для здоровья, а потому восточные красавицы не отказывают себе в удовольствии попариться в хаммаме. Благодаря этому из организма через поры уходит вся лишняя грязь,а кожа становится гладкой и бархатной. Кроме того, восточные красавицы всегда берут с собой в баню натуральные скрабы для тела. Самый популярный рецепт — скраб из кофейной гущи. Ты можешь использовать чистую кофейную гущу или смешать ее с гелем для душа. Вот увидишь, уже после первой процедуры твоя кожа станет мягкой и идеально гладкой.