Каждый год православные славят имя Христа Спасителя, проводится Пасха в храме, где священники, прихожане провозглашают молитвы, святят яйца, куличи, продукты. Это важнейший православный праздник. Торжество начинается вечером в субботу, длиться до утра воскресения. Читают Деяния святых, молитвы. Сейчас служба проходит по тем же традициям, что и много веков назад. Один из важных этапов – Крёстный ход, совершаемый священником вокруг церкви.
При этом батюшка окропляет прихожан святой водой. К главному православному празднику Пасха, верующие готовятся заранее. В четверг красят яйца красным цветом, пекут сладкие куличи, щедро украшают их глазурью, яркой посыпкой.
Праздничная служба начинается в субботу около 22-23 часов с молитв, затем начинается основная часть – Крёстный ход, где батюшка окропляет святой водой прихожан, и принесённые ими символы праздника. После идет завершение Утрени, причастие, чтение Литургии, начинаются Пасхальные часы. Так начинается торжество Пасхи в храме – праздник Воскрешения Христа. Надевать на такое торжество принято чистую закрытую одежду спокойных тонов. Женщины должны быть в юбках, с покрытой головой, мужчины при входе в Божий дом снимают головные уборы.
Крёстный ход
По завершении первого этапа службы батюшка, его паства начинают Крёстный ход. Участники движутся из входа в Божий дом, перемещаются против солнца. По периметру священника, участников хода окружают прихожане с приготовленными корзинками, где горят свечи, лежат куличи, яйца, пожертвования и прочие продукты для праздника. Святой отец при перемещении щедро окропляет всех святой водой – святит. После на торжестве молящиеся, духовенство входят в храм, сопровождая действие пением.
Окончание утрени
По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.
Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.
Божественная литургия и начало Пасхальных часов
Пасхальные часы, причащение – Божественная Литургия, происходят по завершению Утрени. До того, как участвовать в этом процессе желающие прихожане обязаны получить благословение батюшки, исповедаться.
После Пасхи в церкви всю неделю по утрам, вечерам читают Пасхальные часы. В храме их начинают произносить после Литургии. Перед причастием батюшка со свечей в руке совершает окуривает кадилом алтарь, церковь. При соборных Богослужениях – несколькими священнослужителями Евангелие читается на разных языках. Славянский, русский, древние латинский, греческий. На которых была распространена проповедь апостолов, что Христос Воскрес. Все время торжество Пасха сопровождается размеренными ударами колоколов на звоннице. В зависимости от этапа службы меняется их ритм, количество ударов, мотив.
Начало праздничной службы
Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.
В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.
Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.
Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.
Пасхальная утреня. Песнь 9-я. Ирмос.
Бож ия Матерь есть новый Иерусалим, новозаветный Сион, слава Церкви и ирмос 9-й песни соединяет воедино Ее образ с образом прославленной Христовой Церкви: Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
В тропарях 9-й песни пасхальное ликование достигает своего высшего напряжения. Душа переполнена до краев как полная чаш а и уже не находит слов для выражения своего блаженства.
Тропари:
О сколь божественен, о сколь любезен, о сколь сладок Твой глас, Христе…
О Пасха великая и священнейшая, Христе, Мудросте, Слове Божие и Сила, удостой нас совершеннее причащаться Тебя в невечерний день Твоего Царствия.
Следующее песнопение в чеканных, и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.
Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.
«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение».
В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.
Пасхальная утреня. Песнь 8-я.
Восьмая песнь напоминает нам, что радость пасхальная есть радость Евхаристии, данная Христом всему миру.
Тропари:
В сей нареченный и святый день,«праздников праздник и тор ж ество торжеств» верные приглашаются прийти приобщиться этой радости.
Приидите, приобщимся нового виноградного плода, бож ественного веселия, Царствия Христова.
Возведи окрест очи твоя, Сионе (обращение к новозаветной Церкви, Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря) и виждь: вот стеклись к тебе, как богосветлые светила от запада, севера и моря и востока чада твоя, благословляющие в тебе Христа во веки.
8-я песнь заканчивается прославлением Святой Троицы.
После 8-й песни на обычной утрени следует песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Здесь она заменяется особыми пасхальными припевами, величающими Страдавшего, Погребенного и Воскресшего Христа. 3-й припев выражает смысл и содержание всего пасхального торжества:
Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Христос есть та «новая» Пасха, о свершении которой Он говорил Своим ученикам на Тайной Вечери (Лк 22. 15, 16). Он есть та Ж ертва живая, которая должна была прекратить все ветхозаветные жертвоприношения, тот Агнец, о Котором прорицали пророки (Ис 53. 7).
В Новом Завете ап. Павел уже определенно именует Христа «нашей» Пасхой, говоря: «Пасха наша — Христос» (1 Кор 5. 7).
Так свершились чаяния, исполнились пророчества и Пасха тайная, Пасха таинственная была открыто явлена людям.
4-й припев является архангельским приветствием Богородице:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся».
Как происходит Богослужение в Пасху, крестный ход на Пасху
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.
Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3).
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его» «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся». «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).
Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.
В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».
Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.
В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.
ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.
Что такое пасхальный канон
Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!». Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.
Когда случается самое раннее и самое позднее празднование православной Пасхи по новому стилю?
Самое раннее полнолуние весеннее совпадает с 4 апреля (22 марта), а самое позднее с 2 мая (19 апреля). … Посему Пасха празднуется от 4 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля), и всех 35 дней, в которые она бывает.
Интересные материалы:
Кому принадлежит торговый центр Охотный ряд? Кому принадлежит Ubisoft? Кому проигрывал Тони? Кому противопоказан топинамбур? Кому противопоказан тыквенный сок? Кому заведующей? Конский каштан почему так называется? Консолидированная что это? Копировать в буфер обмена что это? Коса литовка почему так называется?
Пасхальная утреня. Песнь 4-я. Ирмос.
На божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, ибо воскрес Христос, как всесильный. (Угнетаемый мыслью о торжестве зла, пророк Аввакум напряженно ожидал от Бога вести о торжестве правды и спасении мира.)
Тропарь: Как человек, Христос явился существом мужеского пола, первенцем у Своей Матери Девы и, как истинный Бог, Он всесовершен, непорочен, непричастен нечистоте греха. Будучи непорочным Агнцем, Он стал нашей Пасхой, нашим избавлением от тления и смерти.
Пасха День Светлого Христова Воскресения
Песнь 1
Ирмос: Воскресения день,/ пpoсветимся людие,/ Пасха Господня, Пасха:/ от смерти бо к жизни,/ и от земли к небеси,/ Христос Бог нас приведе,// победную поющия.
Воскресения день, просветимся люди; Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и с земли на небо Христос Бог возвел нас, поющих победную песнь.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Очистим чувствия,/ и узрим неприступным светом воскресения,/ Христа блистающася,/ и “радуйтеся” рекуща,/ ясно да услышим,// победную поюще.
Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, да услышим ясно от Него: “Радуйтесь”.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Небеса убо достойно да веселятся,/ земля же да радуется,/ да празднует же миp,/ видимый же весь и невидимый:/ Христос бо воста,// веселие вечное.
Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос — Веселие вечное.
Катавасия: Воскресения день…
На каждой песни, по катавасии — Христос воскресе заключительное трижды. Ектения малая, и возглас: Яко Твоя держава…
Песнь 3
Ирмос: Приидите, пиво пием новое,/ не от камене неплодна / чудодеемое,/ но нетления источник,/ из гроба одождивша Христа,// в немже утверждаемся.
Приходите, будем пить питие новое, не из безплодного камня чудесно изводимое (Числ. 20, 8-11), но источник безсмертия, произведенный из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся.
Ныне вся исполнишася света,/ небо же и земля / и преисподняя:/ да празднует убо вся тварь / востание Христово,// в Немже утверждается.
Ныне все наполнилось светом: небо, земля и преисподняя; да празднует же вся тварь восстание Христа, на Котором она утверждена.
Вчера спогребохся Тебе, Христе,/ совостаю днесь / воскресшу Тебе,/ сраспинахся Тебе вчера:/ сам мя спрослави, Спасе,// во Царствии Твоем.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим: я распинался вместе с Тобою вчера, прославь же меня с Собою, Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем.
Ектения малая, и возглас: Яко Ты еси Бог наш…
Ипакои, гл. 8:
Предварившия утро яже о Марии,/ и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела:/ во свете присносущнем Сущаго,/ с мертвыми что ищете, яко человека;/ видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите,/ яко воста Господь, умертвивый смерть,// яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Жены, пришедшие с Марией прежде солнца (до рассвета) и нашедшие камень отваленным от гроба, услыхали от Ангела: что вы ищите, как человека, среди мертвых Того, Кто живет в вечном свете? Посмотрите на погребальные пелены и поспешите возвестить миру, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он — Сын Бога, спасающего род человеческий.
Песнь 4
Ирмос: На Божественней стражи / Богоглаголивый Аввакум / да станет с нами,/ и покажет светоносна Ангела,/ ясно глаголюща:/ днесь спасение миpy,/ яко воскресе Христос,// яко всесилен.
Пророк Божий Аввакум да станет с нами на Божественной страже (Авв. 2, 3) и покажет нам блистающего светом Ангела, громко говорящего: Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как Всемогущий.
Мужеский убо пол,/ яко разверзый девственную утробу,/ явися Христос, яко человек же;/ агнец наречеся,/ непорочен же, яко невкусен скверны:/ наша Пасха,/ и яко Бог истинен,// совершен речеся.
Христос — наша Пасха — явился во плоти, как мужеский пол, разверзший девственную утробу; как предлагаемый в пищу, Он назван Агнцем; как чуждый осквернения — непорочным (Исх. 12, 5); и как Истинный Бог, Он зовется совершенным.
Яко единолетный агнец,/ благословенный нам венец Христос,/ волею за всех заклан бысть:/ Пасха чистительная,/ и паки из гроба красное // Правды нам возсия Солнце.
Благословенный наш венец, Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию, за всех очистительною Пасхою, и вновь воссиял нам из гроба — красное Солнце Правды.
Ектения малая, и возглас: Яко благ и человеколюбец Бог еси…
Песнь 5
Ирмос: Утреннюем утреннюю глубоку,/ и вместо мира песнь принесем Владыце,/ и Христа узрим / Правды Солнце,// всем жизнь возсияюща.
Встанем рано утром и, вместо мира, принесем Владыке хвалебную песнь и увидим Христа, — Солнце правды, — всех жизнью просвещающего.
Безмерное Твое благоутробие,/ адовыми узами содержими зряще,/ к свету идяху, Христе,/ веселыми ногами,// Пасху хваляще вечную.
Связанные узами ада, видя Твое безмерное милосердие, Христе, радостно устремились к свету с хвалами вечной Пасхе.
Приступим, свещеноснии,/ исходящу Христу из гроба яко жениху,/ и спразднуем любопразднственными чинми // Пасху Божию спасительную.
Пойдем со светильниками в руках навстречу Христу, выходящему из гроба, как Жениху, и радостно вместе с празднующими чинами Ангелов будем праздновать спасительную Божию Пасху.
Ектения малая, и возглас: Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа…
Песнь 6
Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли,/ и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе,/ и тридневен, яко от кита Иона,// воскресл еси от гpоба.
Ты сошел, Христе, в преисподние места земли и сокрушил запоры вечные, содержавшие узников, и в третий день Ты, как Иона из кита (Ион. 2, 1. 11), воскрес из гроба.
Сохранив цела знамения Христе,/ воскресл еси от гроба,/ ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем,/ и отверзл еси нам // райския двери.
Ты, Христе, не повредивший при рождении Твоем печать девства, восстал из гроба, сохранив целыми его печати, и открыл нам райские двери.
Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение,/ яко Бог сам себе / волею привед Отцу,/ совоскресил еси всероднаго Адама,// воскрес от гроба.
Спаситель мой, живая и, как Бог, незаколаемая жертва, принесши Себя, добровольно в жертву Отцу и воскресши из гроба, Ты воскресил с собою общего родоначальника Адама.
Ектения малая, и возглас: Ты бо еси Царь мира, и Спас душ наших…
Кондак, гл. 8:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу,/ и воскресл еси яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся,/ и твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Хотя Ты, безсмертный, и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес победителем, Христе Боже, сказав женам-мироносицам: Радуйтесь, и Твоим Апостолам даровав мир; падшим подавая воскресение.
Икос:
Еже прежде солнца, Солнце зашедшее иногда во гроб,/ предвариша ко утру,/ ищущия яко дне мироносицы девы,/ и друга ко друзей вопияху:/ о другини, приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное,/ плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе./ Идем, потщимся якоже волсви / и поклонимся, и принесем мира яко дары,/ не в пеленах, но в плащанице обвитому,/ и плачим, и возопиим:/ о Владыко, востани,// падшим подаяй воскресение.
Некогда девы-мироносицы еще до наступления утра искали, как дневного света, Солнце, существовавшее прежде солнца и зашедшее в могилу. Они говорили одна другой: О, други, пойдемте, помажем благоуханиями тело, источающее жизнь и погребенное, лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает падшего Адама. Пойдем, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесем в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном; прольем слезы и воскликнем: восстань, Владыка, дающий воскресение падшим.
Воскресение Христово видевше,/ поклонимся святому Господу Иисусу,/ единому безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите вси вернии,/ поклонимся святому Христову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,// смертию смерть разруши (трижды).
Воскресение Христово видя, поклонимся Святому Господу Иисусу, Одному Безгрешному. Поклоняемся Кресту Твоему, Христе, воспеваем и прославляем Твое Святое воскресение, ибо Ты Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем. Приидите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо чрез Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть.
Воскрес Иисус от гроба,/ якоже прорече,/ даде нам живот вечный,// и велию милость (трижды).
Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость.
Песнь 7
Ирмос: Отроки от пещи избавивый,/ быв человек,/ страждет яко смертен,/ и страстию смертное,/ в нетления облачит благолепие,/ един благословен отцев Бог,// и препрославлен.
Избавивший отроков из печи (Дан. 3), сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту безсмертия. Это — Единый Благословенный Бог отцев и Препрославленный.
Жены с миры Богомудрыя / в след Тебе течаху:/ Егоже яко мертва со слезами искаху,/ поклонишася, радующияся живому Богу,/ и Пасху тайную // Твоим, Христе, учеником благовестиша.
Умудренные Богом жены спешили вслед Тебе с благоуханным миром. Но Кого они искали со слезами, как мертвого, Тому поклонились с радостью, как Живому Богу, и ученикам Твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху.
Смерти празднуем умерщвление,/ адово разрушение,/ иного жития вечнаго начало,/ и играюще поем Виновнаго / — единаго благословеннаго отцев Бога // и препрославленнаго.
Мы празднуем умерщвление смерти, ада разрушение, начало другой, вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника, Единого Благословенного Бога отцев и Препрославленного.
Ектения малая, и возглас: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена…
Песнь 8
Ирмос: Сей нареченный и святый день,/ един суббот царь и господь,/ праздников праздник,/ и торжество есть торжеств:// в оньже благословим Христа во веки.
Этот знаменитый и святой день, главный и господствующий над всеми субботами, из праздников праздник и торжество из торжеств; в этот день будем благословлять Христа во веки.
Приидите, новаго винограда рождения,/ Божественнаго веселия,/ в нарочитом дни воскресения,/ Царствия Христова приобщимся,/ поюще Его,// яко Бога во веки.
Приидите, в славный день воскресения приобщимся нового виноградного плода, Божественного веселия, царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.
Возведи окрест очи твои, Cиoнe, и виждь:/ се бо приидоша к тебе,/ яко Богосветлая светила,/ от запада, и севера, и моря,/ и востока чада твоя,// в тебe благословящая Христа во веки.
Возведи очи твои, Сион, вокруг себя посмотри: вот стеклись к тебе дети твои (Ис. 49, 18; 60, 4), как светила Самим Богом возженные, от запада, севера, юга и востока, благословляющие в Тебе Христа во веки.
Ектения малая, и возглас: Яко благословися имя Твое, и прославися царство Твое…
Песнь 9
На 9-й песни поем ирмос и тропари с припевами.
Диакон поет запев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа жизнодавца.
Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа-Подателя жизни.
Ирмос: Светися, светися,/ новый Иepyсалиме:/ слава бо Господня / на тебе возсия,/ ликуй ныне,/ и веселися, Сионе! / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,// о востании Рождества Твоего.
Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня воссияла над Тобою; торжествуй ныне и веселись, Сион (Ис. 60, 1-2); и Ты, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою.
Запев: Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи миpa.
Христос — новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший грехи мира.
Тропарь: О Божественнаго, о любезнаго,/ о сладчайшаго Твоего гласа! / С нами бо неложно обещался еси быти / до скончания века, Христе:/ Егоже вернии,/ утверждение надежды // имуще, радуемся.
О, как Божественно, любезно и пресладостно Твое слово, Христе, Ты неложно обещался с нами быть до кончины века (Мф. 28, 20); имея это опорою надежды, мы, верные, радуемся.
Запев: Магдалина Mapия притече ко гробу, и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше.
Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала спрашивать Его, принявши за садовника.
Тропарь: О Пасха велия и священнейшая, Христе! / О Мудросте,/ и Слове Божий, и Сило! / Подавай нам / истее Тебе причащатися,/ в невечернем дни // Царствия Твоего.
О, Пасха великая и священнейшая, Христе. О, Премудрость, Слово Божие и Сила, удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в вечно светлый день Твоего Царства.
Запев: Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.
Ангел возгласил Благодатной: Чистая Дева, радуйся, и я повторяю: Радуйся, Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресивши мертвых. Люди торжествуйте.
Катавасия: Светися, светися…
Ектения малая, и возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков.
Ексапостиларий (светилен):
Плотию уснув,/ яко мертв,/ Царю и Господи,/ тридневен воскресл еси,/ Адама воздвиг от тли,/ и упразднив смерть:/ Пасха нетления,// миpa спасение (трижды).
Плотию уснув, как смертный, Ты — Царь и Господь, воскрес в третий день, воскресив из тления Адама и упразднив смерть, Пасха безсмертия, мира спасение.
Стихиры на Хвалитех, гл. 1:
Всякое дыхание да хвалит Господа,/ хвалите Господа с небес,/ хвалите Его в вышних.// Тебе подобает песнь, Богу.
Хвалите Его вси ангели Его,/ хвалите Его вся силы Его.// Тебе подобает песнь, Богу.
Стих: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
Поем Твою, Христе, спасительную страсть,// и славим Твое воскресение.
Стихиры Пасхи:
Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха / священная нам днесь показася;/ Пасха нова святая;/ Пасха таинственная;/ Пасха всечестная;/ Пасха Христос Избавитель;/ Пасха непорочная;/ Пасха великая;/ Пасха верных:/ Пасха двери райския нам отверзающая:// Пасха всех освящающая верных.
Сегодня нам открылась Пасха священная, Пасха новосвятая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха— Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха для верных, Пасха, двери райские нам открывающая, Пасха, освящающая всех верных.
Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите / от видения жены благовестницы,/ и Сиону рцыте:/ приими от нас радости благовещения / воскресения Христова;/ красуйся, ликуй,/ и радуйся, Иерусалиме,/ Царя Христа узрев из гроба,// яко жениха происходяща.
Идите после видения, жены-благовестницы, и скажите Сиону: приими от нас радостную и благую весть о воскресении Христовом. Веселись, ликуй, и радуйся, Иерусалим, увидев Царя-Христа, выходящим из гроба, как Жениха.
Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены,/ утру глубоку / представша гробу Жизнодавца,/ обретоша Ангела / на камени седяща,/ и той, провещав им,/ сице глаголаше:/ что ищете живаго с мертвыми;/ что плачете нетленнаго во тли;// шедше проповедите учеником Его.
Мироносицы-жены, ранним утром прибежавшие ко гробу Подателя жизни, нашли Ангела, сидящего на камне, и он обратился к ним с такими словами: Что вы ищите Живого между мертвыми, что вы оплакиваете Нетленного, как бы предавшегося тлению. Возвратившись, возвестите ученикам Его.
Стих 4: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная!/ Пасха!/ Господня Пасха!/ Пасха всечестная нам возсия!/ Пасха!/ Радостию друг друга обымем./ О Пасха!/ избавление скорби,/ ибо из гроба днесь,/ яко от чертога / возсияв Христос,/ жены радости исполни, глаголя:// проповедите апостолом.
Пасха красная (красивая)! Пасха — Господня Пасха — Пасха всечестная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха! Избавление от скорби, ибо сегодня Христос сияющим вышел из гроба, как из брачного чертога, и жен исполнил радости словами: Возвестите Апостолам.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Bocкpeсения день,/ и просветимся торжеством,/ и друг друга обымем,/ рцем, братие,/ и ненавидящим нас:/ простим вся воскресением,/ и тако возопиим:/ Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Воскресения день! Просветимся торжеством и друг друга обнимем; скажем и ненавидящим нас: Братья, простим все ради воскресения, и воскликнем так: Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и находящимся в гробах даровав жизнь.
И поем Христос воскресе трижды и многажды: вси целуют друг друга.
Пасхальная полунощница
Праздничное богослужение начинается не сразу в полночь с субботы на воскресенье, а чуть раньше, немного позже 23.00.
Мы входим в наполненный народом полутемный храм. Паникадила – большие люстры – выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.
Тихо выходят из алтаря священник и диакон в белых одеждах и начинается особое богослужение — полунощница, перемежаемое негромким пением хора. Её основная часть – это чтение священником канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа. В конце чтения вокруг Плащаницы кадят и на словах «востану бо и прославлюся» через открытые Царские врата Плащаницу заносят в алтарь.
Еще несколько молитв – и полунощница заканчивается.
Снова тишина.
Где можно посмотреть онлайн-трансляцию Пасхального богослужения
«Онлайн-богослужение» конечно не может заменить живое участие в Литургии, а тем более Таинство Причастия. Но священнослужители с понимаем относятся в мирянам у которых по объективным причинам нет возможности посетить службу. К таким людям относятся верующие с ограниченными физическими возможностями, тяжелобольные.
Главную пасхальную службу в Храме Христа Спасителя возглавит Патриарх Кирилл. Трансляцию будет вести Первый канал. Начало в 23:30.
Ежегодно Патриарх Кирилл возглавляет Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. Служба из главного Собора РПЦ начнет транслироваться по центральным телеканалам в 23.30 по московскому времени. Многие региональные телеканалы также в ночь с 1 на 2 мая планируют показывать службы из местных кафедральных соборов.
Помолиться на Пасхальной Вечерне, совершаемой в храмах вечером в Светлое Христово Воскресенье, можно присоединившись к трансляции на телеканалах «Спас» и «Союз» в 16.00 МСК, а также на страницах трансляций разных приходов Русской Православной Церкви России и других стран (время уточняйте на сайтах конкретных храмов).
Тема:
- Пасха
Как себя вести в храме
Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.
Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
Храм, тем более в пасхальную ночь — особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.
Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.
Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».
Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.
Пасхальная утреня. Песнь 6-я. Ирмос.
Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси узы вечныя, бывшия связанными, Христе и тридневен, как от кита Иона, воскрес от гроба.
Кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне»… С мистических высот богомыслия, кондак снова приводит нас к историческому событию воскресения, а следующий за ним икос повествует нам о переживаниях св. Жен-Мироносиц, спешивших помазать тело живоносное и погребенное, плоть Того, Кто воскресил Адама, но Сам леж ит во гробе. Как волхвы, они спешат поклониться Христу, не пеленами, а плащаницей обвитому. Их плачь сменяется радостным видением Ангела, возвещающего им воскресение. За этим следует пение воскресной песни, которая повторяется на каждой воскресной утрени: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, Смертию смерть разруши.
Спустя год пандемии
В прошлом году Пасха проходил в тяжелых условиях. С одной стороны, свирепствовала пандемия, против которой еще не создали вакцины. С другой — верующие люди хотели отметить важный для них праздник с соблюдением всех традиций. Патриарх Кирилл тогда призвал верующих временно воздержаться от посещения храмов.
В этом году пока никаких ограничений не предполагается, кроме ограничения на целование верующими икон и креста. Как пояснил настоятель храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский, священники должны просто благословлять крестом и дотрагиваться до головы.
В храмах будут дезинфицировать ложку для причастия или использовать одноразовые. На сайте Московской епархии РПЦ также рекомендовано раздать верующим молитву, «во время вредоносного поветрия чтомую», дополняя ею домашнее правило.
Тем ни менее хочется верить, что большинство верующих побеспокоятся о своем здоровье и безопасности окружающих. Также можно воспользоваться если не масками, то хотя бы прозрачными защитными щитками. Они практически не заглушат голоса славящих Христа, зато препятствуют заражению воздушно-капельным путем.