Киот – это не просто украшение иконы. Он имеет древнюю историю и несет в себе смысловую и функциональную нагрузку. Еще в стародавние времена представители разных религий использовали киоты для хранения всевозможных реликвий и свитков. Они защищали предметы от попадания пыли и влаги, тем самым продлевая им жизнь. Сегодня киот – это обрамление икон, которое можно увидеть в церковном храме. Внутри него создается особая атмосфера, которая предотвращает какое-либо негативное влияние окружающей среды на священный образ. Кроме того, при одном взгляде на такой шедевр ручной работы, как киот, просыпается уважение не только к религии, но и к умелым рукам человека, его изобретательности, мастерству, фантазии и духовности.
Виды киотов
Киот может быть настенным или напольным. Это зависит от того, где именно расположена икона. Как правило, в большинстве храмов можно увидеть переносные киоты или, как их еще называют, шкафчики в виде пеналов или коробок, которые предназначены для хранения праздничных икон на центральном аналое. Они могут полностью закрываться или быть открытыми.
Часто, помимо обрамления, используют стекло. Такой киот предназначен для особо ценных изображений. Киот для иконы может быть и довольно простым, без стекла и всяческих украшений. Но в церквях, как правило, находятся красивые киоты, богато украшенные резьбой. Стилистика храма, целесообразность декорирования конкретного священного образа, а также его месторасположение определяют то, как будет оформлен шкафчик для иконы.
Немного истории
Изначально киоты создавались не для хранения изображений святых, а для хранения других вещей. Иудеи сохраняли в них священные книги, христиане — мощи святых.
Наибольшую популярность такое хранилище приобретает в период Средневековья. В это время в ящичках стали хранить исключительно иконы.
Древние изделия соответствовали архитектуре святилища, в котором они находились.
Мнение эксперта
Сидоренко Александр
Оценщик антиквариата, нумизмат
Сейчас киоты — это неотъемлемая часть храма, а также произведения искусства. Любой человек может купить изделие по своим желаниям и возможностям.
Ну и новые технологии сделали свое дело. Теперь приобрести творение можно не только в храмах, но еще и в интернете, однако стоимость будет выше.
Каким должен быть правильный киот?
Чтобы сделать качественное и долговечное обрамление для иконы, необходимо знать несколько важных нюансов. Самое главное – это пространство между стеклом и изображением, которое должно оставаться после того, как икона будет вставлена в киот. Оно должно составлять два или три сантиметра. Чтобы зафиксировать икону внутри киота, используют деревянные брусочки, гофрокартон или плотную бумагу.
Киот – это еще и защита иконы. Поэтому для сохранения святого лика на долгие годы используют стекло, а не пластик. Последний прогибается с течением времени, что негативно сказывается на состоянии изображения. Кроме того, под пластиком развиваются вредоносные бактерии и плесень, которые разрушают краску.
Как выглядит?
Киот для иконы представляет собой футляр, в который вставляется икона. Изделия бывают настенными, угловыми, напольными. Предназначены киоты для сохранения изображений святых от разрушительного воздействия факторов внешней среды: перепадов температуры, светового излучения, пыли, грязи, бактерий. А также внутри киота для изображения создается благоприятный микроклимат. Поэтому нельзя назвать его просто ящиком.
Киот
Киоты для дома чаще всего представляют собой открывающийся и закрывающийся шкафчик. Настенные изделия тоже бывают домашними.
Важно! Изображение ни в коем случае не должно соприкасаться со стеклом. Между двумя поверхностями необходимо оставлять воздушное пространство минимум в два-три см. Если образ сделан на полотне, расстояние от него до стекла составляет не меньше пяти мм.
Крепится изображение при помощи небольших брусочков из дерева. Иногда размеры могут не совпадать. Нельзя подпиливать края иконы, чтобы вставить ее в изделие. Образ должен храниться в соответствующем ему по размеру киоте. Нельзя допускать, чтобы шпонки иконы были плотно прижаты к стенкам хранилища. Между ними должен оставаться минимум один см.
Вопреки некоторым мнениям, предмет не должен быть герметичным. Наличие вентиляции обязательно. Иначе трудно будет избежать образования плесени.
Важные моменты коротко:
- для киота важна вентиляция;
- между изображением и стеклом остается пространство не менее двух см;
- нельзя допускать плотного соприкосновения шпонок иконы со стенками изделия;
- недопустимо корректировать размер иконы для помещения ее в хранилище.
При соблюдении этих простых правил изображение может сохраняться долгие годы.
Но все чаще стекло в предмете стали заменять пластиком. Однако нужно учитывать, что он не только не способен так же хорошо защитить икону, но и сам приводит к ее повреждениям. Из-за оргстекла доступ воздуха становится значительно хуже. В результате образовывается прекрасная среда для размножения бактерий.
Что нужно знать, чтобы сделать киот дома?
Киот для иконы можно изготовить и дома. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно запастись деревянными досками, столярными инструментами, стеклом и фурнитурой. Также необходимо приобрести морилку, лак и краску. В первую очередь необходимо определиться, для какой именно иконы будет изготавливаться киот, и где он будет установлен. Следует принимать во внимание и освещение места нахождения киота. Исходя из всего этого надо подобрать будущий цветовой оттенок для обрамления образа. Также нужно уточнить, какой именно будет божница, напольной или настольной. Еще один важный момент – это количество образов, которые будут помещены в киот.
Существующие различия
Изделия различают в зависимости от таких факторов.
По месту расположения: | — на стене, — на полу, — угловые, — подвесные, — аналойные. |
По месту нахождения: | — в храме, — в церкви, — дома. |
По внешнему виду: | — прямые, — резные, — фигурные. |
По количеству икон: | — для одного изображения, — для двух. |
По материалу, из которого изготовлен: | — из ценных пород дерева, — из металла, — из пластмассы. |
По украшениям: | — с резьбой по дереву, — окрашенные, — лакированные, — посеребренные, — позолоченные. |
Стоимость предмета тоже будет зависеть от этих факторов. При изготовлении некоторых произведений используют даже драгоценные камни или металлы. Самые дешевые изделия — из дерева.
Можно просто ответить на вопрос, что же такое киот. Ведь его еще называют храмом или домом для иконы. Создание киотов — дело, требующее хорошего мастерства. Многие увлекаются этим, изготавливая их своими руками. Из обычного ящичка может выйти удивительное произведение искусства.
Первый этап изготовления киота
Чтобы сделать киот своими руками, надо измерить габариты иконы. Далее нужно надлежащим образом спроектировать киот: сделать чертеж и проставить размеры. После этого можно приступать к рисованию эскиза декоративных элементов. Наилучшим деревом для изготовления божницы считается сосна или липа. Для каркаса киота можно использовать сосну, а для декоративных элементов резьбы – липу. Домашний киот можно изготовить из древесины березы, ясеня или плодовых деревьев.
Между самой иконой и стеклянной створкой должна оставаться воздушная прослойка, которая равняется сумме толщины иконной доски и выступающей части шпонок. Главное, чтобы эта величина была не менее двух сантиметров. Шпонки не должны упираться в стенки киота. Между краем шпонки и стенкой божницы обычно оставляют зазор в один сантиметр.
Как возникла традиция?
Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.
Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».
Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами
И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.
Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.
Оклады имеют не только эстетическое, но и практическое предназначение. Написанные на дереве иконы страдают от свечной копоти, влаги, перепадов температур и касаний прихожан – рисунок темнел, покрывался дефектами, краска трескалась и осыпалась. А риза защищает святыни от губительных воздействий, продляя срок их службы.
Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе
Второй этап
При изготовлении такого украшения, как киот для иконы, своими руками, необходимо учитывать изгиб покоробленной доски, из которой сделан образ. Во внутренней рамке деревянной божницы следует сделать фигурный вырез для этого изгиба. Запас должен быть до двух сантиметров. Далее внутри деревянного шкафчика надо наклеить бархатную полосу. Ведь святой лик не должен соприкасаться с киотом. В ином случае иконную доску может заклинить.
После этих манипуляций необходимо зафиксировать икону в киоте. Это делается с помощью маленьких деревянных брусочков или вкладышей из толстого картона. На этом этапе можно вставлять стекло. Следующим шагом станет покрытие киота морилкой, а затем слоем лака или краски. Готово. Фурнитуру можно устанавливать. Следует не забывать, что киот – это не только украшение для иконы. Он оберегает святой образ, к которому надлежит относиться с должным уважением. Изготовив киот, можно защитить ценную не только в материальном, но и в духовном плане икону от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Как сделать киот своими руками
Самостоятельное выполнение рамы для иконы может показаться сложным процессом, но эта работа под силу многим, даже начинающим мастерам или любителям. Технология изготовления, форма и особенности оформления зависят от размера образа и выбранного вида будущего ларца. Прежде всего, нужно провести замер иконы. Чтобы постоянно не уточнять размеры, можно выполнить простой чертеж и ориентироваться по нему.
Необходимые инструменты и материалы
Перед началом работы нужно подготовить некоторые инструменты. Понадобится:
- мелкая ножовка по дереву;
- стусло;
- струбцина;
- железная линейка-уголок;
- универсальная отвертка;
- пассатижи и бокорезы;
- наждачная шкурка и держатель для нее;
- электрическая дрель со сверлами;
- молоток;
- нож с запасными лезвиями;
- пистолет для герметика;
- мягкий шпатель;
- кисточки для обработки готового изделия лаком.
Чтобы ларец служил долго, в качестве передней дверки вместо пластика лучше выбрать стекло.
Совет автора
Для изготовления ларца нужны следующие материалы:
- деревянная рамка (багет);
- рейки для боков ларца;
- фанера, оргалит, доска для задней стенки;
- гвозди, саморезы, петли и застежка для дверки;
- шнур для подложки между корпусом и дверкой;
- клей;
- шпатлевка по дереву;
- герметик;
- стекло;
- средство для финишной обработки (лак, морилка).
Рамы для икон можно сделать самостоятельно
Изготовление внутренней рамки
Выполняется подобно раме для картины. Нужно распилить профильные бруски под углом 45° по размеру образа и склеить. Чем толще икона, тем толще должны быть брусья. Если образ выполнен на холсте и у него нет подрамника, можно натянуть его на лист фанеры не толще 6 мм.
Изготовление внешней рамки
Важно заранее оценить требуемые размеры, так как ширина рамы – это глубина ларца. Чтобы установить стекло нужно обеспечить борозду. Для этого к кромкам планок киота приклеивают фасадные бруски по размеру и толщине. Внутри внешней рамы должна расположиться внутренняя. Прежде чем склеивать углы планок, нужно запилить их под углом 45°.
После того как клей высохнет, в каждом углу нужно выполнить по 2 пропила и вклеить в них плоские шипы. Это обеспечит долговечность изделия. Опытные мастера не рекомендуют для этой цели использовать саморезы, гвозди и уголки из металла. Излишки вклеенных шипов срезаются, а рама шлифуется наждаком. Далее изготавливается по размеру задняя стенка.
Общие работы
Обе рамки покрываются тонировкой и лаком. Далее все подготовленные части собираются. Стекло, вырезанное под корпус, фиксируется силиконом. Икону помещают во внутреннюю раму, размещенную внутри ларца. Снаружи закрывают заднюю стенку и крепят ее степлером. Чтобы поместить киот на стену, нужно оборудовать его навесом.
Святые иконы размещают в киотах – деревянных застекленных ларцы, защищающих образы. Они могут быть простыми или со сложной резьбой и украшениями. При желании киот можно изготовить самостоятельно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Форма иконной доски.
Наиболее часто используемой формой доски является прямоугольная. Так же могут использоваться арочные и другие виды. Чаще всего такие сложные формы досок делаются для икон в храмы.
Соотношение высоты и длины иконы также важно, чаще всего пропорции подбираются от способа изображения образа или сюжета. Так для ростовых икон используются иконы где высота почти в 2 раза больше длины.
Прямоугольная форма иконной доски | Арочная форма иконной доски | Купольная форма иконной доски | Сложная форма иконной доски | Сюжетная икона: ширина (длина) доски больше высоты |
Резьба по левкасу.
Особый вид резьбы, выполняемый по левкасу (многослойного грунта, наносимого на доску, перед написанием изображения иконы). Такая резьба создает объемный рельеф.
Резьба по левкасу и роспись под эмаль | Резьба по левкасу (на полях) и роспись под эмаль | Резьба по левкасу на полях и нимбе | Резьба по левкасу на полях и нимбе (слева — вид доски до написания образа). |
Золочение.
Для золочения используется сусальное золото — очень тоненькие листочки золота, нанесенные на бумажные листы. В ходе золочения это золото переноситься с помощью специальной технологии на поверхность.
Покрытие золотом иконы может быть в разных видах: полное золочение (как фон так и рамки), золочение фона, золочение нимба, золочение отдельных деталей: одежды, элементов пейзажа (рисунка) фона, полей.
Одно и тоже золото может выглядеть по разному. Так блестящий эффект создается полировкой золота, а также глянцевыми лаками. Что бы снизить эффект блеска применяется матовый лак. Для придания золоту более желтого цвета наносится несколько слоев лака. Также на цвет золота влияет специальное основание на которое оно накладывается.
Золоту так же можно придать эффект зеркала (сильное отражение), для этого его полируют специальным образом.
Для декоративного оформления золотых поверхностей применяют чернение по золоту.
Полностью золотой фон, матовый цвет золота | Золочение полей и арки | Золочение внешней стороны арки иконы | Золочение нимба и лузги | Полное фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту | полное золочение фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту | Золочение на мордан с полировкой (зеркальный эффект). |
Что символизирует облачение?
Царящее в Небесном Царстве блаженство невозможно воспроизвести в материальном мире. Но люди желали отобразить хотя бы частицу великолепия, и самым доступным средством для этого были драгоценные металлы и камни – их сияние воплощало величие Творца, а долговечность напоминала, что власть Господа непреходяща.
Эта традиция имеет и богословское обоснование. К примеру, Бог завещал обложить Ковчег Завета «чистым золотом, изнутри и снаружи» (Исх. 25:11), а св. Григорий Нисский утверждал, что божественная красота – «в прелести внешнего образа, облечённого в багряницу, чтобы обусловить внутреннее его достоинство». Однако важно не впасть в грех идолопоклонства, помня, что даже самое богатое украшение – лишь тень недоступного человеку идеала.
Постепенно возник целый свод символов, которые позволяли придать ризе особый смысл. Вот несколько распространённых аллегорий:
- золотой оклад иконы – олицетворение Господней щедрости и милосердия;
- серебро – знак чистоты помыслов, избавления от грехов и спасения души;
- разноцветная эмаль – христианские достоинства (смирение, доброта, любовь к ближним);
- рубины – воплощение Воскресения (победы вечной жизни над смертью), но в то же время – напоминание о крови и мучениях Иисуса Христа;
- изумруды – камни Святого Духа, символизирующие надежду и обновление;
- сапфиры и жемчуг – атрибуты Девы Марии, воплощающие Её кротость, непорочность и совершенство;
- янтарь ассоциировался со святостью – негасимым светом, озарившим Господних угодников. Созерцая лучистые самоцветы, человек очищался от повседневной суеты и приближался к Небесам.
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века. (236,0 x 147,0 см) Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Ковчег.
Ковчег — это углубление на лицевой стороне иконы, образующее плоскую поверхность. В древности ковчег выполнял функциональную часть при покрытии иконной доски левкасом. Также в художественном отношении ковчег создает эффект окна из другого мира.
В настоящее время иконы делаются как с ковчегом так и без. При этом, бывают варианты, когда лузга (кромка отделяющая поверхность доски от поверхности ковчега покрывается золотом.
Икона с прямоугольным ковчегом | Икона с арочным ковчегом | Икона с ковчегом и золоченой лузгой |
Оклад иконы – история произведений
Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).
В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.
Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.
Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери
Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.
В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.
Оклады старинных икон наращивались в течение долгих столетий. Их дополняли новыми вотивными дарами, меняли отдельные элементы, украшали в соответствии со вкусами настоятеля или покровителя храма. Поэтому каждая риза – бесценное сокровище как для верующих, так и для исследователей. Однако в ХХ ст. из-за войн и революций много уникальных изделий было безвозвратно утрачено.
Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.
Икона – абсолютно обособленный предмет нашего повседневного окружения. Отношение к ним совершенно отличное от созерцания всего, что нас окружает. Икона – окошко для общения с Богом, высшей силой. Это – не имеет стоимости, не стоит ни копейки – и вместе с тем стоит дороже всех сокровищ мира. Невозможно сосчитать деньгами то, что у нас на душе, что мы доверяем лишь тому, кто стоит над всеми нами.
И вместе с тем икона – предмет искусства, сотворенный, всё-таки человеком. Заняв, наконец, свое законное место в нашей жизни, в наших душах, они возвращаются на свои места в жилище, веками ими занимаемые ранее. Типографская ли это работа, или вынутый из сундука древний, намоленный шедевр монастырского письма, суть иконы неизменна – это предмет не только поклонения, но и любования, и, если уж совсем утилитарно, украшения своего окружения, жилища.
С древних времен иконы украшались всеми посильными средствами и способами. Не жалели верующие золота и серебра на дорогие «одеяния» икон, облачали их в жемчуг, драгоценные камни, покрывали оклады затейливой резьбой. Даже в непростые периоды, когда вера всеми силами истиралась из народа, когда не было никакого «злата – серебра», все равно, даже в самых бедных семьях, находились вырезки из журналов, дешевые образки, которые вставляли в самодельные рамки с окладами из фольги и бумажных цветов.
Времена меняются, и они диктуют нам другое отношение к разным вещам. Допустим, изготовление вышитой иконы доступно едва ли не каждой женщине, а любой человек может купить образок в переходе метро, или заказать мастеру, например мерную икону, которая делается в рост новорожденного ребенка, как оберег и реликвия на всю будущую жизнь. Теперь незачем выстругивать досочки для изготовления рамочки, а можно заказать полноценное оформление иконы – с окладом и киотом – в пределах своих возможностей и потребностей.
Мы оформляем иконы постоянно – с первых дней работы практически каждый день в мастерской находится на оформлении некоторое количество образов. К каждой иконе делается, в соответствии пожеланию заказчика оклад, киот, или просто рамка. Наш коллектив одинаково почтительно относится к этим вещам, как к предметам высшей, эмоциональной ценности. Причем необязательно речь идет о христианских духовных ценностях — мы работаем с уважением и с индуистскими культовыми объектами ( например, изображения Кришны), и мусульманскими предметами поклонения ( вышитые суры Корана) – мы не делаем различий как в профессиональном смысле, так и в плане духовном. Для всего мы найдем достойное оформление, и гарантируем должное уважение при оформлении и выполнении заказа.