Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий

  1. История иконы Иисуса Христа: от древности до наших дней
  2. Нерукотворный Спас
  3. Спас Пантократор (Вседержитель)
  4. Спас на Престоле
  5. Спас в Силах
  6. Спас Эммануил
  7. Спас Благое Молчание

Почитание икон – важный аспект христианства. Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.
Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. И поможет Вам в этом наша статья! Из неё Вы узнаете, о типах подобных реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.

Нерукотворный Спас

Как следует из названия, Нерукотворный образ Иисуса Христа был создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением. Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы. От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.

Значение иконы Христа Спасителя

Значение иконы Спасителя — напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы — чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.

В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный — Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.

  • Икона Трилетствующая
  • Икона Божией Матери Спорительница хлебов — смотрите здесь
  • Икона Рождество Христово —

Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства — следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.

Спас Пантократор (Вседержитель)

На таких иконах Господь предстаёт мужчиной среднего возраста, с прямыми, спускающимися на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой. Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а левая поднята в благословляющем жесте. Композиция реликвий различна – они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас Ярое Око», написанный в XIV ст.) либо сидящим на престоле.

Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека. Прекрасный пример таких святынь – роспись «Христос Вседержитель» во Владимирском соборе г. Киева, созданная В. М. Васнецовым.

Иконография Иисуса Христа

/ > Иконография > Иисус Христос

Образ Иисуса Христа стоит в центре христианского изобразительного искусства. Стремление осмыслить и описать Спасителя двигало первыми мастерами, которые заложили основы православной иконописи. Это же самое стремление вызывало немалые нарекания со стороны тех отцов церкви, которые полагали любое изображение Бога недопустимым язычеством. Идейный конфликт, вошедший в историю как эпоха иконоборчества, затянулся на два столетия и окончился полным признанием позиции иконопочетателей, которые утверждали, что честь, отдаваемая образу, переходит и на прообраз.

Иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна. Стремление представить образ Бога, непостижимого в своей высшей сущности, вызвало к жизни различные толкования: Иисус добрый пастырь и Судия, Ветхий Денми и отрок Эммануил, царь Иудейский и Агнец.

По преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий отер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Древнейшая же икона, дошедшая до наших дней, была написана в VI веке в технике энкаустики (письмо восковыми красками) и хранится сегодня в Синайском монастыре в Египте.

Особое направление иконографии Иисуса Христа составляют аллегорические изображения, которые были особенно популярны на ранних этапах истории христианства. Наиболее известные среди них это: пастырь и агнец. Встречаются также изображения Христа в образе пеликана — птицы, которая, как утверждали в те времена, кормит птенцов своей собственной плотью, что символизирует жертву. Метафорический образ дельфина, который нередко встречается в древних росписях, представляет буквальное толкование выражения о «спасении утопающих», в смысле спасения утопающих душ.

В годы иконоборчества символические изображения получили широкое распространение, поскольку они позволяли воздать дань Спасителю и избежать гонений. Впоследствии все аллегории и метафоры были поставлены под запрет и, к моменту раскола церкви, произошедшему в 1050 году, иконография Иисуса Христа оказалась сосредоточенной на его каноническом образе.

Представления об облике Сына Божьего были основаны на легендарных «прижизненных» изображениях и свидетельствах «самовидцев» — тех, кто воочию видел Спасителя. К ним, как считается, относился предшественник Понтия Пилата проконсул Иудеи Публий Лентул, который описал Христа в послании римскому сенату. Текст письма был обнаружен в Средние века среди документов архиепископа Кентерберийского и сразу же вызвал немало сомнений. Одна из причин — восторженный стиль, несвойственный речи римского наместника. «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь… Это прекраснейший из земнородных», — восхищается автор, выдавая свои христианские убеждения. Схожее описание содержится в «Житии Андрея Первозванного», составленном в начале IX века иерусалимским монахом Епифанием. Что же касается ранних изображений Христа, богослов Ириней Леонский, писал во II веке про некий образ, который был будто бы сделан самим Пилатом.

Ко времени становления русской иконописи на рубеже XI — XII веков, система изображений Христа окончательно сформировалась. В центре иконографии стали два основных типа — Нерукотворный Спас и Христос Пантократор. Первый тип представляет лик Иисуса Христа на белом или на золотом фоне и отсылает к истории о легендарном нерукотворном плате царя Авгаря. Основное значение образа связано с идеей божественного, нерукотворного начала иконописи как таковой.

Образ Христа Пантократора (Вседержителя) составляет центральное направление христологического цикла. К этой группе относятся такие иконы, как «Спас на престоле», «Спас в Силах», «Психосостер» (Душеспаситель), «Елеемон» (Милующий) и некоторые другие. В основе иконографии лежит представление Христа как Небесного Царя и Судии. Спаситель изображается в рост, по пояс, оплечно или сидящим на троне. В левой руке его располагается свиток или Евангелие, правая согнута в благословляющем жесте, а вокруг головы расположен особый крестчатый нимб, который является обязательным элементом изображения Христа, также как сочетание синих и красных цветов одежд и фона.

В целом православная иконопись знает более десяти характерных направлений в иконографии Иисуса Христа. Изображения Спасителя в отроческом возрасте относятся к типу Спаса Эммануила. Образ Ветхого Денми, наоборот, представляет Христа седовласым старцем. Особое направление — «Страстной цикл» — объединяет изображения на тему Страстей, включая такие иконы как «Распятие», «Положение во гроб», «Не рыдай Мене, Мати», «Сошествие во ад» и другие. Некоторые иконы, такие как «Ангел Благое молчание» и «Ангел Великого Совета» представляют Христа в архангельском чине, то есть в небесной, божественной сущности, до воплощения в теле человека.

Спас на Престоле

Данный иконографический тип во многом похож на предыдущий, но Сына Божьего всегда показывают в полный рост, восседающим на троне. Прототипом Его облика стала икона Иисуса Христа «Образ Нерукотворный», а вот символика престола сложилась позднее. Этот элемент – воплощение всего мира, знаменующий царственную славу Господа и воздаваемую Ему честь.

Чаще всего Спасителю предстоят ангелы, святые и серафимы, но порой перед Ним рисуют фигуры императоров, королей и архиепископов, выражая идею сакрального происхождения их власти. Такие фрески можно увидеть в константинопольском соборе св. Софии и храме Торчелло (Италия, XII ст.).

О чем рассказывает икона

Обращая свой взор на изображение Христа, надо помнить, что икона не может вместить Бога целиком. Она лишь образ, причем только земного воплощения. Божественная сущность не может быть постигнута человеком. Как муравей не может полностью осознать окружающий мир, а только ту часть, которую способен воспринять.

Описания внешности Спасителя встречаются у древних историков, но в иконах им не следуют дословно, хотя общие черты остаются узнаваемыми. В иконографии сложилась традиция изображать святой Лик по правилам золотого сечения. Классический русский вариант — Новгородский Спас. Существуют общие правила:

  • Нимб в форме креста — состоит из 9 перекладин, по количеству ангельских чинов.
  • Выразительные глаза, их размер больше обычного.
  • Греческие буквы, сокращение одного из имен Бога — Сущий.
  • Славянское сокращение имени Иисус Христос.

Дополнительными элементами могут быть платок (плат), слова молитвы, ангелы, святые.

Спас в Силах

Традиция этой реликвии возникла в XIV-XV ст. на основании книги пророка Иезекииля и откровения Иоанна Богослова. Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.

В чем помогает образ Спасителя

Господь Бог всемогущ, а потому обращаться к Нему можно с любой просьбой. Более того, священнослужители рекомендуют молиться образу Иисуса Христа, даже когда в жизни не возникает проблем, чтобы поблагодарить Спасителя за данную благодать.

Однако чаще всего к Мессии обращаются в таких нуждах:

  • исцелить от тяжкого недуга;
  • утешить в скорби;
  • разрешить житейские трудности;
  • укрепить веру;
  • направить на путь истинный;
  • излечить от зависимостей;
  • оградить от страстей;
  • успокоить тревожный ум;
  • защитить от нечистой силы;
  • восстановить лад и гармонию в семье.

Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

Но, какую бы реликвию Иисуса Вы не выбрали для своего иконостаса, она в любом случае будет поддерживать Вас, ободрять и защищать от невзгод! А приобрести её поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» – здесь представлены уникальные иконы, высыпанные из янтаря и украшенные цельными самоцветами.

Редкие иконы Христа

Очень известная икона находится в Храме Христа Спасителя, ее автором является Евграф Сорокин, выдающийся русский иконописец. Его Спас очень узнаваем — длинные волосы опускаются на плечи, глаза глубоко посажены, в их выражении можно заметить глубокую печаль. Хотя в большинстве храмов предпочитают использовать все же более классические образы византийского письма.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В иконографии Христа существуют совместные иконы Спасителя и Божией Матери. Они рассказывают о тяжелейшем моменте — погребении Христа. Богородица прижимает к себе тело Сына, уже погруженного в гроб, глаза его закрыты, руки сложены на груди. Образ напоминает о том дне, когда грядущее Воскресение было еще впереди, и немногие в него верили. Композиция легко узнаваема, хотя многие детали на ней могут меняться, даже положение тела Христа.

Весьма редким является также образ «Христос во гробе» — тело Спасителя покоится на каменном ложе, как принято было хоронить у иудеев. Иисус лежит на спине, в белых пеленах, на теле могут изображаться раны (на руках и ребре). Подобные иконы должны напоминать о цене, которой был искуплен весь род человеческий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: