Разновидности великих отпустов и когда произносятся, церковные правила

Ве́домо же да бу́дет тебе́ о сем, иере́ю: егда́ отпу́ст глаго́леши дневны́й, или́ на пра́здник Богоро́дицы, да не и́маши глаго́лати в нем: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Рожде́ства́, или́ Успе́ния, или́ Введе́ния, и ины́х пра́здников Ея́: или́ свя́та́го Иоа́нна Предте́чи рож­де­ства́, или́ Усекнове́ния, и про́чих святы́х па́мяти или́ преставле́ния их, или́ обре́тения, и пренесе́ния моще́й. Но си́це глаго́ли, а́ще пра́здник Богоро́дицы, Рож­де­ства́ Ея́ или́ Успе́ния, и про́чих:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Такой же крат­кий празд­нич­ный отпуст в празд­ники святых «со бде­нием»:

  1. Свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова – 26 сен­тября,
  2. Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста – 13 ноября,
  3. Пре­по­доб­ного Саввы Освя­щен­ного – 5 декабря,
  4. Свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца – 6 декабря,
  5. Пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого – 17 января (условно – «аще вос­хо­щет насто­я­тель, творим бдение»),
  6. Пре­по­доб­ного Евфи­мия Вели­кого – 20 января (также условно),
  7. Трех свя­ти­те­лей – Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова и Иоанна Зла­то­уста – 30 января,
  8. Свя­того вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия – 23 апреля,
  9. Свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова – 8 мая,
  10. Святых рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефо­дия – 11 мая,
  11. Рож­де­ство свя­того Иоанна Пред­течи – 24 июня,
  12. Святых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла – 29 июня,
  13. Усек­но­ве­ние главы Кре­сти­теля Гос­подня Иоанна – 29 авгу­ста.

А́ще же свя́та́го: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х: и про́чее до конца́.

Поне́же не Рожде́ство́ Богоро́дицы, ниже́ Введе́ние, или́ Успе́ние Ея́, подвиза́ем к Бо́гу на моли́тву, но са́мую Пресвяту́ю Богоро́дицу: та́кожде, ни па́мяти, или́ преставле́ния святы́х приво́дим на моли́тву к Бо́гу, но саме́х их.

Вос­крес­ный отпуст:

Вос­кре­сый из мерт­вых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Отпуст у православных

Каждое православное богослужение заканчивается отпустом. В краткой иерейской молитве содержится прославление и упоминание празднования в этот день религиозного события или святого лица. В конце отпуста священник желает мира и благословляет молившихся целованием руки или креста. Традиция чтения отпуста зародилась во II веке, ее основоположником считают святого мученика Марциала.

Богословы придают заключительной молитве идейное значение. Он сравнивается с ночной борьбой ветхозаветного Иакова с Богом, после которой просил у Бога благословения. Эта борьба и благословение изменили хитрого и лукавого Иакова, имя которого стало после этого Израиль. Так и верующие после усердных молитв Господу не должны покидать храм, не получив благословения Божия в виде отпуста. Для них это также важно, как и для Иакова. Благословение устами священника от имени Бога означает духовное очищение и приближение к Господу.

Напутственное моление совершается иереем, когда он стоит в Царских Вратах лицом к пастве.

В православии используют несколько типовых отпустов:

  • Малый. Произносится малой вечерне, повечерии, полунощнице, часах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • Великий (дневной). На вседневной и великой вечерне, утрене, литургии читают: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…), преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • Праздничные. На двунадесятые праздники и в воскресенье читают в зависимости от праздника. Например, на Рождество: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…». На Троицу: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…». В воскресенье: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» Подразделяются на полные и краткие.
  • Страстные. Напоминают праздничные. В каждый день Страстной седмицы вспоминают соответствующий день земной жизни Иисуса Христа. Например, в Страстную пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В Страстную субботу читают великий отпуст.

Великий и праздничный отпусты заканчиваются пением хора «Многая лета» Патриарху Московскому и всея Руси, митрополиту/архиепископу, клирикам храма и всем православным христианам.

Отпу­сты Вла­дыч­них празд­ни­ков по чину

Глаго́лемии в вече́рню, во у́треню, и в Литурги́ю по чи́ну:

Празд­ник Все­мир­ного Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста и всех святых, поми­лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

в дни попраздн­ства:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архи­епи­скпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

На Рож­де­ство Хри­стово:

И́же в верте́пе роди́выйся, и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

На Обре­за­ние:

И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Васи́лия Вели́каго, архиепи́скопа Кесари́и Каппадоки́йския, его́же и па́мять ны́не соверша́ем, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец

На Бого­яв­ле­ние:

И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Собор Пред­течи и Кре­сти­теля Гос­подня Иоанна:

И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архи­епи­скпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В период с 7 по 13 января, в про­дол­же­ние попраздн­ства Кре­ще­ния, в сед­мич­ные и суб­бот­ние дни службы совер­ша­ются только по Минее — попраздн­ства и рядо­вых святых. Отпуст в эти дни про­из­но­сится празд­нич­ный полный: «Иже во Иор­дане кре­сти­тися изво­ли­вый от Иоанна…» с поми­но­ве­нием свт. Иоанна Зла­то­уста (на Литур­гии), свя­того храма, рядо­вого свя­того и всех святых.

На Сре­те­ние:

И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В сед­мицу Кре­сто­по­клон­ную:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В неделю Цвет­ную:

И́же на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В ту же Неделю вечера, в Вели­кий Поне­дель­ник, Вели­кий Втор­ник:

Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

На пове­че­рии Вели­киго Поне­дель­ника и Вели­киго Втор­ника отпу­стом служит молитва:

Вла­дыко мно­го­мило­стиве, Гос­поди Иисусе Христе, Боже наш, молит­вами все­пре­чи­стыя Вла­ды­чицы нашея Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста, пред­ста­тель­ствы чест­ных Небес­ных Сил без­п­лот­ных, чест­наго, слав­наго про­рока, Пред­течи и Кре­сти­теля Иоанна, святых слав­ных и все­х­валь­ных Апо­стол, святых слав­ных и доб­ро­по­бед­ных муче­ни­ков, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших, иже во святых отец наших и все­лен­ских вели­ких учи­те­лей и свя­ти­те­лей: Васи­лия Вели­каго, Гри­го­рия Бого­слова и Иоанна Зла­то­ус­таго, иже во святых отца нашего Нико­лая, архи­епи­скопа Мир­ли­кий­скаго, чудо­творца, святых рав­ноап­о­столь­ных Мефо­дия и Кирилла, учи­те­лей сло­вен­ских, святых рав­ноап­о­столь­ных вели­каго князя Вла­ди­мира и вели­кия кня­гини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудо­твор­цев, Миха­ила, Петра, Алек­сия, Ионы и Филиппа и Ермо­гена, и святых и пра­вед­ных бого­отец Иоакима и Анны, (и свя­таго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, бла­го­при­ятну сотвори молитву нашу, даруй нам остав­ле­ние пре­гре­ше­ний наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас вся­каго врага и супо­стата, умири нашу жизнь. Гос­поди, поми­луй нас и мiр Твой, и спаси души наша, яко благ и чело­ве­ко­лю­бец.

В Вели­кую Среду в конце утрени и после литур­гии:

Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Отпуст изоб­ра­зи­тель­ных в этот день совер­ша­ется молит­вой «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве», а после малого пове­че­рия пола­га­ется обыч­ный малый отпуст:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В Вели­кий Чет­вер­ток:

И́же за превосходя́щую Бла́гость Путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до креста́ и погребе́ния Снизше́дый нам, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Во отпуст Святых Стра­стей:

И́же опле­ва­ния, и бие́ния, и зауше́ния, и крест, и смерть претерпе́вый за Спасе́ние ми́ра, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Во отпуст Святых Стра­стей

И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди Спасе́ния страш­ныя стра́сти и Животворя́щий крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Вели­кая суб­бота (литур­гия):

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В неделю Пасхи, и во всю Свет­лую Сед­мицу:

Христо́с Воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (Когда в один из дней Пас­халь­ной сед­мицы к пас­халь­ной службе при­со­еди­ня­ется служба свя­тому вели­ко­му­че­нику Геор­гию Побе­до­носцу, поми­на­ется вели­ко­му­че­ник).

В неделю Фомину:

Воскресы́й из ме́ртвых Хри­стос, Истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, свя­таго слав­наго апо­стола Фомы и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

7 мая — в день «на небеси явль­ша­гося Зна­ме­ния Чест­наго Креста», а также 1 авгу­ста:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

На Воз­не­се­ние:

И́же во Сла́ве Вознесы́йся от нас на Не́бо, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (отпуст Воз­не­се­нию Гос­подню в тех слу­чаях, когда служба этого празд­ника соеди­ня­ется со служ­бами свя­тому апо­столу Иоанну Бого­слову (8 мая), Свя­ти­телю Нико­лаю Чудо­творцу (9 мая) или святым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­тину и Елене (21 мая)).

В неделю Пят­де­сят­ную:

И́же в виде́нии о́гненных язык с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха, на святы́я своя́ уче­ники́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В ту же Неделю вечера:

И́же от О́тчих и Бо́же́ственных Недр истощи́вый Себе́, и с Небесе́ на зе́млю соше́дый, и на́ше все восприе́мый есте­ство́, и обожи́вый е, по сих же на Небеса́ па́ки возше́дый, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Боже́ственнаго же и Свята́го, и Единосу́щнаго, и Единоси́льнаго, и Единосла́внаго, и Соприсносу́щнаго Ду́ха низпосла́вый на святы́я своя уче­ники́ и апо́столы, и Сим просвети́вый у́бо их, и те́ми же всю вселе́нную, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя и Пренепоро́чныя Святы́я Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных, прехва́льных богопропове́дников и духоно́сных апо́столов, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

На Пре­об­ра­же­ние:

И́же на горе́ Фаво́рстей Преобрази́выйся во Сла́ве, пред святы́ми свои́ми уче­ники́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Отпуст у католиков

В 1962 году в Католической церкви произошла литургическая реформа, получившая название Novus Ordo. Одним из положений II Ватиканского собора была фактически отмена мессы на латыни. В 2007 году Папа своим указом разрешил вновь вести литургию на латыни и служить Традиционную мессу по римскому обряду (то есть полностью на латыни).

Отпуст в католическом храме может совершаться либо на латинском, либо на национальном языке.

В конце мессы (богослужения) священнослужитель произносит:

  • Ite miisa est.
  • Идите, месса совершилась.

На службах суточного цикла и во время поста:

  • Dominus vobiscum. Benedicamus Domino. Deo gratis.
  • Господь с вами. Благословим Господа. Слава Богу.

В завершении литургии священник отпускает прихожан, произнося при этом: «Господь с вами. (Хор) И со духом твоим. Да благословит вас Всемогущий Бог-Отец и Сын и Святой Дух. (Хор) Аминь. Идите с миром. (Хор) Благодарение Господу».

Об отпустах

Священнослужителю, совершающему богослужение, прежде всего необхо­­димо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существен­ная разница?

На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспо­минаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются бесплотные силы, во вторник — св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — честный и животворящий крест Господень, в четверток — св. Николай Мирликийскйй, в субботу — святые мученики и преподобные), и всегда поми­наются святые апостолы; затем поминается храмовой святой, т.е. тот святой, которому посвящен храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи святого угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после святых апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т.е. св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов.

На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седми­цы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произно­сится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полу­нощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых».

Во дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обреза­ние, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Святой Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвижения. В этот день про­износится тот отпуст, который обычно говорит­ся в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста…»), причем обыкновенно прибавля­ется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвиже­ния с воспоминанием о Кресте соединяется и воспоми­нание о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое сла­вим» и на утрени поется: «Воскресение Христово видевше…»).

В такие праздники, как Обрезание Господне и Сретение, случив­шиеся в неделю (день воскресный), служба воскресная не отме­няется, а потому про­из­но­сится воскресный отпуст, а не праздничный.

Отпусты Господских праздников бывают краткие и полные. Краткие про­­износятся на самые праздники и на них не бывает воспоминаний дней седмицы, храмовых святых, святых покровителей города, св. Иоакима и Анны и, большей, частью, святых, память которых прихо­дится в день празд­ника. Полные отпусты произносятся в дни попразд­нства до отдания празд­ника, и они содержат воспоминания храмовых святых, святых, память кото­рых празднуется в эти дни, святых покрови­телей города и свв. праведных Иоа­кима и Анны. В дни попразднства и отдания праздников, если они слу­чатся в день воскресный, произносится отпуст воскресный, а не празд­нич­ный.

Когда утреня соединяется с первым часом в одну службу, тогда великий отпуст произносится после первого часа (т.к. утреня совсем не имеет после себя отпуста).

Во всю пасхальную седмицу пасхальный отпуст: «Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех Живот дарова­вый…» с крестом в руках и последующим затем осенением крестом и трое­крат­ным приветствием: «Христос воскресе!» произносится только на вечер­ни, утрени и литургии. На часах же, повечерии и полунощнице говорится только обыкновенный малый воскресный отпуст, начинаю­щий­ся словами: «Воскресый из мертвых…» без креста и без этого привет­ствия. В день отдания Пасхи пасхальный отпуст с крестом произ­но­сится только в конце литургии, причем священник в последний раз троекратно приветствует верующих словами: «Христос воскресе!»

Совершенно недопустимо по собственному усмотрению поминать на отпустах имена святых, не имеющих отношения к данному дню, храму и празднованию, хотя бы служащий священнослужитель и имел основа­ния лично особо чтить их.

Не полагается на отпусте добавлять к имени святого слова: «егоже и память совершаем». Эти слова произносятся лишь на литийной ектении: «Спаси, Боже, люди Твоя…» и на молитве: «Владыко многомилостиве…» Архиепископ Аверкий

Ниже приводим некоторые выдержки из статьи об отпустах покойного литургиста, профессора Н. Успенского:

1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослуже­ние, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем кото­рого называется самый храм.

2) Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по минее или Триоди…

Ни в коем случае не следует «вычитывать» на отпусте имена святых на данный день по календарю. Также не следует призывать поименно святых, имена которых не указаны в месяцеслове Типикона (хотя и известны из истории и указываются в календаре) и память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, «святых четыредесяте мучеников, в Севастийстем езере мучившихся». Прекрасным примером этому является отпуст вечерни в Неделю Пятидесят­ницы. В этом отпусте прославляется сошествие Святого Духа на апостолов. Хотя имена последних известны Церкви, однако она, почитая их, как сподобившихся первыми получения благо­дати обещанного Христом Спаси­телем Духа Утешителя, и называя их «святыми, славными, прехвальны­ми, богопроповедниками и духоносны­ми апостолами», не называет их имен, очевидно, в тех видах, чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен.

3) Не следует делать в отпусте перестановок имен святых по признаку принадлежности их к тому или иному лику, например, призывать имя апостола, «егоже есть день», прежде имени преподобного, «егоже есть храм», или, например, произносить на вседневном отпусте в четверг имя апостола, «егоже есть храм», прежде «святых славных и всехвальных апостол и иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликий­ских, Чудотворца», но следует строго соблюдать установленный Церковью и дан­ный в Служебнике чин, ибо Церковь, призывая святого храма и дня после святых седмичного круга, делает так не потому, что она якобы почитает их меньше, чем других святых, а, напротив, имея в виду выделить их славную память: одного — как покровителя данного храма и другого — как виновника церковного торжества данного дня. Подтверждение этому можно видеть в молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…», читаемой на литии в бденные праздни­ки и на полиелейной утрени перед каноном, а также в поминовении святых на проскомидии — при проскомисании «девятичинной» просфоры. Во всех этих случаях святой храма и святой дня, из коих последний, собственно, является винов­ником праздничного торжества, призываются в конце мо­лит­вы, когда уже совершено призывание многих угодников Божиих и ликов святых.

4) Что касается молитвенного призывания на отпустах местночти­мых святых, то нужно иметь в виду, что древние Уставы предусматривают молит­венное призывание за богослужением как чтимых святых только тех, которые чествуются городом, или областью, или страною, а не отдель­ной церковной общиной. Такими святыми, например, являются для Москвы — Святитель Алексей, митрополит Московский и преподоб­ный Сергий Радонежский, для Санкт-Петербурга — св. благоверный князь Александр Невский, для Киева — преподобные Антоний и Феодосии Печерские, для Новгорода — святитель Никита, епископ Новго­родский. Такого порядка держалась древняя литурги­чес­кая практика…

В свете сказанного нельзя одобрить молитвенного призывания на отпусте святых по мотиву наличия в храме частицы их мощей, чтимой иконы и, тем более, по личному благоговению иерея перед тем или иным святым. Церковь Христова едина, и это единство ее видимым образом проявляется в молит­венном единении всех ее членов. Из этого единства вытекает общность меся­цеслова, тождество апостольских и евангельских чтений в течение всего года и последовательность гласов Октоиха, так что вся Церковь в один день совершает одну и ту же службу, читает одно и то же Евангелие или Апостол, поет один и тот же глас. Церковный Устав осуждает молитвенную ревность о том или ином угоднике Божием, если эта ревность идет вразрез с обще­церковным установлением, и о таких действиях говорит: «Сие от своего неразумия, а не по Церковному уставу» (Типикон, гл. 58, «зри» 1-е).

Русский пастырь, 1997 г., № 28-29, раздел “Богослужение”.

Разновидности

На протяжении столетий богослужения насыщались молитвословиями и песнопениями, что привело к разнообразию молитв отпуста, особенно литургийных. В современном виде краткие заключительные молитвы сложились в XV-XVI веках. В зависимости от вида празднования текст варьировался включением разных типов молитв или их разделением на части.

Виды заключительных молений:

  • во все лето;
  • владычних празднований по чину;
  • дневнии во всю седмицу.

Богослужебный Устав регламентирует обряд в соответствии с православной традицией, указаниями и замечаниями святых отцов.

Отпусты во все лето

На Богородичных празднованиях, а также на празднованиях, связанных с Иоанном Крестителем, в заключении дневного богослужения читается краткий праздничный отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

В праздники «бденных» святых читается великий отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х…»

Святые, в честь которых служат всенощную службу:

  • Иоанны Богослов и Златоуст;
  • Савва Освященный;
  • Николай Угодник;
  • Антоний Великий;
  • Евфимий Великий;
  • Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст;
  • Георгий Победоносец;
  • Кирилл и Мефодий;
  • Иоанн Предтечи и Усекновение;
  • Петр и Павел.

В течение года служат 13 всенощных.

К этой же категории относится воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

Отпусты Владычних праздников по чину

Этот вид молений сформировался из праздничных заамвоных (тайных) молитв и современных праздничных отпустов. Назначение молитв – прославление празднуемого священного события.

Время моления:

  • вечерня;
  • утреня;
  • литургия.

Владычные праздники по чину:

  • Воздвижения Креста;
  • Рождество;
  • Обрезание;
  • Крестителя Иоанна;
  • Сретение;
  • Крестопоклонная седмица;
  • Вербное воскресенье;
  • вечер понедельника и вторника Страстной недели;
  • конец утрени и литургии среды Страстной недели;
  • четверг Страстной недели;
  • Святые страсти (дважды) – в Страстную пятницу;
  • Литургия Страстной субботы;
  • Пасха и последующая седмица;
  • Фомина неделя;
  • 7 мая и 1 августа;
  • Вознесение;
  • утро воскресенья на Пятидесятницу;
  • вечер на Пятидесятницу;
  • Преображение.

Эти богослужения могут заканчиваться всеми имеющимися типовыми отпустами. Например, праздник Воздвижения – малый, Рождество – праздничный, Страстная Суббота – великий, Страстной Четверг – страстной.

Отпусты дневнии во всю седмицу

Данный вид заключительной молитвы – это разделенная на части молитва «Христос, Истинный Бог наш…» с учетом седмичного круга, указанного в служебной книге:

  • воскресенье – Воскресение Спасителя;
  • понедельник – ангелы;
  • вторник – Иоанн Креститель;
  • среда, пятница – Святой Крест;
  • четверг – апостолы;
  • суббота – все праведные угодники, родители Пресвятой Девы (Иоанн и Анна).

Кроме этого, к ним присоединяются имена святых храма, святых дня.

При чтении соблюдаются основные правила:

  • В первый день каждого из двенадцати годовых праздников, Великую седмицу и Пасхальную неделю полагается неполный праздничный. Такой же порядок соблюдается в дни празднования бденных и храмовых святых. Тогда дополнительно читают имя святого.
  • Полный праздничный читают в пред- и попраздничные дни годовых торжеств, а также на Духов день (на вечернях, за исключением праздников Вознесения и Троицин день), в полиелейные празднования Божией Матери и праведных угодников.
  • Великие, с поименным перечислением святых седмичного круга, храмовых, дневных, отца и матери Богородицы во все дни, когда нет годовых православных торжеств, включая пред- и попразднование, праздников Пресвятой Девы Марии, богослужений со всенощной и полиелеем.
  • Весь год читается малый в конце вечернего, ночного богослужений и первого часа, если на утрени также читается отпуст.
  • В Великий пост на вседневной и полунощнице полагается малый отпуст.

В воскресенье на утрене заключительное моление начинается словами «Воскресый из мертвых…». В остальные дни – словами «Христос, Истинный Бог наш…».

Отпу­сты днев­нии во всю сед­мицу

По обы́чаю Святы́я восто́чныя Це́ркве:

В суб­боту вечера:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В неделю утрени:

Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая, я́коже вы́ше пи́сано.

Во свя́те́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени, приглаша́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́а, Златоу́стаго, и Васи́лиа Вели́каго.

В неделю вечера, и в поне­дель­ник на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил Безпло́тных: святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, [и святы́х храма, и дне:] и святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

В поне­дель­ник вечера, и во втор­ник на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Во втор­ник вечера, и в среду на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

В среду вечера, и в чет­вер­ток на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и Всехва́льных Апо́стол, и́же во святы́х отца́ на́шего Никола́я архиепи́скопа, Мир Лики́йских чудотво́рца: и про́чая.

В чет­вер­ток вечера, и в пяток на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

В пяток вечера, и в суб­боту на утрени:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, святы́х сла́вных и Добропобе́дных му́чеников, Преподо́бных и Богоно́сных оте́ц на́ших, [и свята́го хра́ма и дне,] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и Всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

А во всю седми́цу на святе́й Литурги́и быва́ют отпу́сты, я́коже предписа́ся, на вече́рни и на у́трени по днех: то́чию прилага́ется и свята́го и́мя, его́же есть литурги́а, си́це:

и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архи­епи­скпа Константи́ня гра́да, Златоу́стаго [или́ Вели́каго Васи́лиа, или́ Григо́риа Двоесло́ва.]

а в повече́рии, и в полу́нощнице, и в часе́х, ма́лый отпу́ст быва́ет во всей седми́це, си́це:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

То́чию в неде́лю на полу́нощнице и в часе́х прилага́ется в нача́ле: Воскресы́й из ме́ртвых:

В пято́к ве́чера, и в суббо́ту на у́трени, и на Литурги́и, не подоба́ет возглаша́ти на отпу́сте: Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́: зане́ в той день Кресту́ слу́жбы никаки́я несть. В кото́рый бо день воспомина́ние и слу́жба Честна́го Креста́ быва́ет, тогда́ и пост есть: я́коже в среде́ и в пятце́, и в Воздви́жение Честна́го Креста́, подо́бне и в неде́лю во отпу́сте, Креста́ не воспомина́ется, зане́ не по́стный день есть: си́це держи́т чин и обы́чай Свята́я восто́чная Це́рковь, во всех патриархи́ах, и святы́х оби́телех, и повсю́ду. Ве́домо бу́ди и о сем: я́ко иде́же есть храм Спа́са Христа́, Рож­де­ство́, или́ Богоявле́ние, или́ Вознесе́ние, и про́чая, в седми́чном отпу́сте не возглаша́ются нико­гда́ пра́здничныя отпу́сты, то́чию возглаша́ется пра́здничный отпу́ст в день пра́здника, и до отда́ния, а во весь год то́кмо: Христо́с И́стинный Бог наш: и про́чая по дню.

На часо­вых служ­бах:

На пове­че­рии, полу­нощ­нице и после пер­вого часа, если перед ним про­из­но­сился отпуст утрени) в тече­ние всего года

про­из­но­сится
малый отпуст
:

Хри­стос, истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, пре­по­доб­ных и Бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец.

Этот отпуст на вос­крес­ной полу­нощ­нице (но не на пас­халь­ной, совер­ша­е­мой по Уставу до полу­ночи) и на вос­крес­ном все­нощ­ном бдении после 1‑го часа, а также на всех часо­вых служ­бах Пас­халь­ной сед­мицы и всего пери­ода попраздн­ства Святой Пасхи, начи­на­ется сло­вами «Вос­кре­сый из мерт­вых».

В Вели­ком посту на все­днев­ной и суб­бот­ней полу­нощ­нице пола­га­ется обыч­ный малый отпýст:

Хри­стос истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матери, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых поми­лует и спасет нас яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец

На пове­че­риях же малый отпуст только в том случае, если на этой службе не поло­жены поклоны с молит­вой свя­того Ефрема Сирина (Типи­кон, Служба Обре­те­нию главы св. Иоанна Пред­течи 24 фев­раля, Мар­кова глава «Аще ли слу­чится Обре­те­ние чест­ныя главы Пред­течи во един от дней пост­ных»). Когда же поло­жены эти поклоны, тогда отпу­стом служит молитва «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве», кото­рую Устав ука­зует выслу­ши­вать «нам же на землю при­к­лон­шимся» (Типи­кон, «Начало свя­таго и Вели­каго поста. В поне­дель­ник первыя седь­мицы… О часе девя­том»). После пер­вого часа, кото­рый сле­дует непо­сред­ственно за утре­ней, пола­га­ется отпуст все­днев­ной утрени, как он изло­жен в Слу­жеб­нике в статье «Отпу­сты днев­нии во всю сед­мицу». Этот же отпýст про­из­но­сится на изоб­ра­зи­тель­ных в те дни, когда совер­ша­ется литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров («Службы первой сед­мицы Вели­кого поста»). После вечерни, если она совер­ша­ется без литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, отпуст пола­га­ется также обыч­ный все­днев­ный, как он дан в Слу­жеб­нике в статье «Отпу­сты днев­нии во всю сед­мицу», но с молит­вен­ным при­зы­ва­нием свя­того насту­па­ю­щего дня, то есть того, кото­рому пелись сти­хиры на «Гос­поди, воз­звах». Литур­гий­ный отпуст – такой, как в Слу­жеб­нике в чине литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Сле­дует иметь в виду, что в этом отпу­сте под святым, «егоже есть день», под­ра­зу­ме­ва­ется святой насту­па­ю­щего дня, то есть тот, кото­рому были петы сти­хиры на «Гос­поди, воз­звах». Исклю­че­ние из этого пра­вила состав­ляет литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в празд­ник Обре­те­ния главы свя­того Иоанна Кре­сти­теля 24 фев­раля и святых Сорока муче­ни­ков 9 марта. В эти дни «на отпý­сте иерей поми­нает пре­жде­празд­ну­е­маго свя­таго (то есть свя­того Иоанна Кре­сти­теля или святых 40 муче­ни­ков), потом настав­шаго».

Итак, из ска­зан­ного об отпу­стах, про­из­но­си­мых на вечерне, утрени и литур­гии в тече­ние всего года, сле­дуют три пра­вила общего харак­тера:

  1. непол­ные празд­нич­ные отпу­сты, то есть отпу­сты с при­зы­ва­нием только имени Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы, пола­га­ются в первый день дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, во всю Страст­ную сед­мицу и во всю сед­мицу Святой Пасхи. Такой же отпуст про­из­но­сится в дни празд­ни­ков бден­ных святых и в празд­ник хра­мо­вого свя­того. В этих слу­чаях, кроме имени Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы, поименно при­зы­ва­ется только празд­ну­е­мый святой (исклю­че­ния см. выше);
  2. полный празд­нич­ный отпуст, то есть отпуст с поимен­ным при­зы­ва­нием свя­того, «егоже есть литур­гия», свя­того, «егоже есть храм», и свя­того, «егоже есть день», пола­га­ется в дни пред­праздн­ства и попраздн­ства дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, в период Пяти­де­сят­ницы – от Фомина вос­кре­се­нья (име­ется в виду вечерня в Фомино вос­кре­се­нье, совер­ша­е­мая со входом и вели­ким про­ким­ном, кото­рым завер­ша­ется Святая Пасха, и откуда, соб­ственно, начи­на­ется период ее попраздн­ства) и кончая вос­кре­се­ньем Всех святых (за выче­том празд­нич­ных дней – воз­не­се­ния Гос­подня и дня Святой Троицы), а также в поли­е­лей­ные празд­ники Пре­свя­той Бого­ро­дицы и святых;
  3. отпý­сты днев­ные, то есть с поимен­ным при­зы­ва­нием святых, про­слав­ля­е­мых в сед­мич­ном круге бого­слу­же­ния, свя­того, «егоже есть литур­гия», свя­того, «егоже есть храм», свя­того, «егоже есть день», и «святых пра­вед­ных Бого­отец Иоакима и Анны», пола­га­ются во все сед­мич­ные дни года, когда нет Вла­дыч­них и Бого­ро­дич­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, их пред­празднств и попразднств, и когда нет празд­ни­ков Бого­ро­дицы и святых, в кото­рые пола­га­ется все­нощ­ное бдение или поли­е­лей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: