Ве́домо же да бу́дет тебе́ о сем, иере́ю: егда́ отпу́ст глаго́леши дневны́й, или́ на пра́здник Богоро́дицы, да не и́маши глаго́лати в нем: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Рожде́ства́, или́ Успе́ния, или́ Введе́ния, и ины́х пра́здников Ея́: или́ свя́та́го Иоа́нна Предте́чи рождества́, или́ Усекнове́ния, и про́чих святы́х па́мяти или́ преставле́ния их, или́ обре́тения, и пренесе́ния моще́й. Но си́це глаго́ли, а́ще пра́здник Богоро́дицы, Рождества́ Ея́ или́ Успе́ния, и про́чих:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Такой же краткий праздничный отпуст в праздники святых «со бдением»:
- Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 26 сентября,
- Святителя Иоанна Златоуста – 13 ноября,
- Преподобного Саввы Освященного – 5 декабря,
- Святителя Николая Чудотворца – 6 декабря,
- Преподобного Антония Великого – 17 января (условно – «аще восхощет настоятель, творим бдение»),
- Преподобного Евфимия Великого – 20 января (также условно),
- Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – 30 января,
- Святого великомученика и Победоносца Георгия – 23 апреля,
- Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 8 мая,
- Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – 11 мая,
- Рождество святого Иоанна Предтечи – 24 июня,
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня,
- Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна – 29 августа.
А́ще же свя́та́го: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х: и про́чее до конца́.
Поне́же не Рожде́ство́ Богоро́дицы, ниже́ Введе́ние, или́ Успе́ние Ея́, подвиза́ем к Бо́гу на моли́тву, но са́мую Пресвяту́ю Богоро́дицу: та́кожде, ни па́мяти, или́ преставле́ния святы́х приво́дим на моли́тву к Бо́гу, но саме́х их.
Воскресный отпуст:
Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Отпуст у православных
Каждое православное богослужение заканчивается отпустом. В краткой иерейской молитве содержится прославление и упоминание празднования в этот день религиозного события или святого лица. В конце отпуста священник желает мира и благословляет молившихся целованием руки или креста. Традиция чтения отпуста зародилась во II веке, ее основоположником считают святого мученика Марциала.
Богословы придают заключительной молитве идейное значение. Он сравнивается с ночной борьбой ветхозаветного Иакова с Богом, после которой просил у Бога благословения. Эта борьба и благословение изменили хитрого и лукавого Иакова, имя которого стало после этого Израиль. Так и верующие после усердных молитв Господу не должны покидать храм, не получив благословения Божия в виде отпуста. Для них это также важно, как и для Иакова. Благословение устами священника от имени Бога означает духовное очищение и приближение к Господу.
Напутственное моление совершается иереем, когда он стоит в Царских Вратах лицом к пастве.
В православии используют несколько типовых отпустов:
- Малый. Произносится малой вечерне, повечерии, полунощнице, часах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- Великий (дневной). На вседневной и великой вечерне, утрене, литургии читают: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…), преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- Праздничные. На двунадесятые праздники и в воскресенье читают в зависимости от праздника. Например, на Рождество: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…». На Троицу: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…». В воскресенье: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» Подразделяются на полные и краткие.
- Страстные. Напоминают праздничные. В каждый день Страстной седмицы вспоминают соответствующий день земной жизни Иисуса Христа. Например, в Страстную пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В Страстную субботу читают великий отпуст.
Великий и праздничный отпусты заканчиваются пением хора «Многая лета» Патриарху Московскому и всея Руси, митрополиту/архиепископу, клирикам храма и всем православным христианам.
Отпусты Владычних праздников по чину
Глаго́лемии в вече́рню, во у́треню, и в Литурги́ю по чи́ну:
Праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых, помилует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
в дни попразднства:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
На Рождество Христово:
И́же в верте́пе роди́выйся, и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
На Обрезание:
И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Васи́лия Вели́каго, архиепи́скопа Кесари́и Каппадоки́йския, его́же и па́мять ны́не соверша́ем, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец
На Богоявление:
И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее — попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых.
На Сретение:
И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В седмицу Крестопоклонную:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В неделю Цветную:
И́же на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В ту же Неделю вечера, в Великий Понедельник, Великий Вторник:
Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
На повечерии Великиго Понедельника и Великиго Вторника отпустом служит молитва:
Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Ермогена, и святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь. Господи, помилуй нас и мiр Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец.
В Великую Среду в конце утрени и после литургии:
Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Отпуст изобразительных в этот день совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В Великий Четверток:
И́же за превосходя́щую Бла́гость Путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до креста́ и погребе́ния Снизше́дый нам, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Во отпуст Святых Страстей:
И́же оплевания, и бие́ния, и зауше́ния, и крест, и смерть претерпе́вый за Спасе́ние ми́ра, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Во отпуст Святых Страстей
И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди Спасе́ния страшныя стра́сти и Животворя́щий крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Великая суббота (литургия):
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В неделю Пасхи, и во всю Светлую Седмицу:
Христо́с Воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (Когда в один из дней Пасхальной седмицы к пасхальной службе присоединяется служба святому великомученику Георгию Победоносцу, поминается великомученик).
В неделю Фомину:
Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
7 мая — в день «на небеси явльшагося Знамения Честнаго Креста», а также 1 августа:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
На Вознесение:
И́же во Сла́ве Вознесы́йся от нас на Не́бо, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (отпуст Вознесению Господню в тех случаях, когда служба этого праздника соединяется со службами святому апостолу Иоанну Богослову (8 мая), Святителю Николаю Чудотворцу (9 мая) или святым равноапостольным Константину и Елене (21 мая)).
В неделю Пятдесятную:
И́же в виде́нии о́гненных язык с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха, на святы́я своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В ту же Неделю вечера:
И́же от О́тчих и Бо́же́ственных Недр истощи́вый Себе́, и с Небесе́ на зе́млю соше́дый, и на́ше все восприе́мый естество́, и обожи́вый е, по сих же на Небеса́ па́ки возше́дый, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Боже́ственнаго же и Свята́го, и Единосу́щнаго, и Единоси́льнаго, и Единосла́внаго, и Соприсносу́щнаго Ду́ха низпосла́вый на святы́я своя ученики́ и апо́столы, и Сим просвети́вый у́бо их, и те́ми же всю вселе́нную, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя и Пренепоро́чныя Святы́я Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных, прехва́льных богопропове́дников и духоно́сных апо́столов, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
На Преображение:
И́же на горе́ Фаво́рстей Преобрази́выйся во Сла́ве, пред святы́ми свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Отпуст у католиков
В 1962 году в Католической церкви произошла литургическая реформа, получившая название Novus Ordo. Одним из положений II Ватиканского собора была фактически отмена мессы на латыни. В 2007 году Папа своим указом разрешил вновь вести литургию на латыни и служить Традиционную мессу по римскому обряду (то есть полностью на латыни).
Отпуст в католическом храме может совершаться либо на латинском, либо на национальном языке.
В конце мессы (богослужения) священнослужитель произносит:
- Ite miisa est.
- Идите, месса совершилась.
На службах суточного цикла и во время поста:
- Dominus vobiscum. Benedicamus Domino. Deo gratis.
- Господь с вами. Благословим Господа. Слава Богу.
В завершении литургии священник отпускает прихожан, произнося при этом: «Господь с вами. (Хор) И со духом твоим. Да благословит вас Всемогущий Бог-Отец и Сын и Святой Дух. (Хор) Аминь. Идите с миром. (Хор) Благодарение Господу».
Священнослужителю, совершающему богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница?
На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются бесплотные силы, во вторник — св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — честный и животворящий крест Господень, в четверток — св. Николай Мирликийскйй, в субботу — святые мученики и преподобные), и всегда поминаются святые апостолы; затем поминается храмовой святой, т.е. тот святой, которому посвящен храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи святого угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после святых апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т.е. св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов.
На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых».
Во дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Святой Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвижения. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста…»), причем обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о Кресте соединяется и воспоминание о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» и на утрени поется: «Воскресение Христово видевше…»).
В такие праздники, как Обрезание Господне и Сретение, случившиеся в неделю (день воскресный), служба воскресная не отменяется, а потому произносится воскресный отпуст, а не праздничный.
Отпусты Господских праздников бывают краткие и полные. Краткие произносятся на самые праздники и на них не бывает воспоминаний дней седмицы, храмовых святых, святых покровителей города, св. Иоакима и Анны и, большей, частью, святых, память которых приходится в день праздника. Полные отпусты произносятся в дни попразднства до отдания праздника, и они содержат воспоминания храмовых святых, святых, память которых празднуется в эти дни, святых покровителей города и свв. праведных Иоакима и Анны. В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в день воскресный, произносится отпуст воскресный, а не праздничный.
Когда утреня соединяется с первым часом в одну службу, тогда великий отпуст произносится после первого часа (т.к. утреня совсем не имеет после себя отпуста).
Во всю пасхальную седмицу пасхальный отпуст: «Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех Живот даровавый…» с крестом в руках и последующим затем осенением крестом и троекратным приветствием: «Христос воскресе!» произносится только на вечерни, утрени и литургии. На часах же, повечерии и полунощнице говорится только обыкновенный малый воскресный отпуст, начинающийся словами: «Воскресый из мертвых…» без креста и без этого приветствия. В день отдания Пасхи пасхальный отпуст с крестом произносится только в конце литургии, причем священник в последний раз троекратно приветствует верующих словами: «Христос воскресе!»
Совершенно недопустимо по собственному усмотрению поминать на отпустах имена святых, не имеющих отношения к данному дню, храму и празднованию, хотя бы служащий священнослужитель и имел основания лично особо чтить их.
Не полагается на отпусте добавлять к имени святого слова: «егоже и память совершаем». Эти слова произносятся лишь на литийной ектении: «Спаси, Боже, люди Твоя…» и на молитве: «Владыко многомилостиве…» Архиепископ Аверкий
Ниже приводим некоторые выдержки из статьи об отпустах покойного литургиста, профессора Н. Успенского:
1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм.
2) Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по минее или Триоди…
Ни в коем случае не следует «вычитывать» на отпусте имена святых на данный день по календарю. Также не следует призывать поименно святых, имена которых не указаны в месяцеслове Типикона (хотя и известны из истории и указываются в календаре) и память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, «святых четыредесяте мучеников, в Севастийстем езере мучившихся». Прекрасным примером этому является отпуст вечерни в Неделю Пятидесятницы. В этом отпусте прославляется сошествие Святого Духа на апостолов. Хотя имена последних известны Церкви, однако она, почитая их, как сподобившихся первыми получения благодати обещанного Христом Спасителем Духа Утешителя, и называя их «святыми, славными, прехвальными, богопроповедниками и духоносными апостолами», не называет их имен, очевидно, в тех видах, чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен.
3) Не следует делать в отпусте перестановок имен святых по признаку принадлежности их к тому или иному лику, например, призывать имя апостола, «егоже есть день», прежде имени преподобного, «егоже есть храм», или, например, произносить на вседневном отпусте в четверг имя апостола, «егоже есть храм», прежде «святых славных и всехвальных апостол и иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», но следует строго соблюдать установленный Церковью и данный в Служебнике чин, ибо Церковь, призывая святого храма и дня после святых седмичного круга, делает так не потому, что она якобы почитает их меньше, чем других святых, а, напротив, имея в виду выделить их славную память: одного — как покровителя данного храма и другого — как виновника церковного торжества данного дня. Подтверждение этому можно видеть в молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…», читаемой на литии в бденные праздники и на полиелейной утрени перед каноном, а также в поминовении святых на проскомидии — при проскомисании «девятичинной» просфоры. Во всех этих случаях святой храма и святой дня, из коих последний, собственно, является виновником праздничного торжества, призываются в конце молитвы, когда уже совершено призывание многих угодников Божиих и ликов святых.
4) Что касается молитвенного призывания на отпустах местночтимых святых, то нужно иметь в виду, что древние Уставы предусматривают молитвенное призывание за богослужением как чтимых святых только тех, которые чествуются городом, или областью, или страною, а не отдельной церковной общиной. Такими святыми, например, являются для Москвы — Святитель Алексей, митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский, для Санкт-Петербурга — св. благоверный князь Александр Невский, для Киева — преподобные Антоний и Феодосии Печерские, для Новгорода — святитель Никита, епископ Новгородский. Такого порядка держалась древняя литургическая практика…
В свете сказанного нельзя одобрить молитвенного призывания на отпусте святых по мотиву наличия в храме частицы их мощей, чтимой иконы и, тем более, по личному благоговению иерея перед тем или иным святым. Церковь Христова едина, и это единство ее видимым образом проявляется в молитвенном единении всех ее членов. Из этого единства вытекает общность месяцеслова, тождество апостольских и евангельских чтений в течение всего года и последовательность гласов Октоиха, так что вся Церковь в один день совершает одну и ту же службу, читает одно и то же Евангелие или Апостол, поет один и тот же глас. Церковный Устав осуждает молитвенную ревность о том или ином угоднике Божием, если эта ревность идет вразрез с общецерковным установлением, и о таких действиях говорит: «Сие от своего неразумия, а не по Церковному уставу» (Типикон, гл. 58, «зри» 1-е).
Русский пастырь, 1997 г., № 28-29, раздел “Богослужение”.
Разновидности
На протяжении столетий богослужения насыщались молитвословиями и песнопениями, что привело к разнообразию молитв отпуста, особенно литургийных. В современном виде краткие заключительные молитвы сложились в XV-XVI веках. В зависимости от вида празднования текст варьировался включением разных типов молитв или их разделением на части.
Виды заключительных молений:
- во все лето;
- владычних празднований по чину;
- дневнии во всю седмицу.
Богослужебный Устав регламентирует обряд в соответствии с православной традицией, указаниями и замечаниями святых отцов.
Отпусты во все лето
На Богородичных празднованиях, а также на празднованиях, связанных с Иоанном Крестителем, в заключении дневного богослужения читается краткий праздничный отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
В праздники «бденных» святых читается великий отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х…»
Святые, в честь которых служат всенощную службу:
- Иоанны Богослов и Златоуст;
- Савва Освященный;
- Николай Угодник;
- Антоний Великий;
- Евфимий Великий;
- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст;
- Георгий Победоносец;
- Кирилл и Мефодий;
- Иоанн Предтечи и Усекновение;
- Петр и Павел.
В течение года служат 13 всенощных.
К этой же категории относится воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпусты Владычних праздников по чину
Этот вид молений сформировался из праздничных заамвоных (тайных) молитв и современных праздничных отпустов. Назначение молитв – прославление празднуемого священного события.
Время моления:
- вечерня;
- утреня;
- литургия.
Владычные праздники по чину:
- Воздвижения Креста;
- Рождество;
- Обрезание;
- Крестителя Иоанна;
- Сретение;
- Крестопоклонная седмица;
- Вербное воскресенье;
- вечер понедельника и вторника Страстной недели;
- конец утрени и литургии среды Страстной недели;
- четверг Страстной недели;
- Святые страсти (дважды) – в Страстную пятницу;
- Литургия Страстной субботы;
- Пасха и последующая седмица;
- Фомина неделя;
- 7 мая и 1 августа;
- Вознесение;
- утро воскресенья на Пятидесятницу;
- вечер на Пятидесятницу;
- Преображение.
Эти богослужения могут заканчиваться всеми имеющимися типовыми отпустами. Например, праздник Воздвижения – малый, Рождество – праздничный, Страстная Суббота – великий, Страстной Четверг – страстной.
Отпусты дневнии во всю седмицу
Данный вид заключительной молитвы – это разделенная на части молитва «Христос, Истинный Бог наш…» с учетом седмичного круга, указанного в служебной книге:
- воскресенье – Воскресение Спасителя;
- понедельник – ангелы;
- вторник – Иоанн Креститель;
- среда, пятница – Святой Крест;
- четверг – апостолы;
- суббота – все праведные угодники, родители Пресвятой Девы (Иоанн и Анна).
Кроме этого, к ним присоединяются имена святых храма, святых дня.
При чтении соблюдаются основные правила:
- В первый день каждого из двенадцати годовых праздников, Великую седмицу и Пасхальную неделю полагается неполный праздничный. Такой же порядок соблюдается в дни празднования бденных и храмовых святых. Тогда дополнительно читают имя святого.
- Полный праздничный читают в пред- и попраздничные дни годовых торжеств, а также на Духов день (на вечернях, за исключением праздников Вознесения и Троицин день), в полиелейные празднования Божией Матери и праведных угодников.
- Великие, с поименным перечислением святых седмичного круга, храмовых, дневных, отца и матери Богородицы во все дни, когда нет годовых православных торжеств, включая пред- и попразднование, праздников Пресвятой Девы Марии, богослужений со всенощной и полиелеем.
- Весь год читается малый в конце вечернего, ночного богослужений и первого часа, если на утрени также читается отпуст.
- В Великий пост на вседневной и полунощнице полагается малый отпуст.
В воскресенье на утрене заключительное моление начинается словами «Воскресый из мертвых…». В остальные дни – словами «Христос, Истинный Бог наш…».
Отпусты дневнии во всю седмицу
По обы́чаю Святы́я восто́чныя Це́ркве:
В субботу вечера:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В неделю утрени:
Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая, я́коже вы́ше пи́сано.
Во свя́те́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени, приглаша́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́а, Златоу́стаго, и Васи́лиа Вели́каго.
В неделю вечера, и в понедельник на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил Безпло́тных: святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, [и святы́х храма, и дне:] и святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В понедельник вечера, и во вторник на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
Во вторник вечера, и в среду на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
В среду вечера, и в четверток на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и Всехва́льных Апо́стол, и́же во святы́х отца́ на́шего Никола́я архиепи́скопа, Мир Лики́йских чудотво́рца: и про́чая.
В четверток вечера, и в пяток на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
В пяток вечера, и в субботу на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, святы́х сла́вных и Добропобе́дных му́чеников, Преподо́бных и Богоно́сных оте́ц на́ших, [и свята́го хра́ма и дне,] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и Всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
А во всю седми́цу на святе́й Литурги́и быва́ют отпу́сты, я́коже предписа́ся, на вече́рни и на у́трени по днех: то́чию прилага́ется и свята́го и́мя, его́же есть литурги́а, си́це:
и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́ня гра́да, Златоу́стаго [или́ Вели́каго Васи́лиа, или́ Григо́риа Двоесло́ва.]
а в повече́рии, и в полу́нощнице, и в часе́х, ма́лый отпу́ст быва́ет во всей седми́це, си́це:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
То́чию в неде́лю на полу́нощнице и в часе́х прилага́ется в нача́ле: Воскресы́й из ме́ртвых:
В пято́к ве́чера, и в суббо́ту на у́трени, и на Литурги́и, не подоба́ет возглаша́ти на отпу́сте: Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́: зане́ в той день Кресту́ слу́жбы никаки́я несть. В кото́рый бо день воспомина́ние и слу́жба Честна́го Креста́ быва́ет, тогда́ и пост есть: я́коже в среде́ и в пятце́, и в Воздви́жение Честна́го Креста́, подо́бне и в неде́лю во отпу́сте, Креста́ не воспомина́ется, зане́ не по́стный день есть: си́це держи́т чин и обы́чай Свята́я восто́чная Це́рковь, во всех патриархи́ах, и святы́х оби́телех, и повсю́ду. Ве́домо бу́ди и о сем: я́ко иде́же есть храм Спа́са Христа́, Рождество́, или́ Богоявле́ние, или́ Вознесе́ние, и про́чая, в седми́чном отпу́сте не возглаша́ются никогда́ пра́здничныя отпу́сты, то́чию возглаша́ется пра́здничный отпу́ст в день пра́здника, и до отда́ния, а во весь год то́кмо: Христо́с И́стинный Бог наш: и про́чая по дню.
На часовых службах:
На повечерии, полунощнице и после первого часа, если перед ним произносился отпуст утрени) в течение всего года
произносится
малый отпуст
:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Этот отпуст на воскресной полунощнице (но не на пасхальной, совершаемой по Уставу до полуночи) и на воскресном всенощном бдении после 1‑го часа, а также на всех часовых службах Пасхальной седмицы и всего периода попразднства Святой Пасхи, начинается словами «Воскресый из мертвых».
В Великом посту на вседневной и субботней полунощнице полагается обычный малый отпýст:
Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец
На повечериях же малый отпуст только в том случае, если на этой службе не положены поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина (Типикон, Служба Обретению главы св. Иоанна Предтечи 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечи во един от дней постных»). Когда же положены эти поклоны, тогда отпустом служит молитва «Владыко Многомилостиве», которую Устав указует выслушивать «нам же на землю приклоншимся» (Типикон, «Начало святаго и Великаго поста. В понедельник первыя седьмицы… О часе девятом»). После первого часа, который следует непосредственно за утреней, полагается отпуст вседневной утрени, как он изложен в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу». Этот же отпýст произносится на изобразительных в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров («Службы первой седмицы Великого поста»). После вечерни, если она совершается без литургии Преждеосвященных Даров, отпуст полагается также обычный вседневный, как он дан в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу», но с молитвенным призыванием святого наступающего дня, то есть того, которому пелись стихиры на «Господи, воззвах». Литургийный отпуст – такой, как в Служебнике в чине литургии Преждеосвященных Даров. Следует иметь в виду, что в этом отпусте под святым, «егоже есть день», подразумевается святой наступающего дня, то есть тот, которому были петы стихиры на «Господи, воззвах». Исключение из этого правила составляет литургия Преждеосвященных Даров в праздник Обретения главы святого Иоанна Крестителя 24 февраля и святых Сорока мучеников 9 марта. В эти дни «на отпýсте иерей поминает преждепразднуемаго святаго (то есть святого Иоанна Крестителя или святых 40 мучеников), потом наставшаго».
Итак, из сказанного об отпустах, произносимых на вечерне, утрени и литургии в течение всего года, следуют три правила общего характера:
- неполные праздничные отпусты, то есть отпусты с призыванием только имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, полагаются в первый день двунадесятых праздников, во всю Страстную седмицу и во всю седмицу Святой Пасхи. Такой же отпуст произносится в дни праздников бденных святых и в праздник храмового святого. В этих случаях, кроме имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, поименно призывается только празднуемый святой (исключения см. выше);
- полный праздничный отпуст, то есть отпуст с поименным призыванием святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», и святого, «егоже есть день», полагается в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период Пятидесятницы – от Фомина воскресенья (имеется в виду вечерня в Фомино воскресенье, совершаемая со входом и великим прокимном, которым завершается Святая Пасха, и откуда, собственно, начинается период ее попразднства) и кончая воскресеньем Всех святых (за вычетом праздничных дней – вознесения Господня и дня Святой Троицы), а также в полиелейные праздники Пресвятой Богородицы и святых;
- отпýсты дневные, то есть с поименным призыванием святых, прославляемых в седмичном круге богослужения, святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», святого, «егоже есть день», и «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», полагаются во все седмичные дни года, когда нет Владычних и Богородичных двунадесятых праздников, их предпразднств и попразднств, и когда нет праздников Богородицы и святых, в которые полагается всенощное бдение или полиелей.