Кто такие копты?
Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с языком Древнего Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.
В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.
Египетские копты в вопросах и ответах
В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.
Епископ Тавадрос. © REUTERS Mohamed Abd El Ghany |
Каковы полномочия коптского патриарха?
Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.
Кто такие копты?
Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем.
Монастырь преподобного Бишоя в Египте, где похоронен патриарх коптской церкви Шенуда III |
Сколько их?
У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек.
В чем их отличие от других христиан?
Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.
К каким общественным кругам они принадлежат?
Их представителей можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства. Крестьяне-копты проживают преимущественно в Верхнем Египте. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли активную роль в торговле и промышленности, кроме того, их было много среди крупных землевладельцев. Аграрная реформа и национализации Насера лишили их большей части богатств. Сегодня в стране вновь появляется множество состоятельных коптов.
Как складываются их отношения с государством?
Коптские церкви Каира, квартал Мэри Гиргис |
Со времен Насера президенты Египта проводили дискриминационную политику по отношению к их соотечественникам-христианам. В 1970 году Садат сделал исламские законы шариата частью Конституции. Коптский патриарх Шенуда III выразил протест, однако все было впустую. В 1981 году Садат отправил его под домашний арест, из которого его освободил Мубарак в 1985 году. Впоследствии Шенуда III начал политику сближения с властью, которая иногда воспринималась как чрезмерно податливая среди юных коптов.
До сегодняшнего дня президентом Египта мог быть только мусульманин. Кроме того, по негласному правилу, копты не могут пробиться в высшие эшелоны вооруженных сил. В последние годы руководства страной Мубарак назначил нескольких коптов в правительство: им в том числе достался портфель министра экономики. Тем не менее, по результатам последних выборов при его режиме, которые, как и раньше, были «подтасованы», коптам досталось всего десять депутатских мест (семь из них были назначены президентом) в парламенте из более чем 500 представителей.
Обладают ли они свободой вероисповедания?
Да, но до 2000 года им требовалось президентское разрешение на строительство или расширение церкви. Причем выдавали его исключительно редко… Построенные без разрешения здания нередко сносили бульдозерами. Власть оказала эту услугу исламистам в обмен на их отказ от создания политической партии. В 2000 году Хосни Мубарак передал эти полномочия губернаторам, однако на ситуации это почти не отразилось.
Чего они могут ждать от новой власти?
Сегодня в правительстве «Братьев-мусульман» работает коптское меньшинство, которому поручены научные вопросы. В числе трех ближайших советников президента Мурси находится копт Самр Маркос, который занимается проблемами политического переходного процесса. В проекте Конституции обозначено, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов», что вовсе не обязательно по нраву светски настроенным коптам. Кроме того, пока еще нет определенности насчет шариата. Его «принципы» должны быть «главным источником закона», что оставляет самые широкие возможности для интерпретации. Тем более, что в статье 4 утверждается, что принимать решения о сути этих самых принципов будут «мудрецы» из Университета Аль-Азхар.
Оригинал публикации: Les coptes égyptiens et leur pape en questions
История коптской церкви
По легендам, первую христианскую общину в Египте основал святой Марк, который впервые посетил Александрию около 47-48 года н.э. Он же стал ее первым епископом, а через двадцать лет погиб от рук римлян. Часть его мощей до сих пор хранится в коптском храме в Александрии.
Официально же Коптская православная церковь появилась в 451 году, после церковного раскола на IV Халкидонском Вселенском соборе. Тогда Александрийский патриарх отказался осудить монофизитство как ересь и вынужден был заявить об отделении своей церкви. После этого все время, пока Египет оставался в составе Византийской империи, коптов преследовали как еретиков.
После завоевания страны арабами, а позже Османской империей на протяжении долгих веков коптская церковь терпела жестокие притеснения мусульман, которые разоряли храмы и подвергали преследованию священнослужителей и прихожан.
Вероучение и обряды
В основе вероучения коптской церкви лежит умеренное монофизитство. Монофизиты признают только божественную природу Иисуса Христа и отрицают, что он когда-либо был человеком. Они считали, что человеческая природа, унаследованная Им от матери, растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Православная же церковь утверждает, что Христос имел двойственную природу, то есть был настоящим человеком, оставаясь при этом богом. Именно эти сугубо теологические разногласия и привели в свое время к расколу между двумя восточными церквями.
Обряды и праздники египетской церкви во многом схожи с православными. Торжественно отмечаются 7 больших Господних и 7 малых праздников.
Копты глубоко почитают Богоматерь. В ее честь в церковном календаре существует 32 праздника, главными из которых считаются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Успение.
Религиозные копты постятся большую часть года. У них существует 4 больших поста и несколько малых. Кроме этого постными днями всегда являются среда и пятница.
Церковная литургия сохранила в себе много от монастырской службы времен раннего христианства. А в связи с тем, что коптский язык практически вышел из употребления и непонятен большему количеству прихожан, проводится она обычно на двух языках – коптском и арабском. Службы проходят 7 раз в сутки.
Коптские храмы
Главным храмом Коптской церкви сегодня является огромный Собор св. Марка в Александрии. В этом же городе находится и древний, чудом сохранившийся храм Петра и Павла.
Кроме того, коптские храмы существуют и в других городах Египта. Особого внимания заслуживает величественная Коптская церковь в Хургаде, которая является одной из главных достопримечательностей города. Архитектура храма гармонично сочетает в себе черты христианского и мусульманского искусства, а большой иконостас украшен тремя рядами древних икон, привезенных из католических соборов Европы. Чтобы избежать столкновений с мусульманскими религиозными фанатиками, церковь обнесена достаточно высокой стеной. Тем не менее она открыта для туристов, а ее служители очень приветливо относятся к представителям любых христианских конфессий.
Убранство коптских церквей, как правило, не отличается чрезмерной пышностью. Стены просто оштукатурены, а фрески встречаются крайне редко. Иконостас состоит из резных деревянных панелей, лишь сверху украшенных иконами. Коптская религиозная живопись тоже имеет ряд существенных особенностей. Фигуры людей здесь изображаются плоскими и непропорциональными, а детали прописываются очень слабо. В целом это напоминает рисунок, выполненный рукой ребенка.
Внутри храмов есть ряды скамеек — в отличие от православных церквей, где прихожане всегда слушают службу стоя.
Крест на куполе церкви, как правило, ориентирован сразу по двум направлениям, а потому виден всегда, с какой бы стороны храма ни находился наблюдатель.
При входе в храм принято снимать обувь. Мужчины молятся отдельно от женщин.
Структура коптской церкви
Сегодня Коптская церковь в Египте состоит из 26 епархий. Управляет ей Святейший папа, Патриарх Александрии. Он избирается на общем собрании архиереев, где также присутствуют и миряне, которых приглашают по 12 человек из каждой епархии. До своего избрания патриарх необязательно должен иметь епископский сан, он может быть даже простым монахом. Окончательный выбор главы Церкви из представленных кандидатов предоставляют самой судьбе, то есть бросают жребий. Избранный таким образом патриарх не может быть смещен, и только он имеет право рукополагать новых епископов.
Коптская церковь имеет собственные школы, а в последнее время здесь начал возрождаться институт монашества. Сегодня в Египте насчитывается 12 мужских и 6 женских коптских монастырей. Большинство из них расположены в оазисе Вади-эн-Натрун, в сотне километров от Каира. Существуют и совсем крошечные обители, где живут всего 3-4 монаха.
Еще одним отличием Коптской церкви от других являются сохранившиеся до сих пор монахи-отшельники, ведущие одинокий аскетический образ жизни далеко в пустыне.
Главная духовная семинария коптов находится в самой столице Египта, недалеко от собора св. Марка. С 1954 года Коптская церковь имеет также свой Институт высших исследований, занимающийся изучением египетской христианской культуры.
Церковь сегодня
Последователи церкви проживают в основном в Египте. По данным за 1995 год, их численность превышает 8 млн человек, еще около 2 млн насчитывают коптские диаспоры во всем мире.
Церковь поддерживает тесные отношения с другими церквями монофизитского толка – армянской, эфиопской, сирийской, маланкарской и эритрейской.
Не так давно Патриарх Александрийский посетил Россию, что является верным знаком хороших отношений между двумя ветвями православия и попытки их сближения. Его инициатором выступает именно Коптская церковь. В Москве глава египетских христиан встретился с патриархом Кириллом и посетил несколько храмов и монастырей столицы.
Коптская православная церковь за всю свою историю никогда не знала легких времен. Она и сейчас остается маленьким островком христианства посреди мусульманского мира. Но несмотря ни на что, она продолжает существовать и развиваться, бережно сохраняя традиции и вселяя веру в сердца своих прихожан.
Россия и копты
В Египте неспокойно. Радикальные мусульмане притесняют коптов-христиан, коренное население страны. Копты — потомки египетских фараонов, в то время как арабы-мусульмане — пришлые завоеватели.
По иронии судьбы коптов в Египте меньшинство, и они преимущественно принадлежат к Коптской православной церкви. Меньшая часть коптов — католики. Их убивают за их веру, но они крепко за неё держатся. Переход коптов в ислам считается позором для семьи, хотя мусульманская пропаганда делает всё, чтобы христиан в Египте не осталось (сейчас их там всего 5%).
Копты бегут из Египта массово. Кто куда — США, Европа, страны Азии. По российскому ТВ показывали как-то сюжет о коптах, бежавших в Россию. Почему в Россию? Потому что им легче получить российскую визу, чем, скажем, американскую или канадскую, и потому что Россия — православная страна, а для коптов это очень важно.
В сюжете повествовалось о нелёгкой и полной опасностей жизни коптов в Египте, а также о непростой их жизни в российской глубинке. Выступал русский батюшка, говорил, что ставит поселившихся коптов прихожанам своим в пример за их горячую верность Православию. Например, своих детей коптские беженцы тут же определили в воскресную церковную школу, сами стараются не пропускать богослужений и т.д.
Но меня поразили комментарии россиян об этом сюжете, появившиеся в Сети. «Понаехали сюда!», «Скоро права начнут качать!», «Пускай валят на х…», «Путин убивает русский народ, пуская таких вот в Россию!». Злость, дикость и бездушие.
Понятно, что это голос не всех россиян (в сюжете показывали русских людей, которые с готовностью приносили страждущим коптам продукты и одежду). Понятно, что Интернет позволяет сегодня высказаться любому идиоту-расисту. Но всё же….
…Москва — Третий Рим. Многие забыли об этом лозунге старца Филофея. А Третий Рим должен блюсти православные каноны, быть стойким оплотом святой веры христианской. На сегодняшний день Россия — одна из немногих стран, стоящих на защите православных ценностей. Сербию, Румынию и даже Грецию Запад понемногу доламывает. Россия пока держится.
Россия для многих заграничных православных — центр духовного притяжения. Не случайно многие копты с готовностью бы поехали к нам жить, если бы могли.
Россия всегда защищала православный люд. И на Балканах, и на Кавказе, и в Польше. Сегодня сотни тысяч наших православных коптских братьев живут в ежедневном страхе за жизнь своих детей. Их дома и церкви поджигают, их самих убивают, заставляя переходить в ислам. Не должна ли Россия, как ядро православной цивилизации, приютить этих людей у себя? Сам русский народ, народ-страстотерпец, затуманенный либеральной чушью, забыл о своей духовной миссии — помогать братьям по вере.
Я не говорю, что нужно принимать всех без разбору. Но разве нам не нужны пылко верующие православные люди? Разве у нас нет кризиса духовности и разъедающей ржи либеральной крамолы? Разве горячо верующие православные люди не трудились бы на укрепление нашего духовного каркаса?
В прошлые века Россия гостеприимно распахнула свои просторы для болгар и сербов, бежавших от турок, для грузин, спасавшихся от персов. Массы этих народов влились в российский этнический организм, и дали нам множество преданных граждан, от учёных до генералов.
Когда-то в Россию переселились ассирийцы (не путать с сирийцами), потомки древнего Ассирийского царства, которые тоже в массе своей были христианами. Их в России сейчас насчитывается 14 000. В Краснодарском крае есть даже единственное ассирийское село в России — Урмия. Кто-то слышал о русско-ассирийских конфликтах? Нет. Вот то-то же.
Современная Россия — огромная страна с нехваткой людского потенциала, с конфессиональной динамикой, складывающейся не в пользу христиан. Сибирь наводняют мигранты из Средней Азии, Кубань и Ставрополье испытывают большой прирост миграции из кавказских республик и т.д.
Количество мусульман становится всё больше, и, самое главное, они радикализуются, отпадают от традиционного ислама, превращаясь в сторонников разных исламских сект.
Исламизация России — это путь к нестабильности. Христианизация России — это путь к мирному сосуществованию, но при условии, что сама Россия и сам русский народ будут православными не номинально, но по своей глубинной сути.
Чем бы нам помешали несколько тысяч коптов — людей, отдававших жизни ради торжества Православия, и доказавших свою верность Христу в условиях жестокого давления? В России достаточно места для их дисперсного расселения, от Воронежа до Сахалина. Кстати, когда-то показывали по ТВ репортаж об индийцах, живущих в российской глубинке бок о бок с русскими. Вместе гуляют, вместе праздную праздники. Дрязг и ссор нет. Если получилось с такими ментально далёкими от нас индийцами, почему не получится с коптами?
Давайте признаемся, что не все из нас остались бы верны Православию, когда за это каждый день угрожают убить. Не все из нас отдают детей в воскресную церковную школу, а уж тем более, если наш человек уезжает за рубеж. Разве о церкви он там думает?
Не будем себе льстить: большинство наших сограждан думают о пепси-коле и гамбургере, а не ищут церковную школу для своего ребёнка, как это делают копты в России. Посмотрел бы я и на интернетовских писак, если бы их семьям грозила гибель, и они уехали в страну, родственную по духу, но наткнулись бы на ядовитое «понаехали тут!».
«Понаехавших» тоже надо различать. Я не говорю, что все копты — смирные и тихие. Но они довольно нам близки по вере (хотя РПЦ и не состоит в евхаристическом общении с Коптской церковью, еще в VI веке ушедшей в монофизитство), а это значит, что культурно-цивилизационных причин для конфликтов практически нет, только социально-экономические. И стратегия адаптации коптов к российским реалиям должна лежать в социально-экономической плоскости.
Коптов в России очень мало, и всерьёз этой адаптацией никто заниматься не будет. Но копты в Египте смотрят с надеждой на другие страны, и ждут помощи, в том числе и от нас — от православной России.
Источник