Каждому христианину полагается периодически исповедоваться. Совершая это таинство, заповеданное своим последователям Спасителем, верующий человек освобождает душу от тяготящих ее прегрешений, становится намного ближе к Богу. В православии существует особенное понятие, известное как генеральная исповедь. Далее будет рассказано о том, что представляет собой такой обряд, когда проводится и кто нуждается в нем больше остальных.
Отличие генеральной исповеди от обычной
Каждый воцерковленный человек участвует в Таинствах и исповедуется каждые 1-3 недели. Обычно это краткие перечни, поскольку они охватывают небольшой период от одной исповеди до другой.
Каждый воцерковленный человек исповедуется раз в 1-3 недели
Генеральная исповедь является полной, так как в ней вспоминаются и называются все грехи за всю жизнь, точнее, совершенные начиная с 7-летнего возраста. Нередко человек просто забывает свои грехи и провинности, а порой даже не знает, что своим словом или поступком нарушил заповедь.
Незнание закона не освобождает от ответственности в дальнейшем. Когда человек пойдет по воздушным мытарствам в бесовских хартиях он увидит все мельчайшие детали своих грехов, даже забытых или совершенных по незнанию. Поэтому обязательно нужно проходить генеральную исповедь. Этот чин поможет вычистить все уголки души от греховной скверны.
Важные особенности и значение
Православная вера учит: стать свободным внутри и обрести духовные крылья без Творца никогда не удастся. Сделать это можно, освободившись от неугодных Богу мыслей и поступков, искренне раскаявшись в них.
Генеральная исповедь является великим таинством. Религия утверждает, что во время воздушных мытарств, которые предстоят душе после ухода из тленного тела и перехода в иной мир, перед ней возникнут мельчайшие подробности сотворенных при жизни грехов. Среди них окажутся все проступки или преступления – и забытые, и совершенные неумышленно, по незнанию законов христианства. Полная исповедь помогает человеку провести очистку даже самых потаенных уголков души и избежать тягостной участи после завершения земного пути.
В православии генеральное исповедование считается особенным обрядом, способным приводить к настоящим чудесам. Известны случаи, когда после него люди исцелялись от затяжных болезней, не поддающихся традиционному лечению.
Роль и пример генеральной исповеди
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола». Пересмотр всей своей жизни позволяет человеку проанализировать и понять, где он оступился, где отклонился, что повлияло на его поступки, а главное – осознать все свои ошибки и покаяться. Генеральная исповедь позволяет максимально очиститься, снять с себя груз грехов, совершенных даже много лет назад и уже забытых. Чем более подробно человек исповедается, чем больше он вспомнит, тем легче ему будет проходить воздушные мытарства.
К Таинству покаяния нужно готовиться, рассматривая свои личные поступки, но полезно иметь примерный текст, образец генеральной исповеди, чтобы видеть, на что нужно обращать внимание и как строить свой рассказ. Существуют разные перечни грехов, например, «Почаевские листы», составленные в Лавре, в Почаевском монастыре.
Примерные перечни в целом одинаковы для мужчин и женщин, но имеют некоторое расхождение, охватывающее семейную жизнь. В частности, женщины должны повиноваться мужьям, а мужчины должны любить и беречь своих жен, не давая власти над собой. Также половое различие влияет на перечень грехов, связанных с внешним видом человека.
Милосердный Господь, хочу рассказать Тебе обо всех грехах, совершенных мною вольно и невольно в словах, поступках и мыслях, по своей воле и принужденно. Я грешен в несоблюдении заповедей Божиих и обетов, данных при крещении, в поверхностном чтении молитв и пренебрежительном отношении к Церкви. Я грешен в том, что лгал, дерзил, грубил, раздражался, ссорился, ругался и унижал. Я грешен в том, что злословил, ревновал, ненавидел, обижал, презирал и подстрекал. Я грешен в том, что мстил, предавался сладострастию, безумно веселился, был невоздержан, нечист, уделял слишком много времени своей одежде и внешнему виду, осуждал других. Я грешен в том, что был жаден, алчен, завистлив, беспечен, честолюбив, тщеславен и неуважителен. Я грешен в том, что презирал и ненавидел нищих, прокаженных и неудачливых людей, в том, что отказывал в помощи нуждающимся, не навещал больных, не оказывал должного внимания своей семье и близким. Я грешен в том, что предавался унынию и скорби, богохульствовал, не почитал воскресенье и церковные праздники, не соблюдал пост, не причащался и не исповедовался. Я грешен в том, что поминал Бога всуе, проводил свое время в суете и праздности, потворствовал в грехах, подстрекал людей на совершение плохих поступков, распространял ложные сведения, проклинал, пропускал утренние и вечерние молитвы. Я грешен в прелюбодеянии, чрезмерном употреблении алкоголя и в азартных играх. Перед Господом я признаю себя повинным во всех моих грехах и искренне каюсь за все совершенные и несовершенные мною поступки. Молю Тебя, Отец наш Небесный, о прощении. Надеюсь на Твою милость и помощь.
Особенности подготовки
Самостоятельно подготовиться к полному чину покаяния, без помощи духовного отца или хотя бы соответствующей литературы, сложно. Существует ряд книг, составленных в помощь кающимся. Они включают разъяснения о том, что такое заповедь и грех, в чем опасность греха и какова дальнейшая ответственность, а также проповеди святых отцов о покаянии. Некоторые издания включают подробный разбор заповедей или истязаемых на мытарства грехов, с их перечислением.
Полезно почитать наставления старцев, питающие душу и настраивающие на покаяние. Важно молиться, искренне каяться, сокрушаться о содеянном. В православных молитвословах есть покаянные каноны к Господу и Пресвятой Богородице, а так же молитвы, которые читают перед исповедью и после нее.
Важно при покаянии не допускать уныния, а всецело надеяться на милость Божию, славить Господа, благодарить за всех благодеяния, за имеющееся время на покаяние и исправление своей жизни.
Ежедневная молитва
Чтение наставлений старцев
Беседа со священнослужителем
Позволит получить свободу от грехов
Генеральная исповедь помогает и разобраться в причинах грехов, выявлять глубинные мотивы поступков, заставляет прощать тех, кто когда-то давно сделал больно или предал и очистить душу покаянием.
Генеральная исповедь позволят ясно ощутить, что Бог не оставляет кающегося грешника, она не позволяет самооправдаться, глубоко проникая внутрь души человека, очищая ее от мусора страстей и грехов и даруя ему настоящую свободу – свободу от греха. Священник из Москвы Игорь Фомин (Казанский собор) в своих интервью предостерегает человека от быстрых выводов после генеральной исповеди и обращает внимание на то, что исповедь – это вообще процесс долгий. Следует не только осознать все свои грехи, но и избавиться от них, а это происходит не сразу: Сначала надо «вскопать поле» человеческой души, затем посадить на ней семена добра, а потом суметь добиться того, чтобы эти семена дали входы, а затем и плоды – в виде добрых поступков и молитв.
О десяти заповедях и грехах против них
Чтобы было легче систематизировать все содеянное за многие годы и ничего не упустить, существует практика построения исповеди по десяти заповедям. Кроме этого, можно составлять исповедь по двадцати мытарствам.
Первая заповедь
Человек призывается к почитанию и познанию Господа. Нужно иметь веру в Него и Ему, надежду на Него, любовь к Нему и благоговение. Важно помнить, что Бог видит все дела и мысли человека, а также без страха и боязни исповедовать Его перед людьми.
Некоторые грехи против этой заповеди:
- безбожие;
- многобожие;
- неверие;
- ересь;
- раскол;
- богоотступничество;
- отчаяние;
- колдовство, гадание, суеверия;
- любовь и надежда на человека больше, чем на Бога.
Вторая заповедь
Эта заповедь запрещает все формы идолопоклонства. Люди могут покланяться идолам, а могут деньгам, человеческой славе, вкусной пище. Некоторые грехи против второй заповеди:
- любостяжание;
- чревоугодие;
- гордость, тщеславие.
Третья заповедь
Запрещается произносить Имя Господа напрасно, в шутку, в праздных разговорах, а также использовать его для клятвы. Грехи против заповеди:
- божба;
- кощунство;
- клятвопреступление;
- нарушение обета, данного Богу;
- клятва именем Бога.
Четвертая заповедь
Этой заповедью каждый призывается один день в неделе, в новозаветное время – воскресный (малая Пасха), посвящать Богу. Под этим подразумевается проведение воскресных дней в молитве, посещении богослужения, чтении духовных книг и Святого Писания. Кроме воскресного, нужно почитать все праздничные дни и соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.
Пятая заповедь
Эта заповедь велит почитать родителей. За ее выполнение обещается благополучие и долголетие. Родителей нужно любить, уважать, слушаться, подчиняться им, не огорчать, заботиться о них. Кроме кровных родителей, это относится к духовным родителям, воспитателями, опекунами. Также нужно повиноваться гражданской власти, если это не идет вразрез с Законом Божиим.
Пятая заповедь велит почитать родителей
Шестая заповедь
Человеку запрещено убийство, самоубийство. В современном мире распространен этот грех в виде аборта – лишения жизни нерожденного, беззащитного ребенка собственными родителями.
Кроме физического убийства, грехом против этой заповеди является допущение бездействием чьей-то смерти, убийство человека словом, доведение до самоубийства, духовное убийство – совращение человека на греховный, гибельный жизненный путь.
Седьмая заповедь
Здесь речь идет о сохранении целомудрия, хранении супружеской верности, супружеского ложа, воздержании, устранении от блуда и прочих грехов против своего тела. Человек должен хранить в чистоте не только душу, но и тело, ведь человеческие тела «…члены Христовы и храмы Духа Святаго». Также нельзя осквернять себя просмотром порнографии и уклоняться от всего, что разжигает похоть и пачкает ум и сердце.
Восьмая заповедь
Этой заповедью запрещается любая форма кражи, присвоения себе чужого. Кроме воровства, грабежа, сюда относится святотатство – присвоение принадлежащего Церкви, взяточничество, а также:
- тунеядство;
- лихоимство;
- обман.
Девятая заповедь
Запрещается говорить всякую ложь, клеветать, давать ложные показания на суде, совершать ложные доносы. Для православного человека недопустима любая ложь, даже если она не причинит другому человеку зла. Нельзя никого осуждать и укорять. Важно бороться с собственным языком, отвергать сплетни, насмешки, укоры.
Девятая заповедь запрещает говорить ложь
Десятая заповедь
Запрещается не только делать плохого ближним, но даже допускать злых мыслей о других людях. Грех против заповеди – зависть. Желая ближнему зла в душе, не имея радости о его достижениях, можно постепенно дойти до злых дел и вредительства.
Православная Жизнь
А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).
Фото: Борис Гуревич fotokto.ru
– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?
– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:
1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.
2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.
3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.
А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.
– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?
– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.
– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?
– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.
– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?
– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.
– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?
– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.
– Как научиться видеть свои грехи?
– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.
– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?
– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.
– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?
– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.
Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.
– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?
– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.
– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?
– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.
Беседовала Наталья Горошкова
Некоторые моменты и пояснения
Не обязательно исповедоваться на Литургии. Можно приступить к исповеди в любое удобное время. Важно осознать свою греховность и невозможность исправиться без помощи Божией, искренне покаяться, не оправдываться и никого не винить в собственных грехах.
Генеральная исповедь подразумевает полный анализ жизни, а на это нужно время. Такой чин покаяния может длиться больше часа, поэтому о его проведении лучше договориться со священником заранее.
Совет автора
Генеральная исповедь подразумевает полный анализ жизни
Генеральная исповедь отличается от обычной тем, что охватывает всю жизнь человека с 7-летнего возраста. Существует масса духовной литературы в помощь кающимся и примеры исповеди с перечнем грехов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Время надо выбрать заранее
Некоторые священники рекомендуют проводить генеральную исповедь каждый раз, когда верующий меняет духовника, например, переехав в другой город.
Однако опытные священники рекомендуют приходить на генеральную исповедь только к тому священнику, которому верующий уже доверяет, который сам ведет праведную и подвижническую жизнь, деликатен со своими прихожанами и не будет задавать неудобные вопросы и копаться в грязном белье, которое можно найти почти у каждого взрослого человека.
О генеральной исповеди необходимо договориться заранее, чтобы время беседы со священником не было ограничено, и никто бы не мог помешать таинству.
Очень часто исповедь не ограничивают жизнью верующего «после крещения», но и вспоминают те грехи и страсти, которые были до этого. Ведь после крещения привычки у человека остаются прежними, грехи и страсти тянуться за ним с «прошлой» жизни, отягчая совесть.
Иногда бывает так, что на еженедельной исповеди человек кается в различных второстепенных грехах, стараясь обходить действительно страшные поступки, которые он совершил. Генеральная исповедь помогает разобраться в своей жизни и в своем духовном состоянии, а если человек все же не может сделать это сам, ему поможет сделать это опытный духовник. Главный признак, по которому можно понять, что следует идти на генеральную исповедь – это то и дело возникающее ощущение богооставленности.