Храм Иоанна Воина на Якиманке – памятник русского барокко

Многих святых и мучеников чтят в православном мире, многим молятся в различных жизненных обстоятельствах, но есть один святой, который с крестом, копьем и щитом стоит на страже всех несчастных и обездоленных и бережно хранит покой отчизны. Это особенно почитаемый славянами Иоанн Воин, покровитель воинов, защитник обиженных и скорбящих. Немало церквей стоит в его честь на славянской земле, а вот в Москве только лишь один храм освящен во его славу. Добро пожаловать в Иоанновский храм на Якиманке!

Как была построена церковь

Впервые о церкви Иоанна Воина написали в 1625 году. В документах того времени ее называют “храмом Иоанна Войнственника”. Деревянная церковь стояла на правобережье реки Москвы, примерно в том месте, где теперь находится здание Центрального дома художников. Низинный берег создавал немало проблем. После весеннего паводка река наполнялась талыми водами, и храм подтапливало.

Стрельцы считали Иоанна Воина своим покровителем, поэтому в 1671 году они снесли обветшавшую деревянную церковь и построили новый каменный храм. В конце XVIII века стрельцы устроили бунт против царя. Молодой царь Петр I жестоко подавил восстание и упразднил все стрелецкие полки. Часть бунтовщиков публично казнили на Лобном месте

, а остальных вместе с семьями выселили из города. Храм Иоанна Воина остался без присмотра и опустел.

Летом 1709 года река в Москве разлилась так сильно, что затопила все окрестные улицы. По легенде, после победы в Полтавской битве Петр I возвращался в Москву по Калужской дороге. На Якиманке перед глазами царя предстало удручающее зрелище – почти затопленный водой православный храм.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

Когда императору сказали, что это полузаброшенная церковь мученика Иоанна Воина, он был очень огорчен и распорядился построить новый храм из камня, на возвышенности, рядом с Большой дорогой. Через пару месяцев Петр I внес на строительство 300 рублей и привез подробный чертеж будущей церкви.

Под строительство храма с погостом отвели участок земли, который состоял из пустыря и бывших земель опальных стрельцов. Проект здания подготовил любимый зодчий царя Иван Петрович Зарудный, а все хозяйственные заботы взял на себя священнослужитель Алексей Федоров.

В 1717 году новая церковь была готова. К дню ее освящения государь подарил приходу большую картину с текстом «Аптека, врачующая грехи», драгоценные богослужебные сосуды и тяжелую гирю на железной цепи. Чтобы необычный подарок царя был виден всем, гирю повесили возле входа в зал для молений.

Фото храма

Иоанновский храм наряден в любое время года.

Храма Иоанна Воина на Якиманке в осеннюю пору

Храм Иоанна Воина на Якиманке зимой выглядит как сказка

Храм Иоанна Воина на Якиманке отлично выглядит с нарисованными часами

Храм Иоанна Воина на Якиманке отлично выглядит в ночное время

Защитник всех обиженных

Почитаемый верующими святой жил в IV веке, когда проходили гонения на христиан. Иоанн служил римскому императору Юлиану, но старался помогать всем христианам. За это Иоанна арестовали и поместили в тюрьму. Ему удалось выйти на свободу только после смерти императора. Защитник первых христиан вел благочестивую жизнь и сумел дожить до глубокой старости.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

Церковь в XIX-XX веках

Замоскворечье было одним из самых богатых районов Москвы. Здесь жили купцы, которые охотно делали пожертвования на храмы. По этой причине к середине XVIII века благосостояние прихода выросло. Церковь стала трехпрестольной, и ее окружили узорной кованой оградой на прочном фундаменте из кирпичей.

Известный русский архитектор Василий Баженов сделал в церкви новый иконостас, а живописец Гавриил Доможиров расписал стены разноцветными фресками. К сожалению, ранний декор церкви Иоанна Воина был утрачен еще в XIX веке.

Большой урон храму, как и всему городу, нанесла война с французами 1812 года. Французские солдаты выломали запертые ворота и ввели в церковь своих коней. По счастью, драгоценные богослужебные сосуды не достались врагам. Их успели спрятать в подвале под алтарем до прихода войск Наполеона в Москву.

Сильнейший пожар, который охватил город, тоже пощадил старинный храм. Пламя сожгло почти все дома на Якиманке и в окрестных переулках, но остановилось прямо перед воротами церкви.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

После ухода неприятеля все престолы освятили заново. Благодаря богатым пожертвованиям и стараниям прихожан, внутреннее убранство храма и утраченная утварь были довольно быстро восстановлены.

В начале прошлого века настоятелем церкви стал протоиерей Христофор (Надеждин). При нем храм отметил свое 200-летие. Торжественное богослужение провел для прихожан митрополит Московский Владимир.

После революции церковь продолжала оставаться действующей. В 1920-е годы на территорию России

обрушился голод. Особенно сильно пострадали жители деревень Поволжья, поэтому правительство молодой страны приняло решение провести кампанию по изъятию церковных ценностей. Золото, серебро и произведения искусства продавали за рубеж, а на вырученные деньги покупали хлеб для голодных.

В 1922 году на протоиерея Христофора написали донос. Настоятеля храма обвинили в том, он оказывает сопротивление властям, не хочет сдавать богослужебную утварь из храма Иоанна Воина и во всем поддерживает патриарха Тихона. В конце марта священника арестовали, а в июне расстреляли по приговору революционного военного трибунала.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

В годы активной борьбы советской власти с религией в церковь Иоанна Воина стали приносить ценности из закрытых храмов и монастырей Москвы

и
Кремля
. В это время сюда попали две иконы, которые ранее украшали ниши
Никольской
и
Спасской башен
Кремля.

В 1928 году в здании установили роскошный пятиярусный иконостас из снесенного храма Трех святителей возле Красных ворот. Чуть позже в церкви разместили старинные иконы из храма Преподобного Марона Пустынника, Покровского храма

на
Красной площади
и взорванного Казанского собора на Калужской площади.

Икона Иоанн Воин

Появился на свет Преподобный Иоанн в конце шестнадцатого века в очень набожной семье. Не многим людям известно значения имени Иоанна. В греческом языке это имя переводится как «Яхве» — Всевышний, Господняя милость. Благодаря поступку самопожертвования и благодати во имя других нуждающихся в поддержке людей, которые наверняка и обусловили данного имени популярность и любовь в христианских семьях. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Великомученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи.

Краткие сведения о жизни Иоанна Воина

Великомученик Иоанн Воин находился на службе в правительственной армии царя Юлиана Отступника на протяжении двух лет. Святой мученик в отличие от остальных бойцов, должен был не только выслеживать, а и уничтожать христианских людей. Но таким жестоким преследователем он был только внешне, а на самом деле лично Святой Старец помогал отверженным христианам, предупреждая всех их о предстоящих опасностях, кроме того отпускал православных, томившихся в темницах и помогал им сбежать.

Поддерживал святой не только православных верующих, но и всех немощным и просящим помощи, даря утешения тем, кто был в печали либо имеющим различные физические болезни.

Когда же до царя Юлиана дошли слухи о его деятельности, то он немедленно приказал бросить Святого старца в тюрьму. Но спустя некоторое время император был убит в ходе персидского сражения, а Иоанна отпустили на волю, и до конца своих дней воитель стал жить в праведности и восхвалении Иисуса, а также помогал всем страждущим.

Умер Святой Старец в глубокой старости, но точную дату его смерти никто не знает так же, как и место где он был похоронен. Лишь через пару лет одной праведной жительницы города во сне пришел Иоанн и показал место своего упокоения.

Останки Иоанна Воина после их обретения были отправлены на хранения в собор преподобного Иоанна Богослова. Мощи Святого Воителя, как и большинство мощей православных мучеников обладают способностью исцелять всех немощных и болящих. Прочитанная молитва перед его ликом может даровать утешения всем верующим, которых гложет обида либо тоска по утерянному близкому человеку.

В христианских храмах Святого Старца восхваляют как одного из великих православных покровителей, которые защищают и помогают одолеть людям горе и преграды на жизненном пути. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что у нас на сайте можно легко и крайне недорого купить икону Иоанна Воина по самой низкой цене!

День почитания иконы Иоанна Воителя

В христианском церковном календаре установлена дата почитания этого Святого Воителя, которую отмечают каждый год двенадцатого августа (тридцатого июля по старому стилю).

Значения Святого образа Чудотворца

Из числа всех христианских Великомучеников, являющихся небесными защитниками верующих наиболее любимым и известным ликом, является икона Иоанна Воина. Этот Святой на протяжении всего своего земного жития оберегал свое Отечество и людей, которые по долгу службы рисковали своей жизнью.

О чем молятся перед иконой

В древние времена, когда не отменили еще крепостное право, большинство людей были уверены в том, что если попросить Чудотворца с помощью молитвы, то он поможет поймать грабителя со всей его добычей либо отыскать сбежавшего крепостного, при этом сохранилось бессчётное количество исторических свидетельств подтверждающие чудотворные деяния.

Во время приключения какой-либо беды с близкими людьми, чтобы помочь им справиться с этой неприятностью, нужно помолиться Иоанну Воину, но, чтобы он вам помог надо придерживаться одного условия: ваше молитвенное прошение должно идти от самого сердца, а помыслы должны быть чисты.

Иоанна Воина во времена Киевской Руси на самом деле очень опасались все грабители. Когда кого-то подозревали в воровстве, то окружающие немедля подводили подозреваемого к иконе Святого и от трепета пред Воином грабители практически всегда признавались в воровстве.

В каких случаях молятся Святому мученику:

Большинство людей уверены в том, что вещи, украденные ворами никогда, уже не найдутся. Но есть люди, которые произносят молитвенное прошение и им чудесным образом возвращается похищенные вещи либо ценности. Потому что Небесный Воитель с древних времен и по ныне покровительствует всем обиженным и немощным. • Родители, которые провожают своих детей на службу, читают молитву перед иконой, чтобы уберечь их от смерти и неприятностей; • Молятся Святому Воину и с целью защиты от врагов; • Слышит молитвы и посылает помощь Старец и тому, кого держат в неволи или в плену; • Он может помочь найти потерянные вещи; • В случаях душевной печали либо в иных трудных обстоятельствах также можно просить помощи у Небесного Воина.

Как правильно читать молитвы перед ликом Иоанна Воина

Для молитвенного обращения к Святому Воину вы можете прочитать одну из определенных молитв, которая больше всех подходить для преодоления трудности в жизни обратившегося. Но сначала нужно обрести душевную гармонию и сосредоточиться на преклонении перед Господом сказав такую молитву:

«Всевышний Иисус Христос, Сын Господа, ради просьб Пречистой Богородицы и всех небесных сил, смилуйся над нами. Аминь» и после чего не торопясь и спокойно четко прочтите мольбу:

«О Святой Божий мученик Иоанн, христианских людей поборник, обидчиков прогонитель и немощных заступник! Услышь нас, в несчастьях и печали обратившихся к тебе, как дарована тебе милость от Всевышнего быть: печальных утешать, болящим помогать, невинных от напрасной кончины защищать и за всех немощных, и нуждающихся просить Господа. Будь Ты и нам защитником сильным от всех видимых и невидимых недругов наших, как с твоею помощью и защитой нас убоятся все являющиеся нам злые силы. Попроси Иисуса Христа, чтобы сподобились мы, грешные и недостойные рабы Божьи (имена), получить от Господа небесные блага, как уготовили, восхваляя Его, в Троице Живоначальной славя Господа, постоянно, сейчас и всегда, и навеки веков. Аминь.»

Но для обретения утерянных вещей вам необходимо думать только положительно. Не нужно перед прочтением мольбы посылать проклятия либо злиться на человека, который причинил вам вред, необходимо быть милосердным и готовым простить своего обидчика.

Прежде чем обратится к Великомученику, к примеру, перед молитвой о возвращении денежных средств нужно обязательно произнести молитву «Отче наш». Все это делается, для того чтобы сперва помолится Господу, умолить об отпущении прощения всех своих прегрешениях сознательных или несознательных и лишь после этого можно произнести личную молитву. Причем сильнее всего молитвенное прошение будет звучать в христианской церкви пред божественными иконами.

Произносится и молитва преподобному для поиска похищенного имущества. Нужно только мысленно представить похищенные предметы, подумать об их обретении, произнести молитву «Отче Наш» и помолится Чудотворцу, и согласно легендам, через некоторое время похищенное имущество возвратится к собственнику.

Также вы можете в церкви заказать Акафист это может добавить силы произнесенной молитве у себя дома.

Также напоминаем Вам, что наш православный магазин поможет Вам найти множество других православных товаров, а также даже купить храмовые иконы!

Архитектурные особенности

Старинную церковь можно отнести к самым красивым соборам и храмам Москвы. В архитектуре храма на Якиманке гармонично переплетены лучшие традиции украинского и московского барокко. При внимательном взгляде на красочные «пряничные» фасады заметно влияние европейского зодчества, которое появилось в России в годы правления Петра I.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

Яркая красно-белая построена «кораблем» — колокольня, трапезная и храм вытянуты в одну линию с запада на восток. Пластика храма очень выразительна. Здание декорировано фигурными наличниками, резными карнизами, балясинами, пилястрами и аккуратными маленькими балконами.

Основа храма – восьмерик на четверике имеет оригинальное инженерное решение, которое напоминает изящную ротонду. Высокая колокольня заканчивается восьмигранным барабаном, а на граненых позолоченных главах красуются ажурные кресты.

Территория храма окружена красивой металлической оградой на кирпичных столбах. Над входными воротами можно увидеть большую мозаику с изображением мученика Иоанна Воина.

Расписание богослужений в храме Иоанна Воина на Якиманке

Традиционно в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке придерживаются установленного порядка богослужений.

Ежедневно08:00
17:00
— Утренняя служба, Божественная Литургия;
— Вечерняя, Утренняя службы
Воскресенья и великие праздники07:00
10:00
— Ранняя Божественная Литургия;
— Божественная Поздняя Литургия

В канун воскресений и великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).

С начала июня до конца августа действует летнее расписание богослужений.

Понедельник,
Вторник,

Среда

08:00— Утренняя служба, Божественная Литургия
Четверг,
Пятница,

Суббота

08:00
17:00
— Утренняя служба, Божественная Литургия;
— Вечерняя, Утренняя службы
Воскресенье09:00
17:00
— Божественная Литургия
— Вечерняя, Утренняя службы
Великие праздники07:00
10:00
— Ранняя Божественная Литургия;
— Поздняя Божественная Литургия

Накануне великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).

Интерьеры и святыни

Внутри церковь очень просторная, светлая и похожа на драгоценную шкатулку. Она богато украшена фигурной лепниной, орнаментами и фресками.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

Великолепный резной иконостас имеет пять ярусов и отливает благородным золотом. Возле этого иконостаса крестили будущего поэта Михаила Лермонтова. Здесь совершали обряды отпевания известного генерала Михаила Скобелева, талантливого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера и композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.

Церковь Иоанна Воина трехпрестольная. Основной престол посвящен Иоанну Воину, южный придел освящен в память христианских мучеников Самона, Авива и Гурия, а северный – в честь епископа Димитрия Ростовского. Главной святыней считается храмовый образ Иоанна Воина, который был написан в середине XVII века.

Много верующих приходят помолиться перед иконой святой Варвары, которая попала сюда из церкви Варвары Великомученицы на Варварке. Для этого образа в церкви был устроен отдельный придел. В иконах и ковчегах в алтаре помещены частицы мощей более 150 святых. Во время христианских праздников их выносят к верующим.

Рукой подать

Знаем ли мы святыни в наших родных городах? Задавшись этим вопросом еще в дни пребывания пояса Пресвятой Богородицы в Москве, мы отправили Марину Вологжанину искать ответы в одном монастыре и четырех московских храмах.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

В густых утренних сумерках, подолгу не отпускающих пасмурную Москву, я иду по переулку, круто скатывающемуся от Маросейки вниз. Для прогулки погодка так себе, а для паломничества то что надо: из тяжелых низких туч сыплется не то дождь, не то снег. Встречным курсом – от монастырских трапезных палаток, судя по пакету, – движется седобородый батюшка.

Здесь сплошь – храмы. По левую руку вырастает белый – храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, возле которого осенью так подолгу не вянут розы, а в конце переулка, ныряющего в улицу Забелина, желтеют стены моей нынешней цели – Иоанно-Предтеченского монастыря, одной из древнейших московских обителей.

Здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны держали когда-то в подземной тюрьме страшную Салтычиху – в полной тьме, только на скудной трапезе зажигая ей свечку. И только через десять лет перевели ее в келью, соединенную с монастырским храмом окном, зеленую занавеску которого отдергивал московский люд, приходивший «смотреть» на узницу.

Потом сюда сослали дочь самой Елизаветы Петровны. Эта сосланная стала святой.

«В царствование Екатерины Великой – как считают, в 1784 году, при игумении Елисавете, – в монастырь по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих пор составляет тайну русской истории. Это была монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским», – читаем о ней в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории». Через новоспасских старцев, с которыми затворница находилась в духовном общении, пишет автор, к ней «потянулась ниточка, связывающая русское иночество с афонским монашеским идеалом».

Сегодня этот монастырь, уже однажды – в XIX веке – переживший и закрытие, и возрождение, вновь набирает силу. Москвичи ездят и ходят сюда – и на службы, и просто к святыням. Моя знакомая Анастасия Андреевна – «к обручу».

Обруч – в часовне, цепочкой прикреплен к списку с древнего образа Иоанна Крестителя, лежит в ларце на подушечке – желающие надевают его на голову. Рядом – несколько заламинированных бумажных листов: тропарь и молитва. Тут же и масло. У масла – бумажная табличка: «Братья и сестры, благославляется помазывать только лоб».

Сам древний образ с частицей мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – тот самый, которому уже было 100 лет, когда в середине XVII века его носили по Москве царскими крестными ходами, – находится в соборе, но где именно, отчего-то спросить не решаюсь.

В соборе полутьма и тихо. Проходит и неслышно исчезает монахиня. Осматриваюсь. В правом приделе из темноты зовет-мерцает Казанская. Образа с частицами мощей. Вот – преподобный Серафим. Гробница. На мраморной крышке – сухие и бледные лепестки роз, а приложишься – и чувствуешь: пахнут. Это гробница блаженной схимонахини Марфы, подвизавшейся здесь во времена первого из Романовых. Кланяешься, как любимым родственникам: здравствуйте! И вы здесь, и вы – как же здорово! – ой, и вы! Вот икона великомученицы Анастасии Узорешительницы с частицей мощей, а вот – святителя Николая, а вот – наших, недавних, дивеевских: блаженной Пелагии, Параскевы, Марии. И каждая – в полном соответствии с рекомендациями на табличке – словно помазывает тебе лоб, и что-то проступает в воздухе, он густеет и будто сам становится маслом.

Но образ-то Крестителя Господня не находится, вот в чем дело! Не хватило, стало быть, мне ламинированного тропаря. Иду к свечнице. «Да как же вы не видели? По лесенке вверх – у Казанской!»

Вон он. Проявляется в полусумраке над солеей, светится темной краской. Самый непостижимый для меня из святых – полуангел.

Достаю из рюкзака канон и иду читать под лампу.

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Дальше, вниз, по Солянке: московские улицы здесь – как волны. На траверзе слева – колокольня храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, за ней (перед мысленным взором) любимый маршрут: взлет Гончарной улицы на Швивую Горку к подворью Афонского Пантелеймонова монастыря. Но сегодня у нас другие цели: древние святыни Москвы.

Спускаюсь в метро. Две станции – и я на Якиманке. Храм Иоанна Воина – старший «братец» Николы в Хамовниках – праздничный, невозможно красивый: русское барокко.

Его никогда не закрывали.

В 1922-м расстреляли настоятеля, благочинного Замоскворечья отца Христофора, конфисковали всю утварь, а потом вдруг наоборот сюда начали свозить из закрывавшихся московских церквей образа и святыни. И икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и оттуда же, с площади, иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, раньше находившиеся над воротами Кремля, и мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Расстрелянный настоятель был прославлен в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских, и все это прошлое и настоящее дышит и живет здесь, чувствуется, не может не чувствоваться, как только заходишь в храм.

Я ищу икону великомученицы Варвары с частью пальца… Но к святыням с таким настроем: «покажите мне скорее, мне еще в три места надо», – конечно, не ходят: получается экскурсия. Хоть бы акафист прочла… И во второй раз за день мне немножечко щелкают по носу: доступ перекрыт – храм убирают. Спрошенная бабуся любезно шаркает от подсвечника к скамьям, которыми загорожены от меня иконы великомученицы Варвары, и показывает издали: «Вон – глава, а вон еще одна икона, видите? Слева, в киоте». Мощи – в алтаре, выносят на праздники.

Эх! Зачем-то иду в церковную лавку. На просьбу дать недорогую книжку о храме получаю «Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875–1950)». С обложки небогатой печати глядит бело-оранжево-зеленый храм и старомодные батюшка с матушкой. Листаю, ищу картинки. Первыми попадаются знакомое лицо – митрополит Вениамин (Федченков) и факсимиле оборотной стороны фотографии: «Достопочтенному протоиерею дорогому отцу Александру на молитвенную память и в благодарность за усопшего брата Сергия и живую сестру Надежду».

Таинственная, сокровенная, «малая» история русской Церкви открывается в таких книгах, что любят издавать на приходах про своих дорогих и любимых отцов их преданные чада.

Храм Христа Спасителя

Очередь к храму Христа Спасителя в дни пребывания в Москве пояса Пресвятой Богородицы

Вопрос следующий: как попасть от Якиманки к храму Христа Спасителя? Очевидный ответ: на метро. Но мне нужен неочевидный: я чувствую, что надо срочно исправлять положение, а то и там все окажется закрыто, – и решаю потрудиться – пойти пешком, ориентируясь на мачту памятника Петру Великому: вот и она пригодилась.

Вперед и вниз – к реке. Снова кривой переулок, парк «Музеон», за оградой – подтаявший снег, скульптуры, вороны, дети. Предвкушаю эффектную вставку про скульптуры, но дудки: тетка на входе требует оплаты… За деньги мы туда не пойдем, обтекаем справа. За Яузой уже вовсю красуется красным кирпичом Арт-стрелка, пахнет свежим кофе, а я держу курс на Патриарший мост и, глядя на идущую рябью речную московскую воду, вспоминаю, когда видела ее два предыдущих раза: оба – в обрамлении толпы. На фотографиях от очереди к поясу Богородицы и почти там же, но на другом берегу – на Болотной.

На мосту дворники, выстроившись цепью, скребут наледь, девушка с разных точек фотографирует храм, мужчина, идущий навстречу от главных ворот, отчего-то только здесь ставит на землю свои обширные сумки, снимает шапку и, задрав голову к куполам, трижды истово крестится.

Внутри – публика все больше нецерковная, только приближающаяся; слева от иконостаса – роение. В основном – тетеньки; поверх брюк намотаны палантины. «К чему очередь?» – интересуется немолодой мужчина, встающий в хвост. «К ризе Пресвятой Богородицы, – шепчут ему, – и еще мощи святых там». Мужчина остается стоять. Какая-то девушка решает освятить, видимо, иконку на мощах и – бах! – ставит сумочку на раку. Секунда ужаса, но женщина в палантине реагирует как профессиональный охранник, то есть мгновенно и без эмоций: беззвучно почти выпрыгивает вперед, трогает девушку за локоть и машет рукой: «уберите-уберите».

Здесь много святынь – в этом огромном храме, куда недавно стояла в очереди вся православная Москва. Частица ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мощи основателя храма митрополита Московского Филарета, перенесенные сюда в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры, частица мощей преподобной Марии Египетской, чудотворный Владимирский образ Божией Матери и чудотворный Смоленский-Устюженский…

Я прикладываюсь к ризе Богородицы, спускаюсь в нижнюю Преображенскую церковь, где находится древняя Смоленская икона и непривычный образ святителя Николая, привезенный из Бари, и вытекаю на улицу. Следующая точка маршрута – храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Теперь все уже, наверное, знают, что там находится частица пояса Пресвятой Богородицы.

Переход

Москва, конечно, город контрастов. На переходе к Остоженке – простая молодая женщина почему-то с йорком под мышкой. Черные волосы из-под шапки, поверх брюк – нечто вроде черного палантина, но, учитывая наличие собаки, понимаю, что девушка идет не из храма – это просто наряд.

С ней – знакомая. Не слушаю, но само врезается – резко, как звук сирены: «Ну уж нет, я на красный не пойду, одни придурки на красный ходят. Я так ребенка потеряла: коляска поехала – и все», – звучит хрипловатый голосок. До знакомой, как и до меня, доходит не сразу. Она продолжает тарахтеть свое, но вдруг перебивает саму себя: «Как – потеряла?! Совсем?» «А вот так, – отвечает та, затягиваясь, и щелчком отстреливает бычок в лужу, – совсем. Умер». Они резко шагают вперед – загорелся зеленый.

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Фото: sobory.ru

Люди за стеклом в «Ванили» рассматривают прохожих, пара прохожих рассматривает вход и меню. Хорошо, но где же тут Обыденский переулок? Модная парикмахерская, за стеклом стригут и красят дам, дальше ресторан «Генацвале», почти дошла до Зачатьевского. Надо спрашивать у местных – вон, вроде, дяденька в подвытянутах штанах, не гламурный, но он только пожимает плечами: «Илии Пророка?» – и, чтобы сделать мне хоть что-то хорошее, показывает на Зачатьевский монастырь: ну вон храм…

Разворачиваюсь: может быть, та пожилая дама – абориген? Качает головой: сама ищет «одно учреждение». Куда подевали всех жителей этой улицы? Выселили в Капотню? Мимо девушки торопятся на ланч.

Наконец ура! – навстречу, чинно беседуя, шагают две монахини. «Матушки! – кидаюсь к ним, как Семен Фарада в фильме “Чародеи”, – не подскажете, где тут храм Илии Пророка?» Матушки никуда не спешат. «Он не виден с Остоженки, – неторопливо поясняет та, что помладше, – вам надо вернуться к началу».

Конечно! Вот он – тянет в серое небо золотой крест своей высокой колокольни.

Сначала храм святого Пророка Божия Илии, выстроенный за один день (вот что, оказывается, означает слово «обыденный») и давший название здешним переулкам, был деревянным: каменный построил только в 1702 году барочный архитектор Иван Запрудный.

Этот храм тоже никогда не закрывали, и здесь – хорошо, как дома.

Между «Милостивой» и Голгофой дремлет, сидя на просторной лавке, бомж в черном пальто – из «ашановской» сумки выглядывает початая коробка «Геркулеса».

На аналое, в венке из белых роз и лилий, – икона Божией Матери. Богородица держит покров. Икона освящена на Афоне. Лилии и розы источают тонкий аромат.

Здесь – кусочек Ее пояса. Здесь – ну наконец-то! – частица мощей великомученицы Варвары, и моей любимой великомученицы Екатерины, перед которой у меня старый должок: она знает, – и пророка Божия Наума, память которого как раз сегодня и которому я, как баран, не понимая, кто это, читала в утренней спешке тропарь, а теперь он, даже и не знакомый, становится знакомым.

Подхожу к ящику подать на сорокоуст за родственника. Слышу, как бабуля отвечает кому-то: «А это наша чудотворная – “Нечаянная Радость”». Подам-ка я еще и за маму – такой у меня вдруг получается неожиданный вывод. В притворе другая бабуся объясняется по мобильному: «У Ильи Обыденного я подала! Что?! У Обыденного!» Хорошо бы бывать здесь почаще.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Две станции до Охотного ряда – и я уже на Тверской. У «Интуриста» на ограду налегает небольшая толпа: ждут кого-то. «А вот мы сейчас спросим, – говорит прохожая и тянет своего парня за руку к фотографу с мощной оптикой, которой курит, прогуливаясь вдоль очереди, – а кого это ждут-то?» «Маккартни», – роняет тот. Я прохожу мимо этой маленькой другой планеты. Моя Москва – очень разная, тут у всех свои очереди, свое ожидание и своя жизнь.

Вот, к примеру, для меня моя следующая цель – именно церковь, хотя про все другие я говорю «храм», и находится она в моем сознании не в Брюсовом переулке, а на улице Галины Неждановой. «Церковь на Неждановой», – говорили мы в 1980-х и отлично понимали друг друга, называя так никогда не закрывавшийся храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Уже в 2000-х, как-то начав церковную жизнь, я ездила сюда к «Взысканию погибших». Как ни придешь, всегда – ну или почти всегда – стоит у нее какая-нибудь ошарашенная горем женщина и читает акафист. Иногда – сидит на лавке и просто смотрит. Вернее, не просто. Как – не опишешь. В пол, на икону или перед собой. Потрескивают свечи: в подсвечнике у «Взыскания погибших» ни одного пустого местечка.

Потом где-то прочла, что сюда, к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», ходил молиться, наезжая в Москву из Печор, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Сегодня – третье открытие невнимательного человека: старинный чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей мощей.

Накануне о нем в интернете нашла следующее – кто-то пишет в своем блоге: «Одна из работниц храма пришла как-то помолиться и попросить помощи у Спиридона. Молится она перед иконой – и вдруг открывается ковчег с мощами святого, который находится на иконе. Это произвело такое огромное впечатление, что на это чудо сбежались посмотреть все, кто в тот момент находился в церкви; позвали батюшку и спросили, что с этим делать. Батюшка сказал: пусть тот, кто открыл дверцу, ее и закроет. Каково было удивление, когда та же самая работница помолилась еще раз, и дверца закрылась. Хочешь – верь, хочешь – нет, но это – правда жизни… Не такое бывает». Даже не сомневаюсь.

***

Я вышла. На улице продолжался день. На здании напротив Центрального телеграфа демонтировали гигантскую рекламу Hyundai. У «Интуриста» поредевшая толпа все еще дожидалась Маккартни.

Полезная информация для туристов и паломников

Двери храма открыты по будням с 7:30 до 19:00, а в воскресные дни и праздники с 6:30 до 19:30. Богослужения проводят дважды в день – в 8:00 и 17:00. Для детей прихожан работает воскресная школа, есть молодежный хор. Кроме того, в храме проводят занятия для всех, кто хочет научиться читать на церковно-славянском языке.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: