После распятия Иисуса Христа все люди разделились надвое. Те, кто верит в его последующее чудесное воскрешение, и те, кто не верит. Первым приходилось особенно нелегко: последователи Христа подвергались гонениям и нередко заканчивали жизнь мученически. Их пытали, отдавали на растерзание животным, сжигали. Тела этих святых, в каком бы они ни оказывались виде, старались сохранить. Считалось, что Святой Дух, который жил в них при жизни, остается там и после смерти.
Спустя время люди находили тому подтверждение. Приходя к захоронениям, останкам, они молились перед ними как перед живыми и получали ответ. Кто-то исцелялся после тяжелой болезни, кто-то обретал семью. До сих пор сохраненные в разные времена мощи святых подвижников хранятся с особыми почестями в храмах и монастырях, разбросанных по всему свету. Многие мощи были разделены на части и развезены по разным церквям для того, чтобы благодать, от них исходящая, множилась.
Куклы, мумии и пустые гробницы
После осмотра комиссией выявлено, что среди мощей было пять кукол. Помимо воскового Свирского ими оказались Ефросиний Суздальский — тканевая кукла с останками скелета, Савва Сторожевский (Звенигород), Кирилл Новоезерский (Белозерск). Мощи патриарха Питирима Тамбовского оказались костями, залитыми воском и помещенными в металлическую раку.
В трех гробницах вообще не было человеческих останков. При проверке святого Артемия Веркольского члены комиссии обнаружили три сундука с ватой, церковной одеждой, а в последнем уголь с битым кирпичом. По воспоминаниям участников, от увиденного некоторые монахи стали снимать свои черные одежды и просить остричь им волосы. В селе Воскресном в гробнице святого Павла Обнорского оказались обычные доски, старые монеты, строительный мусор и пустая банка от помады для волос марки «Брокар». Гробница с мощами Макария Жабынского в Тульской губернии была пустой.
Среди «нетленных мощей» выявлено и восемь мумифицированных тел, большинство из которых сильно разрушены. Ими оказались останки князя Георгия во Владимире, святых Феодосия в городе Тотьма, Прокопия Устьяновского, Арсения Чудотворца из тверского монастыря, а также московских Виленских угодников (Антоний, Иоанн, Ефстафий). Лицо сильно истлевшей мумии Ефросинии Полоцкой было покрыто слоем невыясненной массы коричневого цвета.
Как прикоснуться к святым мощам
Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.
Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.
Неполные скелеты и отдельные кости
В остальных 47 случаях в гробницах выявлены сильно истлевшие скелеты, чаще отдельные фрагменты костей вперемешку с ватой и останками облачений. Например, в раке с мощами Сергея Радонежского нашли человеческие кости вперемешку с истлевшей одеждой, ватой, мертвой молью и личинками. Часто недостача костей компенсировалась ватой. Комиссия обнаружила такие фальсификации у Митрофана Воронежского и ряда других святых. Мощи Тихона Задонского оказались фрагментами костей и картоном, выкрашенным в телесный цвет, а роль груди играл металлический каркас.
Интересно, что новгородский князя Владимир оказался обут в сапоги фабричного производства, а среди костей князя Константина и «чад его» оказалась брошка с надписью «Шура». В костяке князя Гавриила из Юрьев-Польского врачами выявлено 2 лишние височные кости и детское ребро.
О почитании мощей святых угодников Божиих
Заблудший
. Почитать св. мощи, т. е. выносить их из усыпальниц и украшать, лобызать, не следует и нет для сего основания в слове Божием.
Православный
. Как же их не почитать, когда они удостоились быть храмами Св. Духа (1Кор. 6:19)? Сам Бог прославляет их бесчисленными чудесами и нетлением, – нам ли противиться этому?
Заблудший
. Останки святых ветхозаветных всегда погребались и никогда не износились из земли для почитания (Быт. 49:29; 50:26).
Православный
. Это потому, что иудейский народ был весьма склонен к идолопоклонству и от законного чествования останков легко мог увлечься к обоготворению. Кроме того, до совершения Господом Иисусом Христом искупления, никто из ветхозаветных праведников не был в состоянии прославленном.
Заблудший
. Сам Бог предал погребению тело Моисеево, соделав даже гроб его неизвестным (Втор. 34:6).
Православный.
Если евреи за одно избавление от Египта оставили Бога и стали искать всего в Моисее и ему все приписывать, то до какого бы нечестия дошли они по входе в землю обетованную, зная, где находятся останки Моисея? Посему-то и место погребения его сокрыто было, дабы Израиль не покланялся Моисею, как Богу.
Заблудший
. Почитание св. мощей не согласно с духовным характером христианской религии, которая требует «поклонения Богу в духе и истине» (Ин. 4:23).
Православный
. Почитание св. мощей нельзя считать несовместимым с духовностью христианства. Думать иначе значит впадать в излишнюю крайность, свойственную протестантизму. Так как человек состоит из души и тела, то и в религии должны принимать участие оба начала его природы: и если Богу угодно, чтобы мы «прославляли Его, по апостолу, в душах и телесех наших, яже суть Божия» (1Кор. 6:20), то Ему же угодно, по верованию Церкви, чтобы и праведники получали от Него прославление не только душою, по и телом своим.
Заблудший
. Почитание св. мощей не согласно и с почитанием Единого Господа, является как бы идолослужением и подражанием древним язычникам, которые тоже думали, что христиане «почитают мощи святых за богов» (Евсевий, Ц. истор. кв. 8, гл. 6).
Православный
. Однако то, что было простительно многобожникам – язычникам, совсем не извинительно нынешним христианам, которыми считают себя сектанты и протестанты. Наше почитание святых мощей весьма отлично от поклонения Господу, как преданность, напр., Государю весьма отлична от почтения к его слугам–сановникам. Наоборот, почитанием святых и св. мощей их мы лишь нагляднее выражаем свою веру во всемогущество Божие, которое, вопреки естественным законам, сохраняет тела святых от истления.
Заблудший
. Иисус Христос указывал на созидание гробов пророческих и украшение рак праведных, как на дело укоризненное (Mф. 23:29).
Православный
. Но из 30–32 ст. той же главы видно, что словами теми Господь осуждал иудеев не за то, что они созидают гробы пророков и украшают раки праведных, но за то, что, поступая таким образом, они осуждали своих за убийство пророков и праведных, а в то же время сами искали убить Самого Господа.
Заблудший
. Верующие в Господа Бога предали погребению даже тело первомученика Стефана с великим плачем (Деян. 8:2).
Православный
. Тогда останки святых почитали не тотчас по кончине их, но износили их для поклонения из недр земли уже впоследствии, когда Господь явил на это Свою волю. Так, останки св. пророка Аввакума, бывшие в Киле, и пр. Михея в Вирафсатии. нанесены из недр земли уже в царствование другого императора–Феодосия (Церков. Истор. ст. 541. Сиб. 1851 года).
Заблудший.
Почитание останков святых не только бесполезно, как бездушных, но и суеверно.
Православный
. Так рассуждать–дело не христианина. Разве известный мертвец воскрес от прикосновения к
одушевленным
костям Елисея– 4Цар. 13:21? Разве ризы Спасителя были одушевленные, от которых исцелилась кровоточивая жена? Разве имели души платки и повязки, бывшие на ап. Павле и по положении коих больные и бесноватые исцелялись? Разве останкам святых не присуща та же сила Божия, которая была присуща вышесказанным предметам? С другой стороны, не полезно ли чествовать останки святых, когда они наглядно уверяют нас в истинности воскресения?
Заблудший
. Почитание мощей не составляет ли вид боготворения?
Православный.
Нисколько, ибо мы поклоняемся не плоти и крови, по нетленному Духу Божию, коего достойнейший храм суть нетленные телеса праведников.
Заблудший
. Тела мертвых иногда долгое время могут быть непричастными тлению, благодаря случайным, чисто внешним причинам, например: благодаря хорошему (сухому) местоположению и доброкачественному в нем воздуху, или благодаря разным натираниям благовонными мастями (бальзамированием). Так нельзя ли предположить, что нетление мощей есть только более продолжительное освобождение мертвого тела от разрушительного действия времени и явлений природы?
Православный
. Делая такое возражение против почитания св. мощей, сектанты, обыкновенно, указывают на Киевские пещеры, на их якобы нарочитое приспособление для продолжительного хранения мертвых тел. Но если бы пещеры эти были приспособлены для хранения мертвых тел, то тогда все мертвые тела, в них находящиеся, разумеется, оставались бы нетленными. Между тем история этого не подтверждает. Когда Киев подвергся разгрому татар, нашествию Батыя, то русские скрывались от неприятеля, между прочим, и в Киевских пещерах. Но пещеры не спасли беглецов, и многие из них умерли там, то от голода, то от меча неприятеля. Если бы пещеры имели силу сохранять тела умерших нетленными, то, конечно, и тела этих умерших остались бы нетленными. Между тем они предались разложению и сгнили. Почему же одни тела в этих пещерах гниют, а другие пребывают нетленными? Очевидно, это зависит не от пещер, а от благодати Божией. Что же касается попытки сектантов объяснить нетление св. мощей так называемым бальзамированием умершего тела, то несостоятельность такого объяснения видна уже из того, что в православной Церкви нет обычая бальзамировать тела умерших. Кроме того, бальзамирование предохраняет тело умершего от тления только на время, мощи же святых угодников пребывают и пребудут до скончания века. Притом же многие праведники (напр., препод. Авраамий, Леонтий и Иаков Ростовские, Никита и Антоний Новгородские и другие) подвизались и страдали «посреде вод, и вод мутных, гнилости и всяких гадов исполненных. По кончине же своей тела их оставались в этих потопных водах» и, спустя много лет, явились нетленными и прославляются теперь православною Церковью. Очевидно, нетление тел этих праведников не могло уже зависеть ни от особого благоприятного местоположения их, ни от бальзамирования. А если так, то чем же объяснить нетление мощей этих праведников, как не присутствием в них благодати Божией?
Заблудший
. Подвижники еще при жизни настолько изнуряют свое тело постом, что в нем не остается уже места тлению.
Православный
. Во всяком теле усопшего всегда остается влага и другие элементы, подверженные тлению. При том же многие святые, оставившие после себя св. мощи, умерли в цветущем возрасте,–каковы, напр., князья Борис и Глеб и св. Димитрий Угличский, павшие от руки убийц в молодых летах. Другие же святые отличались полным и сырым сложением, напр., св. Тихон Воронежский, за год до смерти пораженный даже параличом.
Заблудший
. Холод, или отсутствие теплоты предохраняет тело от разложения. Всем известно, как легко зимою или на леднике сохраняются замороженные вещи. То же, говорят, могло быть и с мощами.
Православный
. Хотя мощи некоторых святых и были первоначально находимы во льду, то впоследствии они хранились совершенно в других условиях и, однако, не подвергались порче и тлению.
Так в 1540 г. приплыли на льдине по р. Мсте к селению Боровичам в колоде (открытом гробе) мощи неизвестного отрока, который назвал себя в сновидениях многим людям Иаковом. Сначала мощи были положены на берегу в часовне, затем их перенесли в Боровичский монастырь, а при патр. Никоне–в г. Валдай, где они и доселе пребывают нетленными.
Заблудший
. Далее, отсутствие влаги и сухость воздуха тоже способствуют сохранению тела в целости. Так, в сухих и прохладных склепах, в которых есть значительная тяга воздуха и которые устроены на непроницаемой для влаги почве, тела умерших высушиваются и превращаются в некрасивые мумии, напр., в катакомбах Палермо, в склепах на С.-Готарде и пр.
Православный.
Но мощи святых, находимые в подземных склепах и могилах, наоборот – долгое время пребывали в сырости. Так, гроб преподобного Сергия Радонежского был найден почти в воде. Однако, несмотря на 30-летнее пребывание в сырости, не только мощи преподобного сохранились, но и самые одежды его не подверглись тлению. То же было и с мощами святит. Митрофания Воронеж. В 1851 г., при исправлении кафедрального собора, найден был полуразрушившийся склеп, где похоронен был этот святитель. Гроб пробыл во влажном грунте чернозема 114 лет. Верхняя доска гроба вся истлела, боковые дубовые доски чрезвычайно обветшали и целой, сохранилась только нижняя доска, на которой лежало нетленное тело святителя.
Заблудший.
Разобщение с атмосферным воздухом, при сильном давлении, тоже способствуют сохранению тел в целости. В Сибири и др. местах находили сохранившимися трупы животных и людей.
Под влиянием указанных условий (т. е. разобщения с воздухом и сильного давления), а особенно вследствие обилия в почве перегнойно-кислых соединений, вода оказывает здесь обратное действие, и вместо разложения – способствует сохранению тела.
Православный
. Но хотя св. мощи были обретаемы и в болотистых местах, однако не при одинаковых условиях. Так, тело преп. Адриана Ондрусовского, брошенное убийцами среди болота, два года пролежало здесь под влиянием атмосферного воздуха, пока не было взято учениками его, по указанию им преподобного во сне.
При наличии других условий, здесь недостает однако весьма важного условия – разобщения с атмосферным воздухом. Точно также пролежало под палящими лучами солнца целых 5 лет и тело св. князя Глеба, брошенное его убийцами возле Днепра в лесу под колодою. Очевидец так описывает эти мощи, перенесенные впоследствии кн. Ярославом в особо устроенный для братьев мучеников храм. «Тела обоих братьев (Бориса и Глеба) были белы, как снег, ангельские лица их сияли небесным светом, а все место исполнилось благоуханием как бы от обильного фимиама».
Заблудший
. Сохранение тела возможно еще, говорят, чрез окаменение его. Последнее часто бывает на почве, богатой минеральными растворами, особенно же кремнезема, Эти растворы проникают в поры тела, наполняют их и постепенно приводят тело к окаменению. С окаменением же можно сравнить и бальзамирование мумий.
Православны
й. Христианские мощи никак нельзя сравнивать ни с окаменелостями, ни с мумиями. Вот как описываются, напр., в житии св. Амвросия Мед. мощи муч. Назария: «Мы видели (говорит современник открытия св. мощей) во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня истекшую. Голова же его вместе с волосами и бородой была так нетленна, что как бы сегодня положена во гроб, а лицо его было так светло, как бы сейчас омытое; и мы исполнились такого благоухания, которое превосходит всякие ароматы». Такое полное сохранение св. мощей совсем не походит на окаменение тела или на сохранение его в виде безобразной мумии. Притом мумия может храниться только в скрытом месте, подверженная же влиянию атмосферы, она постепенно разрушается. Тела же святых, открытые из-под спуда, несмотря на влияние атмосферы, прикосновение уст богомольцев, перенесение их с места на место и т. п., продолжают пребывать в нетлении и сохраняют благолепный вид почившего.
Заблудший
. При почитании и поклонении св. мощам бывает, будто бы, немало обманов и злоупотреблений: говорят, что мощи бывают иногда подставные, – например, за мощи угодников выдаются кости обыкновенного человека. Иногда на разных местах и одновременно прославляются мощи одного имени. Что-нибудь одно: или святой имел несколько тел, что невозможно, или из всех этих тел одно только настоящее, действительно принадлежащее праведному, а все другие подложные. Да и не лучше ли, поэтому, совсем отменить почитание св. мощей, чем находиться под постоянным опасением впасть в подобное заблуждение?
Православный
. Отнюдь не лучше. Если люди злоупотребляют известными предметами, обычаями, то нужно карать и исправлять злоупотребления, но не уничтожать ради последних полезные вещи и обычаи. Ежедневный опыт уверяет нас, что люди нередко злоупотребляют языком: произносят дурные слова, ругательства, ложные клятвы и т. и.; так не отрезать же языки ради этих злоупотреблений?
Что же касается возражения сектантов о том, что на разных местах и одновременно прославляются мощи одного имени,–то и здесь нет ничего удивительного, а тем более какого-либо злоупотребления, как утверждают сектанты.
Мощи св. угодников, особенно св. мучеников, часто не находятся в одном месте, но покоятся по частям в разных местах, как, например, части мощей св. Иоанна Крестителя. При том же в православной Церкви есть и соименные святые, могшие жить в разных местах и в разное время. И вот по смерти этих соименных святых, Господь благоволил прославить нетлением мощей того и другого. Отсюда и может происходить недоразумение, но не злоупотребление.
Последствия проверки
В августе 1920 года был издан циркуляр, предписывающий исполкомам проводить на местах ликвидацию мощей, избегая нерешительности и полумер. Обнаруженные куклы и прочие фальсификации передавать в музеи атеизма и возбуждать против шарлатанов уголовные дела. Патриарх Тихон признал, что к сохранению мощей святых церковные служители относились халатно и на местах священники и монахи могли потерять фрагменты останков или довести их до плохого состояния.
Тихон решает возродить древнюю практику проверки мощей и сказал, что за недосмотр каждый преосвященный будет лично отвечать. Однако было поздно, большевики, настроенные оттянуть народные массы от православной церкви, начали целенаправленную политику ее уничтожения. В 1922 году новая власть завершит разгром РПЦ и проведет изъятие церковного имущества. В этом же году вскроют раку Александра Невского, в которой обнаружат 12 костей, принадлежащих разным людям.
Место гробницы для хранения мощей, в православном храме
Гробница церковная, она же рака используется для сбережения святых мощей или для расположения плащаницы. По форме, данный православный атрибут напоминает гроб. Впервые такая атрибутика появилась в христианских храмах, а со временем появилась и в других религиях. Сложно преувеличить святость и значимость данного атрибута во внутреннем убранстве церкви, ведь именно в нем хранятся настоящие реликвии, артефакты христианского мира, которые зачастую наделены чудотворными и целительными способностями.
Несомненно, святая плащаница, как и мощи святых, являются объектом паломничества, к храму в котором находятся эти реликвии, стекается огромное количество верующих с самых отдаленных уголков страны и даже мира. Перед гробницей возносят молитвы с просьбами об исцелении, наставлении на истинный путь, просят благословления на преодоление жизненных трудностей. Это часть нашей христианской культуры, прикоснуться к которой стремится верующий человек.
Далеко не каждый храм имеет в своем активе такие значимые реликвии христианского мира как плащаница или мощи святого, ведь это очень редкие артефакты. Но церковь располагающая подобной реликвией заслуживает особого отношения и поклонения. В здании храма рака располагается в зависимости от его планировки, как правило, ближе к алтарю. Плащаница может храниться как в закрытом виде – под стеклом, так и открытой для поклонения.
В качестве материала для изготовления раки используются ценные породы древесины, в конечном итоге гробница деревянная обрамляется максимально богато, что акцентирует внимание на ее святости и значимости для церкви.
Среди наиболее распространенных и в то же время почитаемых техник обрамления особое место занимает резьба по дереву.
Гробница резная украшается сложными витиеватыми узорами, крестами, сюжетами по библейским мотивам. Традиционно, такая богатая отделка необходима для того чтобы подчеркнуть символику и торжественную значимость церковного атрибута.
В древние времена раки изготавливались в более простом дизайне, основной их задачей было создание комфортных условий для хранения христианской реликвии. Мастера акцентировались на максимальной защите мощей от внешних влияний. Но с ходом времени, появлялись все новые материалы, техники отделки и обрамления, менялись эстетические векторы в церковном искусстве.
Современная гробница поражает своим качественным внешним видом, внушает трепет и уважение к сберегающейся в ней святыне, фокусирует внимание на отраженной в своем дизайне символике. В цветовом диапазоне здесь привилегированно используется цвет натурального дерева, окраска в золотые оттенки, а так же комбинирование белого с золотым.
Купить гробницу, мастерски обрамленную при помощи резьбы по дереву можно как в церковных магазинах, так и в мастерских при монастырях и даже в современных интернет магазинах.