Домашняя молитва. Иконы в доме
Какие иконы должны быть в доме
Красный угол: где в доме вешать иконы?
Как разместить иконы в домашнем иконостасе?
Как молиться перед иконой?
Что делать, если икона пришла в негодность? Использование святой воды и просфор
Как пользоваться освященным маслом
Фото: shutterstock.com
Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению. По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.
Иконы обязательно должны быть в доме православного христианина.
Какие иконы должны быть в доме?
Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме. Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.
В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.
Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:
Икона Святого Николая Чудотворца Фото: rublev.com | Святитель Николай Мирликийский (Чудотворец) особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи; |
Икона Святого Серафима Саровского Фото: rublev.com | Серафим Саровский один из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской; |
Икона преподобного Сергия Радонежского Фото: rublev.com | Сергий Радонежский русский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении; |
Икона блаженной Матроны Московской Фото: rublev.com | Матрона Московская особо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах; |
Икона Святого Пантелеймона целителя Фото: rublev.com | Целитель Пантелеймон ему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких; |
Икона Святого Спиридона Тримифунтского Фото: rublev.com | Святитель Спиридон Тримифунтский его просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке; |
Икона Святой мученицы Татианы Фото: rublev.com | •Святая мученица Татиана покровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся. |
Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.
Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.
Икона как инструмент
Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.
Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.
Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.
Красный угол: где в доме вешать иконы?
Фото: Photoxpress
Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».
Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты — главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.
Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.
Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.
На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.
Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.
«Подводные камни» молитвенного правила
В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).
Сопротивляясь хаосу
Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.
Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.
Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.
Нет регулярности — нет основы
Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.
Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.
Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.
«Выигрывая время», проигрываем всё
Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.
Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.
К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.
Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.
И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.
Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.
Чуть меньше, чем можем
Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.
Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.
Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.
Можно ли молиться нерассеянно?
К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.
Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.
Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.
Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.
Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.
Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 18 (566)
Как разместить иконы в домашнем иконостасе?
Фото: shutterstock.com
Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.
Не следует вешать иконы в качестве украшения на стену между картинами и панно.
Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор. Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет. Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.
При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.
На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.
Как пользоваться лампадой для домашнего иконостаса
В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.
Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.
Как молиться если в доме нет нужной иконы
Можно всегда молиться, даже если нет иконы. Ведь молитва — это обращение к Богу, а не к иконе. Икона нам лишь помогает сосредоточиться на молитве. Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, икона — это как фотография любимой ушедшей мамы. Мы смотрим на это фото и разговариваем с мамой. Так же и икона — помогает нам разговаривать с Богом и святыми.
Хочу еще раз сказать, что мы молимся не иконе, а Богу. А к иконе мы относимся с благоговением, так как на ней изображены Господь, Божья Матерь и святые. Так что, если иконы нет рядом, то это не повод остановить молитву.
Как правило, можно использовать все те же правила, которое я описал вам здесь, только, с определенными поправками:
Как правило, самая частая безиконная молитва — Исусова Молитва (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго). Данная молитва — непрестанная, т.е., такая, которая должна твориться умом всегда.
Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поучения и наставления старцев, находите советы или примеры действия святых икон. И т.д. и т.п. И вы втягиваетесь в эти поиски, ваши мысли заняты не только делами, но и мыслями о ликах святых, которые могут помочь, по вашему сложившемуся убеждению, вам и вашим родным, решат ваши проблемы. Так было и со мной.
Поделиться статьей с друзьями:
Часто бывая в паломнических поездках по монастырям и храмам Сибири и России, замечала за собою, что находясь в святом месте, глядя на образы, не хочется с ними расставаться. Ощущаешь мир в душе, появляется надежда, испытываешь необычное чувства милости Божией. И хочется увезти с собой частичку того, где ты побывала. Да и не только. Каждая икона связана с историей данной обители, храма. Появляется желание купить в православном ларьке хоть некоторые.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Но мы забываем, что незаметно создаём себе и нашим близким, живущим рядом с нами в одном доме, в одной квартире, проблемы и мнение о себе в не лучшую иногда сторону, удаляясь от своих близких.
Начинаем размещать иконы сначала в спальне, затем постепенно перебираемся в другие комнаты, вешаем иконы над дверями, расставляем их на окнах не спрашивая мнения близких и не советуясь с ними.
Получается, мы учитывали только свои желания и стремления. Увлекаясь покупкой икон, мы забываем главное: не помешать, не навредить, не навязать. Всё хорошо в меру.
Святитель Феофан Затворник:
Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни.
Иконы можно и нужно разместить в разных комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. Например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка.
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы — слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.
Архиепископ Константинопольский Мефодий:
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы — покровителей профессий, особо чтимых вами святых и проч.
В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Моя бабушка всегда говорила: иконы нужно держать в красном углу, возле самой восточной стены дома, да так, чтобы на них падал свет от окон. Так делала она, так делала мама… Но когда я переехала жить в отдельную квартиру, оказалось, что с востока в моем новом жилище находятся только ванная и туалет. Где же повесить полочку для икон? Подсказал батюшка
Да, традиционно в русских избах красный угол (то есть место, куда вешались иконы и ладанки) располагался в восточном углу. Более того: с расчета на этот угол каждый дом и строился.
Сегодняшние многоквартирные (да и частные тоже) дома создают инженеры, и религия — последнее, чем они руководствуются при планировании будущего помещения. К счастью для современных православных, четкого церковного предписания о размещении икон на той или иной стене нет.
Не нужно собирать огромную коллекцию. Главное, чтобы каждая из размещенных в вашем красном углу икон была почитаема в вашей семье и каждый ребенок знал, кто на ней изображен, как и в каком случае ему молиться.
Некоторые люди вешают образа, которые сделали своими руками (или подарки близких). Вышитые или нарисованные иконы — это не грех. Но перед тем, как начать молиться ей, икону нужно освятить. А в идеале перед началом работы надо посетить церковь и получить благословение на вышивание/рисование такой иконы.
А вот календари и постеры (даже со святыми) — не икона, хранить их стоит отдельно от красного угла. Но помните: когда такой календарь отслужит, не выбрасывайте его. Или сожгите, или отнесите в церковь. Как-никак, на нем изображен лик святого — ему нельзя валяться на свалке.
Образа Спасителя и Девы Марии вешают выше других икон. Если у вас есть старинный образ, который, скажем, достался вам от бабушки, поместите его в центре. Если икона старая и краска на ней почти стерлась, ее можно поставить чуть дальше остальных икон, на время запереть в киоте, а то и отдать в церковь.
Все образа стоят на одной полке? В таком случае самая почитаемая (Иисуса) ставится в центре, Святая Троица и Богоматерь — справа и слева, остальные — по краям.
Также можно вместо полки использовать тумбочку, столик или консоль. Не обязательно размещать иконы под потолком. Но раз уж используете тумбочку, она должна быть только для икон — размещать тут еще и фото родных, походя ставить чашку с чаем нельзя.
Ставить, укладывать иконы одна на другую нельзя.
Некоторые иконы имеют петельку для навешивания, другие нет (их ставят на полку). Если петельки нет, икону нельзя прибивать гвоздем, пробивая ее насквозь (особенно кощунственно вгонять гвоздь в изображение святого или его одежды).
Есть мнение, что все иконы должны быть написаны в одной манере. Хотя, конечно, это более стилевое замечание (ведь образа люди часто собирают всю жизнь — получают в наследство, подарок, привозят из паломнических поездок).
И последнее. Считается, что образа лучше не вешать на стену, а ставить на полку. Хотя это — более старинная традиция чем церковное правило. Иначе в церковных лавках не продавались бы иконы со специальными петельками для гвоздя.
В старину бабушки прятали за иконами деньги, надеясь, что тем самым уберегут их от воров. Но мирские бумажки и святые лики — не лучшее соседство. Если хотите наверняка сохранить свои средства, деньги лучше хранить на депозите.
Не вешайте иконы в помещениях с высокой влажностью, очень жарких. Здесь краска на образах может быстро потрескаться, выцвести. Батарея, форточка — не лучшие соседи красного угла. Также не давайте прямым солнечным лучам целый день освещать иконы.
Даже если по традиции их нужно вешать в самом освещенном месте избы, занавесок на окнах еще никто не отменял (да и вышитые полотенца на иконы не просто так вешают).
Многие люди любят украшать иконы салфетками, живыми (сушеными, искусственными) цветами. Но если вы зажигаете возле образов лампадку, все легко воспламеняющиеся предметы стоит убрать.
Это особая полочка или застекленный ящик, созданный для хранения икон. Их продают в храмах, а также можно заказать через интернет.
Такое хранилище также может называться божницей.
Но что мы все о квартире, доме да офисе… Ведь некоторые люди много часов в день проводят за рулем своего железного коня. Можно ли вешать икону в машине? Об этом расскажет вот такое видео:
А вот ношение иконок в кошельке церковь не одобряет. Да, их, маленькие и ламинированные, продают даже в церковных лавках. Но — для того, чтобы такой образ мог взять с собой военный или путник, дабы в свободную минуту помолиться. Что касается кошелька, его лучше оставить для денег и кредиток.
Более подробно об этом расскажет святой отец:
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Как молиться перед иконой?
Фото: РИА Новости
Перед иконами читают
- утренние и вечерние молитвы,
- молитвы перед едой,
- праздничные молитвы в день праздника,
- молитвы святым покровителям в день именин.
Перед иконой можно молиться и своими словами.
Для молитвы нужно аккуратно одеться, с благоговением подойти к иконе, стоять прямо, опираясь на обе ноги. Можно молиться на коленях. Во время домашней совместной молитвы один может читать молитвы, а все остальные про себя повторяют его слова. В праздники перед иконами зажигают свечу или лампаду.
Что делать, если икона пришла в негодность?
Фото: rublev.com
Икона, даже если это бумажная репродукция – это святыня, а не предмет интерьера. Если икона обветшала или повреждена и ее невозможно восстановить, ее нельзя выбрасывать. Нужно отнести икону в храм, где ее сожгут в церковной печи. Если это невыполнимо, то икону можно сжечь самостоятельно и закопать пепел в месте, которое не подвергнется осквернению (например, под деревом в саду).
Важно знать: если икона повреждена из-за небрежного обращения, это является грехом, который нужно исповедать.
Использование святой воды и просфор
Просфора — особый освященный церковный хлеб, который используется во время Божественной Литургии: из просфор вынимаются частицы о здравии и об упокоении, которые в конце службы погружают в сосуд со Святыми Дарами. Сами просфоры раздают молящимся. Подав у свечного ящика заказную записку до начала службы, по окончании Литургии вы получите просфору.
Святую воду освящают в храме либо на Великом освящении воды (18 и 19 января — Крещенский сочельник и Крещение Господне), либо на малом освящении, которое совершается во время некоторых церковных праздников или же, по желанию молящихся, на водосвятном молебне. Святую воду берут в храме из особой емкости, где она хранится после освящения.
Просфоры и бутылочку со святой водой также хранят в красном углу вместе с иконами. Просфору потребляют утром натощак, святую воду можно пить в течение дня. Существует особая молитва на принятие просфоры и святой воды.
Русская Православная Церковь
Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.
— Как относится Русская Православная Церковь к оружию, как то: к изобретению, производству, торговле? (Геннадий, г. Калининград)
— Согласно христианскому вероучению, оружие, как и любой другой неодушевленный предмет, само по себе не подлежит нравственной оценке. Все зависит от того, в чьи руки оно попадает и как используется. Применять оружие против людей большое зло, но применять оружие ради спасения людей от преступников — может быть немалым благом. Об этом свидетельствует в Евангелии пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель. На вопрос пришедших к нему воинов: «А нам что делать?», он не предложил воинам сложить оружие и перестать выполнять свой воинский долг, а советовал никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лк. 3:14). Святые апостолы прямо и решительно утверждают, что воины предназначены Богом для того, чтобы силой оружия ограждать спокойствие и безопасность людей от их врагов, защищать семью, Родину, святыни. В этом случае оружие выполняет роль гарантии мира и спокойствия. Мысли людей, настроенных на разрушение, жажду власти, стремление навязать, поработить, делают оружие инструментом убийства. Не нужно, наверное, говорить о том, что это нарушение заповеди и преступление перед Богом и людьми. Суть не в оружии, а в намерениях и поступках людей. Даже слово, незначительное действие, сказанное или сделанное в разрушительном ключе, может стать страшнейшим оружием.
— Здравствуйте! Я хочу крестить ребенка, но у меня, к сожалению, нет никого для роли крестной матери и крестного отца. Что мне делать, подскажите, пожалуйста. (Светлана, г. Хабаровск)
— Наличие восприемников (крестных родителей) не является обязательным условием для совершения этого Таинства. Бывают такие случаи, что Крещение приходилось совершать в таких условиях, что не только крестных найти было невозможно, но и воды не было (в пустыне крестили песком). Так или иначе, начните с посещения храма, общения со священником, он обязательно подскажет Вам выход из данной ситуации.
— Скажите, несет ли вред принятие электронных удостоверений, которые сейчас с огромной скоростью ввели во всем мире, а теперь и в России с Грецией собираются вводить? Я читала, что Паисий Святогорец в своем послании о знамениях времен предупреждал об этом, и что это будет опасно. (Кристина, г. Москва)
— Ни электронные удостоверения, ни паспорта, никакие иные документы не могут принести вреда человеку, искренне верящему в Бога и любящему Его творения. Не ищите сатану во всем, что Вас окружает, — лучше ищите Бога. Господь дал нам все для того, чтобы мы могли быть счастливыми, стремились познать Его и имели возможность исправлять свои прегрешения и радоваться всему, что Он нам дал. Вместо этого мы с трепетом ожидаем дьявола и во всем его ищем. Неужели пластиковая карта, которая является всего лишь носителем информации, может встать между Богом и стремящимся к Нему человеком?
Не стоит воспринимать творения любого духовного писателя как учение Церкви. Скорее, это ориентир на определенный положительный опыт, поучение. Паисий Святогорец, действительно, негативно относился к некоторым «веяниям времени», но это его частное мнение, к тому же произвольно толкуемое в определенном контексте.
— Ваше Высокопреосвященство! Вам как председателю Отдела религиозного образования и катехизации наверняка близка проблема ЕГЭ. Сейчас даже для поступления в семинарию требуются результаты ЕГЭ. Поэтому у меня вопрос: каково Ваше отношение к единому государственному экзамену? (Данила Колесников, г. Санкт-Петербург)
— Все нужно делать с умом. ЕГЭ — испытание для выпускников. Но оно не вполне объективно отражает способности, уровень эрудированности, опыта и багажа знаний, которыми обладает тот или иной ученик. Невозможно тестом выяснить, насколько человек развит. Думаю, дорога, по которой пошло Министерство образования и науки РФ только началась. Впереди еще много открытий, исправлений, переосмыслений. На мой взгляд, необходимо оставить частички «человечности» при сдаче экзаменов.
ЕГЭ — это, прежде всего, экзамен на выявление специальных сформировавшихся знаний у учеников, достигших определенной квалификационной ступени в своем обучении. И именно поэтому я очень надеюсь, что ОПК никогда не войдет в ЕГЭ как предмет.
Что же касается духовных училищ, семинарий, академий и православных вузов, то, разумеется, кроме ЕГЭ там проводятся обязательные собеседования на предмет выявления уровня знаний православной догматики, катехизиса, истории Церкви.
— Ваше Высокопреосвященство! С 2000 по 2009 гг. Вы управляли Патриаршими приходами в США, сейчас являетесь правящим архиереем Ростовской и Новочеркасской епархии. Ваш путь в чем-то напоминает путь митрополита Вениамина (Федченкова), который через какое-то время после возвращения из Америки на Родину тоже был назначен на Ростовскую кафедру. К сожалению, об американском периоде служения владыки Вениамина мы знаем очень мало, подробных воспоминаний об этом периоде он не оставил. Зная о Ваших литературных трудах (книга «Поле жизни» тому подтверждение), а также о том, что в одном из своих интервью Вы говорили о задумке издать книгу «200 писем из Америки», можно ли надеяться увидеть выход в свет данного издания в ближайшее или отдаленное (и на сколько) время? Спасибо. (Ростислав Просветов, г. Тамбов)
— Критику принимаю. Однако церковные послушания не оставляют достаточного времени для того, чтобы я мог сесть за стол и писать. Но издания планирую. Работаю над дополненным изданием книги «Поле жизни» — в него войдут как рассказы из предыдущего издания, так и новые — о реставрации нью-йоркского Никольского Патриаршего собора, воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине), о матушке игумении Варваре (Трофимовой) и другие. Надеюсь, что в скором времени получится издать и «Письма», и некоторые другие издания. Во всяком случае в планах они есть. Помолитесь, чтобы Господь содействовал мне в этом деле.
— Ваше Высокопреосвященство, владыка Меркурий! Хотел бы задать Вам вопрос относительно того, как устроен возглавляемый Вами Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. (Андрей, г. Москва)
— В состав Отдела входит два общих и три профильных сектора. Информационно-аналитическая служба работает над системой распространения по епархиям информации Синодального отдела, получает и анализирует обращения, разрабатывает систему взаимодействия с епархиями и педагогическим сообществом, выпускает общецерковный журнал «Православное образование». Сектор организации конференций, чтений и конкурсов курирует три основных мероприятия, ежегодно проводимых Отделом — Международные Рождественские образовательные чтения, конкурс «За нравственный подвиг учителя» и «Красота Божьего мира», а также координирует другие мероприятия, проводимые Отделом или при его участии. Сектора ОПК и православного образования и катехизации, соответственно, ведут работу по направлениям. Всю работу Отдела координирует председатель, а в его отсутствие — заместитель. Структурные подразделения отдела представлены на нашем сайте https://otdelro.ru
— Батюшка, родители меня не крестили и в церковь не водили. В возрасте 23 лет я приняла крещение у «Свидетелей Иеговы», но через пару месяцев перестала посещать встречи этой организации и полностью ушла от общения с ними. Моя дочь в прошлом году в возрасте 18 лет самостоятельно изъявила желание и крестилась в Православной Церкви. Я уверена, что Православная Церковь — истинная Апостольская Церковь. Но сомневаюсь, нужно ли мне креститься вновь, не будет ли это повторно? То есть, является ли действительным мое крещение или нет для Господа? Батюшка, помолитесь за меня и ответьте, пожалуйста. (Елена, г. Орск Оренбургской области)
— Действо, которое «Свидетели Иеговы» называют «крещением», по сути является публичным заявлением о том, что новый член становится полноценным служителем Иеговы и Его видимой теократической организации. Естественно, ни о покаянии и прощении грехов во имя Иисуса Христа, ни, тем более, Крещении во имя Пресвятой Троицы, здесь речи не идет. Естественно, Церковь не признает истинности этого действия. Поэтому согласно церковным канонам Вам необходимо пройти подготовительные (огласительные) беседы и принять Таинство Крещения в Православной Церкви.
— Ваше Высокопреосвященство, добрый день! Я являюсь студенткой факультета церковных искусств Православного института «Содействие». Поступила туда, уже имея высшее образование. Институт дает дополнительное образование, что очень удобно, т.к. удается уделять больше времени профильным предметам и практическим занятиям. Мне кажется, что это хорошо — учиться богословским предметам вместе с какой-то конкретной профессией. Есть ли подобные учебные заведения в других регионах? (Валерия, г. Москва)
— Во многих крупных городах России существуют вузы, практикующие подготовку светских специалистов с одновременным обучением богословским дисциплинам. Для тех же, кто желает получить серьезное богословское образование, широко представлены православные духовные школы — училища, семинарии и академии.
— Владыка, существует ли официальный катехизис РПЦ, которым в данное время руководствуется Церковь? Если да, подскажите, пожалуйста, где с ним можно ознакомиться? (Василий, г. Тернополь)
— Уже почти 200 лет в Русской Церкви используется Пространный катехизис, составленный святителем Филаретом (Дроздовым). Его текст можно найти в библиотеке общецерковного информационного портала «Православное образование» (раздел «Материалы для педагога-катехизатора»). Кроме того, в настоящее время под руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона ведется большая работа по изложению современного Катехизиса Русской Православной Церкви.
— Здравствуйте, владыка Меркурий! У меня есть знакомые, которые учились в духовных семинариях в разных городах. Один закончил, другой бросил. Оба независимо друг от друга говорят, что тяжело выносить «изнанку» церковной жизни. Это их гордыня, или на самом деле все так плохо? (Ксения)
— Семинария — это начало духовного подвига, требующего от поступившего в нее семинариста постоянных трудов жертвенности и самоотдачи. Для кого-то это оказывается призванием, благословением на пастырское служение людям, а для кого-то — неудобоносимой ношей. Условия духовной жизни таковы, что новоначальный непременно сталкивается с испытанием. И чем дальше человек идет по выбранному духовному пути, тем активнее ополчаются против него силы этого мира, поскольку они злы и противятся правильному выбору человека. И, конечно, есть люди, которые не выдерживают, оставляют выбранное направление: не будем их осуждать. Возможно, они послужат Богу и Церкви в какой-то другой области, в чем-то, к чему они более всего приспособлены.
— Мне 38 лет. Я никогда не исповедовалась и не причащалась. В этом году выдержала Великий пост и постные дни недели. Как правильно приготовиться ко Причащению и как часто рекомендуется причащаться? (Наталья, г. Одесса)
— Время Великого поста для каждого православного христианина — это серьезное испытание души и тела, целью которого является духовный рост и приготовление к Пасхе. Связь Великого поста и Пасхи неразрывна. На Пасху мы празднуем Воскресение Христово. Пасха — это гораздо большее, чем один из праздников. Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет назад воссияла из гроба, была дана всем верующим во Христа. Однако старую жизнь, жизнь греха, не так-то легко побороть и изменить. Даже апостолы, когда слушали своего Учителя, спросили: «Как это возможно?» На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели — совершенства: «…будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил, как будто Христос не воскрес из мертвых. Иногда мы сознаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаемся той Новой Жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Пост — это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, приготовляющая нас ко встрече Пасхи, к конечному переходу в Новую Жизнь во Христе и соединение с Ним в Таинстве Евхаристии. О необходимости причащения говорит Сам Спаситель: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53,56). Благодаря причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа у христианина есть возможность уже здесь, на земле, быть в непосредственном общении с Богом. Причащаясь, христиане становятся членами Тела Христова, которое и есть Церковь.
Сами себя отлучают от Церкви люди, которые, будучи здоровыми, долгое время не приходили на общую молитву в храм и не причащались. Согласно древним церковным правилам, не являются членами Церкви те, кто не приступал к Таинствам более трех недель. К причастию благочестивые христиане приступают после исповеди священнику и Таинства Покаяния. Сокрушение о соделанном, ненависть ко греху, решимость больше его не повторять, горячая молитва к Богу о прощении — вот ступени покаяния. Завершением этого духовного труда является исповедь, когда кающийся открывает свои душевные раны — грехи — перед священником, как перед врачом и свидетелем, данным от Бога (Мф. 18:18; Ин. 20:21-23).
Прочитайте дома покаянные каноны Господу Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю из православного молитвослова.
— Владыка, благословите. Можно молиться перед неосвященной иконой? Обязательно ли освящение иконы? (р.б. Алексий, г. Гомель)
— На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения.
Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно, данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы.
Таким образом, в настоящее время в Церкви принята традиция, согласно которой икона после написания освящается в храме. Читаются особые молитвы и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть сообщение ему благодатной силы Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы ситуация иная. Икона свята потому, что изображает Господа, Пресвятую Богородицу, святых, к которым мы и обращаемся в молитве. К иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Можно молиться перед ней. Но и освятить нужно.
— Ваше Высокопреосвященство! Можно ли узнать, как обстоят дела с аккредитацией и лицензированием ОРОиК на местах? Школы сегодня работают под жестким контролем и могут заключать договоры о сотрудничестве только с организациями, действующими на основании юридических документов. (Татиана, г. Владивосток)
— По уставу Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви осуществляет только координацию деятельности епархиальных отделов, осуществляя рекомендательные функции, и не может в полной мере реализовать контроль над их работой. Мы помогаем в регионах правильно организовать деятельность православных гимназий, школ и детских садов, а все иные вопросы относятся к компетенции епархиального руководства.
— Ваше Высокопреосвященство, владыка. На огласительных беседах перед Крещением, когда заходит речь о Страшном Суде и вечных муках, некоторые из тех, кто пришли послушать, задают вопрос, на который я затрудняюсь ответить. Вопрос следующий: «Вы говорите о вечных муках для грешников, а профессор Осипов по телеканалу «Союз» говорит, что это не так, что Господь всех помилует». Православный катехизис говорит одно, Осипов — противоположное. И авторитет Осипова оказывается больше в глазах людей, которые хотят покреститься. Владыка, что отвечать, как быть? По моему мнению, все учение Осипова противоречит догматам веры. Он же настраивает против крещения младенцев. И случаются разногласия с людьми, которые смотрят Осипова по телевизору. Вот такая проблема. Как быть? (Даниил, Украина)
— А.И. Осипов развивает не еретическое, а частное богословское мнение о всеобщем спасении святителя Григория Нисского. Его учение не было анафематствовано, хотя и не было принято и Восточными, и Западной Православными Церквями. Именно поэтому святитель Григорий не был включен в чин «Вселенских великих учителей». Присутствовало сходное учение и у Оригена. И в его изложении было анафематствовано V Вселенским Собором. Советую придерживаться и излагать традиционное церковное учение по этому вопросу. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что: «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: «укажи», говорит, «народу Моему» (Ис. 58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. … Итак, Христос учил, что геенский огонь не имеет конца…» (Беседа 9 на 1-е Послание Коринфянам).
— Владыка, благословите! Возрождается практика проведения огласительных бесед перед крещением. Какие рекомендации может дать ОРОИК для плодотворного проведения таковых бесед? (Альвиан, г. Волгоград)
— Общие рекомендации по проведению огласительных бесед содержатся в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», утвержденном Священным Синодом 27 декабря 2011 года. Также планируется издание пособия для катехизаторов «Об оглашении на современном этапе» и «Настольной книги катехизатора», содержащих рекомендации по проведению оглашения. Ряд методик размещен на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Ежеквартально Отдел религиозного образования и катехизации выпускает журнал для педагогов и катехизаторов «Православное образование», в котором можно узнать о самых интересных разработках в том числе и по методике оглашения.
Вместе с тем надо учитывать, что каждая епархия имеет большую степень самостоятельности в определении форм и методов катехизации. Разнообразие таких методик — это положительное явление, так как даже в каждом конкретном приходе условия разные: национальный состав, социальные группы и др., что требует различных подходов. Не стоило бы ограничивать свободу священнослужителя или катехизатора-мирянина в формах и методах катехизической деятельности, если, конечно, она согласуется с традициями, православным вероучением и подана в корректной форме.
Как пользоваться освященным маслом
Во время паломничества к святыням верующий может приобрести масло, освященное у мощей того или иного святого или около той или иной чудотворной иконы Богородицы: например, масло от блаженной Матроны или от иконы Божией Матери «Всецарица». Иногда оно продается в церковных лавках. По свидетельству святых, освященное масло, как и святая вода, могут иметь большую силу, если пользоваться им с искренней верой.
Освященным маслом крестообразно помазывают больные части тела. Если человек терпит скорбь или искушение, помазать надо грудь (во освящение сердца и чувств) или лоб (во освящение ума и помышлений). Перед этим нужно прочесть молитву (тропарь или кондак) святому, у чьих мощей освящалось масло, или же молитву Богородице, если масло освящалось перед чудотворной иконой. Освященный елей также можно использовать для возжигания лампады.
Здравствуйте, Владимир! Прежде всего, хочу Вам сказать радостную весть: Христос Воскресе! Простите за столь позднее письмо. С Вашей стороны должна быть полноценная христианская жизнь. Вы должны посещать храм, читать святоотеческую литературу. Постарайтесь углубиться в христианскую жизнь. Читайте Библию, читайте любую святоотеческую литературу, очень хорошо помогает чтение «Жития Святых», составленные Святителем Дмитрием Ростовским. В таких книгах живёт Святой Дух, и читая человек их, живёт с этим Духом. А где Дух Господень — там свобода (2 Кор.2,17). Молитесь утром и вечером, вычитывайте «Псалтирь». Псалмы , читаемые в унынии: 26, 36, 101, 39, 53.
Молитвы против уныния:
Молитва из творений свт. Димитрия Ростовского
Боже, Отче Господа нашего Иисуса Хрис-та, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! — Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.
Молитва об избавлении от уныния, св. Иоанна Кронштадтского
Господь — уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый — Простое Существо — Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение. Святителю Тихону Задонскому
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцеленныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Молитвы пред иконами Божией Матери «Утоли моя печали»
Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша; очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимыя. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских, отыми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего.
Молитвы пред иконами Божией Матери «Нечаянная радость»
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: пастырем церковным — святую ревность о спасении пасомых; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающихся в бедах и озлоблениях — совершенное их избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и довольстве живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаянное исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Божие надежду. О, Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждения на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небес низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница, неимущим крова и пристанища буди Покров и Прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и от неправд страждущим — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемо подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл. От внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судищи Христове даруй, преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли; о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки Веков. Аминь.
Молитвы пред иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога, Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде: темже Убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица. Предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити: ради с верою сердечною и любовию припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице: слыши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо Радосте всех верных, яко мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы пред иконами Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Помните, что отчаяние это смертный грех, а смертный грех падает на род грешника, это страшно. Не унывайте!
Христос Воскресе! С Уважением, о.Алексей