О. Алексий Жилко: Купание в проруби на Крещение – не богоугодное дело 44

Устарообрядцев-безпоповцев Таинство Крещения совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Если крещение происходит в купели, то вода после каждого крещаемого обязательно меняется — недопустимо погружать в одну воду двух крещаемых, так как в этой купели как бы остались грехи преждекрещаемого. Чинопоследования таинства крещения соблюдаются строго, однако в силу исторически сложившихся обстоятельств реализуются в практической жизни только те разделы потребников, которые были предназначены мирянам на случай отсутствия священника:

Наш Малый Потребник, аще и в безсвященническое время составлен бысть, но не без Соборного разума по Большому Потребнику, и токмо сокращены иерейские молитвы, да вопросы дополнительные на исповеди помещены. (Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании Таинства Крещения)

Безпоповство никогда не отвергало как идею ни одного церковного таинства или обряда, не подвергало сомнению статус священства, как носителя Божьей благодати. В связи с тем, что, согласно учению старообрядцев-безпоповцев, после раскола XVII века пресеклось апостольское преемство православного духовенства, прервалась благодать священства, прекратилась церковная иерархия, проблема чиноприёма новообращённых оказалась одной из первостепенных и очень непростых. Старообрядческие безпоповские мыслители в XVIII веке в своих трудах объясняли, что в сложившейся исторической ситуации невозможно из-за отсутствия древлеправославной церковной иерархии сохранить «неизменную полноту всех внешних форм бытия Церкви», и поэтому частичные отступления неизбежны, о чем свидетельствуют и примеры из Ветхого и Нового Завета, из писаний святых отцов и истории Церкви:

Без нужды дерзающие не в поведенном, яко преступницы закона осуждаются. По нужде же дерзающий не точию осуждаюся, но и хвалам и честем достойни бывают и от всех учителей оправдываются. Обаче же леть есть и в сем разсуждати, яко в таковых есть подобно дерзати, в которых самая крайняя нужда повелевает, да не когда сия к нужде прилежащая предлагающе, и не нужных времен, и к нужде не подлежащыя тайны нужде к действию производити начнем.

Православные каноны позволяют мирянину крестить и перекрещивать, то есть принимать «от ересей приходящих» первым чином. У старообрядцев-безпоповцев (кроме спасовцев) принято совершать перекрещивание надо всеми желающими перейти из официального православия в старообрядчество. Существует также практика повторного перекрещивания при переходе в общину старообрядцев из других толков и согласий. Выговцы, обосновывая перекрещивания, писали, что вообще всякий еретик подлежит повторному крещению, а если церковь прежде и не перекрещивала некоторых еретиков, то это следует понимать не как закон, а как «снисхождение» в надежде их скорейшего обращения. Приём по второму и третьему чину, в условиях отсутствия священства, невозможен.

Старообрядец поморского согласия. Гравюра, 1794 год

Относительно чиноприёма поповцев, принимавших «никонианское» крещение, изначально единого мнения у безпоповских идеологов не было. Известно, что спор о перекрещивании поповцев в 1710-х годах происходил среди стародубских поморцев. Когда прибывшие в Стародубье выходцы из Керженских лесов стали перекрещивать поповцев, с возражениями выступил местный поморский наставник Спиридон Иванов. Сохранилось его послание на Керженец с обоснованием недопустимости перекрещивания поповцев. Однако вскоре все безпоповцы (опять же, кроме спасовцев) приняли за правило перекрещивать переходящих к ним поповцев.

В первой половине XVIII века в поморском и федосеевском согласиях утверждаются принципы чиноприёма, основанные на православных правилах, относящихся не к еретикам, а к согрешающим. Чиноприём федосеевцев поморцами и наоборот осуществлялся через специальное молитвенное правило — покаянный начал. Польский Федосеевский Собор в 1751 году несколько ужесточил требования к переходящим в федосеевское согласие поморцам, установив, что, кроме начала, они должны класть 300 земных поклонов.

Первые филипповские наставники по-разному осуществляли приём неофитов, переходящих из поморского и федосеевского согласий. Сам инок Филипп и его ученик инок Матфей продолжали применять для приёма новообращенных покаянный начал. Ученик Филиппа, инок Терентий, высказался за применение более жёсткого правила, установив, что обращающиеся безпоповцы должны вынести шестинедельный пост.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

Внешний вид

Внешний вид старообрядцев сильно отличается от православных. Проявляется это следующим образом:

  • Мужчины должны носить большие бороды. Брить их категорически запрещено;
  • Стандартный мужской костюм — это большая, небрежная, расстегнутая рубашка, как ее носили в Древней Руси;
  • Рубашка дополнена узким поясом. Он получает функцию деления тела на высшую часть — духовную, устремленную к Творцу, — и низшую, символизирующую все земное и низкое;
  • Никаких ярких красок в одежде! Только сырые, монохромные вещи;
  • Галстук — неприемлемый аксессуар для старообрядца. Он связан с Иудой, поэтому галстук называется узлом Иуды;
  • Православная женщина может приходить в церковь с платком, завязанным узлом. В старообрядческой церкви женщине разрешается носить только платок, который застегивается под подбородком.

Так обычно выглядят старообрядцы.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Может ли старообрядец быть крестным у православного

Мужчина собирается крестить своего ребенка, и он хочет найти хорошего и надежного друга в качестве крестного отца. Все бы хорошо, но у них принципиальная разница в мировоззрении: один православный, другой старообрядец. Как разрешить эту ситуацию?

Этот вариант возможен только в одном случае. Второй крестный отец должен быть православным, а старообрядческий крестный должен пообещать никоим образом не вмешиваться в воспитание ребенка в соответствии с традициями действующих православных канонов.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Обычаи старообрядцев

Обычаи старообрядцев были следующими.

Денежный амулет «Венецианский магнит»

Персональный покровитель достатка и богатства уже помог разбогатеть тысячам людей: ⭐ 98% обладателей улучшили свое финансовое благосостояние. ⭐ 3543 владельцев амулета открыли собственный бизнес. ⭐ Более 5000 человек купили шикарное жилье или машину.
Узнать больше

Крещение у поповцев

Старообрядцы могут совершать причастие крещения, по желанию, в естественном водоеме или в купели. Это причастие должен совершать священник. Исключение составляют случаи, когда человек умирает и боится не крестить, а священника-старообрядца поблизости не найти. Затем ритуал выполняется мирянами.

Человека трижды погружают в чистую воду. Священник при первом омовении говорит: «Раб Божий … крестится во имя Отца, аминь, на втором», и Сына, аминь, «на третье», и Святым Духом. , Аминь «. Умывание в воде символизирует очищение от греховности и единение с Богом.

Следует произносить молитвы о крещении и наречении ребенка. Это делается для того, чтобы здоровье матери после родов улучшилось, а ребенок мог жить по своей совести и заслужить Царство Небесное. Крещение должно произойти на восьмой день.

Крещение у безпоповцев

У старообрядцев Богоявления таинство крещения совершается аналогичным образом. Крещение разрешено как в естественном водоеме, так и в купели.

Важно: воду в купели нужно менять после каждого крещения, чтобы не осталось грехов. Если крестит взрослый, в комнате с купелью могут находиться только он и священник, в случае младенца — родственники.

Есть три бани, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется полностью мыть тело и снимать рубашку, в которой крестили ребенка. На восьмой день происходит помазание.

Венчание

Ритуал старого обряда явно отличается от принятого в современной ортодоксии. Таблица показывает разницу.

Старый обрядНовый обряд
Чтение Апостола и Евангелия.С началаПосле нанесения коронок
Пение Псалма 127.Добавлены хоры, которых не было в старинном обряде.
Вопросы молодоженам о добровольности своих намерений.Нетда
Регистрация в ЗАГСеПосле свадебной церемонииПеред свадебной церемонией
Свадебная фата на голове невестыНадеть после помолвкиНе используется

Брачный обряд старообрядческой четы.

Похороны

У старообрядцев есть обычай хоронить умерших на 3-й день. Поминальные службы совершаются накануне похорон, утром того же дня и перед похоронами. Чем дольше длится поминальная служба, тем чище будет душа перед Богом. Поминальной службы заслуживают только те, кто вел достойную и праведную жизнь.

Голова умершего в гробу должна быть обращена на запад, ноги на восток. Последняя месса, Лития, совершается на похоронах. Затем символы веры извлекаются из гроба, прибиваются гвоздями и опускаются на землю. Панихида сразу после похорон старообрядцы не проводят. Их проводят на 3, 9 и 40 день после смерти.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Как молятся старообрядцы

Известно, что староверы предпочитают крестить себя, как и их предки, то есть двумя пальцами. После реформ Nikon двупалый знак был заменен трехпалым знаком, символизирующим Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Старообрядцы верят в Единого Бога-Творца и не приписывают смертному Иисусу божественные атрибуты и, по их мнению, Святой Дух, изобретенный христианами. Большой из двух пальцев символизирует Бога, а меньший — Иисуса из Назарета, Божьего пророка.

Старовер складывает пальцы в знак двойного пальца.

Во время службы старообрядцев поклонение может быть только земным, поклоны на коленях запрещены. Земляные арки делятся на 4 типа:

  • обычные — к груди или к пупку;
  • Середина — до пояса;
  • «Метание (от греч. Metanoia — покаяние) — малый земной лук;
  • Проскинеза — большой поклон до земли, целование ног.

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Обычаи староверов

Молитвы в традиционном понимании этого слова среди старообрядцев не существуют. По их мнению, молитва унизительна для обеих сторон: того, кто молится, и того, кому он молится. Вместо этого старообрядцы проводят свои клановые ритуалы, но не только мирянин, но даже член другого клана не может знать о них. У каждого клана есть свои уникальные привычки, которые люди держат в секрете.

Аналогичное отношение к иконам у старообрядцев — они считают их идолопоклонством. Стены их домов украшают не иконы, а фотографии их предков, их письма и личные вещи. Таким образом сохраняется крепчайшая духовная связь поколений, которая для старообрядцев является основой их мировоззрения. Это похоже на чувство принадлежности к природе.

Старообрядцы отождествляют себя с природой, но не поклоняются ей как Богу.

В целом у старообрядцев отсутствуют общие жесткие правила и догмы, которых необходимо строго придерживаться. Необязательно носить специальную одежду, посещать церемонии. Для старообрядцев самое главное — жить по своей совести, в согласии с ней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: