Ещё столетие назад имя новорождённому ребёнку было дать очень просто. В день его рождения мама и папа просто заглядывали в святцы и выбирали один из нескольких вариантов (иногда он был всего один). Сегодня же далеко не все следуют церковным традициям, да и многие имена святых устарели. И чаще всего родители дают малышу имя, ориентируюсь на моду, желая выделиться или просто потому, что понравилось, как младенца назвали знакомые. Тем не менее крестят детей в нашей стране очень многие, кто-то относится к этому Таинству серьёзно, кто-то воспринимает его как формальность. Каким же именем нарекают при этом малыша? И что делать, если мирского имени нет в святцах.
Как определяют имя для крещения ребёнка
Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:
- Заглядывают в Месяцеслов (печатается в каждом православном календаре), из перечня мужских и женских имён выбирают понравившийся вариант.
- Могут выбрать имя святого, память которого празднуется в ближайшие дни (до и после дня рождения малыша).
- Выбирают имя в честь святого, которого особо почитают в семье (например, Николая Угодника).
Возможно, в семье есть особо почитаемый святой, и ребёнка назвали в его честь
Нарекают малыша согласно обету. Например, женщина долго не могла забеременеть и молилась преподобной Ксении Петербуржской, обещала, что если Господь дарует ей дочку, то она назовёт её Ксенией.
Возможно, мама после долгого периода бесплодия дала обет, например, Ксении Петербуржской, что назовёт дочку в её честь
Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах. Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.
Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.
У некоторых святых именины только один раз в году, но всё равно можно назвать ребёнка таким именем
Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз. Приведём лишь отдельные примеры:
- Максим: дни памяти святых с таким именем –12 сентября, 18 сентября, 28 сентября, 8 октября, 22 октября, 4 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 12 ноября.
Именины некоторых святых с определённым именем отмечаются много раз в году
Лев — 20 сентября, 24 сентября, 24 октября, 25 ноября, 20 декабря, 12 января, 2 февраля, 3 марта, 5 марта, 31 мая. Василиса — 16 сентября, 21 января, 18 февраля, 23 марта, 4 апреля, 28 апреля, 29 апреля, 4 июля. Ангелина — 12 сентября, 23 декабря, 14 июля, 12 августа.
Народные приметы
Раньше ребенку давали тайное имя для того, чтобы уберечь от «плохого» глаза. Наши предки верили, что на малыша не смогут навести порчу, если не узнают второго имени. По этой причине на таинство крещения приглашали самых близких людей, которые никому не расскажут, каким именем крестили младенца. До сих пор родители, которые верят в народные поверья, дают ребенку тайное имя и никому его не называют, чтобы никто не смог нанести вред младенцу.
Говорят, что на всех ритуалах, связанных с нанесением порчи и сглаза, обязательно называют церковное имя. Если его не знать, ритуал совершить не получится.
В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:
- Юлия — Иулия.
- Ульяна — Иулиана.
- Иван, Ян — Иоанн.
- Яна, Жанна — Иоанна.
- Анжела — Ангелина.
- Степан — Стефан.
- Денис — Дионисий.
- Артём — Артемий.
- Юрий — Георгий.
- Анжела — Ангелина.
- Сергей — Сергий.
- Лилия — Лия.
- Аксинья — Ксения.
- Илона, Нелли — Елена.
- Егор, Юрий — Георгий.
Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия
Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).
Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)
Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).
У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.
Однако некоторые батюшки считают, что наречение младенца таким именем должно быть именно искренним желанием православных родителей, а не просто способом поразить окружающих, подчеркнуть свою оригинальность.
Тайна имени Алиса
Сильная духом слабая женщина, способная применять свои таланты, не выставляя их напоказ. Иногда создается впечатление, что Алиса полностью окутана тайнами и магической силой. Она загадочная и одновременно открытая, в ней есть изюминка и скрытые таланты.
Наречение именем Алиса дарит девочке богатую фантазию. Но она не мешает девочке смотреть на мир без розовых очков, трезво оценивая сложившуюся ситуацию. В любом возрасте девушка не живет в мире грез и выдуманных правил, фантазия помогает ей самореализоваться, действовать творчески и проявлять себя на пути карьерной лестницы.
Если имени в святцах нет: Алиса, Мирослава, Карина и другие имена
Многие родители сегодня стремятся назвать малыша модно, оригинально, звучно. И часто оказывается, что такого имени в святцах нет (причём нет и его похоже звучащей архаичной формы). В этом случае священник предлагает выбрать имя просто с похожим звучанием или имеющее аналогичное значение. Традиционно устоявшиеся соответствия можно посмотреть в официальных православных интернет-изданиях (например, azbuka.ru, pravoslavie.ru, https://beleparh.ru/). Также можно зайти в храм или церковную лавку и попросить помощи там. Вот несколько традиционных соответствий для мирских имён, которых нет в Месяцеслове:
- Алиса — её крёстят под именем Александра, Василиса. При этом чаще всего девочка с таким именем всё-таки получает имя Александра — в честь святой страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, которая до принятия православия носила имя Алиса.
Девочку по имени Алиса можно окрестить, например, как Александру или Василису
Анджелина — её крёстят под именем Ангелина. Алина — её крёстят под именем Александра или Инна. Арина — её крёстят под именем Екатерина, Марина. Диана — Дигна, Анна. Виталина — Виктория. Ева. Ситуация с этим именем очень интересна. Хотя оно имеет прямое отношение к христианству (Евой звали первую женщину на земле), ещё недавно девочку с таким именем окрестили бы как Евгению или Евдокию (Евы не было в православных святцах). Но примерно 18 лет назад Русская православная церковь приняла решение причислить к лику святых настоятельницу Пензенского монастыря игуменью Еву (в 1937 году её расстреляли НКВД). И сегодня родители маленькой Евы могут окрестить дочку её же мирским именем.
Хотя имя Ева имеет прямое отношение к христианству, святая с таким именем появилась лишь около 20 лет назад
Есения — Ксения, Есия. Дана — Дарья, также можно выбрать имя на основе общности значения — Феодосия («Богом данная»). Яна — Иоанна. Карина — Клеопатра, Кира. Милана — Мелания, Милица, Анна. Мирослава — Марина, Мария, Ирина. Очень красивое нежное имя имеет интересную историю. В православном календаре его нет, однако покровительницей девочек и женщин с таким именем считается дева Мирослава Константинопольская. По историческим данным, её муж подвергся гонениям за христианскую веру, его пытали, после чего отправили в ссылку с женой и детьми. Там он умер, а следы родных затерялись. Между тем в ближайших к нам православных славянских странах девочек крестят именно под именем Мирославы (в Болгарии, Украине, Чехии, Словакии), здесь отмечаются дни памяти этой святой (5 мая — в Болгарии и Украине, 5 апреля — в Чехии и Словакии, 29 марта — дополнительно в Словакии).
В русских святцах нет имени Мирослава, зато в других славянских странах девочек крестят этим именем
Олеся — Александра, Василиса. Полина — Аполлинария, Пелагея. Тимур — Тимофей. Руслан — Роман, Ростислав. Однако окрестить такого ребёнка можно и Леонидом, исходя из смысла имён: оба они обозначают «подобный льву» («похожий на льва»). Ратмир — Роман. Станислав — Святослав.
Сына крестили с другим именем. А как отпевать?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Меня давно мучает один вопрос. Когда родился мой сыночек, и спустя два месяца мы пришли в Храм его крестить, я была полна решимости просить о другом имени в Крещении (чтобы не смогли на него ничего «наговорить»). Потому что сама сталкивалась с этой бедой. Тогда батюшка был против, сказал: «Не будет тебе счастья». Ушёл крестить малыша и дал ему имя, о котором просила. Он Мирон, крестили Михаилом. Только потом дома до меня дошло, что настанет когда-то его час, и при отпевании уже я не подскажу его детям этого. Если они забудут о том, что он Михаил, отпевание будет недействительным? Можно ли пойти в храм, чтобы прочитали над ним молитву о наречении имени на осьмый день с его именем? И тогда причастится с новым именем, оно будет с ним дальше в церковной жизни. Или, может, я что-то не так поняла. Суть моего вопроса в том, как помочь душе сыночка уже после его жизни, чтобы за него правильно молились и будет ли считаться за него молитва с именем Мирон?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Протоиерей Андрей ЕФАНОВ
Здравствуйте! Манипуляции с двойными именами — это давний языческий обычай, который для христианина совершенно неактуален! Это раньше люди, не зная точно, в чем состоят причино-следственные связи, выдумали различные теории магии, в частности, магии контагиозной — о том, что принадлежащий владельцу предмет имеет с ним связь и через него можно что-то сделать с владельцем. К таким предметам можно отнесли и имя и отсюда возникают теории о том, что знание истинного имени якобы (!) дает власть над его носителем. Поэтому у язычников и было два имени — которое знали все и которое знали лишь избранные.
Как Вы понимаете, это все конструкты искусственные, как и многие приметы и суеверия, и все это давно разобрано этнографами и антропологами.
Крещение — это Таинство, в ходе которого человек становится членом Церкви Христовой. Он должен каким-то образом в Ней фигурировать, и поэтому в Крещении нарекается имя, с которым человек участвует в церковных Таинствах. В двойном имени смысла никакого нет: знание имени никакой власти над его носителем не дает, так что зря Вы все усложнили… ну да ладно. Ни одно Таинство не имеет обратной силы и не совершается повторно. Молитва на наречение имени читается до Крещения. После Крещения человек живет в Церкви с тем именем, с которым его крестили. То есть Ваш сын в Церкви — Михаил.
А теперь вопрос про отпевание. Вы сына крестили, а крестят детей, чтобы причащать их. И вот я думаю, неужели же Ваш сын, если он вырастет в Церкви, если он будет нормальным христианином, то есть и взрослым будет исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, не не скажет ни своей жене, ни детям, ни кому-либо другому церковного имени? Да весь приход, священник, жена и дети, которые будут о нем молиться о здравии, уж конечно будут знать, что это он по паспорту Мирон, а в Крещении Михаил. И будьте спокойны, при таком порядке вещей не может просто произойти никакой путаницы.
Храни Вас Господь!