Ни в одном из своих посланий апостол Павел не призывает христиан поститься. Апостолы Петр и Иоанн также ничего об этом не говорят. Об этом (посте именно христиан) не сказано ни в одной книге Нового Завета.
И, тем не менее, вот уже две тысячи лет христиане постятся. Одним из самовыражений здоровой христианской церкви был пост. Каким бы устаревшим занятием ни казался пост в наши дни, пост, как запрос на Христову благодать, практикуется уже два тысячелетия.
Почему христиане, хотя им, в отличие от мусульман, не заповедано, все еще постятся? Во-первых, учение Иисуса на протяжении всех евангелий, в частности от Матфея, достаточно четкое. Показав пример лично (Мф. 4:2), хотя и не призывая к посту напрямую, Иисус дает указания о самом посте: «Когда вы поститесь» (а не «если», Мф. 6:16-17). Более того, говоря о том времени, когда Его последователи будут Им оставлены, Он говорит: «Тогда они будут поститься (Мф. 9:15, Мк.2:20, Лк. 5:35). И эти слова – не просто правило, а заповедь из уст нашего Спасителя, игнорировать которую по меньшей мере неразумно.
Зачем нужен пост?
Пост — это воздержание. У поста могут быть разные формы: многодневный пост (например, Великий или Рождественский, которые длятся дольше месяца); однодневный (среда и пятница большинства недель, когда православные также стараются поститься) или пост-подготовительный (например, три дня перед Причастием).
Все посты объединены одной целью и только ради нее существуют: ограничить человека в телесном, чтобы помочь ему в духовном. Иными словами, пост это не цель (поменьше есть, поменьше смотреть фильмов), а помощник человеку — сосредоточиться на внутренней жизни. Вот, зачем нужен пост.
Молитва, созерцание внутренней тишины, попытки обрести эту тишину: чем больше вокруг отвлекающих факторов, тем сложнее человеку соприкоснуться с этим духовным миром.
Определение поста по православному словарю
Фото: Flickr.com
Пост – добровольное делание во славу Божию, аскетического характера, которое состоит из:
- воздержания от сытной и приятной пищи, отсутствия развлечений и увеселений;
- тщательной проверки души и очищение от греховных помыслов;
- самостоятельного понуждения на молитву, чтение духовной литературы, размышления о духовных предметах и добрых дел.
Цель и предполагаемый итог каждого поста – существенный духовный рост.
Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?
Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.
Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.
Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела. Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном. Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!
Вот, зачем нужен пост…
Как правильно поститься?
С одной стороны, все просто. Правильно поститься — это соблюдать все установленные Православной Церковью нормы. Например, если говорить о еде, то Великий Пост — это запрет на любую молочную, рыбную или мясную продукцию. А в Рождественский Пост рыбу можно.
Или если говорить о развлечениях, то подразумевается, что человек старается в пост — или хотя бы в самые строгие дни его (например, в Страстную Седмицу перед Пасхой), — не ходить на увеселительные мероприятия: кино, вечеринки, праздники.
С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком.
(Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль»)
Пост — это воспитания в себе Любви.
Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви.
Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе.
Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя […] Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень».
Внутреннее: выражение покаяния.
Первое и самое простое, при этом достаточно важное, что выражает пост – это покаяние. Обозначим его «внутренним», направленным на себя. Верующие понимают, что согрешили – не сделав что-то незначительное, а именно надолго оставшись в состоянии бунта против Бога – и приходят к нему за прощением.
Например, в 1-й книге Царств седьмой главе, народ Божий осознает свое прошлое и настоящее идолопоклонство (и руку Божью в их воспитании). Они решают прийти к Богу и заново «обратить сердца к Господу и служить только Ему». Под предводительством Самуила они собираются вместе и, постясь в знак покаяния, признают, что «согрешили против Господа». Точно также в 21-й главе 3-й книги Царств Ахав, хотя и «продав себя творить злое пред очами Господа», смирил себя постом, когда Илия укорил его, и Господу было угодно отложить надвигающееся наказание даже для такого злого царя. В книге Неемии в главе 9 мы видим, что народ Божий собрался для поста в рубище, исповедуясь и прося Бога о прощении. В книге Даниила в главе 9 – пророк видит, что подошел к концу срок изгнания и говорит: «Я обратил лицо свое к Господу Богу, ища Его и моля о милости с постом в лохмотьях и пепле». Он помолился Богу и исповедал пред Ним грех народа в надежде восстановления. И точно также Иоиль (первая и вторая главы книги Иоиля) призывает поститься ради покаяния и обращения к Богу от грехов своих – как было в Ниневии, когда люди поверили Ионе, хотя тот и не хотел их спасения. Они созвали всех для поста и оделись в рваные одежды – от мала до велика (книга Ионы глава 3).
Ветхозаветные святые часто выражали внутреннее покаяние Богу не только словами, но свидетельством о нём постом. Такой пост не был попыткой заслужить прощение, а обозначал степень их сожаления.
Внешнее: сопереживание обстоятельствам.
Пост выражает не только покаяние. Часто он – голос скорби, горечи и плача посреди трудностей. Чем заканчивается 1-я книга Царств и начинается 2-я – это смерть Саула и горе народа. 1-я книга заканчивается семидневным постом плача. 2-я начинается с того, что вести о смерти Саула достигают Давида, и он со своими людьми плакал и постился до вечера о Сауле и сыне его Ионафане, о народе Божьем, о доме Израиля, потому что пал он от меча. Этот пост был скорбью не о собственном грехе, но о смерти царя.
Когда выходит новый указ Амана (книга Есфирь, глава 4), Иудеи скорбели, постились и плакали, и многие из них сидели в рубище и пепле. Когда Давид в молитве говорит про предательство своим другом, он говорит, что они радуются о горе его, хотя он и смирил себя постом и горевал, когда те были немощны (псалом 34). В 68-м Псалме сказано, что Давид плакал и смирял свою душу постом не в покаяние, а потому что с ним плохо обошлись. И Ездра тоже был огорчен и постился не по причине своего греха, а потому что узнал, что святой народ смешался с народами земли (книга Ездры глава 9).
Пост становится голосом боли и горя посреди внезапных и тяжелых внешних обстоятельств, представляют собой сердце, уповающее на Бога, несмотря на горе.
Грядущее: в поисках воли Бога.
И, наконец, мы переходим от внутреннего покаяния и внешнего сопереживания к инициативе и просим Бога о руководстве или благословениях. Первое упоминание поста в Библии (конец книги Судей) носит именно такой характер. Божий народ не просто горюет о надвигающейся войне, но и спрашивает Его, идти ли им войной против колена Вениаминова. Подобное вопрошание мы встречаем и во второй книге Паралипоменон (глава 20, стихи 3, 12): «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее и сказал: …Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»
Давид искал у Бога спасения со словами: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Псалом 108:24), просил о здоровье своего новорожденного, а позже сказал: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2-я Царств 12:22).
Практика молитвы о Божьей защите «перед грядущим» сыграла очень важную роль в сохранении Израиля и возвращении их из плена. Прежде чем просить о милости земного царя, Есфирь прежде обращалась к Богу (Есфирь 4:16):
«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».
Бог ответил Есфири и сделал её инструментом спасения всего народа.
Даже Дарий, царь над пленным Израилем в последние годы изгнания, постился, когда искал возможности спасти Даниила от львов. Перед выходом из Вавилона Ездра объявил пост: «Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего…» (книга Ездры глава 8). Для Неемии пост был не только выражением боли и горя, но и поиском Божьего благословения: «Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего» (книга Неемии глава 1). Он молился и постился, а потом, по вере, пришел к царю.
Верующие часто постятся для того, чтобы усилить просьбу о Божьем руководстве, охране в пути и об особой милости.
Нужно ли поститься больным или беременным?
Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье.
Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни!
Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева.
«Пост для человека, а не человек для поста». У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода.
В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.
Почему и зачем мы должны поститься. Ответы Оптинских старцев
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Люди, далекие от Церкви, а также и мало воцерковленные христиане – неустанно задаются вопросом: Зачем нужно поститься?
Простые ответы их не устраивают. Им нужны подробные разъяснения. А для того, чтобы мы могли дать правильные ответы, мы сами должны знать всю глубинную важность соблюдение постных дней.
Ольга Рожнёва подготовила прекрасную подборку ответов и наставлений Оптинских старцев о важности-нужности поста, о влиянии соблюдении поста на здоровье, о том, как правильно поститься, а также, в статье, затронуты и другие моменты постовой жизни.
В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?
Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.
Почему мы постимся
Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:
«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).
Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».
Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:
Преподобный Амвросий Оптинский
«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».
Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:
«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.
Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».
Не вредит ли пост здоровью?
Старец Амвросий наставлял:
«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».
Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:
«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.
И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».
Нужно ли поститься больным?
Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:
«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:
– Начните поститься, и все пройдет.
Она отвечает:
– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.
– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.
И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».
Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:
«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».
Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.
Старцы Оптинские не давали общих рекомендаций для всех больных, а советовали действовать с рассуждением, сообразуясь с телесными силами и особенностями заболеваний каждого.
Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:
«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.
Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением…
Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».
Преподобный предостерегал:
«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.
Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».
Старец Анатолий (Зерцалов) писал:
«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».
Как быть, если постной пищей не наедаешься?
Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:
«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»
Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:
«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»
Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:
«Объястливые уста – свиное корыто».
Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?
Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.
В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:
«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».
Преподобный Варсонофий наставлял:
«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.
Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.
– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!
– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».
Пост в дороге
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.
Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.
Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:
«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»
Если пост кажется ненужным, излишним
Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:
«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
О воздержании и трех степенях сытости
Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:
«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».
О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Если нарушил пост по невнимательности
Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?
Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:
«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».
Если нарушил пост по недостатку силы воли
Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:
«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».
Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:
«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»
О неумеренном, неблагоразумном посте
Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:
«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.
Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».
Пост не цель, а средство
Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.
Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:
«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».
Старец Варсонофий также напоминал:
«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:
«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»
А старец Никон метко и коротко замечал:
«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)»
Искушения поста
Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.
Преподобный Амвросий учил:
«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».
Можно ли в пост есть соевые продукты?
Пост и воздержание в супружеской жизни
Духовное чтение >>
Пост — это значит быть грустным?
Пост — время строгости, сосредоточения, но никак не уныния.
В одной из своих проповедей Иисус Христос прямо сказал об этом: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» И продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»
(обе цитаты — из 6 главы Евангелия от Матфея)
Фото: grees-is.com
Как соблюдать пост 16 понедельников?
В индуизме есть традиция поста 16 понедельников.
Пост 16 понедельников — индуистская традиция
Традиция идет от бога Шивы, вернее, его супруги Парвати, которая, чтобы стать достойной Шивы и стать его супругой, соблюдала врата 16 понедельников. Для современных девушек в индуистской традиции поститься 16 понедельников означает успешный брак и благополучную семейную жизнь.
Что главное в посте?
В общем, отвечая на вопрос «что главное в посте», можно сказать так:
В православном посте главное:
- Помнить, что пост — это не цель сама по себе, а — «инструмент» в достижении более благой и Святой Цели: жить жизнью Духа, быть со Христом и стяжать Благодать Духа Святого.
- Помнить, что степень и трудность воздержания нужно соизмерять со своими силами и ситуацией.
- Строгость поста стараться согласовывать со священником. Потому что как духовная жизнь каждого человека индивидуальна, так индивидуальны и все стороны его духовной жизни. Что одному — спасение, то другому может быть вред.
- Говоря о послаблениях, нужно помнить, что пост может принимать разные формы ограничений, но не должен пропадать совсем. То есть, если Великий или Рождественский Посты — то хотя бы в какой-то форме, но пост должен быть. Как минимум — в форме «не ругаться с близкими и в любом возникающем случае поступать с ними по любви»
Преподобный Паисий Святогорец кормит птичку.
Как соблюдать пост 40 дней?
Чтобы выдержать все 40 дней поста, нужно психологически настроиться на это не простое испытание.
- Необходимо посоветоваться с батюшкой. Возможно, зная своего прихожанина, он даст свое благословение на нестрогий пост, на определенные послабления в ограничениях
- Нарушение принципа питания в пост – не такой уж и большой грех. Гораздо хуже, если человек имеет недобрые мысли и совершает недобрые поступки, и не кается в них
- Попросить поддержку у близких людей. Возможно, они тоже присоединятся к посту, а возможно, просто помогут преодолеть свои плотские желания
Какие бывают посты?
Посты разделяются по продолжительности, строгости и — «поводам», по которым они держатся.
Есть четыре продолжительных поста:
- Рождественский Пост
— 40 дней перед Рождеством (с 28 ноября по 6 января включительно). В плане еды, в этот пост благословляется есть рыбу, но нужно ограничивать себя в молочном и мясном. Этот пост подготавливает христианина к празднованию Великого праздника Рождества Христова. - Великий Пост
— 40 дней + 7 дней Страстной Седмицы перед Пасхой. Это самый строгий пост. В идеале — только растительная пища. Этот продолжительный пост готовит христианина к самому главному и светлому Празднику — Празднику Великой Пасхи. - Петровский пост.
Он завершается 12 июля, в день Петра и Павла, а продолжительно его зависит от того, когда в этот год была Пасха. Минимальная длина этого поста может составлять 8 дней, максимальная — 42. Это не самый строгий пост. В Петровский пост христиане стараются воздерживаться от молока и мяса, а от рыбы — только в среду и пятницу. - Успенский Пост
— две недели с 14 по 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Строгость поста — по возможности такая же, как и в Великий Пост.
Кроме того, в христианской традиции принято поститься в среду и пятницу: как напоминание о двух трагических днях в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа: среде, когда Его предал Иуда, и пятнице — когда Его распяли. (Не считая тех случаев, когда на среду и пятницу выпадают большие Церковные Праздники, а также, например, в Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи. Поститься в такие среды и пятницы — грех.)
Кроме того, Церковь обязует поститься перед Причастием.
Каков порядок Великого поста?
Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий. Длится он 7 недель. Также всю неделю перед постом (мясопустная неделя) мясо уже не употребляется в пищу.
Мясопустная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда просят прощения у всех, кого обидели, даже если обида нанесена случайно. Получивший прощение христианин с облегчением входит в особые для души дни поста.
Календари Великого поста выпускает Православная Церковь, их много и в Интернете. В таких календарях постные ограничения расписаны по дням, указано, чему посвящена конкретная неделя поста.
Завершается этот строгий пост праздником Пасхи.
Сколько надо поститься перед причастием?
Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды (не есть мясо, рыбу, молочные продукты), но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.
Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство.
Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле. Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом.
Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.
(К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв. Христиане вычитывают перед Причастием Последование ко святому Причащению, а также три канона — покаянный канон Иисусу Христу, Канон Божией Матери и Канон Ангелу Хранителю. Все эти молитвы есть в каждом молитвослове).