Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июня
Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.
Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.
Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.
Собор Иоанна Крестителя
Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.
В земной жизни Иоанна есть много общего с земной жизнью Иисуса Христа. Начнем с того, что они были дальними родственниками. Мать Иоанна – праведная Елисавета – приходилась сестрой святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Как и Иисусу, Господь Бог отвел Иоанну 30 с небольшим лет земной жизни. Как и Христос, Иоанн призывал людей покаяться в своих грехах, «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.
Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…
А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.
Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до 2 лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).
Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.
…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.
И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).
И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).
Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.
Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. <�…> Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).
Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.
Смысл великого Таинства Крещения в том, что человек при погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого для жизни вечной. Через Таинство Крещения человек делает первый шаг в жизнь со Христом, становясь членом Церкви.Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).
К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.
Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.
Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…
…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.
Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.
Тело Иоанна Предтечи забрали его ученики: они погребли его в самарийском городе Севастия близ могилы святого пророка Елисея. Там оно и находилось почти 1000 лет до Первого крестового похода, когда их по велению Господню нашел крестоносец знатный генуэзец Гульельмо Эмбриако. Он перевез мощи Иоанна Крестителя к себе на родину, в Геную, и теперь они хранятся в специальном ковчеге из белого камня в генуэзском монастыре Святого Лаврентия.
Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.
Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.
С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…
Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.
Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.
Отдельная судьба у правой десницы Иоанна Предтечи – той самой, которую Иоанн Креститель возложил на голову Христа, когда крестил его в водах Иордана. Когда святой апостол Лука, направляясь в Антиохию, проезжал через Севастию, где было погребено тело Предтечи, он захотел взять его мощи с собой. Но жители Севастии отказались с ними расставаться. Они только позволили Евангелисту взять с собой правую десницу Крестителя. Так началась длинная цепь пути этой реликвии.Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.
Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.
Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.
С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.
О чем молиться и в чем помогает Святой образ?
В этот день обязательно надо читать молитвы святому, которые помогают в различных жизненных ситуациях. У него просят об:
- избавлении от болезней и головных болей.
- если растерялись на жизненном пути и ищут подсказок, как поступать дальше. Также он помогает выбраться из сложной ситуации.
Молясь Иоанну Крестителю, у многих людей возникает ощущение, будто они избавляются от большого груза на душе. По этой причине к святителю обращаются и по другим поводам:
- просят об избавлении от пагубных привычек.
- молят об радости здорового материнства.
- молятся об укреплении в вере и наставлении на правильный путь.
В каждом из храмов имеются иконы Иоанна Святителя. По этой причине часто прихожане обращаются именно к нему. Считается, что икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг.
Пир Ирода Антипы
Настал удобный день, когда Ирод по случаю дня рождения своего дал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь, и дам тебе»; и клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя». И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. (Мк. 6, 21–26)
Рассказ о пире Ирода Антипы, после которого был обезглавлен Иоанн Креститель, содержится в Евангелиях от Матфея и Марка. По всей видимости, празднество состоялось в Тивериаде — столице Галилеи, построенной Иродом, во дворце тетрарха.
Есть и иная точка зрения — что Ирод со всем двором перебрался в то время в удаленную крепость Махерон, соответственно, и Иоанн Креститель томился в ее тюрьме.
Предполагается, что пророк томился в темнице, примыкающей ко дворцу или даже находящейся в одном здании с ним.
Евангелисты не называют дочери Иродиады по имени, но из труда Иосифа Флавия «Иудейские древности» мир узнал об имени этой страшной танцовщицы — Саломея. Одни исследователи полагают, что это была совсем юная девушка, другие — что она уже успела овдоветь.
Обретение главы Иоанна Предтечи – что нельзя делать
Строжайше запрещается в этот день начинать ремонт или браться за генеральную уборку. Иначе из дома уйдут удача и благополучие. Категорически нельзя сегодня выбирать одежду темных цветов. Нельзя ходить босиком по траве, иначе заболеешь.
Многие запреты в день третьего Обретения главы Иоанна Предтечи связаны с памятью казни святого, который был убит через усекновение головы.
Именно поэтому 7 июня не стоит брать в руки острые предметы, нельзя заниматься резьбой, работать с пилой и даже хлеб нужно не нарезать, а ломать на кусочки.
Нельзя подавать что-либо к столу на блюде – опять-таки отсылка к казни святого, когда его голову подали Саломее на блюде.
Также стоит воздержаться от развлечений. Для песен и танцев лучше выбрать другой день.
Нельзя употреблять в пищу помидоры, арбузы и другие круглые красные продукты, которые символизируют праздник.
Молитва Иоанну Предтече в день памяти 7 июня
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Его же моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное, Аминь.