Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечают 7 июня

Иоанн Предтеча, великий святой, который Крестил Господа. Закончил он свою земную жизнь мученической кончиной. По злому навету жены Ирода Иродиады он был жестоко обезглавлен. Она повелела захоронить тело мученика без головы, так как боялась, что он может воскреснуть. Глава Иоанна Крестителя – самая почитаемая часть мощей святого. Пытаясь защитить святыню от поругания, ее прятали. Поэтому обретение главы Иоанна Предтечи празднуют трижды. Первое и второе Церковь отмечает 9 марта, а третье – 7 июня.
История обретений главы – это история потерь. Одни стали следствием страха, другие – преступным небрежением и халатностью. Так монахи, которым сам Предтеча повелел хранить его главу, устали ее нести и передали драгоценную ношу попутчику.

Краткое житие Иоанна Предтечи

Один из самых почитаемых святых после Богородицы – пророк Иоанн Креститель. Родился он в семье священника Захарии. По материнской линии он является родственником Иисуса Христа. Родился Иоанн на полгода раньше Спасителя.
Вырос святой в пустыне, непрестанно молясь и соблюдая пост, готовил себя к великому служению Господу. Он питался акридами и диким медом, одевался в рубище. В тридцатилетнем возрасте Бог призвал его к проповеди среди еврейского народа, чтобы приготовить его к принятию ожидаемого Христа. Он обратился с проповедью, в которой проповедовал крещение и исповедь во оставление грехов.

Значение святого

Иоанн — один из самых известных и почитаемых христианских святых. Ведь именно он крестил Иисуса Христа. С этим непосредственно связано празднование Собора Иоанна Предтечи 20 января.

Оно основано на обычае вспоминать на следующий день святых, которые имели непосредственное отношение к произошедшим событиям. Именно поэтому после крещения отмечается Собор Иоанна Предтечи.

Понятие «собор» в названии праздника означает, что народ отправляется в церковь, собирается, чтобы совершить богослужение в честь почитаемого святого.

Недовольные просто уходили: как отстаивали свои права в Древнем Риме бедняки

Модная пастель: весенний нейл-арт, который легко сделать самому

Пастель и любимые джинсы: трендовые весенние луки для поднятия настроения

Роль Иоанна Крестителя заключается в том, что именно он засвидетельствовал о пришествии на землю Сына Божия, завершив ветхозаветную историю. Именно с ним связано появление новых духовных ценностей, эпоха Нового Завета. Поэтому он считается одним из самых великих пророков.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Наиближайший предшественник Христа, который предсказал пришествие Мессии – Иоанн Креститель. Он вел аскетичный образ жизни, затем проповедовал крещение и покаяние для иудеев, в водах Иордана крестил Христа.

Дочь Иродиады Соломея танцевала в день рождения Ирода, за что тот обещал ей в награду выполнить любое ее желание. По наущению матери, она потребовала голову Иоанна Крестителя. В темницу, где находился святой, был направлен воин с приказом обезглавить Предтечу. Выполнив его, он принес голову Иоанна на блюде и отдал Соломии. Та в свою очередь передала ее своей матери Иродиаде.

Находка в Болгарии

Совсем недавно стало известно о еще одной версии месторасположения священной реликвии. Об обнаружении останков костей на руинах средневекового монастыря на юге Болгарии археологи сообщили в 2010 году. Так как основанный на его месте монастырь был посвящен Иоанну Крестителю, исследователи предположили, что это могут быть останки святого. На это указывала и соответствующая надпись на греческом языке.

Из жилого района во Флориде поймали трехметрового крокодила (видео)

Малахов отказался от московской прописки и зарегистрировался в городе Апатиты

Пастель и цветы: как носить самые модные оттенки и принты весны женщинам 50+

Радиоуглеродное исследование установило, что найденные останки принадлежали человеку, который жил на Ближнем Востоке в I веке н. э.

Действительно ли это голова Иоанна Крестителя, доподлинно неизвестно. Правда, для большинства верующих это и не имеет большого значения. Подобно Святому Граалю или Туринской плащанице, голова святого приобрела мифический характер, настолько важна его роль в истории христианства.

«Всегда существовало убеждение, что если вы сможете прикоснуться к реликвии, связанной с Иисусом, это укрепит вашу веру», — объясняет доцент кафедры религиоведения в университете Айовы Роберт Каргилл. — «Некоторые убеждены, что в этом случае могут рассчитывать на чудо».

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Как свидетельствует Церковное Предание, жена Ирода Иродиада не отдала главу Иоанна, чтобы ученики захоронили ее с телом святого. Она прятала святыню в своем дворце. О том, где находится святыня, было известно благочестивой служанке Иоанна, которая положила ее в кувшин из глины и похоронила на Елеонской горе. Эту информацию христиане передавали между собой, пока вельможа по имени Иннокентий на месте захоронения не решил возвести храм. Во время строительства и обнаружили главу. Подтверждение, что она принадлежит именно Иоанну Предтече, получили по чудесным знамениям, которые исходили от святыни. Перед своей кончиной вельможа спрятал главу в церкви, опасаясь, что она попадет в руки нечестивцев. При этом место расположения было известно только ему. Храм позднее был разрушен.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

В период царствования Константина Великого глава Иоанна Предтечи была обретена во второй раз. Два инока, прибыли в Иерусалим. Явившись одному из них, Иоанн Креститель сказал о месте, где нужно искать святыню. Обретя главу, иноки поместили ее в мешок из верблюжьей шерсти, но из-за своей лени, доверили нести святыню сирийскому гончару. Иоанн явился ему, велел оставить нерадивых иноков и сохранить главу у себя.
Всю оставшуюся жизнь гончар трепетно берег честную главу, каждый день, возжигая перед главой лампаду. Перед кончиной сирийцу явился святой, велел поместить главу в сосуд из глины и отдать на хранение своей сестре, которая должна была передать святыню христианину. Позднее глава оказалась в руках священника, который укрыл ее неподалеку Емессы в пещере. Позже там был построен монастырь. Архимандриту обители явился Предтеча и сказал, в каком месте находится святыня, после чего братия обрела главу. После этого ее перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

После ссылки Иоанна Златоуста и связанных с этим волнениями, святыню тайно перенесли в город Емессы, где она пребывала до начала девятого века. Позднее главу перенесли с Емесс в Команы (современная Ахазия), где ее в период, когда процветала иконоборческая ересь, спрятали надежно.

Как гласит предание, после того, как было восстановлено иконопочитание, на соборе в Константинополе Патриарх Игнатий, молясь ночью, получил сведения о местонахождении главы. Император Михаил IIIприказал отправить в Команы посольство, которое бнаружило святыню в месте, указанном святым. Главу перенесли в Константинополь и поместили в придворную церковь.

Во время Четвертого крестового похода святыню перенесли в город Амьен, который находится во Франции.

В пятидесятых годах прошлого века известные профессора медицины провели всестороннее патологоанатомическое исследование святыни.

Также установили, что голова принадлежала мужчине, которому было не более сорока лет. На святыне хорошо просматривается след от удара острым предметом. Известно, что Иродиада, находясь в состоянии крайней ярости, пронзила кинжалом главу.

Клин православный

Автор: епископ Балашихинский Николай

День Усекновения главы Иоанна Предтечи православная церковь отмечает 11 сентября –христиане в этот день вспоминают смерть последнего ветхозаветного пророка, который, сойдя во ад, первым принес туда весть о грядущем Спасении.

Коломна, XIV в., ГТГ

В ряду многоразличных изображений Крестителя Господня иконы, именуемые «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», занимают видное место – как по числу сохранившихся памятников, так и по распространенности их в восточно-христианском мире.

Самые ранние изображения известны с III в. (римские катакомбы Каллиста), но вплоть до VI в. это композиции, посвященные Крещению Господню. Древнейшим из сохранившихся единоличных образов Предтечи принято считать происходящую из Екатерининского монастыря на Синае икону, находящуюся в Киевском музее искусств им. Ханенко – ее датируют концом VI в. Одетый во власяницу (см.: Мф. 3:4) и гиматий Иоанн изображен на иконе в рост; в левой руке он держит свиток с греческой надписью: «Се, Агнец Божий…»

К X в. типичным становится изображение Иоанна Предтечи в составе деисуса, а с IX в., после третьего обретения честной главы святого, появляются житийные композиции, среди которых и пребывание Предтечи в пустыне. Евангелисты, начиная рассказ об Иоанне, упоминают его проповедь в пустыне (Мф. 3:1; Мк. 1:4; Лк. 3:2). По-видимому, свое влияние на формирование «пустынных» икон оказал и написанный в VIII в. Великий канон прп. Андрея Критского. Гимнограф при первом же упоминании именует Иоанна «пустыннолюбивой горлицей» и говорит: В пустыню вселися благодати Предтеча

(песнь 9 Великого канона).

В XII в. образы Иоанна Предтечи в пустыне приобретают самостоятельное значение –например, икона из монастыря вмц. Екатерины на Синае со сценами жития. Вполне логичным представляется, поэтому появление в конце XIII в. икон, где Предтеча изображен с крыльями – это прямая иллюстрация слов Спасителя об Иоанне: Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню?.. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

(Мф. 11:7–10). Спаситель приводит здесь пророчество Малахии:
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною
(Мал. 3:1). Древнейшим из сохранившихся изображений Предтечи с крыльями является фреска в Арилье (Сербия).

Древнейшей из известных на Руси икон Иоанна Предтечи – Ангела пустыни является икона из Коломны, находящаяся с 1935 г. в Третьяковской галерее. Это храмовый образ церкви Зачатия Иоанна Предтечи села Городищи. Правая рука стоящего в полный рост Иоанна сложена в именословном благословении; в левой он держит развернутый свиток с текстом: Покайтеся, приближибося Царство Небесное… Уже бо секира при корени древа…

(Мф. 3:2,10). Средник иконы написан в конце XIV в.; житийные клейма – XVIII в.; видимо, это повторение несохранившихся сюжетов, современных среднику. Вот их состав:

Явление Ангела священнику Захарии (Лк. 1:11–17). 2. Рождество Иоанна Предтечи (Лк. 1:57). 3. Наречение имени (Лк. 1:60–64). 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе. 5. Убиение Захарии (ср.: Лк. 11:51). 6. Ангел уводит младенца в пустыню. 7. Моление Иоанна в пустыне (Лк. 3:2–6). 8. Ангел ведет Иоанна к Иордану. 9. Крещение Христа (Лк. 3:21–22). 10. Крещение народа (Лк. 3:10–14). 11. Обличение Ирода (Лк. 3:19–20). 12. Усекновение главы (Мк. 6:17–28). 14. Принесение главы (Мк. 6:28). 15. Погребение (Лк. 6:29). 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Литературными источниками для иконографии сюжетов, не нашедших отражения в Евангелии, является апокрифическое «Протоевангелие Иакова», а также Житие Иоанна Предтечи, составленное в X в. прп. Симеоном Метафрастом. О пребывании Предтечи в пустыне хочется привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом».

Владимир, XVII в., МиАР

Еще один замечательный образ Предтечи – Ангела пустыни находится в музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона 1560-х гг. происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, построенного на вклад царя Ивана IV. Икона находилась в местном ряду иконостаса по левую сторону от Царских врат.

Босой Иоанн также изображен в рост; на нем гиматий и власяница: Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих

(Мф. 3:4); «пояс усмен» под складками гиматия не виден. Правая рука его поднята в благословляющем жесте, а в левой он держит тонкий посох с крестом, чашу с усеченной главой и развернутый свиток с составным текстом из Евангелия (надпись, впрочем, является поновлением XVIII в.). Вот этот текст:
Славите… и свидетельство о нем яко се есть Агнец Божий вземляй грехи всего мира… Покайтеся приближибося Царство Небесное… уже бо и секира лежит при корене древа… всяко убо древо посекается
(Ин. 1:29; Мф. 3:2,10). У ног Предтечи, прямо под свитком – иллюстрация его слов: небольшое деревце с острым топориком, лежащим на развилке ветвей;
само древо, не приносящее доброго плода,
еще не срублено, но одна ветвь уже отсечена… Усеченная глава Предтечи и посох с крестом – прообразы Искупительной жертвы Христовой.

Сольвычегодск, XVI в.

Икона того же времени, середины XVI в., из Сольвычегодского музея (в настоящее время в Архангельском музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»), по композиции аналогична Ангелу пустыни из Коломны; отличие в надписи на свитке: Се Агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех по мне грядет Муж иже предо мною

(Ин. 1:29– 30).

Житийные клейма (их меньше, всего 14) несколько отличаются от Коломенских; вот их порядок: 1. Явление ангела Захарии. 2. Захария перед народом (Лк. 1:21–22). 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Лк. 1:23–24). 4. Встреча Богоматери и Елизаветы (Лк. 1:40–43). 5. Рождество Иоанна Предтечи (Лк. 1:57–63). 6. Убиение Захарии. 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе. 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню. 9. Моление Иоанна в пустыне. 10. Крещение народа Иоанном. 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода. 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду. 14. Обретение главы Иоанна Предтечи.

В XVI в. иконы Иоанна Предтечи, в том числе и Ангела пустыни, получают широкое распространение. Это, несомненно, связано с тем, что Предтеча был небесным покровителем царя Ивана Грозного, по заказу которого был создан целый ряд изображений Предтечи. Будущий царь родился 25 августа, за четыре дня до дня Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, и особо почитал именно этот день памяти святого, причем в новописанных иконах желал видеть усекновенную главу.

Ярославль, середина XVI в.

Иоанн Предтеча в житии. Ярославль, XVI в.

Две замечательные иконы XVI в. из Ярославского художественного музея представляют Предтечу – Ангела пустыни держащим чашу с усекновенной главой. Правая рука Предтечи прижата к груди. В первом случае икона имеет 16 житийных клейм; кроме упомянутых выше сюжетов, в нижнем ряду представлены Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи.

Вторая Ярославская икона имеет 20 житийных клейм; кроме упомянутых, это следующие сюжеты: Принятие Иоанном дара пророчества (клеймо 9) – Предтеча в пустыне; его правая рука молитвенно воздета к Спасителю, изображенному в небесном сегменте в правом верхнем углу клейма; в левой руке Предтеча держит пророческий свиток.

Иоанн Предтеча в темнице (клеймо 13) – Иоанн, облокотившись о правую руку, сидит

в мрачном застенке; снаружи его стережет стражник с мечом.

Последние четыре клейма посвящены истории обретений главы Предтечи. Напомним, как об этом говорит его житие. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала ее в своем дворце, но благочестивая служанка Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода (см.: Лк. 8:3), сумела тайно вынести главу из дворца и захоронила ее в глиняном кувшине на Елеонской горе. Спустя много лет некий благочестивый человек по имени Иннокентий обнаружил кувшин со святыней, бережно ее хранил, но перед своей смертью, опасаясь поругания святыни от неверных, скрыл ее в земле на том же месте, где обрел. В царствование Константина Великого некие иноки пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню. В сонном видении им явился Иоанн Предтеча и повелел откопать святую главу его. Возвращаясь домой, иноки по своему легкомыслию передали святыню одному гончару из сирийского города Емессы. Перед смертью он передал главу Предтечи на хранение своей сестре; затем святыня переходила от одного верующего к другому, пока не досталась иноку Евстафию, который скрыл святую главу в одной из пещер близ Емессы.

Впоследствии на этом месте была устроена монашеская обитель. Ее настоятель, архимандрит Маркелл, в 452 г., по откровению Божию, вторично обрел честную главу, которая затем была перенесена при императоре Феодосии Великом в Константинополь.

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, вновь перенесли в город Емессу. В период иконоборческих гонений, в начале IX в., спрятали в Команах (на территории современной Абхазии), где некогда находился в ссылке Златоуст, а после восстановления иконопочитания в 842 г. Патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил откровение о местонахождении святыни. Император Михаил III направил в Команы посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном Патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Это было третье ее обретение.

Наш обзор икон Иоанна Предтечи – Ангела пустыни был бы неполным без памятников поздневизантийских. Один из них был представлен на выставке «Шедевры Византии», проходившей весной нынешнего года в Третьяковской галерее. После падения Константинополя в 1453 г. греческие иконописцы уехали на Крит, и традиции византийской иконописи не прервались.

Крит, начало XVI в.

На иконе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни начала XVI в. из собрания Э. Велимезиса – X. Маргаритиса. Святой Иоанн представлен стоящим в рост на невысокой скале. Предтеча показан как бы в молитвенном порыве к именословно благословляющему его Спасителю, изображенному в верхнем правом углу, в сегменте синего неба с золотыми лучами.

На Предтече светло-коричневый гиматий, надетый поверх темно-голубой милоти. В левой руке Предтеча держит развернутый свиток, но не с Евангельской надписью, а с текстом следующего содержания: «Виждь, Слово Божие, что претерпевают те, кто порицают отвратные нарушения. Вот и Ирод, не снося порицания, усек главу мою, Спаситель». Этот текст известен с начала XII в. и связан с обретением и почитанием главы Иоанна Предтечи. Самое раннее упоминание о нем относится к несохранившемуся мозаичному изображению на фасаде монастырского храма св. Георгия в Палермо.

В нижней части иконы, позади Предтечи изображено деревце с пышной кроной; к нему прислонен топор. Отметим, что два неплодоносящих ствола уже срублены. Перед Предтечей на камне стоит драгоценная чаша, а в ней – его усекновенная глава.

Монастырь Ставроникита, Афон, XVI в.

Еще одна икона Предтечи – Ангела пустыни, также XVI в., написанная выдающимся иконописцем Феофаном Критским, находится в монастыре Ставроникита на Афоне. Этот образ вполне созвучен древнерусским иконам Предтечи – Ангела пустыни: святой изображен фронтально; правая рука поднята в именословном благословении, а в левой – высокий тонкий посох с крестом и развернутый свиток с Евангельским текстом: Ιδού ο Αμνός του Θεού ο αίρων τον η αμαρτία του κόσμου (Ин. 1:29 – Се Агнец Божий…).

Завершим наш обзор более поздним вариантом иконографии Ангела пустыни – он известен со второй половины XVI в. как миниатюра рукописи, а с начала XVII в. уже и как икона.

Икона из Антониево-Сийского монастыря, середина XVII в.

Поясное изображение Предтечи – Ангела пустыни из Антониево-Сийского монастыря близ Холмогор написано в середине XVII в. (ныне в собрании музея-заповедника «Ростовский Кремль») иконописцем Федором Зубовым. Фронтально расположенный Предтеча держит в руках драгоценную чашу, в которой находится Богомладенец. Левой рукой Предтеча придерживает основание чаши, а правой указывает на лежащего в ней Младенца.

Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира

(Ин. 1:29) здесь осмыслено литургически. К этому времени стали широко известны возникшие в палеологовском искусстве композиции на тему Божественной литургии: «Иже херувимы», «Великий вход», «Да молчит всякая плоть» и другие.

Приведенные в нашей заметке примеры развития иконографии Иоанна Предтечи не только показывают, как совершенствовалось художественное исполнение икон, но и как углублялось богословское осмысление роли Иоанна Крестителя – Предтечи благодати Божией –

в деле нашего спасения.

Список использованной литературы

  1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Предтечи» из Махрищского монастыря) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970.
  3. Древнерусское искусство X — начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995.
  4. Иконы XIII-XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
  5. Иконы строгановских вотчин XVI-XVII веков / Сост. М.С.Трубачева. М., 2003.
  6. Иконы Ярославля XIII-XVI веков. М., 2002.
  7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
  8. Устинова Ю.В. Иконография Иоанна Предтечи // Православная энциклопедия. Т. 24, М., 2010.

Источник: mepar.ru

Иконография Предтечи Господня Иоанна Автор: епископ Балашихинский Николай В иконостасе одного из древнейших храмов Подмосковья – Зачатия Иоанна Предтечи села Городище (ныне в черте города Коломны) с давних времен находилась чтимая икона Иоанна Предтечи. Время ее создания – «золотой век» древнерусского искусства, конец XIV – начало XV вв.

Слово об Иоанне Предтече Автор: митрополит Сурожский Антоний Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти — не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Приметы и обычаи в день празднования Обретения главы Иоанна Предтечи

  • Считается, что в этот день, 9 марта, птицы возвращаются с зимовки, что является символом начала весны. Увидеть, как прилетают жаворонки или аисты считалось доброй приметой – к счастливому и удачному году. В этот день принято было делать скворечники и вешать их вблизи дома не деревьях.
  • В этот день молятся об исцелении от головных болей, а также обращались с просьбой уберечь и защитить детей от болезней.
  • Существовало поверье, что в этот день не рекомендовали ложиться спать раньше полуночи. Считалось, если уснуть рано, нечистая сила может проникнуть в дом и отравить или испортить пищу.
  • Если в праздник Обретения главы Иоанна погода ясная, то Пасха будет теплой. Большие сугробы обещали холодное Пасхальное Воскресенье. Если снег тает, Пасха будет солнечной.
  • Если ночью небо звездное, а луна яркая, утро будет морозным.

Иоанн Предтеча своей жизнью оказал всем верующим, что нужно смирять свои страсти и стремиться избавиться от грехов.

Праздники в честь Иоанна

Известный проповедник Иоанн Крестьянкин говорил, что Иоанн был настолько велик, что православная церковь хранит память обо всех значимых событиях в его жизни. Поэтому праздников, связанных с ним, немало.

6 октября отмечается зачатие Иоанна Предтечи, 7 июля — рождество Крестителя, 11 сентября — усекновение его главы, 9 марта — первое и второе обретение главы, 7 июня — третье обретение главы, 25 октября — перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: